Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Жилина А. А., Селиванова О.А. Формирование социальной идентичности личности подростка в процессе онлайн-социализации: построение теоретической модели // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Zhilina A.A., Selivanova O.A. (2020). The formation of teenagers social identity in the process of online socialization: building a theoretical model. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN320.pdf (in Russian)
Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00268 А «Формирование исследовательских компетенций обучающихся в системе многоуровневого университетского психолого-педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров»
УДК 37.01 ГРНТИ 14.07
Жилина Анастасия Александровна
ФБГОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия Институт дополнительного и дистанционного образования Специалист 1 категории отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия
Институт психологии и педагогики E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=763861
Селиванова Ольга Антиевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия
Институт психологии и педагогики Профессор кафедры «Общей и социальной педагогики» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3138-0651 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=432217
Формирование социальной идентичности личности подростка в процессе онлайн-социализации: построение теоретической модели
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа, проводимого в рамках диссертационного исследования, с целью выявить социального-педагогические условия, способствующие формированию социальной идентичности подрастающего поколения в процессе онлайн-социализации. Проблема исследования исходит из того, что доступная и открытая онлайн-среда для современного подростка включается в пространство его жизнедеятельности, в котором происходит становление его личности под действием факторов онлайн-социализации. В работе представлен обзор публикаций, посвященных вопросам развития личности и формированию ее идентичности, проблеме социализации в онлайн-среде. Это позволяет обнаружить, что процесс позитивной онлайн-социализации и социализирующие возможности Интернета недостаточно изучены, а вопросы формирования условий для конструктивного развития личности в онлайн-среде недостаточно разработаны,
хотя представляются актуальными. С учетом терминологического многообразия, связанного с обозначением феномена социализации в онлайн-среде, определяется категориальный аппарат работы, который включает в себя понятие «онлайн-социализация» и «онлайн-воспитание». Обосновав практическую необходимость педагогического влияния на социализацию подрастающего поколения в онлайн-среде, с опорой на базовые теоретические концепции, учитывая специфику возрастного периода, авторы предлагают теоретическую модель формирования социальной идентичности личности подростка в процессе онлайн-социализации. Авторы предполагают, что конструктивное формирование социальной идентичности личности современных подростков будет более вероятным, если в процессе социального воспитания развивать: базовые навыки безопасного поведения и установки к активной преобразующей деятельности в онлайн-пространстве; умение использовать онлайн-ресурсы для самовыражения и освоения репертуара ролей; ценностные ориентиры и новые обязательства через творчески-активное преобразование окружающего мира; опыт активного субъект-субъектного взаимодействия в процесс адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной онлайн-среде.
Ключевые слова: социальная идентичность; онлайн-среда; социализация; онлайн-социализация; подросток; социальное воспитание; онлайн-воспитание
Введение
Личность современного подростка, его ценностные и смысловые ориентиры, правила и нормы социального поведения формируются в социальном пространстве, неотъемлемой частью которого является динамичная социальная онлайн-среда, образованная в сети Интернет. Вариантность открытого и доступного интернет-пространства, содержит массу возможностей для развития личности и рисков, связанных с необходимостью самостоятельно ориентироваться в информационных потоках, интерпретировать контент, коммуницировать в онлайн-сообществах, принимать ответственные поведенческие решения. Подростковый возраст соотносится с этапом интенсивного формирования идентичности личности, конструируя которую в онлайн, подросток сталкивается с новыми вызовами и принимает на себя новые роли. В этой связи приобретают актуальность исследования, посвященные проблеме формирования личности в процессе социализации в онлайн-среде.
Интерес исследователей в последние годы останавливается на аспектах идентичности, формирование которых отражает проблемы и противоречия современного общества. В условиях цифровизации жизненного пространства, актуальность приобретают проблемы развития личности в электронной среде в процессе онлайн-коммуникаций, реализуемых по большей части в социальных сетях. Как ответ на вызовы времени, внимание направлено на вопросы влияния информационных технологий на идентичность личности, а в ее репертуар включаются сетевые аспекты. Например, А. А. Старцев и соавторы [1] изучают проблемы идентичности и идентификации личности в социальных сетях, рассматривая Интернет как пространство социальной активности. И. О. Датьев и коллеги [2] на основе анализа социальных сетей пытаются сформировать модель коллективной идентичности для изучения местных сообществ. Коллективная социальная идентичность, формируемая в цифровом пространстве, исследуется Дж. Девич, T. Лав, П. Фарес [3]. В своем диссертационном исследовании Б. В. Глиссон [4] изучает формирование отдельных аспектов идентичности подростков -пользователей социальной сети Твиттер. Связь искусства и идентичности в цифровом пространстве и времени изучают Дж. Боуэн, Т. Джаннини, Г. Полмеер [5]. С точки зрения Е. Э. Суровой [6], идентификационная программа индивида, отстраняясь от ориентации на целостность информационного поля, структурируется в расширенном опыте сетевого взаимодействия.
