Научная статья на тему 'ПОДРОСТОК В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ПАТТЕРНЫ И РИСКИ'

ПОДРОСТОК В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ПАТТЕРНЫ И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
656
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОДРОСТКОВАЯ СРЕДА / ПОДРОСТКИ / ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ускова Елизавета Владимировна

Жизнь современных подростков значительно отличается от той, которая была у их сверстников из прошлых поколений. Ее характеризует цифровая социализация, трансформация конфликта «отцов и детей» в противостояние между цифровыми «аборигенами» и «иммигрантами», а также изменения в социокультурных паттернах подростков в части коммуникации и досуговых практик. Целью данной статьи является аккумулирование результатов научных исследований, посвященных изучению особенностей процесса общения современных подростков в цифровом обществе, а также рассмотрению проблем, которые возникают у представителей данной возрастной группы в процессе социализации, происходящей на фоне глобальной цифровизации современной жизни. Материалы работы могут быть использованы для дальнейших исследований соответствующей субкультуры молодежи, а также востребованы специалистами по внедрению электронных технологий и сервисов либо занятыми в сфере педагогики или защиты интересов детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGER IN A DIGITAL ENVIRONMENT: PATTERNS AND RISKS

The life of modern teenagers is significantly different from that of their peers from previous generations. It is characterized by digital socialization, the transformation of the conflict of “fathers and children” into a confrontation between digital “aborigines” and “immigrants”, as well as changes in the socio-cultural patterns of adolescents in terms of communication and leisure practices. The aim of the article is to accumulate the results of scientific research investigating the peculiarities of the communication process of modern teenagers in the digital society, and to consider the problems that arise for this age group in the process of socialization, which takes place against the background of the global digitalization of modern life. The materials of the work can be used for further research into the relevant subculture of young people, and can also be used by specialists in the implementation of electronic technologies and services, or those involved in pedagogy or child and adolescent advocacy.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТОК В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ПАТТЕРНЫ И РИСКИ»

Теория и практика общественного развития. 2023. № 2. С. 82-89. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 2. P. 82-89.

Научная статья УДК 316.472

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.2.11

Подросток в цифровой среде: паттерны и риски Елизавета Владимировна Ускова

Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3420-7160

Аннотация. Жизнь современных подростков значительно отличается от той, которая была у их сверстников из прошлых поколений. Ее характеризует цифровая социализация, трансформация конфликта «отцов и детей» в противостояние между цифровыми «аборигенами» и «иммигрантами», а также изменения в социокультурных паттернах подростков в части коммуникации и досуговых практик. Целью данной статьи является аккумулирование результатов научных исследований, посвященных изучению особенностей процесса общения современных подростков в цифровом обществе, а также рассмотрению проблем, которые возникают у представителей данной возрастной группы в процессе социализации, происходящей на фоне глобальной циф-ровизации современной жизни. Материалы работы могут быть использованы для дальнейших исследований соответствующей субкультуры молодежи, а также востребованы специалистами по внедрению электронных технологий и сервисов либо занятыми в сфере педагогики или защиты интересов детей и подростков.

Ключевые слова: цифровая культура, подростковая среда, подростки, цифровая социализация, цифровая коммуникация, социальные сети

Для цитирования: Ускова Е.В. Подросток в цифровой среде: паттерны и риски // Теория и практика общественного развития. 2023. № 2. С. 82-89. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.2.11.

Original article

Teenager in a Digital Environment: Patterns and Risks

Elizaveta V. Uskova

Russian State Social University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3420-7160

Abstract. The life of modern teenagers is significantly different from that of their peers from previous generations. It is characterized by digital socialization, the transformation of the conflict of "fathers and children" into a confrontation between digital "aborigines" and "immigrants", as well as changes in the socio-cultural patterns of adolescents in terms of communication and leisure practices. The aim of the article is to accumulate the results of scientific research investigating the peculiarities of the communication process of modern teenagers in the digital society, and to consider the problems that arise for this age group in the process of socialization, which takes place against the background of the global digitalization of modern life. The materials of the work can be used for further research into the relevant subculture of young people, and can also be used by specialists in the implementation of electronic technologies and services, or those involved in pedagogy or child and adolescent advocacy.

