Научная статья на тему 'К проблеме метода диагностики одиночества подростков'

К проблеме метода диагностики одиночества подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3969
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Коротеева Елена Михайловна

This article is about diagnostic technique of teens' loneliness. Particularly, the diagnostic technique resources of individual loneliness level (D. Rassel, M. Ferguson) and the self-appraisal of loneliness scales. The inadequacy of this technique was proved during teens' loneliness identification; and the author suggests his own solution of this problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме метода диагностики одиночества подростков»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 41-47.

© Л.И. Дементий, Е.М. Коротеева, 2008 УДК 159.922

К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ ОДИНОЧЕСТВА

ПОДРОСТКОВ

Л.И. Дементий, Е.М. Коротеева

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

This article is about diagnostic technique of teens' loneliness. Particularly, the diagnostic technique resources of individual loneliness level (D. Rassel, M. Ferguson) and the self-appraisal of loneliness scales. The inadequacy of this technique was proved during teens' loneliness identification; and the author suggests his own solution of this problem.

Развитие в российском обществе феномена одиночества признают многие ученые и неспециалисты, но сама проблема не становится яснее от простой констатации факта. В отечественной психологии имеется крайне ограниченное число работ по проблеме одиночества. Между тем теоретическая и практическая значимость данной проблемы очевидна: всё большее число людей разных возрастов оказывается в ситуации одиночества и самостоятельно не может совладать с ней, что приводит к самым негативным чувствам и состояниям. Особое беспокойство вызывает одиночество молодых людей, особенно подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей [6, 10, 11,

14, 15, 18, 20, 22, 28, 29 и др.], одиночество переживается чаще и острее (подростки чаще всего переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность) и является одной из серьезнейших, особо опасных проблем. Так, в частности, переживание чувства одиночества в подростковом возрасте является причиной разочарований и крушения надежд, а также осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений [13, 27]. Кроме того, переживание одиночества в подростковом возрасте может ограничить развитие человека, привести к негативным социальнопсихологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества [9, 22, 27, 29], суицидальном поведении [1, 2, 7, 8, 9, 16, 19, 24]. Несмотря на острую актуальность проблем, в настоящее время, особенно в отечественной психологии,

крайне недостаточно эмпирических исследований одиночества подростков. Главным препятствием на пути эмпирического исследования в данной области становится, по нашему мнению, отсутствие адекватного инструментария для измерения одиночества.

Анализ литературы показывает, что исследования одиночества ведутся в рамках одного из двух подходов: одномерного или многомерного.

Одномерный подход рассматривает одиночество как единое явление, которое отличается по испытываемой интенсивности переживания. Этот подход допускает, что в переживании одиночества имеется для всех людей нечто общее. Недостаток этого подхода заключается в том, что он не принимает во внимание то, чем каждый отдельный случай одиночества является для индивида. Таким образом, одна и та же общая шкала применяется к разным проявлениям одиночества. Одной из наиболее распространенных одномерных систем измерения одиночества является методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (шкала одиночества UCLA (University California Los-Angeles)) [21, 25].

Многомерный подход, напротив, концептуализируя одиночество как многогранное явление, которое нельзя подвести под единую мерку глобального одиночества, представляет собой попытку операционализации различных форм проявления одиночества. Этот подход ориентирован на выделение гипотетических типов одиночества [5, 21, 25].

Изучая проблему одиночества, в частности возрастных ее особенностей, в парадигме одномерного подхода, мы столкнулись с целым рядом методических трудностей, научная рефлексия которых и послужила основой для данной статьи.

Итак, целью нашего исследования явилось изучение возрастных особенностей одиночества.

