Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В ОРГАНЫ ЗАГС'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В ОРГАНЫ ЗАГС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
органы ЗАГС / коррупция / цифровое правительство / государственные услуги / реестр / акты гражданского состояния.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамшеева Ульяна Борисовна

В статье рассматривается влияние цифрового правительства на динамику совершения коррупционных правонарушений. Автор анализирует судебную практику, которая позволяет рассмотреть популярные коррупционные правонарушения при обращении граждан в органы ЗАГС, совершаемые как гражданами, так и сотрудниками органов ЗАГС Российской Федерации в условиях цифрового правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шамшеева Ульяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В ОРГАНЫ ЗАГС»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-304-309 NIION: 2018-0076-3/23-203 MOSURED: 77/27-023-2023-3-203

ШАМШЕЕВА Ульяна Борисовна,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Сибирский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: otspomjur@gmail.com

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В ОРГАНЫ ЗАГС

Аннотация. В статье рассматривается влияние цифрового правительства на динамику совершения коррупционных правонарушений. Автор анализирует судебную практику, которая позволяет рассмотреть популярные коррупционные правонарушения при обращении граждан в органы ЗАГС, совершаемые как гражданами, так и сотрудниками органов ЗАГС Российской Федерации в условиях цифрового правительства.

Ключевые слова: органы ЗАГС, коррупция, цифровое правительство, государственные услуги, реестр, акты гражданского состояния.

SHAMSHEEVA Ulyana Borisovna,

postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law, The Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, The Siberian Institute of Management

THE IMPACT OF DIGITAL GOVERNMENT ON CORRUPTION OFFENSES WHEN APPLYING TO REGISTRY OFFICES

Annotation. The article examines the influence of digital government on the dynamics of corruption offenses. The author analyzes judicial practice, which allows us to consider popular corruption offenses when citizens apply to the registry Office, committed by both citizens and employees of the Registry Office of the Russian Federation in the conditions of digital government.

Key words: registry offices, corruption, digital government, public services, registry, acts of civil status.

В XXI веке борьба с коррупционными правонарушениями занимает лидирующие позиции. Согласно официальным данным о состоянии преступности в Российской Федерации, размещенным на сайте МВД России 21 ноября 2022 г., органами внутренних дел за период январь-октябрь 2022 г. выявлено более 75% криминальных деяний коррупционной направленности, этот показатель на 2,5% выше, чем за аналогичный период 2021 года. В 2022/2021 годах зарегистрировано 31 342 [2] /30 929 [1] деяний коррупционной направленности (из них связанных со взяточничеством - 17 260/16 067, в т. ч. с получением взятки - 4 925/4 480, дачей взятки

- 4 110/3 876, посредничеством во взяточничестве

- 1 628/1 762, мелкое взяточничество - 6 597/5 949, связанных с коммерческим подкупом -1 121/1 290).

А.В. Юрковский обоснованно фиксирует, что социально-деструктивная функция коррупции проявляется в ряде негативных факторов: опасность разрушения государства, искривление и торможение экономических реформ, криминализация экономических отношений, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и ухудшение морально-психологического климата в обществе, влияющего на формирование образа социальной действительности [9, с. 71].

При этом, как справедливо отмечают исследователи, одним из ключевых ресурсов развития общества, важнейшей социальной ценностью в настоящее время является информация [7, с. 67]. В нынешнею эпоху цифровизации мы наблюдаем внедрение в повседневную практику социальной жизни электронных средств информации, комму-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

никации, более совершенных электронных устройств и дальнейшее приобщение новых «умных» технологий, одним словом, - последовательное вхождение в новый мир электронной культуры [6, с. 79-80].

В ходе компьютерной революции в виде цифровизации правительства произошел переход от ручного метода обработки информации в органах записей актов гражданского состояния России (далее - органы ЗАГС) к цифровому. Совершается коренное изменение социально-экономических структур - за счет перехода работников в информационную область деятельности, в сферу обслуживания [4, с. 79].

