Научная статья на тему 'Социально-психологические Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи'

Социально-психологические Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2256
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ / CHILDREN / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / SPEECH DISORDERS / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / BEHAVIORAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Шелкунова Анна Федоровна

Анализируются социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, которые в дальнейшем могут определять направление коррекционно-развивающих мероприятий. На примере дошкольников, имеющих общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, показана специфика отношений в семье, оценена потребность и основной мотив в общении со сверстниками и родителями, выявлены нарушения в поведении при групповом взаимодействии. В ходе исследования обнаружено, что дети с речевой патологией имеют низкую потребность в общении со сверстниками, групповое взаимодействие выстраивают на основе игровой мотивации, часто проявляя агрессивность, эгоцентричность, конфликтность, негативизм. Дети с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие, демонстрируют отвержение самого себя и отдаленность от обоих родителей. Они отмечают низкую собственную значимость в семье, придают большую значимость лицам, не входящим в состав семьи. Для детей с нарушениями речи свойственны нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных эмоций и чувств, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации. В принятии решений они часто руководствуются эгоистическими желаниями, редко делают выбор в пользу другого. Обозначенные позиции свидетельствуют о низком уровне принятия нравственных норм у детей с речевой патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Шелкунова Анна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDER

The article is devoted to the study of the social and psychological characteristics of children of senior preschool age with speech disorders, which can further determine the direction of remedialdevelopmental activities. On the example of preschool children with general and phoneticphonematic deficiency of speech, the specifics of relations in the family are shown, the need and the main motive in communicating with peers and parents are assessed, and behavioral problems that children demonstrate in group interaction are revealed. The study found that children with speech pathology have low need for communication with peers, group interaction is built on the basis of game motivation, and aggressiveness, egocentricity, conflicts and negativism are often shown. Children with speech disorders in comparison with children, who have normal speech development, demonstrate rejection of themselves and remoteness from both parents. They point out the low own significance in the family, attach great importance to people who are not part of the family. For children with speech disorders, the ambiguity and «blurriness» of moral representations, the uncertainty of moral emotions and feelings, the instability of relations, the «blurriness» of moral motivation are inherent. In decision-making they are often guided by selfish desires, rarely opting for the other. The indicated positions attest to the low level of adoption of moral principles in children with speech pathology.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

УДК 159. 922. 7/. 8 + 159. 9:61

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-4-18-26

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов, А. Ф. Шелкунова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Анализируются социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, которые в дальнейшем могут определять направление коррекционно-развивающих мероприятий. На примере дошкольников, имеющих общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, показана специфика отношений в семье, оценена потребность и основной мотив в общении со сверстниками и родителями, выявлены нарушения в поведении при групповом взаимодействии. В ходе исследования обнаружено, что дети с речевой патологией имеют низкую потребность в общении со сверстниками, групповое взаимодействие выстраивают на основе игровой мотивации, часто проявляя агрессивность, эгоцентрич-ность, конфликтность, негативизм. Дети с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие, демонстрируют отвержение самого себя и отдаленность от обоих родителей. Они отмечают низкую собственную значимость в семье, придают большую значимость лицам, не входящим в состав семьи. Для детей с нарушениями речи свойственны нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных эмоций и чувств, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации. В принятии решений они часто руководствуются эгоистическими желаниями, редко делают выбор в пользу другого. Обозначенные позиции свидетельствуют о низком уровне принятия нравственных норм у детей с речевой патологией.

Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, межличностные отношения, нарушения поведения.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих особенности в развитии, среди которых дети с нарушениями речи представляют одну из самых многочисленных и разнородных групп. Дети с нарушениями речи имеют отклонения в речевом развитии при нормальном слухе и сохранном интеллекте, что создает благоприятную основу для их дальнейшего развития при своевременно проведенной коррекци-онно-развивающей работе.

Показано, что в условиях неполноценной речевой деятельности нарушается развитие детей. Роль недостатков речи в развитии ребенка определяется природой и степенью выраженности дефекта, а также отношением ребенка к дефекту [1, 2]. В. И. Селиверстов, изучая детей, страдающих заиканием, выделил три степени фиксированности на речевом дефекте [3]:

1. Нулевая степень фиксированности на дефекте. Ребенок не испытывает дискомфорта от осознания неполноценности своей речи, не замечает ее недостатков. Легко вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми людьми. Элементы стеснения и обидчивости отсутствуют.

