Научная статья на тему 'Влияние уровня самооценки на переживание чувства одиночества в подростковом возрасте'

Влияние уровня самооценки на переживание чувства одиночества в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2760
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ФАКТОРЫ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ / САМООЦЕНКА / УРОВНИ САМООЦЕНКИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ / LONELINESS / FACTORS OF LONELINESS IN ADOLESCENCE / SELF-ESTEEM / LEVELS OF SELF-ESTEEM / THE RELATIONSHIP BETWEEN THE LEVEL OF SELF-ESTEEM AND FEELINGS OF LONELINESS IN ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

Проблема изучения одиночества подростков и его взаимосвязи с уровнем самооценки является достаточно актуальной в последнее время. Во многом это связано с тем, что подростковый возраст является серьезным и тяжелым периодом в жизни каждого человека, именно в это время человек может столкнуться с чувством одиночества. Достаточно часто именно неадекватность самооценки рассматривается как причина одиночества. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение взаимосвязи между уровнем самооценки и переживанием чувства одиночества подростками. Работа проводилась на базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г.Орска». В исследовании использовались следующие методики: опросник «Вербальная диагностика самооценки личности» (Г.Н.Казанцева), методика «Самооценка личности» (О. И. Мотков), опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассел и М.Фергюсон). В представленном исследовании принимали участие обучающиеся восьмых классов в количестве 50 человек (25 мальчиков и 25 девочек). На основании результатов проведенного корреляционного анализа нами выявлена статистическая значимость взаимосвязи уровня самооценки и чувства одиночества: с увеличением уровня самооценки чувство одиночества снижается. Мальчики ощущают себя менее одинокими, чем девочки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF LEVEL OF SELF-ESTEEM ON THE EXPERIENCE OF FEELINGS OF LONELINESS IN ADOLESCENCE

The problem of studying the loneliness of adolescents and its relationship with the level of self-esteem is quite relevant in recent years. This is largely due to the fact that adolescence is a serious and difficult period in the life of every person, at this time a person may face a feeling of loneliness. Quite often, it is the inadequacy of self-esteem is considered as the cause of loneliness. This article presents the results of a study aimed at studying the relationship between the level of self-esteem and feelings of loneliness among adolescents. The work was carried out on the basis of MOAU "Secondary school №15 of Orsk". The study used the following methods: questionnaire "Verbal diagnosis of self-esteem" (G. N. Kazantsev), the method Of "self-esteem" (O. I. Motkov), the questionnaire "Loneliness" (S. G. Korchagina), the method of diagnosing the level of subjective feelings of loneliness (D. Russell and M. Ferguson). The study involved students of the eighth grade in the number of 50 people (25 boys and 25 girls). Based on the results of the correlation analysis, we have revealed the statistical significance of the relationship between the level of self-esteem and feelings of loneliness: with an increase in the level of self-esteem, the feeling of loneliness decreases. Boys feel less alone than girls.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня самооценки на переживание чувства одиночества в подростковом возрасте»

психологически науки

Андриенко Оксана Александровна ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ...

UDC 159.99

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

© 2019

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])

Аннотация. Проблема изучения одиночества подростков и его взаимосвязи с уровнем самооценки является достаточно актуальной в последнее время. Во многом это связано с тем, что подростковый возраст является серьезным и тяжелым периодом в жизни каждого человека, именно в это время человек может столкнуться с чувством одиночества. Достаточно часто именно неадекватность самооценки рассматривается как причина одиночества. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение взаимосвязи между уровнем самооценки и переживанием чувства одиночества подростками. Работа проводилась на базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г.Орска». В исследовании использовались следующие методики: опросник «Вербальная диагностика самооценки личности» (Г.Н.Казанцева), методика «Самооценка личности» (О. И. Мотков), опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассел и М.Фергюсон). В представленном исследовании принимали участие обучающиеся восьмых классов в количестве 50 человек (25 мальчиков и 25 девочек). На основании результатов проведенного корреляционного анализа нами выявлена статистическая значимость взаимосвязи уровня самооценки и чувства одиночества: с увеличением уровня самооценки чувство одиночества снижается. Мальчики ощущают себя менее одинокими, чем девочки.

Ключевые слова: одиночество, факторы одиночества в подростковом возрасте, самооценка, уровни самооценки, взаимосвязь уровня самооценки и чувства одиночества в подростковом возрасте.

