Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
561
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Елена Ивановна

Важная роль в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста отводится взаимодействию со взрослыми, поскольку ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых. В настоящее время одним из трендов в развитии стран становится процесс цифровой трансформации, затрагивающий все сферы жизнедеятельности общества. В эпоху цифровизации принципиальным образом меняется характер взаимодействия ребенка со взрослым, что не может не отражаться на его речевом и психическом развитии. Цель - изучить специфику взаимодействия и роль взрослого в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста в эпоху цифровизации. В эпоху цифровизации существенно изменяется содержание, средства, сущность самого процесса общения. Цифровые технологии, начиная с младшего дошкольного возраста, существенно трансформируют сознание, восприятие. Формируется особый тип мышления - клиповое мышление. Это отражается, в том числе, на речевом развитии ребенка: реальное общение заменяется виртуальным, утрачивается эмоциональный контакт. Дети все чаще воспринимают речь обрывочную, лишённую строгих грамматических очертаний и композиционной оформленности. Утрачивается и трансформируется значимость непосредственного общения и взаимодействия со взрослыми, в том числе, на уровне эмоционального контакта, индивидуального общения, познавательного общения, взаимодействия в ходе совместной деятельности. У детей существенно снижается не только уровень речевого развития, но и сама потребность в речевой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF AN ADULT IN THE SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN AND THE SPECIFICS OF INTERACTION WITH ADULTS IN THE ERA OF DIGITALIZATION

An important role in the speech development of preschool children is assigned to interaction with adults, since the child masters speech by imitation, repeating what he hears from adults. Currently, one of the trends in the development of countries is the process of digital transformation, affecting all spheres of society. In the era of digitalization, the nature of a child's interaction with an adult is fundamentally changing, which cannot but affect his speech and mental development. The purpose of the research is to study the specifics of interaction and the role of an adult in the speech development of preschool children during the era of digitalization. In the era of digitalization, the content, means, and essence of the communication process itself are changing significantly. Digital technologies, starting from the younger preschool age, significantly transform consciousness, perception. A special type of thinking is being formed - mosaic thinking. This is reflected, among other things, on the speech development of the child: real communication is replaced by virtual, emotional contact is lost. Children increasingly perceive fragmentary speech, devoid of strict grammatical outlines and compositional design. The importance of direct communication and interaction with adults is being lost and transformed, and specifically at the level of emotional contact, individual communication, cognitive communication, interaction during joint activities. Not only the level of children's speech development is significantly reduced, but also the need for verbal communication itself.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ОБЗОРЫ

DQI:10.23888/humJ2022103263-274

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

THE ROLE OF AN ADULT IN THE SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN AND THE SPECIFICS OF INTERACTION WITH ADULTS IN THE ERA OF DIGITALIZATION

Трофимова Е. И.

1 Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт

2 Школа № 1434 «Раменки»

Trofimova E. I.

1 Moscow Information Technology University — Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering

2 Moscow School № 1434 Ramenki, Moscow, Russian Federation

Аннотация:

Важная роль в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста отводится взаимодействию со взрослыми, поскольку ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых. В настоящее время одним из трендов в развитии стран становится процесс цифровой трансформации, затрагивающий все сферы жизнедеятельности общества. В эпоху цифровизации принципиальным образом меняется характер взаимодействия ребенка со взрослым, что не может не отражаться на его речевом и психическом развитии. Цель — изучить специфику взаимодействия и роль взрослого в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста в эпоху цифровизации. В эпоху цифровизации существенно изменяется содержание, средства, сущность самого процесса

Abstract:

An important role in the speech development of preschool children is assigned to interaction with adults, since the child masters speech by imitation, repeating what he hears from adults. Currently, one of the trends in the development of countries is the process of digital transformation, affecting all spheres of society. In the era of digitalization, the nature of a child's interaction with an adult is fundamentally changing, which cannot but affect his speech and mental development. The purpose of the research is to study the specifics of interaction and the role of an adult in the speech development of preschool children during the era of digitalization. In the era of digitalization, the content, means, and essence of the communication process itself are changing significantly. Digital technologies, starting from the younger preschool age, significantly

общения. Цифровые технологии, начиная с младшего дошкольного возраста, существенно трансформируют сознание, восприятие. Формируется особый тип мышления — клиповое мышление. Это отражается, в том числе, на речевом развитии ребенка: реальное общение заменяется виртуальным, утрачивается эмоциональный контакт. Дети все чаще воспринимают речь обрывочную, лишённую строгих грамматических очертаний и композиционной оформленности. Утрачивается и трансформируется значимость непосредственного общения и взаимодействия со взрослыми, в том числе, на уровне эмоционального контакта, индивидуального общения, познавательного общения, взаимодействия в ходе совместной деятельности. У детей существенно снижается не только уровень речевого развития, но и сама потребность в речевой коммуникации.

transform consciousness, perception. A special type of thinking is being formed - mosaic thinking. This is reflected, among other things, on the speech development of the child: real communication is replaced by virtual, emotional contact is lost. Children increasingly perceive fragmentary speech, devoid of strict grammatical outlines and compositional design. The importance of direct communication and interaction with adults is being lost and transformed, and specifically at the level of emotional contact, individual communication, cognitive communication, interaction during joint activities. Not only the level of children's speech development is significantly reduced, but also the need for verbal communication itself.

