УДК 316.752+ 37.013.42 + 791.6
ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА
© 2021 И. С. Сухоруков
аспирант кафедры психологии e-mail: idmentium @ mail. ru
Курский государственный университет
Автор статьи размышляет о взаимоотношениях культуры и человека, диалектической связи творения и воспроизведения культуры в каждом новом поколении людей; акцентирует внимание на потенциале традиционного народного искусства в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества, воспитания ценностного отношения юных граждан к национальной истории и культуре; приводит результаты собственных исследований, показывая достаточно выразительный вектор на сокращение интереса современных старших школьников к региональной и национальной культуре, заметное снижение реального знания традиционных народных промыслов и ремесел, использовавшихся в традиционном народном искусстве символов, их сакрального содержания. Особый предмет тревоги автора - сокращение включенности подростков и молодежи в художественное творчество, занятия традиционными видами декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: социальная педагогика, психология искусства, философия образования, цифровая культура, этнокультурная идентичность, традиционное народное искусство и культура.
TRADITIONAL FOLK ART IN THE SYSTEM OF MEANS OF FORMING THE ETHNOCULTURAL IDENTITY OF ADOLESCENTS AND YOUTH
© 2021 I. S. Sukhorukov
Graduate student, Department of Psychology e-mail: idmentium @ mail. ru
Kursk State University
The author of the article reflects on the relationship between culture and man, the dialectical connection between the creation and reproduction of culture in each new generation of people. The author focuses on the potential of traditional folk art with a system of means of forming the ethnocultural identity of adolescents and youth, fostering the value attitude of young citizens to national history and culture. The author cites the results of his own research, showing a sufficiently expressive vector to reduce the interest of modern senior schoolchildren in regional and national culture, a noticeable decrease in the real knowledge of traditional folk crafts and crafts used in the traditional folk art of symbols, their sacred content. A special subject of concern for the author is the reduction of the involvement of adolescents and young people in artistic creativity, practicing traditional arts and crafts.
Keywords: social pedagogy, psychology of art, philosophy of education, digital culture, ethnocultural identity, traditional folk art and culture.
Философы образования сегодня громко и открыто говорят о «кризисе культуры», о ценностно-смысловом тупике развития социального воспитания, о традиционном конфликте «отцов и детей», о сложностях и противоречиях социально-нравственного самоопределения нынешнего поколения детей и молодежи в контексте деструкции общественной морали [Булатников 2011; 2011а; 2012; 2012а; 20126; 2012в; 2014; 2017; Пашков 2020; 2020а; Репринцев 2013; 2015; 2018; 2019; 2020; 2020а; Хагуров 2007; 2011]. Действительно, коренные изменения в общественной и экономической жизни российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 столетий привели к осознанию насущной необходимости приведения содержания социального воспитания молодого поколения в соответствие с новыми реалиями жизни, с появлением новых средств ретрансляции ценностей и нормативов культуры, к объективной переоценке накопленных в течение предшествующих столетий ценностей национальной культуры [Акопян 2004; Багдасарян 2019; Бауман 2008; Храпов 2011; Хренов 2016; 2016; Швейцер 1973]. Культура сама по себе достаточно консервативна, обращена к прошлому социальному опыту, предлагает устойчивые образцы, культурные архетипы, привычные нормы, которые апробированы опытом предков и предлагаются входящим в жизнь поколениям в качестве некоей духовной основы, исключающей возможность ошибки, неверного морального выбора, как универсальные регулятивы, успешно работающие в любой социокультурной среде. Однако на поверку такие культурные архетипы оказываются не всегда применимы в ситуациях «кризиса культуры», в сложных обстоятельствах жизни, особенно нынешней, когда на принятие человеком решения буквально есть несколько секунд, когда информационная среда требует сиюминутного отклика, когда темп и скорость бытия человека не позволяет ему апеллировать к прошлому опыту и требует незамедлительных решений. Однако, как ни парадоксально это звучит, но прошлый опыт каждый раз напоминает человеку о себе, возвращает его к собственным ошибкам, дает основание для углубленного самоанализа, рефлексии и неизбежного признания в том, что «отцы были далеко неглупыми людьми», что только «плохому сыну отцовское наследие ни к чему» [Репринцев 2012; 2016; 2018а; 2018б]. Конечно, отрицание культуры предков всегда проявляло себя в некоем «противопоставлении культур отцов и детей», однако со временем дети обнаруживали удивительную прозорливость своих предков и их несомненную мудрость [Булатников 2015; Репринцев 2018в; 2019а; 2019б; 2020б].
Важным источником для освоения опыта предков служит искусство, и прежде всего - народное искусство, аккумулирующее в себе многовековой опыт народа, его взлеты и падения, его трагические уроки и героические победы; народное искусство несет в себе огромный нравственный потенциал, помогая входящему в самостоятельную жизнь молодому человеку совершать собственный моральный выбор, строить отношения с окружающими людьми, оценивать меру собственной успешности, выбирать достойные средства достижения жизненных целей [Бредихин 2014; 2017; 2017а; 2017б; 2018; 2019; 2020; 2020а]. Народное искусство становится отправной точкой в понимании входящим в жизнь человеком базовых социальных идей и норм, ценностей и смыслов. Начинаясь от сказки и колыбельной, от пословиц и легенд, продолжаясь в семейных реликвиях и предметах быта, народное искусство оказывается важным источником формирования жизненных установок, стратегий, целей; оно задает возможные векторы самоопределения и самореализации для личности; оно подсказывает наиболее продуктивные способы строительства отношений с окружающими людьми. Народное искусство в силу своей простоты и выразительности наиболее доступно для восприятия ребенком, оно не вызывает отторжения, неприятия, непонимания; оно в доступной, наглядно-образной форме
позволяет освоить важные идеи и смыслы, ретранслируемые из поколения в поколение. Народное искусство в силу своей синкретичности, целостности, неделимости позволяет подросткам и юношеству органично входить в национальную культуру, интегрироваться в нее, становиться ее естественной и необходимой частью. Такое вхождение начинается с освоения родного языка, его наиболее употребимых форм, смыслов, устойчивых выражений, продолжается в образе жизни, досуге, в традициях, обычаях, обрядах и ритуалах, в способах социальной коммуникации [Галкина 2019; Деева 2017; Ерохина 2019; Ильинская 2014; 2020; Коротких 2008; 2008а; 2010; Репринцев 2017; 2019б; 2020в; 2020г; 2021].