Keywords: digital culture, teenage environment, teenagers, digital socialization, digital communication, social networks

For citation: Uskova, E.V. (2023) Teenager in a Digital Environment: Patterns and Risks. Theory and Practice of Social Development. (2), 82-89. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.2.11 (In Russian)

Введение. Процессы социализации, коммуникации между различными группами и формирования представлений о будущем для современного подростка протекают на фоне глобальных преобразований всех сфер общества, вызванных широким распространением цифровых технологий. Трансформируются социальные институты - образования, семьи и др. В цифровом обществе существует множество рисков для рассматриваемой возрастной категории, проявлением которых может стать интернет- или игровая зависимость, виртуальный буллинг, приверженность экстремизму или девиации.

По данным Росстата на 1 января 2022 г., в России проживает 145,5 млн человек. Доля детей в возрасте от 10 до 18 лет в общей массе населения составляет 11 %. Начиная с 2014 года

© Ускова Е.В., 2023

можно говорить о ее постепенном увеличении после длительного периода убывания данной возрастной когорты1. По данным Института исследования Интернета, совокупная аудитория детского Рунета по итогам 2019 г. составила 59,3 млн человек, увеличившись за год на 12 %2. Указанное обстоятельство определяет актуальность изучения проблем подростков, связанных с функционированием в цифровой среде.

По мнению М. Кастельса, современный мир характеризуется протеканием трех глобальных исторических процессов: повсеместного распространения и развития информационных технологий, кризисом капитализма и этатизма, а также расцветом социальных движений (либертарианизм, феминизм, борьба за права человека, экологическое движение) (Кастельс, 2000). Данные процессы, зародившиеся на рубеже 1950-70-х гг., достигают своего расцвета в начале третьего тысячелетия, что совпадает с моментом появления на свет большинства современных подростков.

В период глобальной турбулентности особенно важно обращать внимание на формирование культурно-образовательного пространства, интеллектуальное развитие и духовно-нравственное становление подростков, что в условиях гаджетизации и чрезмерного увлечения цифровыми технологиями может создать угрозу для будущего России.

По утверждению М. Пренски, современные подростки, достигшие возраста поступления в колледж, тратят менее 5 000 часов их жизни на чтение, но более 10 000 часов - на видеоигры. Ученый констатирует факт прочной интеграции компьютеров, мобильных телефонов, игровых приставок, цифровых видеокамер в жизнь подростка, постоянного использования их для общения представителями этой возрастной категории (Prensky, 2001).

В то же время следует признать, что и взрослое население все больше вовлекается в процесс цифровизации и гаджетизации. Не последнюю роль в этом сыграли ограничения, введенные в обществе для минимизации распространения коронавируса. По данным исследования НАФИ за 2021 год, «за год пандемии почти половина россиян (43 %) стала проводить больше времени за компьютерами, смартфонами и планшетами. В среднем те, кто использует цифровые устройства, сегодня проводят за ними по 6 часов в день»3. Такая интеграция взрослого населения России в цифровую среду влечет за собой негативное влияние на здоровье, или «техноференцию»4, а также возможные конфликты между подростком и взрослым (Вдовина, 2010).

Методы. Целью данной статьи стало аккумулирование результатов исследований, посвященных особенностям поведения, коммуникации и адаптации современных подростков в цифровом обществе, их активности в виртуальном пространстве.

Информационной базой послужили отечественные и зарубежные научные публикации соответствующей тематической направленности, а также официальные документы5, в том числе «Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» за 2019 год6; статистические данные Росстата, Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды (ЦИСМ)7, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)8, данные мониторинга и анализа социальных сетей специалистов АО «Крибрум»9, информация, размещенная на платформе Университетского консорциума исследователей больших данных (Подростки и молодёжь во взаимодействии с интернет-контентом:

1 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2O22.pdf (дата обращения: 09.02.2023).

2 Детский Рунет 2019. Отраслевой доклад [Электронный ресурс] // Институт исследования Интернета. URL: https://intemetinstitute.ru/news/detskiy-runet-2019-otraslevoy-doklad/ (дата обращения: 09.02.2023).

