Научная статья на тему 'Влияние творчества Г. В. Свиридова на развитие эмоциональной и духовной сферы младших школьников в системе нравственного и патриотического воспитания общеобразовательной школы'

Влияние творчества Г. В. Свиридова на развитие эмоциональной и духовной сферы младших школьников в системе нравственного и патриотического воспитания общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ СФЕРЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г. В. СВИРИДОВА / ТВОРЧЕСТВО Г. В. СВИРИДОВА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ СФЕРА / ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / MUSIC / CULTURAL ENVIRONMENT / ETHICS / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION / EMOTIONAL AND ETHICAL SPHERES / PRIMARY SCHOOL AGE / SCHOOL SYSTEM OF ETHICS / G. V. SVIRIDOV’S PHILOSOPHICAL CONCEPT / G. V. SVIRIDOV’S WORKS / MUSIC SYLLABUS / INTEGRATED LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косьяненко Ю. А., Чёрная М. Р.

Данная статья посвящена исследованию возможностей музыкального искусства в решении проблемы оптимизации школьной системы духовного и патриотического воспитания, а также вопросам создания культурной среды, способствующей пробуждению нравственных и патриотических чувств детей. Авторами статьи исследуется школьная система духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, особенности младшего школьного возраста как благоприятного возрастного периода в контексте разрешения данной проблемы. Кроме того, рассматривается творчество Г. В. Свиридова, его философская концепция музыкального искусства как средства духовного возрождения страны; исследуются музыкальные произведения композитора с целью выявления их воздействия на эмоциональную и духовную сферы учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косьяненко Ю. А., Чёрная М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF G. V. SVIRIDOV’S HERITAGE ON PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S EMOTIONAL AND ETHICAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF TEACHING MORAL AND PATRIOTIC VALUES

This article is focused on the ways in which music can be used to improve the approach to teaching ethics and patriotic values to children in general education schools. It also focuses on creating a cultural environment that fosters schoolchildren’s moral and patriotic feelings. The article studies the framework of ethical, moral and patriotic education and looks into the specifics of primary school age, which is the most suitable period for the development of the values in question. The article also analyses G. V. Sviridov’s musical works and his philosophical concept of music as a means of the nation’s moral and ethical revival. The composer’s musical works were studied to ascertain their emotional and ethical effect on schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Влияние творчества Г. В. Свиридова на развитие эмоциональной и духовной сферы младших школьников в системе нравственного и патриотического воспитания общеобразовательной школы»

Ю. А. Косьяненко, М. Р. Чёрная

влияние творчества г. в. Свиридова на развитие эмоциональной и духовной сферы младших Школьников в системе нравственного и патриотического воспитания общеобразовательной школы

Данная статья посвящена исследованию возможностей музыкального искусства в решении проблемы оптимизации школьной системы духовного и патриотического воспитания, а также вопросам создания культурной среды, способствующей пробуждению нравственных и патриотических чувств детей. Авторами статьи исследуется школьная система духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, особенности младшего школьного возраста как благоприятного возрастного периода в контексте разрешения данной проблемы. Кроме того, рассматривается творчество Г. В. Свиридова, его философская концепция музыкального искусства как средства духовного возрождения страны; исследуются музыкальные произведения композитора с целью выявления их воздействия на эмоциональную и духовную сферы учащихся.

ключевые слова: музыкальное искусство, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, эмоциональная и духовная сферы, младший школьный возраст, школьная система духовно-нравственного и патриотического воспитания, философская концепция Г. В. Свиридова, творчество Г. В. Свиридова, эмоциональная и духовная сфера, программа по предмету «Музыка», интегрированные уроки.

Ju. Kos'yanenko, M. Chernaya THE INFLuENcE of G. v. sviRIDov's HERITAGE oN pRIMARY

schoolchildren's emotional and ethical development in the context of teaching moral and patriotic values

This article is focused on the ways in which music can be used to improve the approach to teaching ethics and patriotic values to children in general education schools. It also focuses on creating a cultural environment that fosters schoolchildren's moral and patriotic feelings. The article studies the framework of ethical, moral and patriotic education and looks into the specifics ofprimary school age, which is the most suitable periodfor the development of the values in question. The article also analyses G. V. Sviridov 's musical works and his philosophical concept of music as a means of the nation's moral and ethical revival. The composer's musical works were studied to ascertain their emotional and ethical effect on schoolchildren.