Народное искусство всегда было близко к каждому человеку в силу его простоты, доступности, сопряженности с реалиями жизни. Касаясь самых простых, повседневных проблем человеческого бытия, народное искусство обогащало жизнь человека, наполняло ее красками, звуками, смыслами; его ценностное содержание было понятно простому человеку. Это вовсе не означает некоей примитивности, упрощенности - наоборот, некоторые из народных творений вполне достойно восходят к самым высоким образцам поэзии, философского осмысления социальных явлений, но подают это в очень изящной и выразительной форме [Матренин 2016; 2016а; 2017; 2017а; 2017б].
Как же сегодня выглядят отношения входящего в жизнь поколения российской молодежи с традиционным народным искусством? Являются ли нынешние подростки и юношество подлинными носителями ценностей и опыта традиционной народной культуры? В этом контексте вполне уместно привести некоторые результаты эмпирического исследования, проведенного на большой выборке (п=2500) среди старших школьников и студентов Курской области (январь 2020 г.). В исследовании использовалась авторская анкета, включавшая в себя закрытые варианты ответов на вопросы, с помощью которых выявлялись ценностные ориентации подростков и юношества, присутствие в содержании ценностно-смыслового ядра самосознания личности элементов традиционной народной культуры и искусства, знание региональных особенностей культуры и традиционных народных промыслов; владение навыками интерпретации семантики произведений народного искусства, особенностей используемых народными авторами выразительных средств и образов; традиционных материалов и техник, используемых народными мастерами; включенность подростков и молодежи в художественно-творческую деятельность и др. Опрос респондентов проводился анонимно, подросткам и старшеклассникам предлагалось также ответить на ряд вопросов, касающихся их успеваемости, отношения к учебе, семейной ситуации и профессиональной деятельности родителей, содержания общения с бабушками и дедушками, интенсивности посещения музейных комплексов, художественных выставок, учреждений искусства и культуры. При всей широте предложенных респондентам вопросов, основное внимание было уделено выявлению уровня погруженности подростков и старшеклассников в традиционную художественную культуру русского этноса, знание ими основных видов и традиций декоративно-прикладного искусства, известных отечественных народных промыслов.
Оценка сформированности представлений старших школьников и студентов о видах традиционного народного искусства и культуры (январь 2020)
Виды традиционного национального народного искусства и культуры Старшие школьники Студенты
высок средн низк высок средн низк
1. Знание истории древнерусского искусства, шедевров древнерусской архитектуры и живописи 17% 26% 57% 19% 31% 50%
2. Знание древнерусских литературных памятников 14% 22% 64% 17% 34% 49%
3. Знание русских былин, сказаний, легенд 15% 22% 63% 19% 31% 50%
4. Знание русских пословиц и поговорок 29% 34% 37% 31% 39% 30%
5. Знание традиций и этических норм русской национальной культуры 17% 31% 52% 19% 31% 50%
6. Знание особенностей строительства жилища и организации быта в традиционной русской культуре 11% 22% 67% 14% 22% 64%
7. Знание традиционных народных праздников в русском земледельческом календаре 17% 26% 57% 19% 31% 50%
8. Знание традиционных видов декоративно-прикладного искусства в русской культуре 14% 22% 64% 17% 34% 49%
9. Знание традиционного русского народного костюма, особенностей его изготовления и использования 9% 12% 79% 9% 16% 75%
10. Знание стилистических особенностей и основных произведений известных русских мастеров и художественных школ (Андрей Рублев. Феофан Грек, Даниил Черный, Дионисий, Барма и Постник и др.) 11% 22% 67% 19% 31% 50%
11. Знание стилистических особенностей древнерусской православной архитектуры, истории создания и художественного решения уникальных архитектурных сооружений, православных храмов 14% 22% 64% 17% 33% 50%
12. Знание стилистических особенностей традиционных центров народных промыслов в России (Жостово, Дымково, Палех, Хохлома, Гжель, павловопосадские платки, кубачинское литье и инкрустация по золоту и серебру, ростовская финифть, вологодское и елецкое кружево, оренбургские пуховые платки, прорезная береста, пряничные промыслы, ковровые промыслы, каслинское литье, резьба по кости, гончарные промыслы, филимоновская и каргопольская игрушка, городецкая роспись и игрушка, абрамцево-кудринская резьба, ярославская майолика, самоварные и оружейные промыслы, гусевский хрусталь и др.). 6% 11% 83% 14% 22% 64%
13. Знание региональных народных промыслов (кожлянская игрушка, плеховская игрушка, суджанские ковры и др.) 4% 8% 88% 9% 16% 75%
14. Среднее значение 14% 22% 64% 17% 29% 54%
Анализ полученных эмпирических материалов показал в целом довольно слабое владение большей частью старших школьников (да и студентов) знаниями о традиционных видах народного искусства, наиболее известных художественных
промыслах, развитии древнерусского искусства, его наиболее известных шедеврах. Для большей части респондентов вызвали сложности и затруднения ответы на вопросы, касавшиеся литературных памятников, пословиц и поговорок русского народа, известных былин и сказаний. Больше всего затруднений вызвал традиционный русский костюм, его отдельные детали, их назначение, особенности изготовления. Наиболее сложными оказались для интерпретации и оценки вопросы о семантике традиционного узора, особенностях вышивки, смысловом содержании традиционных колористических решений в женском и мужском костюме, их региональных и этнических особенностях. Понятно, что современная одежда подростков и юношества существенно отличается от одежды их сверстников, живших в ХУШ-Х1Х вв. и даже в XX в. Однако погружение в историю национальной культуры, в особенности образа жизни русских людей, их быт и обычаи, их внешний облик и своеобразие одежды предполагает осознание современными подростками и юношеством органичного единения русского человека с природной средой, использование материалов и тканей естественного происхождения.