3 14 % россиян не могут преодолеть зависимость от цифровых устройств [Электронный ресурс] // НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/14-rossiyan-ne-mogut-preodolet-zavisimost-ot-tsifrovykh-ustroystv/ (дата обращения: 14.01.2023).

4 Техноференция. Как цифровые технологии влияют на взаимоотношения? [Электронный ресурс] // ЦИСН. URL: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/tekhnoferentsiya-kak-tsifrovye-tekhnologii-vliyayut-na-vzaimootnosheniya/ (дата обращения: 14.01.2023).

5 Доклад о деятельности уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребёнка в 2021 году [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. URL: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/August2022/OucV7OrXsDXYb6xBrHFF.pdf (дата обращения: 14.01.2023).

6 Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс] // Минтруд России. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1392 (дата обращения: 10.02.2023).

7 Техноференция. Как цифровые технологии влияют на взаимоотношения? ...

8 Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире : доклад [Электронный ресурс] // ЮНИСЕФ. URL: https://www.unicef.org/uzbekistan/media/706/file (дата обращения: 10.02.2023).

9 Цифровая гигиена и работа с большими данными : сборник материалов для преподавателей. М., 2021. 2013 с.

междисциплинарное исследование с использованием больших данных ..., 2021), а также результаты вторичного анализа материалов социологических исследований1. Кроме того, на базе ГБОУ «Школа № 1282 Сокольники» г. Москвы нами было предпринято анкетирование школьников от 14 до 18 лет (n = 38) с целью получения непосредственной эмпирической информации.

Результаты. Сегодня Интернет стал частью нашей жизни и затрагивает все ее сферы. М. Кастельс утверждает, что информационные технологии являются не просто инструментами в руках пользователей, каждый из них представляет собой продукт творчества и одновременно объект контроля для использующего его человека (Кастельс, 2000). Учеными исследуются паттерны подростков, связанные с цифровой социализацией и осуществлением коммуникации в электронной среде. Анализу подвергается сам процесс интеграции современного ребенка в цифровое общество: появляются понятия «киберсоциализация» (Головчин, 2022) и «цифровая социализация». Отмечается, что теперь освоение ценностей и норм подростков протекает в офлайн- и онлайн-простран-стве2. Более того, существует мнение, что в современном мире грань между ними стирается, и человек с телефоном все время находится «онлайн», даже если не держит гаджет постоянно в руках и занят в это время другими делами, т. к. постоянно пользуется мессенджерами, социальными сетями и обращается за справкой к Интернету при первой необходимости (Ускова, 2022б).

Вступление человеческого общества в постиндустриальную эпоху спровоцировало изменения во взаимодействии детей и родителей, преобразуя его в конфликт между цифровыми «аборигенами» и «иммигрантами». Данные понятия вводит М. Пренски (Prensky, 2001). К первым можно отнести людей, родившихся в эпоху широкомасштабной цифровизации жизни, то есть современных подростков. «Цифровой язык» является «родным» для данного поколения. Людей, присоединившиеся к виртуальному сообществу уже в сознательном возрасте и принявших многие аспекты цифровых технологий, исследователь предлагает называть цифровыми иммигрантами (Prensky, 2001). Различия между ними обостряются вследствие того обстоятельства, что учителя и наставники цифровых аборигенов часто сами являются цифровыми иммигрантами (Prensky, 2001).

По данным проекта EU Kids Online II, 49 % мальчиков и 43 % девочек считают, что знают об Интернете больше, чем их родители. При этом подавляющее большинство подростков не хочет, чтобы их родители были осведомлены больше или меньше об их деятельности в Сети3.

Контроль «цифровой социализации» подростков - важная цель ключевых агентов социализации: государства, родителей и школы. По данным Лаборатории Касперского, 56 % несовершеннолетних пользователей из России проводят почти все свое свободное время в Интернете: «Увеличивается не только количество молодых пользователей, но и время, проведенное ими в Интернете. 80 % подростков проводят в Сети около 3 часов в день, каждый седьмой проводит там более 8 часов»4.

Исследование М.В. Коровиной показало, что абсолютное большинство (86,9 %) подростков имеет мобильный телефон; персональный компьютер или ноутбук есть у 58,8 % из них, планшетный компьютер - у 46,4 % (Коровина, 2018).

