Научная статья на тему 'Влияние цифровизации на подрастающее поколение'

Влияние цифровизации на подрастающее поколение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровые технологии / дети / интернет / родители / цифровизация / семья. / Digital technologies / children / Internet / parents / digitalization / family.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рукина Маргарита Алексеевна

В статье раскрывается противоречивая проблема – проблема влияния цифровизации на подрастающее поколение. Появление цифровых технологий это безусловно глобальный прогресс для нашего общества, но цифровизация имеет негативное влияние, особенно это касается детей 21 века, которые «родились с гаджетами в руках». Внедряясь во все сферы жизни общества, цифровизация создаёт как новые возможности, так и новые риски. Дети живут и учатся в цифровой среде. В статье даны рекомендации, позволяющие родителям снизить времяпрепровождение детей в интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of digitalization on the younger generation

This article reveals a controversial problem – the problem of the impact of digitalization on the younger generation. The emergence of digital technologies is certainly a global progress for our society, but digitalization has a negative impact, especially for children of the 21st century who were "born with gadgets in their hands." Being introduced into all spheres of society, digitalization creates both new opportunities and new risks. Children live and study in a digital environment. The article provides recommendations that allow parents to reduce the pastime of children on the Internet.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровизации на подрастающее поколение»

DOI: 10.24412/1994-3776-2023-4-115-120

УДК: 316.422

М.А. Рукина

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ M. Rukina. The impact of digitalization on the younger generation

Аннотация. в данной статье раскрывается противоречивая проблема - проблема влияния цифровизации на подрастающее поколение. Появление цифровых технологий - это безусловно глобальный прогресс для нашего общества, но цифровизация имеет негативное влияние, особенно это касается детей 21 века, которые «родились с гаджетами в руках». Внедряясь во все сферы жизни общества, цифровизация создаёт как новые возможности, так и новые риски. Дети живут и учатся в цифровой среде. В статье даны рекомендации, позволяющие родителям снизить времяпрепровождение детей в интернете. Ключевые слова: цифровые технологии, дети, интернет, родители, цифровизация, семья. Контактные данные: 193023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21; тел.: (922)874-51-34; e-mail: margo.rukina@bk.ru

Abstract. this article reveals a controversial problem - the problem of the impact of digitalization on the younger generation. The emergence of digital technologies is certainly a global progress for our society, but digitalization has a negative impact, especially for children of the 21st century who were "born with gadgets in their hands." Being introduced into all spheres of society, digitalization creates both new opportunities and new risks. Children live and study in a digital environment. The article provides recommendations that allow parents to reduce the pastime of children on the Internet.

Keywords: digital technologies, children, Internet, parents, digitalization, family. Contact information: 21 Sadovaya St., 193023, Saint Petersburg; tel.: (922)874-51-34; e-mail: margo.rukina@bk.ru

Цифровые технологии как технические системы операций с информацией являются ощутимым результатом научно-технологической революции последних 20—25 лет. Цифровизация достаточно сильно изменила наше общество, произошёл глобальный прогресс в сферах медицины, образования, социальная жизнь стала другой. Ещё 20 лет назад люди не представляли себе, что появится возможность учиться, общаться со своими знакомыми и даже проводить сложные медицинские операции с помощью цифровых технологий. Компьютерные программы, являющиеся результатом цифровизации, используются в психологии, социологии, педагогике, медицине, нейронауках и т. п.

Так же цифровые технологии способствовали развитию интернет-коммуникаций. Обмениваться сообщениями, видео-сообщениями на сегодняшний день можно очень быстро и просто, что в начале столетия казалось практически невозможным. Однако сейчас социальные сети - это неотъемлемая часть жизни большого количества людей, в том числе молодёжи и подростков. По статистике самое популярное онлайн-занятие в мире - это использование социальных сетей. В социальных сетях появилась возможность зарабатывать деньги, продавать товары и оказывать услуги. Количество человек, использующих социальные сети, на сегодняшний день превышает 4,6 млрд. - это более 58 % от общей численности населения планеты. Хотя ещё в 2020 году таких было только 3,6 млрд. человек. Пользователей интернета на сегодня более 5 млрд. человек, а среднестатистический человек тратит около 7 часов в день на времяпрепровождение в интернете, на социальные сети уходит

Рукина Маргарита Алексеевна - студент Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

M. Rukina - student of the Saint-Petersburg State University of Economics. © Рукина М.А., 2023

около 3-х часов в день. Данная статистика заставляет задуматься о том, сколько своего времени человек тратит на цифровые технологии. [2]

