Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА БИЗНЕС-СРЕДУ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА БИЗНЕС-СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / БИЗНЕС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / БИЗНЕС-СРЕДА / МАРКЕТИНГ / ИНСТРУМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абубакаров Магомед Вахаевич, Хаджимурадова Таиса Хусаиновна, Исраилов Увайс Умалтович

В статье анализируются особенности цифровой трансформации в бизнес-среде. Отмечается, что для сферы торговли необходим индивидуальных подход к построению стратегии коммуникаций и конкретный набор цифровых инструментов для повышения эффективности и анализа коммуникационной деятельности. Развитие информационных технологий предоставляет множество возможностей для этого. Несмотря на их известность, многие не апробированы на практике, не получили оценки с точки зрения эффективности коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE BUSINESS ENVIRONMENT

The article analyzes the features of digital transformation in the business environment. It is noted that the sphere of trade requires an individual approach to building a communication strategy and an individual selection of digital tools to improve the efficiency and analysis of communication activities. The development of information technology provides many opportunities for this. Despite their fame, they have not been tested in practice, they have not been evaluated in terms of the effectiveness of communications.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА БИЗНЕС-СРЕДУ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_3_28 УДК 336:004

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА БИЗНЕС-СРЕДУ

Абубакаров Магомед Вахаевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: magomed.abubakarov2015@mail.ru

Хаджимурадова Таиса Хусаиновна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: htaisa@mail.ru

Исраилов Увайс Умалтович,

магистрант, УОО-1 курс, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия

В статье анализируются особенности цифровой трансформации в бизнес-среде. Отмечается, что для сферы торговли необходим индивидуальных подход к построению стратегии коммуникаций и конкретный набор цифровых инструментов для повышения эффективности и анализа коммуникационной деятельности. Развитие информационных технологий предоставляет множество возможностей для этого. Несмотря на их известность, многие не апробированы на практике, не получили оценки с точки зрения эффективности коммуникаций.

Ключевые слова: цифровая трансформация; бизнес; коммуникации; цифровизация; цифровые инструменты; бизнес-среда; маркетинг; инструменты коммуникации.

UDC 336:004

THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE BUSINESS ENVIRONMENT

Abubakarov Magomed Vakhaevich,

PhD in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: magomed.abubakarov2015@mail. ru

Khadzhimuradova Taisa Khusainovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of the Theory and Technology of Social Work, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: htaisa@mail.ru

Israilov Uvais Umaltovich,

undergraduate, UOO-1 course, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

The article analyzes the features of digital transformation in the business environment. It is noted that the sphere of trade requires an individual approach to building a communication strategy and an individual selection of digital tools to improve the efficiency and analysis of communication activities. The development of information technology provides many opportunities for this. Despite their fame, they have not been tested in practice, they have not been evaluated in terms of the effectiveness of communications.

Keywords: digital transformation; business, communications; digitalization; digital tools; business environment; marketing; communication tools.

В XXI в. информация приобретает все большее значение как самостоятельный фактор производства. В связи с сильной динамикой внешней среды, глобальными тенденциями, стремительным развитием технологий и трансформационными процессами, происходящими во внешней среде, информация стала важной частью системы экономических отношений. Кроме того, в настоящее время развивается самостоятельное научное направление, которое занимается организацией информационно-поддерживающих процессов в системах управления бизнесом и организацией информационных процессов, происходящих на микро- и макро -уровнях.

Ученые и эксперты активно интересуются этой областью знаний, обозначая ее как «новые глобальные технологические подходы», «API экономика», «креативная экономика», «экономика приложений» и т. д. Словарь обогащен рядом понятий, которые разъясняют природу явления. Существование столь большого количества различных терминов в основном объясняется отсутствием единой концепции, которая бы стала общепринятой в научных кругах и на практике в связи с постоянным развитием информационных технологий.

Согласно отчету Boston Consulting Group (BCG), цифровая экономика, включая интернет-экономику, составит 6,1 % мирового ВВП в 2019 г. В регионе ОАЭ на нее приходится 3,5 % ВВП в 2019 г., или 106 млрд долл. По оценкам Roland Berger, цифровая трансформация европейской промышленности может создать стоимость в 1,25 триллиона евро уже к 2025 г.

Для анализа феномена цифровой экономики многие исследователи обращаются к определению, данному В. В. Путиным на конференции «Современные экономические тенденции» в 2015 г. По словам Владимира Владимировича, цифровая экономика предлагает качественно новую основу для административного, экономического, коммерческого, социального и общественного развития. Для Российской Федерации построение цифровой экономики является одной из важнейших стратегических целей, обеспечивающих национальную безопасность, национальную независимость, средне и долгосрочное положение нашей страны в

мире, конкурентоспособность российских товаропроизводителей и сервисных компаний [3].