2. Умеренная степень фиксированности на дефекте. Ребенок испытывает отрицательные эмоции, скрывает дефект, предпринимает попытки компенсировать особенности речевого общения, прибегая к уловкам. Каждый поступок оценивается через призму своего де-

фекта. Однако осознание ребенком своих недостатков не влечет за собой постоянного, тягостного чувства собственной неполноценности.

3. Выраженная степень фиксированности на дефекте. Ребенок постоянно фиксирован на речевом недостатке, глубоко переживает свое состояние. Характерен выраженный страх перед речью, погружение в болезнь, снижение самооценки, самообвинение, ранимость, мнительность, навязчивые мысли.

Как правило, у детей с патологией речи отмечаются различные двигательные нарушения: расстройства равновесия и координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений [4]. Следовательно, в рамках психолого-педагогической помощи таким детям на первый план выходит работа по формированию и совершенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук.

Выявлены отклонения от нормы у детей с дефектами речи и в когнитивной сфере, а именно [5-10]:

- нарушение зрительного и слухового восприятия;

- неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения;

- снижение вербальной памяти при относительной сохранности смысловой памяти.

Т. Б. Филичева и Г. А. Чиркина, характеризуя особенности интеллектуальной сферы детей с нарушениями речи (ОНР), отмечали, что, имея полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, дети данной категории отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением [11].

Результаты исследований В. П. Глухова свидетельствуют, что по уровню продуктивной деятельности воображение детей с ОНР отстает от возрастной нормы. В пробах на выполнение рисунков по заданным геометрическим фигурам и на окончание рисунков по заданному началу дети без нарушений речи создают в среднем на 5 образцов больше, чем дети с речевой патологией. У детей с ОНР отмечается в 2,5 раза больше рисунков, копирующих образец и предметы ближайшего окружения, чаще встречается повторение собственных рисунков и создание рисунков, неадекватных заданию. Для детей, страдающих речевой патологией, характерно использование штампов, однообразность, большие затраты времени на выполнение работы [12].

Для детей с нарушениями речи характерны отклонения со стороны эмоциональной сферы в виде раздражительности, повышенной возбудимости и тревожности, эмоциональной неустойчивости. Данные особенности, безусловно, оказывают негативное влияние на общение со сверстниками и взрослыми [13, 14].

Выявлено, что коммуникативные возможности детей с речевой патологией ограничены и по всем параметрам значительно ниже нормы. В частности, отмечается низкий уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Часто дети с речевой патологией в группе сверстников не способны занять себя каким-либо делом, что свидетельствует о недостаточной сфор-мированности навыков совместной деятельности. Если дети выполняют по поручению взрослого какую-либо общую работу, то ребенок с речевой патологией стремится сделать все по-своему, не сотрудничая с партнером. Исходя из приведенных выше фактов, можно говорить о низком уровне сформированности у дошкольников с недоразвитием речи коммуникативных умений и навыков сотрудничества, их слабой ориентации на сверстников в процессе совместной деятельности [15-17].

Типичными для многих детей с речевыми нарушениями являются повышенная агрессивность, застенчивость, неуверенность в себе, обидчивость, зависимость от окружающих.

Проблемные формы межличностных отношений связаны с особенностями самосознания ребенка: излишней фиксированностью на своих предметных качествах, преобладанием оценочного отношения к себе и другим. Излишняя фиксация детерминирует постоянную оценку себя, демонстрацию своих достоинств, самоутверждение [18].

Следует заметить, что у детей с нарушениями речи, в отличие от их сверстников с нормальным речевым развитием, отмечается специфическая реакция на неудачи. После успешно выполненного задания они переходят не к более трудному, а к более легкому заданию. Такое поведение детей с нарушениями речевого развития можно рассматривать как защитную реакцию, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне [19].