Но тревожит не только формальная степень погруженности подростков и юношества в традиционную народную культуру - вызывает не меньшую тревогу и озабоченность заметная утрата молодыми людьми своей этнокультурной идентичности. Эти изменения носят пока еще скрытый, латентный характер, но они уже стали частью внутреннего мира школьников и студентов, проявляясь в увлечении ценностями западной культуры, подражании нормам и образу жизни европейцев и американцев; для значительной части респондентов оказалось вполне нормальным откровенно признать, что у России и русских «нет никакой своей культуры» (87%), что «все культурные идеи заимствованы» (79%), что ценности и нормы православия «не являются духовными скрепами современного российского общества» (84%). Значительная часть респондентов откровенно признается, что при первой же возможности «готовы уехать на Запад» (79%). Все это свидетельствует о неблагоприятном морально-психологическом фоне для приобщения школьников и студентов к традиционной народной культуре и искусству.
Понятно, что эти и подобные откровения подростков и юношества красноречиво говорят об утрате идентификационных связей молодого поколения со своим этносом, национальной культурой. И одной из очевидных утрат является отсутствие сопряжения сознания молодежи с традиционным народным искусством, его ценностно-смысловым базисом, его идеями и символами. Так, например, большинство респондентов не смогли дать объяснение таким известным древним символам как круг, крест; не смогли дать толкование цветовых соотношений в традиционных орнаментах жителей Центральной России; еще больше затруднений у респондентов вызвала интерпретация символики традиционного крестьянского жилища, его отдельных декоративных элементов. Конечно, современный технологичный и техногенный век привнес в образ жизни человека новые элементы декора, дизайна, универсализировав прежние, доставшиеся «в наследство» от прежних веков способы эстетизации дома и быта, предложив множество «умных» идей и решений. Но универсализация образа жизни людей, наполнение пространства бытия человека «умными помощниками» не должны разрушать связь молодого человека с своими духовными и культурными корнями, не должны отрывать его от фундаментальных идей и опыта предшествующих поколений. Этнокультурная идентичность и есть то внутреннее ощущение в человеке сопряженности со своим народом, со своей национальной историей и культурой, без которых человек неизбежно становится Манкуртом, теряет историческую и культурную память.
Итоги опроса респондентов показали, что большинство из них не знают многих известных народных промыслов, традиций декоративно-прикладного искусства, сложившихся в разных регионах России. Так, например, буквально несколько человек смогли определить известные центры традиционного искусства, получившие широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами: Жостово, Дымково, Палех, Хохлома, Гжель, павловопосадские платки, искусство ювелиров из дагестанского села Кубачи, занимающихся инкрустацией по золоту и серебру; ростовскую финифть, вологодское и елецкое кружево, оренбургские пуховые платки; не смогли определить прорезную бересту, пряничные промыслы, ковровые промыслы, каслинское литье, резьбу по кости, гончарные промыслы, филимоновскую и каргопольскую игрушки, городецкую роспись и городецкую игрушку, абрамцево-кудринскую резьбу, ярославскую майолику, самоварные и оружейные промыслы, гусевский хрусталь и др. Задание предполагало выбор из набора пронумерованных изображений те, которые относятся к конкретному промыслу. Задание оказалось практически непосильным и для студентов университетов, испытывавших значительные затруднения в определении принадлежности продукции известных народных промыслов. Значит, входящее в жизнь поколение молодых граждан страны уже не имеет внятных представлений и народном искусстве, его достижениях и своеобразии. Огорчает и то, что среди изображений студенты не смогли определить традиционные глиняные игрушки, созданные на территории Курской области, в известных селах Плёхово и Кожля, не смогли узнать знаменитые шерстяные ковры из Суджи. Значит, не только «дальние», но и «ближние» промыслы остались для респондентов неопознанными, непознанными, неосвоенными. Значит, значительный пласт традиционной народной культуры и искусства не стал достоянием внутреннего мира молодых людей, не оказывает влияние на переживание ими своего родства с народом и его культурой. Это означает и то, что этнокультурная идентичность этой части молодежи не может считаться сформированной, полной, ибо в ней обнаруживается явный пробел, отсутствие значительного объема представлений о традиционной национальной культуре и искусстве.
