Научная статья на тему 'Эстетическая значимость музыкального искусства как средство духовно-нравственного воспитания школьников'

Эстетическая значимость музыкального искусства как средство духовно-нравственного воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ МУЗЫКИ / ШКОЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / AESTHETIC IMPORTANCE OF MUSICAL ART / AESTHETIC VALUE IN THE CONTENT OF MUSIC / SCHOOL MUSICAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстокоров Евгений Стефанович

В эпоху глобализации, унификации традиционных культур, девальвации нравственных ценностей, особую остроту приобретает проблема духовного и нравственного воспитания школьников. Одной из важнейших проблем современного школьного музыкального воспитания является организация и создание педагогических условий, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства. В этой связи осуществляется ретроспективный анализ роли и значимости музыкального искусства в истории человечества как средства духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic importance of musical art as a means of spiritual and moral education of schoolchildren

In the era of globalization, the unification of traditional cultures, the devaluation of moral values, has become particularly acute problem of spiritual and moral education of schoolchildren. One of the major problems of modern school musical education is the organization and creation of pedagogical conditions for spiritual-moral education of pupils by means of musical art. In this context, a retrospective analysis of the role and importance of music in the history of mankind as a means of spiritual and moral education.

Текст научной работы на тему «Эстетическая значимость музыкального искусства как средство духовно-нравственного воспитания школьников»

0

X

I

|"/т

о

-чо

О

122

ственного сознания и никак не способствуют личностному становлению ребенка.

Основой личностного развития ребенка является иная культивированная, построенная на образцах и нормах выполнения физических упражнений, автономная символическая по сути двигательная креативность. Формирование такого рода двигательной креативности может осуществляться преимущественно средствами телесно-двигательного воспитания. Причем такое формирование будет эффективным лишь в том случае, если учителя физической культуры, инструкторы дошкольного физического воспитания, воспитатели дошкольного образовательного учреждения будут совместно: рассматривать развитие автономной симво-лической двигательной креативности как одну из основных задач физического воспитания дошкольника; ясно представлять составляющие, критерии успешности педагогического формирования, осуществлять контроль и учет результатов становления автономной символической двигательной креативности ребенка; реализовывать формирование двигательной креативности как последовательную, преемственную и этапную интеграцию методических средств физического воспитания, ориентированных на гармоничное становление всех личностных составляющих автономной символической двигательной креативности ребенка.

Основными операционально составляющими формирования автономной двигательной креативности ребенка являются: познавательная основа двигательной креативности (образы интероцептивных ощущений, схема тела и телесно-пластические тексты, сенкритизм восприятия, элементарные представления о закономерностях двигательных действий, двигательная память, двигательное воображение,

идеомоторное мышление, речевое обрамление движения, телесно-двигательное внимание); мотивационная основа двигательной креативности (осознаваемая потребность в движении, двигательно-поисковая активность, понимание цели двигательного действия, "жажда новизны", обусловленная телесным движением); телесно-двигательная основа двигательных действий (двигательные стереотипы, двигательные умения и навыки; замещение реальных движений символическими); коммуникативная основа двигательной креативности (готовность следовать нормам выполнения двигательных действий и правилам подвижной игры); эмоциональная основа двигательной креативности (предвосхищение эмоционального сопровождения двигательной активности, эмоционального воображения; способность управлять эмоциями).

Таким образом трансформация аномной моторной креативности детей дошкольного возраста в автономную двигательную креативность станет основным фактором здоровьесберегающего их личностного развития, становления у них абстрактного мышления и интеллекта, обеспечения преемственности дошкольной и школьной стадий образования.

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / под ред. В.П. Зинченко. - М.: МСПИ, 2004.

3. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. - 1997. -№ 1.

4. Лурия А.Р., Миренова А.Н. Экспериментальное развитие конструктивной деятельности. Дифференциальное обучение однояйцевых близнецов // Труды Медико-биологического института. - 1936.

5. Сляднева Л.Н. Теоретические основы телесной пластики. -Ставрополь: СГПИ, 2006.

AESTHETICIMPORTANCEOFMUSICALARTASAMEANSOFSPIRITUALANDMORALEDUCATIONOFSCHOOLCHILDREN TolstokorovEvgenyStefanovich, Honored worker ofculture of Russia, Associate Professor of RANS, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical University, Stavropol E-mail: [email protected]

In the era ofglobalization, the unification of traditional cultures, the devaluation of moral values, has become particularly acute problem of spiritual and moral education of schoolchildren. One of the major problems of modern school musical education is the organization and creation ofpedagogical conditions for spiritual-moral education of pupils by means of musical art. In this context, a retrospective analysis of the role and importance of music in the history of mankind as a means of spiritual and moral education. Keywords: spiritual-moral education of schoolchildren; aesthetic importance of musical art; aesthetic value in the content of music; school musical upbringing.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯЗНА ЧИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО УДК 373.2

ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Вэпохуглобализации, унификациитрадиционныхкультур, девальвациинравствен-ныхценностей, особую остроту приобретает проблема духовного и нравственного воспитания школьников. Одной из важнейших проблем современного школьного музыкального воспитания является организация и создание педагогических условий, обеспечивающихдуховно-нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства. Вэтой связи осуществляется ретроспективный анализ роли изначимостимузыкального искусства в истории человечества каксредства духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание школьников;эстетическая значимость музыкального искусства;эстетические ценности в содержании музыки; школьное музыкальное воспитание.

Главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие средствами музыкального искусства на весь духовный мир школьников. В эпоху глобализации, унификации традиционных культур, девальвации нравственных ценностей, особую остроту приобретает проблема духовного и нравственного воспитания школьников.

Говоря об острейших современных проблемах педагогики, Л.Л. Редько называет проблемы детства, которые, на наш взгляд, являются отправными и в процессе духовно-нравственного воспитания школьников средствами музыкального искусства. В одной из статей "К вопросу о проблемах современного детства" автор называет принципиально важные в данном контексте факторы, а имен-но:"разрушение морально-нравственных зависимостей и дистанций, которые должны существовать между взрослыми и детьми; духовный разрыв, отторжение детей от самых близких, что ведет к неизбежному внутреннему конфликту, поскольку взрослые фактически устранились от процесса постепенного, естественного взросления личности ребенка" [2,4]. Не требует подтверждений и тезис о том, что сегодняшнее детство беззащитно, отстранено от мира взрослых, а зачастую находится с ним в непримиримых противоречиях. Один из выходов из этого тупика, по справедливому замечанию Л.Л. Редько, заключается в сохранении хрупкого равновесия между миром детства и взрослых, которое "способна удержать только высокая культура бытия, поскольку все срывы и патологии человеческого духа в прошлом и настоящем, связаны только с недоразвитием культуры" [2,3]. В этой связи все более актуальной становится проблема воспитания духовно-нравственных ценностей школьников средствами музыкального искусства.

Музыкальное искусство, как известно, способно увлекать и формировать самые глубокие мировоззренческие, личностные ценности. Увлечь можно лишь глубокими мыслями и глубокими чувствами. Подлинное, глубокое искусство неподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков старения, как живут великие творения Баха, Моцарта, Бетховена и Чайковского.

Роль и огромную значимость музыкального искусства в жизни общества как средства духовного и нравственного воспитания человека подтверждает сама история человечества.

© Толстокорое Е.С., 2014 Ч"1

О

гч

I

123

ТОЛСТОКОРОВ Евгений Стефанович, доцент, заслуженный работник культуры РФ, профессор РАЕ, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь [email protected]

0

X

I

|"/т

о

-чо

О

124

Некоторый историографический анализ данного вопроса позволяет проследить роль и значимость музыкального искусства в истории человечества. Так, еще в древних восточных цивилизациях музыкальное искусство приобрета-етбожественное начало и особую ролькаксред-ство воспитания человека. В древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. В китайской натурфилософии музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые приносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры, нормы, иерархии для гармонизации общественной жизни. В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства, а вибрации, возникавшие в организме при произношении и пропевании определенных мантр, приводили к выздоровлению.

Художественная образованность в античную эпоху считалась основой образования в целом. Общественное воспитание у греков было неотделимо от эстетического воспитания, основу которого составляла музыка, а синонимом термина "мусический" был термин "образованный". Основу содержания образования, призванного развить восприимчивость души, нравственность стремлений и чувств, а также силу и красоту тела составляли музыка, литература, грамматика, рисование и гимнастика. Так, Пифагор считал космос "музыкальным", так же, как государство - "музыкально" благоустроенным и подчиненным "правильному" ладу. А поскольку музыка отражает гармонию, то высшая цель человека - сделать свое тело и душу музыкальными. Характерно, что античный материально-чувственный космоло-гизм, для которого важно отношение к космосу как к телу живого человека, совмещался в культуре древних греков с принципом объективизма в отношении к человеку, что выражалось в органической взаимосвязи человека с природой, целостности взгляда на окружающий мир. Под музыкой древние греки понимали триединство "мусических искусств", находящихся под знаком муз: танца как проявления телесной конкретики жеста, поэзии как смыслообразующего начала и собственно музыки (лада, ритма). Серьезным было и отношение к музыке как занятию, не уступающему по важности медицине. В частности, Аристоксен еще 300 до нашей эры говорил, что пифагорейцы осуществляют очищение тела средствами врачевания, а очищение души - средствами музыки. В Древней Греции все граждане до 30 лет

должны были обучаться пению и инструментальной музыке, что считалось священным долгом образованного человека.

