УДК 338
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
А.В. Пахарев1, С. Ю. Александрова2
Главное управление МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
Россия, 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52;
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А.
В данной статье рассматривается проблема цифровизации, цифровых валют и киберпреступлений в контексте экономической безопасности, являющейся одним из главных императивов.
Проблема особенно актуальна в связи с современными концептуальными проблемами слома миропорядка. Однополярный мир распадается на несколько макрорегионов. Кардинальные перемены в мироустройстве, смене технологических укладов и социально-экономической парадигмы вынуждают для выживания отвечать на эти вызовы максимально эффективно.
Ключевые слова: экономический кризис, цифровые валюты, криптовалюты, экономическая безопасность, инклюзивная экономика, падения уровня отдачи вложенного капитала, денежный контур.
THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF THE SHADOW ECONOMY ON THE ECONOMIC
SECURITY OF THE STATE
A.V. Pakharev, S.Y. Aleksandrova
Main Directorate of the Ministry ofInternal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Leningrad
Region, Russia, 191015, St. Petersburg, Suvorovsky Ave., 50/52;
St. Petersburg State University of Economics, Russia, 191023, St. Petersburg, nab. Griboedov Canal, d. 30-32, letter A.
The unipolar world is breaking up into several macro-regions. Cardinal changes in the world order, changes in technological patterns and socio-economic paradigms force us to respond to these challenges as effectively as possible in order to survive. Digitalization and cybercrime make security one of the main imperatives today.
Keyword: economic crisis, digital currencies, cryptocurrencies, economic security, inclusive economy, falling rates of return on invested capital, monetary circuit.
Ведение
В настоящее время метаморфозы экономической модели признавать стали даже на самом высшем уровне. Еще осенью 2021 года СМИ пытались обмануть мир восстановлением спроса в США, в Европе, Китае и иных странах. Получалось с трудом и с явными системными несоответствиями. Сейчас развал экономической модели очевиден.
Кризис и развал современной экономической парадигмы был определен достаточно давно. Не только А. Смит, К. Маркс и ряд иных мыслителей и ученых в своих трудах выражали мысль о конечности капитализма, но и современные ученые (Т. Пикетти [1, с. 103], Им. Вал-лерстайн [2, с. 256], Дж. Стиглиц [3, с. 49], С.Ю.
Глазьев [4, с. 35], М.Л. Хазин [5, с. 5] и др.) подтверждают то, что базовая (либеральная) идеологическая парадигма, закрепленная на Брет-тон-Вудской и иных конференциях, исчерпала себя полностью, миропорядок стремительно меняется. Правительства редуцируют прогрессию развала пандемическими ограничениями, нагнетаниями национал-либерализма, созданием локальных войн и т.д.
Требуется создание новой, своей, суверенной экономической модели, формирование нового принципа хозяйственного уклада, что требует радикального пересмотра денежно-кредитной и инвестиционной политики, развития высокотехнологических отраслей и подготовки кадров к ним. Одним из критериев успеха является цифровизация экономики, включая
1 Пахарев Андрей Владимирович - сотрудник отдела информационного обеспечения Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, тел.:+7 921 982 48 43, e-mail: duke25@bk.ru;
2 Александрова Светлана Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры Безопасность населения и территорий от ЧС, тел.: +7(911)025-58-53, e-mail: varg-su@mail.ru.
финансовый сектор. Безусловно, любые инновации способны и созидать, и разрушать и, соответственно, цифровизация несет не только конкурентное преимущество, но способна создать значительные издержки и угрозы в экономической и государственной безопасности. Эта является проблемой и для специалистов, должностных лиц и общества, страдающего от вала преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ).
Современные, ангажированные СМИ и государственные структуры (их представители), заинтересованные в успешных показателях или в иных целях, также стараются предоставить свою деятельность в лучшем свете, формируя нужную статистику и аналитику. Крайне важно переосмыслить имеющиеся условия, возможности и инструменты, позволяющие обезопасить свою экономику и государство в целом. Развитие технологий в настоящее время усложняет их моментальный контроль и анализ, однако практическая составляющая оценки может позволить снизить издержки при прорыве на лидирующие позиции на современных разнонаправленных рынках.
