Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2021, №6, Том 13 / 2021, No 6, Vol 13 https://esi.today/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://esi .today/PDF/69ECVN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мчедлишвили, Р. С. Роль криптовалюты в легализации доходов, полученных преступным путем / Р. С. Мчедлишвили, А. И. Аманлиев // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 6. — URL: https ://esj.today/PDF/69ECVN621 .pdf
For citation:
Mchedlishvili R.S., Amamliev A.I. Countering the legalization of gray money using cryptocurrencies. The Eurasian Scientific Journal, 13(6): 69ECVN621. Available at: https://esj.today/PDF/69ECVN621.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
УДК 334.34
Мчедлишвили Роман Сергеевич
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
Факультет «Экономики и бизнеса»
Бакалавр
E-mail: [email protected]
Аманлиев Алан Ильич
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
Факультет «Экономики и бизнеса»
Бакалавр
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: Сидоренко Григорий Георгиевич
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
Факультет «Экономики и бизнеса» Доцент Департамента экономической безопасности и управления рисками
Кандидат технических наук, доцент E-mail: [email protected]
Роль криптовалюты в легализации доходов, полученных преступным путем
Аннотация. В настоящее время, в условиях цифровизации российской экономики и осуществлении трансграничного экономического взаимодействия как на государственном уровне, так и на уровне субъектов экономики, существующая финансовая система продолжает активно развиваться. Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на традиционную финансовую систему, стало распространение криптовалют. С каждым годом объем сделок, совершаемых через различные криптовалюты, растёт. При этом отсутствие единого подхода в разных странах к правовому регулированию криптовалют, а также новизна и сложности противодействия преступности в этой сфере, обусловленные техническими особенностями технологии криптовалют, способствуют росту числа совершаемых преступлений с использованием криптовалют.
Актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день в России отсутствуют эффективные механизмы идентификации лиц, причастных к преступной деятельности с использованием криптовалюты. Актуальность темы работы связана с новизной исследуемой проблематики и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию существующих мер и способов в рассматриваемой области. Практическая значимость работы состоит в повышении эффективности деятельности системы
противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем в России, а также увеличении раскрываемости преступлений с использованием криптовалют в Российской экономике. Автором рассмотрены ключевые особенности криптовалюты. В современном мире, в котором отчётливо заметна тенденция на цифровизацию всех сфер общественной жизни, активно интегрируются как цифровые платёжные системы, так и цифровые валюты. Конкретно в нашей стране развитие этой сферы началось совсем недавно. Введение федерального закона о цифровых активах видоизменило, во многом, и принципиально другие субъекты финансового рынка, тем не менее многие аспекты по-прежнему уточняются правовыми государственными структурами. Сейчас, прежде всего, необходимо пресечь «пробелы» в этом законе, дабы в будущем не ставить «под удар» крупные организации, задействованные в сфере цифровых валют. Также описываются некоторые аспекты текущего состояния взаимодействия государственных органов различных стран и мира криптовалюты, актуальность противодействия легализации теневых доходов с помощью виртуальных валют, так как этот рынок является перспективным для преступников и необходимым для надзорных органов страны. Поиск новых механизмов, которые призваны противодействовать легализации доходов, полученных преступным путем, является одной из международных тенденций развития контрольных функций государства. На сегодняшний день обостряются национальные и международные проблемы, связанные с противодействием отмывания доходов, финансирования терроризма, а также коррупции и наркоторговли. Понимая, что в большинстве таких незаконных операций задействованы кредитные организации, нельзя забывать о том, что в данной сфере могут быть замешаны и учреждения государственного сектора. Одним из методов решения данной проблемы, является использование финансового мониторинга. Отсутствие эффективных методов оценки и мониторинга, а также единого понятийного аппарата осложняет задачу по решению проблем связанных с легализацией преступных доходов. Одним из направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является борьба финансированием терроризма и легализацией преступных доходов, которая требует должного регулирования законодательством в условиях цифровизации экономики и деятельности государственных учреждений. Необходимость изучения проблем в области противодействия отмыванию доходов обусловлена не только в изучении и совершенствовании законодательства в данной области, но и в анализе опыта зарубежных стран в вопросах противодействием отмывания доходов и финансирования терроризма, а также в предложении мер, которые будут направлены на совершенствование механизма финансового мониторинга в Российской Федерации.