https://mir-nauki.com
В качестве одного из преобладающих мотивов, актуализирующих исследовательский интерес к вопросам формирования идентичности в современном мире, выступает глобализация: многофакторность окружающего пространства сказывается на процессе формирования отдельной личности, социокультурные трансформации непосредственно связаны с изменчивостью общества в целом. Этому вопросу посвящаются многочисленные исследования под руководством Т. Д. Марцинковской [7].
Изучающие влияние информационных технологий на человека А. Ш. Тхостов и В. А. Емелин [8], отмечают, что в современном обществе затруднительно найти однозначную модель развития идентичности. По мнению исследователей, поиск вектора самоидетичности будет скорее «фрагментарный» или «смешанный», вплоть до логически несовместимого сочетания ориентиров прошлого, настоящего и будущего.
В поле зрения остается «виртуальная идентичность», свойственная «виртуальной личности», конструируемой в виртуальной реальности, которую рассматривают Е. Л. Солдатов и Д. Н. Погорелов [9], А. К. Мамедов и Э. Д. Коркия [10], Т. А. Фленина [11], а также Л. Н. Сунгурова [12], Е. Н. Трухманова [13], И. С. Шаповаловой [14], авторские коллективы А. Е. Войскунского [15] и Н. Н. Королевой [16]. Педагогический подход к проблеме отражен в работе М. С. Чвановой, М. С. Анурьевой, И. А. Кисилевой [17]. Модель психологического сопровождения онлайн-социализации личности сформирована А. И. Лучинкиной [18]. Интересна точка зрения авторских коллективов в составе А. В. Хорошилов, Н. А. Дмитриевская, О. В. Шулаева [19], а также Дж. А. Груман и А. М. Сакс [20] на онлайн-социализацию в контексте современного образования. Понятие социализации подрастающего поколения в интернет-пространстве тесно связывают с вопросами информационной и кибербезопасности Л. Н. Гладкова [21], И. Ю. Тарханова [22], и даже понятием кибер-виктимизации - коллектив С. Л. Бредбари [23]. Большинство авторов сосредотачивает внимание на профилактике интернет-зависимости, рисков и угроз связанных с девиантным поведением, которое проявляется в интернет-зависимости, различных формах асоциального, агрессивного или саморазрушающего поведения. Среди них Т. МакКади [24], А. Ю. Губанова [25], С. А. Данилов [26], Т. В. Ефимова и А. Г. Береснева [27], А. Г. Филипова [28], И. С. Шаповалова [29], и другие.
Проведя краткий обзор литературы за последние пять лет, который подтверждает актуальный интерес ученых к проблеме социализации в онлайн-среде, в объектном поле исследования можно выделить следующие противоречия. С одной стороны, представленные исследования по большей части касаются различных аспектов влияния онлайн-среды на подрастающее поколение, при том, по большей части негативного; тогда как процесс позитивной онлайн-социализации и социализирующие возможности Интернета недостаточно изучен. С другой, существует практическая необходимость педагогического влияния на социализацию подрастающего поколения в онлайн-среде, формирования условий для конструктивного развития личности в процессе онлайн-социализации как составной части общей социализации; тогда как данный вопрос недостаточно разработан теоретически в педагогической науке и реализован в педагогической практике.
В данной статье с опорой на базовые теоретические концепции, предлагается теоретическая модель формирования социальной идентичности личности подростка в процессе онлайн-социализации. Модель разработана в рамках диссертационного исследования, проводимого с целью выявить социального-педагогические условия, способствующие формированию социальной идентичности подрастающего поколения в процессе онлайн-социализации.