Приведенные статистические данные социально-экономической ситуации в стране и в регионе, обзор актуальных тематических нормативных правовых актов, научной литературы, статистических данных в правоохранительной сфере, практической информация и т.д., имеют практическую ценность. Научная новизна выражается в выделении цифровизации с аспектом на цифровые валюты и правонарушения в ки-берпространстве, совместно с практикой применения. В качестве гипотезы выдвигается идея неразделимости всего комплекса противодействия теневой экономики от решения проблем цифровых валют и противодействия правонарушениям в киберпространстве.
Основная часть
Очередной исторический вызов, определяющий структуру формирующего миропорядка эпохальный, и в прогрессии мир глобализации рушится на осколки. Официальные каналы и СМИ предоставляют на первый взгляд информацию с положительной динамикой в экономике, как в Китае, где рост во втором квартале 2021 составил 7,9% [6] и в США 6,5% [7]. Однако, данные, позволяющие видеть картину более объективно, либо умалчиваются, либо ретушируются изменением методик расчета и учета. Например, сопоставить заявленный рост экономики в США при уровне потребительской инфляции в 5,4% и промышленной инфляции в
19,0% [8], рост вакансий [9] с проблемами безработицы [10] и снижение длительности рабочей недели, рост государственных субсидий населению, покрывающих сумму налогов от населения [8], рост ликвидности и концентрации инвестиций на фондовом рынке. Каждый критерий в отдельности создает благоприятную картину, но при их сложении очевидны нестыковки.
Обратившись к ситуации в сравнительно позитивном регионе России, то за 11 месяцев 2021 года рост индекса промышленного производства по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 7,1% в г. Санкт-Петербурге и 7,3% в Ленинградской области (проседание в 2020 году 2,3 и 0,8 соответственно [11, с. 10-11]. Рост индекса по отношению к показателям 2019 года составил лишь 4,8% по городу и 6,5% по области. При этом рост индекса потребительских цен составил 6,4 и 6,0 соответственно). Спорная корректность данных не скрывает реалии экономического спада.
Капитализм исчерпал возможности реального роста общественного благосостояния. Разные элитные группы пытаются спасти свое положение по наиболее приемлемым своему миропониманию и задачам направлениям (спекуляции на фондовых рынках, отвлечение на создание «цифрового капитализма», организация информационных и локальных войн, спасение национальной экономики, формирование регионального макромира, спасение мировой долларовой системы и т.д.). Отсутствие реального экономического роста, проблемы в падении спроса, логистике, безработице, иммиграции и т.д. влечет за собой мировой социальный кризис.
Потребность в переустройстве глобальной политико-экономической системы приводит к усилению запроса на укрепление государственных суверенитетов и безопасности. Один из основных аспектов безопасности - экономическая безопасность, которая является неотъемлемой частью обоюдовложенных направлений в целом комплексе направлений безопасности. Она отражена в Стратегии национальной безопасности [12]. Развитие научно-технического прогресса, учащение амплитуды волн технологического развития, обилие агрессивно насаждаемой разноплановой и аффилированной информации, вынуждают государство форсировано действовать, стремясь опережать конкурентов. Использование различных инструментов (протекционизм, актуализация денежно-кредитной политики под потребности национальной экономики, инвестиции в технологии, науку и реальный сектор экономики, борьба с различными
противоправными проявлениями и т.д.) может позволить сохранить страну.
Основная проблема настоящего структурного экономического кризиса - падение эффективности капитала в реальном секторе. Соответственно, основной денежный поток направлен в рост финансовых пузырей. В итоге нищает население, сворачивается и задыхается без инвестиций экономика. Вместе с тем, нет практически никаких официальных исследований по преодолению краеугольного камня капиталистической экономики и мировоззренческой парадигмы, за исключением паллиотива о цифровой экономике, цифровой валюте и иных технологиях, способных решить назревшие ключевые проблемы [13].