Ключевые слова:

речь; речевая деятельность; речевое развитие; общение; коммуникация; младшие дошкольники; взаимодействие со взрослыми; цифровизация; цифровая трансформация

Keywords:

speech; speech activity; speech development; communicating; communication; younger preschoolers; interaction with adults; digitalization; digital transformation

Актуальность

Важная роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста отводится взаимодействию со взрослыми. Развитие речи не происходит само по себе, только в благоприятных условиях речь будет развиваться правильно и активно [1]. Речь ребенка не будет активно развиваться, а словарный запас пополняться, если взрослые не примут в этом активного участия. Кроме того, очень важно помочь ребенку овладеть правильным произношением звуков. Именно взрослые, те, кто близок ребенку, помогут в решении этой непростой задачи. Развитие речи не должно быть принудительным [2]. Произнесение звуков при активном обращении особенно важно для развития вербального общения. Именно это стимулирует малыша подражать звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности в произношении, а без этого невозможно подражание целым словам, которые ребенок впоследствии позаимствует из речи окружающих взрослых [3].

Сенситивные периоды не следует недооценивать: не следует думать, что можно начать работать с ребенком на год или два позже, посвящать ему время, когда это удобно взрослым. Очень важно понимать, что именно в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает произносить первые слова, нужно уделять ему время и активно

участвовать в его развитии: разговаривать с ним, читать сказки и стихи, петь песни, играть в пальчиковые игры, а главное — слушать ребенка. Не нужно произносить и заканчивать слова за него. В этом случае отпадает необходимость произносить сложные слова и новые звуки. Ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых. Это говорит о том, что взрослый должен контролировать произношение, мимику. Звуки, слоги и слова должны произноситься максимально четко, правильно. Как правило, слова, произнесенные громко, эмоционально, с интонацией, привлекают больше внимания [4].

Ведущим трендом развития стран становится процесс цифровой трансформации, затрагивающий все сферы жизнедеятельности общества. Трансформация экономики стран осуществляется с помощью таких технологий, как роботизация, искусственный интеллект, интернет вещей, группы больших данных. Процесс трансформации является глобальным процессом, актуален для всех стран мира. Он накладывает отпечаток на каждого члена общества [5].

В эпоху цифровизации принципиальным образом меняется характер взаимодействия ребенка со взрослым, что не может не отражаться на его речевом и психическом развитии. Ребенок с первых дней жизни попадает в цифровую среду, которая принципиальным образом отличается от той среды, в которой развивались дети прошлых десятилетий и столетий. Особую актуальность приобретает вопрос использования семьями, в которых воспитываются маленькие дети, цифровых информационных технологий. Так, активное использование цифровых технологий в современном мире приводит к тому, что все виды деятельности принципиальным образом трансформируются. С ранних лет дети привыкают к радио-няням, интерактивным игрушкам, аудиокнигам, видеосистемам. Позже дети учатся пользоваться различными приложениями, играми, поисковыми системами, специальным оборудованием. Современное общество отличается тем, что дети, наряду с нормативными для их возраста навыками, осваивают и навыки, свойственные цифровому обществу. Так, если раньше дети осваивали преимущественно бытовые навыки, такие как умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, ходьба, различные действия, речь, то сегодня дети с раннего возраста осваивают и навыки использования различных цифровых устройств, приложений, гаджетов. При этом современный ребенок не просто знаком с технологиями, они становятся неотъемлемым компонентом его жизни и деятельности. Уже к моменту поступления в детский сад дети активно используют те или иные цифровые технологии в повседневной жизни [6].

Цифровые технологии влияют на особенности психического, сенсорного и речевого развития детей. Особенно выражено влияние цифровых технологий на речь младших дошкольников, поскольку именно в этом возрасте складываются предпосылки для полноценного речевого развития. Младший дошкольный возраст является сенситивным периодом для речевого и коммуникативного развития детей, что лежит в основе дальнейшей успешной социализации ребенка для успешной его адаптации к обществу [7].

265

Цель

Изучить специфику взаимодействия и роль взрослого в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста в эпоху цифровизации.

Задачи

1. Обосновать проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать теоретические материалы, касающиеся особенностей влияния цифровизации на уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.