Ключевые слова: теневая экономика; отмывание денег; криптовалюта; легализация доходов; экономические преступления; блокчейн
В современном мире цифровая экономика, в частности ее отдельные компоненты, наиболее активно встраивается в экономику, ту, которую мы называем прозрачной, находящейся под контролем государства. Вместе с тем цифровизация экономики, в том числе использование виртуальных валют, является сферой интересов правительств разных стран и очень сложной для постоянного их всеобъемлющего контроля, поэтому это состояние вопроса позволяет активно использовать криптовалюты в теневой экономике. Как в нашей стране, так и в целом мире активно идет борьба с теневизацией бизнеса и переводом серых денег в белые, то есть с процессом легализации. Несмотря на то, что в мире сейчас есть ряд узконаправленных государственных структур, например, в России это Росфинмониторинг. Однако, не существует полного понимания о том, какие в настоящее время появляются возможные пути легализации с приходом таких активов как криптовалюта, распространение которой можно сравнить с
Введение
распространением интернета в прошлом веке. Со временем же мир начал становиться более открытым, а некоторые аспекты, в частности анонимность и конфиденциальность, в нем абсолютно перестали соблюдаться, что противоречит сфере блокчейн и криптовалюты, где это активно соблюдаются. Так как технология «цепочки блоков» представляет из себя некую децентрализованную сеть, данные о переводах которой невозможно определить в той степени, которая нужна государству, поднимается актуальный вопрос о том, какими законными методами её контролировать и поставить вопрос о целесообразности легализации виртуальных валют или разработке собственной.
Актуальность работы следует, в частности, из того, что только за год капитализация виртуальных валют выросла почти в 8 раз, составив 115 млрд долларов. Например, курс самой популярной виртуальной валюты биткоина с момента создания и до пикового 2017 года вырос в 6 тысяч раз, это рекорд по темпам роста платежного инструмента за всю историю. Полная анонимность оборота виртуальных валют, большая волатильность, подверженность спекулятивным колебаниям на рынке обоснованно дает повод для тревоги финансовых регуляторов. Создается угроза того, что любое физическое или юридическое лицо без его ведома может быть вовлечено в преступное действие, легализацию преступных доходов, финансирование терроризма.
В докладе Содружества наций от 3 февраля 2016 г. говорится, что главные риски оборота виртуальных валют связаны с финансированием терроризма, совершением киберпреступлений и легализацией преступных доходов, полученных преступным путем. К их криминогенным признакам относят полную анонимность, скорость, дешевые, невозвратные переводы, сложные цепочки транзакций.
Целью данной работы является анализ и совершенствование процедур минимизации рисков в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, связанных с оборотом виртуальной валюты.
1. Материалы и методы
В последние годы все чаще наблюдается использование виртуальных валют или, как их еще называют, криптовалют для отмывания денег и финансирования терроризма. Денежной единицей в России является рубль, а использование других денег в нашей стране не разрешается. Банк России предостерег всех лиц от любого использования криптовалют, потому что в операциях с виртуальными валютами нет обязанных лиц, отсутствует какое-то обеспечение, операции главным образом являются спекулятивными.
Общие проблемы анализа рисков рассматривали М.С. Бондарев [1], А.Н. Жилкин [2], А.В. Кочетков [3], М.С. Бондарев [4], К.М. Багдасарян [5], С.Ю. Казанцева [6]. П.В. Ковалев [7]. Тем не менее, на настоящий момент сущность отмывания денежных средств с использованием криптовалют изучена недостаточно, а различные авторы по-своему трактуют данное понятие по причине отсутствия законодательства во многих странах.