Информатизация общества безусловно оказывает определённое воздействие на всех людей, особенно под её влияние попало младшее поколение, а именно дети. На сегодняшний день практически каждый ребёнок знаком с информационными устройствами. Гаджеты меняют способы взаимодействия детей с внешним миром. Компьютер в 21 веке является полноправным агентом социализации наравне с родителями. Если раньше дети большую часть своей жизни посвящали живому общению со сверстниками, то сейчас же такое взаимодействие сменилось на онлайн. Внедряясь во все сферы жизни общества, цифровизация создаёт как новые возможности, так и новые риски. Дети живут и учатся в цифровой среде. Так как цифровая среда оказывает колоссальное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие молодого поколения, то это является актуальной проблемой как для всего общества, так и для отдельного человека. Данная ситуация позволяет говорить о феномене «цифрового детства».

Современный мир - это мир, в который подразумевает использование цифровых технологий, значительно упрощающих жизнь людей. Именно в современном мире растёт и развивается молодое поколение, дети и подростки. Современные дети не знают жизни, в которой нет смартфонов и компьютеров, поэтому гаджеты - это значимая часть жизни практически каждого ребёнка 21 века, в отличие от взрослых, в детстве которых не было цифровых устройств в таком количестве. Цифровизация оказывает воздействие на когнитивную, коммуникативную, эмоциональную, психофизиологическую, социальную сферы развития человека. [5]

В марте 2023 года лабораторией Касперского был проведён опрос, результаты которого показали, что 79% детей не могут представить свою жизнь без использования гаджетов: более 60% среди детей дошкольного возраста и около 85% подростков в возрасте от 15 до 18 лет. Данный факт свидетельствует о том, что чем старше ребёнок, тем более он зависим от цифровых устройств. Практически у каждого школьника уже есть собственный смартфон не только для связи с родителями, но и с большим количеством видео игр и даже собственным аккаунтом в социальных сетях. Среди младших школьников чуть менее половины, 40%, имеют аккаунт в социальных сетях. Когда телефон отключается, 29% испытывают грусть, а 17% детей раздражаются и злятся. [3]

Такая зависимость молодого поколения не случайна, ведь уже с 4-5 лет 92% родителей приучают своих детей к гаджетам, например, включают мультики или дают поиграть в видеоигры, тем самым дети с раннего возраста познают это мир цифровых устройств и не могут представить свою жизнь без них. Занятые домашними делами родители очень часто дают ребёнку планшет или компьютер, чтобы малыш отвлёкся и не мешал взрослым. [3]

В 21 веке мозг детей развивается в цифровой среде, а не в естественных условиях, как это было у их родителей. Молодое поколение стало меньше контактировать со своими сверстниками, на замену пришло онлайн общение. Дополнительное образование для школьников, кружки, секции - все это теперь можно изучать в онлайн формате. Дистанционный формат активно внедрился в нашу жизнь после пандемии, и остаётся популярным до сих пор. Это очень удобная форма обучения, так как можно получать знания, не выходя из дома. Живое общение в наши дни стало отягощающим. В отличие от взрослых, которые ещё помнят реальность без «цифры», дети «родились со смартфоном в руках».

Сегодня школьники больше сидят дома, их сложно заставить выйти гулять на улицу, в отличии от их ровесников, которые учились 20 лет назад. Тогда дети играли во дворе в «прятки», «жмурки» с ребятами и не хотели заходить домой. Современные дети теряют навык командного взаимодействия, им сложнее коммуницировать друг с другом, ведь их время препровождение заменили цифровые технологии. Так же понятие «друзья» немного размылось, сегодня друзьями называют тех, кто подписан на вас в социальных сетях, а их

может быть 200, 300, 400 человек, а иногда и больше. Так называемых «друзей» можно удалить в один клик. Поэтому, когда у ребёнка возникает конфликт со сверстниками, появляются определённые трудности, ведь виртуальный мир и реальность - это не одно и тоже.

Зависимость от цифровых технологий со временем начинает приобретать характер эпидемии, что может оказывать негативное влияние не только для родителей, чьи дети много времени проводят в гаджетах, но и для всего общества. Компьютерная зависимость проявляется в резком снижении мотивации и успеваемости ребёнка, падении познавательного интереса. Детей сегодня достаточно сложно увлечь каким-либо занятием, ведь поиграть в видеоигры на компьютере гораздо интереснее. Молодое поколение меньше интересуется реальным миром и полностью погружается в виртуальный. [3]

В марте 2021 года всероссийским центром изучения общественного мнения было проведено исследование на тему: «Интернет и дети: возможности и угрозы». В ходе которого было выявлено, что 46% опрошенных согласились с тем, что распространение интернета ведёт к увеличению числа самоубийств. 81% родителей предпринимают меры, чтобы оградить своих детей от опасной информации в интернете - см. рис. 1.