Здесь необходимо рассмотреть такой термин, как «культура спальни», появившийся в зарубежной литературе для обозначения личного пространства подрастающего поколения, используемого им в качестве условий для реализации себя в цифровом контенте (Bovill, Livingstone, 2001). Примерно 56-82 % детей и подростков имеют собственную комнату, чаще всего оборудованную их собственным набором медиа (телевизор, музыкальный центр, персональный компьютер или ноутбук), которую они эксплуатируют как место, где они потребляют или производят тот или иной ме-диаконтент. Это обстоятельство можно рассматривать как способ самовыражения через музыку, кино, компьютерные игры, творчество и т.п. Согласно исследованиям, подростки в возрасте 15-16 лет проводят до половины свободного времени в своей комнате. При этом они оказываются несколько изолированы от других членов семьи и находятся один на один с цифровым сообществом (Bovill, Livingstone, 2001). Не всегда такое взаимодействие является полезным для ребенка.

На основе мониторинга и анализа данных социальных сетей специалистами АО «Крибрум» по состоянию на конец 2020 г. выявлено 6,75 млн русскоязычных аккаунтов подростков (с указанием возраста 14-17 лет), находящихся под воздействием деструктивных течений5.

На основе результатов собственного исследования, предпринятого на базе ГБОУ «Школа № 1282 Сокольники» г. Москвы в среде обучающихся подросткового возраста, обобщим полученные данные о времени, проводимом детьми в сети Интернет (рис. 1).

1 Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М., 2013. 213 с.

2 56 % детей постоянно в Сети: Россия обгоняет Европу и США по показателю интернет-увлеченности [Электронный ресурс] // Лаборатория Касперского (2016). Растим детей в эпоху Интернета. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2016_news-12-05-16 (дата обращения: 10.02.2023).

3 Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России ...

4 56 % детей постоянно в Сети: Россия обгоняет Европу и США по показателю интернет-увлеченности ...

5 Цифровая гигиена и работа с большими данными : сборник материалов для преподавателей ...

50 40 30 20 10 0

42

24 26

8

■■

Менее 1 часа в день От 1 до 2 часов в день От 3 до 4 часов в день Более 4 часов в день

Рисунок 1 - Результаты исследования, показывающие, сколько времени современные подростки проводят в сети Интернет, %

Изучение активности подростков в социальных сетях, реализованное на основе проведенного нами анкетирования, а также вторичного анализа результатов исследований других ученых, позволило установить уровень популярности подобных цифровых платформ, используемых для общения в среде интересующей нас возрастной группы (рис. 2).

100 100 ■

80

60

40

20

0 ■

82

<9

82

79

42 37

37 32

I I I

А®"

<8-

S?

16

■ ■ 5

/ J

Рисунок 2 - Распределение предпочтений подростков между социальными сетями (на основе анализа количества зарегистрированных пользователей)1, %

Представленные данные согласуются с результатами исследования М.В. Коровиной за 2017 год (ВКонтакте - 91 %, YouTube - 41 %, Facebook2 - 41 %, Twitter3 - 28 %, Одноклассники -19 %) (Коровина, 2018).

В ходе исследования московских школьников удалось определить сферы интересов подростков в Сети. Было установлено, что чаще всего подростки просматривают видеообзоры и стримы компьютерных игр. Популярны также бьюти-блоги, музыкальный, научно-популярный, спортивный контент, блоги о путешествиях, сайты про автомобили, короткие видео (TikTok). Интересно сопоставить данные результаты с фактом, обнаруженным А.Е. Колпаковой и С.Т. Посо-ховой в ходе анкетирования санкт-петербургских школьников в возрасте 12-17 лет. Ответы подростков свидетельствовали о том, что они считают наиболее полезной для собственного личностного развития образовательную, научную и профессиональную информацию, однако при этом сами опрошенные отметили, что предпочитают развлекательный (63 %), популярный (40 %) и научный (30 %) контенты (Колпакова, Посохова, 2019).

