ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 316.614
И. Ю. Тарханова https://orcid.org/0000-0002-7166-650X
К вопросу о факторах социализации подростков в условиях сетевого общества
Для цитирования: Тарханова И. Ю. К вопросу о факторах социализации подростков в условиях сетевого общества // Социально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 88-99. Б01 10.20323/2658-428Х-2021-3-12-88-99
В последние годы стремительно возрастает востребованность и популярность всемирной сети Интернет. Активно внедряясь в сферу общественных отношений, она качественно видоизменяет способы и особенности взаимоотношений как между общественными институтами, так и между индивидами и становится значимым фактором развития и формирования социального поведения подростков, для которых виртуальный мир становится обыденностью. Статья направлена на решение актуальной научной проблемы: каковы особенности процесса социализации подростков в сетевом обществе? В данной статье анализируются отечественные и зарубежные публикации по вопросам социализации личности в новых условиях сетевого общества. По результатам анализа сделан вывод о необходимости исследований особенностей социализации нового поколения детей и подростков и о важности поиска форм, способов и средств их педагогического сопровождения, модернизации самого процесса образования, воспитания и развития современной личности. На основе положений социокультурного подхода определено влияние сетевых, цифровых информационно-коммуникационных технологий на преобразование социума и подростка, жизнедействующего в данном социуме. В статье также представлены результаты эмпирического исследования социальной зрелости современных подростков и их сетевой идентичности. Изложенные в статье результаты могут быть использованы в научно-исследовательской работе в качестве исходного материала при проведении дальнейших теоретических и практических исследований. Выводы о влиянии сетевых коммуникаций на социальное становление подрастающего поколения могут быть использованы в профессиональной деятельности широкого круга лиц, задействованных в работе по развитию, воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Ключевые слова: социализация, факторы социализации, подростковый возраст, сетевое общество, социальная зрелость, идентичность.
© Тарханова И. Ю., 2021
88
И. Ю. Тарханова
THEORY, METHODS AND ORGANIZATION _OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES_
I. Yu. Tarkhanova
To the question of the factors of socialization of adolescents in a network society
In recent years, the demand and popularity of the World Wide Web has been rapidly increasing. Actively introducing itself into the sphere of social relations, it qualitatively changes the ways and characteristics of relationships both between social institutions and between individuals and becomes a significant factor in the development and formation of social behavior of adolescents, for whom the virtual world is becoming commonplace. The article is aimed at solving an urgent scientific problem: what are the features of the process of socialization of adolescents in a networked society? This article analyzes domestic and foreign publications on the issues of personality socialization in the new conditions of a network society. Based on the results of the analysis, it was concluded that it is necessary to study the features of the socialization of a new generation of children and adolescents and the importance of searching for forms, methods and means of their pedagogical support, modernizing the process of education, upbringing and development of a modern personality. On the basis of the provisions of the sociocultural approach, the influence of network, digital information and communication technologies on the transformation of society and the adolescent living in this society is determined. The article also presents the results of an empirical study of the social maturity of modern adolescents and their network identity. The results presented in the article can be used in research work as a source material for further theoretical and practical research. Conclusions about the influence of network communications on the social formation of the younger generation can be used in the professional activities of a wide range of people involved in the development, education and training of the younger generation.
Key words: socialization, socialization factors, adolescence, networked society, social maturity, identity.