Чем же так опасен отрыв молодых людей от традиционной народной культуры и искусства? Почему в психологическом плане этот отрыв может оказаться фатальным, необратимым? Что могут и должны сделать институты социализации для преодоления такого отрыва?
Традиционная народная культура и искусство обеспечивают формирование в сознании детей и молодежи устойчивых культурных архетипов, паттернов, поведенческих стереотипов, закрепляющихся на уровне коллективного бессознательного. Именно через коллективное бессознательное происходит формирование наиболее типичных форм общественного сознания, общественной морали, материализующихся в традициях, обычаях, нравственных нормах и принятых формах социально-одобряемого поведения и отношений между людьми. Три важнейших фактора исторически предопределяли формирование нравственного сознания наших предков на уровне коллективного бессознательного - на уровне этнокультурных архетипов, а именно:
- уходящие в доисторическое прошлое, в дохристианскую культуру народные традиции;
- христианский нравственный идеал, пришедший вместе с крещением Руси;
- собственно народное художественное и эстетическое самосознание, наиболее полно выраженное в русском героическом эпосе и художественно-бытовой практике прежних эпох - в песнях, играх, детском фольклоре, украшениях, обрядах, декоративно-прикладном искусстве.
Каждый народ при практически однотипном в общих чертах идеале человека добавляет свои особые, специфические черты и вырабатывает свою особую систему воспитания подрастающего поколения, сообразуясь с конкретно-историческими и природными условиями, с национальными культурными традициями и верованиями. Эти особые черты этноса имеют своё воплощение в произведениях народного искусства. Веками копившийся опыт ведения быта, трудовой деятельности, восприятия и понимания сути человеческих взаимоотношений, ценностей, которые лежат в основе общественно-одобряемого поведения, обобщаются народом и выражаются в символической форме в сказках, пословицах, поговорках, былинах, живописи, песнях, поэзии, предметах быта, в произведениях декоративно-прикладного искусства и т.д. - всем том, что в совокупности образует общественное сознание. Каждое поколение привносит в традиционную народную культуру и искусство свои элементы, продолжающие и развивающие сложившиеся представления о традициях и устойчивых формах эстетизации быта и среды жизнедеятельности человека, его досуга, предметов быта, одежды, способов взаимодействия и т.д. Понятно, что за счет этих элементов каждое поколение обретает опыт восприятия и интерпретации многих важных социальных идей, нравственных норм, принципов социальной коммуникации, обеспечивающих границы социально-одобряемого поведения, поле нормативных отношений, выход за пределы которых неизбежно влечет наложение на личность санкций. Такие идеи и принципы образуют семантическое поле традиционной культуры этноса, которое становится, по сути, средой этнической социализации детей и молодежи, обретения типических черт, характерных для всего этноса, для всего народа. Типическое становится всеобщим, свойственным всем, а освоение и присвоение социально-типичного происходит через импринтинг, подражание, пример взрослых, через игру и совместный труд, через культурную трансмиссию. Этнокультурная идентичность обретается на протяжении всего периода детства и получает некоторую степень завершенности в старшем подростковом и юношеском возрасте. Именно в этом периоде личность уже осознает свою этнокультурную идентичность, переживает и ощущает ее.
Этнокультурная идентичность является частью самосознания личности и выражает ее принадлежность к народу. Отождествляя себя с конкретным этносом, с его культурой, с его традициями и обычаями, индивид присваивает ценности, смыслы, нормы и правила поведения, типичные для культуры именно этого этноса. Поскольку в произведениях народного искусства отражены совокупный социальный опыт этноса, особенности мировоззрения, менталитет, специфическая картина мира, присущие конкретному этносу, то активное постижение подростками и юношеством смыслов величайших образцов национальной культуры будет работать на идентификацию себя с прошлым, историей и культурой своего народа. В основе присвоения и закрепления в сознании подростка «внешнего», культурно-символического пространства, лежат определённые психологические механизмы [Махинин 2019; Репринцев А.В. 2017].
Взаимодействие человека с произведениями народного искусства предполагает сложный процесс художественного восприятия, анализа и обобщения наиболее типичных этнических черт. Именно «восприятие является исходным этапом общения человека с искусством, психологической основой эстетического отношения к миру». Б.А. Столяров считает, что в восприятии художественных произведений принимают участие «образная и эмоциональная память, а в основе художественного восприятия лежит переживание» [Столяров 2004: 3]. О переживании как основе художественного восприятия говорит и М.С. Каган, утверждавший, что произведение искусства создается для возбуждения у человека определенных переживаний и именно так оно
входит, «подобно переживаемым событиям реальной жизни, в духовный опыт каждого человека» [Каган 1972: 302]. Психологическая сложность художественного восприятия заключается в том, что происходящее (отображаемое) в произведении искусства воспринимается человеком двойственно: «как реальность и одновременно предстает в своем специфическом качестве рукотворно-игрового, иллюзорного удвоения реальности» [Там же: 303]. При восприятии художественного произведения задействованы воображение, внимание и память - все эмоциональные и интеллектуальные силы психики (М.С. Каган).
