Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ'

ВОСПИТАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1512
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ 4.0 / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромм Татьяна Александровна, Ромм Марк Валериевич

Контекст обсуждения происходящих в образовании изменений связан с осмыслением влияния цифровизации на развитие и социализацию подрастающего поколения, которые тесно связаны с воспитательными практиками. Исследователи фиксируют разрыв между традиционными методами и моделями работы педагогов и их слабой воспроизводимостью в условиях расширяющегося цифрового формата реализации воспитательных программ. Цель: анализ особенностей реализации задач воспитания в условиях цифровизации, определение ведущих направлений изменения воспитательной практики. Методологию исследования составляют положения теории социального воспитания в контексте социализации (А. В. Мудрик), теории воспитательных систем (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), сетевого подхода. Показано, что в современном постиндустриальном, цифровом обществе средой воспитания может стать виртуальный социум, появляются новые субъекты воспитательной активности (digital-технологии, субкультурные сообщества, сетевые группы, добровольные помощники, волонтеры, родители и т. д.). Это потребует изменения профессионального языка, профессиональных функций в деятельности педагога. Важной составляющей содержания воспитания должна оставаться установка на формирование опыта продуктивного поведения человека в решении собственных проблем. Для этого жизнедеятельность образовательной организации должна наполняться разнообразными социальными практиками взаимодействия, совместной продуктивной деятельности, развития форм само- и со-управления, разнообразной внеурочной деятельности. Актуализируется поиск форм воспитательной работы, актуальных в связи с запросами современного подростка. В ситуации глобализации мира актуализируется вопрос о глобальных, вечных ценностях и их сочетании с ценностями digital-культуры - культуры виртуального дополненного мира. Отмечено, что в условиях цифрового мира границы локации воспитания территориально, организационно, содержательно постоянно меняются. Как следствие, актуализируется задача создания, развития и удержания воспитывающей среды на уровне не только содержательного, но и организационного пространства, в том числе виртуального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PERSONAL DEVELOPMENT IN THE DIGITAL AGE

The discussion about the changes in teaching is shaped by the ideas of what impact digitalization has on the development and socialization of the younger generation. These processes are closely related to personal development training. Personal development training is under ever expanding influence of digitalization, and researchers notice the gap between traditional teaching methods and work models and their poor reproducibility under such conditions. The aim of the study is twofold: to analyze how personal development training tasks are implemented in the current climate of digitalization, and to determine the major tendencies of the changes in personal development training. The methodology of the study is based on the provisions of the following theories: the theory of social education in the context of socialization (A. V. Mudrik), theories of personal development training systems (L. I. Novikova, N. L. Selivanova), and the network approach. Apparently, in the modern post-industrial digital society, a virtual community can become the space for personal development training. There emerge new subjects of personal development training (digital technologies, subcultural communities, network groups, voluntary assistants, volunteers, parents, etc.). This will “require” a change in the professional language and teacher’s professional functions. The intention to enable productive behavior of an individual to solve their own problems should remain an important component of personal development training. In order to do this, the life of an educational organization should be enriched with a variety of social practices that encourage interaction and joint productive activities; an educational organization should develop forms of self- and co-management, and introduce a variety of extracurricular activities. The search for forms of personal development training relevant to the needs of the modern teenager is being reinforced. Moreover, globalization raises the issue of how global and eternal values are compatible with the values of digital culture, i.e. the culture of the virtual augmented world. The authors note that in the current climate of the digital world, the boundaries of personal development training are constantly changing geographically, organizationally, meaningfully. As a result, the task of creating, developing and retaining the personal development training environment acquires significance not only at the content level, but also at the organizational level, including the virtual one.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4 (40). С. 360-366 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 4 (40), рр. 360-366

1 Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28 2Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, д. 20

Ромм Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного, социального образования НГПУ, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5566-0418 Ромм Марк Валериевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4366-1936