Существенно отличается от нормы и процесс общения детей с ОНР со взрослыми. Показано, что у дошкольников 4-5 лет данной группы в общении со взрослыми преобладает ситуативно-деловая форма, характерная для нормально развивающихся детей двух-, четырехлетнего возраста. Кроме того, у таких детей нарушена культура общения. Они фамильярны со взрослыми и излишне настойчивы в своих требованиях, достаточно часто у них отсутствует чувство дистанции.

Важно понимать, что нарушения в познавательной и эмоционально-личностной сферах у детей с речевой патологией могут влиять не только на обучение, но и приводить к изменениям в поведении и явлениям социальной дезадаптации. В связи с этим актуальным становится определение наиболее характерных социально-психологических особенностей детей с нарушениями речевого развития с целью проведения эффективной психопрофилактики и психокоррекции.

Проведенное исследование направлено на изучение социально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Исследование было выполнено на базе МАДОУ № 44 г. Томска с участием 80 родителей в возрасте 25-45 лет и 80 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), которые были разделены на 2 группы:

1-я группа - дети без речевых нарушений;

2-я группа - дети, имеющие педагогический диагноз «ОНР III уровня» и «ФФН», установленный в возрасте 4 лет городской психолого-медико-педагогической комиссией (табл. 1).

Таблица 1

Распределение детей по полу и уровню речевого развития

Пол ребенка Уровень речевого развития

N-речевого развития OHP III уровня ФФН

Мальчики 20 16 4

Девочки 20 12 8

Всего 40 28 12

Для оценки социально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста изучали:

- отношение ребенка к себе и другим, особенности его самопринятия и принятия других;

- особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми;

- особенности принятия и осознания нравственных норм;

- особенности нарушений в поведении ребенка. Для реализации поставленной цели использовали:

- методику «Субъективная оценка межличностных отношений ребенка» (Н. Я. Семаго);

- методику «Особенности развития частной самооценки ребенка»;

- методику «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс);

- методику «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис);

- карту наблюдения за поведением ребенка.

Используя методику Н. Я. Семаго, выявили, что в 1-й группе достаточно большой процент детей, который описывает свои отношения с родителями как близкие. При этом близость к матери отметили 90 % детей, к отцу - 85 %. Для большинства детей (70 %) групповое взаимодействие строилось на основе учебно-познавательной мотивации. Следует заметить, что потребность в общении со сверстниками испытывали 50 % детей данной группы; 35 % детей демонстрировали отгороженность от других детей и взрослых.

Во 2-й группе детей получены иные результаты. Близость к матери отмечали 55 % детей, к отцу - всего лишь 15 %. Групповое взаимодействие для большинства детей группы (75 %) строилось на основе игровой мотивации. Потребность в общении со сверстниками проявляли только 15 % детей. Для 65 % детей свойственна отгороженность от других детей и взрослых. Кроме того, 35 % детей не принимали себя (табл. 2).

Таблица 2

Субъективная оценка межличностных отношений у детей старшего дошкольного

возраста по методике Н. Я. Семаго

Особенности отношения Группа 1, % Группа 2, %

Близость к матери 90 55

Отдаленность от матери 10 45

Близость к отцу 85 15

Отдаленность от отца 15 85

Мотивация игровая/учебно-познавательная 30/70 75/25

Потребность общения с другими детьми 50 15

Отгороженность от других детей и взрослых 35 65

Отвержение самого себя 0 35

Таким образом, для детей с речевыми нарушениями характерны: преобладание в групповом взаимодействии игровой мотивации, низкая потребность в общении со сверстниками, отвержение самого себя и отдаленность от родителей.

С помощью методики «Особенности развития частной самооценки ребенка» обнаружили в 1-й группе три категории детей, имеющих низкую, адекватную и завышенную самооценку. Причем большая часть детей имела либо завышенную (30 %), либо адекватную самооценку (55 %).

Во 2-й группе выявлены такие же категории детей, как и в 1 группе, - с низкой, адекватной и завышенной самооценкой. Однако в данной группе преобладали дети с заниженной (40 %) и адекватной самооценкой (45 %) (табл. 3).

