Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА УГРОЗ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА УГРОЗ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / родители / специалисты по защите прав детей / насилия / физическое насилие / психологическое насилие / сексуальное насилие / семья / стиль воспитания. / children / parents / specialists in the protection of children's rights / violence / physical violence / psychological violence / sexual violence / family / parenting style.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Доскенова Динара Айтбаевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме насилие над детьми в семье. Рассмотрены факторы насилия, а также их влияние на выбор стиля воспитания. Приведены статистические данные насилия над детьми в семьях в Казахстане. В заключение предложено решение данной проблемы посредством системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THREATS OF VIOLENCE AGAINST CHILDREN IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article is devoted to the current problem of violence against children in the family. The factors of violence are considered, as well as their influence on the choice of parenting style. Statistical data on violence against children in families in Kazakhstan are given. In conclusion, a solution to this problem is proposed through a systematic approach.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА УГРОЗ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

УДК 364 Научная статья

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА УГРОЗ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Лепешев Д.В., Доскенова Д.А. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме насилие над детьми в семье. Рассмотрены факторы насилия, а также их влияние на выбор стиля воспитания. Приведены статистические данные насилия над детьми в семьях в Казахстане. В заключение предложено решение данной проблемы посредством системного подхода.

Ключевые слова: дети, родители, специалисты по защите прав детей, насилия, физическое насилие, психологическое насилие, сексуальное насилие, семья, стиль воспитания.

Для цитиробания: Лепешеб, Д.В. Аналитический обзор психологического портрета угроз насилия над детьми 6республике Казахстан /Д.В. Лепешеб, Д.А. Доскеноба //Наука и реальность. - 2023. - № 4 (16). - С. 30-35.

ANALYTICAL REVIEW OF PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THREATS OF

VIOLENCE AGAINST CHILDREN IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Lepeshev D.V., Doskenova D.A.

Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov

(Kokshetau, Kazakhstan)

Annotation. The article is devoted to the current problem of violence against children in the family. The factors of violence are considered, as well as their influence on the choice of parenting style. Statistical data on violence against children in families in Kazakhstan are given. In conclusion, a solution to this problem is proposed through a systematic approach.

Keywords: children, parents, specialists in the protection of children's rights, violence, physical violence, psychological violence, sexual violence, family, parenting style.

Современное международное сообщество бьёт тревогу в связи с увеличением статистики по бытовому насилию над детьми в семье.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) регулярно проводит исследования в разный: странах по вымвлению проблем зашиты прав детей и выполнения гарантий со стороны государств по их предотвращению и защите жертв насилия.

Мы глубоко убеждены в том, что угроза насилия над детьми - это угроза сохранения национального фонда любой страны, так как данное явление по мнению психиатров, психологов, педагогов, социологов, юнивеологов, адвокатов, педиатров - активно влияет на

психологическое здоровье и развитие личности, ее успешности в будущей жизни как равноправного гражданина XXI века.

Нами понимается, что семья - это основа для становления и развития ребенка, где самые близкие и родные люди выручают и поддерживают друг друга несмотря ни на что, в любое время и независимо от расстояния.

Семья для ребенка - это мир, целая Вселенная. Именно здесь ребенок впервые социализируется, получает новые знания, делает для себя открытия, и вместе с тем совершает ошибки и «оступается». В семье закладываются ценности, основы нравственности и духовности. Здесь впервые формируются основополагающие установки ребенка, которые в дальнейшем повлияют на его будущее в целом и поведение в частности. Следовательно, для развития здоровой личности необходимы «правильные» условия её формирования. Одним из таких условий мы считаем чувство защищенности или безопасности.

Безопасность — это спокойное состояние личности, в котором он реализует свои права, обязанности и свободы. По А. Маслоу [1] безопасность является базовой потребностью. Безопасность в семье для ребенка это, прежде всего, защита от угроз, унижений, психологического, физиологического, сексуального насилия и т.д. Однако, как показывает статистика, на сегодняшний день, большое количество детей по всему миру, в том числе, и в Казахстане не могут закрыть свои базовую потребность в безопасности.