Аннотация. Контекст обсуждения происходящих в образовании изменений связан с осмыслением влияния цифровизации на развитие и социализацию подрастающего поколения, которые тесно связаны с воспитательными практиками. Исследователи фиксируют разрыв между традиционными методами и моделями работы педагогов и их слабой воспроизводимостью в условиях расширяющегося цифрового формата реализации воспитательных программ. Цель: анализ особенностей реализации задач воспитания в условиях цифровизации, определение ведущих направлений изменения воспитательной практики. Методологию исследования составляют положения теории социального воспитания в контексте социализации (А. В. Мудрик), теории воспитательных систем (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), сетевого подхода. Показано, что в современном постиндустриальном, цифровом обществе средой воспитания может стать виртуальный социум, появляются новые субъекты воспитательной активности (digital-технологии, субкультурные сообщества, сетевые группы, добровольные помощники, волонтеры, родители и т. д.). Это потребует изменения профессионального языка, профессиональных функций в деятельности педагога. Важной составляющей содержания воспитания должна оставаться установка на формирование опыта продуктивного поведения человека в решении собственных проблем. Для этого жизнедеятельность образовательной организации должна наполняться разнообразными социальными практиками взаимодействия, совместной продуктивной деятельности, развития форм само- и со-управления, разнообразной внеурочной деятельности. Актуализируется поиск форм воспитательной работы, актуальных в связи с запросами современного подростка. В ситуации глобализации мира актуализируется вопрос о глобальных, вечных ценностях и их сочетании с ценностями digital-культуры - культуры виртуального дополненного мира. Отмечено, что в условиях цифрового мира границы локации воспитания территориально, организационно, содержательно постоянно меняются. Как следствие, актуализируется задача создания, развития и удержания воспитывающей среды на уровне не только содержательного, но и организационного пространства, в том числе виртуального. Ключевые слова: индустрия 4.0, цифровизация, воспитание, социализация

Информация о вкладе каждого автора. Т. А. Ромм - сбор и обработка материалов, анализ полученных данных, написание текста статьи; М. В. Ромм - концепция, дизайн исследования, анализ полученных данных, научная редактура статьи.

Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013-00208 «Сетевые практики в образовании как ресурс социальной адаптации личности»).

Для цитирования: Ромм Т. А, Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4 (40). С. 360-366. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Teaching personal development in the digital age T. A. Romm1 M. V. Romm2

Novosibirsk State Pedagogical University, 28 Vilyuyskaya St., Novosibirsk 630126, Russia Novosibirsk State Technical University, 20 Karl Marx Ave., Novosibirsk 630073, Russia Tatyana A. Romm, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5566-0418 Mark V. Romm, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4366-1936

Abstract. The discussion about the changes in teaching is shaped by the ideas of what impact digitalization has on the development and socialization of the younger generation. These processes are closely related to personal development training. Personal development training is under ever expanding influence of digitalization, and researchers notice the gap between traditional teaching methods and work models and their poor

https://akmepsy.sgu.ru

Научная статья УДК 37.015

https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366

Т. А. Ромм1^, М. В. Ромм2

Воспитание в цифровую эпоху

reproducibility under such conditions. The aim of the study is twofold: to analyze how personal development training tasks are implemented in the current climate of digitalization, and to determine the major tendencies of the changes in personal development training. The methodology of the study is based on the provisions of the following theories: the theory of social education in the context of socialization (A. V. Mudrik), theories of personal development training systems (L. I. Novikova, N. L. Selivanova), and the network approach. Apparently, in the modern post-industrial digital society, a virtual community can become the space for personal development training. There emerge new subjects of personal development training (digital technologies, subcultural communities, network groups, voluntary assistants, volunteers, parents, etc.). This will "require" a change in the professional language and teacher's professional functions. The intention to enable productive behavior of an individual to solve their own problems should remain an important component of personal development training. In order to do this, the life of an educational organization should be enriched with a variety of social practices that encourage interaction and joint productive activities; an educational organization should develop forms of self- and co-management, and introduce a variety of extracurricular activities. The search for forms of personal development training relevant to the needs of the modern teenager is being reinforced. Moreover, globalization raises the issue of how global and eternal values are compatible with the values of digital culture, i.e. the culture of the virtual augmented world. The authors note that in the current climate of the digital world, the boundaries of personal development training are constantly changing geographically, organizationally, meaningfully. As a result, the task of creating, developing and retaining the personal development training environment acquires significance not only at the content level, but also at the organizational level, including the virtual one. Keywords: Industry 4.0, digitalization, personal development training, socialization

Information on authors' contribution: T. A. Romm collected and performed the data analysis, wrote the text of the article; M. V. Romm came up with the concept and design of the research, performed the data analysis, carried out scientific editing of the article. Acknowledgements and funding: The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Foundation for Basic Research (project No. 19-013-00208 "Network Practices in Education as a Resource for Personal Social Adaptation").