3. Определить роль взрослого в развитии речи детей младшего дошкольного возраста и специфику взаимодействия со взрослым в эпоху цифровизации.

Материалы и методы

Статья является обзорной, носит теоретико-методологический характер. В рамках проведенного теоретического исследования, был выполнен обзор литературы, касающейся проблемы речевого развития детей младшего школьного возраста в эпоху цифровизации, роли взрослого в речевом развитии детей.

Принципы отбора литературных источников:

- соответствие рассматриваемой теме;

- наличие актуальности и практической значимости;

- срок публикации — последние 5 лет (за период 2017-2022 гг.).

- высокий индекс цитируемости и/или публикация в журнале, включенном перечень в ВАК/РИНЦ.

Для анализа использовались научные статьи, публикации, материалы исследований различных авторов, занимающихся данной проблемой за последние 5 лет. Основные критерии анализа материала, изложенного в статьях, — соответствие теме, ключевым словам, отражение проблематики (проблема недостаточного развития речи в условиях цифровизации, нарушения взаимодействия со взрослыми, ведущая роль взрослого в речевом развитии ребенка младшего школьного возраста). Использовались стандартные методы анализа поученных данных: обобщение, систематизация, классификация, сопоставление.

Для отбора литературных источников использовались следующие базы и образовательные порталы:

- научная электронная библиотека «Киберленинка»;

- электронно-библиотечная система Znanium;

- поисково-аналитическая система Discovery Znanium;

- ЭБС «Айбукс» (ibooks.ru);

- ЭБС IPRSmart;

- образовательный портал «НС-портал»;

- образовательный портал «Инфоурок».

Результаты и их обсуждение

Речевое общение представляет собой коммуникативный процесс, в основе которого лежит взаимодействие между участниками коммуникации. Этот процесс

направлен на реализацию определенной жизненной целевой установки. В основе речевого общения лежит наличие обратной связи между конкретными видами речевой деятельности [8]. Младший дошкольный возраст представляет собой оптимальный период, когда дети активно осваивают лексическое значение слова. Именно в этот период дети учатся сознательно регулировать вербальную речевую коммуникацию, учатся выбирать и правильно применять различные слова, предложения. Выполняя вербальную функцию, слова, выстроенные в предложения, а затем и в связный текст, трансформируются в самостоятельный вид деятельности. Речевая деятельность детей младшего дошкольного возраста находится в состоянии постоянного развития. Ребенок быстро и активно осваивает новые виды коммуникации, его активный словарь постоянно расширяется. Важная роль при этом отводится общению между взрослыми и детьми. Необходимо учитывать, что речевое развитие происходит постоянно, не только в процессе специально организованных видов деятельности, но и в процессе бытового взаимодействия, познавательной активности, в процессе игры, в ходе беседы на различные темы. Развитие речи протекает как в реальной жизни, так и в специально созданных для этого ситуациях [9].

Речевое высказывание имеет определенную структуру. При построении высказывания человек должен уметь быстро ориентироваться в речевой ситуации, в условиях непосредственного общения. Важно уметь грамотно планировать свою речь, уметь правильно выбирать содержание высказывания. Определившись с содержанием высказывания, необходимо отобрать правильные языковые средства, которые позволят передать основную мысль высказывания. Эти средства должны обеспечить обратную связь между участниками коммуникации. Если эти условия не будут соблюдаться, общение не будет эффективным и не позволит достичь ожидаемых результатов [10].

В младшем дошкольном возрасте обращает на себя внимание тот факт, что существуют три последовательных уровня усвоения ребенком уровня коммуникации. Ребенок осваивает названия предметов, действий, качеств, определенных отношений. Сначала ребенок учится понимать значение слова. Это слово попадает в пассивный словарь ребенка. То есть ребенок его понимает, но активно в речи не использует. На втором этапе ребенок узнает предмет, называет его. Он хорошо ориентируется в действиях, качествах предметов. При этом ребенок активно использует это слово и характеристики, с ним связанные, в процессе речевой коммуникации. На третьем этапе ребенок учится понимать и правильно использовать слова в любых отношениях, связях и формах коммуникации [11].

Под воздействием речи взрослых формируется речь ребенка, образуется структура речевого высказывания. Косвенно на формирование речи детей оказывает влияние педагогическая среда, образ жизни, условия жизни. Если ребенок слышит нормальную речь, возникает благотворное влияние на речевое развитие. Если ребенок получает от взрослых указания относительно того, как необходимо правильно говорить, как строить речевое высказывание, если он живет в здоровой обстановке, его речь будет постоянно развиваться, совершенствоваться. Если же ребенок растет в нездоровой обстановке, если он не слышит грамотной, красивой речи, в речевом развитии детей возникают трудности, проблемы. Речь становится богаче, развивается более стремительными

темпами, если ребенок постоянно общается с людьми, которые сами полноценно, активно владеют речью [12].

