122
YURI VIKTOROVICH GAVRILIN, Doctor of Law, Head of the Department of Management of Crime Investigation Bodies Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty:
12.00.12 — Criminalistics; Forensic Activity; Operational Search Activity.
ЮРИИ ВИКТОРОВИЧ ГАВРИЛИН,
начальник кафедры управления органами расследования преступлений, доктор юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
УДК 343
Дата поступления: 28 сентября 2020 г. Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2020 г.
Противодействие цифровой трансформации наркопреступности (по итогам Всероссийского онлайн-семинара)
Countering The Digital Transformation Of Drug Addiction (Based On The Results Of The All-Russian Online Seminar)
Аннотация
Актуальность проблем выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, обусловлена активным применением в противоправных целях средств анонимизации личности в цифровом пространстве, криптовалют, а также появлением электронных торговых площадок, исключающих непосредственный контакт покупателей и сбытчиков запрещенных веществ. Распространение дистанционных способов совершения данных преступлений обусловливает потребность в совершенствовании методического обеспечения борьбы с ними.
Постановка проблемы: цифровая трансформация механизма совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ требует выявления комплекса факторов, обусловливающих деятельность органов внутренних дел в условиях новой реальности, выработки предложений правового и организационного характера, направленных на снижение их негативного воздействия, а также использования особого программно-технического инструментария по
Annotation
The relevance of the problems of detection, disclosure and investigation of crimes in the field of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances committed using information and telecommunications technologies is due to the active use of personal anonymization tools in the digital space, cryptocurrencies for illegal purposes, as well as the appearance of electronic trading platforms that exclude direct contact between buyers and sellers of prohibited substances. The spread of remote methods of committing these crimes makes it necessary to improve the methodological support for combating them.
The problem statement: digital transformation of the mechanism of committing crimes in the sphere of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances requires identifying a set of factors that determine the activities of internal Affairs bodies in the new reality, developing legal and organizational proposals aimed at reducing their negative impact, as well as using special software and technical tools to solve problems of deanonymization of the individual by digital traces.
The purpose of the study: to develop new approaches to the content of the activities of internal Affairs bodies to prevent the functioning of infor-
решению задач по деанонимизации личности по цифровым следам.
Цель исследования: выработка новых подходов к содержанию деятельности органов внутренних дел по пресечению функционирования в сети Интернет информационных ресурсов, используемых для распространения наркотиков.
Методы исследования: диалектика, анализ, абстрагирование, прогнозирование. Применительно к теме исследования в основу методологии положены принципы конкретности, объективности, рациональности.
Результаты и ключевые выводы: с развитием и повсеместным распространением информационно-телекоммуникационных технологий совершенствуются методы, способы и средства совершения наркопреступлений. В настоящее время бесконтактный сбыт наркотических средств осуществляется посредством электронных торговых площадок, интернет-мессен-джеров, сервисов шифрования трафика пользователя, а также криптовалют. Отрицательно сказываются на деятельности органов внутренних дел по противодействию наркоугрозе техническая сложность отслеживания письменной и голосовой информации, передаваемой посредством интернет-мессенджеров, низкая эффективность существующей правовой модели ограничения использования средств ано-нимизации личности в цифровом пространстве и их широкая распространенность, неурегулированность отдельных вопросов взаимодействия с интернет-провайдерами и операторами связи в процессе расследования, а также оборота цифровых валют. В этих условиях предложен ряд решений организационно-правового характера, касающихся ограничения доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим сокрытие сведений о личности пользователя сети Интернет или используемом им оборудовании; порядка регистрации организаторами распространения информации в сети Интернет своих пользователей; оценки рисков использования отдельных цифровых технологий.
mation resources used for drug distribution on the Internet.
The research methods: dialectics, analysis, abstraction, forecasting. In relation to the research topic, the methodology is based on the principles of concreteness, objectivity, and rationality.