For citation: Romm T. A., Romm M. V. Teaching personal development in the digital age. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeo-logy. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 4 (40), pp. 360-366 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Контекст обсуждения происходящих в образовании изменений связан с ориентацией на стратегию усиления его цифрового содержания, которое зачастую рассматривается через призму неопределённости и обсуждения рисков. Отмечается тесная связь цифрового контента образования с вопросами социальной трансформации, коммуникации [1, 2], осмыслением цифровых технологий в оценке их влияния на физическое, психологическое и социальное здоровье [3]. Подобная ситуация связана среди прочего и с изменением возрастных и социальных задач подрастающего поколения. По данным Pew Research Center на 2015 г., не менее 92% подростков активны в социальных сетях [4], а А. Lenhart, A. Smith, M. Anderson, M. Duggan & A. Perrin выделяют группу 13-17-летних как особо активных пользователей социальных сетей, среди которых 87% имеют доступ к компьютеру, а 58% - к планшетным устройствам [5]. В докладе ВШЭ «Благополучие детей в цифровую эпоху» отмечено, что российские подростки проводят больше времени в Сети, чем их сверстники в Европе и США, и наряду с этим наблюдается процесс развития цифрового неравенства [6, с. 5]. В исследованиях последних лет значительное место занимает анализ изменения развития и социализации современного подростка под влиянием разнообразных digital-приспособлений. Исследователи, среди которых В. В. Солодников и А. С. Зайцева, М. Р. Мирошкина, С. Н. Майорова-Щеглова, К. Н. Поливанова и Д. Королева, Е. А. Александрова, рассматривают цифровую среду

как естественную среду социализации современных детей и подростков [7-11], в которой именно они, по мнению Г. У. Солдатовой, выступают ведущими субъектами трансформации общественного развития [12]. При уточнении эффектов, вызываемых цифровизацией в повседневных практиках пользователей и оказывающих влияние на благополучие детей и подростков, преимущественно затрагивается их негативный аспект - риск суицидального поведения подростков в результате киберзапугивания [13], влияние социальных сетей, вызывающее у них депрессию, тревогу и психологический стресс [14], - хотя в исследованиях все более явно звучит призыв уйти от однозначной негативной оценки цифровых форматов, которые способны не только формировать «дефицит и барьеры» в развитии (С. Д. Поляков и Л. А. Белозерова), но и запускать его новые механизмы [15]. Обращение к теме здоровья в условиях цифровизации несомненно важно, поскольку оно не только связано с определением опасности / безопасности различных ^^-приспособлений, но способно более объективно подойти к оценке степени их влияния с точки зрения его качества, времени, проводимого в виртуальном пространстве, а следовательно, позволяет сделать заключение о роли цифровых устройств в более широких объективных процессах развития и социализации, которые тесно связаны с воспитательными практиками.

Для уточнения роли и места воспитания в цифровую эпоху следует чётко понимать, какое влияние на воспитание способно оказывать изменение цифрового ландшафта, а также что нужно иметь в виду современным воспита-

тельным организациям при решении задачи конструирования перспективных воспитательных стратегий и практики в цифровом мире. Благодаря достижениям Индустрии 3.0 и 4.0 на наших глазах возникла новая социальная реальность, пронизанная цифровыми технологиями (искусственный интеллект, виртуальная реальность, блокчейн, роботизация, Интернет вещей, цифровые двойники и т. д.) [16]. Однако если воздействие цифровой эпохи на экономику и бизнес носит более явный и открытый характер, то изменения в сфере образования и воспитания не столь ярки и очевидны, но при этом не менее важны для личности и социума.

Обзор исследований по проблеме

Анализ готовности системы образования к решению задач, связанных с включением цифрового формата в воспитательную деятельность, представлен в современном исследовательском пространстве недостаточно. Обращение к анализу изменения воспитания в условиях цифрового общества позволило Д. В. Григорьеву в 2006 г. определить характеристики сетевых аспектов воспитания [17] с опорой на методологию теории воспитательных систем, показать непротиворечивость и перспективность сетевых основ для реализации воспитательных задач путем формирования сети событий, что сохраняет актуальность данного предположения в современной ситуации расширения сетевого контента воспитания в виртуальной, дополненной среде.

На современном этапе большее внимание отечественные и зарубежные авторы уделяют преимуществам цифрового мира, которые могут быть отнесены к задачам обучения. Активно обсуждаются преимущества и недостатки он-лайн-обучения [18], информационные средства, технологии и условия их реализации [19, 20], осмысляются практика и организационно-педагогические вопросы дистанционного обучения в связи с пандемией коронавируса [21]. Однако все большее внимание в исследованиях уделяется сюжетам, выходящим за рамки сугубо технологического подхода. Так, процессы цифровизации, по мнению К Рейе^оп, способствуют в целом развитию организационной культуры школы и формированию новых практик коммуникации, расширению взаимодействия между учениками, родителями, педагогами и руководителями школ [22], а цифровизация требует более широкого подхода к исследованиям цифровой повседневной жизни детей, распространяя его на анализ интеграции «цифровых технологий в значимые социальные практики» [23].