Методы исследования
Описанное в данной статье исследование опирается на методы анализа и синтеза, а также метод моделирования с опорой на теоретико-методологические положения теории идентичности Э. Эриксона, концептуализированные в личностной парадигме Дж. Марсии, и концепции социализации А. В. Мудрика, а также - на идеи о структуре процесса социализации А. В. Петровского.
Процесс развития идентичности личности, как и во многих работах в этой предметной области (Л. Б. Шнейдер и соавторов [30], Е. П. Белинской и И. Д. Бронина [31], и других) изучается с опорой на теорию Э. Эриксона, в частности концептуализированную в личностной парадигме Дж. Марсии. Идентичность оценивается как результат преодоления кризисов в процессе социализации, поиска индивидуальных путей решения этих кризисов и принятия на себя обязательств за сделанный выбор. Проходя этапы формирования собственной уникальной идентичности, личность усваивает социальные ценности, нормы и правила поведения, принимая ответственность за свои действия. Понятие идентичности личности в отечественном научном дискурсе соотносится с закрепившимися в нем термином «самоопределение», активно разрабатываемом в последнее десятилетие прошлого века. Самоопределение как процесс и как результат, изучаемое в структуре самоотождествления, становится основой для формирования новых концептуальных моделей идентичности. В исследовании Н. В. Антоновой на основе обзора трудов отечественных ученых (Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, М. М. Бахтина, С. Л. Рубинштейна, М. Р. Гинзбурга и др.) охарактеризованы ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты процесса самоопределения [32]. Самоопределение опирается на воплощение опыта личности, отражает окружающую ее действительность и развивается в смысловой перспективе; как процесс протекает через усвоение личностью смысловых и ценностных конструктов, движимый личностным началом. Через тождество с самим собой, человек отождествляет себя с комплексом социальных ролей и статусов, а также свойственным ему набором когнитивными и ценностными характеристиками. Целостность и непрерывность процесса самоопределения в социальном времени и пространстве может рассматриваться как свойство формирования идентичности личности.
Изменчивость и подвижность структуры социальной идентичности зависит от социального контекста и условий среды, в которых человек переживает свое самоопределение. В социальном контексте, состоящем из различных социально культурных образований, ценностей и установок, в процессе социального взаимодействия под влиянием различных факторов, личность, зачастую, из доступного репертуара социальных ролей и статусов, конструирует свою социальную идентичность. Как социальное образование, развивающееся в ходе самоопределения, идентичность выражается в понимании человеком тождественности самому себе и социальному окружению, в котором происходит его социализация.
С концептуальной позиции, развиваемой научной школой, возглавляемой А. В. Мудриком [33], социализация рассматривается как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения им культуры, что происходит во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Становление человека в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития, ценностной ориентации и самосознания, организуется в процессе социального воспитания - составной части относительно контролируемой социализации.
Структура развития статуса идентичности согласуется с фазами процесса социализации, выделенными А. В. Петровским: адаптация - самореализация - интеграция [34]. Эта закономерность социализации характеризует развитие личности, и как результат вхождения в новую социальную общность, и как возрастные периоды социального развития личности.
https://mir-nauki.com
Формирование и тенденции информационного общества значительным образом влияют на социализацию новых поколений. Появление новых социальных пространств, наполняют социальную ситуацию развития подростка иным содержанием, в процесс формирования личности включаются новые механизмы социализации. Условный характер пространственных и временных границ в онлайн-среде становится характерной чертой формирования мировоззрения поколения, родившегося в цифровую эпоху. Термин «онлайн» (online) буквально «на линии», «в сети» означает присутствие в сети Интернет (Internet network). В режиме онлайн обеспечивается доступ к открытому информационному пространству, информационной, виртуальной, цифровой среде.
Понятие «онлайн-социализация» встречается в научной литературе [21; 24] наряду с терминами, которые определяют данный феномен, но имеют различные формулировки, в зависимости от понятийного аппарата, который использует исследователь в отношении самой социализирующей среды: «интернет-социализация» в интернет-пространстве [18; 26; 35]; «кибер-социализация» в кибер-пространстве (Cyber-space) [36; 37; 38]; «виртуальная социализация» в виртуальной среде [39; 40], «информационная социализация» в информационном пространстве [7; 41], «цифровая социализация» в цифровой среде (Digital space) [42], и даже e-socialization как социализация в электронной среде (ICT) [20]. Несмотря на терминологическое многообразие, рассматриваемые понятия указывают на общий культурно-исторический контекст развития современного человека, который определяет его включенность в цифровое общество через использование информационных технологий, где открытое цифровое пространство, доступное посредством выхода в Интернет, становится особым институтом социализации, запуская механизмы и формируя условия многофакторного становления социальной идентичности личности.
