Научная статья на тему 'Влияние творчества на процесс адаптации в период подросткового кризиса у тинэйджеров'

Влияние творчества на процесс адаптации в период подросткового кризиса у тинэйджеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
604
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / АДАПТАЦИЯ / САМООЦЕНКА / ОДИНОЧЕСТВО / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС / CREATIVITY / ADAPTATION / SELF-ESTEEM / IDENTITY / ГРУППЫ / ADOLESCENCE CRISIS / GROUPS / LONELINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черная Юлия Сергеевна, Шклярук Сергей Павлович

в данной статье представлено исследование влияния регулярного занятия живописным творчеством и постоянного пребывания в творческой группе на прохождение подросткового кризиса у тинэйджеров. Каждому из 60 испытуемых предоставлялась батарея тестов. Изучались: нервно психическая адаптация, самооценка и уровень притязаний, идентичность, чувство субъективного одиночества и школьная тревожность. Обработка данных: описательные статистики, критерий U – Манна – Уитни для непараметрических критериев для двух независимых выборок. Результаты: подростки в непостоянных творческих группах обладают сниженным уровнем нервно-психической адаптации и самооценки, а также высоким уровнем субъективного одиночества и фрустрации в достижении успеха по сравнению с подростками из постоянных творческих и нетворческих групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this paper studies the influence of regular pictorial creativity class and the environment of creative groups on overcoming the adolescent crisis. Each of 60 students was given a battery of tests. Psychological adaptation, self-esteem and level of aspiration, identity, the subjective sense of loneliness and school anxiety have been studied. The data of descriptive statistics, Mann-Whitney U criterion for nonparametric tests for two independent samples has been processed. It is concluded that adolescents in non-permanent creative groups have a reduced level of neuropsychic adaptation and self-esteem and also high levels of subjective loneliness and frustration in achieving success, compared with adolescents from the constant creative and uncreative groups.

Текст научной работы на тему «Влияние творчества на процесс адаптации в период подросткового кризиса у тинэйджеров»

Psychology

УДК 159.9.075 РС! 10.21661/Г-150591

Ю.С. Черная, С.П. Шклярук

Влияние творчества на процесс адаптации в период подросткового кризиса у тинэйджеров

Аннотация

В данной статье представлено исследование влияния регулярного занятия живописным творчеством и постоянного пребывания в творческой группе на прохождение подросткового кризиса у тинэйджеров. Каждому из 60 испытуемых предоставлялась батарея тестов. Изучались: нервно психическая адаптация, самооценка и уровень притязаний, идентичность, чувство субъективного одиночества и школьная тревожность. Обработка данных: описательные статистики, критерий U - Манна - Уитни для непараметрических критериев для двух независимых выборок. Результаты: подростки в непостоянных творческих группах обладают сниженным уровнем нервно-психической адаптации и самооценки, а также высоким уровнем субъективного одиночества и фрустрации в достижении успеха по сравнению с подростками из постоянных творческих и нетворческих групп.

| Ключевые слова: творчество, адаптация, подростковый кризис, группы, самооценка, идентичность, одиночество.

Yu.S. Chernaya, S.P. Shklyaruk

The influence of creativity on the process of adaptation

in the period of teenagers' crisis

Abstract

This paper studies the influence of regular pictorial creativity class and the environment of creative groups on overcoming the adolescent crisis. Each of 60 students was given a battery of tests. Psychological adaptation, self-esteem and level of aspiration, identity, the subjective sense of loneliness and school anxiety have been studied. The data of descriptive statistics, Mann-Whitney U criterion for nonparametric tests for two independent samples has been processed. It is concluded that adolescents in non-permanent creative groups have a reduced level of neuropsychic adaptation and self-esteem and also high levels of subjective loneliness and frustration in achieving success, compared with adolescents from the constant creative and uncreative groups.

| Keywords: creativity, adaptation, adolescence crisis, groups, self-esteem, identity, loneliness.

