Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
313
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна, Даниленко Александра Николаевна

Данная статья посвящена одной из актуальных тем современной психологи, влиянию цифровой среды на идентичность личности в подростком возрасте. В статье представлены различные взгляды на исследуемую проблему, раскрываются особенности реальной и виртуальной идентичности, а также дается их сравнение и особенности влияния на личность в процессе цифровой идентификации. В статье представлено исследование по выявлению особенностей идентичность личности под влиянием цифровой среды, в котором приняли участие 255 подростков. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что виртуальная идентификация проявляется и формируется в условиях полной или частичной реальной идентификации, а в рамках развития цифровых технологий усложняется виртуальная идентификация, из-за того, что в данный период времени личность может идентифицировать лишь в социальных сетях, об этом свидетельствует низкий показатель у подростков из представленной выборки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE DIGITAL ENVIRONMENT ON THE IDENTITY OF A PERSON IN ADOLESCENCE

This article is devoted to one of the topical issues of modern psychology, the influence of the digital environment on the identity of the individual in adolescence. The article presents different views on the problem under study, reveals the features of real and virtual identities, and also provides their comparison and features of the impact on the individual in the process of digital identification. The article presents a study to identify the features of a person's identity under the influence of the digital environment, in which 255 adolescents took part. The results obtained make it possible to say that virtual identification is manifested and formed in conditions of full or partial real identification, and as part of the development of digital technologies, virtual identification becomes more complicated, due to the fact that in a given period of time a person can identify only in social networks, this is evidenced by the low rate among adolescents from the presented sample.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

обучающаяся 4 курса направления подготовки «Философия»

Даниленко Александра Николаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных тем современной психологи, влиянию цифровой среды на идентичность личности в подростком возрасте. В статье представлены различные взгляды на исследуемую проблему, раскрываются особенности реальной и виртуальной идентичности, а также дается их сравнение и особенности влияния на личность в процессе цифровой идентификации. В статье представлено исследование по выявлению особенностей идентичность личности под влиянием цифровой среды, в котором приняли участие 255 подростков. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что виртуальная идентификация проявляется и формируется в условиях полной или частичной реальной идентификации, а в рамках развития цифровых технологий усложняется виртуальная идентификация, из-за того, что в данный период времени личность может идентифицировать лишь в социальных сетях, об этом свидетельствует низкий показатель у подростков из представленной выборки.

Ключевые слова: идентичность, личность, подростковый возраст, цифровая среда.

Annotation. This article is devoted to one of the topical issues of modern psychology, the influence of the digital environment on the identity of the individual in adolescence. The article presents different views on the problem under study, reveals the features of real and virtual identities, and also provides their comparison and features of the impact on the individual in the process of digital identification. The article presents a study to identify the features of a person's identity under the influence of the digital environment, in which 255 adolescents took part. The results obtained make it possible to say that virtual identification is manifested and formed in conditions of full or partial real identification, and as part of the development of digital technologies, virtual identification becomes more complicated, due to the fact that in a given period of time a person can identify only in social networks, this is evidenced by the low rate among adolescents from the presented sample.

Key words: identity, personality, adolescence, digital environment.

Введение. Скорость развития мира, производства, идей и отдельного человека с каждым годом становится всё интенсивней и быстротечней. Например, с момента выхода в свет первого мобильного телефона до появления смартфона, который полноценно замещает стационарный компьютер при этом умещаясь в одной руке, прошло не более 40 лет. Современный ребенок осваивает мир технологий практически с пеленок, не умея ещё говорить и читать он использует сенсорные кнопки смартфона или планшета и осуществляет необходимый запрос удовлетворяя своё любопытство. В данной статье не предусмотрен анализ интернет безопасности, мы ставим задачу найти или опровергнуть взаимосвязь реальной и виртуальной идентичности подростков в условиях цифровой идентификации. На наш взгляд, прохождение ребёнком такого важного этапа в становлении личности, как идентификация в условиях цифрового пространства - это не предположение специалистами, это уже реальность, в которой проживает множество миллионов детей по всей планете. Как происходит виртуальная идентификация, чем отличается от реальной и какие угрозы несет или несет ли вообще для молодежи - это одни из главных вопросов в изучении личности подростков в постиндустриальную эпоху.