Подросток, прочувствовав и пережив в своем сознании события, отражённые в народном искусстве и относящиеся к истории родного этноса, через эмоциональную вовлечённость начинает идентифицировать себя со своим народом и его прошлым. Как правило, естественными факторами этого погружения в национальную культуру для подростка оказываются семья - родители, дедушки и бабушки, история рода, история малой родины [Коротких 2008; 2008а; 2010; Деева 2017; Матренин 2016; 2016а; 2017; 2017а; 2017б; Хагуров 2015], институты образования и социализации, информационная среда, социальные сети, СМИ. По сути, все эти факторы выполняют очень важную миссию инкультурации подростка, приобщения его к ценностям и нормам культуры народа. Эти факторы осуществляют ретрансляцию национальной культуры, ее воспроизводство в сознании входящего в жизнь поколения детей и молодежи. Разумеется, помимо вертикальной трансмиссии культуры, существует еще и горизонтальная трансмиссия - обмен суждениями и оценками со своими сверстниками, но их жизненный и социальный опыт еще ограничен, еще не сформирован в полной мере, что не гарантирует для подростков твердости убеждений, наличия четких ценностных ориентаций и мировоззрения. Народное искусство тем и ценно, что позволяет в образной, метафоричной форме передать такой социальный опыт, обогатить восприятие и понимание подростками социокультурной реальности. Сегодня многие образовательные учреждения, центры дополнительного образования пытаются выстроить систему работы по формированию патриотизма, гражданственности детей и молодежи, этнокультурной идентичности юных граждан России. Есть такой опыт и в Курске.
На базе курской школы № 35 им. К.Д. Воробьёва была проведена масштабная опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной идентичности подростков средствами традиционного народного искусства. В исследовании участвовали 30 подростков, обучающиеся в 8-м классе. Программа реализовывалась в течение 6 лет и включала широкий спектр вопросов истории декоративно-прикладного искусства, традиций и обычаев русского этноса, народной мифологии, эпоса, ценностей региональной художественной культуры, ее специфики, символьно-образного содержания, сопряженности с религией. Подростки были активно вовлечены в процесс художественного творчества, осваивали традиции народных ремесел, знакомились с региональными художественными промыслами, культурными традициями, посещали музеи традиционной народной культуры, организовывали выставки декоративно-прикладного творчества, фольклорные фестивали, посещали народные праздники, знакомились с традиционными русскими народными играми. Программа формирования этнокультурной идентичности подростков средствами традиционного народного искусства была составлена вместе с учителями литературы, ИЗО, истории, географии. Были отобраны наиболее значительные произведения русского искусства, выстроена логика их изучения подростками.
Для обоснования влияния народного искусства на формирование этнокультурной идентичности подростков была организована диагностика сформированности этнокультурной идентичности, её когнитивного и аффективного
компонентов по методике Дж. Финни до реализации программы формирующего эксперимента и после.
Результаты диагностики этнокультурной идентичности подростков до и после реализации программы формирующего эксперимента представлены ниже.
Сформированность когнитивного компонента этнокультурной идентичности подростков (до и после реализации программы ОЭР)
3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
До реализации программы После реализации программы
Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате реализации программы формирующего эксперимента у подростков повысились показатели сформированности когнитивного этнокультурной идентичности. Среднее значение когнитивного компонента по всей выборке до реализации программы составило 1,4; после реализации программы - 2,6. Это свидетельствует о том, что у подростков нашей выборки расширились знания и представления о культуре родного этноса. Подростки познакомились с традициями, обычаями, верованиями, образом жизни и другими элементами народной культуры посредством погружения в интерпретацию смысла произведений народного искусства.
Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства, можно утверждать, что наиболее значимые культурные произведения народа содержат в себе уникальный, вековой опыт исторически сложившегося этноса. Посредством погружения в произведения народного искусства личность как бы соприкасается с прошлым своих предков, заново переживает события, ставшие знаковыми и определяющими судьбу этноса. Грамотно построенное изучение народного искусства в общеобразовательных школах будет способствовать формированию чувства принадлежности к своему этносу, повышению сплочённости и уровня доверия в обществе.
Понятно, что в процессе онтогенеза ребенок прежде осваивает ценности и нормативы культуры, среды бытия своего этоса, а обретая взрослость, социальную зрелость, он неизбежно становится субъектом культуры, ее творцом [Репринцев М.А. 2017; 2017а; 2017б; 2018]. Следовательно, миссия институтов социального воспитания как раз в том и состоит, чтобы помочь взрослеющему человеку освоить достижения национальной культуры, интериоризировать их, сделать достоянием своего внутреннего Я. Это накопленный в отрочестве и юности этнокультурный багаж, социальный опыт станет основой, фундаментом для взрослого гражданина в созидании
социокультурной реальности, в творении мира, в воспроизводстве и обогащении национальной культуры новыми идеями, ценностями, смыслами.
Естественно, что опыт прежних поколений этноса служит базой для строительства новой реальности, ее преобразования. И даже известный конфликт «отцов и детей», каким бы острым он ни был, не влияет на естественное наследование культуры, ее воспроизводство, репродукцию в новых социокультурных условиях, но уже с учетом достижений новой эпохи, циркулирующих в общественном сознании идей и концепций жизни. Это вполне закономерный и исторически необходимый диалог эпох, диалог культур поколений, представляющих единый и неделимый этнос, позволяет каждому человеку совершать свой моральный и социальный выбор на основе традиций культуры народа, его социального опыта, его базовых ментальных характеристик и норм. Конечно, каждый этнос не живет в полной изоляции, культурной автономии - в процессе взаимодействия этносов происходит взаимообогащение культур, обмен достижениями науки, искусства, технологий. Такое взаимообогащение особенно важно сегодня, в эпоху высокотехнологичного развития национальных экономик, становления глобальной экономики, универсализации стандартов жизни и бытия людей. На этом фоне призывы к консерватизму, самоизоляции этноса, отказу от новых и прогрессивных идей выглядят путем в социальный тупик, ведут к неизбежному отставанию и деградации национальных культур. Это в полной мере относится и к национальному искусству, к художественному творчеству.