Введение

Подростковый возраст, безусловно, является одним из важнейших. И не удивительно, что многие исследователи вплотную занимались этим вопросом (М.Е. Бурно 1999; Л.С. Выготский 1965, 1968; Л.Б. Ермолаева-Томина; Е.И. Замятин 1991; П.М. Якобсон 1971 и др.). Феномен творчества все так же будоражит умы исследователей, которые придают ему различную силу влияния на человека, начиная от всепоглощающего позитивного эффекта, заканчивая тем, что творчество признают

социализированной разновидностью зависимости (Р.М. Грановская 2002). Так же нельзя исключать влияние как самой референтной группы, так и собственно пребывания в этой группе на подростковый возраст.

Творчество способно разрешать различные личностные проблемы и излечивать душевные травмы. Особенно интересно влияние творчества на людей в кризисном состоянии, будь то кризисы взросления или кризисы, вызванные другими факторами.

В данной статье будет рассмотрено влияние творчества и творческой группы на адаптацию и прохождение

Interactive science | 5 (15) • 2017

75

Психология

подросткового кризиса у подростков. Так же важным фактором здесь будет служить окружение подростка, группа, в которой он существует. Творчество является если не основным, то весомым фактором в успешности прохождения подросткового кризиса, да и любого кризиса вообще. Подростки, регулярно и с удовольствием занимающиеся творчеством легче и более продуктивно проходят подростковый кризис. Данный факт может подтвердить личные наблюдения исследователей и результаты исследования, которые описываются в данной статье. Предполагается, что творчество является некой «психологической разгрузкой» и своеобразным выходом энергии подростка.

Цель данного исследования заключается в рассмотрении влияния творчества на адаптацию и прохождение подросткового кризиса у подростков, которые занимаются живописным художественным творчеством в постоянных и не постоянных творческих группах.

Гипотеза состоит в том, что подростки, регулярно занимающиеся живописным художественным творчеством и состоящие в постоянных творческих группах, намного продуктивнее проходят подростковый кризис, чем подростки, не занимающиеся творчеством и те подростки, которые занимаются художественным творчеством, но состоят в непостоянных творческих группах.

Методика Участники исследования.

В исследование принимали участие 60 человек, поделённые на три группы. Первая группа состоит из подростков 14-16 лет обучающихся в художественно-эстетическом лицее и на протяжении длительного времени активно занимаются творческой деятельностью, в подавляющем большинстве художественным творчеством, и состоящих в постоянных творческих группах. Вторую группу составляют подростки посещающий подростково-молодежный клуб в возрасте 14-16 лет, занимающиеся творчеством и состоящие в не-

постоянных творческих группах. Третью группу составляют ученики обычной школы в возрасте от 14 до 16 лет редко или почти никогда не занимающиеся художественным творчеством. Каждая группа насчитывает 20 человек. Участники были набраны на основании добровольного согласия каждого участника исследования. Исследования проводилось на базах двух учебных заведений: гимназия №190, подростково-молодежный клуб ПМК «Романтики» и гимназия №272, первая из которых является учреждением с обучением с творческим уклоном, второе развивающим центром для детей подростков, третья же является простой образовательным учреждением. Уровень образования и знаний, который даётся ученикам примерно одинаковый.

Процедура исследования

Исследование проходило в два этапа. На первом этапе происходил анкетированный опрос испытуемых. На втором этапе происходила выборочная беседа с участниками исследования. Три группы исследовались отдельно, каждая в пределах своего образовательного учреждения и производилось по групповому типу.

В первом этапе исследования методики предъявлялись одним блоком в следующем порядке:

1. Многомерная шкала нервно-психической адаптации.

2. Методика Дембо-Рубин-штейн, модификация Прихожан.

3. Методика диагностики уровня субъективного одиночества Рассела и Фергюсона.

4. Метод мотивационной индукции (ММИ) Нюттена.

5. Методика диагностики уровня тревожности по Филлипсу.