Общий объем выборки составил 480 человек, из них 180 человек подросткового возраста и по 60 человек старшего школьного возраста (средний возраст - 16,6 года), юношеского возраста (средний возраст - 18,8 года), испытуемых периода молодости (средний возраст - 23,8 года), зрелости (средний возраст - 38,7 года) и поздней зрелости (средний возраст - 68,8 года). При формировании выборки мы использовали возрастную периодизацию развития И.Ю. Кулагиной [12]. В свою очередь испытуемых подросткового возраста мы, используя периодизацию Д.И. Фельдштейна [26], разделили на 3 группы: 10-11 лет (средний возраст - 10,5 года), 12-13 лет (средний возраст - 12,9 года) и 14-15 лет (средний возраст - 14,1 года). Необходимость деления этих групп диктовалась целью изучения особенностей одиночества внутри самого подросткового периода.

В качестве основных методов исследования выступили: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [17, с. 77-78]; методика X. Азу-ма, К. Кашиваги (цит. по: [4, с. 123-124, 136142]), модифицированная нами под задачи исследования (в частности: испытуемым предлагалось вспомнить человека, которого они знают лично и считают одиноким, и описать, какой он); анкета, разработанная нами для изучения особенностей переживания одиночества, представлений об одиночестве, причин одиночества.

Для выявления статистических закономерностей в полученных данных мы применяли следующие методы математической об-

работки: частотный анализ и процентили, угловое преобразование Фишера (критерий ф*), статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ (мерой зависимости служил коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена).

Согласно результатам нашего исследования, полученным с помощью методики Д. Рассела и М. Фергюсона, которые отражены в таблице 1 и на рисунке 1, от 0% до 8,3% испытуемых обладают высоким уровнем субъективного ощущения одиночества, от 11,7% до 41,7% -средним уровнем субъективного ощущения одиночества. Сравнивая процент испытуемых со среднем уровнем субъективного ощущения одиночества в разных возрастных периодах, необходимо, прежде всего, отметить следующее: среди подростков (особенно 12-13 и 14-15 лет) небольшой процент испытуемых со среднем уровнем субъективного ощущения одиночества, к 16-17 годам (старшему школьному возрасту) этот процент увеличивается, достигая своего максимума к 17 - 20-23 годам (юношескому возрасту), далее процент испытуемых со среднем уровнем субъективного ощущения одиночества постепенно снижается (к зрелому возрасту), а затем вновь увеличивается после 60-70 лет (в позднем зрелом возрасте). Таким образом, испытуемые юношеского и позднего зрелого возрастов в большей степени, чем подростки (10-11, 12-13, 14-15 лет), старшие школьники, испытуемые периода молодости и зрелости склонны ощущать одиночество. В то время как подростки 12-13 и 14-15 лет в меньшей степени, чем испытуемые других возрастных групп склонны переживать это чувство.

Т а б л и ц а 1

Показатели уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом, старшем школьном, юношеском, молодом, зрелом, позднем зрелом возрастах

Возраст Уровень субъективного ощущения одиночества (в %)

высокий средний низкий

10 - 11 лет 3,3 23,3 73,4

12 - 13 лет 1,7 11,7 86,6

14 - 15 лет 0,0 13,3 86,7

16 - 17 лет 1,7 30,0 68,3

17 - 20-23 года 3,3 41,7 55,0

20-23 - 30 лет 6,7 31,7 61,6

30 - 60-70 лет 3,3 20,0 76,7

старше 60-70 лет 8,3 40,0 51,7

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

86,6%

.86,7%

*

Ф

Ш

О

ц

ф

т

О

т

н

о

ф

о

*

73,4%

76,7%

.512

41,7%

30,0%

31,7%

23,3%

3,3%

11,7%

13,3%

------А-0т0%--------

20,0%

40,0

8,3%

10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет 17 - 20-23

лет

20-23 - 30 - 60-70 старше 60-

30лет лет 70 лет

возраст

Рис. 1. Показатели уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом, старшем школьном, юношеском, молодом, зрелом, позднем зрелом возрастах

Примечание:

О - высокий уровень субъективного ощущения одиночества;

О - средний уровень субъективного ощущения одиночества; щ - низкий уровень субъективного ощущения одиночества.