В качестве объекта исследования рассматривается система противодействием отмывания доходов и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) в условиях развития рынка криптовалют.
Предметом исследования являются используемые в системе ПОД/ФТ способы регулирования рисков, связанных с использованием виртуальных валют.
Целью данной работы является анализ и совершенствование процедур минимизации рисков в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, связанных с оборотом виртуальной валюты.
В данной работе использовались методы теоретического анализа, статистические методы, методы обобщения и сравнения, количественные и качественные методы сбора и анализа информации.
На сегодняшний день капитализация криптовалют составляет порядка 2.6 триллионов долл. США по оценкам на конец ноября 2021 года, однако в пике этого же месяца криптовалюта с собственным блокчейном Atheios (ATH) установила капитализацию порядка 3 триллионов долл. США, так что многие практико-ориентированные люди в той или иной степени взаимодействуют с цифровой валютой, в особенности финансово-кредитных организациях.
Криптовалюты имеют множество законных применений и преимуществ, но, как и любым хранилищем ценностей, ими можно злоупотреблять 1 . В некоторых случаях преступники используют криптовалюты для отмывания "обычных" доходов от преступлений или коррупции. Простой пример — коррумпированный чиновник, получающий взятки и пытающийся скрыть происхождение денег, переводя деньги в различные криптовалюты в фиатные валюты, такие как доллары, и совершая обратные конвертации с целью дальнейшего использования в личных целях.
Механизм у процесса достаточно простой: незаконные деньги переводятся с одного кошелька по определенной сети (блокчейну) на другой благодаря уникальному коду. На данный момент существуют различные виды сетей, однако принцип работы у них одинаковый: при переводе любому участнику сети приходится заплатить только за так называемое топливо для выполнения перевода — газ, как его называют. А далее остается лишь легализовать деньги: сейчас это можно сделать несколькими способами: существуют обменники валюты, которые перечисляют деньги на карту с существенной комиссией, но этот способ не подходит для государственных служащих, так как их постоянно контролируют. Кроме того, существуют и другие варианты: например, каждая криптобиржа является посредником в p2p торговле, расшифровывающейся как торговле «на равных» [9]. Человек, которому мы продаем криптовалюту, полученную в процессе переводов от других людей, просто переводит деньги на банковскую карту, сам банк верифицирует только то, что было выполнено пополнение или вывод денег с биржи. Из-за того, что сейчас биржи становятся более централизованными, популярность набирают обычные обменники, но здесь есть определённый риск, выраженный в том, что деньги, которые переводятся в обмен на криптовалюту, уже будут серыми, и тогда появятся вопросы, связанные с тем, какое лицо перевело деньги с банковской карты и какое происхождение имеют деньги.
В основном, однако, речь идёт о преступлениях, которые приносят прибыль в криптовалюте. Как описано в отчете Европола об угрозе организованной преступности в Интернете (IOCTA), криптовалюты используются для облегчения платежей за различные формы незаконной деятельности.
Это включает торговлю наркотиками и другими незаконными товарами в «темной сети», программы-вымогатели, такие как WannaCry, похищения людей и выплаты выкупа, а также киберпреступность [10].
1 Кочергин Д.А. Электронные деньги: учебник — М.: Маркет ДС. Центр исследований платежных систем и расчетов (цИпСи), 2014. — 176 с.
Страница 4 из 9
2. Результаты и обсуждение
69ECVN621
Учитывая специфику криптовалют и рекомендации профильных международных организаций, можно обозначить следующие меры решения актуальных проблем использования криптовалют для отмывания денег:
1. Создание кластеров, т. е. групп адресов, которые предположительно контролируются одним и тем же субъектом и последующая их деанонимизация. Именно здесь могут помочь фирмы, занимающиеся анализом блокчейна [11]. За определенную плату (или за счёт государственного обеспечения) они могут анализировать адреса и транзакции для получения важной информации о геолокации или обмене криптовалютами, который производился для покупки монет.