60 50 40 30 20 10 0

Выберете суждение об интернете, которое более всего соответствует Вашей точке зрения. (% от всех опрошенных)

57

44

2006 г.

2021 г.

■ Интернет- это мощный ресурсполучения оперативной и достоверной информации

■ Интернет- это неконтролируемое информационное пространство, где много недостоверной и даже вредной информации

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 1. Суждение об интернете. Составлено по [1]

Так же респондентам предлагалось выбрать суждение, с которым они согласны. В 2006 году респондентов согласных с суждением: «Интернет - это мощный ресурс получения оперативной и достоверной информации» было 44%, а в 2021 году таких было уже 34%. Согласившихся с суждением: «Интернет — это неконтролируемое информационное пространство, где много недостоверной и даже вредной информации» в 2006 году было менее трети (29%), а в 2021 году таких респондентов насчитывалось уже около 60%. Данный факт свидетельствует о том, что раньше интернет был важным и удобным инструментом для общества, сейчас же данная технология приобрела ещё и негативную сторону. Так как на сегодняшний день в интернете очень много ненужной и неправдивой информации, теперь читая или изучая что-то в интернете, необходимо проверять достоверность источников. Так же 35% респондентов уверены, что интернет - угроза семейным ценностям, однако большинство не согласны с этим тезисом (60%). [1]

Однако и в 2013 году, и в 2021 году большая часть респондентов считала, что интернет скорее приносит пользу, нежели вред нашему обществу согласно рис. 2.

60

Как Вы думаете, развитие интернета - информационного пространства, объединяющего весь мир, идет сейчас на пользу или во вред нашему обществу? (% от всех опрошенных)

53

54

50 -

40 30

20 -

10 -

0 -

2013 г. 2021 г.

■ Скорее на пользу ■ Скорее во вред ■ Затрудняюсь ответить Рисунок 2. Развитие интернета приносить пользу или вред обществу? Составлено по [1]

Количество опрашиваемых, которые считают, что интернет приносит пользу обществу за 8 лет практически не изменилось, в 2013 году таких было 53%, а в 2021 году 54%. Однако количество респондентов, чья позиция противоположна, изменилось. Если 2013 году, практически четверть опрашиваемых придерживалась мнения о вреде интернета (24%), то в 2021 году их было уже около трети (32%). [1]

С каждым годом, дети все раньше и раньше начинают пользоваться интернетом - это отражено на рис. 3.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Есть ли у Вас в семье дети младше двенадцати лет, пользующиеся интернетом дома? (% от всех опрошенных)

73

65

2012 г.

2021 г.

Да ■ Нет ■ Отказ от ответа Рисунок 3. Дети и интернет. Составлено по [1]

В 2012 году детей младше двенадцати лет, пользующиеся интернетом, было 26%, а в 2021 году их было 35%. Следовательно, количество детей не пользующиеся интернетом до 12 лет со временем снижается, в 2012 году 73%, в 2021 году 65%.

Большинство родителей пытаются защитить своих детей от опасной информации в интернете. Наиболее распространёнными родительскими мерами являются: «Родительский контроль» осуществляемый с помощью специальной программы, его используют 41% респондентов, 17% родителей устанавливают на устройство ребёнка программы, которые блокируют всплывающие окна, а треть опрашиваемых сидят рядом с детьми, когда те пользуются интернетом. [ 1 ]

Неконтролируемое пользование детьми гаджетами, может привести к очень печальным последствиям, поэтому родители должны грамотно решать данный вопрос. Возникает вопрос: «Что делать в данной ситуации?»

Во-первых, родитель должен быть другом ребёнку. За частую родители интересуются только внешней стороной жизни ребёнка: голодный ли ребёнок, как он одет, какие оценки в школе. Однако, очень важно спросить, как себя чувствует ребёнок, какие у него интересы, какие отношения со сверстниками. Так же можно вместе поиграть в настольные игры или посмотреть познавательный фильм, это будет гораздо полезнее и интереснее для самого ребёнка.

Во-вторых, главная ошибка, которую очень часто совершают родители, они начинают запрещать и в прямом смысле этого слова отбирать гаджеты из рук ребёнка. Такие действия могут привести только лишь к скандалу и ссоре с вашими детьми, не более. Так как если ребёнок уже зависим от информационных технологий, то запреты не приведут ни к чему хорошему.