Оценка достоверности полученных различий показала, что различия между юношеским и старшим школьным, молодым, поздним зрелом возрастами в склонности ощущать одиночество не значимы, в то время как между юношеским и подростковым (в 10-11, 12-13, 14-15 лет), людьми периода зрелости -значимы (ф*=2,11 при р<0,05; ф*=3,98; ф*=3,98; ф*=2,54 при р<0,01 соответственно). На основе полученных данных мы можем утверждать, что люди периода юности, поздней зрелости, молодости, старшего школьного возраста в большей степени, чем испытуемые зрелого и подросткового (10-11, 12-13, 14-15 лет) возрастов склонны ощущать одиночество. Полученные относительно подросткового возраста результаты для нас были несколько неожиданными, поскольку теоретический анализ литературы, результаты эмпирических исследований зарубежных ученых по проблеме возрастных особенностей одиночества показали, что одиночество чаще всего встречается и острее переживается в подростковом и юношеском возрастах. Помимо этого, согласно результатам многих зарубежных ис-

следований, которые проводили в частности К. Рубинстайн и Ф. Шейвер [23], Т.К. Биксон, Л.Э. Пепло, К.С. Рук [3] и др., существует обратно пропорциональная зависимость между одиночеством и возрастом человека, т.е. среди их респондентов молодые были самыми одинокими. В нашем исследовании установлена прямо пропорциональная зависимость между одиночеством и возрастом человека (г8 =0,139 при р<0,01), т.е. среди наших респондентов уровень субъективного ощущения одиночества с возрастом повышается.

На наш взгляд, одно из наиболее возможных объяснений полученных закономерностей - методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона - хотя и является в настоящее время наиболее распространенной системой измерения одиночества, не является адекватным инструментарием для изучения одиночества подростков, поскольку, данная методика создавалась для студентов, позже валидность шкалы была доказана при определении одиночества в других возрастных группах (молодом, зрелом и позднем зрелом возрастах (от

18 до 60 лет)). Данных о валидности при определении одиночества подростков нет. Кроме того, и анализ кандидатских диссертаций по проблеме одиночества показал малую информативность данной методики при изучении одиночества подростков. Так, С.В. Малышева в своем диссертационном исследовании отмечает, что «многих подростков вопросы данного теста раздражали, подростки отказывались на них отвечать» [15, с. 30], и делает вывод о том, что методика измерения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона предназначена для измерения одиночества у людей более старшего возраста, чем подрост-

ковый. При проведении нашего исследования мы столкнулись со следующей проблемой: подростки не понимали многих вопросов данной методики, например, «Мои социальные отношения и связи поверхностны», «Я «умираю» по компании», «Люди вокруг меня, но не со мной» и т.п.

Помимо методики Д. Рассела и М. Фергюсона мы в качестве еще одного средства измерения одиночества использовали вопрос нашей анкеты, направленный на измерение самооценки одиночества («Можете ли Вы назвать себя одиноким человеком?»). Полученные данные отражены в таблице 2.

Т а б л и ц а 2

Показатели самооценки одиночества в подростковом, старшем школьном, юношеском, молодом,

зрелом, позднем зрелом возрастах (в %)

«Можете ли Вы назвать себя одиноким человеком» возраст

10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет 17 - 20-23 года 20-23 - 30 лет 30 - 60-70 лет старше 60-70 лет

да 3,3 3,3 0 1, 3,3 3,3 3,3 11,7

скорее да, чем нет 8,3 1,7 1,7 1,7 15 11,7 3,3 6,7

затрудняюсь ответить 16,7 13,3 21,7 15 8,3 5 1,7 3,3

скорее нет, чем да 20 18,3 21,7 38,3 33,3 20 26,7 11,7

нет 51,7 63,3 55 43,3 40 60 65 66,7

Согласно полученным результатам большинство испытуемых в нашей выборке не зависимо от возраста ответили «нет», они не считают себя одинокими. На наш взгляд, для объяснения полученных результатов необходимо, прежде всего, обратиться к анализу особенностей представлений об одиноком человеке. Анализ возрастных особенностей представлений об одиноком человеке показал, что во всех возрастных группах исключение составляют только испытуемые позднего зрелого возраста, при описании одинокого человека негативные характеристики преобладают над позитивными и нейтральными. Т.е. в данных возрастных группах сформирован негативный образ одинокого человека. Среди негативных характеристик во всех исследуемых нами возрастных группах чаще других встречались следующие: «замкнутый», «не удовлетворен своей жизнью, пессимистичный», «отдаленный от других людей», «необщительный», «грустный, плаксивый», «нет коммуникативных навыков», «скучный», «неразговорчивый», «нет