Таблица 3

Развитие частной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Уровень самооценки Группа 1, % Группа 2, %

Низкий 15 40

Средний 55 45

Высокий 30 15

Опираясь на полученные результаты, можно сказать, что независимо от уровня речевого развития у обследованных дошкольников чаще всего встречалась адекватная самооценка. Примечательно, что при нормальном речевом развитии достаточно большой процент

детей обладал завышенной самооценкой, тогда как при нарушении речевого развития многие дети имели заниженную самооценку.

При анализе результатов, полученных по методике «Неоконченные ситуации», обнаружили, что в 1-й группе среди детей преобладал средний уровень принятия нравственных норм (60 %), в то время как среди детей 2-й группы - низкий уровень (55 %).

Как в 1-й группе, так и во 2-й группе процент детей с высоким уровнем принятия нравственных норм низкий и составил 10 и 5 % соответственно (табл. 4). Малый процент детей с высоким уровнем принятия нравственных норм и достаточно большой процент детей с низким уровнем по данному показателю вызывает тревогу в отношении нравственного воспитания подрастающего поколения.

Таблица 4

Принятие нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста

Уровень принятия нравственной нормы Группа 1, % Группа 2, %

Низкий 30 55

Средний 60 40

Высокий 10 5

Сопоставляя результаты по двум группам, можно сказать, что для детей с нарушениями речи в большей степени характерен низкий уровень принятия нравственных норм. Таким детям свойственны нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных эмоций и чувств, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации. В принятии решений дети с нарушениями речи зачастую руководствуются своими желаниями, редко делают выбор в пользу другого, в ущерб себе.

Методика «Семейная социограмма» позволила обозначить наличие и характер проблем в семьях, воспитывающих детей 1-й и 2-й групп.

Установлено, что для 12 % детей 1-й группы характерны эмоциональная отгороженность, низкая собственная значимость, придание значимости лицам, не входящим в состав семьи.

Во 2-й группе достаточно много детей отмечали эмоциональную отгороженность в семье (40 %). При этом низкую значимость в семье указывали 32 % детей. Придавали значимость лицам, не входящим в состав семьи, 20 % детей. При проведении исследования не включали себя в состав семьи 24 % детей данной группы. На предложение исследователя добавить себя в семью отвечали отказом (табл. 5).

Таблица 5

Оценка детьми старшего дошкольного возраста особенностей межличностных отношений в семье

Особенности межличностных отношений Группа 1, % Группа 2, %

Эмоциональная отгороженность 12 40

Симбиотические семейные связи 4 16

Преимущественная значимость отца в семье 28 32

Придание значимости лицам, не входящим не состав семьи 12 20

Низкая значимость себя в семье 12 32

Невключение себя в состав семьи 0 24

Включение животных в состав семьи 8 28

Результаты, полученные с помощью методики «Семейная социограмма», показали, что в семьях, воспитывающих детей с патологией речи, чаще встречаются нарушения межличностных отношений.

В ходе наблюдения за детьми 1-й группы выявлено, что только 5 % детей данной группы проявляют негативизм, агрессивность и конфликтность в групповом взаимодействии. Эгоцентричность, скованность, эмоциональная отгороженность во взаимодействии со сверстниками свойственны 10 % детей, 25 % детей открыто проявляют обидчивость.

Во 2-й группе проявления агрессивности и негативизма выявлены у 20-30 % детей. Обидчивость проявляли 45 % детей. Эмоциональная отгороженность во взаимодействии со сверстниками и скованность свойственны для 30 % детей; эгоцентричность и конфликтность характерны для 25 % детей (табл. 6).

Таблица 6

Нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности поведения Группа 1, % Группа 2, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агрессивность 5 20

Негативизм 5 30

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) 25 45

Конфликтность 5 25

Эмоциональная отгороженность 10 30

Дурашливость 10 40

Нерешительно сть 15 5

Скованность 10 30

Заторможенно сть 20 40

Эгоцентричность 10 25

Избегание умственных усилий 5 35

Дефицит внимания 25 40

Двигательная расторможенность (гиперактивность) 20 40

Речевая расторможенность 25 40

Застреваемость 10 20

Исходя из результатов наблюдения, можно констатировать, что среди детей с речевой патологией чаще встречаются нарушения поведения при групповом взаимодействии со сверстниками.