Изложение основного материала статьи. Современная психология личности представляет множество различных теорий о становление и развитие личности, где большинство авторов приходят к выводу о том, что одним из главных этапов вхождения человека в общество является - идентификация.

Термин «идентификация» в психологии используется для обозначения процесса отождествления личности с другой личностью, группой людей. Такой процесс происходит во время социального развития, когда человек вступает в социум, начинает примерять на себе различные социальные роли, впитывает нормы, правила, культуру, обычаи которые транслируются ближайшим окружением - родителями, друзьями, учителями и др. «Реализация идентификационных процессов отражает осознание человеком необходимости однозначного понимания того, кто он в культурных и социальных системах координат, с одной стороны, и понимания того, каким бы он хотел быть и как необходимо себя позиционировать в социуме, с другой стороны» [7].

Во время идентификации подросток словно «примеряет» на себе те или иные роли, «маски» других людей, их взгляды, манеру поведения, для того, чтобы выработать личные качества, личную точку зрения, ценности, модель поведения и т.д. Происходит это, чаще всего на не осознанном уровне, подросток находится в постоянном поиска себя и своей социальной группы, в которой личности будет комфортно развиваться, самоутверждаться и реализовываться.

Более детально феномен «идентификация» описывает А. Тэшфел, создавший теорию социальной идентичности, в которой рассматривает социальную идентификацию как часть Я-концепции, и подчеркивает, что личность осознанно находится в той или иной социальной группе, ощущения себя членном группы. «We can conceptualize a group, in this sense, as a collection of individuals who perceive themselves to be members of the same social category, share some emotional involvement in this common definition of themselves, and achieve some degree ofsocial consensus about the evaluation of their group and of their membership in it.» [1]. А. Тэшфел огромную роль в идентификации личности отводит социальной группе, пологая, что именно идеалы и ценности, которые присутствует в той или иной группе, личность перенимает и становятся частью её самой. Также стоит отметить, что личность всегда тянется к положительной идентификации т.е., которая ведет к повышению самооценки и комфортному положению в социуме.

Таким образом, процесс идентификации является неотъемлемым этапом в становлении и развитии личности, в её умение взаимодействовать в обществе с другими людьми. Однако в условиях XXI в., когда большинство процессов жизнедеятельности человека постепенно цифровизуется и находится в цифровом пространстве, данный процесс непосредственно воздействует на личность подростков, а именно идентификация происходит не только в реальном мире, но и в виртуальном. Проявляется это не только в создании личных аккаунтов в различных социальных сетях, ретуши

фотографий, съемки видео-сюжетов, публикация историй, создание блогов, где критерием признания социума являются «лайки». Виртуальная идентичность (то кем я являюсь, как я выгляжу и как я себя ощущаю во всемирной сети Интернет) становится неотъемлемой частью современного поколения. Отсюда и возникает главные вопросы, на которые на наш взгляд необходимо ответить научному обществу: в чем специфика виртуальной идентичности, чем она отличная от реальной и как влияет на личность, если влияет вообще?

Идентичность личности по сути является неким ядром самой личности, так как включает в себя: самосознание, ценностно-смысловую и регулятивную сферы. Идентичность возможна лишь в социальной среде, т.е. формирование ядра личности происходит благодаря взаимодействию с другими людьми и связано с морально-этической и эмотивно-регулятивной сферами самой личности.

Идентичность позволяет подросткам ассоциировать себя с какими-то людьми, группой, относится к какой-либо социальной позиции, что в свою очередь позволяет находить баланс между общественным и личным, поглощать и обрабатывать свой опыт и опыт общества. В структуре идентичности личности Э. Эриксон выделяет сразу 4 важных элемента:1. индивидуальность - когда личность понимает, что она уникальна, независима, как физиологически, так и психологически, морально; 2. целостность - когда личность воспринимает мир, себя, свою жизнь осмысленно и слаженно, когда есть понимания времени как прошлого, настоящего и будущего; 3. синтез - когда личность живет в гармонии и происходит некий синтез образов из прошлого, настоящего и желаемого в будущем; 4. социальная солидарность - когда личность разделяет мировоззрение и ценности той социальной группы, в которой находится, ждет от неё поддержки, уважения [10].

Таким образом, идентификация в подростковом возрасте - это процесс становления личности, при котором происходит отождествление себя с той или иной социальной группой, а идентичность - это представление подростка о самой себе, когда они уже целиком и полностью отождествляют себя с кем-либо, гармонично и полноценно себя ощущают и легко взаимодействуют с обществом.