Введение
Современный мир характеризуется высокими темпами социальной динамики, что привносит новые риски в процесс взросления человека. С одной стороны, интеграция индивида в социум сегодня требует высокого уровня субъект-ности, развития критического мышления, ответственности за свою деятельность и поведение; с
другой - отсутствие четких регуляторов, размытие границ дозволенного поведения, высокий плюрализм мнений и широкая доступность альтернативной информации увеличивают риск дезадаптации, затрудняют формирование ценностно-смысловых ориентиров подрастающего поколения. В условиях все ускоряющегося темпа изменений человечеству приходится
К вопросу о факторах социализации подростков в условиях сетевого общества 89
форсированно адаптироваться к этому новому миру. Одной из ключевых причин усложнения социальной ситуации взросления является возникновение нового, не достаточно изученного пространства социализации - сети Интернет. Сегодня именно сеть становится основной движущей силой не только индивидуальной, но и социальной жизни. И если у взрослых, в силу жизненного опыта, есть ресурсы для осознанного поведения в сетевом обществе, то для детей и подростков данный фактор социализации является стихийно действующим. Ситуация осложняется еще и тем, что для представителей новых поколений виртуальное пространство является столь же привычным и повседневным, как и реальное. При этом механизмы регуляции поведения в данном пространстве еще не сформированы: мы только начинаем говорить о цифровой этике, нормах виртуальной коммуникации и самопрезентации, информационной безопасности, что создает у подростков ощущение свободы и вседозволенности, иллюзию отсутствия социального контроля за действиями индивида в сети. Все это актуализирует необходимость изучения новых факторов социализации в условиях сетевого общества, их влияния на формы и характер социального становления подрастающего поколения. Изучение особенностей социализации личности под влиянием сетевого пространства является особенно востребованной и важной проблема-
тикой в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых, составивших базу литературного обзора данной статьи.
Обзор литературы
Сегодня накоплен опыт детерминации категории «социализация» в различных аспектах определения и решения задач научного исследования в междисциплинарном дискурсе. При этом дефинитивное пространство, описывающее процесс интеграции индивида в систему социальных отношений очень велико. Так, N. Smelser и S. Lipset определяют социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [Smelser, Lipset, 2018, с. 25]. А Джон Дьюи, несмотря на понимание процесса социализации как приспособления к социальной среде, подчеркивал, что при этом важно «выкри-стализовывать» индивидуальность каждого человека. Такое противоречие вполне объяснимо, если иметь в виду, что основой развития личности Дьюи полагает «социализацию ума», понимаемую им с позиций ломки социальных стереотипов и обретения смысла жизни в служении людям и обществу. При этом следует «...делиться с ними богатством своих способностей, но при этом воплощать и собственные интересы» [Dewey, 2018, с. 7].
Основатель гуманистической психологии Карл Роджерс в своих работах утверждает, что социали-
90
И. Ю. Тарханова
зировать - это вовсе не значит искусственно выстраивать личность, жестко регламентируя ее социальные проявления. Он видит, что реально это может и должен сделать только сам человек. В работах данного представителя гуманистической психологии утверждается, что в процессе социализации у личности должна формироваться, прежде всего, гибкость в оценке самой себя, а также умение в процессе анализа опыта переоценивать ранее возникшую систему ценностей. «Человек в течение долгого времени, - пишет Роджерс, - ощущал себя в жизни марионеткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного или окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости, отказываясь от удобства несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и трагическом мире стать самим собой - не куклой, не роботом, не машиной, но уникальным индивидуальным "Я"» [Rogers, 2017, с. 301]. В таком понимании индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие данных событий и их интерпретацию.
Социализация личности в современной педагогике оценивается, исходя из принятия личности с ее особенностями развития, что определяет детерминацию условий и практик решения задач включения личности в систему социальных отношений через нормы культуры и образования как механизма и спосо-
ба гуманизации всех аспектов социальных отношений [Козырев, 2017].
Таким образом, обобщив представленные в литературе взгляды на социализацию, можно охарактеризовать ее как процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в нее посредством овладения социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими человеку успешно функционировать в обществе. В своих исследованиях мы придерживаемся позиции
А. В. Мудрика, который утверждает, что социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с целым рядом разнообразных факторов, со множеством социальных групп и организаций, с различными агентами, с помощью разнообразных механизмов, которые дополняют друг друга [Мудрик, 2021]. Все это разнообразие обусловливает необходимость определения степени автономности человека для формирования личности, развития способностей самостоятельно принимать решения и осознанно противостоять внешнему социальному давлению [Тарханова, 2020].