Обращение к сюжетам, связанным с включением цифровых приспособлений в воспитательных процесс, активно рассматривается в работах,

посвященных специфике социализирующего потенциала информационно-коммуникативного пространства (М. В. Воропаев, В. А. Плешаков, И. Н. Теркулова и др.), в которых цифровая реальность рассматривается как новая сфера воспитания [24-27].

Очевидно, что ситуация, связанная с увеличением доли дистанционных форматов в образовательных процессах, усложнила вопросы воспитательной деятельности. При этом обращение к проблеме воспитания в последнее время приобрело особую остроту, что подтверждается анализом современного состояния воспитательных практик и фактом принятия ряда законотворческих инициатив, в том числе внедрением программы воспитания в школы с 01.09.2021 г., тогда как исследователи фиксируют разрыв между сложившимися (традиционными) методами и моделями работы педагогов и их слабой воспроизводимостью в условиях расширяющегося дистанционного формата и более всего - в реализации воспитательных программ [28].

Цель исследования - анализ особенностей реализации задач воспитания в условиях циф-ровизации, определение ведущих направлений изменения воспитательной практики.

Методология

Методологию исследования составили положения, во-первых, теории социального воспитания в контексте социализации (А. В. Мудрик), в которой воспитание рассматривается как составная часть социализации, что позволяет заключить возможность анализа воспитания в цифровой среде как составной части социализации человека в цифровом мире. И как следствие, важен поиск ресурсов и ограничений воспитательных усилий в условиях специфического -цифрового (виртуального, дополненного) - пространства.

Во-вторых, это обращение к теории воспитательных систем, рассматривающей воспитание через призму создания условий (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), акцентируя профессиональное внимание педагогов на обосновании, отборе средств и инструментов, способствующих формированию личностных результатов.

В-третьих, это идеи сетевого подхода, при котором феномен сети определяется наличием общей взаимовыгодной цели, узлов сети, вокруг которых формируются отношения (В. С. Вах-штайн, Д. В. Мальцева, М. В. Ромм, Ч. Кадушин, Р. Хойслинг). В рамках сетевого взаимодействия формируется репертуар вертикальных и горизонтальных отношений, что корреспондируется с идеями системного подхода в воспитании, предполагающего формирование отношений в жизнедеятельности воспитательной организации [29].

Результаты исследования и их обсуждение

Изменения, происходящие в ходе глобального процесса социализации человека в условиях цифрового мира, обостряют ряд проблем коммуникационного, организационного, социально-психологического, этического и иного характера [30]. Это сказывается на функционировании социальных институтов, в том числе школы как ведущего института социального воспитания. Трансформация образовательных ценностей в направлении значимости сотрудничества при удаленных коммуникациях вместо привычного контроля актуализировала вопросы эффективной коммуникации не только в реальном, но и в виртуальном пространстве. Очевидно, что на смену школе как основному источнику получения знаний приходит ситуация доступности информационного пространства, которое девальвирует роль учителя как носителя актуальных знаний. Информационная насыщенность повседневной среды подростков также оказывается на порядок выше той, которую предоставляет школа, актуализируя проблему значимости и привлекательности школьной жизни для подростков в сравнении с тем, что происходит в социальных сетях.

Социализация в цифровом мире связана с изменением роли и места социальных институтов в жизни человека, а также с обострением проблемы безопасности жизни человека. Речь идет о доступности информации антинравственного свойства, о низком уровне культуры общения в сети, но также и о проблемах формирования ценностей у поколения детей, с раннего возраста имевших опыт работы с дополненной реальностью и achieve-логикой, что сопровождается ростом девиантного поведения, обострением межпоколенческих конфликтов, затруднениями индивидуализации развития.