Keywords: music, cultural environment, ethics, moral and patriotic education, emotional and ethical spheres, primary school age, school system of ethics, moral and patriotic education, G. V. Sviridov's philosophical concept, G. V. Sviridov's works, music syllabus, integrated lessons.

введение

Целью данной статьи является выявление и актуализация влияния музыкального искусства (в частности, музыки Г. В. Свиридова) на эмоциональную и духовную сферы детей младшего школьного возраста, а также

доказательство возможностей академического направления в музыкальном искусстве для оптимизации нравственного и патриотического воспитания в системе общеобразовательной школы. Основная цель определяет

задачи, решение которых способствует разработке новых подходов к организации школьной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания по обновленной программе по предмету «Музыка» и по проведению интегрированных уроков: Музыка + Литературное чтение, Музыка + Русский язык, Музыка + Окружающий мир, Музыка + Основы религиозных культур и светской этики, Музыка + Изобразительное искусство.

Научная новизна статьи заключается в подведении некоторых итогов диссертационной работы:

— исследованы, систематизированы и захронометрированы произведения Г. В. Свиридова с точки зрения доступности восприятия и силы воздействия на эмоциональную и духовную сферу младших школьников на уроках музыки с учетом их возрастных особенностей;

— программа по слушанию музыки дополнена наиболее яркими фрагментами произведений Г. в. свиридова, направленными на пробуждение и развитие духовно-нравственных и патриотических чувств детей;

— разработана и реализована серия интегрированных уроков для максимального проникновения музыкального искусства (в частности, творчества Г. В. Свиридова) в жизнедеятельность детей с целью повышения эффективности развития их духовно-нравственных и патриотических чувств.

Сбои системы воспитания гражданина России

Актуальность духовно-нравственного и патриотического воспитания приобретает особое значение в наши дни. Это связано с изменениями общечеловеческих ценностей, многие из которых должны оставаться незыблемыми. Огромный отток лучших сил государства за рубеж, связанный с желанием обрести стабильный материальный достаток, является доказательством того, что система воспитания гражданина страны дает существенные сбои. Безусловно, как бы ни была

безупречна система воспитания гражданина, она должна находить свое воплощение в государственном устройстве, хорошо отлаженном функционировании социальных институтов. Несоответствие достаточно хорошо продуманной системы воспитания и качества функционирования государственных социальных институтов влечет за собой противоречие между идеалами, воспитывающими подрастающее поколение, и реалиями жизни. Только внимание к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию каждого человека сможет приблизить нас к разрешению этого противоречия.

Поскольку формирование основ личностных качеств происходит в детском возрасте, особое внимание необходимо уделить изучению главных социальных институтов: семье и образовательным учреждениям, которые долгое время играют главенствующую роль в жизни ребенка. Усвоение ребенком правил и норм происходит именно в рамках данных социальных институтов, в которых роль взрослых по-прежнему имеет огромное значение. Личный пример, показанный взрослым, долгое время является самым убедительным методом воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Но хорошо известным фактом является то, что именно в младшем возрасте происходит «закладка фундамента» морально-нравственных, духовных и патриотических качеств личности будущего взрослого гражданина своей страны, своей Родины.

Поэтому, на наш взгляд, в данном контексте необходимо обратить особое внимание на воспитание детей младшего школьного возраста, который принято считать от 6-7 до 10-11 лет. Для этого мы обратились к психологическим исследованиям В. С. Мухиной, которая великолепно формулирует самые важные особенности этого возраста. Она пишет о том, что сензитивность данного возрастного периода в жизни ребенка к развитию этих чувств во многом объясняется расцветом творческого воображения и мышления, тяготением к фантазированию, фан-

тастическим образам, моделированию сказочных и реальных ситуаций. Сказочные персонажи народного творчества, собственные фантазии сочетаются с весьма реалистичными изображениями людей. Все это характерно для данного возрастного периода [3, с. 282]. В этом возрасте ребенок легко придумывает стихи, сказки, заимствуя некоторые черты или сюжеты, импровизируя «на ходу». Все это является подтверждением склонности ребенка к абстрагированию от реальности окружающего мира, но не ухода от него (связь с реальностью остается), что является предпосылкой развития таких абстрактных и одновременно таких жизненных понятий, как духовно-нравственные чувства, патриотизм.

В психологии установлено, что развитие нравственных чувств происходит в результате «переселения внутрь» нормативных знаний и тех нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. В младшем школьном возрасте чувство ответственности за себя начинает интенсивно развиваться под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со значимыми взрослыми и сверстниками он получает достаточный опыт ответственного поведения [2, с. 173].

