ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.99 Научная статья
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
ПОДРОСТКА
Лепешев Д.В., Доскенова Д.А., Болдырева Д.Г. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье обсуждается проблема зависимости подростков от социальных сетей и виртуальных игр как факторы влияния на их психологическое здоровье. Проводится анализ последствий зависимости, выявлена связь между зависимостью и расстройствами психики. Данный вопрос имеет особое значение при обсуждении психологического здоровья подростков, так как они находятся в периоде активного развития и формирования своей личности.
Ключевые слова: зависимость от социальных сетей, компьютерные игры, психологическое здоровье, психика детей и подростков.
Для цитирования: Лепешев, Д.В. Влияние цифровизации на психологическое здоровье подростка. /Д.В. Лепешев, Д.А. Доскенова, Д.Г. Болдырева //Наука и реальность. - 2023. -№ 4 (16). - С. 5-9.
THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF A
TEENAGER
Lepeshev D.V., Doskenova D.A., Boldyreva D.G. Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov
(Kokshetau, Kazakhstan)
Annotation. The article discusses the problem of adolescents' dependence on social networks and virtual games as factors influencing their psychological health. The analysis of the consequences of addiction is carried out, the connection between addiction and mental disorders is revealed. This issue is of particular importance when discussing the psychological health of adolescents, since they are in a period of active development and formation of their personality.
Keywords: addiction to social networks, computer games, psychological health, psyche of children and adolescents.
В Международной классификации болезней с начала 2022 года появился новый диагноз - зависимость от компьютерных игр. Заболевание характеризуется постоянным или
периодическим нарушением способности контролировать частоту или длительность времяпровождения в интернете или офлайн за компьютерными играми.
Характеристика заболевания официально пока не включает неконтролируемое времяпрепровождение в социальных сетях, но эксперты утверждают, что данная проблема есть, и она требует комплексного исследования. Тем более, что современный смартфон сегодня практически заменят компьютер и доступен в любое время.
Таким образом, технологические инновации имеют и отрицательное значение, поскольку всеобщая виртуализация общения и развлечений влияет на психическое здоровье людей и на то, как они формируют представления о себе и окружающем мире.
Эти цифровые формы взаимодействия меняют социальные и развлекательные практики, а также наше эмоциональное состояние и когнитивные функции.
С учетом динамичности современной информационной среды, наше исследование призвано не только выявить проблемные моменты, но и предложить стратегии предотвращения и методы лечения, чтобы обеспечить сбалансированное и здоровое взаимодействие с цифровыми технологиями в интересах нашего психологического благополучия.
Игровая зависимость приводит к нарушению контроля и негативным последствиям в различных сферах жизни, а зависимость от социальных сетей относится к чрезмерной, навязчивой потребности пользоваться платформами социальных сетей, как следствие, приводит к пренебрежению другими видами деятельности и обязанностями.
Анализ исследований за период с 2010 по 2020 г., проведенный в статье Y.J. Xuan и M.A.C. Amat (Xuan, Amat, 2020) привел к следующему результату: зависимость от социальных сетей опосредствует появление проблем с психическим здоровьем.
Симптомами зависимости от социальных сетей и игр являются: увеличение использования с течением времени, неспособность контролировать использование, симптомы отмены, когда платформа не используется, пренебрежение другими важными аспектами жизни и продолжение использования, несмотря на негативные последствия.
Просидев много времени в виртуальном мире, подростки могут испытывать чувство отрыва от реальности, ощущение одиночества и неудовлетворенности. Кроме того, чрезмерное участие в социальных сетях и играх может привести к ухудшению коммуникативных навыков и социальной изоляции.
Причины и факторы риска, связанные с зависимостью от социальных сетей и игр, многогранны. Социальные сети предоставляют людям возможность общаться с другими людьми, получать лайки и комментарии и испытывать чувство принадлежности. Аналогичным образом, онлайн-игры позволяют игрокам испытывать чувство достижения и товарищества в виртуальных сообществах. Эти социальные аспекты в сочетании с постоянной доступностью этих платформ способствуют развитию зависимости.