ногие дети растут в состоянии постоянного страха, тревоги, унижений и разного рода насилий.

В юриспруденции понимается, что насилие это осознанное, умышленное причинение вреда, но как показывает практика взаимоотношений в современной семье, многие родители в процессе воспитания не видят тонкую грань между воспитательным воздействием и насилием (психологическим, физическим, эмоциональным) как таковым.

Так, по данным исследования Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан, 67% представителей взрослого населения применяют насилие в целях дисциплинирования детей дома. В частности, 65% взрослых применяли психологическое насилие и 39% применяли физическое насилие в целях дисциплинирования детей. Кроме того, 37% взрослых лиц применяли как психологическое, так и физическое насилие в целях дисциплинирования [2].

По мнению психиатров и психологов, чаще всего причинами насилия со стороны родителя в адрес ребенка являются неуправляемые срывы и расстройства самого родителя или же желание добиться его послушания и «переучить» правильному поведению.

Ученые выделяют к основным факторам насилия в семье могут выступать как психологические, материальные, социальные, культурные так и самой структурой семьи, моделью взаимоотношений в ней.

1) к материальным факторам относят низкий доход семьи, безработица, отсутствие социальной помощи, плохие условия проживая;

2) к социальным факторам относят неполные семьи, молодые семьи, многодетные

семьи;

3) к культурным факторам относят мировоззрения, ценности, культуру, традиции, обычаи;

4) к модели взаимоотношений в семье относят конфликтные отношения между членами семьи, проблемы между самими родителями, межпоколенная передача;

5) к психологическим относят психологические особенности личности родителя, психологическое здоровье родителя.

В представленном аналитическом обзоре мы хотели бы остановиться на психологических факторах более подробно.

Под психологическими особенностями личности родителя мы подразумеваем его акцентуации характера, темперамент, эмпатийность, под психологическим здоровьем родителя чаще всего выступают деструктивное поведение: разного рода зависимости (алкоголизм, наркомания, гэмблинг), склонность к суицидальному поведению, нервозность, депрессивность, конформность.

Конформность — склонность индивида менять свое поведение под влиянием окружающих. В психологии подобный термин подразумевает отсутствие у человека собственного мнения. Конформист готов выполнять требования любого, кто имеет над ним власть, а также требования, продиктованные обществом. Такие люди всегда следуют за большинством и не любят выделяться из толпы.

Данные психологические факторы влияют и на стиль семейного воспитания в целом. В научной литературе принято выделять 6 стилей семейного воспитания:

1) гипоопека;

2) гиперопека;

3) хаотичный;

4) демократичнеский/ гармоничный;

5) эмоционального отчуждения;

6) авторитарный.

Самыми благоприятными условиями для развития ребенка является демократический стиль семейного воспитания. В стили воспитания как гипоопека родители процесс воспитания пускают на самотек. ГИПООПЕКА - это отсутствие должного контроля и внимания за ребенком, когда ребенок предоставлен сам себе, что влечет чрезмерную фрустрацию его потребностей и нужд - это когда проходит слишком много времени, прежде чем родители удовлетворят потребность ребенка, т. е. зазор между началом возникновения потребности и ее удовлетворением слишком большой. А вот, при гиперопеке родители чрезмерно заботятся о своих детях, что также не подразумевает под собой насилие над ребенком.

В каких же семьях возможны случая насилия над детьми со стороны родителей? Мы считаем в хаотичных, эмоционально отчужденных и авторитарных семьях.

Хаотичный стиль воспитания. В данном стиле родители непоследовательны в своих методах воспитания. Психологическими факторами могут послужить акцентуации характера родителя, разные темпераменты супругов, что порой ведет к конфликтам в семье. На фоне постоянных конфликтов у родителей возникает нервозность, и как итог у них возникают психологические срывы. Как правило, человек срывается на менее беззащитном, то есть на ребенке. Согласно защитным механизмам по З. Фрейду чаще всего это замещение.