На наш взгляд, решающую роль в процессе социализации играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Именно поэтому сегодня невероятно актуально изучение проблемы педагогического сопровождения социализации подростков в сетевом обществе, условия которого влияют на становление личности XXI века. В
К вопросу о факторах социализации подростков в условиях сетевого общества 91
XXI веке появились принципиально новые пространства социализации, одним из которых является глобальное пространство сетевого общества. Сеть Интернет не только стерла географические границы (они перестали быть препятствием для общения людей), но и существенно расширила доступ к информации, для переработки которой теперь недостаточно привычных канонов. Включение людей в сетевое взаимодействие становится важнейшим фактором социализации.
Впервые термин «сетевое общество» встречается в работах М. Ка-стельса, который рассматривает его с нескольких позиций: во-первых, с точки зрения определяющей роли компьютерных сетей в развитии современного общества; а во-вторых, с точки зрения изменения общественных отношений в целом [Castells, 2020]. Альтернативный взгляд на теорию сетевого общества предложил голландский социолог Я. Ван Дейк. Если М. Кастельс утверждал, что базовыми ячейками такого общества являются сами сети, то Ван Дейк определяет Сетевое общество как четкое, привлекательное руководство к прошлому, настоящему и будущему каналов коммуникации, и формирует представление о новых функциях средств массовой информации в современном обществе [Van Dijk, 2020].
G. Oestreicher-Singer и его соавторы определяют, что в сетевом обществе ценность может быть создана с помощью связей, предо-
ставляемых сетью, выше ценности, создаваемой ссылками, доступными только для отдельных участников сети [Oestreicher-Singer, 2013]. Как отмечают Stabell и Fjeldstad, значимость сети будет иметь тенденцию к увеличению с увеличением размера сети, поскольку это обеспечивает больший потенциал связи и, следовательно, возможности для каждого члена ^аЬеП, 1998]. То есть, в сети участники могут увеличить ценность, которую они могут извлечь, не только за счет увеличения числа имеющихся у них сетевых связей, но и за счет получения более рейтинговой роли в сети. Участники сетей соревнуются за то, чтобы занять центральное место, позиционируя себя таким образом, чтобы потоки ресурсов и знаний проходили через них.
В XXI веке изменилась сама природа идентичности. Сейчас она складывается не только из действий и слов индивида, но и зависит от того, что говорят другие люди, каково их мнение. Эти мнения являются общедоступными, их трудно контролировать и управлять ими [Иванова, 2021].
Интересным представляется мнение И. С. Шаповаловой, профессора Белгородского государственного национального исследовательского университета о том, что идентичность человека, живущего в мире цифровых технологий, представляет собой синтез образов, переживание самовыражения в реальном и виртуальном простран-
92
И. Ю. Тарханова
ствах [Шаповалова, 2015]. То есть, если ранее, в доцифровую эпоху, подростки презентовали себя с помощью ряда видимых маркеров: одежды, сленга, принадлежности к своим сообществам и субкультурам, то в виртуальном мире их самовыражение происходит с помощью фантомных маркеров, недоступных непосредственному наблюдению и контролю со стороны взрослых. Создание страниц в социальных сетях, общение из роли фантазийного виртуального образа, иллюзии анонимности в обмене информацией в личных сообщениях, новая публичность и цифровой след - все это новые, пока недостаточно изученные, факторы социализации подростка в современном обществе.
Исследуя взаимосвязь между процессами социализации в подростковой сверстнической культуре и значениями, лежащими в основе создания и восприятия видео на YouTube, С Balleys с соавторами доказали, что восприятие контента представляет собой двоякий процесс социального признания, который включает в себя способность распознавать себя в других (например, в фигурах, с которыми можно идентифицировать себя) и потребность быть признанным другими как ценными существами [Balleys, 2020]. На наш взгляд, это не является особенностью сегодняшнего дня. Подростковая социализация всегда включала двойную потребность в социальном признании: возможность самоидентификации
через других и поиск ответов от среды, свидетельствующих о том, что ты имеешь социальную ценность. Но именно социальные сети стали платформой для трансляции и приема медиаконтента, основанного на принципе идентификации. Механизмы, мобилизованные как в сообщениях блогеров, так и их зрителей (читателей) подростков, похожи на практику «создания сообщества» [Шсгеиг, 2004, с. 249] и относятся к процессам, с помощью которых люди идентифицируют себя с другими, похожими на них самих. Блогеры и их зрители обоюдно подтверждают социальную значимость с помощью «лайков», репостов и комментариев.