Во всем мире ставится единая цель внедрения цифрового правительства - преодоление дистанции между правительством и гражданами [8, с. 5; 10, р. 490], в связи с чем, развитие цифровых продуктов правительства становится актуальным направлением деятельности органов власти. Во исполнение майского Указа Президента России1 в целях перехода на электронный документооборот в сфере регистрации актов гражданского состояния, сокращения срока оказания государственных услуг и реализации принципа экстерриториальности была создана и введена в эксплуатацию с 01 октября 2018 г. федеральная государственная информационная система «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» (далее - ЕГР ЗАГС). Бумажные экземпляры книг записей актов гражданского состояния, содержащие записи актов о (об): рождении, усыновлении (удочерение), установление отцовства, заключении и расторжении брака, перемены имени, смерти, переведены в электронную форму начиная с 1926 г. до октября 2018 г., а последующие записи актов, начиная с октября 2018 г. и на текущий момент, составляются непосредственной в реестре ЕГР ЗАГС. Записи актов, составленные до 1926 г., переданы в соответствующие государственные архивы субъектов Российской Федерации.

ЕГР ЗАГС представляет собой единый систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами ЗАГС иных юридически значимых действий совершаемых в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - ФЗ-143)2, который позволил

1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // «СЗ РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2338.

2 Информационно-аналитический портал Реестр-ЗАГС. URL: https://zags.nalog.gov.ru/about/about-egr-zags [дата обращения: 10.12.2022]

консолидировать сведения обо всех актах гражданского состояния в единой централизованной базе данных. В ЕГР ЗАГС также содержатся сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации.

Оказание услуг по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния относится к исключительному ведению органов ЗАГС. В свою очередь, в роли оператора ФНС России обеспечивает бесперебойную работу ЕГР ЗАГС, наличие в нём необходимой функциональной способности для оказания государственных услуг, защиту сведений, содержащихся в ЕГР ЗАГС и их предоставление в электронном виде посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) уполномоченным органам. Всем записям актов присваивается уникальный 21-значный номер в ЕГР ЗАГС.

Ранее каждый субъект России использовал собственную систему программного обеспечения, в Новосибирской области это был программный комплекс «Находка-ЗАГС», и был доступен только тому субъекту, который вел такую базу данных. Фактически для получения повторного свидетельства или справки из органов ЗАГС другого субъекта, необходимо было отправить туда заявление посредством почтовой связи, а потом дождаться получения повторного документа и получить его строго в органе ЗАГС. На это уходил не один месяц. Именно сокращение такого срока зачастую являлось причиной коррупционных правонарушений.

Органами ЗАГС была проделана огромная работа по оцифровке всех имеющихся записей актов гражданского состояния в ЕГР ЗАГС. В связи с распространенной неграмотностью в 1926-1970 гг. допущена масса ошибок при составлении записей актов, некоторые записи были умышленно заполнены ложной информацией в пользу граждан, другие записи не сохранены в силу стихийных бедствий, находятся в ветхом состоянии или чернила, которыми они были заполнены - выцвели и практически не поддаются прочтению. Однако цифровизация процесса регистрации актов гражданского состояния позволила сейчас нам увидеть допущенные ошибки, фальшивые свидетельства, незаконные исправления гражданами в подлинных свидетельствах.

Коррупция в органах ЗАГС может проявляться в виде злоупотребления служебным положением и полномочиями, дачи и получения взятки, получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для тре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

тьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.1

С конца XX века начинает расширяться присутствие органов, регистрирующих акты гражданского состояния, в рамках не только гражданского общества, но и взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления в правозащитной и культурной сфере [5, с. 7]. Это приводит к тому, что не только работники органов ЗАГС обладают неограниченным доступом к персональным данным граждан, когда-либо обратившихся в органы ЗАГС за предоставлением государственной услуги.

Наличие корыстного мотива возникает из-за присутствия «человеческого фактора» - использование служебного положения в личных целях в виде неограниченного доступа к части реестра. Например, в целях включения в список наследников гражданином было представлено поддельное свидетельство о заключении брака с умершим [3, с. 28]. Представленные сведения и реквизиты выданных документов возможно можно проверить при помощи ЕГР ЗАГС посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, что способствует ускорению проверки документов, получения сведений из органов ЗАГС и самое главное исключает возможность обмана органов власти гражданами.