По В. С. Мухиной, еще одной важной особенностью младшего школьного возраста является эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности ребенка и ориентирующее на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная заин-

тересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Чувство ответственности знаменует собой рефлексию как соотносящее действие, сопровождаемое эмоциональной оценкой всего комплекса отношений [3, с. 316]. Наиболее интенсивно это чувство развивается в условиях учебной деятельности. Учитель разными средствами учит ребенка чувствам прекрасного, комического и др., и ребенок через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явление открывает для себя палитру новых человеческих эмоций и чувств. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру [3].

Развитие эмпатии. Роль взрослых в этом процессе

Необходимо подчеркнуть, что именно в младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развивается основополагающее для дальнейшей нашей исследовательской и экспериментальной работы качество личности — сопереживание другому, или эм-патия.

Так, В. С. Мухина пишет о том, что во всем многообразии межличностных отношений у ребенка младшего школьного возраста развивается самолюбие, расположение к другим людям (взрослым и детям), которое в непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся способности к сопереживанию во всех его проявлениях: переживание чего-либо вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний;

во-первых, это сострадание (жалость, возбуждаемая несчастьем другого человека) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого); во-вторых, сорадость (переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого).

Вот почему чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий [3, с. 168]. И этот факт объясняет то, какую огромную ответственность берут на себя взрослые, причастные к обучению и воспитанию младшего школьника.

Развивая мысль о значимости личности взрослого в момент «подражательного периода», В. С. Мухина обращает внимание на то, что сопереживанию ребенок учится через механизм подражания, а продукты творчества младших школьников (рисунки, поделки, игры) во многом являются индикатором духовного уровня развития семьи. Она доказала огромную роль семьи в данный возрастной период, а также значение личности первого учителя, школы, новой для ребенка учебной ситуации, взаимоотношений с одноклассниками. В частности, Валерия Сергеевна пишет, что благодаря переживаниям в своем воображении добрых или агрессивных побуждений ребенок может подготовить для себя мотивацию будущих поступков [3, с. 283].

Таким образом, быть готовым к чему-либо означает избегать стрессовой ситуации и проецировать ситуацию успеха, а значит, заложить основу психологического здоровья и социального благополучия.

Все выявленные и зафиксированные нами теоретические положения, выдвинутые на основе изучения исследований такого авторитетного ученого, как В. С. Мухина, дают основание утверждать, что хорошо налаженная система взаимодействия институтов семьи и школы могут способствовать достижению идеала духовно-нравственного развития ребенка младшего школьного возраста. Это

побуждает нас к исследованию функционирования современной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания в начальной школе. В данном контексте нами было проведено исследование школьной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников, а также образовательных программ основного учебного цикла ГБОУ «Начальной школы — детского сада № 36», которое показало, что этому аспекту придается здесь особое значение [5].

Решение задач формирования общей культуры личности

В разделе «Ценности и задачи образовательной программы» цитируется первый пункт 12-й статьи Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой говорится, что основные общеобразовательные программы должны быть направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и должны обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта, духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся [17].

Таким образом, мы видим, что среди основных приоритетов воспитания и обучения в начальной школе есть такие важные направления, как формирование общей культуры личности и духовно-нравственное развитие, которые неразрывно связаны с развитием творческих созидательных и духовных сил ребенка. Это означает, что каждая образовательная программа должна способствовать активизации этих сил.

На таких предметах, как Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир, Основы религиозных культур и светской этики, Музыка, Изобразительное искусство,

было выявлено достаточно много материала, посвященного духовному развитию детей, способствующего пробуждению их интеллектуальных, творческих, созидательных способностей. Учебные материалы многих учебных предметов перекликаются так, что представляется возможным их синтезировать и использовать на интегрированных уроках в различных комбинациях: например, это может быть урок музыки с использованием материалов по русскому языку и литературному чтению или, наоборот, урок литературного чтения с использованием музыкальных иллюстраций и привлечением знаний по искусству и окружающему миру (к примеру, по природе родного края) либо это может быть урок по искусству с использованием музыкального и литературного материалов, а также материалов по основе религиозных культур и светской этики.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Особого внимания заслуживает еще одна дополнительная Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, которая ориентирована на духовно-нравственное развитие обучающихся. Смысловой и содержательной основами программы являются базовые национальные ценности и общественные идеалы, пронизывающие содержание программ и проектов всех уровней школьной деятельности, принципы организации образовательного пространства школы. Основные направления программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания, гражданственности, ответственности, трудолюбия, ценностного отношения к здоровью, экологическое и эстетическое воспитание. Школа № 36 — начальная школа. Особенностью ее является специфика работы с детьми младшего школьного возраста. Поэтому в школе создаются условия для адаптации и развития детей данного возраста, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья [5].