друзей», «не выходит из дома», «неопрятный, внешне не привлекательный», «пассивный, ни к чему не стремится», «занят своими мыслями и переживаниями», «закомплексованный, с низкой самооценкой». Соответственно, если человек отвечает на вопрос «Можете ли Вы назвать себя одиноким?» утвердительно, он признает наличие у себя ряда социально нежелательных качеств. В связи с этим, на наш взгляд, многие испытуемые давали социально желательные ответы, чтобы не выглядеть одинокими.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку у нас возникло сомнение относительно того, позволяет ли методика Д. Рассела и М. Фергюсона получить объективную информацию об одиночестве подростков, мы провели корреляцию между баллами, набранными по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и вопросом нашей анкеты «Можете ли Вы назвать себя одиноким человеком?», направленным на измерение самооценки одиночества. Вычисление коэффициента корреляции Спирмена во всех возрастных группах (в под-

ростковом (10-11-, 12-13- и 14-15-летние подростки), старшем школьном, юношеском, молодом, зрелом и позднем зрелом возрастах) показало, что существует высокая значимая обратная корреляционная зависимость (г, = - 0,761, г, = - 0,555, г, = - 0,522, г, = - 0,403, г, = - 0,691, г, = - 0,699, г, = - 0,492, г, = - 0,568 при р<0,01 соответственно). Т.е., независимо от возраста, чем выше уровень субъективного ощущения одиночества испытуемого, тем более он склонен отвечать на прямой вопрос анкеты «Можете ли Вы назвать себя одиноким человеком?» утвердительно и наоборот. Таким образом, методика Д. Рассела и М. Фергюсона и вопрос нашей анкеты «Можете ли Вы назвать себя одиноким человеком?» направлены на изучение и изучают один и тот же конструкт «одиночество». Однако ни методика Д. Рассела и М. Фергюсона (поскольку в ней нет шкалы лжи), ни вопрос нашей анкеты (поскольку он по своей формулировке является прямым и направлен на измерение самооценки одиночества) не решают проблему социальной желательности ответов. Вследствие того, что одиночество - отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, зачастую стрессовое и травматичное для личности и, кроме того, представляет собой своеобразный социальный ярлык, респонденты могли давать социально желательные ответы.

Особого внимания заслуживает вопрос нашей анкеты «Насколько остро Вы переживаете одиночество?». На этот вопрос большинство испытуемых подросткового (14-15летние подростки), старшего школьного, юношеского, молодого, зрелого и позднего зрелого возрастов ответили, что они скорее не переживают одиночество, в то время как большинство подростков 10-11 и 12-13 лет утверждают, что они переживают данное состояние. Вычисление коэффициента корреляции Спирмена показало, что во всех возрастных группах, кроме подростков 10-11 и 1213 лет, существует значимая корреляционная связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и остротой переживания одиночества. А учитывая тот факт, что большинство подростков 10-11 (43,4%) и 12-13 лет (46,7%) утверждают, что они переживают одиночество, хотя по методике Д. Рассела и М. Фергюсона у большинства из них (73,4% и

86,6% соответственно) диагностирован низкий уровень субъективного ощущения одиночества, мы считаем, что данное противоречие от части подтверждает наше предположение о том, что методика Д. Рассела и М. Фергюсона не позволяет получить объективную информацию об одиночестве подростков (в частности 1011 и 12-13 лет).