Таким образом, можно отметить, что коррупционные риски в органах ЗАГС были всегда, в условиях цифрового правительства риски остаются, так как не только работники, оказывающие услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, имеют неограниченный доступ к персональным данным граждан, но и другие органы власти, имеющие доступ к ЕГР ЗАГС в соответствии со ст. 13 ФЗ-143: Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд России, Росфинмониторинг, МФЦ и другие.

Во избежание неправомерного использования, распространения или передачи третьим лицам персональных данных, содержащихся в электронной базе ЕГР ЗАГС, Федеральными законами установлены ограничения, запреты и ответственность работников органов ЗАГС при исполнении должностных обязанностей:

- запрет на получение взяток в связи с исполнением ими должностях обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых,

за пользование транспортом и иные вознаграждения) (п. 6 ст. 17 2);

- запрет на осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния и совершение иных юридических значимых действий, предусмотренных ФЗ-143, работником органа ЗАГС в отношении себя, своего супруга, своих и его родственников (п. 6 ст. 6 ФЗ-143).

При возникновении конфликта интересов, государственная регистрация актов гражданского состояния и совершение иных юридически значимых действий, предусмотренных ФЗ-143, производятся другим работником органа ЗАГС либо другим органом ЗАГС.

- работнику органа ЗАГС запрещено разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с осуществлением государственной регистрации актов гражданского состояния, так как таки сведения являются информацией, доступ к которой ограничен (п. 8 ст. 6 ФЗ-143).

- за вред, причиненный своими незаконными решениями, действиями (бездействием), работники органов ЗАГС, по вине которых нарушены права граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, при государственной регистрации актов гражданского состояния, несут ответственность в порядке, установленном законодательством (ст. 78 3).

Необходимо отметить, что ответственность указанных лиц наступает при наличии вины. Причем, по общему правилу, если речь идет о преступлении, то вину сотрудника ЗАГС нужно доказывать, то есть действует один из важнейших принципов судопроизводства - презумпция невиновности. Личная заинтересованность работника органа ЗАГС может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья, родственники, бывшие коллеги или деловые партнёры.

В органах ЗАГС Новосибирской области практика коррупционных нарушений отсутствует, однако коррупционные риски присутствуют всегда. Согласно карте коррупционных рисков управления по делам ЗАГС Новосибирской области 4 из всех типов оказываемых государственных услуг имеется степень риска только у одной - государственная регистрация заключения брака, которой

1 Пп. а ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ [ред. от 07.10.2022] «О противодействии коррупции» // «СЗ РФ», 29.12.2008, № 52, ч. 1, ст. 6228.

2 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ ред. от [ред. от 04.11.2022] «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «СЗ РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

3 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ [ред. от 04.11.2022] «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «СЗ РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

4 Карта коррупционных рисков в управлении по делам ЗАГС НСО https://zags.nso.ru/page/725 [дата обращения: 01.12.2022]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

присвоена средняя степень риска. Это обусловлено тем, что начальник районного отдела ЗАГС независимо от управления по делам ЗАГС Новосибирской области принимает решение о сокращении месячного срока при регистрации брака.

Типовой ситуацией считается поступление в отдел ЗАГС предложения о сокращении срока регистрации заключения брака без документов, подтверждающих уважительность причины за определенную денежную сумму, подарок или услугу.

Ст. 11 Семейного кодекса Российской Федерации 1 предусматривает право органов ЗАГС на сокращение месячного срока регистрации заключения брака. Месячный срок сокращается при наличии уважительных причин либо при наличии особых обстоятельств: беременность, рождение ребенка, непосредственная угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств. Срок до дня регистрации может быть сокращен либо регистрация заключения брака может быть проведена в день подачи заявления. Стоит отметить, что при сокращении срока учитывается наличие свободных мест в отделе ЗАГС, а при их отсутствии места невозможно добавить.

Решение о сокращении срока вправе принять только начальник отдела ЗАГС, который несет ответственность за свои действия.

