Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная психология / социальное воспитание / этнокультурная идентичность / информационная среда / кросс-культурная психология / социально-нравственное развитие личности подростка. / Social psychology / social education / ethnocultural identity / information environment / cross-cultural psychology / social and moral development of a teenager's personality.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухоруков И. С.

Автор статьи обращается к анализу социализирующего потенциала информационной среды, социальных сетей в формировании этнокультурной идентичности современных подростков. Акцентируя внимание на степени включенности подростков в процесс взаимодействия в социальных сетях, автор отмечает особенности влияния такого взаимодействия на восприятие «свой – чужой», природу такой дихотомии, приводит эмпирические данные, иллюстрирующие реальное состояние этнокультурной идентичности в подростковой среде. Автор обращает внимание на необходимость психологического сопровождения исследуемого процесса, использование возможностей виртуального взаимодействия подростков в социальных сетях в обеспечении их этнической социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сухоруков И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF FACTORS OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL IDENTITY OF ADOLESCENTS

The author of the article turns to the analysis of the socializing potential of the information environment, social networks in the formation of the ethnocultural identity of modern adolescents. Focusing on the degree of involvement of adolescents in the process of interaction in social networks, the author notes the peculiarities of the influence of such interaction on the perception of "friend or foe", the nature of such a dichotomy, provides empirical data illustrating the real state of ethnocultural identity in adolescents. The author draws attention to the need for psychological support of the process under study, the use of the possibilities of virtual interaction of adolescents in social networks in ensuring their ethnic socialization.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

УДК 37.013.43+39.37

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

© 2021 И. С. Сухоруков

аспирант кафедры психологии e-mail: idmentium@mail.ru

Курский государственный университет

Автор статьи обращается к анализу социализирующего потенциала информационной среды, социальных сетей в формировании этнокультурной идентичности современных подростков. Акцентируя внимание на степени включенности подростков в процесс взаимодействия в социальных сетях, автор отмечает особенности влияния такого взаимодействия на восприятие «свой - чужой», природу такой дихотомии, приводит эмпирические данные, иллюстрирующие реальное состояние этнокультурной идентичности в подростковой среде. Автор обращает внимание на необходимость психологического сопровождения исследуемого процесса, использование возможностей виртуального взаимодействия подростков в социальных сетях в обеспечении их этнической социализации.

Ключевые слова: социальная психология, социальное воспитание, этнокультурная идентичность, информационная среда, кросс -культурная психология, социально-нравственное развитие личности подростка.

INFORMATION ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF FACTORS OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL IDENTITY OF ADOLESCENTS

© 2021 I. S. Sukhorukov

Postgraduate Student of the Department of Psychology e-mail: idmentium@mail.ru

Kursk State University

The author of the article turns to the analysis of the socializing potential of the information environment, social networks in the formation of the ethnocultural identity of modern adolescents. Focusing on the degree of involvement of adolescents in the process of interaction in social networks, the author notes the peculiarities of the influence of such interaction on the perception of "friend or foe", the nature of such a dichotomy, provides empirical data illustrating the real state of ethnocultural identity in adolescents. The author draws attention to the need for psychological support of the process under study, the use of the possibilities of virtual interaction of adolescents in social networks in ensuring their ethnic socialization.

Keywords: social psychology, social education, ethnocultural identity, information environment, cross-cultural psychology, social and moral development of a teenager's personality.

В последние десятилетия фиксируется целый ряд разнонаправленных тенденций, связанных с глобализацией современного мира и распространением соответствующей ей системы ценностей, одновременно с которой усиливается интерес отдельных этносов к своим историческим и культурным истокам, к своим духовным корням, к делам и опыту предков. Современный человек всё меньше чувствует принадлежность

к конкретному, «своему» этническому сообществу, нации, стране в целом. Следствием этого становится формирование нового типа мировоззрения, которое разные авторы называют «транснациональным», «космополитичным» и т.д. [Репринцев 2015; 2016; 2016а; 20166]. Общий смысл подобного мировоззрения в том, что человек ощущает себя «гражданином всего мира», не привязывая себя к какой-либо этнической общности. Причина такого социально-психологического явления в том, что последние два десятилетия широкое распространение получили телекоммуникационные и информационные технологии, которые расширили границы представлений человека о мире, позволили людям различных культур и верований практически мгновенно обмениваться информацией, игнорируя территориальные ограничения [Булатников 2011; 2012; 2012а; 2012б; 2012в; 2013; 2014; Деева 2014; 2019; Ильинская 2016; 2017; 2018; Матренин 2016; 2016а; 2017; Репринцев 2017; 2017а; 2017б; 2018; 2018а; 2018б; 2019; 2019а; 2020; 2020а].