Вопрос разработки, изучения и внедрения так называемых CDBC (Central Bank Digital Currencies) остро стоит в мире, включая нашу страну. CDBC - цифровые валюты, которые по одному из мнений, являются обязательствами центрального банка, номинированными в национальной валюте, имеющие цифровое представление и способные выступать в качестве средства платежа, меры и сохранения стоимости. Цифровые валюты, способны снизить некоторые издержки в экономике, коррупционную составляющую и размытость в целевом использовании. Также цифровые средства платежа (нефиатные, криптовалюты) представляют интерес и для теневой экономики.
Весь комплекс экономической безопасности не входит в предмет рассмотрения статьи, но вопрос цифровизации и электронных валют тесно взаимосвязан с растущим уровнем преступности (наркобизнес, коррупция, подделка документов, порнография и т.д.), что вызывает озабоченность у населения и государственных деятелей различного уровня.
За 2021 год на территории России правоохранителями зарегистрировано 517722 преступлений (+1,4%; 510396 в 2020 году и в 1,8 р.; 294409 в 2019 году) [14], совершенных в сфере компьютерной информации (табл. 1.1.). Зарегистрировано преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (ст. 228.1, 228.2, 228.4 УК РФ) - 51485 (+9,3%; 57097 в 2020 году и в 2,1 р. к 2019 году), значительный рост преступлений на 5,7 % (406041) к 2020 году (383909) и в 1,8 раза по отношению к 2019 году (218701) по мошенническим составам и кражам [14]. В 2021 году зарегистрировано 948 легализаций (проходят, как правило, с применением 1Т), за предыдущие 2 года количество практически не менялось 950 и 946) [14]. 1Т - преступления, уголовные дела которых находились в производстве или зарегистрированы за 9 месяцев 2021 года -506847, совершены с использованием или применением сети «Интернет» - 258005 преступлений, выявлено 70387 лиц, размер причиненного материального ущерба 54288 (млн. руб.) [15]. Размер ущерба сопоставим с доходами бюджета целого региона России.
Таблица 1.1 - Сравнительная таблица о результатах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием ИТТ за 12 месяцев 2021 г. и за 2020 г. [15]
Виды преступлений Количество преступлений (за 9 мес.) Количество выявленных лиц (за 9 мес.) Размер причиненного материального ущерба (млн. руб.) (за 9 мес.)
Всего Из них, совершенных с использованием ИТТ (Интернет)
2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г.
1 Экономической направленности 31186 18070 9655 4516 5009 3670 14960,8 9083,6
2 Связанных с незаконным оборотом наркотиков и т.д. 76950 49618 53956 37593 23525 13750 - 0,024
4 Кражи п. «г» ч.3 ст.158 152224 141967 58354 50310 29661 15324 6098,1 18202,7
5 Мошенничества 213475 172752 115440 96903 5644 3646 35744,1 48917,3
Всплеск преступности такого рода обусловлен появлением новых технологий, которые дают высокие шансы остаться безнаказанными. Большинство рассматриваемых 1Т - преступлений, совершаются через «глубинную» сеть Deepweb, куда войти можно только с помощью
специального программного обеспечения или анонимного браузера, например, TOR или с помощью программы-анонимайзера, обеспечивающего относительное скрытие IP-адреса и его места нахождения. Россия по использованию Darknet занимает 2 место. Благодаря Darknet,
VPN-каналам и т.д. правонарушитель способен «работать» из любой точки мира, а электронные деньги и криптовалюты позволяет выводить деньги, создавая угрозу экономической безопасности, вызывая социальную напряженность, недоверие государству и т.д.
Одно из самых ярких и резонансных проявлений преступных деяний с помощью ИТТ - незаконный оборот наркотиков, мошенничество и кражи у населения, рост которых стал угрозой национальной безопасности. По данным ЦБ России, потери россиян от действий ки-бермошенников в 2020 году составили около 9 млрд. рублей.
Правоохранители сталкиваются с массой проблем, незаметных обывателю, специалистам или юристам. Рассмотрим основные проблемы в противодействии преступлениям, совершенным с помощью ИТТ:
1. Правовые и правоприменительные. Среди правовых проблем можно выделить два блока проблем: внутренние и международные. В свете слома современного миропорядка целесообразнее для практического применения осветить в первую очередь внутренние правовые проблемы.