Учителями Е. Л. Чумаковой и Т. А. Бенц была разработана интегрированная программа «Птенцы гнезда Петрова». Основные цели воспитательной деятельности: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции; развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности; привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.

Содержание программы предполагает изучение обучающимися истории и традиций своей семьи; истории и культуры Санкт-Петербурга; ознакомление с государственными символами РФ и Санкт-Петербурга; с содержанием и значением государственных праздников и памятных дат России; с материальной и эстетической культурой народов России; важнейшими событиями в истории России; с биографиями замечательных россиян прошлого и настоящего, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга; выдающихся деятелей культуры — с первоначальными сведениями о культурологических и исторических основах традиционных российских религий.

Целью программы является: обеспечение условий индивидуального развития, учета личных достижений учащихся, наиболее полной самореализации в различных видах внеурочной деятельности, реализации их склонностей и интересов через насыщенную воспитательную среду школы; социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности.

Задачи воспитательной деятельности: гуманизировать воспитательный процесс, выражающийся в создании условий для всемерного развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию; поддерживать и укреплять общешкольные

традиции, социализация школы, что способствует созданию школьного коллектива и укрепляет его жизнь; совершенствовать методическое мастерство классного руководителя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать проблемы воспитания школьников. Воспитательная деятельность осуществляется по 4-м направлениям: воспитание петербуржца; здоровье (экология, физическое здоровье, здоровый образ жизни), коммуникабельность и адаптация в современном социуме; досуг (школьные кружки, музыка, ИЗО, годовой цикл праздников, воспитательная работа в группе продленного дня, развитие навыков сотрудничества в различных видах деятельности, самостоятельность, инициативность) [5].

Таким образом, мы увидели продуманную систему духовно-нравственного воспитания в ГБОУ «Начальная школа — детский сад № 36», пронизывающую насквозь весь учебно-воспитательный процесс. Администрация и педагогический состав школы заинтересованы в совершенствовании данной системы и стремятся к повышению ее эффективности.

Администрация и педагоги понимают, что воспитание потребности в творческой созидательной духовной деятельности является делом первостепенной важности в младшем школьном возрасте, и такой вид искусства, как музыка, наиболее эффективно способствует решению этой задачи. Мы предлагаем рассмотреть музыкальную деятельность как мощную движущую силу развития творческих и духовных способностей детей. Все это объясняется исторически сложившимися универсальными свойствами музыкального искусства, которое воздействует как на сознание, так и подсознание человека и становится универсальным средством развития его духовных созидательных сил.

Известно, что музыкальное искусство в силу своей уникальной особенности (эмоциональной природе) способно воздействовать практически на все сферы человеческой лич-

ности. Об этом писали Б. М. Теплов и Л. С. Выготский [4, с. 11]. В частности, Б. М. Теплов определял музыку как искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, в котором активизируются эмоции человека [16, с. 5-7]. Он писал о том, что музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию, что благодаря этой замечательной особенности она становится эмоциональным познанием этого мира и дает ни с чем не сопоставимые возможности для развития эмоциональной сферы человека. Л. С. Выготский объяснял необычайную силу воздействия музыкального искусства тем, что генетическими формами регуляции поведения человека долго остаются эмоции, и именно им принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования [4, с. 11]. В качестве важнейшего условия развития личности он видел единство аффекта и интеллекта -- единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, а музыкальное воспитание упоминал в качестве уникального средства формирования этого единства [4].

заключение

Таким образом, рассуждения психологов приводят к выводу о том, что «Музыка» как одна из учебных дисциплин общеобразовательного цикла может способствовать эффективному решению задачи воспитания человека и гражданина своей страны. Именно поэтому педагог-музыкант не может пройти мимо таких важных аспектов, как воспитание духовных способностей учащихся.