The results and key conclusions: with the development and widespread use of information and telecommunications technologies, methods, methods and means of committing drug crimes are being improved. Currently, the contactless sale of narcotic drugs is carried out through electronic trading platforms, Internet messengers, user traffic encryption services, as well as cryp-tocurrencies. Adversely affect the activities of the bodies of internal Affairs to fight the drug trade technical difficulty tracking written and voice content transmitted through instant messengers, the low efficiency of the existing legal model limits the use of funds anonymisation of the individual in the digital space and their wide prevalence, the lack of resolution to certain issues of cooperation with Internet providers and Telecom operators in the process of investigation, as well as trafficking of digital currencies. Under these conditions, a number of organizational and legal solutions have been proposed to restrict access to information resources that provide concealment of information about the identity of an Internet user or the equipment used by them; the procedure for registration by organizers of information dissemination on the Internet of their users; and risk assessment of the use of certain digital technologies.
Ключевые слова: расследование преступлений; информационно-телекоммуникационные технологии; незаконный оборот наркотиков; дистанционный сбыт; онлайн-семинар.
Keywords: crime investigation; information and telecommunication technologies; drug trafficking; remote sales; online seminar.
Цифровая трансформация современной преступности, проявляющаяся в продолжающемся на притяжении ряда лет росте числа преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее — ИТТ), представляет собой серьезный вызов перед правоохранительной си-
стемой и криминалистической наукой. Поиску адекватных ответов на этот вызов посвящались крупные научно-представительские форумы [3].
Наряду с преступлениями против личности, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, цифровой трансформации в значительной степени оказались подвер-
124
жены преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее — преступления в сфере НОН). Если до 2014 г. незаконный сбыт наркотических средств осуществлялся в основном способом «из рук в руки», то с развитием цифровых технологий он стал осуществляться с использованием электронных торговых площадок в теневом сегменте Интернета, преимущественно на платформе Гидра (Hydra), принимающих оплату посредством криптовалюты (обеспечивая тем самым анонимность сделок) и передающих информацию о местонахождении заранее оборудованных тайников — «закладок», в которых находятся запрещенные препараты. Для привлечения новых и удержания постоянных клиентов организаторами дистанционного сбыта наркотиков проводятся специальные маркетинговые акции, осуществляются бесплатные доставки «пробников», предоставляются скидки, осуществляются иные маркетинговые акции.
В настоящее время цифровая платформа Гидра (Hydra), созданная в 2016 г., является крупнейшей торговой площадкой, оказывающей услуги по реализации не только наркотических средств и психотропных веществ, но и фальшивых денежных билетов, банковских карт, поддельных документов, специального оборудования для слежения, доступа к компьютерной информации и т. д. Платформа содержит в себе интернет-магазины, предлагающие запрещенные к гражданскому обороту товары и услуги, а также предложения о трудоустройстве для лиц, размещающих наркотические средства в потайных местах («закладчиков»), производителей наркотических средств в кустарных лабораториях, а также дизайнеров и промоутеров (для рекламы и распространения предлагаемых товаров/услуг). В магазинах, расположенных на этой площадке, размещена информация о виде, весе, цене предлагаемого наркотического средства, способах связи и оплаты. Сразу после совершения платежа покупатель получает координаты и фотоизображение ближайшего к нему тайника с наркотическим средством (психотропным веществом) [2]. Средняя стоимость открытия интернет-магазина на площадке Гидра — 450 долларов США, ежемесячная аренда — 100 долларов (+ 5 % с каждой покупки). По данным ГУ МВД России по г. Москве, на этой электронной торговой площадке происходит свыше 90 % всех незаконных операций с наркотиками, совершенных в интернет — пространстве, ориентированном на московский регион1.
1 Письмо ГУ МВД России по г. Москве от 26 августа 2020 г. № 1/11957.