Согласимся с А. Б. Кулаковой, что «сегодня дети взрослеют в мире, в котором возможности не имеют границ, а временной ресурс ограничен» [Кулакова, 2018, с. 2]. Такая ситуация приводит к увеличению адаптивных способностей и приобретению механизмов быстрой оценки и фильтрации огромных объемов информации, но снижает критическое мышление. Восприятие представителей цифрового поколения не стало «лучше» или «хуже», оно изменилось и приобрело новый формат в ответ на вызовы информационной эпохи. Использование новых средств связи практически в режиме нон-стоп для современных детей и молодежи не является предметом гордости и признаком «современности», как, допустим, для поколения их родителей.
К вопросу о факторах социализации подростков в условиях сетевого общества 93
Обратимся к результатам исследования, проведенного посредством методики измерения типа менталь-ности (автор В. И. Пищик), в котором было выявлено, что у представителей «цифрового поколения» преобладает инновационный тип ментальности, которому присущи такие социально-психологические характеристики, как независимость от группы, нестабильность, индивидуализм [Пищик, 2011]. Респонденты охарактеризовали свое поколение индивидуалистичным, разобщенным, самостоятельным, открытым переменам, устремленным в будущее, склонным к риску, своевольным и не доверяющим власти и авторитетам. При взаимодействии современные дети стремятся помочь и поддержать партнера, способствовать его развитию и благополучию.
Крайне важным фактором, который, по мнению А. В. Плетнева, достаточно сильно влияет на социализацию поколения Ъ, является феномен цифрового неравенства, под которым автор понимает не только демонстрацию традиционной стратификации в цифровой среде, но и принципиально новые явления социальной сегрегации, например, обладание дорогой цифровой техникой. Однако наиболее деструктивной формой цифрового неравенства, по мнению автора, является трансляция в цифровой среде практик символического потребления. Так, в социальных сетях значки могут указывать, что пользователь заходил или отправлял со-
общения с техники Apple, находящейся в верхнем ценовом сегменте. «Символическое потребление подразумевает приобретение дорогих, ненужных, однако подчеркивающих статус обладателя вещей» [Плетнев, 2020, с. 118].
Как известно, факторы социализации воздействуют на развитие человека через агентов социализации, под которыми А. В. Мудрик понимает людей, находящихся в непосредственном взаимодействии с этим человеком [Мудрик, 2011]. Однако понятие «агенты социализации» в условиях сетевого общества нужно трактовать немного иначе: речь идет не о непосредственном межличностном общении, а об интеракции, опосредованной информационными технологиями, и в этом случае роль агентов социализации играют различные виды сайтов (чаты, форумы, социальные сети и другое). Так, по мнению Ю. В. Якуто-вой, в качестве факторов Интернет-социализации выступают «новостные, поисковые, информационные порталы, порталы общения, почтовые, голосовые и видео-клиенты, технологии Web-переписки. Все эти возможности глобальной сети Интернет за сравнительно короткий срок стали очень популярны среди людей всех категорий населения и практически всех возрастных групп, и, в первую очередь, для подростков» [Якутова, 2013, с. 229].
Таким образом, обзор литературы показал, что перед современными исследователями из разных
94
И. Ю. Тарханова
научных областей возникает новая исследовательская задача по изучению поколенческих особенностей процесса социализации личности в сетевом обществе и отслеживанию влияния его факторов на становление личности в целом. Наряду с этим, как мы отмечали ранее, перед современными педагогами стоят важные практические и методические задачи, связанные с нахождением форм, способов и средств сопровождения представителей цифрового поколения, модернизации самого процесса образования в соответствии с новыми реалиями, игнорировать которые мы просто не можем себе позволить [Педагогика и психология ... , 2020, с. 161].