Необходимо признать, что изменение претерпевает само воспитание. В отличие от традиционного и индустриального общества, в котором воспитание осуществлялось либо по обычаю, либо на основе установленных государством, обществом и контролируемых правил, законов, стандартов, в постиндустриальном, цифровом обществе воспитание реализуется в конкретной изменчивой и постоянно меняющейся социальной ситуации. Следовательно, средой воспитания может стать не только реальный, но и виртуальный социум -в пространстве Интернета, 3Б-реальности, - тем самым расширяя границы воспитания. При этом важно принять значимость данного пространства для социализации и развития детей и подростков, степень активности и времени их освоения [8]. Как следствие, потребуется иной профессиональный язык, как минимум его расширение за счет языка информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), иной формат взаимодействия с разными партнерами в разных диалоговых ситу-

ациях (например, «ТикТок», родительские чаты и т. п.), иные профессиональные функции педагога (сопровождение, курирование, мотивирование).

В этих условиях важной составляющей содержания воспитания должна оставаться установка на формирование у человека опыта продуктивного поведения, личного участия в решении собственных проблем и задач в условиях нестабильного изменчивого мира, в первую очередь - опыта безопасного поведения в информационном мире, опыта решения собственных проблем и задач, опыта самоопределения и выбора. Для этого жизнедеятельность образовательной организации должна наполняться разнообразными социальными практиками взаимодействия, совместной продуктивной деятельности, развития форм само- и со-управления, разнообразной внеурочной деятельности. И здесь чрезвычайно актуализируется проблема поиска и отбора форм воспитательной работы, соответствующих запросам современного подростка, тогда как исследования показывают по-прежнему доминирование мероприятий (свыше 50%).

Ключевым вопросом воспитания в эпоху цифровизации остается вопрос о ценностях и их сочетании с ценностями определенной культуры, в том числе digital-культуры - культуры виртуального дополненного мира, которая зачастую сопровождается агрессией и жестокостью. Наряду с этим формируется новое направление развития виртуальных инструментов содействия здоровой социализации поколения современных детей, разрабатываются интерактивные образовательные онлайн-игры и квесты для учащихся разного возраста с целью продвижения позитивных ценностей, складывается идеология «глобальных» интернет-классов или групп обучения, в которых идет формирование межкультурной компетентности, опыта работы в мультикультурной команде.

Заключение

Революционный переход на новейшие цифровые технологии в воспитании не имеет устойчивых перспектив без ясного понимания ряда обстоятельств.

Во-первых, речь идет о том, как именно те или иные цифровые технологии могут быть интегрированы и имплементированы в реальный воспитательный процесс, а также в жизнедеятельность образовательной организации.

Во-вторых, цифровые технологии и цифро-визация не могут и не должны стать самоцелью. Их внедрение и использование должно быть согласовано с базовыми ценностями и целями образования и воспитания, в ином случае любые попытки «внеценностной цифровизации» обречены на провал и приведут к бесполезной трате ресурсов и времени.

В-третьих, краеугольным камнем при создании цифровой воспитательной системы любого уровня для Индустрии 4.0 являются проработка аксиологических, онтологических и гуманистических оснований феномена воспитания в цифровую эпоху, а также продуманная система планирования всей трансформации процесса непрерывного воспитания в современном цифровом и сетевом социуме.

В-четвёртых, теоретическая разработка и практическое создание цифровой воспитательной экосистемы на всех уровнях - это поэтапная, инвестиционно затратная и чрезвычайно амбициозная задача, решение которой требует стратегического научного, организационного, кадрового, ресурсного и технологического обоснования, целеполагания и сопровождения.

В-пятых, ключевым ресурсом для реализации разработки воспитательной стратегии для Индустрии 4.0, а также создания цифровой воспитательной системы любого уровня может и должен служить лишь заинтересованный в успехе предприятия коллектив мотивированных педагогов-профессионалов и руководителей, имеющих необходимую подготовку и соответствующую квалификацию.

Следует понимать и учитывать, что цифровая эпоха - это не просто красивая метафора или оригинальная фигура речи, которую внедряют в широкий воспитательный контекст, а набор вполне конкретных цифровых технологий, которые, возникнув в результате научно-технологической цифровой революции в контексте Индустрии 3.0 и получив развитие в Индустрии 4.0, неумолимо и неизбежно вторгаются не только в сферы экономики и бизнеса, но и в мир социальных коммуникаций, отношений и процессов.

Библиографический список

1. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.

2. Communication and Learning in an Age of Digital Transformation / ed. by D. Kergel, B. Heidkamp-Kergel, R. C. Arnett, S. Mancino. London : Routledge, 2020. 248 p. DOI: 10.4324/9780429430114

3. Шишарина Н. В., Подлиняев О. Л., Ромм Т. А. Кросс-культурный анализ стратегий гигиенической экспертизы в образовании // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, спец. вып. С. 840-850. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-s1-840-850

4. LenhartA. Teens, Social Media & Technology Overview // Pew Research Center. 2015. April 9. URL: http://Www. pewinternet.org/2015/04/09/teens-social-media-technol-ogy-2015/ (дата обращения: 24.08.2021).