В реальной жизни подростки проходят процесс идентификации путем взаимодействия с другими людьми (как посредственно, так и не посредственно) - это и детский сад, и школы, университет, различные творческие кружи и т.д. Они выстраивает свою идентичность путём прямого сталкивания с обществом, через анализ и понимание, морально-этическую и эмотивно-регулятивную сферы. На основе этого и формируется множество типов идентичности: гендерная, половая, этническая, национальная, культурная, профессиональная, групповая и эго-идентичность.

Виртуальная или сетевая идентификация происходит в рамках цифрового пространства и взаимодействия в нём людей с целью сапомрезентации, заработка, общения, развлечения, обучения и т.п. Так как развитие технологий, а вместе с этим цифрового мира - это постоянный неизбежный и быстрый процесс, то перенос такого важного этапа в становлении личности как идентификации в рамках цифрового пространства не стал чем-то шокирующим и внезапным [8]. Виртуальная идентификация стала таким же нормальным явлением, как и гендерная или профессиональная.

Под виртуальной идентификацией следует понимать создание сетевого облика личности в цифровом пространстве. Так как технологии не достигли такого уровня, чтобы цифровой мир был един и личность могла под одним своим ником пользоваться всем и сразу, не создавая множество страниц на разных ресурсах, то виртуальная идентичность представляет собой некую совокупность гипертекстовых компонентов - посты, репосты, фотографии, видео-, которые формируют посредством отражения реальных аспектов личности - виртуальный образ. Самой яркой и очевидной платформой, на которой человек может выстраивать свою виртуальную идентичность - это социальные сети.

Социальная сеть - это «веб-сервис, позволяющий пользователям: создавать открытые (публичные) или частично открытые профили пользователей; создавать список пользователей, с которым они состоят в социальной связи; просматривать и «трассировать» свой список связей и аналогичные списки других пользователей в рамках одной системы» [3]. Яркими представителями социальных сетей являются такие веб-сервисы как Instagram, Telegram, Facebook, Twitter. Именно на этих онлайн платформах современные подростки выстраивают свою виртуальную идентичность: описание шапки профиля в Instagrame, заполнение классической основной информации о пользователе в Facebook и ВКонтакте, при помощи определенных репостов и создании личного твита в Twitter, выставлением фотографий и видео, написанию постов и заметов - все это создается с целью самопрезентации и проявлению себя, своих умений и жизненной позиции. Чтобы каждая деталь, даже статус на личной странице олицетворял личность и его некий особый образ. В какой-то своей степени это упрощает взаимодействие людей, так как по аккаунту практически любого пользователя можно понять, чем он увлекается, что ему нравится и что с ним объединяет. Так формируется у каждого интернет пользователя своя аудитория, которой интересно следить за тем как ведет свою аккаунт этот пользователь.

Но из-за того, что вся идентификация в цифровом мире делается самостоятельно вручную, то личность сама выбирает какие свои стороны отображать в сети, а какие нет. Что в свою очередь привело к созданию фейковых, от английского слова fake - фальшивый, аккаунтов, с помощью которых люди выдавали себя за других. Иногда это происходит с целью мошенничества, но зачастую с целью скрыть себя настоящего и казаться кем-то другим: более умнее, красивее, успешнее. Такой феномен называется в психологии «альтернативные идентичности» и считается отклонением в реальном мире, в цифровом же мире стал нормой. Однако стоит заметить, что такие фейковые страницы создаются с целью анонимности и для высказывания своей позиции, для скрытия себя [5], для презентации себя таким как «я хотел бы быть если бы......

Данный процесс обусловлен влиянием референтных групп на становления личности подростка, чтение популярных блогов, просмотр постов знаменитостей, так подражание становится главным механизмом в процессе идентификации.

Исходя из вышеизложенного, нами был проведен констатирующий эксперимент по выявлению особенностей идентичность личности в подростковом возрасте под влиянием цифровой среды. В исследовании приняли участие обучающиеся первого и второго курса Экономико-гуманитарного колледжа ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. и одиннадцатиклассники МБОУ «Ялтинская средняя школа №7 им. Нади Лисановой». Всего выборка составила 255 человек, из них 72,3% девушки и 27,7% юноши; возраст испытуемых: 14 лет -3%, 15 лет - 20,9%, 16 лет - 37,5%, 17 лет - 26,4, 18 лет - 8,4% и 19 лет - 3,8%.