Принимаются определенные меры по минимизации (устранению) указанного коррупционного риска и сроки его выполнения:

во-первых, граждане обязаны предоставить документы, подтверждающие уважительность причины для сокращения срока, такими документами могут быть: справка о беременности, справка об угрозе жизни и здоровью одного из будущих супругов.

В 2022 г. в связи с проведением специальной военной операции управлением по делам ЗАГС Новосибирской области принято решение, в качестве исключения, о том, что отделы ЗАГС Новосибирской области могут принимать повестки, в которых обозначено, что гражданин направляется на службу на основании Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»2, приравнивая текущее положение к особым обстоятельствам, в соответствии с Семейным кодексом, данная позиция была подкреплена рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации. Вместе с тем, не являются осно-

1 «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) // «СЗ РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 16

2 Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об

объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // «СЗ РФ», 26.09.2022, № 39, ст. 6590.

ванием для сокращения срока повестки, выданные призывникам на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».3

Во-вторых, сотрудник, ответственный за проведение антикоррупционной политики в управлении, должен регулярно проводить разъяснения государственным гражданским служащим о том, что они обязаны незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения, а также должны быть разъяснены меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Мониторинг практики рассмотрения судами коррупционных правонарушений позволяет сделать вывод, что чаще всего нарушение законодательства обосновывается корыстной заинтересованностью либо халатностью сотрудников органов ЗАГС.

Для наглядности хотелось бы привести несколько примеров привлечения к ответственности граждан и сотрудником органов ЗАГС за коррупционные правонарушения в разные периоды времени:

1. Регистрация заключения брака. Заключение брака может быть произведено только в присутствии лиц, вступающих в брак.

- работник органа ЗАГС зарегистрировала брак между своей знакомой и мужчиной, который находился в бессознательном состоянии и не мог выражать свою волю. (Кемеровская обл. 2017 г.);

- работник органа ЗАГС за определенную плату (5 тыс. руб.) произвела государственную регистрацию заключения брака для граждан Узбекистана без ведома девушек, являющихся гражданками России. Заключение брака происходило в присутствии одного жениха и с сокращением месячного срока без оснований, что противоречило порядку, установленному ФЗ-143. «Невесты» ни о чем не подозревали. (г. Владивосток 2016 г., приговор № 1-180/2016 от 18 апреля 2016 г. по делу № 1-180/2016);

- работник органа ЗАГС передавала копии паспортов граждан России, обратившихся в отдел ЗАГС за получением иных услуг своему подельнику, который изготавливал фальшивые свидетельства о заключении брака для граждан Азербайджана и Таджикистана. При этом заявления от указанных лиц на регистрацию брака не подавались, в отдел ЗАГС они не являлись и записи акта о заключении брака не составлялись. (Волгоградская обл. 2017 г., приговор № 1-88/2017 от 18.04.2017 по делу № 1-88/2017);

3 Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ [ред. от 24.09.2022] «О воинской обязанности и военной службе» // «СЗ РФ», 30.03.1998, № 13, ст. 1475.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Вышеуказанные случаи были квалифицированы по ч.1 ст.292 УК РФ - служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, совершенное из корыстной заинтересованности; ч.3 ст. 290 УК РФ - получение взятки, то есть получение должностным лицом лично взятки в виде денег за незаконные действия.

2. Государственная регистрация расторжения брака. При государственной регистрации расторжения брака сокращение месячного срока при подаче заявления лицами, не имеющими общих несовершеннолетних детей, не предусмотрено.

- работник органа ЗАГС вместе с начальником отдела ЗАГС грубо нарушили ФЗ-143, сократив срок для регистрации расторжения брака за определенную плату (Тамбовская обл., приговор № 1-31/14 1-31/2014 от 14.04.2014).

3. Государственная регистрация рождения.

Гражданка А. находила женщин, желающих

получить пособия по поддельным свидетельствам о рождении. Указанные свидетельства изготавливались сестрой начальника отдела ЗАГС. Из-за халатности начальника отдела ЗАГС к исполнению своих должностных обязанностей ее сестра имела беспрепятственный доступ к бланкам строгой отчетности и гербовой печати отдела ЗАГС. Таким образом, были изготовлены поддельные свидетельства о рождении (Приговор № 1-73/2013 1-3/2014 1-3/2014(1-73/2013) от 28.02.2014).