Речевая функция наиболее интенсивно развивается в возрасте от 1 до 8-9 лет, это сенситивный период развития речевой функции. В этот период необходимо показать ребенку богатство и разнообразие родного языка. Именно этот период является оптимальным периодом для развития речи: в этот период складываются оптимальные условия для воспитания лексического чутья. Ребенок должен уметь грамотно общаться, должен уметь использовать различные речевые стратегии, речевые акты (просьба, благодарность, утешение). Для младшего дошкольного возраста, характерен высокий уровень зависимости от взрослого. В процессе общения происходит развитие ребенка. В частности, ребенок овладевает различными орудиями, способами деятельности. Постепенно, общаясь со значимым взрослым, осваивая различные виды деятельности, постепенно расширяет круг своих представлений, расширяет социальный опыт. Как правило, взрослый общается с ребенком на различные темы. Это могут быть простые, бытовые темы, различные вопросы и темы, которые затрагивают круг интересов детей. Постепенно в процессе общения со значимым взрослым кругозор детей существенно расширяется, речь также продолжает развиваться.

Особенно интенсивно развивается речь ребенка в семье. Важно, чтобы в семье были созданы оптимальные условия для развития речи. Так, родители должны окружать ребенка красивой, грамотной, литературной речью, чтобы он имел возможность знакомиться с различными художественными произведениями, поэзией, приобщаться к отечественной и мировой культуре. Ребенок должен стремиться к общению со сверстниками, с членами семьи, со взрослыми. При этом он должен уметь получать удовольствие от общения. В процессе общения ребенок должен открывать для себя новые знания, должен расширять кругозор и обогащать словарный запас. Ребенок должен постепенно овладевать нормами языка: должен уметь грамотно выстраивать предложения, сочетать и согласовывать слова, члены предложения, использовать знаки препинания. Речь должна быть выразительной, четкой, логичной и последовательной [13].

Однако век цифровизации накладывает существенный отпечаток на характер взаимодействия детей со взрослыми, на все виды деятельности и активности детей, на общение с другими людьми. Сегодня происходит цифровая трансформация, которая представляет собой трансформированный процесс овладения человеком социальным опытом. Овладение социальным опытом происходит через использование различных цифровых технологий. Социальный опыт приобретается через приобщение к цифровым технологиям, через приобщение к онлайн-контексту. При этом используется как реальная, так и виртуальная среда, а также средства альтернативной, дополненной реальности. В результате формируется цифровая личность, которая принципиальным образом отличается от реальной личности, которая развивается вне цифрового общества.

Современное поколение, которое выросло в условиях цифровой трансформации, получило название «дети поколения Z». Это дети, которые родились в век цифровых технологий, которые уже не представляют своей жизни без цифровых технологий [14]. Цифровизация оказала существенно влияние на психологическое, психосоциальное

состояние человека. В первую очередь, цифровизация оказывает влияние на контакт между ребенком и взрослым [15].

Сокращение контакта между детьми и взрослыми негативно сказывается на развитии ребенка, на формировании межличностных отношений. При полном отсутствии контакта между взрослыми и детьми, развитие ребенка резко отстает, вплоть до полной остановки. Содержание человеческого опыта, базовые ценности передаются от человека к человеку в словесной форме. При отсутствии общения, передача опыта затрудняется, нарушается развитие, формируется непонимание и конфликты. На каждом этапе развития общение позволяет ребенку решать те или иные задачи, свойственные его возрасту. Недостаток общения приводит к тому, что эти задачи остаются нерешенными, в результате чего затрудняется переход на новый этап психологического развития, затрудняется формирование психологических новообразований.

Достижения прогресса, которые сокращают общение между взрослыми и детьми, приводят к стремительному росту детей с речевой патологией. Сегодня норма речевого развития детей резко смещается. Еще несколько десятилетий назад нормой считалось произношение 10-15 слов к 1 году. Сегодня же годовалые дети произносят преимущественно только отдельные слоги и звуки. Как правило, раньше дети овладевали речью примерно к 2 годам. Сегодня же нередко наблюдаются дети с неразвитой речью в возрасте 3-4 года [16].

Основная причина отставания в развитии речи — отсутствие практики. В современной семье общение уходит в виртуальную среду: родители поглощены смартфонами, дети смотрят мультфильмы. Совместное времяпровождение нередко ограничивается молчаливым просмотром фильмов, телепередач [6].