IT - преступления имеют низкий уровень раскрытия и это связано с их спецификой. При всех ухищрениях при корректировке статистических карточек, формирующих статистику и являющихся основой аналитики, показатели по раскрытию преступлений остаются крайне низкими. Новые технологии порождают сложности как в правовой терминологии, введении их в действующую систему права, так и в их применении. Например, в борьбе с НОН ряд правовых пробелов Федерального закона №3 от 08.01.1998 г. [16], требуют унификацию и уточнений [17]. Законодательство в сфере противодействия преступлениям в IT-сфере [18], зачастую ограничивает возможности и не поспевает за развитием технологий, хотя тут крайне важна оперативность. Также масса вопросов процессуального характера по собиранию и закреплению доказательной базы [19, с.110], несмотря на то, что есть современные наработки в методах снятия «отпечатков», фиксации следов и даже де-анонимизации пользователей TOR. В некоторых случаях многочисленные транзакции надзорные органы считают лишь способом получения дохода, а не легализацией дохода.
Следующий вопрос - цифровая валюта (различные электронные деньги, включая фидуциарные денежные средства). Она признается в ряде стран, а Сальвадор признал даже криптова-люту. В России еще идут дискуссии на различ-
ных уровнях по разработке, внедрению и применению криптовалюты. Безусловно, признание криптовалюты несет угрозу экономической безопасности, так как в системе окажутся неподконтрольные, фидуциарные денежные средства, и устойчивость системы будет сильно ослаблена криминалом. ЦБ России даже приступал к тестированию платформы цифрового рубля, затем высказал категорический протест. Сейчас на уровне Правительства страны идут обсуждения по применению цифровых валют для обхода санкций. Теневая экономика со свободным выводом активов в теневую экономику и за рубеж является серьезной проблемой для государства [20]. Безуспешное противодействие с дропами, нелегальными участниками финансового рынка, легализацией дохода, широким спектром электронных средств платежа, включая операции в «криптовалютных обменниках», вывод «серого нала» за рубеж, использования хавалы, фэнь чень, падалы и иных традиционных теневых систем платежа вынуждает государство к проработке контроля за банковскими операциями.
Технологии цифровых валют имеют положительные аспекты и перспективы развития (прозрачность применения, быстрота расчетов, эмиссионный контроль и т.д.), но существует риск финансовой стабильности, экономической и государственной безопасности. Этот широкий спектр вызовов выводит особую потребность цифрового суверенитета путем обеспечения электронной безопасности, которая входит в систему стратегических национальных приоритетов. Это особенно актуально во взаимоотношениях с другими государствами, официально объявившими нас противником, а свою страну исключительным доминантом [21].
Основная проблема в раскрытии преступлений, совершенных с помощью информационно-телекоммуникационных технологий -использование анонимайзеров и безграничность. Для решения международных вопросов в правоохранительной сфере существуют механизмы Интерпола и Европола, а также иные договоры и соглашения, но для оперативного решения задач они давно требуют обновления. При установлении сотрудником, что 1Р-адрес, с которого совершено преступление, принадлежит Интернет-регистратору с иностранной юрисдикцией, алгоритм работы сотрудника с использованием механизмов Интерпола предполагает работу по материалу не менее нескольких дней. Время и качество рассмотрения на совести принимающей стороны, а в итоге следы преступления теряют актуальность. Возможно, соглашения о более упрощенной процедуре, со-
здание специального подразделения и базы данных в рамках Интерпола, упростили бы работу по противодействию преступности.