Вопрос о воздействии компьютеризации и информатизации на культуру приобрел особую актуальность в условиях формирования информационного общества, когда информационно-коммуникационные технологии оказывают все возрастающее и сложное воздействие на его духовную жизнь [Переславцева 2012]. До активного внедрения информационных технологий в повседневную жизнь каждого человека культурное сознание индивида во многом заключалось в рамки той территориальной общности, в которой он вёл свою жизнедеятельность. Можно сказать, что мир представлял собой достаточно однородную культурную массу, а верования и представления отдельных народов не получали широкого распространения по причине территориальных ограничений. Всё изменилось с внедрением информационных технологий, которые позволили людям быстро узнавать о мировых социальных процессах, жизни других народов. В сущности, произошло мощное ускорение обмена информацией между разными культурами, в результате чего элементы разнородных систем оказались перемешанными и связанными между собой. Этнокультурная идентичность современного человека является множественной и представляет собой конгломерат различных верований, ценностей и культурных практик, почерпнутых из огромного количества источников информации [Пашков 2020]. Сегодня территориально человек может находиться и жить в культурном пространстве одной страны, а его психическая реальность, смыслы, идеи и ценности принадлежать совершенно иной культуре [Белинская 2000; 2016; 2017; 2017а; Зинченко 2019; Муравьев 2016; Солдатова 2018; Шайгерова 2019; Ядов 2014; Fischer 2009; 2011; Schwartz 2010; Tajfel 1986]. Так, например, в современном российском подростковом обществе появляются субкультуры «аниме» (приверженцы японской мультипликации), поклонники различных зарубежных фильмов, сериалов и т.д., в результате чего люди по языковому признаку ближе к своей родной культуре, а по тем ценностям, которые разделяют, ближе к культуре иной. С одной стороны, можно рассматривать данный феномен как естественно возникший и необходимый вследствие развития информационных технологий, с другой же - это несёт в себе определённые риски, когда противоречивость и плюрализм культурных ценностей в сознании отдельного индивида порождают неопределённость и нерешительность в ситуации морального выбора. Бесспорно, развитие информационных технологий является мощным фактором, детерминирующим особенности формирования этнокультурной идентичности личности. Этот процесс носит в основном стихийный характер, без вмешательств со стороны образовательных и социальных институтов.

Диалог культур, культурная ассимиляция, существование этнических меньшинств-изгоев являются неизбежными спутниками современного развития цивилизации. Однако если человек вступает в многообразный мир идей, верований

и ценностей, рефлексируя их через этнокультурную идентичность собственного народа, то у него не возникает спутанности и противоречивости в нравственных оценках и действиях. Поэтому современное образование должно быть заинтересовано в педагогически грамотной организации специальной информационной среды, которая способна быть фактором, влияющим на процесс формирования этнокультурной идентичности личности, адекватной современным требованиям общества. Основные усилия по формированию этнокультурной идентичности должны быть направлены на подростков, поскольку именно в этом возрасте наиболее высок риск проявлений экстремизма, куда входят ксенофобия, расизм, националистические взгляды и т.п. [Дадова 2014]. Формирование этнического самосознания личности главным образом происходит через общение с представителями своей и других культур. Современные подростки много проводят времени в социальных сетях. По данным исследовательской компании Mediascope на 2019 г., в России в социальных сетях проводят время более 30 млн человек в день. У категории молодых людей 12-24 лет социальные сети занимают 29% времени за день [Курносова 2019]. То есть подростки значительную часть своего свободного времени проводят в социальных сетях, и эту активность можно использовать для пробуждения интереса к этническим началам, культуре и обычаям своего народа.

Что может и должен сделать педагог-психолог в школе для того, чтобы контролировать влияние социальных сетей и минимизировать риски формирования «спутанной идентичности», упредить проявления национализма, экстремизма, расовой и религиозной нетерпимости, способствовать формированию позитивных поведенческих установок в отношении представителей «других» наций и культур?