5. Lenhart A., Smith A., Anderson M., Duggan M., Perrin A. Teens, Technology and Friendships // Pew Research

Center. 2015. August 6. URL: http://www.pewinternet. org/2015/08/06/teens-technology-and-friendships/ (дата обращения: 24.08.2021).

6. БочаверА. А., Докука С. В., НовиковаМ. А. и др. Благополучие детей в цифровую эпоху: доклад к XX Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9-12 апр. 2019 г.). М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 34 с. URL: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/262127942 (дата обращения: 23.08.2021).

7. Сояодников В. В., Зайцева А. С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 23-42. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7870

8. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Маршруты оффлайн и онлайн-жизни детства: событийный анализ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 3. С. 21-34. DOI: 10.24866/19986785/2020-3/21-34

9. Мирошкина М. Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте педагогического профессионального образования // Социальная педагогика в России. 2018. № 3. С. 31-44.

10. Поливанова К. Н., Королева Д. О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2016. № 1. С. 173-181.

11. АлександроваЕ. А. Интернет-педагогика для «нового» ребенка - белое пятно на карте // Народное образование. 2011. № 9 (1412). С. 260-264.

12. Солдатова Г. У. Именно дети идут в фарватере цифровой среды. URL: https://www.russkiymir.ru/publicati ons/270257/?fbclid=IwAR1puUk33U7VJenoPm3negm-W7AusoXg1IoPeimZGjMiWmIR2-MHJvdP5To (дата обращения: 11.08.2021).

13. Chang Q., Xing J., Ho R., Yip P. Cyberbullying and suicide ideation among Hong Kong adolescents: the mitigating effects of life satisfaction with family, classmates and academic results // Psychiatry Research. 2019. Vol. 274. P. 269-273. DOI: 10.1016/j.psychres.2019.02.054

14. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25, iss. 1. P. 79-93. DOI: 10.1080/02673843.2019. 1590851

15. Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 23-32. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32

16. Вихман В. В., Ромм М. В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 22-32. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32

17. Григорьев Д. В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. 2006. № 6. С. 49-58.

18. MaratheS. Digitalization in Education Sector // International Journal of Trend in Scientific Research and Development. 2018. Vol. 5, iss. P. 51-56. DOI: 10.31142/ijtsrd18670

19. Патаракин Е. Д., Вачкова С. Н. Как сетевые сообщества учителей помогают рождению идей и практик (на основе цифровых следов МЭШ). URL: https:// ioe.hse.ru/data/2021/03/26/1387685889/SNA_Reposi-tory_PV_23_6.pdf (дата обращения: 23.08.2021).

20. Hâkansson Lindqvist M., Pettersson F. Digitalization and school leadership: on the complexity of leading for digitalization in school // International Journal of Information and Learning Technology. 2019. Vol. 36, no. 3. P. 218-230. DOI: 10.1108/IJILT-11-2018-0126

21. Мендель А. В. Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса : организационно-педагогический аспект. Практика дистанционного образования, в том числе в условиях пандемии. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 24 с.

22. Pettersson F. Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26, iss. 1. P. 187-204. DOI: 10.1007/s10639-020-10239-8

23. Iivari N., Sharma S., Venta-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life - How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? // International Journal of Information Management. Vol. 55. Article 102183. DOI: 10.1016/ j.ijinfomgt. 2020.102183

24. Воропаев М. В. Социализация и воспитание в виртуальной и смешанной реальностях // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2011. № 3 (64). С. 131-138.

25. Markova V., Pleshakov V., ShesterinaA., Zakharyashche-va O. Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space // The Third Annual International Symposium "Education and City: Education and Quality of Living in the City" (Education and City 2020) / total ed. S. N. Vachkova, A. Iskakova, A. Koptelov. Moscow : SHS Web of Conferences, 2021. DOI: 10.1051/ shsconf/20219805011

26. Поляков С. Д., ТасимоваН. В. Воспитательная деятельность с использованием интернета - синтез традиций и инноваций // Личность в ситуации социальных изменений: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 12-13 декабря 2019 г). Саратов : Наука, 2019. С. 141-145.