Однако некоторые авторы дают и свои определения. Например, Ю. И. Грибанова и К. И. Аленина понимают цифровую экономику как новый тип отношений и форм между экономическими субъектами во всех секторах мировой экономики. Они также отмечают большую динамику происходящих изменений и прогнозируют, что использование цифровых технологий может стать преобладающей формой экономических отношений в глобальном контексте, пока необходимость внедрения передовых технологий не вызывает сомнений.

Следующим современным трендом маркетинговых коммуникаций является персона-лизация.

Персонализация - система предоставления релевантного интересам пользователя контента. Такая система основана на сборе информации о клиенте: его поведении на сайте, совершенным покупкам, информации из социальных сетей. Совокупность такой информации называется профайлом пользователя, а контент, подобранный под этот про -файл, - персонализированным контентом [1].

Существует устойчивое убеждение в том, что использование методик персонализа-ции дает маркетингу значительные преимущества, однако правда такова, что практика сильно отстает от теории. Кристофер Грейвз и Сандра Матц в статье «Что нужно знать о персонализированном маркетинге» определяют персонализированный маркетинг как один из аспектов подхода к пониманию людей и их внутреннего мира. Технологии персонализации, по мнению авторов, могут привести как к положительному результату, так и могут быть восприняты потребителем как манипуляция и попытка эксплуатации, об этом свидетельствуют скандалы на фоне использования персональных данных для целей рекламы.

Следующим современным трендом является интеграция маркетинговых коммуникаций с HR-сферой.

HR (человеческие ресурсы) - персонал организации, совокупность сотрудников, работающих в компании.

Особенность HR-маркетинга в том, что его процессы интегрированы как во внутренние,

так и во внешние коммуникации. Но приоритетной задачей является взаимодействие с внутренней аудиторией, успех в продвижении компании на рынке как привлекательного работодателя является «приятным бонусом».

Развитие технологий, поддерживающих интерактивные коммуникации, открывает новые возможность для кадровой аналитики. Кадровая аналитика, или HR-аналитика, -это новый способ принятия решений по оптимизации бизнес-процессов компании или отделов. Большинство компаний изучают отдельных сотрудников, не подвергая анализу их связи с коллегами, что значительно ограничивает возможности анализа. Внедрение реляционной аналитики предоставит организациям более точно предсказывать результаты труда сотрудников и коллективов. Также станет возможным использовать алгоритмы анализа данных для прогнозирования ротации сотрудников в целях укрепления корпоративных социальных сетей, либо в целях для решения управленческих задач. Самые передовые компании, опираясь на реляционную аналитику, расширят спектр критериев для принятия решений. [2]

Исследователи поднимают и вопрос конфиденциальности, ведь сбор некоторых данных происходит без ведома сотрудника, рекомендуется раз в год предоставлять подчиненным собираемые о них реляционные данные.

Исследователи разделяют коммуникации на два типа: взаимодействие с клиентами и внутренние коммуникации, отмечается также тенденция к их интеграции. Ключевыми трендами маркетинговых коммуникаций являются: интерактивность, скорость взаимодействия с потребителем, персонализа-ция, интеграция маркетинга с HR-сферой и продажами. Можно сделать вывод, что соответствовать этим трендам невозможно без внедрения систем аналитики и управления данными. Практика внедрения таких систем показывает, что необходимо учитывать множество критериев для того, чтобы внедрение оказалось успешным, использование в работе гибких методологий, современных алгоритмов персонализации и прочих инноваций не гарантирует получение реальной выгоды для компании. В то же время трансформировать бизнес-процессы с целью уйти от иерар -

хичной системы управления необходимо для повышения конкурентоспособности фирмы.

Сайт компании на сегодняшний день -не просто набор страниц с информацией о компании и ее товарах, а интерактивный инструмент взаимодействия с пользователями и база знаний о целевой аудитории, ее предпочтениях и намерениях. Современные информационные технологии сделали для каждой компании доступными инструменты по анализу поведения пользователя на сайте, предоставлению пользователю персонализированного и интерактивного контента. Возможности современных браузеров позволяют разрабатывать максимально удобные и отзывчивые интернет-приложения.

SEO - оптимизация сайта под поисковые машины и алгоритмы. Задачей такой оптимизации является появление сайта по целевым запросам пользователей поисковой системы на первых позициях выдачи. Данный вид продвижения является долгосрочным и не приносит быстрого результата в виде посетителей сайта по сравнению с поисковой рекламой. Однако если удается вывести сайт на первые позиции по целевым запросам, это значительный плюс для репутации компании и экономия денежных средств, так как часть трафика будет заходить на сайт с органической выдачи.