Наши исследования позволяют сделать некоторые обобщения, связанные с созданием информационной среды в социальных сетях и обеспечением влияния на формирование этнокультурной идентичности подростков. Этой работе предшествовала диагностика сформированности этнокультурной идентичности подростков по следующим психодиагностическим методикам: «Шкала экспресс-оценки оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью»; «Шкала выраженности этнической идентичности» (Н.М. Лебедева); «Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова)» [Татарко 2011]. В исследовании приняли участие 200 курских школьников в возрасте 14-16 лет. Среди респондентов русские составили 66% (132 чел.); представители украинского этноса - 18% (36 чел.); белорусы - 12% (24 чел.); казахи - 4% (20 чел.). Опросник «Шкала экспресс-оценки оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью» (Н.М. Лебедева) направлен на оценку эмоциональной окрашенности (валентности) этнической идентичности респондентов (рис. 1).

100% 75% 50%

45%

25%

20% 10%

0%

Спокойная Гордость Никаких чувств Обида

уверенность

■ Оценка эмоциональной окрашенности этнической идентичности

Рис. 1. Эмоциональная окрашенность этнической идентичности подростков

Как показали итоги опроса, 30% респондентов никак не проявляют чувства к своей национальности, что говорит об отсутствии интереса к жизни своей этногруппе, а также проявлении ассимиляции культуры; 20% школьников гордятся своим этносом, однако мы заметили, что эти дети некорректно выражали свое отношение к другим национальностям; 40% школьников выразили чувство «спокойной уверенности» к своему этносу, они уважают традиции своего народа, знают родной язык, общаются с родственниками; 10% воспитанников выразили чувство обиды за принадлежность к своему народу. «Спокойная уверенность» - норма для данного возраста. Следовательно, результаты показывают нарастание позитивности чувств у подростков от негативных (как обида) к гиперпозитивным (например, гордость). Такой результат не способствует формированию позитивной этнокультурной идентичности и является негативным. «Шкала выраженности этнической идентичности» Н.М. Лебедевой позволяет оценить, насколько подростки ощущают себя представителями своего народа и носителями своей культуры. Каждый школьник должен был указать свою национальность в анкете. Результаты говорят о том, что подростки не ощущают никакой принадлежности к своему этносу (45% респондентов), у них недостаточно сформировано национальное самосознание. Нормальный уровень этнической принадлежности показали более половины респондентов - 55% подростков, в полной мере ощущающих себя представителем своего этноса (рис. 2).

55%

45%

Неопределенная этническая Позитивная этническая

идентичность идентичность

Рис. 2. Выраженность этнической идентичности старших школьников

В ходе исследования для диагностики этнического самосознания и его трансформации в условиях межэтнической напряженности была использована методика «Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова)» [Татарко 2011]. Итоги опроса показывают, что у 50% подростков наблюдается низкий показатель этнонигилизма, что говорит об отсутствии тенденции к уходу от своей этнической группы; пониженный показатель этнонигилизма выявлен у 35% подростков, а средний показатель - у 15%; этническая индифферентность у 55% опрошенных находится на среднем уровне, у 40% - на повышенном, только у 5% - на пониженном. Результаты диагностики говорят о размытости представлений подростков о своей национальности. Позитивная этническая идентичность у 25% подростков оказалась на среднем уровне, у 45% - повышенном уровне, у 25% - на высоком уровне. Результаты говорят о том, что не все подростки положительно относятся и к своему, и к другим народам. Этноэгоизм у 20% респондентов находится на низком уровне, у 55% - на пониженном, у 25% - на среднем уровне, что свидетельствует о тенденции к ощутимой напряженности в общении с представителями других национальностей. Интерес

вызывает и установка на этноизоляционизм части подростков. В частности, у 25% опрошенных отсутствует тенденция к этноизоляционизму, у 45% она находится на низком уровне, у 15% подростков выявлен пониженный уровень этноизоляционизма; у 5% - средний уровень и у 10% - повышенный. Такие результаты свидетельствуют о том, что у 30% подростков формируется позиция «уникальности» своего народа, ксенофобия; этнофанатизм (как крайне радикальный тип этноидентичности) отсутствует у 15% подростков, у 45% находится на низком уровне, на пониженном - у 15%, средний уровень этнофанатизма выявлен у 20% респондентов, у 15% показатели находятся на повышенном и высоком уровне (рис. 3)

Рис. 3. Типы этнической идентичности

Последние три типа этнической идентичности - этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм - были выявлены на среднем и повышенном уровнях у небольшого количества респондентов. Тем не менее высокие и очень высокие показатели обнаруживаются почти по каждой шкале методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой.