Проведенное нами анкетирование московских школьников позволило выявить следующие виды деятельности подростков в киберпространстве:

1. Пассивное времяпрепровождение (чтение ленты социальных сетей, просмотр видеороликов, мемов и т. д.).

2. Культурное потребление (кино, музыка и т.д.).

3. Культурное воспроизведение (ведение блога, видеоблога, создание цифрового персонажа).

1 Сервисы Facebook, Twitter, Instagram включены в реестр запрещенных в России решением Роском-надзора от 04.03.2022.

2 Включен в реестр запрещенных в России решением Роскомнадзора от 04.03.2022.

3 Включен в реестр запрещенных в России решением Роскомнадзора от 04.03.2022.

4. Социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

5. Игра в компьютерные игры.

Необходимо особое внимание обратить на создание цифрового персонажа как устоявшийся патерн цифрового поведения современных пользователей Сети. Здесь важно отметить, что его наличие характерно не только для подростков. Данный аспект виртуального самопредставления подробно изучен Д. Лаптон (Lupton, 2014). Человечество все больше идет по пути цифровизации своей личности. Подачу информации о себе в социальных сетях можно рассматривать как способ, при помощи которого современные индивиды формируют себяощущение и себяпредставление. Сюда же стоит отнести феномен «селфи», получивший широкое распространение в подростковой среде. Ведение аккаунта в социальных сетях является также одним из аспектов «кибергонизации» своего тела (Lupton, 2014).

Результаты международного проекта EU Kids Online II в России свидетельствуют о том, что 31 % подростков имеют опыт создания своего онлайн-персонажа1.

А.Э. Слюсарева отмечает тот факт, что аккаунт в социальных сетях у большинства подростков является закрытым (53 %), что может говорить об их превалирующем желании скрыть личную информацию (Слюсарева, 2019) и обуславливать создание виртуального образа, отличного по характеристикам от реального субъекта-прототипа.

По мнению Д. Лаптон, важным аспектом кибергонизации своего тела является возможность размещать в своем аккаунте свое изображение (фотографию) (Lupton, 2014).

А.Э. Слюсарева отмечает, что у 56 % респондентов, принявших участие в предпринятом ею исследовании, для оформления собственной интернет-страницы в соцсетях была использована фотография из личного архива. По ее мнению, это говорит о высоком уровне самооценки подростка и принятии им себя, тогда как использование сторонних картинок для самопредставления в Сети может свидетельствовать о проблемах с Я-восприятием и социализацией (Слюсарева, 2019).

Выявление особенностей саморепрезентации подростков в социальных сетях через фотографии, размещенные в качестве аватара на личных страницах, осуществил А.В. Щекотуров (Ще-котуров, 2017). Целью его исследования было зафиксировать элементы подлинной («no sign of fake presentation») или фальшивой самопрезентации («sign of fake presentation») пользователей. В результате анализа анкет в компьютерной программе Atlas.ti, а также последующего интервьюирования подростков исследователем была составлена таблица типов подростковой саморепрезентации в социальных сетях. В частности, были выделены следующие: «казаться старше -стремление быть признанным в референтной группе старшего возраста»; «флирт - поиск виртуальных незнакомцев для романтических переписок»; «смена пола онлайн - получить совершенно новый социальный опыт в "табуированной" сфере: установление и поддержание романтических отношений с представителем собственного пола»; «виртуальный камин-аут - размытие гендерной самопрезентации онлайн» и др. (Щекотуров, 2017).

Исследование А.Э. Слюсаревой показало, что на личной странице в Сети 44,4 % подростков полностью указывают информацию о себе. При этом 27,8 % из них используют реальные имя и фамилию, не предоставив более детальной информации о себе. Часть подростков завышает свой возраст (11,1 %) (Слюсарева, 2019).

С этими данными согласуются результаты исследования проекта EU Kids Online II в России, свидетельствующие о том, что 79 % подростков указывают в профиле свою реальную фамилию, 77 % - устанавливают на аватар фотографию, на которой видно лицо, 59 % - приводят точный возраст (9 % - завышают)2.