6. Проективная методика «Я в прошлом, сейчас и в будущем».

Математико-статистические методы обработки данных Анализ проводился с помощью описательной статистики, мода, медиана, минимум, максимум, t - критерий для независимых выборок, анализ средних значений для двух независимых выборок и критерий U - Манна - Уитни для непараметрических критериев для двух независимых выборок, так как в группах не наблюдалась нормального распределения.

Для проведения статистического анализа использовались программы: IBM SPSS Statistics 21.

Обсуждение результатов По результатам исследования можно сделать вывод, что у подростков из непостоянной творческой группы большая вероятность нервно-психической дезадаптации (изучалась посредством многомерной шкалы нервно-психической адаптации (НПА), чем у подростков из постоянных групп: творческой и «не творческой» (рис. 1). Подростки, занимающиеся творчеством, но при этом не состоящие в постоянных творческих группах, например, кружки или клубы, подвержены большему риску. Можно предположить, что подростки, состоящие в постоянном коллективе, со своими устоявшимися правилами и законами чувствуют себя в них более комфортно, так как они находят в коллективе единомышленников

Рис. 1. Шкала нервно-психической адаптации

РБуеМоду

Рис. 2. Уровень притязаний по методике Дембо-Рубинштейн

и понимание. В то время как подростки во второй группе постоянно находятся между двумя коллективами. В одном у них есть единомышленники и понимание, в другом же все это отсутствует по тем или иным причинам. Так же на такие данные могут влиять и другие причины, такие как образ жизни. Подростки, занимающиеся творчеством, а в частности испытуемые из экспериментальной группы часто не спят по ночам обуреваемые вдохновением, для них свойственна не большая подвижность, сильная загруженность художественной работой. Из-за такой усиленной нагрузки могут уменьшаться многие факторы риска, сильно влияющие на подростковую среду, такие как алкоголь, курение, наркотики, ранние половые связи и т. д.

Изучение самооценки (по мето-дикеДембо-Рубинштейн, модификации Прихожан) выявило, что для подростков из постоянной творческой группы характерен более высокий уровень притязаний почти по всем шкалам методики, что говорит о высоком стремлении к достижениям в разных сферах жизни. Особенно интересны показатели по шкалам «Авторитет у сверстников», «Уверенность в себе» и «Умение многое делать своими руками» (рис. 2).

Они находятся в адекватно высоком диапазоне в сочетании с такими же высокими и адекватными показателями самооценки по тем же шкалам. Это говорит о большей

уверенности в себе и окружающей среде у подростков из постоянной творческой группы, в отличие из непостоянных творческих и «не творческих» групп. Стремление к достижениям, тем более высоким достижениям в какой-либо сфере жизни - это характеристика положительная и во многом объясняющая поведение творческого подростка. Руководствуясь высокими целями и адекватной самооценкой, подросток стремиться к своему идеалу. И, продвигаясь к нему, он получает удовольствие от процесса и результата, что положительно влияет на его эмоциональное и психическое здоровье.

Изучение идентичности по методике Куна показало, что подростки наибольшее внимание уделяют социальной, деятельной и рефлексивной идентичности. Из этого следует, что для подростка важен социальный статус, деятельный статус, а так же его личностные качества, важно за-

метить, что подростки не склонны определять себя в отрицательном плане. Так же их мало интересует перспективные, материальные и коммуникативные компоненты Я.

Самые высокие показатели субъективного одиночества, которое изучается по методике Рассела и Фергюсона, приходятся на долю непостоянной творческой группы, в отличие от представителей постоянной творческой и «не творческой» групп, у которых низкий уровень одиночества. Эти данные наглядно показывают различие подростков, которые занимаются творчеством в постоянных группах и тех, кто занимается им в непостоянных группах (рис. 3).

Подростки, которые находятся в непостоянных творческих группах, предположительно, чувствуют себя более одинокими в силу того, что не могут найти понимания среди сверстников в своем постоянном круге взаимодействия со сверстниками. Может быть и такая ситуация, что, из-за их занятий творчеством, сверстники не воспринимают их или оскорбляют и насмехаются. Данная ситуация никак не может благотворно влиять на развитие подростка и на развитие подросткового кризиса.