Для реализации программы формирующего эксперимента по психолого-педагогическому сопровождению влияний информационной среды, общения подростков в социальных сетях на формирование их этнокультурной идентичности была использована сеть «ВКонтакте», поскольку она является наиболее популярной среди подростков: по результатам опросов, в нее включены практически все старшие школьники. Программа опытно-экспериментальной работы предполагала создание тематического сообщества на базе социальной сети «ВКонтакте» (создание сообщества, приглашение участников, оформление яркой обложки и «аватара» сообщества, определение целей группы, постепенное наполнение сообщества разнообразным контентом на тему этнокультурной идентичности) было задачей первого начального этапа опытно-экспериментальной работы. Сообщество получило название «Путешествие по культурам» (https://vk.com/public195078428). Была оформлена яркая тематическая обложка и фотография сообщества, определены цели группы, а также ежедневно группа наполнялась контентом (аудио-, видеоконтент, изображения, опросы

по культурной и исторической тематике). На этом же этапе были сформулированы цели сообщества: формирование позитивной этнокультурной идентичности старших школьников; культурное просвещение школьников; грамотное выстраивание взаимоотношений педагогов и учеников в социальной сети; продуктивное использование свободного времени школьника в социальных сетях.

Апробация модели формирования позитивной этнокультурной идентичности старших школьников в социальной сети была задачей второго (формирующего) этапа опытно-экспериментальной работы. Содержание работы заключалось в осуществлении базовых направлений деятельности по формированию этнокультурной идентичности:

- развитие когнитивной сферы подростков с обеспечением высокой степени самостоятельности, субъектности каждого школьника в изучении и освоении информации, которая содержится в сообществе, ее анализе и интерпретации;

- развитие эмоциональной сферы подростков с обеспечением знания духовно-нравственной культуры, наличия собственного отношения к своей этнокультурной среде, проявлением эмпатии к духовно-нравственной культуре других народов.

- развитие поведенческой сферы подростков с обеспечением формирования механизмов принятия себя в качестве члена определенной этнокультурной группы, построения взаимоотношений в группах, активного вовлечения в общество с использованием религиозной принадлежности и поддержания культурных традиций, а также с использованием языка межнационального общения.

Реализация направления, обращенного к когнитивной сфере личности, осуществлялась путем размещения аудио-, видеоматериалов, изображений, интерактивных игр, статей, информации об онлайн-музеях, способствующих получению новых знаний о своей или других культурах (профилактическая деятельность), публикации материалов о разных народах, участвовавших в Великой Отечественной войне. Дополнительно подростки обращались с интересующими их вопросами в личные сообщения сообщества и получали необходимые консультации (рис.4).

Развитие эмоциональной сферы подростков происходило за счет публикации в сообществе видео материалов о религии, информации о своей стране, достопримечательностях и красоте природы, размещения опросов, касающихся своего отношения к своей и чужой этнокультурной среде (психологическая диагностика, психологическое просвещение), публикаций о русском фольклоре и т.д. (см. рис. 5).

Поведенческий компонент этнокультурной идентичности развивался с помощью онлайн-трансляций с обсуждениями различных вопросов, которые интересны подросткам (межкультурные тренинги), посредством размещения видеороликов о родном языке и иностранных языках, публикаций статей на религиозную тему, традициях и обычаях разных этносов. Подросткам предлагалось самим рассказывать о традициях своего народа в комментариях на странице сообщества, а также с помощью опросов, касающихся определения себя в качестве члена определенной этнокультурной группы (см. рис.6).

В процессе опытно-экспериментальной работы проводился тренинг «Задания по истории России», который заключался в том, что подростки выполняли тесты на знание русской истории (см. рис. 7). Тренинг осуществлялся с помощью сервиса опросов в сообществе. Стоит отметить, что практически все школьники, которые приняли участие в опросе, верно отвечали на поставленные вопросы, неправильных ответов не было, но некоторые из вопросов вызывали затруднения.

«^Ъ Путешествие по культурам

27 мая в 14:33

! S UL ÏZ? m У w* "О

Видеоистория русской культуры за 25 минут

; * > S < S шШ О

^ § <± ФСак Русь стала> ^ "d Jb .

православной державой?

г" - • -

чи л

YouTube 4:01

Как Русь стала православной державой? • Видеоистория русской культуры. Серия 2

1 просмотр

С>™ р

Путешествие по культурам

22 мая в 11 50

11 главных слов, помогающих понять чешскую культуру

11 главных слов, помогающих понять чешскую культуру

arzamas.academy

Pi ¿£>

Рис. 4. Примеры публикаций

За границей мне было приятно ощущать себя представителем именно своего народа

За границей мне было приятно ощущать себя представителем именно своего народа

Путешествие по культурам Анонимный опрос

Абсолютно не согласен (на)

Отчасти не согласен (на)

Не знаю

Отчасти согласен(на) - 5

Абсолютно согласен(на)

Проголосовали 16 человек

Рис. 5. Примеры публикаций.