При этом важно понимать, что универсализация жизни, внедрение в бытие людей современных технологий и средств, обеспечивающих более высокий уровень качества жизни, не требует от человека «утраты идентичности», отказа от нее или формирования «спутанной идентичности» (Э. Эриксон). Напротив, свободное развитие каждого человека, максимальная реализация им своих «природных сущностных сил», своих творческих способностей служит основой для культурного, социального прогресса всего общества, его духовного и интеллектуального развития. В этом контексте искусство служит своеобразным «зеркалом», в котором отражаются наиболее типичные, наиболее характерные черты самого народа, конкретной исторической эпохи, ее творцы и герои, наиболее важные исторические события и общественные проблемы.
Народное искусство тем и значимо для практики социального воспитания, что оно несет в образной форме богатейший социальный опыт, формирует широкий спектр этнокультурных архетипов, образующих в совокупности коллективное бессознательное - огромный пласт ценностно-смысловых нормативов, представлений, стереотипов, поведенческих установок, сквозь призму которых обретается органическое тождество молодого человека с культурой народа, его базовыми моральными установками, стандартами поведения и отношений. Народное искусство уже само по себе создает в сознании растущего человека установку на восприятие и интериоризацию культурной нормы, ее освоение и присвоение. Перевод внешнего во внутреннее, в духовное достояние личности происходит естественно, с опорой на традицию, на сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение ритуалы, церемониалы, обычаи и обряды; такая трансформация этнокультурных архетипов позволяет без внешнего давления, без принуждения стать молодому человеку субъектом, носителем культурных ценностей и норм, последовательно реализуя их уже в своей собственной жизнедеятельности, во всей палитре отношений с внешним миром, с природной и социальной средой.
Социально-педагогический эффект включения подростков в традиционные виды и формы декоративно-прикладного творчества обеспечивается за счет естественности
освоения и присвоения личностью опыта художественного творчества. Это освоение происходит без нажима, без давления извне; подросток оказывается в среде сверстников, как и он сам, увлеченных процессом создания художественного произведения, постижения глубинных сакральных смыслов и идей, норм и ценностей традиционного Русского мира. В этом процессе освоения подростком движет внутреннее желание, потребность в творчестве, стремление к самовыражению посредством создания художественного образа, подлинного произведения искусства. Сам процесс творчества предполагает постоянное сравнение собственной успешности с результатами творческой деятельности других подростков. Такое сравнение позволяет подростку гармонизировать уровень собственных притязаний и самооценку; привести ее к некому оптимуму, усерднее включаться в саморазвитие и самосовершенствование. Но, пожалуй, наиболее важным и педагогически ценным результатом является понимание подростком ценности Труда, признания ценности Человека Труда, восприятие других людей сквозь призму общественного признания результатов их трудовой деятельности. Включенность подростков в декоративно-прикладное творчество позволяет в определенной степени компенсировать отсутствие труда в содержании современного школьного образования, приобщить юных граждан к труду в сфере художественного творчества. Понятно, что такая деятельность не может в полной мере компенсировать отсутствие труда, но все-таки может помочь восстановить очень важную социально-нравственную зависимость: между качеством и количеством общественно-востребованного труда человека и мерой его социального признания, социальной успешности. Для подростка очень важно вовремя понять эту зависимость: социальный статус человека определяется не его финансовыми и экономическими возможностями, а его мастерством, востребованностью продуктов его труда другими людьми; мастерство и есть высшая ценность, которую невозможно измерить деньгами, поскольку в оценке человека доминируют социально-нравственные параметры. Конечно, подростковый возраст особенно важен в закреплении важнейших нравственных идей и ценностей, формировании поведенческих установок и опыта социального взаимодействия. Освоение этнокультурных архетипов, отраженных в произведениях традиционного декоративно-прикладного искусства, позволяет существенно повысить эффективность духовно-нравственного развития подростков, приблизить их к нормам поведения и отношений, принятым в Русском мире.
При каких же условиях процесс интериоризации этнокультурных архетипов, формирования этнокультурной идентичности подростков оказывается эффективен?
Анализируя итоги опытно-экспериментальной работы, оценивая включенность отдельных субъектов в исследуемый процесс, можно выделить целый ряд необходимых условий, без которых достичь желаемых социально-педагогических результатов будет невозможно. Речь, конечно, об инвариантных условиях, определяющих наиболее важные приращения в духовно-нравственном облике подростков.
В числе таких условий можно назвать ряд психолого-педагогических, социально-педагогических и организационно-педагогических условий.
Психолого-педагогические условия обращены к внутренним психологическим состояниям и параметрам всех субъектов процесса формирования этнокультурной идентичности подростков - и самих воспитанников, и тех взрослых, кто вовлечен в этот процесс. В частности, формирование мотивов подростков на включение в декоративно-прикладное творчество; опора на потребности и интересы самих подростков (в самоутверждении, самореализации, признании), развитие коллективных форм деятельности воспитанников, обогащение эмпатических способностей подростков, опыта социального взаимодействия, восприятия и понимания других людей, навыков сотрудничества, сопереживания, сострадания и др.