Согласно данным ГИАЦ МВД России [5], в 2019 г. органами внутренних дел выявлено 24 155 (+31,2 %) преступлений в сфере НОН, для совершения которых использовались ИТТ, что составляет 8,3 % от всех преступлений, совершенных с использованием таких технологий, выявленных органами внутренних дел (289 796), и 13,2 % от всех преступлений в сфере НОН, зарегистрированных органами внутренних дел (182 746)2. Основная часть (24 027 (99,5 %)) наркопреступлений, совершенных с использованием 1Т-технологий, связана с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотиков (ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). По итогам первого полугодия 2020 г. зарегистрировано 19 631 (+67,3 %) наркопреступление, совершенное с использованием ИТТ (ст. 228.1, 228.2, 228.4, 230, 234 Уголовного кодекса Российской Федерации), что составило 97,1 % от выявленных правоохранительными органами таких преступлений. По-прежнему основная часть выявленных преступлений данного вида (99,3 %; 19 495; +67,1 %) связана с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотиков.
Приведенные статистические показатели свидетельствуют о том, что результаты работы по противодействию преступлениям в сфере НОН не в полной мере соответствуют общественному запросу на сокращение масштабов данного опаснейшего социально-правового явления.
В этих условиях Академия управления МВД России продолжает цикл научно-образовательных онлайн-семинаров в рамках цикла «Противодействие преступности в условиях развития информационного общества». Очередное мероприятие, состоявшееся 23 апреля 2020 г., было посвящено актуальным вопросам выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере НОН, совершенных с использованием ИТТ. Семинар проходил в особых условиях, вызванных реализацией противоэпидемиоло-гических мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирус-ной инфекции COVID-19. Мероприятие проводилось в дистанционном формате.
При этом было отмечено влияние противо-эпидемиологических мероприятий и на состояние преступности в сфере НОН, в частности, на изменения локации «закладок» для дистанционного сбыта запрещенных веществ. Так, по данным ГУНК МВД России, на время пред-
2 За 2018 г. правоохранительными органами выявлено
18 918 преступлений в сфере НОН, совершенных с использованием
информационно-телекоммуникационных технологий, что составило 10,8 % от всех преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и 9,4 % от всех зарегистрированных преступлений в сфере НОН.
принятых противоэпидемиологических мер наркомагазинами временно были сняты с реализации размещенные ранее закладки наркотиков в отдельных местах, ставших труднодоступными для посещения (парки, скверы и другие общественные места отдыха граждан). Для обеспечения возможности длительного потребления наркотиков предложены среднеоп-товые продажи, обеспечена адресная доставка заказов, в том числе формирование закладок в местах, находящихся в непосредственной близости с местонахождением заказчика. Для адресных поставок широко использовались сотрудники курьерских служб по доставке продуктов питания3. В этот период общее число интернет-магазинов, реализующих психоактивные вещества, сократилось, ликвидировались магазины с небольшими финансовыми ресурсами. Одновременно с этим крупные интернет-магазины активизировали свою деятельность. Об этом свидетельствуют многочисленные объявления в неиндексируемом сегменте сети Интернет, о требующихся закладчиках (так называемых кладменах).
Кроме того, перевод образовательных организаций на онлайн — обучение повлек увеличение продолжительности пребывания несовершеннолетних в сети Интернет, и, как следствие, рост масштабов их вовлечения в деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков4.
Участниками семинара констатировано, что пандемия COVID-19 окончательно закрепила сложившуюся тенденцию по осуществляю незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ дистанционным способом, при котором исключается непосредственный контакт соучастников как между собой, так и с покупателями. Взаимодействие участников противоправной деятельности между собой или с третьими лицами при этом осуществляется опосредованно, используя средства связи и информационные ресурсы сети Интернет, в первую очередь такие, как социальные сети, электронная почта, сервисы мгновенных сообщений, онлайн-продаж и пр. [11].
Выявлен комплекс факторов, негативно сказывающихся на деятельности органов внутренних дел по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере НОН, совершенных с использованием ИТТ, а именно:
1. Техническая сложность отслеживания письменной и голосовой информации, передаваемой посредством интернет-мессендже-ров, осуществляющих шифрование сообще-
3 Письмо ГУНК МВД России от 31 августа 2020 г. № 8/3-8479.
4 Письмо МВД по Республике Татарстан от 29 августа 2020 г.