Стиль воспитания эмоциональное отчуждение. Такой стиль свойственен эгоцентричным родителям либо родителям, страдающим от разного рода зависимостей (алкогольная, наркотическая, азартные игры). Для эгоцентричных родителей ребенок чаще всего является помехой в достижении поставленных ими целей (например, карьерный рост), следовательно, все свои неудачи они также связывают с ним. Неудовлетворенность жизнью приводит к депрессии, нервозности, агрессии, что в свою очередь вымещается на ребенке за его любой незначительный проступок. Если рассматривать деструктивные поведение, то такие родители имеют психические расстройства личности и не способны в должной мере выполнять свои обязанности. Такие люди эмоционально неустойчивы, агрессивны, тревожны, имеют выраженные акцентуации характера (демонстративный, застревающий, циклоидный). Аддиктивное поведение родителей приводит к тому, что ребенок остается без

контроля, или же контроль осуществляется периодически. Будучи предоставленными самим себе дети в последующем перестают «слушать» своих родителей и возникает конфликт в детско-родительских отношениях, а учитывая, что родители имеют психологические расстройства и не могут контролировать свои эмоции и поведение, то зачастую конфликт переходит в рукоприкладство или же в другой вид насилия.

Авторитарный стиль. При использовании авторитарного стиля воспитания, родители подавляют инициативу своего ребенка, строго направляя и контролируя его поступки и действия. Они прибегают к физическим наказаниям даже за незначительные ошибки, насильственным методам, крикам и запретам. В такой семейной обстановке детям недостаёт прежде всего материнской или отцовской любви, нежности и заботы. Единственной целью таких родителей является произрастить послушного и покорного ребенка. Родители в большинстве своем случае конформные личности, т.е. очень сильно подвержены влиянию общественности, его мнению. Социальные ожидания по отношению к ребенку в нашем обществе зачастую завышены. На сегодня в обществе сложилось мнение, что ребенок -сверхценность. Сверхценность ребенка накладывает на родителей еще большую ответсвенность и это приводит к родительскому выгоранию. Естественным процессом в выгорании является возникновении нервозности и раздражительности, внезапные вспышки гнева, частые смены настроения.

Еще одним немаловажным фактором распространения насилия над ребенком в семье - это меры реагирования общественности на факты жестокого обращения родителей со своими детьми.

Согласно проведенному исследованию Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан,, около четверти взрослого населения (26%) предпочитает не вмешиваться, когда они становятся свидетелями случаев, когда ребенка ударили или побили. Однако большинство, а именно 63% представителей взрослого населения, проявляют активное желание вмешаться и помочь пострадавшему ребенку. Несмотря на это, только 34% респондентов заявили, что они готовы перейти к официальному разбирательству данного случая. Отчет о происшествии в полицию подали бы лишь 25% опрошенных, а 14% выбрали бы путь обратиться за помощью к социальному работнику или сотруднику системы защиты детей.

Ответы на вопрос «Насколько срезьезной является проблема физического насилия в отношении детей в семьях Казахстана» специалистов по защите детей и системы правосудия в процентном соотношении незначительно отличались от простых граждан Казахстана. Так эту проблему считают незначительной всего 11% опрошенных специалистов, среди взрослого населения это 12%; умеренной проблемой считают 42% специалиста и 30 % опрошенных граждан; серьезной проблемой 35% специалистов и 46% опрошенного взрослого населения. Кроме того, 64% специалистов по защите детей и системы правосудия и 46% представителей взрослого населения считают, что психологическое насилие в отношении детей в семьях является «серьезной проблемой» в Казахстане.

Специалисты по защите детей и системы правосудия не считают физическое насилие 41% и психологическое насилие 36% серьезной проблемой казахстанского общества.

В современной семье и казахстанские семьи не исключение, часто происходят межпоколенческие циклы насилия над детьми. Исследование показало, что 67% опрошенных взрослых людей применяют физическое насилия в целях дисциплинирования детей. Из них 65% применяют психологическое насилие,39% применяют физическое насилие и 37% применяют как физическое, так и психологичесое насилие над своими детьми.

Таким образом, родители, которые в своем детстве подвергались психологическому или физическому насилия со стороны своих родителей, также подвергают насилию своих детей.