Модель иерархической регрессии, предложенная D. Blackwell и J. Margraf, предполагает использование социальных сетей среди более молодых людей [1].
Некоторые исследователи обнаружили, что зависимость от Facebook коррелирует с нарушениями психического здоровья (депрессия, тревожность и симптомы стресса), а также и с нарциссизмом личности. При этом, использование социальных сетей приводит к депрессии и тревоге только у девочек-подростков и женщин, а также к большей зависимости от социальных сетей [2,3]. Тем не менее, в турецкой выборке было показано, что мужчины гораздо чаще используют Facebook [4].
В отличие от исследований, представленных выше, V. Benson, C. Hand и R. Hartshorne не показали различий в зависимости от социальных сетей по возрасту или полу в британской выборке[5]. Исследование, проведенное O. Afacan и N. Ozbek из 596 учащихся трех средних
школ с разным уровнем успеваемости в Киршехире (Турция), показало, что с точки зрения тендерной переменной они не обнаружили существенной разницы в зависимости от социальныгх сетей[6].
Последствия зависимости от социальных сетей и итр для психолотическото здоровья значительны.
К последствия зависимости от социальных сетей относятся:
- снижение успеваемости школьников и студентов (Lau, 2017),
- низкая самооценка и высокий уровнем симптомов депрессии (Banyai et al., 2017),
- использование Facebook снижает социальный капитал молодежи (Nouqani, Charkh, 2014), ухудшает настроение, психолотическое блатополучие и удовлетворенность жизнью (Oberst et al., 2017; Buglass et al., 2017), риск зависимости от социальной сети Facebook выше,если человек испытывает одиночество (Al Mamun, Griffiths, 2019),
- ухудшает показатели работы (Andreassen et al., 2014),
- снижает все факторы удовлетворенности работой и приверженности ортанизации (Choi, 2018),
- нарушения сроков исполнения работы, ухудшение ее качества и отвлечения от работы (Priyadarshini et al., 2020),
- установлена прямая связь нейротизма с зависимостью от социальных сетей [12].
В случае итровой зависимости захватывающий характер онлайн-итр может привести к эскапизму, пренебрежению обязанностями в реальной жизни и потере интереса к офлайн-активностям. Эти факторы мотут еще больше ухудшить психическое блатополучие и повлиять на отношения, работу или успеваемость.
Ученые обнаружили, что длительное пребывание в социальных сетях приводит к созданию «новой личности» в виртуальной реальности и замене реальной жизнедеятельности виртуальной реальностью. Это может вызвать нетативные психолотические последствия, особенно котда завсетдатаи социальных сетей сталкиваются с реальностью [7].
Люди, которые очень активно используют социальные сети, ссылаются на то, что все сидят в Интернете, оправдывая свою активность [8].
Основными преимуществами коммуникации в социальных сетях являются отсутствие барьеров в общении, мозаичность и разорванность коммуникации, использование определенното этикета в общении и использование собственното специфического языка. Вероятно, мнотие подростки страдают от тото, что они слишком заняты, чтобы чувствовать себя удовольствие, теряя при этом ощущение времени и контроля над ситуацией. Тем не менее, дети сталкиваются с потенциально вредными материалами, участвуя в, казалось бы, «безобидных» сетях в социальных сетях. Сотласно Годику (2011), просмотр таких материалов, будь то осознанный или неосознанный, отрицательно влияет на поведение и психику ребенка[9]. Таким образом, депрессия и тревота связаны с зависимостью от социальных сетей. Пользователи социальных сетей, которые активны и зависимые, чаще страдают депрессией и тревотой[10].
Статья N.N.R. Masthi, S. Pruthvi и M.S. Phaneendra представляет исследование, проведенное ими в пяти частных и пяти тосударственных средних школах в различных районах Банталора (Индия). Метод случайной выборки использовался для исследования 1870 учащихся 8-х, 9-х и 10-х классов, в возрасте от 12 до 16 лет. Среди респондентов 36,9 процента имели зависимость от социальных сетей, и это распределилось поровну между государственными и частными школами. Напряжение и усталость тлаз (38,4 %), тнев (25,5 %) и нарушение сна (26,1 %) были наиболее распространенными проблемами со здоровьем.