Социально-педагогические условия предполагают интеграцию усилий всех включенных в процесс субъектов, реализацию каждым из них «своих», специфических функций и содержания деятельности, обращенных к единой для всех цели -этнокультурному развитию личности подростка, освоению и присвоению им базовых этнокультурных архетипов и норм, обретению опыта художественно-творческой деятельности, норм и ценностей социального взаимодействия на основе традиций культуры Русского мира. Важно обеспечить формирование субъектности коллектива подростков, генерирование ими самими целей коллективной творческой деятельности, вовлечение в эту деятельность других сверстников.
Организационно-педагогические условия предполагают привлечение к работе с подростками наиболее референтных и вызывающих у них доверие взрослых, носителей мастерства, не только обладающих прочными знаниями, умениями и навыками в сфере декоративно-прикладного искусства, истории и традиций русской культуры, но и умеющих доверительно общаться с подростками, находить нужную тональность и интонацию в общении с ними. Не всякий учитель может получить доверие подростков - здесь особенно важна тонкая эмпатия, чувство юмора, доброжелательность, гуманизм, вера в подростка, доверие ему, опора на положительное в личности воспитанника.
Разумеется, названные условия не исчерпывают всего многообразия предпосылок для эффективного включения подростков в процесс декоративно-прикладного искусства и освоение ценностей и нормативов традиционной русской культуры. Пожалуй, наиболее важной предпосылкой успешности этой работы является формирование ядра творческого сообщества подростков - группы единомышленников, которые смогут привлечь новых последователей. Появление такой группы станет важным началом в поиске творческих личностей, неравнодушных к собственной национальной истории и культуре, жаждущих постичь ее традиции и ценности, обрести опыт освоения и ретрансляции творческих навыков следующим поколениям русских людей. В этой бесконечной эстафете поколений и происходит ретрансляции национальной культуры, ее смыслов и ценностей. Этнокультурная идентичность становится тем внутренним ощущением каждого молодого человека своей органической сопряженности с прошлым, настоящим и будущим Русского мира, его делами и заботами, его радостями и бедами, его поражениями и достижениями. Так проявляет себя бесконечная связь времен, обретающая вполне конкретных носителей Русского Духа - юных граждан России.
Библиографический список
Акопян К.З., Захаров А.В., Кагарлицкая С.Я. и др. Массовая культура. М.: Альфа-М: Инфра-М, 2004. 304 с.
Багдасарян В. Либерал-онтология и либерал-антропология. Иллюзия свободы, мир без границ, цифровой человек. URL: http://zavtra.ru/blogs/liberal-ontologiya i liberal-antropologiya (дата обращения: 03.11.2019)
Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
Бредихин А.П. Изобразительное искусство в системе средств социально-нравственного развития детей и молодежи: миссия педагога-художника // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве / отв. ред. И.П. Ильинская. Белгород: БелГУ, 2018. С. 60-64.
Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ. 2017. С. 402-406.
Бредихин А.П. Проблемы современного художественно-педагогического образования в контексте «модернизации»: время утраченных иллюзий // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (262). С. 52-60.
Бредихин А.П. Проблемы социализации молодежи в контексте трансформации национальной культуры и образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань: КГАСУ, 2017а. С. 3-8.
Бредихин А.П. Современное дизайн-образование в контексте глобализации культуры: личность художника в диалоге традиций и инноваций // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (283). С. 10-15.
Бредихин А.П. Средовой подход в системе факторов формирования ценностного отношения студенческой молодежи к национальной истории и культуре // Психология и педагогика социального воспитания / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: КГУ, 2020. С. 40-46.
Бредихин А.П. Традиционная русская народная культура в системе факторов формирования духовных идеалов современной российской молодежи // Этнокультурное образование в современном мире: сб. науч. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017б. С. 65-81.
Бредихин А.П. Формирование ценностного отношения будущих художников к традициям и ценностям национальной культуры и искусства: психологические механизмы инкультурации личности // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция. Ереван: РАУ, 2020а. С. 120-127.
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Воспитание ответственности. Курск: Мечта, 2011. 228 с.
Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012а. № 1. С. 146-152.
Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012б. Т. II. №5. С. 24-30.
Булатников И.Е. Личность. Мораль. Воспитание: Проблемы социально-нравственного становления личности в условиях глобализации культуры: избр. тр. И.Е. Булатникова: в 2 т. Т. 1. Курск: ВИП, 2017. 392 с.
Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011а. № 1 (17). С. 79-90.
Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №3 (23). С. 60-72.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-34.
Булатников, И.Е. Этические основы русского образования в философско-педагогической концепции Е.П. Белозерцева // Психолого-педагогический поиск. 2015. №1 (33). С. 110-133.
Галкина И.С. Этнокультурные основы формирования общей и профессиональной культуры будущих дизайнеров: диалектика традиций и инноваций
// Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Минск: БГУ, 2019. С. 5-11.
Деева Е.В. «Пантеон национальных героев» как основа развития этнокультурной идентичности подростков в деятельности детских общественных объединений // Этнокультурное образование в современном мире: сб. науч. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 173-192.
Ерохина Е.В. Психологические основы формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 4 (19). С. 6-9.
Ильинская И.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов // Начальная школа. 2014. №6. С. 16-21.
Ильинская И.П. Поликультурное воспитание младших школьников средствами народной художественной культуры в эпоху цифровизации образования // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 91-97.
Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. 440 с.
Коротких М.Н. «Печально я гляжу на наше поколенье...»: Проблемы формирования ценностного отношения юношества к истории малой родины // Психолого-педагогический поиск. 2008. № 7. С. 107-118.
Коротких М.Н. Проблемы формирования гражданского самосознания юношества в воспитательной системе класса // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008а. Т. 14. № 6. С. 114-123.