Изучение возрастных особенностей представлений об одиночестве показало, что большинство испытуемых подросткового (10-11 и 14-15 лет), старшего школьного, юношеского, молодого, зрелого и позднего зрелого (пожилого) возрастов видят в состоянии одиночества положительные моменты. В частности, большинство испытуемых подросткового (14-15-летние подростки) (60%), старшего школьного (63,3%), юношеского (58,3%), молодого (56,7%) и зрелого (56,7%) возрастов рассматривают одиночество как «повод поразмышлять о жизни», испытуемые подросткового (10-11-летние подростки) (48,3%) - как «время обдумать то, о чем нельзя поделиться с окружающими», испытуемые позднего зрелого возраста (50%) - как «возможность заняться любимым делом». В то время как большинство подростков 12-13 лет (46,7%) уверены, что одиночество - это «самое страшное, что может случиться с человеком», т.е. видят в состоянии одиночества прежде всего негативные моменты.

Анализ возрастных особенностей причин одиночества показал, что испытуемые подросткового (прежде всего 10-11- и 12-13-летние подростки), старшего школьного и юношеского возрастов указывают больше причин, вызывающих у них переживание одиночества, чем испытуемые молодого, зрелого и позднего зрелого возрастов. На наш взгляд, если в этих возрастах гораздо больше причин может вызывать переживание чувства одиночества, мы можем предположить, что подростковый, старший школьный и юношеский возраст особо чувствительны к возникновению одиночества.

Анализ возрастных особенностей причин одиночества показал, что среди основных причин, вызывающих чувство одиночество во всех изучаемых нами возрастных группах, большинство испытуемых указывают «отсутствие близких друзей, не с кем поговорить» (от 28,3% в позднем зрелом возрасте до 76,7%

в подростковом (12-13-летние подростки) возрасте). Полученные данные указывают на то, что во всех изучаемых нами возрастных группах (а особенно в 12-13-летнем возрасте), существует потребность в понимающем, близком друге или группе друзей, с которыми можно поговорить, и если эта потребность не удовлетворяется, то это вызывает переживание одиночества.

Среди основных причин, вызывающих чувство одиночества у испытуемых молодого зрелого и позднего зрелого возрастов, доминируют внешние причины, т.е. указывается объективная ситуация, вызвавшая переживание чувства одиночества. Это, в частности, смерть близкого человека (у 50% испытуемых молодого, 38,3% зрелого и 38,3% позднего зрелого возрастов), отсутствие любимого или супруга (у 50% испытуемых молодого возраста), разрыв отношений с любимым или супругом (у 35% испытуемых зрелого возраста), пребывание вдали от семьи и друзей и привязанность к дому из-за возраста, болезни (у испытуемых позднего зрелого возраста (35% и 28,3% соответственно)). В то время как среди основных причин, вызывающих чувство одиночества у большинства испытуемых подросткового (прежде всего у 12-13-и 14-15-летних подростков) и старшего школьного возрастов, доминируют внутренние, субъективные причины: «никому не нужен» (в 12-13-, 14-15- и 16-17-летнем возрастах (61,7%, 43,3% и 63,3% соответственно)), «никто не понимает меня» (в 12-13- и 16-17-летнем возрастах (58,3%)), «нечего делать, скучно» (в 14-15-летнем возрасте

(38,3%)). Среди основных причин, вызывающих чувство одиночества у большинства испытуемых подросткового (прежде всего у 10-

11-летних подростков) и юношеского возрастов, встречаются как объективные: «смерть близкого человека» (53,3% и 50% соответственно), так и субъективные причины: «нечего делать, скучно» (в подростковом возрасте (51,7%)) и «ощущения, что я не такой, как все, отчужденность» (в юношеском возрасте (48%)). Следует особо отметить, что одной из основных причин одиночества подростки 1011 лет называли «смерть близкого человека». Это кажется странным, поскольку, на наш взгляд, большинство подростков не имеет такой опыт потерь, как, например, испытуе-

мые позднего зрелого возраста. Однако, поясняя свой выбор, многие 10-11-летние подростки отмечали: «не для меня, а вообще».