Школьная тревожность, особенно важная в этом возрасте, изучалась по методике диагностики уровня тревожности по Филлипсу. По параметру Страх самовыражения у подростков из непостоянных творческих групп уровень тревожности намного выше и прибли-

2,5 2 1,5 1

0,5 О

1,45

■ Постоянная творческая группа

■ Непостоянная творческая группа

п "Не творческая" группа

Уровень субъективного одиночества

Рис. 3. Методика Рассела и Фергюсона

1п1егас1гее Бс1епсе | 5 (15) • 2017

77

Психология

Рис. 3. Методика Рассела и Фергюсона

жается к уровню повышенной тревожности, в отличие от подростков которые находятся в постоянной творческой группе (рис. 4).

Так, подростки из постоянной творческой группы реже подвергаются тревогам по поводу своего самовыражения и реализации, в отличие от тех, кто находится в непостоянной творческой группе. Более того, подростки, занимающиеся творчеством, воспринимают неспособность и страх самовыразиться очень остро. По параметру Фрустрация потребности в достижение успеха показатели постоянной творческой группы значительно ниже, чем у «не творческой» группы, которая приближается к уровню повышенной тревожности (рис. 4). Это говорит о том, что подростки, занимающиеся творчеством и при этом находящиеся в постоянной творческой группе, не испытывают проблем с фрустрацией потребности в достижении успеха, в отличие от тех подростков которые творчеством не занимаются и тех, кто занимается творчеством, но не в постоянных творческих группах. Стоит заметить, что показатель тревожности по этому параметру в непостоянной творческой группе даже больше чем у «не творческой», что говорит о большой вероятности у них фрустрации потребности в достижении успеха.

Так же в исследовании участвовала проективная методика «Я в прошлом, настоящем и будущем». В классическом варианте творческие подростки из постоян-

ной группы «В прошлом» рисуют себя в детстве или вообще в утробе матери, «Сейчас» рисуют себя в настоящем состоянии и «Будущем» различное применение своего таланта в их будущем (выставки, дизайн и т. д.). Но, так же, могут появляться интересные варианты, в которых присутствует и аллегория, и эмоциональная наполненность и философский смысл. Причём, такие рисунки встречаются довольно часто. Из всей выборки не было ни одной работы с негативным содержанием. Во всех работах отображается, что творчество привнесло в жизнь человека нечто прекрасное, в крайнем случае, нейтральное.

У творческих подростков, которые посещают не постоянные творческие группы, в рисунках так же присутствует аллегория и, присущие первой группе закономерность рисовать себя в будущем самореализованным и участвующим в различных мероприятиях, но так же присутствуют картинки с отрицательным подтекстом и даже смертью.

В «не творческой» группе немного другие показатели. В классическом варианте «В прошлом» изображается детством, «Настоящее» - современным состоянием, «будущее» соответственно их предполагаемому физическому или профессиональному развитию. Но довольно часто встречается неопределенность своего будущего или даже страх. К примеру, подростки в будущем

изображают себя неодушевленными предметами, такими как носок или животным. Нередко попадаются работы с негативным или агрессивными сюжетами.

По итогам этой методики я могу сказать, что три группы выполняли желание охотно и отказавшихся было мало, но по эмоциональной насыщенности работы творческих подростков были более гармоничными и позитивными.

Выводы

1. Нервно-психическая адаптация в непостоянной творческой группе ниже, чем у постоянной творческой и нетворческой группы, это можно объяснить большими творческими нагрузками и тем, что подростки в не постоянной творческой группе постоянно находятся между двумя коллективами. В одном у них есть единомышленники и понимание, в другом же все это отсутствует по тем или иным причинам.