Таким образом, проведенное исследование показало, что дети с речевой патологией имеют социально-психологические особенности, которые необходимо учитывать, выстраивая психопрофилактические и коррекционно-развивающие мероприятия.

Список литературы

1. Калягин В . А. , Овчинникова Т . С . Логопсихология: учебное пособие . М . : Академия, 2008. 318 с .

2 . Шаховская С . Н . , Лалаева Р. И . Логопатопсихология: учебное пособие . М . : Владос, 2011. 285 с .

3 . Селиверстов В . И . Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика . Введение в специальность . М . : Владос,

2010 .318 с .

4 . Первеева В . А. Формирование моторики и комплексное развитие эстетико-психологических способностей детей

4-6 лет с нарушением функции речи средствами художественной гимнастики: автореф . дис .. . . канд. пед . наук. СПб . , 2003

5 . Мустаева Е . Р . Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский пед . журн . 2009 . № 1.

С .342-351.

6 . Козловская Г . Ю . Психология лиц с нарушениями речи: учебно-метод . пособие . Ставрополь, 2009 . 152 с .

7 . Переслини Л . И . , Фотекова Т . А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием

речи и ЗПР // Дефектология . 1993. № 5 . С . 3-5 .

8 . Разживина Н . В . Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией // Практическая

психология и логопедия . 2005. № 3 (14) . С . 50-55.

9 . Шелехов И . Л . , Толстолес Е . С . , Гребенникова Е . В . Коррекционная педагогика с основами специальной психологии .

Речевые нарушения: учебное пособие . Томск: Изд-во ТГПУ, 2012 . 195 с .

10 . Гребенникова Е . В . , Шелехов И . Л . Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2015 . Вып . 6 (159) . С . 76-78.

11. Филичева Т . Б . , Чиркина Г . В . Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ . пособие . М . : Айрис-пресс, 2004. 224 с .

12 . Глухов В . П . Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //

Недоразвитие и утрата речи . Вопросы теории и практики . М . , 1985. С . 41-48 .

13 . Балашова В . П . Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями

речи // Молодой ученый . 2016 . № 2 . С . 767-770 . URL: https://moluch . ru/archive/106/25323/ (дата обращения: 09 . 05.2018) .

14 . Шипицина Л . М . , Волкова Л . С . Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с

общим недоразвитием речи // Дефектология . 1993. № 4 . С . 8-13 .

15 . Грибова О . Е . К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология . 1995. № 6 . С . 7-16 .

16 . Дубова Н . В . Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду . 2006 . № 3 . С . 36-38.

17 . Июдина Л . В . Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопед . 2007 . № 3 .

С 44-50

18 . Лисина М . И . Формирование личности ребенка в общении . 2-е изд. , перераб . и доп . СПб . : Питер, 2009 . 320 с .

19 . Усанова О . Н . , Слинько О . А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми

нарушениями речи: коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи М . : Изд-во МПГУ, 1987 .215 с .

Гребенникова Елена Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Шелехов Игорь Львович, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии психологических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Шелкунова Анна Фёдоровна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 13.06.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-18-26

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDER

E. V. Grebennikova, I. L. Shelekhov, A. F. Shelkunova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article is devoted to the study of the social and psychological characteristics of children of senior preschool age with speech disorders, which can further determine the direction of remedial-developmental activities. On the example of preschool children with general and phonetic-phonematic deficiency of speech, the specifics of relations in the family are shown, the need and the main motive in communicating with peers and parents are assessed, and behavioral problems that children demonstrate in group interaction are revealed. The study found that children with speech pathology have low need for communication with peers, group interaction is built on the basis of game motivation, and aggressiveness, egocentricity, conflicts and negativism are often shown. Children with speech disorders in comparison with children, who have normal speech development, demonstrate rejection of themselves and remoteness from both parents. They point out the low own significance in the family, attach great importance to people who are not part of the family. For

children with speech disorders, the ambiguity and «blurriness» of moral representations, the uncertainty of moral emotions and feelings, the instability of relations, the «blurriness» of moral motivation are inherent. In decision-making they are often guided by selfish desires, rarely opting for the other. The indicated positions attest to the low level of adoption of moral principles in children with speech pathology.