Нами было проанализировано несколько программ по учебному предмету «Музыка», в том числе и та программа, по которой занимаются с детьми в ГБОУ «Начальная школа — детский сад № 36» (эта программа создана Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шма-гиной и доработана и адаптирована учителем музыки Е. Л. Чумаковой) [7]. Результаты анализа показали, что в этой программе по учебной дисциплине «Музыка» уделяется должное

внимание духовно-нравственному аспекту воспитания, так же, как и в программах В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак [1], В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр [8], Г. С. Ригиной [9, 10, 11, 12].

В контексте духовно-нравственного воспитания необходимо отметить, что списки произведений для слушания музыки и ее исполнения в этих программах очень обширны и разнообразны. В них представлены лучшие произведения композиторов различных исторических эпох, в том числе и композиторов не так давно ушедшего XX века, которые, на наш взгляд, заслуживают особого внимания. Особое значение для решения задач воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств личности, по нашему убеждению, приобретает творчество Г. В. Свиридова, которое пронизано любовью к Отечеству и содержит в себе уникальные ресурсы, способствующие пробуждению самых лучших человеческих качеств. В репертуарных списках для слушания (восприятия) музыки исследованных нами программ (по предмету «Музыка») нами были обнаружены произведения Г. В. Свиридова, но мы предполагаем, что для наиболее эффективного воздействия на духовную и эмоциональную сферы детей программа нуждается в обогащении репертуара для слушания (восприятия музыки) сочинениями этого композитора.

Главным теоретическим положением, на котором базируется наше предположение, является философская концепция Г. В. Свиридова об искусстве (в частности, о музыке) как об одном из самых действенных средств духовного возрождения нашей страны. Изучая творчество этого композитора, мы пришли к выводу о том, что оно насквозь «пропитано» этой идеей.

Безусловно, в списке произведений Г. В. Свиридова можно найти и беззаботные, и сатирические пьесы, но основную часть его творчества составляют сочинения лирического, поэтического, трагического, духовного и патриотического характера. Ясность и чис-

тота музыкальной речи в произведениях этого композитора помогают учащимся проникнуться патриотическими чувствами, любовью к Родине и красоте родной природы, атмосферой исторических событий. Профессиональный подход Г. В. Свиридова к выбору литературного текста, гениальная работа с поэтическим словом создают его неповторимый композиторский стиль, наполняют его музыку концентратом эмоций, которые привлекают внимание даже самого неподготовленного слушателя. Получается, что композитор идет от слова, а неподготовленный слушатель, воспринимающий музыку Г. В. Свиридова, — от эмоций, наполняющих это слово: у композитора — сначала смысл, потом эмоции, у неподготовленного слушателя — сначала эмоции, затем постижение смысла.

Преобладание вокальных и хоровых произведений над инструментальными композитор и философ объясняет в своей книге так: «Если дать волю воображению теперь, трудно подумать, что музыка будет звучать над мертвым камнем. Да останется ли и камень? Не обратится ли и он в пар? Но не хочется и представить себе землю после атомной войны (как мы воображаем ее теперь). Не хочется думать, что дело именно дойдет до этого! Может быть, хоть что-то останется. Останется музыка? Такой странный вопрос! Человека сейчас трудно без нее представить. Стало быть, оставшиеся в живых Ното sa-piensы все же будут причастными к музыкальной культуре, той или иной, из существующих ныне на земле. Какой музыкальный инструмент уцелеет? Скорее всего, человеческий Голос, он всегда при человеке и не нужно специально учиться, чтобы играть на нем. Ощутив душевную потребность в музыкальных звуках, человек должен запеть. А инстинкт, который потянет живущая в организме как самостоятельный иной, чуждый организм, который борется с основным и пытается его победить, уничтожить. Если болезнь не уничтожит основу, то она должна будет уйти. И в слабом, изнуренном теле

возникнет тихая гармония катарсиса, очищения мира. Это будет -- звучание хора» [13, с. 357-358].

Такое отношение к голосу и хору можно объяснить стремлением к непосредственному проникновению в сознание, подсознание и душу человека, желанием донести национальную гордость и мудрость наших великих предков, их самые лучшие традиции.