Стресс и привычки к нездоровой пище, курение, алкоголь и табак оказались важными факторами риска зависимости от социальных сетей [11].
Поддержка семьи, школы и сообщества, предоставление подросткам информации о рисках и последствиях, оказание эмоциональной и психологической поддержки, помощь в развитии альтернативных способов удовлетворения своих потребностей, играет важную роль в успешном преодолении аддикции.
Внедрение стратегий профилактики помогут решить нарастающую проблему зависимости от социальных сетей и игр и тем самым создать более здоровую и сбалансированную цифровую среду, способствующую позитивному самочувствию и поддерживающую подростков в процессе успешной социализации и достижении полноценной и значимой жизни как онлайн, так и офлайн.
Библиографический список
1. Blackwell D., Leaman C., Tramposch R., Osborne C., Liss M. Extraversión, neuroticism, attachment style and fear of missing out as predictors of social media use and addiction // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 116. Pp. 69-72. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.04.039
2. Rumpf H.J., Vermulst A.A., Bischof A., Kastirke N., Gürtler D., Bischof G., Meerkerk G.-J., John U., Meyer C. Occurence of Internet addiction in a general population sample: a Latent Class Analysis // European Addiction Research. 2014. Vol. 20. No. 4. Pp. 159-166. https://doi.org/10.1159/000354321
3. Chung, K.L., Morshidi, I., Yoong, L.C., & Thian, K.N. (2019). The role of the dark tetrad and impulsivity in social media addiction: Findings from Malaysia. Personality and Individual Differences, 143(1), 62-67. https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.02.016
4. Qam, E., & Isbulan, O. (2012). A new addiction for teacher candidates: social networks. Turkish Online Journal of Educational Technology, 11, 14-19
5. Benson V., Hand C., Hartshorne R. How compulsive use of social media affects performance: insights from the UK by purpose of use // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38. No. 6. Pp. 549-563. https://doi.org/10.1080/0144929x.2018.1539518
6. Afacan O. Investigation of social media addiction of high school students // International Journal of Educational Methodology. 2019. Vol. 5. No. 2. Pp. 235-245. https://doi.org/10.12973/ijem.5.2.235
7. Дрепа M. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2010. С. 24.
8. Серый А.В., Паршинцева А.С. К проблеме формирования зависимости от социальных сетей у школьников подросткового возраста // Проблемы педагогики. 2016. № 9 (20). C. 12-15.
9. Годик Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа // Медиаскоп. 2011. № 2. C. 32-39.
10. Розанов В.А., Рахимкулова А.С. Социальные сети и их влияние на психологическое благополучие личности // Психологическое благополучие и психосоциальный стресс / под ред. В.А. Розанова. Одесса: Феникс, 2017. С. 185-206.
11. Masthi N.N.R., Pruthvi S., Phaneendra M.S. A comparative study on social media usage and health status among students studying in pre-university colleges of urban Bengaluru // Indian Journal of Community Medicine. 2018. Vol. 43. No. 3. Pp. 180-184. https://doi.org/10.4103/ijcm.IJCM_285_17
12. Шейнов В.П. Зависимость от социальных сетей и характеристики личности: обзор исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 3. С. 607-630.
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педатотических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой Педатотики и психолотии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (т. Кокшетау, Республика Казахстан).
Lepeshev Dmitry Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, Academician of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
ORCID 0000-0002-9899-2831
Доскенова Динара Айтбаевна, магистр педагогических наук, ассистент лектора кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Doskenova Dinara Aitbaevna, master of Pedagogical Sciences, Assistant Lecturer at the Department of Pedagogy and Psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
Болдырева Дамели Госмановна, бакалавр, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Boldyreva Dameli Gosmanovna, bachelor, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
Ш.
dameli .boldyreva @ mail.ru
Дата поступления: 26.11.2023
© Лепешев Д.В., Доскенова Д.А., Болдырева Д.Г., 2023