THE INFLUENCE OF LEVEL OF SELF-ESTEEM ON THE EXPERIENCE OF FEELINGS OF LONELINESS IN ADOLESCENCE

© 2019

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected])

Abstract. The problem of studying the loneliness of adolescents and its relationship with the level of self-esteem is quite relevant in recent years. This is largely due to the fact that adolescence is a serious and difficult period in the life of every person, at this time a person may face a feeling of loneliness. Quite often, it is the inadequacy of self-esteem is considered as the cause of loneliness. This article presents the results of a study aimed at studying the relationship between the level of self-esteem and feelings of loneliness among adolescents. The work was carried out on the basis of MOAU "Secondary school №15 of Orsk". The study used the following methods: questionnaire "Verbal diagnosis of self-esteem" (G. N. Kazantsev), the method Of "self-esteem" (O. I. Motkov), the questionnaire "Loneliness" (S. G. Korchagina), the method of diagnosing the level of subjective feelings of loneliness (D. Russell and M. Ferguson). The study involved students of the eighth grade in the number of 50 people (25 boys and 25 girls). Based on the results of the correlation analysis, we have revealed the statistical significance of the relationship between the level of self-esteem and feelings of loneliness: with an increase in the level of self-esteem, the feeling of loneliness decreases. Boys feel less alone than girls.

Keywords: loneliness, factors of loneliness in adolescence, self-esteem, levels of self-esteem, the relationship between the level of self-esteem and feelings of loneliness in adolescence.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В обыденном сознании одиночество достаточно часто связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако данная проблема достаточно важна и в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.

В последнее десятилетие к проблеме одиночества проявляется повышенный интерес со стороны воспитателей, школьных психологов и социальных работников [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам взаимосвязи одиночества и самооценки в подростковом возрасте посвящено достаточное количество исследований. Различные аспекты данного процесса затрагиваются в работах В.И. Кошкарова, В.Н. Бородиной, Л.А. Кадетова [1], Э.А. Захаровой [2], Б. Чифтчи [3] и др.

Большинство исследователей одиночества связывают его с резко негативными эмоциональными переживаниями, разрушительным образом влияющими на личность [4, с. 15]

В.И. Кошкарова, В.Н. Бородиной, Л.А. Кадетова под

одиночеством понимают «психическое состояние человека, отражающее переживание им своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми» [1, с.203].

Основными факторами появления одиночества у подростков являются:

а) неполноценное общение со сверстниками, низкий уровень развития коммуникативных умений;

б) непринятие подростка окружающими;

в) неумение оценить себя и свой внутренний мир;

г) слишком завышенные требования к другим людям;

д) нереалистичные представления о взаимоотношениях между людьми [2].

Отметим, что ведущий вид деятельности подростков - это общение. Именно в нем мальчики и девочки учатся рефлектировать, осознавать и познавать себя, можно предположить, что отражается одиночество на таком психическом образовании, как самооценка.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей

[5].

В своих ранних работах мы отмечали, что «самооценка личности влияет на взаимоотношения человека с другими людьми, его требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам» [6, с. 17].

Различные исследования показывают, что достаточно часто неадекватность самооценки рассматривается как причина одиночества.

Andrienko Oksana Aleksandrovna psychological

THE INFLUENCE OF LEVEL ... science

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи между уровнем самооценки и переживанием чувства одиночества подростками.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г.Орска».

В исследовании использовались следующие методики: опросник «Вербальная диагностика самооценки личности» (Г.Н.Казанцева) [7] , методика «Самооценка личности» (О. И. Мотков) [8], опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина) [9], методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон) [10].

В представленном исследовании принимали участие обучающиеся восьмых классов в количестве 50 человек (25 мальчиков и 25 девочек).

В результате проведения экспериментального исследования с помощью указанных выше методик для выявления уровня самооценки и глубины переживания одиночества в подростковом возрасте, были получены следующие результаты (табл.1).

Таблица 1 - Распределение систем отношений самооценки и одиночества подростков

Параметры Низкий уровень самооценки Средний уровень самооценки Высокий уровень самооценки Сумма

Неглубокое переживание одиночества 8% 44% 10% 62%

Глубоко е пер еживание одиночества 26% 0% 12% 38%

Сумма 34% 44% 22% 100%

Среди учащихся восьмых классов выделяются три уровня самооценки различного процентного соотношения:

34% учащихся имеют заниженную самооценку, то есть обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке отмечается чрезмерная неуверенность в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

44% учащихся имеют средняя (адекватная) самооценка, предполагающая равное признание учащимися, как своих достоинств, так и недостатков. Учащиеся правильно оценивают свои силы, способности, личностные качества. Уверенность в себе позволяет им регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Их отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

22% учащихся имеют завышенную самооценку. На основании чего гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.

Наблюдается половое различие в распределении уровней самооценки среди учащихся. Соответственно у мальчиков преобладает средняя самооценка, у девочек низкая самооценка.

Согласно результатам проведенных методик для изучения глубины переживания чувства одиночества подростками, выявлено наличие двух степеней одиночества: неглубокое переживание возможного одиноче-72

ства и глубокое переживание актуального одиночества. Данные уровни распределились неравномерно:

62% опрошенных школьников испытывают неглубокое переживание возможного одиночества. Они более продуктивно строят свои отношения с окружающими в сравнении с теми, кто ощущает себя глубоко одиноким. Они менее замкнуты, устанавливают и поддерживают определенное количество социальных контактов.