В данном контексте выдающийся музыкальный деятель и хоровой дирижер Владимир Минин, подчеркивая огромное философское значение хорового творчества Г. В. Свиридова, пишет о том, что Георгий Васильевич создал «... целый мир хоровой музыки, отражающий значительные события жизни и крупнейшую национальную проблематику, мир, утверждающий духовную красоту и гармонию личности человека, — Свиридов выдвинул вопрос о возвращении этому искусству его изначальной роли: средоточия глубоких и значимых философских концепций, духовного совершенствования нации». И далее: «... коллективы, совершенно различные по степени своей профессиональной подготовленности и человеческой зрелости, были единодушны в оценке сочинений Свиридова. как будто в ней [хоровой музыке] были выражены не только чувства, которые их волнуют, но и еще что-то, касающееся глубоко сокровенной жизни каждого из них» [6, с. 4142]. Он пишет также и о «неповторимой сви-ридовской интонации», которая точно выражает внутренний смысл слова, о том, что музыкальная речь Свиридова предельно естественна и создается впечатление о том, что композитор будто освободил музыку, заключенную в словах поэта. Кроме того, В. Минин подчеркивает то, как предельная простота и ясность музыкального выражения сочетается с глубиной чувства и мысли в музыке Г. В. Свиридова [6].

О значении слова в творчестве Г. В. Свиридова пишут многие выдающиеся музыканты и литераторы. Среди них выделяется статья Людмилы Барыкиной «Миру нужно песенное слово», в которой она выражает свое

восхищение тем, как композитор владеет словом, какое необыкновенное у него «чутье» к слову, особенно поэтическому», которое «.оказалось у Георгия Васильевича врожденным» [2, с. 55]. Поэтесса подчеркивает, что композитор любил находить редкие, не первого ряда поэтические тексты, абсолютно не популярные, не известные широкой аудитории, и превращать их в музыкально-литературный шедевр. Так произошло с редким блоковским переводом из Гейне — «племена уходят в могилу, идут и проходят года / лишь только любовь не вырвать из сердца никогда.». Этот перевод фрагмента из стихотворения Гейне, сделанный Александром Блоком, лег в основу хорового концерта Г. В. Свиридова «Ночные облака» [2]. Сам композитор писал о своем понимании взаимосвязи таких искусств, как музыка и литература, в которых слово было объединяющим началом: «Я же пристрастен к слову (!!!) как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы — это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь» [15].

Рассуждая о синтезе искусств и его значении в достижении гармонии в обществе, композитор апеллировал к китайской философии и находил в ней вечные истины, касающиеся того, как музыка может быть индикатором состояния общества. Так, он писал, что гармония, тональное или атональное музыкальное мышление людей отражают благополучие или неблагополучие государства, подчеркивая, что у многих древних народов музыка была государственным делом, считая русскую музыку, рожденную из живого голоса (а не из механического инструмента), считая русскую песню, хоровую соборность уникальным явлением в мире [15].

Являясь ярким представителем академического направления в музыкальном искусстве, сам Г. В. Свиридов подчеркивал то, что необходимо заниматься музыкальным образованием широкой аудитории и «двигать

в толщу слушателей классическое искусство... образовывать и воспитывать слушателей», ибо «это искусство глубоких мыслей, возвышенных страстей, искусство, испытанное временем, не только прививающее человеку чувство красоты, но и формирующее характер, формирующее значительные черты личности. Надо думать о том, что ежегодно в сознательную жизнь вступают миллионы граждан нашей великой страны, которые жаждут приобщения к миру большого искусства. И они подчас попадают под влияние огромного потока ничтожной музыкальной продукции. И это очень печально» [14, с. 247].

Широкий спектр образов, созданных композитором в его разнообразных произведениях, охватывает такой же широкий спектр эмоций слушателя в процессе восприятия его музыки, что, безусловно, воздействует на эмоциональную и духовную сферы личности.

Каждое сочинение Г. В. Свиридова очень многогранно по своему образному содержанию, и разнообразие ярких самобытных произведений композитора открывают перед нами огромные возможности применения их как мощных духовных ресурсов в школьной системе нравственного и патриотического воспитания.

Осознание значимости, глобальности проблемы духовного возрождения страны и спасительной миссии настоящего искусства мы можем увидеть не только в его философских размышлениях в книге «Музыка как судьба», но и в музыкальных жанрах, преобладающих в его творчестве: это вокально-хоровые произведения и масштабные музыкальные жанры, например такие, как кантата («Снег идет»: Маленькая кантата для женского хора, хора мальчиков и симфонического оркестра в трех частях на слова Б. Пастернака»; «Весенняя кантата» для смешанного хора и симфонического оркестра в четырех частях на слова Н. Некрасова; «Курские песни»: Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра на народные тексты); оратория («Патетическая оратория» для солистов (баса и меццо-сопрано), сме-

шанного хора и большого симфонического оркестра в семи частях на слова В. Маяковского); поэма («Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра; «Ладога»: Хоровая поэма для баса и смешанного хора в пяти частях на слова А. Прокофьева, посвященная Владимиру Ильичу Рубину); концерт (Пушкинский венок: Концерт для хора в тринадцати частях на слова А. С. Пушкина); хоровые циклы («Песнопения и молитвы» для смешанного хора на слова из литургической поэзии; Три стихотворения на слова А. С. Пушкина для смешанного хора без сопровождения).