2. Технические и технологические проблемы - маскировка трафика. Луковичная маршрутизация соединяет с произвольным портом (адресом IP) или нодом (узлом) и возможность контроля соединения усложняется. Но раз информационные следы в сети остаются, то есть и техническая возможность их перехватить. Создание мощного, контролируемого нода позволит привлечь к нему максимальное количество соединений, так как соединение двух точек проходит через три рандомных узла, выбранных, как считается, случайно, но выбор тяготеет к максимально мощному узлу и «свой» контролируемый нод будет эти соединения притягивать. Но реализация такой возможности требует затрат огромного количества ресурсов, которые несоразмерны предполагаемым краткосрочным результатам. Таким образом, появление такого рода фильтров технически маловероятно. Более упрощенное решение - блокировка TOR (адресов или узлов, к которым пытается подключиться браузер или которых идет поиск) по решению суда [22]. Но не решающую саму проблему, так как существуют иные способы обхода блокировок (можно получить в настройке самого браузера).
Одна из главных проблем российских правоохранителей - площадка интернет-торговли «Гидра» (Hydra), где транзакции к 2020 году за четыре года выросли более чем в 150 раз до $1,4 млрд. При расчетах используются не фи-атные валюты - криптовалюты, как правило, bitcoin. Некоторые специалисты считают, что при должной инфраструктуре DDoS-атаки смогли бы уничтожить платформу, как ранее Dream Market, Empire Market, Nightmare Market, форум Dread. Но на ее месте вырастут аналоги, которые станет еще труднее контролировать. Актуальность противодействия существует, как минимум из-за роста на улицах количества закладчиков наркотиков и рост оборота товаров и услуг. Показательная утечка данных, взлом или арест владельцев «магазинов» приведут лишь к смене платформы. Версия с установкой сниффе-ров для перехватывания и анализа данных маловероятна и ценность полученной информации крайне сомнительная. Противодействуя преступности в интернете правоохранителям, зачастую, приходится рассчитывать на:
A) Непрофессионализм преступника;
Б) Ошибки профессионала (невнимательность, самонадеянность и т.д.);
B) Конкурентную борьбу между преступниками;
Г) Концептуальное изменение подхода к обучению собственных кадров в сторону приобретения практических навыков еще с университетской скамьи.
3. Организационные проблемы имеют важную составляющую всего комплекса. Явно недостает организационного аспекта в предотвращении угроз экономической и национальной безопасности в контексте противодействия 1Т -преступлениям. Отсутствие единого сквозного механизма учета, анализа и сохранения данных, модератора или курирующего органа вызывает значительные издержки в цепочке «запроса-получения» информации.
Система государственного управления и правоохранительная система достаточно сложно адаптируется к современным условия, криминал и теневая экономика значительно более мобильны. Но, они не имеют ресурсов государства. Для более успешного противодействия преступности крайне важно организовать деятельность всех институтов государства, министерств, ведомств, служб.
Созданные штатные подразделения по противодействию 1Т-преступлениям, пока не имеют должного оснащения и подготовки, что снижает эффективность деятельности подразделений. Должное техническое оснащение и обучение с упором на практическую работу в прикрепленных подразделениях, совмещая с теоретической подготовкой в учебном заведении, однозначно даст ощутимый результат. Также необходимо обучать взаимодействию с подразделениями Росфинмониторинга, Минцифры, банков, операторов сотовой связи, Международных организаций (Интерпол, Европол, ФАТФ и т.д.), обработке запросов, анализу, учету, хранению имеющейся информации.
В настоящее время Минцифры определено ответственным за осуществление информационно-технологического взаимодействия информационных систем [23]. Разрабатываются и воплощаются платформы, которые смогут существенно помочь в противодействии 1Т-преступлений [24], расширяются или добавляются полномочия по ускорению получения необходимой информации от иных субъектов, задействованных в обеспечении экономической безопасности в рамках противодействия 1Т-преступности. Необходимо привлекать к работе и негосударственных участников рынка кибер-безопасности.
Безусловно, существуют опасения создания так называемого «цифрового концлагеря» - инструмента для тотального контроля над обществом. Но сложность администрирования, вероятность технических и человеческих
рисков, сложность прогнозирования, обслуживания и контроля вызывают существенный скепсис в устойчивости такой системы управления. Тем не менее, назрел вопрос формирования, нового вида права, «права второго модерна», некоего аналога Всеобщей Декларации прав человека, например, Всеобщей Декларации цифровых прав человека [25].