Применение информационно-технических устройств, с одной стороны, в доступной форме с использованием приёмов визуализации оптимизирует привлечение внимания детей. Ребёнка легче мотивировать благодаря яркой визуализации, но неоправданно рано происходит знакомство детей с гаджетами. Аттрактивные свойства всецело «поглощают» детей и начинают «замещать» взаимодействие с родителями, блокируют формирующие чувственный опыт сенсорные впечатления.

Цифровая индустрия в наше время представляет родителям широкий спектр разнообразных устройств. Пока девайсы выполняют функции взрослых, родители получают возможность освободить время для собственных дел. В цифровой век все эти нововведения изменяют взаимоотношения детей и родителей. Современные дети рано сталкиваются с цифровыми устройствами. Девайсам удаётся «дистанцировать» малыша от взрослых, они становятся посредниками в детско-родительских отношениях. В результате чего живой диалог, живое общение с родителями малыш подолгу не является включённым. В постоянном контакте с родителями у детей раннего возраста должно происходить овладение речью. Ребёнок пытается включиться в беседу, когда он слышит взрослого, он осмысливает и переживает его речь. Сидя у экрана, поглощённые мельканием ярких изображений, дети очень редко используют речь. Речь, которую ребёнок слышит из планшета, «пустая», не наполненная для него личностным смыслом. Интегрированным показателем мышления является речь.

С проблемами недоразвития речи (дислексия и дисграфия) сталкиваются многие дошкольники. Проблемы подобного рода имеют сейчас 40% детей. Большое количество малышей не имеют полноценной практики общения. Сюжетно-ролевые игры подменили «виртуальные», «дворовые» игры практически отсутствуют. Психологические исследования показывают, что полноценное мышление не может сформироваться, если человек не имеет постоянной, повседневной практики общения. У детей происходит деформация социальных связей, так как они проводят много времени в сети Интернет. Суррогатная форма коммуникации замещает потребность в общении. Для того, чтобы речевое развитие было в норме, общаться с детьми нужно в эмоционально-положительном тоне [17].

В младшем дошкольном возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное, каждая из которых имеет ведущую потребность в общении [4]. Основу взаимодействия между детьми и взрослыми составляет эмоционально-значимое общение, индивидуальное общение и взаимодействие ребенка со взрослым, познавательное общение и контакты в ходе совместной деятельности [18].

В эпоху цифровизации значимость и характер этих взаимодействий существенно изменяется. Так, эмоционально-значимому общению уделяется все меньше внимания. Дети и взрослые проводят немало времени за просмотром телепередач, за общением в социальных сетях. Все большая значимость уделяется виртуальному общению, которое заменяет прямые эмоциональные контакты. Общение с бабушками и дедушками, другими родственниками, в особенности, если они проживают далеко, за границей, ограничивается видеосвязью, которая придает принципиально иной колорит общению, насыщает его иными ощущениями, создает ощущение виртуальной реальности, требует отбора иных средств вербальной и невербальной коммуникации [19].

Индивидуальное общение также существенным образом трансформируется [20]. Современные технологии раскрывают ряд возможностей для совместного времяпровождения. Сегодня все чаще детям включают радио-няни, различные мультипликационные и телевизионные передачи, используют средства виртуальной, дополненной и альтернативной реальности. Все это трансформирует восприятие детей, формирует принципиально иной тип мышления [19]. Именно в младшем дошкольном возрасте формируется клиповое мышление, которое является феноменом современности. Так, дети не могут воспринимать большие объемы информации, не могут воспринимать печатные, некрасочные тексты. Они отдают предпочтение ярким, красочным фрагментам, картинкам, которые последовательно переключаются. Дети воспринимают информацию со спецэффектами, и вместе с тем, не способны сконцентрировать внимание на однотонных, некрасочных объектах. Текстовая информация такими детьми не воспринимается, они воспринимают преимущественно картинки, графику, анимацию. Возникают трудности с формированием целостной картины мира, преобладает обрывочное, фрагментарное восприятие. Преобладает интерес к современным цифровым технологиям. Непосредственное общение и взаимодействие со взрослыми становится не интересным, малопривлекательным для детей [21].

Познавательное общение и общение в ходе совместной деятельности в эпоху цифровизации также резко трансформируется. Познавательный интерес детей все чаще удовлетворяется за счет познавательных и анимационных передач, аудиосказок, рассказов, видео-уроков, мастер-классов, онлайн программ и лагерей, которые подразумевают дистанционное взаимодействие между участниками коммуникации. Такой подход актуализирует, в первую очередь, потребность в невербальной коммуникации, подборе и применении альтернативных средств общения. Вместе с тем, потребность в непосредственной коммуникации, речевом высказывании существенно снижается [19].

Кроме того, в процессе общения взрослых и детей в условиях цифровизации, существенно снижается значимость таких компонентов живого общения, как интерес к собеседнику, доброжелательность, уважительное отношение, обращение к человеку по имени [22].