Ярким подтверждением важной миссии искусства в масштабах страны и мира является смысловое философское и музыкальное содержание Маленькой кантаты «Снег идет» на стихи Б. Пастернака. Казалось бы, в ней нет главного героя, но есть обращение к поэту-художнику (в широком смысле этого слова): «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну. Ты вечности заложник, у времени в плену». (Б. Пастернак, из стихотворения «Ночь»). Особого внимания заслуживают музыкальные выразительные средства, благодаря которым Г. В. Свиридов достигает точного попадания в души подготовленных и неподготовленных слушателей: это сочетание звучания женского хора, хора мальчиков и симфонического оркестра. Возможно, именно благодаря такому созвучию композитор достигает эффекта чистоты и проникновенности, во многом «детскости и ранимости» образа поэта-художника в сочетании с осознанием серьезности и «... ответственности перед миром» [6, с. 161].

Подводя итоги нашего исследования, мы делаем вывод о том, что актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает сейчас особую актуальность, и она, безусловно, должна решаться в духе нашего времени, но на основе всего самого лучшего, что было открыто и разработано нашими выдающимися людьми прошлого

(предыдущими поколениями) и настоящего, а именно: проверенными временем фольклорными музыкальными традициями, лучшими образцами академического направления в искусстве (в частности, музыкальными произведениями Г. В. Свиридова, большинство которых «впитали» в себя русский фольклор). Нами было рассмотрено множество цитат самого Г. В. Свиридова, а также выдающихся деятелей музыкального искусства, современников композитора для теоретического доказательства необходимости воздействия настоящего искусства на умы и души подрастающего поколения, а также значение философской сви-ридовской концепции о спасительной миссии настоящего искусства, способствующего духовному возрождению нашей страны.

Важное значение для данного исследования приобретает изучение школьной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, которое было осуществлено на основе программ по духовно-патриотическому воспитанию детей и по предмету «Музыка» школы — детского сада № 36 Василе-островского района Санкт-Петербурга [5].

Программы, рассмотренные нами, показали свою состоятельность, но программа по предмету «Музыка» (в разделе «восприятие (слушание) музыки») была дополнена эмоционально-яркими фрагментами произведений Г. В. Свиридова, которые были тщательно отобраны и захронометрированы согласно возрастным особенностям восприятия каждого периода младшего школьного детства.

В контексте духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающих граждан страны в школьной воспитательно-образовательной системе, на основе итогов исследования В. С. Мухиной мы обозначили

главные психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, имеющие решающее значение, тем самым теоретически обосновав необходимость проведения работы в данном направлении именно в этот возрастной период. Нами были обозначены способы практического осуществления процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников в рамках школьной системы на уроках музыки (по обновленной программе, дополненной произведениями Г. В. Свиридова) и интегрированных уроках, обязательными составляющими которых является восприятие музыкальных произведений (с расширенным списком фрагментов сочинений Г. В. Свиридова).

Данное исследование имеет продолжение, ведутся наблюдения за детьми в процессе восприятия произведений Г. В. Свиридова, на уроках музыки и на интегрированных уроках, изучаются продукты детского творчества. Необходимо отметить, что в рамках данного исследования были разработаны авторские универсальные опросники для учителей и родителей для получения данных о динамике развития духовных, морально-нравственных и патриотических чувств детей, но из-за ограничений по объему они не смогли войти в данную статью и будут опубликованы позднее. По этой же причине для описания намечающейся положительной динамики развития духовно-нравственных и патриотических качеств младших школьников потребуется еще одна статья. В рамках данной статьи нам удалось осветить лишь некоторые аспекты развития духовно-нравственных и патриотических качеств детей, что говорит о масштабности и вечной актуальности этой проблемы в постоянно развивающемся обществе.

список литературы

1. Алеев В. В. Музыка: 1-4 классы: рабочая программа / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. М.: Дрофа, 2017. 117 с.

2. Барыкина Л. Т. Миру нужно песенное слово // Роман-газета, XXI век. 2015. № 24. С. 55-58.

3. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия. Для студентов вузов / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 2007. 623 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

5. ГБОУ «Начальная школа — детский сад № 36 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга». Официальный сайт. URL: http://36spb.edusite.ru/cs_edustandarts.html (дата обращения: 10.09.2016).

6. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / сост. А. А. Золотов. М.: Советский композитор, 1983. 282 с.

7. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. Начальная школа. 1-4 класс. М.: Музыка, 2002. 138 с.

8. Музыка: программа: 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2014. 64 с.

9. Ригина Г. С. Музыка: 1 класс. М.: Дом Федорова, 2014. 96 с.

10. Ригина Г. С. Музыка для детей: методические рекомендации по обучению музыке: 2 класс. М., 1996. 60 с.

11. Ригина Г. С. Музыка: 3 класс. М.: Дом Федорова, 2014. 80 с.

12. Ригина Г. С. Музыка: 4 класс. М.: Дом Федорова, 2014. 80 с.

13. Свиридов Г. В. «Из записных книжек». URL: http://dagmaria.dk/georgiy-vasilevich-sviridov.html (дата обращения: 25.07.2019).

14. Свиридов Г. В. Музыка как судьба / сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002. 798 с. (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое. Вып. 2).

15. Свиридов Г. В. Разные записи [Виктор Никитин, Александр Белоненко, Аудиокнига. М.: Радио Культура. 2009. URL: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3450678 (дата обращения: 27.06.2019)]

16. ТепловБ. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 326 с.

17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — F 3 (ред. от 03.08.2018). Об образовании Российской Федерации. Ст. 12, п. 1.

references

1. Aleev V. V. Muzyka: 1-4 klassy: rabochaya programma / V. V. Aleev, T. I. Naumenko, T. N. Kichak. M.: Drofa, 2017. 117 s.

2. BarykinaL. T. Miru nuzhno pesennoe slovo // Roman-gazeta, XXI vek. 2015. № 24. S. 55-58.

3. Vozrastnaya psihologiya: detstvo, otrochestvo, yunost': Hrestomatiya. Dlya studentov vuzov / sost. V. S. Muhina, A. A. Hvostov. M.: Akademiya, 2007. 623 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. SPb.: Soyuz, 1997. 96 s.

5. GBOU «Nachal'naya shkola — detskiy sad № 36 Vasileostrovskogo rayona g. Sankt-Peterburga». Ofitsial'nyj sayt. URL: http://36spb.edusite.ru/cs_edustandarts.html (data obrashcheniya: 10.09.2016).

6. Kniga o Sviridove. Razmyshleniya. Vyskazyvaniya. Stat'i. Zametki / sost. A. A. Zolotov. M.: Sovetskiy kompozitor, 1983. 282 s.

7. Kritskaya E. D., Sergeeva G. P., Shmagina T. S. Muzyka. Nachal'naya shkola. 1-4 klass. M.: Muzyka, 2002. 138 s.

8. Muzyka: programma: 1-4 klassy. M.: Ventana-Graf, 2014. 64 s.

9. Rigina G. S. Muzyka: 1 klass. M.: Dom Fedorov, 2014. 96 c.

10. Rigina G. S. Muzyka dlya detey: metodicheskie rekomendatsii po obucheniyu muzyke: 2 klass. M., 1996. 60 s.

11. Rigina G. S. Muzyka: 3 klass. M.: Dom Fedorov, 2014. 80 s.

12. Rigina G. S. Muzyka: 4 klass. M.: Dom Fedorov, 2014. 80 s.

13. Sviridov G. V. «Iz zapisnyh knizhek». URL: http://dagmaria.dk/georgiy-vasilevich-sviridov.html (data obrashcheniya: 25.07.2019).

14. Sviridov G. V. Muzyka kak sud'ba / sost., avt. predisl. i komment. A. S. Belonenko. M.: Molodaya gvardiya, 2002. 798 s. (B-ka memuarov: Blizkoe proshloe. Vyp. 2).

15. Sviridov G. V. Raznye zapisi [Viktor Nikitin, Aleksandr Belonenko, Audiokniga. M.: Radio Kul'tura. 2009. URL: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3450678 (data obrashcheniya: 27.06.2019)]

16. TeplovB. M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostey. M.; L.: Izd-vo APN RSFSR, 1947. 326 s.

17. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273 — F 3 (red. ot 03.08.2018). Ob obrazovanii Rossiyskoy Federatsii. St. 12, p. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.