График 2. Насколько серьезной лвлнетсп проблема физического насилия в отношении детей в семьях Казахстана?

12 11

Серьезная проблема Умеренная проблема Незначительная проблема

Взрослое население ' Специалисты по защите детей и системы правосудий

Рис.1. График отношения взрослого населения Казахстана и специалистов по защите

прав детей на проблему физического насилия над детьми. Такие результаты позволяют нам сделать вывод, что наше население, в том числе и специалисты в области защиты прав детей, в принципе не считают серьезной проблемой физическое насилие в отношении детей в семьях.

График Э Насколько серьезной является проблема сексуального насилия над детьми в Казахстане?

20

7 _в_

Серьезная проблема Взрослое население

Умеренная проблема Незначительная проблема Специалисты по защите детей и системы правосудия

Рис. 2. График отношения взрослого населения Казахстана и специалистов по защите прав детей на проблему сексуального насилия над детьми.

По данным исследования Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан, -26% специалистов по защите прав детей не считают серьезной проблемой сексуальное насилие над детьми. Это очень значительная цифра, учитывая тот факт, что с каждым годом растет число зарегистрированных случаев сексуальное насилие над детьми, а не зарегистрированных случаев больше как минимум в 2 раза.

Согласно исследованию Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан, законодательство направленное, на решение проблемы в данной области неэффективно внедряется, существенную роль в этом занимают специалисты по защите прав ребенка, которые, зачастую не знают законы и свои обязанности. Специалисты должны на постоянной основе проходить обучение для повышению уровня своей квалификации [1].

Серьезной проблемой остается менталитет казахстанского общества на насилие в семье в целом, и над детьми в частности. Так в нашем обществе тесно переплетены культурные факторы (например, мировоззрение) и психологические факторы насилия в семье над детьми. К сожалению, даже в наше время такое понятие как «^ят» все еще присутсвует в обществе. Данное понятие как культурный фактор сильно влияет на родителя, особенно если его личность конформная. Умалчивание данной проблемы, только усугбляет ситуацию насилия над детьми в семье.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что насилие над детьми в казахстанских семьх не редкость. Если сексуальное насилие над детьми еще вызывает общественный резонанс, то физическое и психологическое насилие над детьми воспринимается как норма бытия. Родители чаще всего применяют их в целях дисциплиннирования детей в семье, и тем самы оправдывают свои действия.

Мы считаем к решению данной проблемы следует подходить системно:

1) просвящение взрослого населения о последствиях жестокого обращения с детьми в семье :

- возникновение отклонений в процессе формирования личности ребенка;

- конфликт детско-родительстих отношений;

- лишение родительсикх прав;

- уголовная отвественность за выявленный факт насилия над детьми в семье.

2) Повышение квалификации специалистов в области защиты прав детей:

- регулярное дополнительное образование в области прав и обязанностей специалистов.

- привличение дополнительных действующих лиц в систему защиты прав ребенка для повышения эффективности системы

3) Просвящение детей в учебных заведениях о видах, факторах, причинах, последствиях насилия в семье.

4) Повысить эффективность взаимодействия служб (медицинских, психологических, правохранительных) в области быстрого реагирования на факты насилия над детьми в семье.

Библиографический список

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности : основ. положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его меж-ду-нар. изд. - Санкт-Петербург : Питер, -2003. - 606 с.

2. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан. Насилие в отношении детей в семьях в Казахстане:исследование знаний, отношения и практики. Краткий аналитический отчет-.Астана.- 2017 г.-19с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Lepeshev Dmitry Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, Academician of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

ORCID 0000-0002-9899-2831

: d_Lepeshev@mail.ru

Доскенова Динара Айтбаевна, магистр педагогических наук, ассистент лектора кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Doskenova Dinara Aitbaevna, master of Pedagogical Sciences, Assistant Lecturer at the Department of Pedagogy and Psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

: dkakimova@inbox.ru Дата поступления: 24.11.2023

© Лепешев Д.В., Доскенова Д.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.