Коротких М.Н. Прошлое как феномен социального становления личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 2. С. 65-70.
Матренин П.В. Гуманистические основы формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре малой родины средствами клубной деятельности // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016. С. 845-857.
Матренин П.В. Краеведение в системе факторов обеспечения социализации и нравственного самоопределения молодежи: белгородский опыт // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы 11-ой Междунар. науч. конф.: в 2 кн. Кн. 2 / под общ. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань: Школа, 2017. С. 52-57.
Матренин П.В. Педагогическая поддержка формирования этнической идентичности подростков в процессе освоения культурного наследия региона: белгородский опыт // Этнокультурное образование в современном мире: сб. науч. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017а. С. 440-450.
Матренин П.В. Проблемы изучения традиционной народной культуры в клубных объединениях в современном поликультурном обществе // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной научно-практической конференции / науч. ред. П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова, Л.Ф. Мустафина. Белгород, 2016а. С. 177-180.
Матренин П.В. Этническая социализация подростков средствами изучения истории и культуры малой родины: белгородский опыт // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2017б. С. 435-440.
Махинин А.Н., Шишов В.В. Формирование российской идентичности учащихся в процессе освоения историко-культурного наследия региона // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5. № 3. С. 59-71.
Пашков С.В. Духовно-нравственное развитие будущих специалистов в совместной деятельности институтов религии и образования // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань: КГАСУ, 2020. С. 202-208.
Пашков С.В. Этические основы социального взаимодействия подростков и молодежи в информационной среде: от соборности Русского мира - к разобщению? // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020а. С. 248-255.
Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. №1 (25). С. 26-39.
Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль, 2021. С. 240-246.
Репринцев А.В. Гуманизация отношений семьи и школы в обеспечении социализации ребенка: традиции этноса и реалии глобализации // Гуманизация образовательного пространства: сб. ст. Саратов: СНИГУ, 2018. С. 124-132.
Репринцев А.В. Диалектика взаимоотношении человека и культуры в контексте становления постиндустриальной цивилизации: эволюция миссии художника в современном мире // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Минск: БГУ, 2019. С. 62-83.
Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. № 1. С. 88-96.
Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / ред. А.Г. Кирпичник, А.Г. Самохвалова. Кострома: КГУ, 2020. С. 33-40.
Репринцев А.В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 150-158.
Репринцев А.В. Психологические основы этнической социализации подростков в процессе взаимодействия семьи и школы // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве / отв. ред. И.П. Ильинская. Белгород: НИУ БелГУ, 2018а. С. 7-10.
Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте современной культуры / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Чебоксары: ЧГПУ, 2018б. С. 169-176.
Репринцев А.В. Рыночный тип личности как продукт «модернизации» современного российского образования: что ждать от реформ? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 33-43.
Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму идеологии «модернизации» духовной сферы общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016. С. 196-208.
Репринцев А.В. Социализация и инкультурация детей в совместной деятельности семьи и школы: от традиций этноса к реалиям глобализации // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван: РАУ, 2019а. С. 324-330.
Репринцев А.В. Социально-нравственное развитие личности: от гуманистических традиций Русского мира - к реалиям современного неолиберализма // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. ст. Саратов: СГУ, 2020б. С. 98-107.
Репринцев А.В. Труд в системе факторов этнокультурной социализации современной молодежи: диалектика социального и индивидуального // Ярославский педагогический вестник. 2018в. № 6. С. 31-46.
Репринцев А.В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). иЯЬ: ИИр8://ар1-mag.kursksu.ru/api/v1/get рд1У3005/ (дата обращения: 17.07.2021).
Репринцев А.В. Художник в современном мире: от профессионального образования - к творчеству // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019б. № 4 (97). С. 181-185.
Репринцев А.В. Ценностно-смысловые ориентиры профессионально-личностного развития будущего специалиста в условиях социокультурных трансформаций // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020в. С. 26-34.
Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. науч.-практ. конф. Ереван, 2020. С. 628-648.
Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 33. №7 (256). С.142-149.
Репринцев М.А. Социально-нравственные основы проектирования городской среды: миссия и компетентность профессионала дизайнера // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале XXI века: состояние, проблемы, перспективы развития / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань: КГАСУ, 2018. С. 207-213.
Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнера // Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях поликультурной образовательной среды / отв. ред. В.В. Константинова. Йошкар-Ола, МарГУ, 2017. С. 56-65.
Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары, ЧГПУ, 2017а. С. 464-469.
Репринцев М.А. Этнокультурные традиции как основа профессиональной деятельности дизайнера: от композиционного замысла - до реализации проекта // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. М., 2017б. С. 612-631.
Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 216 с.
Хагуров Т.А. «Человек потребляющий». Антропологическая девиантология массовой культуры. Germany Saarbrucken: LAMBERT Academic Pulishing, 2011. 297 с.
Хагуров Т.А. Массовая культура в обществе потребления // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2007. №1 (11). С. 81-86.
Хагуров Т. А. Постмодернизм как повседневность, или образование в стиле Кафки: заметки социолога // Школьные технологии. 2015. № 3. С. 3-15.
Храпов С.А. Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России: автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 2011. 39 с.
Хренов Н.А. Между культурой и цивилизацией: история образов после истории искусства // Культура и образование. 2015. С. 68-77.
Хренов Н.А. Экранная культура в контексте перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации // Наука телевидения. 2016. С. 12-47.
Швейцер А. Культура и этика / общ. ред. и предисл. проф. В.А. Карпушина. М.: Прогресс, 1973. 343 с.