Выводы

В эпоху цифровизации существенно изменяется содержание, средства, сущность самого процесса общения. Ведущая роль в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста отводится общению детей со взрослыми. Век цифровизации накладывает существенный отпечаток на характер взаимодействия детей со взрослыми, на все виды деятельности и активности детей, на общение с другими людьми. В условиях цифровизации существенно сокращается контакт между ребенком и взрослым.

Цифровые технологии, начиная с младшего дошкольного возраста, существенно трансформируют сознание, восприятие. Формируется особый тип мышления — клиповое мышление. Это отражается в том числе, на речевом развитии ребенка: реальное общение заменяется виртуальным, утрачивается эмоциональный контакт. Утрачивается и трансформируется значимость непосредственного общения и взаимодействия со взрослыми, в том числе, на уровне эмоционального контакта, индивидуального общения, познавательного общения, взаимодействия в ходе совместной деятельности. У детей существенно снижается на только уровень речевого развития, но и сама потребность в речевой коммуникации.

Проанализировав мнения различных авторов, можно заключить, что большинство авторов в цифровизации видит преимущественно негативное влияние, которое выражается в нарушениях речи, нарушениях коммуникации, взаимодействия со взрослыми. На наш взгляд, проблема речевого развития является более широкой проблемой. В настоящее время отмечается отставание детей в речевом развитии. Это неоспоримый факт, с которым сталкиваются все логопеды и дефектологи. С каждым годом наблюдается все больше дефектов в речи детей, все позже они начинают говорить, все менее связной является их речь. Все более актуальным и распространенным является диагноз — задержка психоречевого развития (ЗПРР). Если раньше говорили о задержке речевого развития, то сегодня все чаще речь идет именно о задержке речевого и психического развития. Это связано с тем, что психическое и речевое развитие находятся в тесной взаимосвязи.

Отставание в речевом развитии неизбежно приводит к отставанию в психическом развитии. Это связано с тем, что речь является одним из средств познания, а, соответственно, одним из важных средств развития психики человека. Кроме того,

рассматривать речевое развитие отдельно от психического развития не целесообразно, поскольку речь является важнейшим компонентом высшей нервной деятельности, рассматривается как высшая психическая функция.

Речь тесно связана с другими высшими психическими функциями, такими как память, мышление, воображение, познавательный интерес и познавательная активность, восприятие. У большинства современных детей в результате нарушения речи нарушаются и другие психические процессы.

Проблема усугубляется тем, что у большинства современных родителей наблюдаются аналогичные проблемы: нарушения памяти, восприятия и внимания, фрагментарность мышления. У многих родителей также отмечается скудность лексического запаса, бедность и фрагментарность мышления, отсутствие связной речи. В речи многих родителей встречаются многочисленные аграмматизмы, отсутствует последовательность и логика изложения. Современные родители поглощены гаджетами, цифровыми технологиями, все чаще уходят в виртуальную реальность. Они не видят проблемы в том, что гаджеты и виртуальные игры заменили их детям общение со сверстниками, со взрослыми, частично заменяют реальный мир. Тот факт, что дети с ранних лет приобщаются к цифровым технологиям, вызывает у них гордость и восторг, они считают это показателем современного человека.

Родители не понимают роли взрослого в воспитании ребенка, не осознают значимости эмоционально-личностного общения, взаимодействия, совместной игровой деятельности, не осознают того факта, что именно совместная игровая деятельность детей и взрослых является условием их полноценного психического и речевого развития. Поэтому коррекцию речи необходимо проводить в совместной деятельности с родителями, коррекции необходимо подвергать не только детей, но и родителей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Алимова Л.У., Белинская-Милькович А.Б. Экспериментальное исследование по формированию навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий // Научные исследования. 2019. № 2 (28). С. 22-24.

2. Куманова Н.А. Речевое воспитание детей дошкольного возраста в педагогических взглядах Е.И. Тихеевой // Проблемы педагогики. 2017. № 6 (29). С. 23-25.

3. Меджидова Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. № 6 (110), Ч. 8. С. 799-803.

4. Белоусова А.В. [Интернет]. Влияние общения на развитие речи ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. с2022. Доступно по: https://urok.1sept.ru/ articles/594970. Ссылка активна на 19.04.2022.

REFERENCES:

1. Alimova LU, Belinskaya-Mil'kovich AB. Eksperimental'noye issledovaniye po formirovaniyu navykov dialogicheskoy rechi u detey mladshego doshkol'nogo vozrasta sredstvami igrovykh tekhnologiy. Nauchnyye Issledovaniya. 2019;(2):22-4. (In Russ).

2. Kumanova NA. Rechevoye vospitaniye detey doshkol'nogo vozrasta v pedagogicheskikh vzglyadakh E.I. Tikheyevoy. Problemy Pedagogiki. 2017;(6):23-5. (In Russ).