4. Латентность этих преступлений, которая способствует сложности сбора статистической информации и наработки большего объема доказательной базы. Новизна способов совершения преступлений требует массива информации
для анализа, результаты которого позволят более оперативно выявить, задержать и даже предотвратить преступления. Проблема латент-ности также присутствует в преступлениях в сфере НОН. Если просматривать вопрос с легализацией (ст. 174.1 УК РФ), имеющий и латент-ность, и трудности в противодействии, то заметна отрицательная динамика (табл. 1.2.) по результатам расследования и направлению уголовных дел в суд. Хотя изъятие наркотических средств, психотропных веществ и т.д. выросло до 34476,5 кг. (+64,9%)[27]. Отдельно стоит обратить внимание на количество выявленных лиц.
Таблица 1.2 - Сравнительная таблица о результатах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступлениям, предусмотренных статьей 174.1 УК РФ [26], [27]_
Количество преступлений Периоды
12 мес 6 мес 12 мес 6 мес 2020 12 мес 6 мес 2019
2021 2021 2020 2019
Зарегистрированных 923 580 925 568 918 553
Из них в сфере НОН 262 153 291 175 291 159
Предварительно расследованных 728 420 783 453 781 476
Из них в сфере НОН 253 153 304 187 272 148
Уголовные дела, направленные в суд 663 386 706 416 684 423
Из них в сфере НОН 246 150 288 182 268 147
По которым выявлено лиц 5 3 6 1 9 5
Таким образом, сложность выявления, расследования и доказывания благоприятствуют использованию новых технологий при совершении 1Т-преступлений, а латентность и отсутствие качественной статистики усложняет поиск решения проблем с максимально прикладными механизмами их реализации. Для решения имеющихся и перспективных проблем в области кибербезопасности напрашивается следующий комплекс мер:
- Создание действенного государственного института по принятию и регулированию комплекса мер, обеспечивающих всеобъемлющую безопасность (экономическую, цифровую и т.д.), с оперативной координацией действия компетентных органов.
- Разработать правовую базу и механизмы повышения оперативности в раскрытии совершенных из-за рубежа 1Т - преступлений, используя международные институты.
- Создание условий для функционирования частно-государственного партнерства, организация взаимодействия.
- Увеличить инвестиции в обеспечение и развитие комплексной безопасности в кибер-пространстве, включая развитие собственного комплекса компьютерного производства.
- Выработать четкую государственную политику в отношении цифровых валют. Напри-
мер, использовать в денежном контуре государственных инвестиций, реализации социальной политики и т.д.
- Ограничить доступ на запрещенные сайты, платформы, браузеры, использование «серых» сим-карт, подозрительных звонков и т.д.
- Обеспечить создание и привития в обществе правил соблюдения цифровой гигиены и ее профилактики.
Решение этих вопросов помогает противодействовать преступности и создает мощный инструмент построения современной экономики, отвечающей новым структурным и технологическим вызовам, в то время, когда меняется технологический уклад и геополитические контуры, границы государств и союзов. Цифровая экономика не позволит простимулировать спрос и решить структурные проблемы экономики, однако игнорировать ее - пытаться уйти от реальности. Государственное регулирование введения цифровизации в экономику позволит иметь массу позитивных эффектов как в экономической сфере, так и в правоохранительной, позволит снизить негативный эффект от кризиса миропорядка. Преодолеть и перестроиться в соответствии с требованием времени - наша главная задача, решение которой позволит сохраниться нашей стране и занять самые передовые позиции в мире.
Заключение
Настоящее время глубочайших тектонических сдвигов моделей мироустройства изобилует разноплановой информацией, с попыткой трактовать сложившуюся ситуацию в мире. Однако, они в большей степени пытаются оправдать постулаты незыблемости капитализма и либерализма, а не их причину - конечность капитализма, падения эффективности капитала и ограниченности рынков сбыта. В общественном дискурсе объясняется «черными лебедями» или внешними врагами.