На наш взгляд, в этом контексте достаточно интересным является и тот факт, что большинство испытуемых молодого, зрелого и позднего зрелого возрастов, по сравнению с испытуемыми подросткового (10-11, 12-13 и 14-15 лет), старшего школьного и юношеского возрастов, при описании одинокого человека, помимо психологических характеристик, указывали на изначальное событие в жизни человека, после которого, по их мнению, он стал одиноким (отсутствие любимого человека, супруга/супруги, детей, смерть супруга/супруги, близких, болезнь и т.д.) и на то, что человек, которого они считают одиноким, живет один. В то время как большинство испытуемых подросткового (10-11, 12-13 и 1415 лет), старшего школьного и юношеского возрастов, описывая одинокого человека, ограничивались перечислением негативных характеристик.

Обобщая всё выше сказанное, необходимо, прежде всего, отметить следующее: ни методика Д. Рассела и М. Фергюсона, ни са-мооценочные шкалы не являются адекватным инструментарием измерения одиночества подростков. Результаты нашего исследования, их противоречивость указывают на необходимость дальнейшего изучения одиночества и, прежде всего, одиночества подростков

12-13 лет. На наш взгляд, наиболее адекватным решением проблемы метода диагностики одиночества подростков является эмпирическое исследование одиночества в рамках многомерного подхода, поскольку многомерные шкалы располагают большими возможностями для идентификации самых разнообразных случаев одиночества. Концептуализируя одиночество как сложный многофакторный феномен, мы считаем необходимым изучить следующие компоненты одиночества: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, интенсивность, частоту, остроту и длительность переживания одиночества.

1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. - Т. 6. -1996. - №4. - С. 14-20.

2. Амбрумова А.Г., Калашникова О.Э. Психологические аспекты одиночества // Социальная и

клиническая психиатрия. - Т 6. - 1996. - № 3. -С. 53-63.

3. Биксон Т.К., Пепло Л.Э., Рук КС., Гудчайлдс Ж.Д. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества: сб. / под ред. Н.Е. Покровского.

- М.: Прогресс, 1989. - С. 485-511.

4. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 312 с.

5. Джонг-Гирвельд Д., Раадшелдерс Д. Типы одиночества // Лабиринты одиночества: сб. / под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. -С. 301-319.

6. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1996. - 166 с.

7. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков // Актуальные проблемы суицидо-логии / под ред. А.Г. Амбрумовой. - М., 1978. С. 93-104.

8. Кирпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002.

9. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия // Воспитание школьников. -2003. - № 6. - С. 47-52.

10. Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание сила. - 1986. - № 12. - С. 40-42.

11. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. - С. 172-437.

13. Куницына В.H., Казаринова Н.В., Позольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

14. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. - 684 с.

15. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003.

16. Оди Дж. Р. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества // Лабиринты одиночества: сб. / под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - С. 129-151.

17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2000.

18. Психология подростка. Полное руководство / под ред. A.A. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

19. Психология суицида: учебно-метод. пособие: для студентов специальности 020400 «Психология» / сост. И.Н. Рассказова. - Омск: ОмГМА, 2005.

20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

21. Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества: сб. / под ред. Н.Е. Покровского.

- М.: Прогресс, 1989. - С. 192-226.

22. Розова Е.Е. Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной на-

правленностью: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2005.

23. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества: сб. / под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - С. 275-300.

24. Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиночества: сб. / под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - С. 227-242.

25. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Нижний Новгород, 2006.

26. Фельдштейн Д.И. Психология взросления:

структурно-содержательные характеристики

процесса развития личности: избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. -С. 328.

27. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ: дисс. ... канд. психол. наук. - Казань, 2003.

28. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. - Киев: УкраЫа, 1991.

29. Шмелев Р.В. Взаимозависимость девиантного поведения и состояния одиночества в подростковом возрасте: дис.... канд. психологических наук. - Ульяновск, 2004. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.