В исследовании использовались следующие методики: методика «Кто Я?» М. Куна и Т. МакПартлэнда, методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии», методика исследования личностной идентичности А. Стрейкера, методика исследования личностной идентичности (МИЛИ) Л. Б. Шнейдера (в адаптации к социальным сетям) [6].

В таблице 1 представлены результаты исследования 255 подростков по методике «Кто Я?» М. Куна и Т. МакПартлэнда. Респондентам предлагалось написать 10 ассоциативных ответов на вопрос «Кто Я?». Нами было отобраны 10 самых встречаемых вариантов в описании подростками себя, единичные вариации среди ответов выявлены у 3% респондентов, что свидетельствует об отсутствии прямых и косвенных упоминаний той или иной идентичности. При этом соответствующая идентичность либо не развита, либо очень глубоко вытеснена.

Распределение ответов 255 подростков по методике «Кто Я?»М. Куна и Т. МакПартлэнда в процентах

№ Личностная Количество № п/п Личностная самопрезентация Количество

п/п самопрезентация себя человек в % себя человек в %

1 человек 97% 2 женщина/ мужчина 97%

3 подруга/ друг 95% 4 личность 91%

5 гражданка/ гражданин 85% 6 сын/дочь 84%

7 добрая(ый)/ умная(ый) 84% 8 подросток 72%

9 игрок 67% 10 ребенок 63%

В процессе интерпретации методики Куна-Макпартленда имеется возможность определить различные идентичности личности (половую, социальную, духовную, семейную, профессиональную, индивидуальную и физическую), также каждый вид идентичности может выражаться по своему. Так, согласно полученным данным у 97% подростков ответы содержат прямое определение идентичности: ответ «женщина/мужчина», «сын/дочь», «гражданка/гражданин» это вариант прямого выражения гендерной и социальной идентичности. Прямые выражения характеризуют явную, принимаемую и выражаемую часть личности. Также можно судить о субъективной оценке собственной идентичности как об эмоционально-положительной, такие ответы как «добрая(ый)», «умная(ый)» - 84%; нейтральное отношение выражается в безоценочных характеристиках, таких как - «женщина/мужчина», «человек», «личность», «подросток», «ребенок» и т.д.; отчужденное отношение выражается в абстрактно-отвлечённых характеристиках, так как - «житель планеты», «биологическое существо»

- 3% респондентов.

Исходя из полученных данных мы можем говорить о прямой социальной идентичности 97% респондентов, такие ответы, как: прямое обозначение пола - «женщина/мужчина» 97%, семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли - «сын/дочь» 84%, этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство «гражданка/гражданин» 85%. Коммуникативный компонент «Я»-идентичности выражен у 95% респондентов «подруга/ друг», что говорит о восприятии себя членом группы друзей. Деятельный компонент «Я»-идентичности, свидетельствует о самооценке способностей к деятельности, самооценки навыков, умений, знаний, компетенций и достижений, это категория ответов: «умная(ый)», «игрок». Рефлексивный компонент «Я»-идентичности, свидетельствует о персональной идентичности себя подростками, ответ «добрая(ый)» дают 84% респондентов.

Совсем не выражены в представленной выборке, такие показателе идентичности как материальный компонент «Я» идентичности, физический и перспективный. Также необходимо отметить, что у 3% респондентов выражена проблемная идентичность, «я ничто», «не знаю - кто я», «не могу ответить на этот вопрос».

Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» позволяет определить профессиональные интересы, и выявить присущие им качества личности которые лягут в основу профессиональной идентификации. Так, респондентам предлагалось выбрать из предложенного списка те характеристики, которые свойственны им. Согласно полученным данным 50.2% респондентов имею согласно интерпретации, склонность, к категории «человек-человек», что характеризует личность как - общительного, контактного, легкого во взаимодействии между людьми человека; устойчивого в процессе работы с людьми. Категория «человек-человек» выражает в личности потребность в общении, способности мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, умение находить общий язык с различными людьми, терпение.