В медиапространстве некоторые инициативы («Совет по инклюзивному капитализму» под моральным руководством Папы Франциска, «концерт шести держав» Хааса и Купчана [28], принципы постпандемического мира [29] Шваба и Меллере) пытаются уменьшить жесткость падения уровня жизни, а некоторые (А. Хит [30]) предлагают резко повысить ставку банка и обрушить рынок, но новых концептуальных идей они не несут. Пока лишь подмена смыслов, имеющих целью сохранение у представляемых ими интересов властных группировок механизмов контроля при обрушении института права собственности. Необходимы комплексный взгляд на проблемы и принятие решений имеющие стратегический задел, увязанный с образом будущего, избегать паллиативов. Игнорирование угроз и преимуществ цифровиза-ции, может катастрофически отразиться на судьбе нашей страны.
Структурный кризис вызывает у населения стремление сохранить накопления (изымая их из реального сектора экономики), а поиск альтернативных вариантов получения дохода уводит капитал в теневую экономику и криминал. Это отражается на качестве жизни - основном критерии народосбережения, являющимся высшим национальным приоритетом. Противодействие 1Т-преступности позволит минимизировать теневую экономику и усилить обеспечение экономической безопасности, становящейся императивом. Цифровизация актуализирует исследования метаморфоз управленческих, социальных, экономических, правовых и т.п. институтов и приведет к новым способам взаимодействия с реальностью, основываясь на образе будущего.
Формулирования образа будущего в идеях умеренного консерватизма, снижение уровня принудительного стимулирования инновационного процесса, использование современных технологий, протекционизма, безопасности, создание/обновление рабочих мест, пере-
смотр образования, ответственность должностных лиц позволят преодолеть окончание нынешней модели капитализма и выйти на устойчивый экономический рост, минуя безответственные инертные скачки.
Литература
1. Пикетти Т. Капитал в XXI веке, Москва, Ад Мар-гинем Пресс, 2015, ISBN 978-5-91103-252-4, стр. 251 = Piketty Thomas, Capital In The 21th Century / Cambridge, M.A., Harvard University Press. - 2014, 696 pp, ISBN 9780674430006;
2. Валлерстайн И. После либерализма=АйегИЬегаШт / И. Валлерстайн, пер. с англ. М.М. Гурвица, П.М. Ку-дюкина, П.В. Феденко / под ред. Б.Ю. Кагарлицкого - Москва: «ЕдиториалУРСС», 2003 г., - 256 с. — ISBN 5-354-00509-4;
3. Stiglitz J.E., Rewriiting the Rules of the American Economy / J.E. Stiglitz - W.W. Norton&Company, Inc., NY,L. Copyright 2016, 237 p., ISBN 978-0-393-254051;
4. Глазьев С.Ю. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают. / С.Ю. Глазьев - Москва : Книжный мир, 2016. - 512 с. - ISBN 978-5-8041-08206;
5. Хазин М.Л. Воспоминания о будущем. Идеи современной экономики. / М.Л. Хазин - Москва: Группа компаний «РИПОЛ классик» / «Пальмира», 2020. -464 с. - ISBN 978-5-386-12785-5;
6. China's GDP grew 7.9% in the second quarter; retail sales beat expectations // cnbcxom / [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:https://www.cnbc.com/2021/07/15/chinas-q2-gdp-2021 -retail-sales.html (дата обращения: 26.08.2021);
7. Fiscal stimulus, vaccinations lift U.S. economy above pre-pandemic level / Lucia Mitikani / Reuters / [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:https://www.reuters.com/world/us/fiscal-stimulus-vaccines-likely-fueled-us-economic-growth-second-quarter-2021 -07-29/ (дата обращения: 26.08.2021);
8. Грустная арифметика инфляции // Интернет издание «Фонд Михаила Хазина» // fondmx.pro // [Электронный ресурс]. Режим доступа URL :https ://fondmx.pro/itogi-nedeli/grustnaja-arifmetika-infljacii/ (дата обращения: 28.09.2021);
9. U.S. JOLTs Job Openings // Investing. rom/ [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:"https://www.investing.com/economic-calendar/jolts-job-openings-1057" (дата обращения: 26.08.2021);
10. U.S. unemployment rate: adjusted, 2021 // Statista // Investingxom/ [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