В-третьих, очень важно перенаправить внимание детей на более полезное времяпрепровождение, например, на спорт или творчество. Особенно легко отвлечь и заинтересовать детей дошкольного возраста на совместные игры или игрушки.

В-четвёртых, нужно понимать, что смартфоны, планшеты и компьютеры - это лишь средства, которые можно использовать для развития и обучения ребёнка. Поэтому негативное воздействие оказывают цифровые технологии лишь тогда, когда мы тратим на них все своё время. Это работает практически, во всех сферах жизни человека, например, если человек много работает и совсем не отдыхает, у него может случиться профессиональное выгорание. [4]

Риски, которые может нести цифровизация детям, достаточно серьёзные. Недостаточная физическая активность, когда ребёнок все своё свободное время проводит дома и сидит за компьютером, очень негативно сказывается на развитии кинестетического механизма в работе мозга, что может повлечь проблемы в развитии речи и мышления. Чтобы предотвратить риски цифровых технологий необходимо, в первую очередь, родителям отложить свои гаджеты и больше внимание уделять детям. Позаботиться о том, чтобы у вашего ребёнка были любимые увлечения, хобби и друзья, не связанные с времяпрепровождением в компьютере.

Бесспорно, что цифровые технологи, по мимо негативных последствий, упрощают жизнь людей. Цифровизация открыла большие возможности в сфере образования. Дистанционные технологии дают возможность обучаться в онлайн - формате из любой точки мира. Так же появилось очень много интерактивных материалов, позволяющих делать образовательные программы интереснее и качественнее.

Благодаря современным технологиям у людей появилась возможность общаться со своей семьёй, друзьями и знакомыми не находясь рядом.

Сфера развлечений перешла на совершенно новый уровень. Чтобы посмотреть любимый фильм, теперь не обязательно идти в кинотеатр. С помощью приложении на смартфоне можно послушать музыку, изучить иностранный язык и прочитать книгу.

Цифровизация оказывает сильное влияние на будущие возможности занятости и карьеры. На сегодняшний день многие профессии изменяются, одни замещают другие, а есть и те, которые совсем исчезают или становятся не востребованными, благодаря развитию информационных технологий, появлению искусственного интеллекта. Подрастающему поколению необходимо развивать информационные навыки, чтобы уметь адаптироваться к рынку труда 21 века. [4]

Цифровровизация для современного человека, не важно взрослый это или ребёнок, очень важный и неотъемлемый аспект жизни. Она оказывает влияние на сферы образования, развлечения, коммуникации, карьеру и работу. Самое главное - это правильно расставлять приоритеты и держать баланс между использованием технологий и другими не менее важными аспектами нашей жизни. Цифровые технологии не являются злом в том случае, когда люди осознано проводят время в устройствах, исключая риски и извлекая пользу.

Литература

1. ВЦИОМ «Интернет и дети: возможности и угрозы» 22 марта 2021 год. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/internet-i-deti-vozmozhnosti-i-ugrozy .

2. Курилова Анастасия Александровна Оценка времени затрачиваемого школьниками и студентами на работу в Интернет-сетях, социальных сетях и сетевых играх // КНЖ. 2018. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vremeni-zatrachivaemogo-shkolnikami-i-studentami-na-rabotu-v-seti-internet-sotsialnyh-setyah-i-setevyh-igrah (дата обращения: 03.12.2023).

3. Лаборатория Касперского «Приобщают и защищают: названы самые популярные первые гаджеты у детей и инструменты обеспечения их онлайн-безопасности» 31 марта 2023 г. URL: https://kaspersky-ru.turbopages.org/kaspersky.ru/s/about/press-releases/2023_priobshayut-i-zashishayut-nazvany-samye-populyarnye-pervye-gadzhety-u-detej-i-instrumenty-obespecheniya-ih-onlajn-bezopasnosti (дата обращения: 03.12.2023).

4. Парц Ольга Степановна «Развитие подрастающего поколения в контексте цифровизации» // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-podrastayuschego-pokoleniya-v-kontekste-tsifrovizatsii (дата обращения: 03.12.2023).

5. Якшина Евгения Александровна, Овсянникова Алена Анатольевна Проблема влияния современных информационных технологий на подрастающее поколение // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vliyaniya-sovremennyh-informatsionnyh-tehnologiy-na-podrastayuschee-pokolenie-1 (дата обращения: 03.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.