Можно сделать вывод, что постоянное и быстрое развитие интернет- технологий оказывает влияние на системы метрик, которые стоит использовать для анализа эффективности маркетинговых коммуникаций. Даже доступные всем инструменты предоставляют обширные возможности по подсчету метрик и обновляют свои технические возможности в соответствии с трендами и появлением новых технологий. Также исследователи отмечают и риски тотального использования метрик для оценки эффективности работы организации. Обилие методологий по выстраиванию систем и цифровых инструментов по анализу эффективности должны использоваться в разумных пределах и не превалировать над реальной эффективностью как коммуникаций, так и бизнес-процессов.

В академических исследованиях термин «цифровая экономика» также часто используется для описания состояния и стадии развития экономических отношений страны.

Во-первых, цифровая экономика связана с четвертым этапом технологической революции, характеризующимся такими тенденциями, как развитие автоматизации, симбиоз интеллектуальных технологий и активное использование ИКТ.

Строго говоря, цифровая экономика относится в основном к процессу использования сложного аппаратного и программного обеспечения, включая различные информационные и цифровые элементы, для управления ресурсами экономического субъекта.

Цифровой переход влияет не только на функционирование коммерческих предприятий, но проникает во все сферы общественной жизни, включая производство, торговлю, транспорт, финансовые услуги, образование, здравоохранение и СМИ. Несомненно, у этой тенденции есть много положительных сторон. Она открывает новые возможности для бизнес-структур, становясь источником конкурентоспособности, идеи и разработки становятся более динамичными и распространенными, а цифровые технологии облегчают жизнь граждан, передавая им повседневные процессы.

Основными трансформационными эффектами, возникающими в результате интеграции обработки информации в глобальной экономике, являются:

1) возрастающее значение информационных ресурсов в формировании стоимости промышленной продукции на мировом рынке;

2) внедрение сложных инноваций, таких как автоматизация производственных и управленческих процессов, искусственный интеллект, прокатные технологии и Интернет вещей;

3) усиление взаимодействия экономических субъектов на рынке за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий;

4) эволюция качества информационных продуктов и услуг и их интеграция в общую рыночную среду.

Кроме того, особое внимание следует уделить технологиям, связанным с развитием коммуникационных процессов, таким как искусственный интеллект, большие данные, облачные технологии, Интернет вещей, робототехника, технологии VR и AR, 3D-принтеры и цифровые платформы.

Внедрение более эффективного обмена информацией между сотрудниками внутри компании и модернизация коммуникационных процессов на качественно новый уровень являются, прежде всего, естественным следствием прогрессивной динамики развития информационных и цифровых технологий.

В связи с практически неограниченными возможностями повышения уровня образования, навыков, компетенций и информированности, появившимися в современном обществе на современном этапе развития основными требованиями к управлению бизнесом являются, прежде всего, знание и рациональное использование основных средств коммуникации в процессе общения, умение избегать недоразумений в процессе общения и базовые знания психологии.

Внутренняя цель цифровой трансформации заключается в оптимизации бизнес-процессов, а внешняя - в разработке, создании и адаптации продуктов и услуг компании для удовлетворения явных и неявных потребностей и ожиданий клиентов. Процесс цифровой трансформации является частью нескольких организационных прогнозов. По мере развития технологий меняются и поддерживающие их бизнес-процессы, что приводит к адаптации организационной структуры, систем управления и корпоративной культуры.

Выделим основные характеристики цифровой трансформации:

- полная или частичная автоматизация бизнес-процессов;

- наличие виртуальных элементов в инфраструктуре;

- высокий уровень качества при разработке ИТ-систем;

- синхронизация данных, которая означает, что вся информация, собранная организацией, обязательно ложится в основу управленческих решений на всех уровнях;

- трансформация бизнес-моделей, на которые влияют внешние факторы. В этом контексте скорость обработки данных, возможность дальнейшей корректировки и основные критерии оценки качества и актуальности управленческих решений в нынешней реальности - это факты, цифры и тенденции.

Качественное преобразование информации и других данных позволяет оптимизиро-

вать многие процессы, такие как разработка и запуск новых продуктов и маркетинг новых товаров и услуг (эти процессы более эффективны и могут быть лучше адаптированы к внешним изменениям). Кроме того, децентрализация административной деятельности повышает качество информационной поддержки, что ведет к созданию более гибких административных структур и, следовательно, к значительному повышению эффективности.

Следует отметить, что подход agile, предполагающий работу в небольших кросс-функциональных командах, получил широкое распространение в контексте цифровизации. Главное отличие этих команд заключается в том, что в них нет четкой иерархии и они работают вместе только в течение короткого периода времени. Этот тип организации бизнеса позволяет достичь высоких результатов за короткий период времени, что является значительным преимуществом перед традиционными методами организации бизнеса.