https://www.statista.com/statistics/273909/seasonally-adjusted-monthly-unemployment-rate-in-the-us/#:~:text=The%20seasonally-adjusted%20national%20unemployment,rate%20was% 20at%205.4%20percent (дата обращения: 26.08.2021);
11. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе-июне 2021 г., / Управления госстатистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), Санкт-Петербург, 2021. стр.10-11;
12. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2021 №400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант. [Электронный ре-сурс].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_389271 // (дата обращения: 12.12.2021);
13. Пахарев А.В. Вопросы экономической безопасности и целесообразности использования цифровой и криптовалюты во время экономического кризиса // Научно-технический журнал Технико-технологические проблемы сервиса. — СПбГЭУ - 2021. — № 2 (56). — С. 69-74. ISSN 2074-1146 / doi: 10.18334/ecsec.3.3.110536;
14. Сводный статистический отчет МВД России кн. 22 и 23 №494 за 2021 г. - Москва- 2021;
15. Сводный статистический отчет МВД России №280 за 9 мес. 2021 г. - Москва. - 2021;
16. Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ: «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 437 / (дата обращения: 12.12.2021);
17. Проблемы применения Федерального закона от 08.01. 1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» / Аналитический обзор с предложениями. ФГКОУ «Академия управления МВД России». - Москва - 2019. - 28 с.;
18. Пахарев А.В. Проблемные вопросы противодействия легализации доходов от наркобизнеса как элемента экономической безопасности // Экономическая безопасность. — 2020. — Том 3. — № 3. — С. 363376. doi: 10.18334/ecsec.3.3.110536;
19. Земцова С.И., Методика расследования незаконного сбыта синтетических наркотических средств, совершенных с использованием интернет-магазинов: учебное пособие / С.И Земцова, О.А. Суров, П.В. Га-лушин. - 2 изд., перераб. и доп. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019.- 184 с. - ISBN 978-57889-0280-7;
20. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Консультант. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32 834 // (дата обращения: 12.12.2021);
21. Киберстратегия США 2018 Национальная ки-берстратегия США / Е. Варламов / РАПСИ [Электронный ресурс] URL:http://rapsinews.ru/publications/20200406/305674 519.html (дата обращения: 08.09.2021);
22. Решение Саратовского районного суда п. Дубки от 18.12.2017 Дело №2-1373/2017, М-1517/2017;
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2021 №1575: «Об утверждении правил информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» // Консультант. [Электронный ресурс]. URL :http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_395944// (дата обращения: 12.12.2021);
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 733: «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Консультант. [Электронный ресурс]. URL :http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_384215 / (дата обращения: 12.12.2021);
25. Зорькин В.Д. Возвращение государства. Дееспособность власти проверяется в общенациональной беде / Российская газета / rg-ru / [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2021/10/27/konstitucionnyj-sud-na-rubezhe-chetvertogo-desiatiletiia.html (дата обращения: 11.11.2021);
26. Сводный статистический отчет МВД России с 2019 по 2021 гг. кн. 115 ф.451; - Москва. - 2019-2021;
27. Сводный статистический отчет МВД России №171 «1-НОН» с 2019 по 2021 г. - Москва. - 20192021;
28. Haass R.N. and Kupchan C.A. / The New Concert of Powers/ Foreign Affairs/ 23.03.2021/ [Электронный ресурс] URL: https://www.foreignaffairs.com/arti-cles/world/2021 -03-23/new-concert-powers?utm_me-dium=newsletters;
29. Schwab K., Malleret Th. / COVID-19: THE GREAT RESET/ World Economic Forum / Switzerland / 2020 / ISBN 978-2-940631-11-7;
30. Heath A., Catastrophic elite failure is destroying the economic foundations of the West/ The Telegraph/ 17.11.2021/. [Электронный ресурс] - URL: https:%2F%2Fwww.telegraph.co.uk%2Fnews%2F2021 %2F11%2F17%2Fcatastrophic-elite-failure-destroying-economic-foundations-west%2F (дата обращения: 21.12.2021).