ний (Viber, WhatsApp, Imo, CoverME, Signal, Vipole, Telegram и др.). Электронные ключи для расшифровки сообщений создаются и хранятся на устройствах пользователей, а не на внешних серверах. В процессе отправки сообщения программным обеспечением отправителя и получателя по специальным алгоритмам генерируется уникальный ключ, дешифрование которого за разумное время представляется затруднительным, что делает передаваемую информацию труднодоступной для третьих лиц.
Получает распространение переход интернет-магазинов, занимающихся преступной деятельностью в сфере НОН, на платформу организатора обмена мгновенными сообщениями — мессенджера Telegram, который позволяет использовать специальные программы, автоматизирующие процессы «Bot» (бот, робот-бот), не имеющие привязки к конкретному лицу, но в то же время предоставляющие возможность общения с потребителями. Телеграм-бот не требует постоянного нахождения человека за компьютером, автономно контролирует наличие товаров по регионам и местам оборудованных тайников-закладок, значительно снижает количество точек соприкосновения между участниками сообществ, а также затрудняет выявление их деятельности.
2. Низкая эффективность реализации отдельных положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5, в частности:
— устанавливающих запрет на обеспечение использования программно-технических средств (анонимайзеров, VPN-сервисов, иных технологий сокрытия или подмены данных об IP-адресах пользователей) для получения доступа к запрещенным в Российской Федерации информационным ресурсам;
— возлагающих на организаторов распространения информации в сети Интернет хранить сведения о персональных данных пользователей и передаваемой ими информации на территории Российской Федерации. При этом такие популярные информационные ресурсы, как «YouTube», «Instagram», «Facebook», «LiveJournal», «Twitter», а также почтовые сервисы «Gmail», «Protonmail» и др. указанного требования не придерживаются, что затрудняет получение информации, имеющей доказательственное значение6.
3. Возможность произвольного формирования в цифровом пространстве виртуального образа личности, формируемого посредством ком-
№ 1/2045.
5 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
6 Письмо МВД по Республике Татарстан от 29 августа 2020 г. № 1/2045.
126
плекса псевдоидентификаторов: аватар (графическое изображение, произвольно выбранное пользователем социальной сети или интерент-ресурса для самоидентификации), никнейм (сетевое имя, псевдоним, используемый для общения анонимных пользователей) и др. Подобные псевдоидентификаторы позволяют одному лицу бесконтрольно создавать несколько виртуальных образов псевдоличностей, зарегистрированных под разными учетными данными в социальных сетях, имеющих свою историю переписки, собственные номера мобильных телефонов и электронных кошельков, т. е. не имеющих общих признаков и используемых в противоправной деятельности. Целью создания подобных виртуальных образов является анонимиза-ция реальной личности, совершающей определенные действия в виртуальном пространстве: участие в сетевых сообществах, размещение комментариев, покупка объектов, ограниченных в гражданском обороте и пр. [8].
4. Отсутствие в действующем законодательстве указания на конкретные сроки предоставления операторами связи и интернет-провайдерами информации по запросам правоохранительных органов в соответствии со ст. 64 Федерального закона «О связи»7 и ст. 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», что заметно препятствует своевременному пресечению противоправных деяний, раскрытию и расследованию преступлений. Зачастую после получения решения суда о получении информации, относящейся к охраняемой законом тайне связи, компании-операторы предоставляют информацию о входящих (исходящих) соединениях запрашиваемого абонентского номера в течение одного-двух месяцев8.
5. Отсутствие эффективного механизма контроля со стороны операторов связи за актуальностью и достоверностью регистрационных их данных своих абонентов. Несмотря на установленные ст. 44 Федерального закона «О связи» требования к операторам связи об обязательном достоверном установлении сведений, позволяющих идентифицировать абонента, по-прежнему имеют место факты реализации сим-карт без надлежащего удостоверения личности абонента, на вымышленное лицо, по утерянным или украденным документам.