Д. Лаптон отмечает, что предоставление персональных данных в процессе своего цифрового персонажа является весьма уязвимой практикой и может привести к их утечке (Lupton, 2014). В частности, внезапное изменение социальными сетями, такими как Facebook, политики по получению третьими лицами персональных данных, способов их сбора или накопления ставит под угрозу обеспечение приватности частной жизни пользователя (Lupton, 2014). Это особенно важно для подростков и детей, как наиболее уязвимых и незащищенных групп пользователей.

Исследования проекта EU Kids Online II отмечают отслеживание личной информации как одну из угроз для детей и подростков и цифровой среде: до 12 % подростков в России сталкивались с использованием их персональных данных в некотором неприемлемом для них контексте. Кроме того, часть из них (18 %) пришлось пережить «взлом» аккаунтов в социальных сетях3.

Одной из опасностей, с которыми сталкиваются подростки в цифровой среде, является кибербуллинг, или «травля в Интернете». Зачастую жертвами его становятся неуверенные в

1 Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Там же.

3 Там же.

себе подростки. В частности, троллинг как вид кибербуллинга основывается на провоцировании жертвы на конфликт путем использования насмешек и ненормативной лексики1. В Докладе о деятельности Уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребёнка в 2021 году отмечается, что в федеральном законодательстве до сих пор отсутствует понятие «травля»2. Вместе с тем говорится и о том, что кибербуллинг в социальных сетях является одной из основных угроз для детей и подростков в цифровом пространстве. Утверждается, что результатом длительного нахождения в ситуации виртуальной травли подросток может начать проявлять агрессию, конфликтовать с окружающими и даже преступить закон3.

Опросы EU Kids Online II показывают, то 8,6 % детей расстраивает наличие феномена кибербуллинга. При этом около 61 % родителей подростков в независимости от половой принадлежности последних осведомлены о том, что их ребенок подвергался травле в Интернете4.

К другим негативным феноменам, с которыми сталкиваются подростки в цифровом пространстве относится контент, направленный на разжигание ненависти и вражды, а также тот, который может нанести вред здоровью ребенка (в частности, информация о способах чрезмерного похудения (28 %), нанесении себе травм и увечий (14 %), связанная с наркотиками и их употреблением (13 %), подталкивающая к совершению суицида и/или описывающая способы совершения самоубийства (11 %)).

К негативному контенту, с которым может столкнуться подросток в Интернете, относится также информация эротического и порнографического характера. Так, приблизительно 40 % опрошенных подростков обоих полов сталкивались с ней в Сети. Кроме того, 20 % родителей осведомлены о том, что их дети видели сексуальные изображения в Интернете5.

Согласно докладу о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка в 2021 году6, наблюдается увеличение количества удаленных или заблокированных материалов, связанных с продажей лекарств, запрещенных для розничной продажи, незаконным оборотом наркотиков, дистанционной продажей алкогольной продукции, в том числе несовершеннолетним, и т. д. Отмечается, что «при этом количество удалённых материалов с суицидальной тематикой, несмотря на вышеуказанные тенденции, снизилось на 30,7 %: с 32 656 в 2019 году до 22 630 в 2021 году»7.

Важным паттерном поведения подростков является коммуникация в цифровой среде (Ус-кова, 2022б). Социальные сети обеспечивают многоуровневость процесса общения в едином интерфейсе с использованием текста, звука, фотографий, видео и возможностью дополнять и изменять свою внешность.

По данным исследования проекта EU Kids Online II, в среднем российские школьники имеют около 50 друзей в социальных сетях, при этом около половины подростков заводят себе новые цифровые знакомства каждый месяц8.

Выводы. Сказанное позволяет сформулировать ряд выводов, касающихся поведения современных подростков в Сети и особенностей их коммуникации в цифровой среде.

Виртуальная идентичность подростка представляется в форме аккаунта в социальных сетях, создается в ходе пассивной или активной коммуникации с другими пользователями, а также в результате формирования цифрового контента для взаимодействия с подписчиками.

Постиндустриальное общество нацелено на получение новых знаний и усовершенствование технологий (Кастельс, 2000). Природное любопытство, присущее подавляющему большинству молодых людей в подростковом возрасте, желание применять новые технологии в повседневной жизни и для учебы (общение посредством мессенджеров и социальных медиа, потребление различного цифрового контента, использование большого количества гаджетов) соотносится с современным технологическим фоном.