3. Medzhidova ES. Sotsial'no-kommunikativnoye razvitiye detey doshkol'nogo vozrasta kak nauchno-pedagogicheskaya problema. Young Scientist. 2016;(6, Pt 8):799-803. (In Russ).

4. Belousova A.V. [Internet]. Vliyaniye obshcheniya na razvitiye rechi rebenka v vozraste ot 0 do 3 let. s2022. Available at: https://urok. 1sept.ru/articles/ 594970. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

5. Лига М.Б., Щеткина И.А. Человек в эпоху цифровизации общества // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 2. С. 29-38. doi:

10.21209/1996-7853-2021-16-2-29-38

6. Серкова Н.А. [Интернет]. Влияние цифровых

устройств на формирование и развитие речи ребенка. с2022. Доступно по: https://nsportal.ru/ detskiy-sad/logopediya/2019/08/28/vliyanie-tsifrovyh-ustroystv-na-formirovanie-i-razvitie-rechi. Ссылка активна на 19.04.2022.

7. Сустайкина Е.В. [Интернет]. Роль взрослого в развитии речи детей раннего возраста. с2022. Доступно по: https://www.maam.ru/detskijsad/ rol-vzroslyh-v-razvitie-rechi-detei-ranego-vozrasta.html. Ссылка активна на 19.04.2022.

8. Пахомов И.А. Факторы формирования социального опыта дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25, № 185. С. 130-139. doi: 10.20310/18100201-2019-25-185-130-139

9. Динеева Е.А. Развитие речевого общения детей младшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 1. С. 71. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary 37034805 73982674.pdf. Ссылка активна на 19.04.2022.

10. Сарьянова М.В. [Интернет]. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. с2022. Доступно по: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?i d=38869. Ссылка активна на 19.04.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Леонова С.В. [Интернет]. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста. с2022. Доступно по: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/ opyt-raboty-razvitie-rechi-detej-mladshego-vozrasta.html. Ссылка активна на 19.04.2022.

12. Розенова М.И., Кашаева Д.И. Игровые ситуации, способствующие развитию мышления и речи ребенка младшего дошкольного возраста // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 6 (9). С. 40-45. Доступно по: https://www.elibrary. ru/download/elibrary 32252085 66163155.pdf. Ссылка активна на 19.04.2022.

13. Кустугульдинова М.Д. [Интернет]. Роль взрослого в развитии правильной речи детей. c2022. Доступно по: https://solncesvet.ru/opubliko vannyie-materialyi/rol-vzroslogo-v-razvitii-pravilnoy-rechi132/. Ссылка активна на 19.04.2022.

14. Тучина О.Р., Бафанова В.Е., Чемулова А.В. Социально-психологические предикторы формирования образа будущего у представителей поколения Z (на материале исследования подрос-

5. Liga MB, Shchetkina IA. A Man in the Era of Digitalization of Society. Humanitarian Vector. 2021;16(2):29-38. (In Russ). doi: 10.21209/1996-78532021-16-2-29-38

6. Serkova NA. [Internet]. Vliyaniye tsifrovykh ustroystv na formirovaniye i razvitiye rechi rebenka. c2022. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/08/28/vliyanie-tsifrovyh-ustroystv-na-formirovanie-i-razvitie-rechi. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

7. Sustaykina EV. [Internet]. Rol' vzroslogo v razvitii rechi detey rannego vozrasta. c2022. Available at: https://www.maam.ru/detskijsad/rol-vzroslyh-v-razvitie-rechi-detei-ranego-vozrasta.html. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

8. Pakhomov IA. Factors of preschoolers social experience formation. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(185):130-9. (In Russ).

doi: 10.20310/1810-0201-2019-25-185-130-139

9. Dineeva EA. Development of speech

communication of children of younger preschool age. Mezhdunarodnyy Studencheskiy Nauchnyy Vestnik. 2019;(1):71. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 37034 805 73982674.pdf. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

10. Sar'yanova MV. [Internet]. Rechevoye razvitiye detey mladshego doshkol'nogo vozrasta v usloviyakh realizatsii FGOS. c2022. Available at: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/pubni d=38869. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

11. Leonova SV. [Internet]. Razvitiye rechi detey mladshego doshkol'nogo vozrasta. c2022. Available at: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/ opyt-raboty-razvitie-rechi-detej-mladshego-vozrasta.html. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

12. Rozenova MI, Kashaeva DI. Game situations that promote the development of thinking and speech of the child. The Collection of Humanitarian Researches. 2017;(6):40-5. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary 32252085 66163155.pdf. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