6. Использование криптовалют9 в криминальных взаиморасчетах. Сокрытие следов фи-
7 О связи: федер. закон от 7 июля 2003 г. № 126 // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
8 Письмо ГУ МВД России по г. Москве от 26 августа 2020 г. № 1/11957, письмо УМВД России по Костромской области от 27 августа 2020 г. № 1/3463, письмо УМВД России по Амурской области от 28 августа 2020 г. № 1/17/3508.
9 Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений
нансовых транзакции при совершении незаконных сделок по приобретению/сбыту наркотических средств активно осуществляется посредством конвертации денежных средств в виртуальную валюту, оборот которой не подконтролен для уполномоченных государственных органов, что препятствует реализации механизмов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных противоправным путем, применительно к подобным цифровым финансовым активам [2]. В русскоязычном домене сети Интернет представлено более 400 интернет-площадок по обмену криптовалют на их рублевый эквивалент, которые находятся вне поля правового регулирования. Использование криптовалют во взаиморасчетах, в совокупности с осуществлением маскировки реальных IP-адресов программами-анонимайзерами негативно сказывается на деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и ограничивает их возможности по использованию в процессе доказывания информации о финансовых операциях (включая наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т. п.) лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать об их причастности к криминальной деятельности. Действия по последующей легализации (отмыванию) доходов от совершения преступлений в сфере НОН совершаются в виде последовательности платежей с применением многочисленных электронных средств платежа, что позволяет скрывать связь между денежными средствами, полученными преступным путем, и предикатным преступлением.
7. Широкое распространение технологий анонимных сетевых подключений, в том числе использующих принципы «луковой» маршрутизации. Наиболее популярная в криминальной среде сеть TOR (от англ. the onion router — луковичная маршрутизация) построена как система прокси-серверов, позволяющих создавать анонимное соединение. Анонимность в сети TOR реализуется также с помощью разбиения каждого сетевого запроса на множество неболь-
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
ших фрагментов и их пересылку от отправителя к получателю через разные маршрутизаторы (виртуальные туннели) в зашифрованном виде [6; 7; 10]. Для навигации в сети TOR используются специальные версии браузеров, обеспечивающих возможность выхода в анонимную сеть TOR. Большинство узлов TOR размещено в США, странах Центральной и Юго-Восточной Европы, что делает невозможным установление лиц, посещающих сайты, а также администраторов торговых площадок. Именно в данном сегменте Интернета, не индексируемом традиционными поисковыми средствами (Яндекс, Google), размещается абсолютное большинство виртуальных торговых площадок по нелегальной продаже запрещенных к свободному обороту объектов (оружие, боеприпасы, наркотики и пр.).
Другим примером децентрализованной анонимной сети является Invisible Internet Project (I2P). Анонимность достигается за счет многоуровневого шифрования, организации туннелей для передачи данных и их перестроения через определенные промежутки времени, использования идентификаторов абонентов, не связанных с реальными IP-адресами [9].
Значительный интерес представляет вопрос о средствах и технологиях деанонимизации личности в цифровом пространстве, включая финансовые транзакции, совершенные использованием цифровой валюты. Данному вопросу уделялось значительное внимание в выступлениях участников онлайн-семинара10. При этом констатировано, что универсального программно-технического средства решения обозначенной задачи в настоящее время не разработано. Вместе с тем существует принципиальная возможность ее эффективного решения с использованием инструментария по проверке принадлежности IP-адресов и доменных имен, проверке банковских карт, IMEI номеров телеко-муникационных устройств, открытых данных государственных органов, поисковых средств Google и Yandex, а также специальзированных средств — поиск по социальным сетям и фото изображениям, средства мониторинга.
Так, интернет-сервис Myip.net позволяет определять интернет-провайдера, предоставившего услуги по доступу в сеть по номеру IP-адреса, конфигурацию браузера и используемой операционной системы, а также иные данные, позволяющие установить личность субъекта,
10 В частности, данный вопрос рассматривался заместителем начальника управления организации оперативно-профилактических мероприятий, противодействия наркоугрозе в сфере 1Т-технологий и легализации наркодоходов ГУНК МВД России А. П. Хазариди, заместителем начальника управления по противодействию отмыванию доходов Росфинмониторинга К. И. Гобрусенко, начальником отдела УНК ГУ МВД России по Челябинской области Д. А. Соколовым и другими выступающими.