Также распространены другие случаи коррупционного правонарушения при государственной регистрации рождения. Согласно ФЗ-143, регистрация рождения ребенка может происходить со слов заявителя «роды на дому». В данном случае медицинское свидетельство о рождении ребенка медицинским учреждением не выдается, а подтверждением рождения ребенка является устное свидетельствование лиц, находившихся при непосредственном рождении ребенка. Таким образом, лицо, которое берет на себя ответственность за свидетельствование родов у гражданки, может действовать в корыстных целях, так как сотрудники органов ЗАГС не уполномочены на проведение мероприятия по установлению рождения ребенка вне медицинской организации. Данный метод можно расценивать как коррупционный риск, так как на органы ЗАГС не возложена обязанность проверять состояние матери, а у подозрительных личностей большая склонность к даче взятки в целях улаживания возникающих вопросов.

4. Государственная регистрация перемены имени.

В Ставропольском крае в 2018 г. при регистрации расторжения брака женщина заявила о принятии фамилии мужа, однако позже захотела

вернуть свою добрачную фамилию, в связи с чем она обратилась в орган ЗАГС с заявлением о перемене имени. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом ЗАГС в месячный срок.1 В целях ускорения рассмотрения заявления гражданки сотрудником отдела ЗАГС было предложено за отдельную плату (в размере 20 тыс. руб.) рассмотреть заявление в ускоренном порядке. Следственным комитетом России по Ставропольскому краю возбуждено уголовное дело в отношении ведущего специалиста отдела ЗАГС по ч. 1 ст. 290 УК РФ.

На самом деле, из практики судебных дел достаточно сложно найти дела по привлечению работников органов ЗАГС по коррупционным преступлениям. Возможно, это положительные последствия результатов введения СМЭВ, созданной в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» 2 и ЕГР ЗАГС, благодаря которым осуществляется указанное взаимодействие в электронной форме. В настоящее время ведение ЕГР ЗАГС и составление записей актов гражданского состояния осуществляется в форме электронного документа, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя органа ЗАГС или уполномоченного им работника органа ЗАГС. Что также исключает риск коррупционных правонарушений в данной сфере.

В России поступательно реализуется система мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности по профилактике и противодействию коррупции, ведется работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства с учетом как сложившейся в России правоприменительной практики, так и международных требований. Законодательство в области регистрации актов гражданского состояния достаточно развито, и, несмотря на обширный перечень вопросов, правовая база Российской Федерации достаточно полно и четко регулирует большую часть аспектов и нюансов условий и порядка регистрации актов гражданского состояния, а также организационные особенности осуществлении работы органами ЗАГС.

Проведя анализ практики коррупционных преступлений и коррупционных рисков, отличительным критерием совершения данных правонарушений, является «человеческий фактор». Государство возложило на работника органа ЗАГС как

1 Ст. 60 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ [ред. от 14.07.2022] «Об актах гражданского состояния» // «СЗ РФ», 24.11.1997, № 47, ст. 5340

2 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // «СЗ РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4179.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

на государственного служащего обязанность по осуществлению регистрационных действий в сфере актов гражданского состояния, а граждане доверяют органу исполнительной власти и возлагают надежду на оказание помощи при возникновении сложных жизненных ситуаций.

Учитывая изученные статистические данные МВД России по коррупции в 2022 г., возможно сделать вывод, что количество дел и привлечённых к ответственности лиц по ним в среднем не превышает аналогичных показателей за предыдущий отчётный период, негативных последствий в сфере коррупции нет, а борьба с коррупционными явлениями в нашем обществе по-прежнему находится на высоком уровне.

Список литературы:

[1] Сборник «Состояние преступности в России за январь - октябрь 2021 года» [Электронный ресурс] // МВД РФ ФКУ «ГИАЦ». 2021. - URL: hüps://мвд.рф/reports/ite m/27024130/ (дата обращения: 12.02.2023).