Методы исследования
Целью проведенного нами эмпирического исследования было выявление влияния сетевого пространства на процесс становления личности современных подростков. В исследовании приняли участие 280 обучающихся 8-9-х классов общеобразовательных организаций г. Ярославля (соотношение лиц мужского и женского пола примерно одинаковое). Для исследования были применены методика выявления уровня социальной зрелости выпускников [Кожевникова, 2003] и тест Куна - Мак-партленда «Кто я?» с модификацией «Кто я онлайн?» [Фленина, 2018].
Результаты исследования
В результате выявления уровня социальной зрелости были получе-
ны следующие данные: у 25 % подростков выявлен критический уровень социальной зрелости; у большей части выборки, составившей 51 %, выявлен допустимый уровень, а оставшиеся 24 % респондентов показали свой оптимальный уровень социализированности.
В результате обработки результатов теста «Кто Я?» было выявлено, что 21 % респондентов не отметили никаких различий в восприятии себя в реальной и онлайн-жизни, 14 % выборки, напротив, отмечаются высоким уровнем различий в самовосприятии (указали более 11 противоположных характеристик из 20 возможных), они идентифицируют себя отлично от своих характеристик в реальном мире, а иногда совершенно по-новому. Большинство подростков нашей выборки (41 %) указали от 1 до 5 отличий в описании себя в разных пространствах, что соответствует низкому уровню различий в самовосприятии. Как правило, эти подростки просто добавляли в описание себя «онлайн» новые социальные роли, характерные только для виртуального пространства (аккаунт, геймер, аноним и т. д.), заменяя ими оффлайновые (человек, личность и так далее). Наконец, 24 % выборки указали, что меняются сами и меняют свои социальные роли в Сети примерно наполовину. Таким образом, в рамках Интернет-культуры появились новые средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой реальный образ «Я» с опорой на свои
К вопросу о факторах социализации подростков в условиях сетевого общества 95
природные данные или социальные достижения.
Интересными представляются следующие результаты:
— в онлайн-пространстве снижается роль традиционных социальных ролей (человек, сын, дочь, ученик и пр.) и происходит появление новых: геймер, аноним, стример, юзер и других, связанных со спецификой виртуального пространства;
— при изучении субъективных категорий оценки самовосприятия подростков в Сети отмечается резкое увеличение следующих характеристик: настойчивость, уверенность, творчество, общительность, открытость, любознательность, красота, эмоциональность, позитивность, понимание. В то же время только для онлайн-пространства некоторые респонденты отметили свою грубость;
— вместе с тем в реальной жизни превалирующими характеристиками стали: лень, стеснительность, доброта, ум, ответственность, чувство юмора;
— в целом, полученные результаты свидетельствуют, что виртуальное общение привлекает современных подростков своей открытостью и простотой, возможностью быть тем, кем в реальности быть сложно, но очень хочется, возможностью социализироваться и самостоятельно получить новый опыт и знания. Очевидно, что в структуре самосознания подростков значительную роль сегодня играет не только Я-реальное, но и Я-виртуальное, которое формируется и презентуется в сетевом взаимодействии.
Заключение
Проведенное исследование показало, что современный процесс социализации личности трансформируется из линейного в сетевой, существующий на основе коммуникаций с использованием сетевых технологий. Социализация в условиях сетевого общества - это комплексное многогранное понятие, это процесс углубления социального опыта личности при вхождении в социокультурную среду не только реального, но и виртуального пространства, который сегодня является частью процесса социализации личности в целом. Со стороны сетевого пространства на личность возможно воздействие по двум основным направлениям: сбалансированному, способствующему формированию новых форм взаимоотношений субъектов в нем и обеспечению адаптации, самореализации в обществе, и доминирующему, что приводит к отклонениям в формировании и становлении личности.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что у многих подростков в Интернете и в реальной жизни отмечаются различия в объективных и субъективных категориях самовосприятия. Обработка данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволила установить статистически значимую обратную связь между показателями уровня социальной зрелости и уровня идентификации подростками себя настоящего и себя в онлайн-пространстве (г=-0,617). Что говорит о том, что
96
И. Ю. Тарханова
чем меньше различий в восприятии современным подростком «Я» реального и «Я» виртуального, тем выше уровень его социальной зрелости, тем более он самостоятелен в принимаемых решениях, тем реа-
листичнее его жизненные перспективы. Полученные результаты позволяют нам говорить о сетевой идентификации как о новом факторе социализации подростков в сетевом обществе.