В эпоху Возрождения важнейшей особенностью музыки как вида искусства являлась возможность передачи духовного содержания жизни человека. Возникновение музыки, по справедливому замечанию ученых, имеет глубокий смысл. Гегель отмечал, что музыка "имеет своим предметом звучащую душу..., а музыкальное произведение возникает из недр души и насквозь пронизано многообразием душевных переживаний и эмоций" [4,18]. С высказываниями Гегеля созвучна и мысль русского музыкального критика Серова о том, что музыка - "непосредственный язык души", но поскольку душа откликается на все, что совершается с человеком в его микрокосмосе, то в музыке "может отражаться вся жизнь человеческая. со всеми бесконечными оттенками его чувств" [5, 230]. Иначе говоря, любое эмоциональное чувство и настроение человека находили отражение и нуждались в особом выражении в музыке. Совершенно очевидно, что эстетические ценности в содержании музыки, по мысли А.Ф. Григорьева, определяемые миром звучащих образов, воздействуют на человека в процессе их восприятия и осмысления. При этом полнота и глубина восприятия и осмысления эстетических ценностей музыкальных образов зависит от уровня развития самого человека [6].

В настоящее время учителей музыки не может не волновать проблема школьного музыкального воспитания, которая осложняется массированным наступлением легкой развлекательной музыки, подчиняющейся зыбким законам скоропроходящей моды. Школьники большую часть времени находятся под воздействием музыкальной среды, заполненной зачастую безвкусной, низкопробной музыкой. И как результат в школьной среде формируется стереотип потребителя развлечений, что неизбежно ведет к пресыщенности, умерщвляя, в конце концов, эстетические идеалы, духовные и нравственные ценности школьников.

В этой связи важнейшей проблемой современного школьного музыкального воспитания является организация и создание педагогических условий, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства. Важнейшим условием в организации педагогического процесса, обеспечивающего его эффективность, является комплексность, позволяющая все виды деятельности объединить в единый учебный ком-

плекс. Взаимосвязь различных видов деятельности является одним из специфических принципов организации педагогического процесса на уроках музыки. Практика показывает, что современной школе нужны не столько музыканты-исполнители, сколько инициаторы и организаторы действий, способные привить любовь к лучшим образцам музыкального искусства и народного творчества, воспитать любителей музыки.

В этой связи, представляет интерес некоторый экскурс музыкального образования в нашей стране и за рубежом.

Музыкальное воспитание молодого поколения прошло долгий путь развития. Очень длительное время существовала программа, где в основном преобладала теория музыки, а пение и сольфеджирование следовали за теорией без должной последовательности. Такие важные формы обучения, как слушание музыки, музицирование на музыкальных инструментах вообще не преподавались. В Венгрии система музыкального воспитания учащихся основывалась на сольфеджировании и пении. Широко известна концепция выдающегося немецкого композитора К. Орфа, выдвинувшего на первый план в музыкальном воспитании детей игру на детских музыкальных инструментах. В советской музыкальной педагогике широкий отклик вызвала концепция Дм. Кабалевского, которая построена преимущественно на слушании музыки и беседах о ней и ориентирована на воспитание и развитие музыкальной культуры детей средствами высокохудожественных образцов музыкального искусства. Среди современных педагогических принци-

пов необходимо отметить равновесие между основными звеньями музыкальной деятельности, что означает равнозначность всех видов музыкальной деятельности.

Обобщая, хотелось бы заключить тезисом о том, что эстетические ценности в содержании музыки представляют собой средство духовнонравственного развития человека, а постижение этих ценностей определяет уровень развития и является самим процессом духовного и нравственного развития человека.

Таким образом, огромная значимость музыкального искусства как средства духовнонравственного эстетического воспитания человека подтверждена самой историей человечества, тогда как сам процесс духовнонравственного эстетического воспитания человека находится в постоянном движении и поиске.

Примечания:

1. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.

2. Редько Ш. Ш. К вопросу о проблемах современного детства // Педагогическая наука и практика - региону: материалы IV Научно-практ. конференции (23-24 апреля 2002 г.). - Ставрополь, 2002. - С. 3-8.

3. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / сост. Апраксина О.А. - М.: Просвящение, 1987.

4. Петрушин В.И. Слушай, Пой. Играй: пособие для муз. Самообразования. - М.: ВШАДОС, 2000. - 272 с.: ил.

5. Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетике. - М., 1954. - Т.1.

6. Григорьев А.Ф. Проблемы музыкально-эстетического воспитания в системе педагогического вуза // Педагогическая наука и практика - региону: материалы XI Региональной научно-практической конференции (29 апреля 2009 года Ч. 3, Ставрополь, СГПИ) / под ред. Ш.Ш. Редько, С.В. Бобрышова. - Ставрополь : СГПИ, 2009.- С. 21-24.

О

гч

г

2

гч

Он

\

I

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.