В рамках данного исследования, социальная идентичность понимается как динамический комплекс когнитивных и ценностных характеристик личности, сформированных через отождествление человеком себя с социальными ролями и статусами, свойственными социальным общностям, к которым он ощущает свою принадлежность. Социальная идентичность является результатом самоопределения личности в процессе социализации.
Одной из важных задач подростничества является формирование поиска своего места в обществе и собственной идентичности. Самоопределение как определение себя - важная задача развития и психологическое новообразование старшего подросткового возраста. Результатом самоопределения становится обретение личностью идентичности как осознание уникальности, неповторимости и самотождественности «Я». В этот период интенсивно усваиваются ценности, нормы и способы поведения из мира взрослых, которые трансформируются в требования к социальному поведению, критерии оценки и самооценки. Самосознание подростка переходит на новый уровень, появляется потребность в самореализации.
Особенность идентичности современного подростка заключается в том, что его соотнесение себя с той или иной группой происходит в расширяющаяся в онлайн-среде, через доступное онлайн-взаимодействие. В противоречивом социальном контексте, состоящем из различных социально культурных образований, ценностей, установок, личность, зачастую, встает перед выбором из доступного репертуара социальных ролей и статусов, конструируя свою персональную идентичность. Социальная идентичность включается в социальную среду личности и проявляется как результат отождествления человеком себя с элементами окружающего пространства в структуре многочисленных социальных интеракций.
Результаты исследования
https://mir-nauki.com
Обозначение феномена социализации в онлайн-среде связано в первую очередь с трансформацией информационно-технологической среды, в которой человек присутствует «онлайн» через подключение к сети Интернет. В условиях глобальной цифровизации современного общества принято говорить о существовании информационного электронного пространства, как социальной среды, детерминированной повсеместным распространением цифровых технологий, в которой под действием механизмов социализации формируются условия многофакторного становления социальной идентичности личности. На основании приведенных умозаключений формулируется понятие онлайн-социализации как процесс усвоения человеком норм и ценностей общества, реализуемый в открытом цифровом пространстве посредством сети Интернет, влияющий на результат формирования целостной личности, способной реализоваться в условиях многофакторного воздействия информационной среды.
Можно полагать, что конструктивное формирование социальной идентичности личности современного подростка будет более вероятным, при условии относительно целенаправленного планомерного позитивного развития его ценностной ориентации и самопознания в процессе «относительно контролируемой» [33] онлайн-социализации, организованной через процесс социального воспитания.
На основании приведенных теоретических оснований, выстраивается педагогическая модель формирования социальной идентичности личности подростка в процессе онлайн-социализации. Данная модель включает пять основных блоков. Диагностический блок позволяет выявить актуальный уровень развития идентичности подростка; мотивационный блок формирует базовые навыки безопасного поведения и установки к активной преобразующей деятельности в онлайн-пространстве; когнитивный блок развивает умение использовать онлайн-ресурсы для самовыражения и освоения репертуара ролей; ценностный блок определяет ценностные ориентиры и новые обязательства через творчески-активное преобразование окружающего мира; интерактивный блок обеспечивает опыт активного субъект-субъектного взаимодействия в процесс адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной онлайн-среде. Предполагается, что организованная таким образом деятельность подростков в онлайн-среде приводит к усвоению ими нового социального опыта и обретению конструктивной социальной идентичности. В условиях открытого публичного онлайн-пространства, у подростка развиваются компетенции, необходимые для того, чтобы самостоятельно выстраивать собственную траекторию взаимодействия в онлайн среде, конструктивно реагируя на ситуации риска и используя ее ресурсные возможности.
Онлайн-адаптация, как и в любой другой социальной среде, требует усвоения определённых правил и шаблонов поведения. Процесс индивидуализации будет более осознанным при условии приобщения подрастающего поколения к основам грамотной самопрезентации и самореализации с помощью онлайн-ресурсов, а конструктивная социализаций более вероятной при избирательном и критическом подходе к выбору онлайн-сообществ и принятию на себя свойственных им социальных ролей.