А вы все поняли?

https://www.youtube.com/watch?v=N9pODcaQGD4&list=..

Arzamas- - Издательство Яндекса •-

Подкаст о русском языке

Б О Ы^О 3

Сколько в России диалектов и когда они все вымрут?

-—• с •—

УоиТиЬе • 42:26

АУДИО. Сколько в России диалектов и когда они все вымрут? • Подкаст Arzamas о русском языке • s01e03

1 просмотр

Рис. 6. Примеры публикаций

г Е 1 каком году произошло Крещение Руси? Путешествие по культурам Анонимный опрос 1 • • •

860 год 0 %

988 год -19 ТОО %

989 год 0 %

998 год Проголосовали 19 человек 0 %

Рис. 7. Пример вопроса тренинга «Задания по истории России»

В ходе опытно-эксперментальной работы подростки почувствовали интерес друг к другу, стали более интенсивно общаться друг с лдругом, проявлять большее доверие к своим собеседникам в социальных сетях, стали прислушиваться к суждениям и оценкам своих сверстников, к мнениям и оценкам взрослых. Стала очевидной растущая референтность сообщества в сети, его личностная значимость для формирования мировоззрения юных граждан, закрепления у подростков базовых поведенческих установок по отношению к представителям других рас, религий, культур, этносов. Главным индикатором растущего уровня идентичности подростков стал интерес к собственной национальной истории и культуре, истории своей семьи и рода, к поступкам близких людей. В поле зрения старшеклассников оказались вовлечены цели и ценности человеческой жизни, мотивы поступков и совершаемого взрослыми морального выбора. Каждый старший школьник стал как бы примерять на себя ситуации социального взаимодействия, совершаемые поступки, отношения с друзьями и сверстниками, родителями и взрослыми. Так небольшой тренинг оказался триггером важных социально-нравственных изменений в воспитанниках, механизмом закрепления и переноса в повседневную жизнь важных стереотипов и норм социально -одобряемого поведения и отношений.

Разумеется, организация взаимодействия подростков в социальных сетях и обеспечение социализирующего влияния такого общения на формирование этнокультурной идентичности юных граждан предполагают соблюдение целого ряда условий, среди которых особенно важны:

• реальное взаимодействие всех субъектов, включенных в формирование позитивной этнокультурной идентичности старших школьников в социальной сети «ВКонтакте» (старшие школьники, педагог-психолог);

• субъекты формирования позитивной этнокультурной идентичности старших школьников в социальной сети должны точно и полно понимать общую логику, цель своих действий, осознавать свою ответственность за результаты влияний и те представления, нормы, идеи, оценки, опыт, который подростки вынесут для себя из общения в социальной сети;

• социальное взаимодействие и общение подростков в сети «ВКонтакте» должны обеспечивать формирование высокой степени самостоятельности, субъектности личности школьника в освоении информации о своей и других культурах, ее анализе и интерпретации, формирование знания духовно-нравственной культуры и механизмов принятия себя в качестве члена определенной этнокультурной группы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сообщество в социальной сети должно обеспечивать необходимый уровень сформированности конкретных знаний старших школьников, полное владение представлениями о нормах и ценностях своей национальной культуры, о сущности и формах проявлениях своей этнокультурной идентичности и др.

Повышению эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса формирования позитивной этнокультурной идентичности в социальной сети способствуют налаживание активного взаимодействия старших школьников внутри сообщества, принятие участия членов сетевого сообщества в создании контекта, в размещении информации о национальных культурах стран в сообществе, а также участие в межкультурных тренингах; организация онлайн-обсуждений важным тем и проблем межэтнического взаимодествия, этнокультурного многообразия современого мира; пробуждение мотивов самосовершенствования, развитие социальной активности и ответственности. А значит, это и есть условия, обеспечивающие эффективное влияние социальной сети на этнокультурное становление старших школьников.

Библиографический список

Белинская Е.П. Взаимосвязь реальной и виртуальной идентичностей пользователей социальных сетей // Образование личности. 2016. № 2. С. 31-40.

Белинская Е.П. Идентификационные модели подростков и молодежи: «герои нашего времени» // Психологические исследования (электронный журнал). 2017. Т. 10. №54. URL: http://psvstudv.ru/in-dex.php/num/2017v10n54/1457-belinskava54.html

Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 208 с.

Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия // Вестник РГГУ. Сер. Психология. 2017а. № 3. С. 22-37.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2012а. № 1. С. 146-152.

Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 20126. №4 (24). С. 23-35.

Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 1 (17). С. 79-90.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №3 (23). С. 60-72.

Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции В.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С. 86-100.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-35.

ДадоваЗ.И. Экстремизм несовершеннолетних как актуальная проблема // Теория и практика общественного развития. 2014. №11. С. 161-163.

Деева Е.В. Пантеон национальных героев в системе средств формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре Русского мира // Берегиня. 777. Сова. 2019. № 4 (43). С. 183-195.

Деева Е.В., Матренин П.В. Теоретические подходы и опыт формирования ценностного отношения подростков к истории малой родины в деятельности общественных объединений // Известия РАО. 2014. № 4 (32). С. 93-106.

Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А. и др. Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб.: РГПУ, 2019. С. 875-884.

Ильинская И.П. Поликультурная среда в эстетическом развитии младшего школьника. Курск: ВИП, 2018. 264 с.

Ильинская И.П. Социализирующие потенциалы поликультурной среды и их реализация в условиях непрерывного образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под общ. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань: КГАСУ, 2017. С. 26-31.

Ильинская И.П. Формирование патриотизма и гражданственности школьников в условиях нарастания «кризиса идентичности» и становления поликультурной среды // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 75-90.

Курносова Е. Социальные сети в цифрах URL:

https://mediascope.net/upload/iblock/f97/18.04.2019_Mediascope_202019.pdf (дата обращения: 22.09.2021)

Матренин П.В. Гуманистические основы формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре малой родины средствами клубной деятельности // Гуманизация образовательного пространства: сб. ст. [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016. С. 845-857.

Матренин П.В. Этническая социализация подростков средствами изучения истории и культуры малой родины: Белгородский опыт // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 435-440.

Муравьев С.А. Идеалы образования в эпоху постмодерна: остается ли место для гуманизма в образовании? // Гуманизация образовательного пространства: сб. материалов [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016. С. 141-159.

Пашков С.В. Этические основы социального взаимодействия подростков и молодежи в информационной среде: от соборности русского мира - к разобщению? // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: сб. ст. Елец: ЕГУ им. ИЛ. Бунина, 2020. С. 248-255.

Переславцева Л.И. Информационная среда как фактор формирования духовно-нравственной культуры современной молодежи // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.Л. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 105-107.

РепринцевА.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного Русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / под ред. Л.Г. Кирпичника, Л.Г. Самохваловой. Кострома: КГУ, 2020. С. 33-40.

Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 195-211.

Репринцев А.В. Психологические основы этнической социализации подростков в процессе взаимодействия семьи и школы // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве / отв. ред. И.П. Ильинская. Белгород: БелГУ, 2018. С. 7-10.

Репринцев А.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018а. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2544/ (дата обращения: 13.08.2021).

Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Чебоксары: ЧГПУ, 2018б. С. 169-176.

Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму идеологии «модернизации» духовной сферы общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016а. С.196-208.

Репринцев А.В. Социализация и инкультурация детей в совместной деятельности семьи и школы: от традиций этноса к реалиям глобализации // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Ереван: РАУ, 2019. С. 324-330.

Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016б. С. 59-74.

Репринцев А.В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019 а. № 1 (49). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3005/ (дата обращения: 22.09.2021).

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. научно-практ. конф. Ереван: РАУ, 2020а. С. 628-648.

Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. 2017. Саратов: СГУ, С. 596-612.

Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017а. С. 91-96.

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017б. Т.33. №7 (256). С. 142-149.

Солдатова Г. У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал, 2018. №3(31). С. 12-22.

Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 163 с.

Шайгерова Л.А., Зинченко Ю.П. и др. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет -сообществах // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 3. № 3 (35). С. 4-16.

Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 2014. № 1. С. 35-52.

Fischer R. Cross-cultural training effects on cultural essentialism beliefs and cultural intelligence // International Journal of Intercultural Relations. 2011. 35. 767 -775.

Fischer R., Hanke K. Are societal values linked to global peace and conflict? // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 2009. 15. 3. 227-248.

Schwartz S.H. Values: Cultural and individual // S.M. Breugelmans, A. Chasiotis, F.J.R. van de Vijver (eds). Fundamental questions in cross-cultural psychology, 2010.

Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of Intergroup Relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.