2. Криминалистический анализ устройств подозреваемого, направленный на выяснение криптовалютных адресов, которые он контролирует.
3. Привлечение экспертов-свидетелей, которые могли бы проверять, уточнять и подтверждать найденные следователями улики и доказательства в суде.
4. Создание единого глобального реестра транзакций криптовалют.
Необходимо обязать операторов криптовалютных сервисов передавать друг другу информацию о клиентах, осуществляющих переводы. Эта информация должна включать в себя данные о переводах как в фиатных валютах, так и в криптовалютах. Таким образом данная мера позволит реализовать принцип KYT (Know Your Transaction — «Знай свою транзакцию»), что включает проверку криптовалют клиента на причастность к преступным схемам [12].
5. Вовлечение криптовалютных бирж в реализацию международных программ противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а именно:
• ограничение доступа пользователей из стран, находящихся под международными санкциями;
• удаление с площадок анонимных криптовалют;
• организация сотрудничества с аналитическими сервисами, которые облегчают выполнение требований по мониторингу клиентов и транзакций;
• участие в регулировании отрасли через сотрудничество с национальными финансовыми регуляторами и создание собственных объединений, направленных на формирование общих стандартов международного уровня;
• усиление взаимодействия с правоохранительными и налоговыми органами [13].
Далее нам бы хотелось уделить внимание рекомендациям, которые отмечаются уже в тесном взаимодействии стран друг с другом:
• Увеличить внедрение инструментов для расширения возможностей по исследованию виртуальных активов (VAS). Все страны или государства-члены должны продолжать инициативы по наращиванию потенциала в области технологий распределенных реестров, а также их роли в сохранении или предотвращении отмывания денег или финансирования терроризма. Необходимы подготовка руководств и учебных инициатив, организация программ обмена и проведение международных конференций, а также развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Данные мероприятия могут обеспечить актуальное представление об этой растущей угрозе.
• Наладить применение правил для регулирования поставщиков услуг виртуальных активов (ПУВА или VASP — virtual assets service provider) для предотвращения отмывания денег.
• Всем странам или государствам-членам рекомендуется создать четкие нормативные рамки и процессы для поддержки регистрации правил ПОД/ФТ, необходимых для надзора за ПУВА (VASP), таких как криптовалютные биржи, поставщики кошельков для хранения и другие организации, которые выпускают или передают ПУВ (VAS), в соответствии с рекомендациями ФАТФ. VASP должны регулироваться таким же образом, как и другие финансовые посредники, и должны вносить свой вклад в глобальное развитие ПОД/ФТ путем внедрения программ соответствия требованиям, надлежащей проверки на основе рисков, отчетности и т. д. VASP в соответствии с правилами ПОД/ФТ должны быть обязаны сообщать о подозрительных транзакциях и проводить усиленную проверку клиентов и их транзакций.
• Усилить свое применение стратегии "Следовать за деньгами". Всем странам или государствам-членам рекомендуется применять стратегию следования за деньгами, принимая соответствующие действия в отношении преступлений, совершенных посредством VA, независимо от характера основного преступления. Виртуальные активы, как и любые другие, следует рассматривать с точки зрения конфискации и расследования. Финансовые расследования в отношении VAS, принадлежащих преступникам, параллельно с расследованиями основных преступлений рекомендуются для пресечения деятельности преступных организаций и предотвращения преступлений.
• Укрепить элементы международного сотрудничества. Сотрудничество и обмен информацией необходимы для ликвидации преступных организаций. В связи с этим всем странам/государствам рекомендуется использовать доступные глобальные платформы для международных расследований, такие как платформы, предоставляемые Интерполом, Европолом, Эгмонт Груп и FIU.net в дополнение к судебным каналам сотрудничества и помощи. Следует активно поощрять государственно-частные партнерства и инициативы по сотрудничеству между правоохранительными органами и частными компаниями, университетами, неправительственными организациями и т. д. для поддержки потока/обмена информацией, а также разработки новых технологий и методов расследования. Это может повысить способность сотрудников отслеживать незаконные финансовые потоки и/или своевременно получать дополнительную информацию от VASP, базирующихся за рубежом.