Онлайн-воспитание в этом случает представляется как контролируемый процесс онлайн-взаимодействия, направленный на формировании условий в которых было бы возможно социально-безопасное всестороннее развитии личности через использование ресурсов цифровой среды; принятие духовно-ценностных ориентаций; выбор стратегии и тактики адаптации и обособления личности в онлайн-пространстве.
https://mir-nauki.com
Обсуждение
Выстраиваемая модель формирования социальной идентичности не может не учитывать условия ее развития личности в современном мире, в котором ее идентичность дополняется новыми аспектами. Идентичность является продуктом социализации, складываясь в процессе становления человеческой индивидуальности. Социальную идентичность можно рассматривать как социальное образование, выраженное в понимании человека тождественности самому себе и социальной группе, характеризующееся целостностью и непрерывностью в социальном времени и пространстве, что определяет основу развития и становления личности.
Проведенное теоретическое исследование позволять сделать следующее умозаключение: социальная идентичность личности в онлайн-среде представляет собой комплекс социальных ролей и статусов, а также свойственных им когнитивных и ценностных характеристик, с которыми человек публично отождествляет себя в социальном контексте онлайн-взаимодействия (создавая собственный онлайн-контент), отражая, тем самым, актуальный этап своей онлайн-социализации.
Формирование идентичности современного подростка одновременно обогащается и усложняется динамическими процессами цифровизации и расширения социального пространства, представляя новые возможности взаимодействия с «другими» и различные способы самопрезентации, формируя, вместе с тем, условия для продуцирования виртуальных образов и ухода от реальности. Доступная и открытая онлайн-среда становится для новых поколений пространством первичной социализации, которое предоставляет возможности развития как внутри нее самой, так и за ее пределами. В сети можно получить навыки самопознания, общения и социального взаимодействия в различных ситуациях и социальных контекстах. Подросток может не только отождествлять себя с теми или иными ролями, присущими томи или иному онлайн-сообществу, но и выбирать свое социальное окружение в соответствии с собственными представлениями, установками и ценностями, прокладывать маршрут своего жизненного пути; конструировать идентичность в зависимости от социального контекста и степени его значимости для личности.
С учетом этих особенностей, представленная в статье теоретическая модель формирования социальной идентичности личности подростка в процессе онлайн-социализации включает пять основных блоков: диагностический, мотивационный, когнитивный, ценностный и интерактивный. Представляется целесообразным, что рассматривать проблему влияния онлайн-социализации на формирование идентичности личности, необходимо в контексте процесса социализации как таковой. Позитивная идентичность является результатом конструктивной социализации, которая может быть организована через процесс социального воспитания в онлайн-среде, которое, также, может быть определено как онлайн-воспитание.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-01300268 А «Формирование исследовательских компетенций обучающихся в системе многоуровневого университетского психолого-педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров».
Благодарности
ЛИТЕРАТУРА
1. Старцев, А.А. Идентичность и идентификация личности в социальных сетях /
A.А. Старцев, Н.В. Гришанин, Н.В. Кириллина // Communicology. - 2018. - Vol.6.
- № 4. - С. 76-87.
2. Датьев, И.О. Модель коллективной идентичности для изучения местных сообществ / И.О. Датьев, М.Г. Шишаев, А.М. Федоров // Труды Кольского научного центра РАН. - 2018. - № 10-9(9) - 10 с .
3. Davis, J. /Collective Social Identity: Synthesizing Identity Theory and Social Identity Theory Using Digital Data / J. Davis, TP. Love, P. Fares // Social Psychology Quarterly.
- Vol. 82., - №. 3., - pp. 254-273.
4. Gleason B.W. The world of teenage twitter: new literacies, identity work, and humanizing pedagogy, Dr. philos. sci. diss., East Lansing, MI, USA, Michigan State University Publ. - 2016. - 282 p. - Available at: http://d.lib.msu.edu
5. Bowen J. P. States of Being: Art and identity in digital space and time / J. P. Bowen, T. Giannini, G. Polmeer, C. Gannis, J. Gardiner, J. Kearney, B. Wands, J. Weinel // Conference: Electronic Visualisation and the Arts (London, 9-13 July 2018): Electronic Workshops in Computing (eWiC), 2018. - DOI: 10.14236/ewic/EVA2018.1. -Available at: https://www.scienceopen.com/hosted-document?doi=10.14236/ewic/EVA2018.1
6. Сурова, Е.Э. Идентификационные композиции современной социокультурной реальности / Е.Э. Сурова, М.А. Васильева // Культура культуры. - 2014. - №4 (4). - С. 12.