Для подростков нахождение в цифровой среде становится привычной социокультурной практикой. Типичной моделью поведения можно назвать создание и поддержание в актуальном

1 Цифровая грамотность населения региона: в шаге от цифровой экономики. НАФИ [Электронный ресурс] // Цифровой гражданин. URL: https://it-gramota.ru/img/NAFI-ITGramota-Brochure.pdf. (дата обращения: 10.02.2023).

2 Доклад о деятельности уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребёнка в 2021 году ...

3 Там же.

4 Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России ...

5 Там же.

6 Доклад о деятельности уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребёнка в 2021 году ...

7 Там же.

8 Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России ...

состоянии своего «цифрового я», репрезентируемого аккаунтами в социальных сетях, компьютерных играх. Создаваемый таким образом цифровой образ индивида не всегда является в полной мере достоверным. В частности, подростки склонны завышать свой возраст или представляться не теми, кем они на самом деле являются. Также стоит заметить, что некоторые из них стремятся скрывать свои персональные данные или использовать вместо них вымышленные с целью защиты (в том числе для обеспечения собственной физической безопасности).

Общение со сверстниками, родителями и учителями также все больше переносится в область виртуального пространства. Цифровые технологии позволяют подросткам развивать свой потенциал, высказывая собственное мнение о явлениях и искать информацию для решения насущных проблем.

Однако следует учитывать, что цифровые технологии несут множество рисков для подростков, поскольку они сильнее взрослых подвержены отрицательному влиянию Интернета. Кроме того, дети в возрасте 12-17 лет могут сами осуществлять в Сети деятельность с негативным окрасом или даже противоправную. Интернет становится своего рода пространством для экспериментов, в котором ввиду его виртуальности, частично стираются границы дозволенного.

Контроль цифровой социализации подростков - задача государства, родителей и школы. Риски виртуальной среды необходимо нивелировать не за счет ограничения доступа юных пользователей к Сети, а за счет развития критического мышления у подростков (Ускова, 2022а), повышения их цифровой грамотности, создания безопасного контента и обеспечения его возрастной маркировки.

Одним из показателей успешной цифровой социализации является навык совмещения виртуальной и реальной жизни. Ограничение подростков со стороны родителей или школы по времени нахождения в цифровой среде может вызвать конфликт. Современный ребенок интегрирован в виртуальность, каждый день он осваивает новые цифровые социокультурные практики, поэтому для того чтобы избежать его зависимости от гаджетов, необходимо поддерживать внедрение социокультурных практик в офлайне.

В заключение следует сказать, что, несмотря на множество исследований, посвященных изучению поведения современных подростков в виртуальной среде, большинство проблем, связанных с цифровизацией общества и социализацией подростков в этих условиях, еще требует пристального внимания ученых.

Список источников:

Вдовина М.В. Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в семье. М., 2010. 273 с.

Головчин М.А. Проявления цифровой социализации в молодежной среде: на данных пилотного опроса старшеклассников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 5. С. 237-256.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.

Колпакова А.Е., Посохова С.Т. Профилактический потенциал информационной культуры семьи // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие. М., 2019. С. 196-200.

Коровина М.В. Социальные сети как среда активной интернет-коммуникации современного подростка // Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт : в 2 т. Рязань, 2018. Т. 2. С. 259-264.

Подростки и молодёжь во взаимодействии с интернет-контентом: междисциплинарное исследование с использованием больших данных / А.И. Подольский [и др.]. М., 2021. 210 с.

Слюсарева А.Э. Самопрезентация подростков в социальных сетях // Интерактивная наука. 2019. № 12 (46). С. 23-25. https://doi.org/10.21661/r-519206.

Ускова Е.В. Думскроллинг, или бесконтрольное изучение «плохих новостей» в подростковой среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2022а. № 10 (102). С. 82-86. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.12.

Ускова Е.В. Культурные коммуникации подростков в цифровой среде // Искусственный интеллект и общественное развитие: новые возможности и преграды. М., 2022б. С. 323-324.

Щекотуров А.В. От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6 (142). С. 327-343. https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.6.17.