38% учащихся испытывают глубокое переживание актуального одиночества. Они чувствуют себя не таким, как все, и считают себя малопривлекательными, утверждает, что их никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одиноких нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печати, глубокого несчастья. Склоны избегать социальных контактов, сами изолируют себя от других. Не могут по-настоящему веселиться в компаниях, испытывают затруднения, когда им необходимо кому-то позвонить, договориться о чем-то, решить какой-либо личный или деловой вопрос.

Мальчики ощущают себя менее одинокими, чем девочки.

На основании результатов проведенного корреляционного анализа нами выявлена статистическая значимость взаимосвязи уровня самооценки и чувства одиночества. Обратно пропорциональная зависимость определена по методикам:

1. «Вербальная диагностика самооценки личности» (Г.Н. Казанцева) - опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина) (r= -0,606).

2. «Вербальная диагностика самооценки личности» (Г.Н. Казанцева) - «Субъективное ощущение одиночества» (Д. Рассел и М. Фергюсон) (r= -0,492).

3. «Самооценка личности» (О.И. Мотков) - опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина) (r= -0,557).

4. «Самооценка личности» (О.И. Мотков) -Субъективное ощущение одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон) (r= -0,476).

Соответственно, с увеличением уровня самооценки чувство одиночества снижается.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сравнение описанных нами уровней самооценки и одиночества позволило сделать следующий вывод. Среди учащихся с низким уровнем преобладающим является глубокое переживание одиночества. Среди учащихся с высоким уровнем самооценки зафиксированы неглубокое переживание возможного одиночества и глубокое переживание актуального одиночества. Разница между ними не значительна, однако считаем, глубокий уровень одиночества преобладающим. У учащихся со средним уровнем самооценки выявлено только неглубокое переживание возможного одиночества.

Так как глубокое переживание актуального одиночества не встречается у подростков со средней (адекватной) самооценкой, следовательно, на возникновение этого уровня одиночества оказывают влияние низкая и высокая самооценки. То есть у адекватно оценивающих себя людей не возникают глубокие конфликты с окружающими. Глубокое одиночество вызвано, прежде всего, низким уровнем самооценки, поскольку превышает количество учащихся обладающих высокой самооценкой.

Следовательно, мы подтверждаем гипотезу нашего исследования о существовании связи между уровнем самооценки и степенью переживания чувства одиночества у подростков, а именно высокая и низкая самооценка вызывают преимущественно глубокое переживание чувства одиночества.

Нами также отдельно рассмотрен вопрос об особенностях сочетания уровней самооценки с глубиной переживания одиночества у мальчиков и девочек.

Глубокое переживание актуального одиночества встречается у девочек и мальчиков с низкой и высокой самооценкой, неглубокое переживание возможного оди-Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 1(3)

психологически науки

Андриенко Оксана Александровна ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ...

ночества - с низкой, высокой и средней самооценкой.

В целом у мальчиков преобладает средний уровень самооценки с неглубоким переживанием одиночества. У девочек низкий уровень самооценки с глубоким переживанием одиночества. И у мальчиков, у и девочек наблюдается тенденция влияния низкой и высокой самооценки на глубокое переживание состояния одиночества. Однако низкий уровень более значим, чем высокий. Количество девочек с низким уровнем самооценки и глубоким одиночеством значительно превышает количество мальчиков с подобными характеристиками. Следовательно, у девочек явление зависимости глубокого одиночества от низкой самооценки более четко. Процент мальчиков, переживающих глубокое одиночество и имеющих высокую самооценку меньше, чем у девочек. Это свидетельствует, что высокий уровень самооценки для девочек боле значим, чем для мальчиков. Кроме того важным является то, что у девочек с высокой самооценкой отмечается преобладание глубокого одиночества над неглубоким. С высоким уровнем самооценки у мальчиков процент неглубокого переживания возможного одиночества превышает процент глубокого одиночества. Следовательно, влияние низкого и высокого уровней самооценки на переживание глубокого одиночества у девочек проявляется более ярко по сравнению с мальчиками.

На основании результатов проведенного корреляционного анализа нами выявлена статистическая значимость взаимосвязи уровня самооценки и чувства одиночества: с увеличением уровня самооценки чувство одиночества снижается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кошкаров В.И., Бородина В.Н., Кадетова Л.А. Исследование взаимосвязи одиночества и самооценки у подростков // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 201-205.

2. Захарова Э.А. Самооценка подростков как отражение одиночества / В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики Материалы международной научно-практической конференции. Оренбургский государственный университет. 2016. С. 229-235.

3. Чифтчи Б. Проблемы одиночества и самооценка у подростков //Научный журнал. 2018. № 7 (30). С. 58-59.

4. Корчагина, С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества М.: МПСИ, 2005. 196 с.

5. Краткий психологический словарь. / Под ред. М. Г. Ярошев-ского. Ростов-на-Дону: Феникс. 1998.

6. Андриенко О.А. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников с разным уровнем самооценки //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-18.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С.48-49

8. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979, С. 87-91

9. Корчагина С. Г. Психология одиночества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 228 с.

10. Практическая психодиагностика. / Ред.-сост. Райгородский Д. Я. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.