совершившего в определенный момент времени вход в сеть Интерент.
Сервис Xinit.ru позволяет определить местонахождение точки доступа к сети Интерент по MAC-адресу сетевой карты, а также содержит значительный массив аналитических материалов по вопросам информационной безопасности.
Цифровая платформа «Иносфера» обеспечивает сбор данных о физических и юридических лицах, а также об имуществе из более чем 70 открытых источников, включая сайты государственных органов, социальные сети, мессендже-ры, объявления, резюме, телефонные справочники и др.
Программный комплекс Crystal обеспечивает получение информации в реальном времени по блокчейн-трензакциям, а также содержит инструментарий для решения аналитических задач и выявления подозрительных транзакций и связанных объектов.
В целях снижения числа преступлений в сфере НОН, совершенных дистанционным способом, в условиях широкого использования при этом средств анонимизации, представляется целесообразным возложить на интернет-провайдеров обязанности по блокированию доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим сокрытие сведений о личности пользователя сети Интернет или об используемом им оборудовании, программном обеспечении или действиях, совершенных в сети, в соответствии с перечнем, формируемым на основании предложений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Данное предложение ранее уже высказывалось на страницах юридической печати [4]. В настоящее время подобный механизм уже частично реализован в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в отношении блокирования доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и информационным ресурсам, посредством которых обеспечивается доступ к ранее заблокированным ресурсам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (порнографические изображения несовершеннолетних, способы изготовления наркотических средств, способы суицида и др.). Предлагается расширить сферу применения указанной нормы, распространив ее на все программные средства подмены (сокрытия) сведений о пользователе интерент-ресурсами.
Одновременно с этим, представляется целесообразным установление законодательного требования об использовании универсального порядка регистрации организаторами распространения информации в сети Интернет своих пользователей и подтверждения подлинно-
128
сти сообщенных ими при регистрации сведений. Такой порядок может быть основан на использовании при входе в сеть Интернет единой системы идентификации и аутентификации, применяемой при предоставлении государственных услуг в электронной форме и положительно себя зарекомендовавшей в течение продолжительного времени.
Сокращению масштаба дистанционного способа совершения преступлений в сфере НОН способствовало бы установление уголовной ответственности для лиц, участвующих в создании программного оборудования, используемого для сбыта наркотиков, интернет-сайтов и страниц в социальных сетях, на которых размещается информация о сбыте подконтрольных средств и веществ.
Важнейшим же направлением повышения эффективности противодействия преступности в сфере НОН должно стать обеспечение недопустимости технологическо-
Список литературы:
1. Батоев В. Б., Семенчук В. В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).
2. Васильева Н. А. Анализ цифровых платформ в сфере незаконного оборота наркотиков для построения криминалистической характеристики данного вида преступлений // Юридическая наука. 2020. № 2.
3. Гаврилин Ю. В. Криминалистика: угрозы и вызовы современности: сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. «Криминалистика и новые вызовы современности (58-е криминалистические чтения). М., 2018.
4. Гаврилин Ю. В., Парадников А. Г. Совершенствование выявления, раскрытия и расследования хищений, совершенных с использованием информационных банковских технологий (по итогам Всероссийского он-лайн-семинара) // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54).
5. Информация ГИАЦ МВД России // Официальный сайт МВД России. URL: https:// xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 04.09.2020).
6. Лазаренко А. В. Технологии деанонимиза-ции пользователей TOR // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. 2016. № 19.
7. Мамонтов С. С., Свалов А. А. Обзор технологий построения анонимных сетей. Сеть TOR // Прикладная математика и фундаментальная информатика. 2016. № 3.
го отставания правоохранительных органов от современного уровня развития информационно-телекоммуникационных технологий и искусственного интеллекта, осуществление постоянного мониторинга технологических достижений и оценки рисков их противоправного использования, с целью выработки научно обоснованных рекомендаций по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с их использованием. Финансовое и организационное обеспечение реализации указанных мероприятий предлагается осуществить в рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»11.