• Улучшить применение междисциплинарного подхода. Расследования, связанные с VAS, требуют сочетания традиционных и специфических методов расследования для сбора доказательств основной преступной деятельности. Поэтому необходим междисциплинарный подход в этой области, включающий экспертные знания в области кибер-преступности и финансовых расследований, которые могут использоваться не только в самой области расследований, но и для улучшения подготовки кадров и регулирования. Синергия между финансовыми и кибер-расследователями имеет важное значение; настоятельно рекомендуется создавать совместные группы, состоящие из экспертов-следователей из обеих областей.
• Продвигать новые технологии, применяемые при проведении финансовых расследований в отношении виртуальных активов. Новые технологии в области финансовых расследований имеют решающее значение для повышения уровня конфискации и эффективности финансовых расследований, а также для снижения сопутствующих рисков. Настоятельно рекомендуются исследования и инновации инструментов, которые могут поспособствовать расследованию и предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма, совершающихся при помощи виртуальных активов.
• Адаптировать стратегии расследования. Каждая преступная схема, использующая виртуальные активы, отличается от других. В связи с этим следователи должны адаптировать свои стратегии борьбы с отмыванием денег к выявленной типологии таких преступлений. Кроме того, отслеживание транзакций, связанных с виртуальными активами,
должно стать постоянной задачей. Также следует сосредоточиться на проблеме подключения подозреваемых к кошелькам виртуальных активов [14].
Автором была рассмотрена деятельность Росфинмониторинга в сфере ПОД/ФТ, и регулированию рисков использования криптовалют, выявлены недостатки борьбы с отмыванием денег с помощью виртуальных валют. Ключевые вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем с помощью криптовалюты.
Проведена сравнительная характеристика регулирования виртуальных валют в разных странах. Был проанализирован рынок криптовалют, его динамика и основные характеристики. Выявлены потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ, обусловленные развитием виртуальных валют и предложены рекомендации по их минимизации.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Во-первых, виртуальная валюта является высокотехнологичным сегментом денежного обращения, который представляет объективный новый этап в развитии расчетной системы, который содержит в себе множество рисков и угроз для всей национальной экономики государства и всего мира.
Во-вторых, были выявлены следующие риски использования виртуальных валют для отмывания денег: высокая волатильность виртуальной валюты, простота незаконного вывода денег за границу, скрытое финансирование терроризма, оплата криптовалютой незаконных товаров и веществ, дача взятки с помощью виртуальной валюты, анонимность и скорость операций, отсутствие контроля и нормативно-правового регулирования за криптовалютами и минимизацией риска отмывания доходов с помощью криптовалют.
Во-третьих, в развитых странах у криптовалют разное правовое положение: средство платежа (в Японии), финансовый актив (в Болгарии), имущество (в Канаде), частные деньги (в Германии), цифровой актив (в Америке).
Во-четвертых, главным недостатком в борьбе с указанным риском является отсутствие правового регулирования криптовалют в России, нигде не прописано, что такое криптовалюта, как нужно регулировать деятельность посредников виртуальной валюты, не понятно, как контролировать риск отмывания доходов с использованием криптовалют. Нужно доработать законопроекты и установить государственное регулирование. Необходимо усовершенствовать программное и техническое обеспечение надзорных органов за контролем движения криптовалют, внедрить новые программы и следить за эффективностью их работы.
В-пятых, в России, где криптовалюта никак не регулируется, создается большой блок угроз для государства. Для минимизации указанных рисков и угроз была изучена перспектива внедрения виртуальной валюты в РФ как легитимного средства платежа.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарев М.С. Регулирование криптовалютного рынка: проблемы, мировая практика // Вестник Евразийской науки, 2020 № 2, https://esj.today/PDF/11ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Жилкин А.Н. Способны ли криптовалюты вытеснить доллары в международных расчетах? // Вестник Евразийской науки. — 2018 № 5. — URL: https://esj.today/PDF/57ECVN518.pdf.