[2] Сборник «Состояние преступности в России за январь - октябрь 2022 года» [Электронный ресурс] // МВД РФ ФКУ «ГИАЦ». 2022. - URL: hüps://мвд.рф/reports/ite m/33913311/ (дата обращения: 12.02.2023).

[3] Антошина М.В. Новшества российского законодательства об электронном взаимодействии нотариата с единым государственным реестром ЗАГС // Наука. Общество. Государство. 2018. № 1 (21). - С. 27-32.

[4] Еляков А. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001. № 4. - С. 77-85.

[5] Завьялова О.В., Ярославцева Т.А. Становление и развитие органов ЗАГС на дальнем востоке СССР (1917-1991 гг.): монография. -Хабаровск: ДИУ - филиал РАНХиГС, 2021. - С. 222.

[6] Любимов А.П. Политико-правовая основа электронной демократии и культуры // Философские науки. 2017. № 2. - С. 79-88.

[7] Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Сетевые технологии и облачные сервисы как средства достижения цифрового равенства среди граждан России // Представительная власть - XXI век. 2015. № 1-2. - С. 67-70.

[8] Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Электронное правительство как фактор инновационного развития России // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2014. № 1. - С. 4-7.

[9] Юрковский А.В. Проблемы понимания объективных детерминант, порождающих социальные факторы происхождения коррупции //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Актуальные проблемы противодействия коррупции: уч. / под ред. А.В. Юрковского. -Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. - С. 71.

[10] Toni G.L.A. van der Meer, Dave Gelders, Sabine Rotthie. E-Democracy: Exploring the Current Stage of e-Government // Journal of Information Policy. 2014. Vol. 4. - P. 489-506.

Spisok literatury:

[1] Sbornik «Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' - oktyabr' 2021 goda» [Elektronnyj resurs] // MVD RF FKU «GIAC». 2021. - URL: https://mvd.rf/ reports/ite m/27024130/ (data obrashcheniya: 12.02.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Sbornik «Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' - oktyabr' 2022 goda» [Elektronnyj resurs] // MVD RF FKU «GIAC». 2022. - URL: https://mvd.rf/ reports/ite m/33913311/ (data obrashcheniya: 12.02.2023).

[3] Antoshina M.V. Novshestva rossijskogo zakonodatel'stva ob elektronnom vzaimodejstvii notariata s edinym gosudarstvennym reestrom ZAGS // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. 2018. № 1 (21). - S. 27-32.

[4] Elyakov A. Sovremennoe informacionnoe obshchestvo // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. № 4. - S. 77-85.

[5] Zav'yalova O.V., Yaroslavceva T.A. Stanovlenie i razvitie organov ZAGS na dal'nem vostoke SSSR (1917-1991 gg.): monografiya. -Habarovsk: DIU - filial RANHiGS, 2021. - S. 222.

[6] Lyubimov A.P. Politiko-pravovaya osnova elektronnoj demokratii i kul'tury // Filosofskie nauki. 2017. № 2. - S. 79-88.

[7] Monahov D.N., Pronchev G.B. Setevye tekhnologii i oblachnye servisy kak sredstva dostizheniya cifrovogo ravenstva sredi grazhdan Rossii // Predstavitel'naya vlast' - HKHI vek. 2015. № 1-2. - S. 67-70.

[8] Monahov D.N., Pronchev G.B. Elektronnoe pravitel'stvo kak faktor innovacionnogo razvitiya Rossii // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2014. № 1. - S. 4-7.

[9] Yurkovskij A.V. Problemy ponimaniya ob"ektivnyh determinant, porozhdayushchih social'nye faktory proiskhozhdeniya korrupcii //

Aktual'nye problemy protivodejstviya korrupcii: uch. / pod red. A.V. Yurkovskogo. - Irkutsk: Irkutskij yuridicheskij institut (filial) Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii, 2018. - S. 71.

[10] Toni G.L.A. van der Meer, Dave Gelders, Sabine Rotthie. E-Democracy: Exploring the Current Stage of e-Government // Journal of Information Policy. 2014. Vol. 4. - P. 489-506.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.