11 Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7). Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
References:
1. Batoev V. B, Semenchuk V. V. Ispol'zovanie kriptovalyuty v prestupnoj deyatel'nosti: prob-lemy protivodejstviya // Trudy Akademii uprav-leniya MVD Rossii. 2017. № 2 (42).
2. Vasil'eva N. A. Analiz cifrovyh platform v sfere nezakonnogo oborota narkotikov dlya postro-eniya kriminalisticheskoj harakteristiki danno-go vida prestuplenij // YUridicheskaya nauka. 2020. № 2.
3. Gavrilin Yu. V. Kriminalistika: ugrozy i vyzovy sovremennosti: sbornik statej Vseros. nauch.-prakt. konf. «Kriminalistika i novye vyzovy sovremennosti (58-e kriminalisticheskie chteni-ya). M., 2018.
4. Gavrilin Yu. V., Paradnikov A. G. Sovershenst-vovanie vyyavleniya, raskrytiya i rassledovani-ya hishchenij, sovershennyh s ispol'zovaniem in-formacionnyh bankovskih tekhnologij (po itogam Vserossijskogo onlajn-seminara) // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2020. № 2 (54).
5. Informaciya GIAC MVD Rossii // Oficial'nyj sajt MVD Rossii. URL: https://xn--b1aew. xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (data obrash-cheniya: 04.09.2020).
6. Lazarenko A. V. Tekhnologii deanonimizacii pol'zovatelej TOR // Novye informacionnye tekhnologii v avtomatizirovannyh sistemah. 2016. № 19.
7. Mamontov S. S, Svalov A. A. Obzor tekhnologij postroeniya anonimnyh setej. Set' TOR // Prikladnaya matematika i fundamental'naya in-formatika. 2016. № 3.
8. Sergeev S. M. Nekotorye problemy protivodejstviya ispol'zovaniyu v prestupnoj deyatel'nosti
8. Сергеев С. М. Некоторые проблемы противодействия использованию в преступной деятельности средств обеспечения анони-мизации пользователя в сети Интернет // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73).
9. Титова Ю. А., Садикова А. А., Сав-ков С. В. Проблема анонимности в сети Ин-терент. Сравнение методов анонимизации пользователя // Региональная информатика и информационная безопасность: сборник науч. трудов конф. СПб., 2017.
10. Щерба М. В., Щерба Е. В. Подходы к обнаружению и блокированию трафика анонимной распределенной сети TOR // Электронные средства и системы управления: матер. докладов междунар. науч.-практ. конф. 2014. № 2.
11. Gavrilin Yu. V., Pavlichenko N. V., Vasilieva M. A. The Remote Approach of Distribution of Objects Withdrawn from Circulation: Means, Legislation Issues, Solutions // Studies in Systems, Decision and Control. 2018. Vol. 181.
sredstv obespecheniya anonimizacii pol'zovatelya v seti Internet // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 1 (73).
9. Titova Yu. A., Sadikova A. A., Savkov S. V. Problema anonimnosti v seti Interent. Sravnenie metodov anonimizacii pol'zovatelya // Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik nauch. trudov konf. SPb., 2017.
10. Shcherba M. V, Shcherba E. V. Podhody k ob-naruzheniyu i blokirovaniyu trafika anonimnoj raspredelennoj seti TOR // Elektronnye sredst-va i sistemy upravleniya: mater. dokladov mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. 2014. № 2.
11. Gaviilin Yu. V., Pavlichenko N. V., Vasilieva M. A. The Remote Approach of Distribution of Objects Withdrawn from Circulation: Means, Legislation Issues, Solutions // Studies in Systems, Decision and Control. 2018. Vol. 181.
Для цитирования:
For citation:
Гаврилин Юрий Викторович. Противодействие цифровой трансформации наркопреступности (по итогам Всероссийского онлайн-семи-нара) // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 122-129.
Gavrilin Yuri Viktorovich. Countering the digital transformation of drug addiction (based on the results of the all-Russian online seminar) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4 (56). P. 122-129.
129