Библиографический список
1. Иванова Е. О. Становление субъектности обучающегося в ходе профессионального образования // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс : сборник статей всероссийской конференции с международным участием / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. С. 20-25.
2. Кожевникова Т. Н. Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников / Т. Н. Кожевникова, Н. А. Стумбрис, Т. А. Сундукова // Классный руководитель. 2003. № 6. С. 97-107.
3. Козырев Н. А. Социализация личности как модель и продукт современного образования / Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4. С. 133-149.
4. Кулакова А. Б. Поколение 2: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 1-10.
5. Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность / А. В. Мудрик, Е. А. Никитская // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. №. 2. С. 224-230.
6. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. 3-е издание, исправленное и дополненное. Москва : Издательство Московского психолого-социального института, 2011. 736 с.
7. Педагогика и психология: новые векторы конвергенции знания: коллективная монография / под. науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. 303 с.
8. Пищик В. И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80-88.
9. Плетнев А. В. Социализация представителей поколения 2 в цифровой среде и ее влияние на образование // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Т. 33. №. 1. С. 115-121.
10. Тарханова И. Ю. Образовательная среда: что волнует старшеклассников и какой они хотят видеть школу? // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 13-19.
11. Фленина Т. А. Воздействие информационной и медийной сред на формирование образов реального и виртуального «Я» у современной молодежи // Письма в Эмиссия. Оффлайн, 2018. выпуск № 2 (февраль) URL: http://emissia.org/offline/2018/2583.htm, свободный. (Дата обращения: 12.11.2020).
12. Шаповалова И. С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 148-151.
К вопросу о факторах социализации подростков в условиях сетевого общества 97
13. Якутова Ю. Б. Интернет-культура старшеклассников в современных условиях социализации // Научное мнение. 2013. № 10. С. 227-230.
14. Balleys C. et al. Searching for oneself on YouTube: Teenage peer socialization and social recognition processes //Social Media+ Society. 2020. Т. 6. №. 2. С. 205-234.
15. Castells M. A new society //The new social theory reader. - Routledge, 2020. С. 315-324.
16. Dewey J. Moral principles in education and my pedagogic creed by John Dewey: With a critical introduction by Patricia H. Hinchey. Stylus Publishing, LLC, 2018. Т. 3.
17. Oestreicher-Singer G., Libai B., Sivan L., Carmi E. and Yassin O. The network value of products. Journal of marketing. 2013. 77(3). P. 1-14.
18. Ricœur P. Parcours de la reconnaissance [The course of recognition] (Collections Les Essais). Éditions Stock. Paris, 2004.
19. Rogers C. R. What it means to become a person // Leadership perspectives. Routledge, 2017. P. 297-314.
20. Smelser N. J., Lipset S. M. Social structure, mobility and development. Routledge, 2018. P. 1-50.
21. Stabell C.B. and Fjeldstad O.D. Configuring value for competitive advantage: On chains, shops, and networks // Strategic management journal. 1998. № 19. P. 413-437.
22. Van Dijk J. The network society. Sage, 2020.
Reference list
1. Ivanova E. O. Ctanovlenie sub#ektnosti obuchajushhegosja v hode professional'nogo obrazovanija = Formation of the subjectness of the student in the course of professional education // Social'noe i professional'noe stanovlenie lichnosti v jepohu bol'shih vyzovov: Mezhdisciplinarnyj diskurs : sbornik statej vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod nauch. red. I. Ju. Tarhanovoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. S. 20-25.
2. Kozhevnikova T. N. Metodika vyjavlenija urovnja social'noj zrelosti vypusknikov = Methodology for identifying the level of social maturity of graduates / T. N. Kozhevnikova, N. A. Stumbris, T. A. Sundukova // Klassnyj rukovoditel'. 2003. № 6. S. 97-107.
3. Kozyrev N. A. Socializacija lichnosti kak model' i produkt sovremennogo obrazovanija = Socialization of the individual as a model and product of modern education / N. A. Kozyrev, O. A. Kozyreva // Gumanitarnye nauchnye issledovanija. 2017. № 4. S. 133-149.