Ведущая цифровая компания характеризуется управлением сбалансированной стратегической технологической экосистемой для всего жизненного цикла бизнеса, продуктов и услуг. Этот подход предполагает внедрение изменений через внутренние каналы коммуникации и бизнес-процессы, оставаясь при этом в курсе событий на рынке, чтобы иметь возможность быстро реагировать на новые потребности и требования. Лидеры цифрового рынка опираются на самые эффективные и проверенные технологии и предлагают множество возможностей для анализа. В этом контексте полная функциональность системы объективно необходима для быстрого определения потребностей, а также для изучения, интеграции, расширения и реорганизации ресурсов для создания новых продуктов, востребованных рынком. Цифровые лидеры способны внедрять самые передовые и адаптируемые решения для своего бизнеса. В отличие от этого, другие идеи, привнесенные со стороны, имеют лишь линейный эффект и не соответствуют критериям «масштабной оптимизации». Как только передовые решения устареют, ведущие компании предложат их рынку.

Модель цифровой трансформации опирается не только на организационную культуру, но и на различные адаптивные способности,

которые являются ресурсами, необходимыми для соединения различных кирпичиков для обеспечения процесса непрерывного совершенствования и инновационной интеграции. Способность постоянно адаптироваться к изменяющимся потребностям целевых групп и новым международным возможностям, а также ускорять инновации связана с ориентированными на клиента процессами разработки стратегии, проектирования, внедрения и анализа.

К сожалению, основным препятствием для развития является короткое время планирования как для иностранных, так и для отечественных компаний. Кроме того, неудачные ранние практики и эксперименты могут привести к последующим трудностям для организации. Тем не менее результаты экономически эффективного и успешного решения могут быть незначительными для компании в целом. Ведь эти решения не интегрированы в большинство ключевых процессов, и поэтому их сложно применять в масштабах всей компании. В итоге компании внедряют некую «заплатку», но не всегда надежно. Аналогичные проблемы возникают и у компаний, пытающихся интегрировать новые технологии и приобретенные решения. То, что изначально рассматривалось как разумная инвестиция, затем реализуется лишь эпизодически и плохо вписывается в общую работу компании. Именно поэтому часто говорят, что предпринимательство и инновации - это не их проблема, и что они должны решить эту проблему сами.

Следует отметить, что сопротивление инновациям, неудачи проектов и связанные с ними риски являются неизбежным следствием развития и прогресса. В то же время здоровая приверженность изменениям и осознание естественности и верности этого процесса являются факторами успеха компании в этом процессе. Последовательность и объем действий оказывают существенное влияние на достижение значимых результатов и контроль потенциальных рисков.

Например, для достижения результатов в современных условиях международные альянсы, страны, организации и компании должны трансформироваться, чтобы соответствовать меняющимся потребностям потребителей и условиям рынка. В основе организационного мышления и действий ле-

жит целостный подход, объединяющий процессы, продукты и услуги международных альянсов, стран и компаний для их клиентов и целевых рынков в целостную модель цифровой трансформации бизнеса.

Целостная модель цифровой трансформации бизнеса требует непрерывного и постепенного процесса преобразования самих продуктов и услуг и получения выгод от преобразований. Это позволяет компаниям минимизировать время на производство и вывод на рынок новых продуктов и услуг, добиться ожидаемых финансовых показателей и достичь высокого уровня конкурентоспособности, что также является резуль-

татом повышения качества обслуживания клиентов. Внедряя единую модель цифровой трансформации, компании могут добиться наилучшего качества обслуживания для своей организации, что способствует разработке и маркетингу продуктов и услуг, которые могут привести к запланированным финансовым показателям для организации. Наиболее быстро развивающейся областью в настоящее время является цифровая коммуникация, как внутренняя, так и внешняя. Изучение основных тенденций процесса цифровизации, его инструментов и средств является логическим следующим шагом в нашем исследовании.

Список литературы_

1. Бернет Д. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / под ред. С. Г. Бежук. СПб. : Питер, 2019. 213 с.

2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2018. 216 с.

3. Борушко Н. В. Маркетинговые коммуникации : курс лекций. Минск : БГТУ, 2021. 307 с.

References_

1. Burnet D. Marketing communications: an integrated approach / edited by S. G. Bezhuk. St. Petersburg: St. Petersburg, 2019. 213 p.

2. Boddy D., Peyton R. Fundamentals of management /under the general editorship of Yu. N. Kapturevsky. St. Petersburg: St. Petersburg, 2018. 216 p.

3. Borushko N. V. Marketing communications : a course of lectures. Minsk: BSTU, 2021. 307 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.