2. Для постоянной творческой группы характерен более высокий уровень притязаний почти по всем шкалам, в отличие от непостоянной творческой и нетворческой группы, что говорит о высоком стремлении к достижениям в разных сферах жизни. Подростки наибольшее внимание уделяют социальной, деятельной и рефлексивной идентичности. Из этого следует, что для подростка важен социальный статус, деятельный статус, а так же его личностные качества, важно заметить, что подростки не склонны определять себя в отрицательном плане. Так же их мало интересует перспективные, материальные и коммуникативные компоненты Я.

3. У представителей непостоянной творческой группы выявлен средний уровень одиночества, в отличие от постоянной творческой и «не творческой» групп, которые обладают низким уровнем одиночества. Подростки, которые находятся в непостоянных творческих группах, чувствуют себя более одинокими в силу того, что не могут найти понимания среди сверстников в своем постоянном круге взаимо-

Psychology

действия со сверстниками. Подростки, находящиеся в постоянной творческой группе реже подвергаются тревогам по поводу своего самовыражения и реализации, в отличие от тех, кто находится в непостоянной творческой группе. Более того, подростки, занимающиеся творчеством, воспринимают неспособность и страх самовыразиться очень остро. По параметру «Фрустрация потребности в достижение успеха» показатели первой группы значительно ниже, чем у третьей группы, которая приближается к уровню повышенной тревожности. Что говорит о том, что подростки, занимающиеся творчеством и при этом находящиеся в постоянной творческой группе, не испытывают проблем с фрустрацией потребности в достижении успеха, в отличие от тех подростков, которые творчеством не занимаются и

тех кто занимается творчеством, но не в постоянных творческих группах.

4. Подростки, находящиеся в постоянной творческой группе, имеют высокую адекватную самооценку и уровень притязаний, сформированную идентичность, нормальный уровень нервно-психической адаптации, низкий уровень одиночества и тревожности. А так же направленны на будущее и зрелость в своих мечтах и потребностях, по сравнению с непостоянной творческой и «не творческой» группами. Подростки из непостоянной творческой группы, наоборот, имеют несколько низкий уровень нервно-психической адаптивности, более высокий уровень одиночества и тревожности, особенно если это связанно со страхом самовыражения.

Литература

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением [Текст]. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.

2. Волков Б.С. Психология подростка [Текст]: Учебное пособие. - М.: Академический Проект; Гаудеамус,

2005. - 208 с.

3. Грановская Р.М. Конфликт и творчество в зеркале психологии [Текст]. - М.: Генезис, 2002. - 573 с.

4. Гурвич И.Н. Тест нервно-психической адаптации [Текст] / И.Н. Гурвич // Вестник гипнологии и психотерапии. - 1992. - №3. - С. 46-53.

5. Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства [Текст] / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - №1. - С. 55-81.

6. Ермолаева - Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов [Текст]. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

7. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2002. - №8. - С. 56-59.

8. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - 2-е стереотип. изд. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 с.

9. Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков [Текст] / С.В. Малышева, Н.А Рождественская // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2001. - №3. - С. 63-68.

10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие [Текст] / Ред.-сост. Д.Я. Райгород-ский. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. 688 с.

11. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [Текст]. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с.

12. Психология подростка [Текст] / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 512 с.

13. Ромицына Е.Е. Методические подходы к психодиагностике тревожности у детей и подростков // Методика «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ): Учебно-методическое пособие [Текст]. - СПб.: Речь,

2006. - С. 8-24.

14. Тест Куна. Тест «Кто Я?» [Текст] / Т.В. Румянцева; М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006. - С. 82-103.

15. Художественное творчество и психология [Текст] / Отв. редакторы А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. - М.: Наука, 1991. - Х98. - 192 с.

16. Хухлаева О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 160 с.

17. Якобсон П.М. Психология художественного творчества [Текст]. - М.: Знание, 1971. - 48 с.

18. Яньшин П.В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности [Текст]. - СПб.: Питер, 2004. - 336 с.

Interactive science | 5 (15) • 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.