7. Марцинковская, Т.Д. Современная психология - вызовы транзитивности / Т.Д. Марциновская // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - № 42. - С. 1.
8. Тхосов, А.Ш. Соблазны и ловушки темпоральной идентичности / А.Ш. Тхостов,
B.А. Емелин // Вопросы философии. - 2016. - № 8.
9. Солдатов, Е.Л. Феномен «виртуальной идентичности» / Е.Л. Солдатов и Д.Н. Погорелов // Образование и наука. - Том 20, № 5. - 2018. - С. 105-124.
10. Мамедов, А.К. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы / А.К. Мамедов и Э.Д. Коркия // Теория и практика общественного развития. -2017. - № 2. - С. 9-12
11. Фленина, Т.А. Соотношение образов реального и виртуального «Я» современной молодежи / Т.А. Фленина // В сборнике: Образовательная динамика сетевой личности Материалы I Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт педагогики. - 2018. - С. 64-73.
12. Сунгурова, Н.Л. Виртуальная самопрезентация личности: гендерный аспект // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография / под общ. ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. Москва: РУДН, 2015. - С. 316-329.
13. Трухманова, Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей / Е.Н. Трухманова // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 11-2(39). - С. 186-188.
14. Шаповалова, И.С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи / И. С. Шаповалов // Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С. 148-151
https://mir-nauki.com
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21. 22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Войскунский, А.Е. Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичности: сравнительное исследование / А. Е. Войскунский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 2. - С. 98-121.
Королева, Н.Н. Воздействие современной информационной и медиасреды на становление образа мира и идентичности современных подростков / Н.Н. Королева, И.М. Богдановская // Клинико-психологические аспекты саморазрушающего поведения у подростков: монография; под редакцией А. Н. Алехина, Е.А. Дубининой. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 67-84.
Чванова, М.С. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве / М.С. Чванова, М.С. Анурьева, И.А. Киселева // Вестник Тамбовского университета. - 2017. - Т. 22, вып. 5. - С. 32-40.
Лучинкина, А.И. Модель психологического сопровождения процесса интернет-социализации личности / А.И. Лучинкина // Перспективы Науки и Образования. - 2015. - 2 (14). - С. 118-123.
Хорошилов, А.В. Социализация электронного обучения и виртуальные сообщества практики / А.В. Хорошилов, Н.А. Дмитриевская, О.В. Шулаева // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 3. - С. 34-39.
Gruman J.A. E-socialization: The Problems and the Promise of socializing Newcomers in the Digital Age / J.A. Gruman, А.М. Saks // The Brave New World of eHRM 2.0. -2018: Information Age Publishing. - рр. 111-139.
Гладкова Л.Н. Формирование опыта социально безопасного поведения несовершеннолетних в процессе online-социализации // Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. - 2017. - №3. - Том 3, С. 292-305.
Тарханова, И.Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций / И.Ю. Тарханова // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. -2017. - № 4. - С. 169-171.
Bradbury, S.L. How do Adolescents Learn Cyber-victimization Coping Skills? An Examination of Parent and Peer Coping Socialization / S.L. Bradbury., E.F. ubow, S.E. Domoff // Journal of Youth and Adolescence. - Vol. 47. - Issue 9. - pp 1866-1879.
McCuddy Т. Online Socialization and Delinquency: Expanding the Study of Peer Influence in Criminology// UMSL Libraries: Dissertations. 737. - 2018. - Available at: https://irl.umsl.edu/dissertation/737
Губанова, А.Ю. Электронный контент для детей: риски или новые возможности / А.Ю. Губанова // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2016. - № 2 (4). - С. 92-98.
Данилов, С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи / С.А. Данилов // Известия Саратовского университета. - 2012. - Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2. - С. 42-46.