27. Теркулова И. Н. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в социализации учащихся во франкоговорящих странах // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 77-83. DOI: 10.15293/1813-4718

28. Байкалова А. Ю. Создание воспитательной среды в сети интернет на примере деятельности детских онлайн-лагерей // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 8-10 декабря 2020 г. ) / под ред. Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. Новосибирск : Немо Пресс, 2020. С. 151-160.

29. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевые горизонты теории воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. 54-66.

30. Петрушкевич М. А. Нравственные и этические ценности создания цифровой образовательной среды // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (8-10 декабря 2020 г., Новосибирск) / под ред. Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. Новосибирск : Немо Пресс, 2020. С. 188-195.

References

1. Uvarov A. Yu., Geibl E., Dvoretskaya I. V., et al. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [Challenges and Prospects for Digital Transformation of Education]. Moscow, HSE Publishing House, 2019. 343 p. (in Russian).

2. Kergel D., Heidkamp-Kergel B., Arnett R. C., Mancino S., eds. Communication and Learning in an Age of Digital Transformation. London, Routledge, 2020. 248 p. DOI: 10.4324/9780429430114

3. Shisharina N. V., Podlinyaev O. L., Romm T. A. Cross-cultural strategies analysis of hygienic expertise in education. Problemi sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History ofMedicine], 2020, vol. 28, special iss., pp. 840-850 (in Russian). DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-s1-840-8504

4. Lenhart A. Teens, Social Media & Technology Overview 2015. Pew Research Center, 2015, April 9. Available at: http://www.pewinternet.org/2015/04/09/teens-social-media-technology-2015/ (accessed 24 August 2021).

5. LenhartA., Smith A., Anderson M., Duggan M., Perrin A. Teens, technology and friendships. Pew Research Center, 2015, August 6. Available at: http://www.pewinternet. org/2015/08/06/teens-technology-and-friendships/ (accessed 24 August 2021).

6. Bochaver A. A., Dokuka S. V., Novikova M. A., et al. Blagopoluchie detey v tsifrovuyu epokhu: doclad k XX Aprel 'skoy mezhdunar. nauch. konf. po problemam raz-vitiya ekonomiki I obshchestva [Children's Well-Being in the Digital Age: Paper by 20th April International Science Conference on Problems of Economic and Social Development (Moscow, 9-12 April)]. Moscow, HSE Publishing House, 2019. 34 p. Available at: https://conf.hse.ru/mir-ror/pubs/share/262127942 (accessed 23 August 2021) (in Russian)

7. Solodnikov V. V., ZaitsevaA. S. Usage of Social Networks and Socialization of Russian Teenagers. The Journal Sociological Science and Social Practice, 2021, vol. 9, no. 1, pp. 23-42 (in Russian). DOI: 10.19181/ snsp.2021.9.1.7870

8. Mayorova-Shcheglova S. N., Kolosova E. А., Gubano-va А. Yu. Routes of offline and online childhood life: event analysis. Ojkumena. Regional researches, 2020, no. 3, pp. 21-34 (in Russian). DOI: 10.24866/19986785/2020-3/21-34

9. Miroshkina M. R. The digital generation. A portrait in the context of pedagogical professional education. Sotsial'naya pedagogika [Social Pedagogy in Russia], 2018, no. 3, pp. 31-44 (in Russian).

10. Polivanova K. N., Koroleva D. O. Social Networks as New Practice of City Teenagers' Development. Vestnik

Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda [RGNF Bulletin], 2016, no. 1, pp. 173-181 (in Russian).

11. Alexandrova E. A. Internet pedagogy for a "new" child -a white spot on the map. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2011, no. 9 (1412), pp. 260-264 (in Russian).

12. Soldatova G. U. Children are the ones walking in the footsteps of the digital environment. Available at: https://www. russkiymir.ru/publications/270257/?fbclid=IwAR1puUk3 3U7VJenoPm3negm-W7AusoXg1IoPeimZGjMiWmIR2-MHJvdP5To (accessed 11 August 2021) (in Russian).