13. Kustugul'dinova MD. [Internet]. Rol' vzroslogo v razvitii pravil'noy rechi detey. c2022. Available at: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/rol-vzroslogo-v-razvitii-pravilnoy-rechi132/. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

14. Tuchina OR, Bafanova VE, Chemulova AV. Socio-psychological predictors of the formation of the image of the future among representatives of generation Z (by the material of the study of

273

тков Кубани) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 2 (37). С. 167-178. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu. ru/art&id=529. Ссылка активна на 19.04.2022. doi: 10.23888/humT2022102167-178

15. Капитонова К.Г. [Интернет]. Проблемы развития связной речи младших школьников в условиях цифровизации. с2022. Доступно по: http://ippo. selfip.com:85/izvestia/kapitonova-k-g-problemy-razvitiya-svyaz/. Ссылка активна на 19.04.2022.

16. Багина Е.Е. [Интернет]. Роль взрослого в развитии речи ребёнка. с2022. Доступно по: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016544. Ссылка активна на 19.04.2022.

17. Трофимова Е.И. Развитие речи у детей дошкольного возраста в век цифровизации // Молодой ученый. 2021. № 49 (391), Ч. 7. С. 431-432.

18. Зотова И.В., Фирюлина О.Г. Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 18 (100). С. 77-81.

19. Коротаева Е.В. Анализ содержания контекста исследований использования гаджетов с технологией тачскрин детьми дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 49-54. doi: 10.26170/po20-05-05

20. Романович О.А., Стефанова Н.Л. Речевая мозаика: игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет. М.: Учитель; 2017.

21. Поляков Е.В. Становление когнитивной сферы личности в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах // Sciences of Europe. 2017. № 14-2 (14). С. 82-93.

22. Овчинникова Н.В. [Интернет]. Общение со взрослым как средство введения дошкольника в мир социальных отношений. с2022. Доступно по: https://ds2ub.edu.yar.ru/vospitateli/ovchinnikova n dot v dot /metodicheskaya kopilka/metodiche skaya razrabotka.html. Ссылка активна на 19.04.2022.

teenagers of the Kuban). Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(2): 167-78. Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=529. Accessed: 2022 April 19. (In Russ). doi: 10.23888/humT2022102167-178

15. Kapitonova KG. [Internet]. Problemy razvitiya svyaznoy rechi mladshikh shkol'nikov v usloviyakh tsifrovizatsii. c2022. Available at: http://ippo.selfip. com:85/izvestia/kapitonova-k-g-problemy-razvitiya-svyaz/. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

16. Bagina EE. [Internet]. Rol' vzroslogo v razvitii

rechi rebënka. c2022. Available at: https://science forum.ru/2019/article/2018016544. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

17. Trofimova EI. Razvitiye rechi u detey doshkol'nogo vozrasta v vek tsifrovizatsii. Young Scientist. 2021;(49, Pt 7):431-2. (In Russ).

18. Zotova IV, Firyulina OG. The features of development of social and communicative competence in preschool children. Problemy Sovremennoy Nauki i

Obrazovaniya. 2017;(18):78-83. (In Russ).

19. Korotaeva EV. Context analysis of research

on the use of gadgets with tachscreen technology by preschool children. Pedagogical Education in Russia. 2020;(5):49-54. (In Russ). doi: 10.26170/po20-05-05

20. Romanovich OA, Stefanova NL. Rechevaya mozaika: igry i uprazhneniya dlya razvitiya rechi detey

3-4 let. Moscow: Uchitel'; 2017. (In Russ).

21. Polyakov EV. Formation of the cognitive sphere

of the personality at infantile, early, preschool, younger school age. Sciences of Europe. 2017;(14-2):82-93. (In Russ).

22. Ovchinnikova NV. [Internet]. Obshcheniye so vzroslym kak sredstvo vvedeniya doshkol'nika v mir sotsial'nykh otnosheniy. c2022. Available at: https://ds2ub.edu.yar.ru/vospitateli/ovchinnikova n dot v dot /metodicheskaya kopilka/metodiche skaya razrabotka.html. Accessed: 2022 April 19. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Трофимова Елена Ивановна — аспирант. E-mail: ei72tr72@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 19.04.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 05.07.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Трофимова Е.И. Роль взрослого в развитии речи детей младшего дошкольного возраста и специфика взаимодействия со взрослыми в эпоху цифровизации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 263-274. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id = 538. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022103263-274

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Elena I. Trofimova — PhD-Student. E-mail: ei72tr72@mail.ru

PAPER RECEIVED: 19.04.2022. PAPER REVISED: 05.07.2022. PAPER ACCEPTED: 01.09.2022.

FOR CITATION:

Trofimova E.I. The role of an adult in the speech development of preschool children and the specifics of interaction with adults in the era of digitalization. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(3):263-274. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=538. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022103263-274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.