Ефимова, Т.В. Интернет и подростковая агрессивность: грани проблемы / Т.В. Ефимова, А.Г. Береснева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 8(64). - С. 108-116. - Доступ: www.ej.soc-journal.ru
Филипова, А.Г. Видеоблогинг и современные подростки: опасности интернет-пространства / А.Г. Филипова, А.Ю. Ардальянова, Е.Е. Абросимова // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 8. - С. 9-13.
30PDMN320
https://mir-nauki.com
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Шаповалова, И.С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи / И.С. Шаповалов // Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С. 148-151
Шнейдер, Л.Б. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня / Л.Б. Шнейдер, В.В. Сыманюк // Психологические исследования - 2017.
- 10(52). - 7 с.
Белинская, Е.П. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М. Берзонски / Е.П. Белинская, И.Д. Бронин // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 34. - С. 12.
Антонова, Н.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н. В. Антонова, В.В. Белоусова // Педагогика и психология образования. - 2011. - №. 2 - С. 79-92.
Мудрик, А.В. Вопросы воспитания и обучения / А.В. Мудрик, Н.А. Пашутина // Детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации // Сибирский педагогический журнал. - № 3. - 2019. - С. 7-20.
Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. - 2011, - С. 37.
Иванова, Д.И. Социальная феноменология аутентичности в процессе интернет-социализации / Д.И. Иванова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2015. - № 2. - С. 59-63.
Плешаков, В.А. Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». - 2019. - № 2 (7). - С. 8-16. Мудрик, А.В. Группы сверстников в киберпространстве / А.В. Мудрик // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». - 2019. -№1(6). - Доступ: http://journal.homocyberus.ru/peer_groups_in_cyberspace
Бондаренко, С.В. Модель социализации пользователей в кибер-пространстве / С. В. Бондаренко // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды 6 Всерос. объед. конф. СПб., 2003. - С. 5-7. Янковская, Л.В. Виртуальная социализация личности / Л.В. Янковская // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. Новополоцк, 2012. - № 7. - С. 169-176.
Чистяков, А.В. Социализация личности в обществе интернет-коммуника-ций: социокультурный анализ: дис. ... д-ра соц. наук. Ростов н/Д, 2006. - 278 с. Белинская, Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие / Е.П. Белинская // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2013. - №3. - Т.6. - С. 5.
- Доступ: http://psystudy.ru/
Гусельцева М.С. Информационная социализация в транзитивном обществе: контексты дигимодернизма / М.С. Гусельцева // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник науч. статей и мат. межд. конф. / под общ. ред. Р.В. Ершовой. - 2018. - С. 135-141.
Zhilina Anastasya Aleksandrovna
Industrial university of Tyumen, Tyumen, Russia Tyumen state university, Tyumen, Russia E-mail: [email protected]
Selivanova Olga Antievna
Tyumen state university, Tyumen, Russia E-mail: [email protected]
The formation of teenagers social identity in the process of online socialization: building a theoretical model
Abstract. The article reveals the results of the theoretical study that is part of the dissertation research. The aim of the research is to identify social and pedagogical conditions that contribute to the modern teenagers social identity in the process of online socialization. Available and open online environment is included in teenage life space, where his personality is formed under the influence of impacting factors of online socialization. The article provides the reader with the review of recent researches that are devoted to the issues of personality development and identity formation, and the problem of socialization in the online environment. Judging by the researches review the authors argue that the process of positive online socialization and socializing possibilities of Internet is not sufficiently studied. Despite the relevance of the topic there are not many articles and papers regarding the idea of formation the conditions for constructive individual development in the online environment. There are a lot of terms in the different humanities fields that meaning of the phenomenon of socialization in the new social networks space. The authors propose their definition of concepts of "online socialization" and "online education". They give an evidence of practical need for pedagogical influence on the teenager socialization in the online environment. Based on the basic concepts and considering the specificity of the age the authors propose the theoretical model for formation of teenager social identity in the online socialization process. The authors suggest that constructive formation of social identity of modern teenagers will be more likely to develop in the process of social education: their basic skills of safe behavior and attitudes towards creative activity in the online space; their ability to use online resources for self-expression and mastering the repertoire of social roles; the value guidelines and new commitments through creatively active transformation of the world around; their experience of active interaction in the process of adaptation, individualization and integration in a social online environment.
Keywords: social identity; online environment; socialization; online socialization; teenagers; social education; online education