4. Kulakova A. B. Pokolenie Z: teoreticheskij aspekt = Generation Z: theoretical aspect // Voprosy territorial'nogo razvitija. 2018. № 2 (42). S. 1-10.
5. Mudrik A. V. Vospitanie v kontekste socializacii cheloveka: retrospektiva i pedagogicheskaja real'nost' = Education in the context of human socialization: retrospective and pedagogical reality / A. V. Mudrik, E. A. Nikitskaja // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2021. №. 2. S. 224-230.
6. Mudrik A. V. Socializacija cheloveka = Human socialization: uchebnoe posobie. 3-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. Moskva : Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2011. 736 s.
98
И. Ю. Тарханова
7. Pedagogika i psihologija: novye vektory konvergencii znanija = Pedagogy and psychology: new vectors of convergence of knowledge : kollektivnaja monografija / pod. nauch. red. I. Ju. Tarhanovoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2020. 303 s.
8. Pishhik V. I. Pokolenija: social'no-psihologicheskij analiz mental'nosti = Generations: socio-psychological analysis of mentality // Social'naja psihologija i obshhestvo. 2011. № 2. S. 80-88.
9. Pletnev A. V. Socializacija predstavitelej pokolenija Z v cifrovoj srede i ejo vlijanie na obrazovanie = Socialization of Gen Z representatives in the digital environment and its impact on education // Uchjonye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psihologii i social'noj raboty. 2020. T. 33. №. 1. S. 115-121.
10. Tarhanova I. Ju. Obrazovatel'naja sreda: chto volnuet starsheklassnikov i kakoj oni hotjat videt' shkolu? = Educational environment: what worries high school students and what kind of school do they want to see? // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2020. T. 26. № 2. S. 13-19.
11. Flenina T. A. Vozdejstvie informacionnoj i medijnoj sred na formirovanie obrazov real'nogo i virtual'nogo «Ja» u sovremennoj molodjozhi = The impact of information and media environments on the formation of images of the real and virtual "I" in modern youth // Pis'ma v Jemissija. Offlajn, 2018. vypusk № 2 (fevral') URL: http://emissia.org/offline/2018/2583.htm, svobodnyj. (Data obrashhenija: 12.11.2020).
12. Shapovalova I. S. Vlijanie internet-kommunikacij na povedenie i intellektual'noe razvitie molodezhi = Influence of Internet communications on behavior and intellectual development of young people // Sociologicheskie issledovanija. 2015. № 4. S. 148-151.
13. Jakutova Ju. B. Internet-kul'tura starsheklassnikov v sovremennyh uslovijah socializacii = Internet culture of school students in modern conditions of socialization // Nauchnoe mnenie. 2013. № 10. S. 227-230.
14. Balleys C. et al. Searching for oneself on YouTube: Teenage peer socialization and social recognition processes //Social Media+ Society. 2020. T. 6. №. 2. S. 205-234.
15. Castells M. A new society //The new social theory reader. - Routledge, 2020. S. 315-324.
16. Dewey J. Moral principles in education and my pedagogic creed by John Dewey: With a critical introduction by Patricia H. Hinchey. Stylus Publishing, LLC, 2018. T. 3.
17. Oestreicher-Singer G., Libai B., Sivan L., Carmi E. and Yassin O. The network value of products. Journal of marketing. 2013. 77(3). P. 1-14.
18. Ricœur P. Parcours de la reconnaissance [The course of recognition] (Collections Les Essais). Éditions Stock. Paris, 2004.
19. Rogers C. R. What it means to become a person // Leadership perspectives. Routledge, 2017. P. 297-314.
20. Smelser N. J., Lipset S. M. Social structure, mobility and development. Routledge, 2018. P. 1-50.
21. Stabell C.B. and Fjeldstad O.D. Configuring value for competitive advantage: On chains, shops, and networks // Strategic management journal. 1998. № 19. P. 413-437.
22. Van Dijk J. The network society. Sage, 2020.
К вопросу о факторах социализации подростков в условиях сетевого общества 99