37.3% респондентов имею склонность к категории «человек-искусство», это характеризует наличие способности к творческой деятельности, творческого воображения, образного мышления, таланта и трудолюбия.

7.1% респондентов имею склонность к категории «человек-природа», а это следующие личностные характеристики -любовь к природе, инициативность и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность, спокойствие и уравновешенность.

3.9% респондентов имею склонность к категории «человек-техника» особенностью личности является наличие практического мышления, а также точности, определенности действий, новаторства, выдумки, творчества.

1.5% респондентов имею склонность к категории «человек-знаковая система», а это следующие личностные свойства

— высокая концентрация и сосредоточение внимания, умение абстрагироваться, высокий уровень восприятия объектов, наличие практического мышления.

В таблице 2 представлены полученные результаты 255 человек по методике исследования личностной идентичности А. Стрейкера. Респондентам предлагалось выбрать из предложенного списка те характеристики, которые свойственны им. Данная методика позволяет направленность личности, выявить присущие им качества личности и дать общую характеристику идентичности.

Результаты 255 респондентов по методике исследования личностной идентичности А. Стрейкера

№ п/п Черта личности Кол-во человек % соотношение Черта личности Кол-во человек % соотношение

1 требовательный 149 60.3 снисходительный 97 39.7

2 неопрятный 50 20.5 элегантный 195 79.5

3 одухотворенный 140 56.6 приземленный 108 43.4

4 покорный 108 44.6 мятежный 137 55.4

5 творческий 201 82.0 традиционный 48 18.0

6 глубокий 209 84.9 поверхностный 37 15.1

7 общительный 175 71.3 замкнутый 72 28.7

8 соблазняю 141 57.0 поддаюсь соблазну 101 43.0

9 застенчивый 116 45.9 влекущий 133 54.1

10 мужественный 103 40.9 женственный 144 59.1

11 верный 226 91.8 вероломный 22 8.2

12 эгоист 107 43.8 альтруист 138 56.2

13 командую 184 75.0 подчиняюсь 62 25.0

14 эмоциональный 138 56.2 рассудительный 110 43.8

15 приземленный 131 53.3 гениальный 114 46.7

16 беру 111 45.9 отдаю 133 54.1

17 загадочный 138 56.2 обыкновенный 109 43.8

18 люблю порядок 182 74.2 люблю хаос 67 25.8

19 прижимистый 52 22.1 щедрый 192 77.9

20 трудяга 88 35.6 мыслитель 159 64.4

Исходя из полученных данных, и предложенной интерпретации автора, можем сделать выводы о наличии репрезентации достигнутой идентичности, что проявляется в позитивном самоотношении при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом, а также полной координации механизмов идентификации и обособления. Критериями позитивной (зрелой) достигнутой идентичности являются: представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего «Я» для других; высокая самоценность и энергетика, уверенность в себе при высокой внутренней напряженности; желание соответствовать идеальному представлению о себе; повышенная рефлексия, осознание своих трудностей; определенность жизненной ситуации; высокая событийность и общительность, что объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами; ориентация на других и их значимость.

В таблице 3 представлены полученные результаты 255 человек по методике исследования личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б. Шнейдера. Респондентам предлагалось выбрать из предложенного списка те характеристики, которые на ваш взгляд, имеют отношение к вашим аккаунтам в социальных сетях и вашей интернет-социальной активности.

Таблица 3

Результаты 255 респондентов по методике исследования личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б. Шнейдера

Типы идентичности Количество человек % от общего числа респондентов

Личностная идентичность 26 10.3

Преждевременная идентичность 1 0.4

Диффузная идентичность 70 27.3

Мораторий 30 11.8

Достигнутая идентичность 2 0.8

Псевдоидентичность 126 49.4

Исходя из полученных данных можно сделать вывод что у 49.4% респондентов в отношении «Я в социальных сетях» выражена псевдоидентичность, т.е. стабильное отрицание своей уникальности или, напротив, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипию, а также нарушение механизмов идентификации и обособления в сторону гипертрофированности, нарушение временной связности жизни, ригидность «Я-концепции», болезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия. Вследствие тотального поглощения статусом, ролью, другим объектом или

субъектом, при высоко положительном оценивании собственных качеств и нарушении доверительных, гибких связей с социумом, стремлении достичь цели любыми средствами данный показатель может перейти в гиперидентичность.