3. Кочетков А.В. Становление и развитие рынка цифровых финансовых активов в 2009-2019 гг. // Вестник Евразийской науки. — 2019 № 4. — URL: https://esj.today/PDF/28ECVN419.pdf.
4. Бондарев М.С. Регулирование криптовалютного рынка: проблемы, мировая практика // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 2. — URL: https://esj.today/PDF/11ECVN220.pdf.
5. Багдасарян К.М., Еремин В.Д. Теоретические аспекты развития криптоэкономики и перспективы использования технологии блокчейн в финансовом секторе // Вестник Евразийской науки. — 2021 № 1. — URL: https://esj.today/PDF/45ECVN121.pdf.
6. Казанцева С.Ю., Сушкова Т.В., Григоров Ю.Г., Алексанян Л.Г. Функционирование института электронных денег как отдельного механизма обеспечения экономической безопасности страны // Вестник Евразийской науки. — 2019 № 2. — URL: https://esj.today/PDF/97ECVN219.pdf.
7. Ковалев П.В., Береза А.Н. Нормативно-правовое регулирование криптовалют («виртуальных валют») / Ковалев П.В. // Молодой ученый. 2017. С. 54-59.
8. Козлов И.В. О стадиях процесса легализации преступных доходов // Финансы и кредит. 2007. № 31. С. 271-287.
9. Крылов Г.О., Лоскутов И.Н. Криптовалюта — будущее без инфляции или новые проблемы ПОД/ФТ? // Сборник материалов международной научно-практической конференции сетевого Института в сфере ПОД/ФТ. М.: 2016. С.144-156.
10. Лоскутов И.Н., Иванов В.К. Технология блокчейн в сфере ПОД/ФТ // Вестник РАЕН. 2017. № 3. С. 41-48.
11. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности. М., 2002. № 10. С. 54-61.
12. Молчанов М.В. Криптовалюта: понятие и проблемы // Science Time. 2014. № 10. С.300-312.
13. Санникова Л.В. Легализация криптовалюты в России: проблемы и перспективы // Имущественные отношения в РФ. 2018. № 9. С. 66-72;
14. Фешина С.С. Развитие инструментов финансового мониторинга в условиях интеграции финансовых и информационных инноваций // Сборник материалов международной научно-практической конференции сетевого Института в сфере ПОД/ФТ. М.: 2016. С. 199-206.
Mchedlishvili Roman Sergeevich
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Amamliev Alan Ilich
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Academic adviser: Sidorenko Grigoriy Georgievich
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Countering the legalization of gray money using cryptocurrencies
Abstract. The article discusses the main aspects of such an innovation as the blockchain, considers the main aspects of the cryptocurrency, including as its result. In the modern world, in which there is a clearly visible trend towards the digitalization of all spheres of public life, both digital payment systems and digital currencies are being actively integrated. Specifically, in our country, the development of this sphere began quite recently. The introduction of the federal law on digital assets has changed, in many respects, fundamentally different subjects of the financial market, however, many aspects are still being specified by legal state structures. Now, first of all, it is necessary to stop the "gaps" in this law, so that in the future not to "jeopardize" large organizations involved in the field of digital currencies. It also describes some aspects of the current state of interaction between government agencies of various countries and the world of cryptocurrencies, the relevance of counteracting the legalization of shadow incomes using virtual currencies, since this market is promising for criminals and necessary for the country's supervisory authorities. The main measures are given to improve both the state and supranational regulation of this digital asset in order to weaken the legalization of proceeds from crime, which, due to recent events related to the actions of such bodies as the Ministry of Finance and the Central Bank, are especially relevant, because the negative attitude from state regulators will lead to an outflow of specialists from Russia to other countries, which will lead to more serious problems associated with a lack of labor resources.
Keywords: shadow economy; laundering; cryptocurrency; legalization