13. Chang Q., Xing J., Ho R. T., Yip P. Cyberbullying and suicide ideation among Hong Kong adolescents: the mitigating effects of life satisfaction with family, classmates and academic results. Psychiatry Research, 2019, vol. 274, pp. 269-273. DOI: 10.1016/j.psychres. 2019. 02. 054

14. Keles B., McCrae N., GrealishA. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents. International Journal of Adolescence and Youth, 2020, vol. 25, iss. 1, pp. 79-93. DOI: 10.1080/02673843.2019.1590851

15. Belozerova L. A., Polyakov S. D. Transformation of the cognitive sphere of "digital generation" children: Experience analysis. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 1 (37), pp. 23-32 (in Russian). DOI: 10.18500/23049790-2021-10-1-23-32

16. Vikhman V. V., Romm M. V. "Digital twins" in Education: Prospects and Reality. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 2, pp. 22-32 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32

17. Grigoryev D. V. Education in the network of events. Vospitatel 'naya rabota v shkole [Educational Work in the School], 2006, no. 6, pp. 49-58 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Marathe S. Digitalization in Education Sector. Published in International Journal of Trend in Scientific Research and Development, 2018, vol. 5, iss. 6, pp. 51-56. DOI: 10.31142/ijtsrd18670

19. Patarakin E. D., Vachkova S. N. How online communities of teachers help generate ideas and practices (based on the MES digital footprint). Available at: https://ioe. hse.ru/data/2021/03/26/1387685889/SNA_Repository_ PV_23_6.pdf (accessed 23 August 2021) (in Russian).

20. Hakansson Lindqvist M., Pettersson F. Digitalization and school leadership: on the complexity of leading for digitalization in school. International Journal of Information and Learning Technology, 2019, vol. 36, no. 3, pp. 218-230. DOI: 10.1108/IJILT-11-2018-0126

21. Mendel A. V. Perekhod obshcheobrazovatel'nykh shkol na distantsionnoe obuchenie v usloviyakh pandemii koronavirusa: organizatsionno-pedagogicheskiy aspekt. Praktika distantsionnogo obrazovaniya, v tom chisle v usloviyakh pandemii [Transition of General Education Schools to Distance Education in the Context of the Coronavirus Pandemic: Organizational and Pedagogical Aspect. The Practice of Distance Education, Including in the Context of the Pandemic]. Moscow, HSE Publishing House, 2020. 24 p. (in Russian).

22. Pettersson F. Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept. Education and Information Technologies, 2021, vol. 26, iss. 1, pp. 187-204. DOI: 10.1007/ sl0639-020-10239-8

23. Iivari N., Sharma S., Venta-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life - How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? International Journal of Information Management, vol. 55, article 102183. DOI: 10.1016/ j.ijinfomgt. 2020.102183

24. Voropaev M. V. Socialization and education in virtual and mixed reality. Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda [RGNF Bulletin], 2011, no. 3 (64), pp. 131-138 (in Russian).

25. Markova V., Pleshakov V., Shesterina A., Zakhary ashcheva O. Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space. In: Vachkova S. N., Iskakova A., Kop-telov A., eds. The Third Annual International Symposium "Education and City: Education and Quality of Living in the City " (Education and City 2020). Moscow, SHS Web of Conferences, 2021. DOI: 10.1051/shsconf/20219805011

26. Poliakov S. D., Tasimova N. V. Educational activities using the Internet - a synthesis of tradition and innovation. In: Smirnova A. Yu., ed. Lichnost' v situatsii sotsialnykh izmenenii: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality in a Situation of Social Change: Proceedings of All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saratov, Nauka Publ., 2019, pp. 141-145 (in Russian).

27. Terkulova I. N. Aspects of using the information and communication technologies in socialization of students in francophone countries. Siberian Pedagogical Journal, 2017, no. 2, pp. 77-83 (in Russian). DOI: 10.15293/18134718

28. Baikalova A. Yu. Creating an Educational Environment on the Internet by Examining the Activities of Online Children's Camps. In: Romm T. A., Lavrentyeva Z. I., Skripnikova E. M., eds. Fundamentalnye problemy vospi-taniya v usloviyakh sovremennykh sotsialnykh protsessov: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Fundamental Problems of Education in Contemporary Social Processes: Proceedings of International Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, Nemo Press Publ., 2020, pp. 151-160 (in Russian).

29. Romm T. A., Romm M. V. Network horizons of the upbringing systems theory. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [National and Foreign Pedagogy], 2018, vol. 1, no. 4 (52), pp. 54-66 (in Russian).

30. Petrushkevich M. A. Moral and ethical values of creating a digital learning environment. In: Romm T. A., Lavrentyeva Z. I., Skripnikova E. M., eds. Fundamentalnye problemy vospitaniya v usloviyakh sovremennykh sotsialnykh protsessov: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Fundamental Problems of Education in Contemporary Social Processes: Proceedings of International Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, Nemo Press Publ., 2020, pp. 1588-195 (in Russian).

Поступила в редакцию 01.07.2021, после рецензирования 26.08.2021, принята к публикации 09.09.2021 Received 01.07.2021, revised 26.08.2021, accepted 09.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.