У 27.3% респондентов в отношении «Я в социальных сетях» выражена диффузная идентичность - что характеризуется отсутствием прочных целей, ценностей, убеждений и попыток их сформировать. Критериями данной идентичности являются: неудовлетворенности собой, своими возможностями, сомнение в уважении окружающих, в ценности собственной личности, отстраненность, граничащая с безразличием к собственному «Я», потеря интереса к своему внутреннему миру; ригидность «Я-концепции»; наличие внутренних конфликтов личности, заниженная самооценка, самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки ярко выражены, обострено осознание отчужденности. При таком статусе идентичности нарушены хронотопы. Личность с диффузной идентичностью может перейти в стадию моратория и перейти к «зрелой идентичности или же остаться на уровне преждевременной идентичности, отказавшись от активного выбора и самоопределения, или пойти по пути диффузии.

У 11.8% респондентов в отношении «Я в социальных сетях» выражен мораторий - это идентичность, при которой личность находится в состоянии разрешения кризиса, пробуя различные варианты. Мораторий обычно предполагает высокий уровень тревожности при высоком уровне самоуважения, более сложными и дифференцированными культурными интересами, более развитой рефлексией.

У 10.3% респондентов в отношении «Я в социальных сетях» выражена личностная идентичность - самореферентность, т.е. ощущение и осознавание уникальности «Я» в его экзистенции и неповторимости личностных качеств, принадлежности к социальной реальности. Важнейшими составляющими в процессе идентичности является опыт и социальные коммуникации. Общение и опыт порождают идентичность, в коммуникациях она выражается.

У 0.8% респондентов в отношении «Я в социальных сетях» достигнутая идентичность - это статус которым обладает человек, сформировавший определенную совокупность личностно-значимых для него целей, ценностей и убеждений, обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

У 0.4% респондентов в отношении «Я в социальных сетях» сформирована преждевременная идентичность, она возникает в тех случаях, когда человек вообще не делал независимых жизненных выборов, идентичность не осознается, скорее это вариант навязанной идентичности. Преждевременная идентичность дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие - по самостоятельности. Непосредственных связей между уровнем идентичности и интеллектом не выявлено, но установлены значимые различия в стиле мышления.

Выводы. Таким образом, в ходе исследования мы можем прийти к двум выводам: виртуальная идентификация проявляется и формируется в условиях полной или частичной реальной идентификации, когда человек уже обрел личностные качества, нормы и идеалы в реальном мире и может их транслировать в виртуальном; в рамках развития цифровых технологий усложняется виртуальная идентификация, из-за того, что в данный период времени личность может идентифицировать лишь в социальных сетях, об этом свидетельствует низкий показатель у подростков из представленной выборки. Виртуальная идентификация - это лишь продолжение реальной идентификации, когда человек более или менее осознает себя, своё мировоззрение и может транслировать это при помощи гипертекстовых публикаций. За счет чего личность в виртуальном пространстве может применять на себе те или иные образы, роли, которые по каким-то причинам не доступны в реальном мире. Однако виртуальная идентификация не может происходить без реальной, так как личности для начала необходимо научится взаимодействовать с людьми, воспринимать целостно себя и мир в реальность и лишь потом самопрезентоваться в цифровом пространстве.

Литература:

1. Tajfel H., John C. Turner The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Political Psychology. - 1st Edition. -2004. - C. 283

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введ. в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 212 с.

3. Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. - Т. 17, №1. - 2014 г. - С. 651.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.

5. Количество фейков в интернете выросло в 10 раз в период пандемии: TACC. - URL:[Электронный ресурс] // https://tass.ru/obschestvo/8673695 ( дата обращения: 20.01.2022).

6. КТО Я ?. [Электронный ресурс] // URL:https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdk6tWv9fSb3Psohu0XISVWnpdCRXsPgPx4Nr8-SGSBomkPbQ/viewform (дата обращения: 05.02.2022).

7. Лагутин Ю.В. Социальная идентификация: методы, ресурсы и возможности / Ю.В. Лагутин // Вопросы управления. -2018. - № 4(53). - С. 100-106.

8. Фленина Т.А. Сетевая идентичность в самосознании российской молодежи (рус.) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: журнал. - 2015. - № 178

9. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. науч. ред. авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение» 1990. - 448 с.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, б.г., 1996. - 340 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.