Bovill M., Livingstone S. Bedroom Culture and the Privatization of Media Use // Children and Their Changing Media Environment. N. Y., 2001. P. 193-214. https://doi.org/10.4324/9781410605184-16.

Lupton D. Digital Sociology. L., 2014. 236 р. https://doi.org/10.4324/9781315776880.

Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants (Part 1) // On the Horizon. 2001. Vol. 9, iss. 5. P. 1-6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816.

References:

Bovill, M. & Livingstone, S. (2001) Bedroom Culture and the Privatization of Media Use. In: Children and Their Changing Media Environment. New York, рр. 193-214. Available from: doi:10.4324/9781410605184-16.

Golovchin, M. A. (2022) Proyavleniya tsifrovoi sotsializatsii v molodezhnoi srede: na dannykh pilotnogo oprosa starsheklass-nikov [Manifestations of Digital Socialisation in Youth: Based on a Pilot Survey of High School Students]. Ekonomicheskie isotsi-al'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 15 (5), 237-256. (In Russian).

Kastel's, M. (2000) Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Moscow. 608 р. (In Russian).

Kolpakova, A. E. & Posokhova, S. T. (2019) Profilakticheskii potentsial informatsionnoi kul'tury sem'i [Preventive Potential of Family Information Culture]. In: Innovatsionnye metody profilaktiki i korrektsii narushenii razvitiya u detei i podrostkov: mezhpro-fessional'noe vzaimodeistvie. Moscow, рр. 196-200. (In Russian).

Korovina, V. M. (2018) Social Networks as an Environment of Active Internet Communication of a Modern Teenager. In: Mod-emizatsiya obrazovaniya: nauchnye dostizheniya, otechestvennyi i zarubezhnyi opyt. Vol. 2. Ryazan', рр. 259-264. (In Russian).

Lupton, D. (2014) Digital Sociology. London. 236 р. Available from: doi:10.4324/9781315776880.

Podol''skii, A. I., Idobaeva, O. A., Shcherbakova, V. V., Podol''skaya, T. A., Pogozhina, I. N. & Motovilina, I. A. et al. (2021) Podrostki i molodezh' vo vzaimodeistvii s internet-kontentom: mezhdistsiplinarnoe issledovanie s ispol'zovaniem bol'shikh dannykh [Adolescents and Youth in Interaction with Internet Content: Interdisciplinary Research Using Big Data]. Moscow. 210 р. (In Russian).

Prensky, M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants (Part 1). On the Horizon. 9 (5), 1-6. Available from: doi:10.1108/10748120110424816.

Shchekoturov, A. V. (2017) Ot flirta do smeny pola onlain: podrostkovye praktiki al'ternativnykh samoprezentatsii v sotsial'noi seti «VKontakte» [From Flirting to Sex Change Online: Teenage Practices of Alternative Self-Presentations on the VKontakte Social Network]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. (6 (142)), 327-343. Available from: doi:10.14515/monitoring.2017.6.17. (In Russian).

Sliusareva, A. E. (2019) Self-Presentation in Social Media among Teenagers. Interaktivnaya nauka. (12 (46)), 23-25. Available from: doi:10.21661 /r-519206. (In Russian).

Uskova, E. V. (2022) «Doomscroning», or Obsessive Monitoring of Negative News among Adolescents. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10 (102)), 82-86. Available from: doi:10.24158/spp.2022.10.12. (In Russian).

Uskova, E. V. (2022) Kul'turnye kommunikatsii podrostkov v tsifrovoi srede [Cultural Communications of Teenagers in the Digital Environment]. In: Iskusstvennyiintellektiobshchestvennoe razvitie: novye vozmozhnostiipregrady. Moscow, рр. 323-324. (In Russian).

Vdovina, M. V. (2010) Funktsional'nye izmeneniya mezhpokolencheskogo konflikta v sem'e [Functional Changes of Inter-generational Conflict in the Family]. Moscow. 273 р. (In Russian).

Информация об авторе Е.В. Ускова - аспирант кафедры социологии, этнографии и социометрии Российского государственного социального университета, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1012115

Information about the author E.V. Uskova - PhD student, Department of Sociology, Ethnography and Sociometry, Russian State Social University, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1012115

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.