Key words: children, children of senior preschool age, speech disorders, interpersonal relationships, behavioral problems.

References

I. Kalyagin V. A . , Ovchinnikova T S . Logopsikhologiya: uchebnoye posobiye [Logopsychology: teaching aid] . Moscow, Akademiya Publ. , 2008. 318 p . (in Russian) .

2 . Shakhovskaya S. N . , Lalaeva R. I. Logopatopsihologiya: uchebnoye posobiye [Logopathopsychology: manual] . Moscow,

Vlados Publ . , 2011. 285 p . (in Russian) .

3 . Seliverstov V. I. Spetsial'naya (korrektsionnaya) doshkol'naya pedagogika. Vvedeniye v spetsial'nost' [Special (correctional)

preschool pedagogy. Introduction to the specialty] . Moscow, Vlados Publ . , 2010 . 318 p . (in Russian) .

4 . Perveeva V. A . Formirovaniye motoriki i kompleksnoye razvitiye estetiko-psikhologicheskikh sposobnostey detey 4-6 let s

narusheniem funktsii rechi sredstvami khudozhestvennoy gimnastiki. Avtoref . dis . . . . kand . ped . nauk [The formation of motility and the complex development of aesthetic and psychological abilities of children aged 4-6 with the disturbance of the function of speech by means of rhythmic gymnastics Abstract of thesis cand ped sci ] Saint Petersburg, 2003 (in Russian)

5 . Mustayeva E . R. Proyavleniye verbal'nykh i neverbal'nykh narusheniy u detey s ONR [The manifestation of verbal and

nonverbal disorders in children with OSR] . Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2009, no . 1, pp . 342-351 (in Russian) .

6 . Kozlovskaya G . Yu . Psikhologiya lits s narusheniyami rechi: uchebno-metodicheskoye posobiye [Psychology of persons with

speech disorders: educational and methodological manual] . Stavropol, 2009 . 152 p . (in Russian) .

7 . Pereslini L . I . , Fotekova T A. Osobennosti poznavatel'noy deyatel'nosti mladshih shkol'nikov s nedorazvitiem rechi i ZPR

[Peculiarities of the cognitive activity of younger schoolchildren with underdevelopment of speech and impaired mental function] Defektologiya - Defectology, 1993, no . 5, pp . 3-5 (in Russian).

8 . Razzhivina N . V Osobennosti poznavatel'noy deyatel'nosti u mladshikh shkol'nikov s disgrafiey [Peculiarities of cognitive activity

in younger schoolchildren with dysgraphy] . Prakticheskaya psikhologiya i logopediya, 2005, no . 3 (14), pp . 50-55 (in Russian) .

9 . Shelekhov I . L . , Tolstoles E . S . , Grebennikova E . V. Korrektsionnaya pedagogika s osnovami spetsial'noy psikhologii. Rechevye

narusheniya: uchebnoye posobiye [Correctional pedagogy with the basics of special psychology. Speech violations: a study guide] . Tomsk, TSPU Publ . , 2012 . 195 p . (in Russian) .

10 . Grebennikova E . V. , Shelekhov I . L . Osobennosti vnimaniya mladshih shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi IV urovnya,

obuchayushchihsya v usloviyakh obshcheobrazovatel'noy shkoly [Particularities of attention of yanger schoolchildren with general speech underdevelopment of IV level enrolled in a comprehensive school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no . 6 (159), pp . 76-78 (in Russian) .

II. Filicheva T B . , Chirkina G . V. Ustraneniye obshchego nedorazvitiya rechi u detey doshkol'nogo vozrasta: prakt. posobiye [Elimination of the general underdevelopment of speech in pre-school children: practical allowance] . Moscow, Ayris-press Publ , 2004 224 p (in Russian)

12 . Glukhov V. P. Osobennosti tvorcheskogo voobrazheniya u detey doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiem rechi

[Features of creative imagination in preschool children with general underdevelopment of speech] . Nedorazvitiye i utrata rechi. Voprosy teorii i praktiki [Underdevelopment and loss of speech . Questions of theory and practice] . Moscow, 1985. Pp . 41-48 (in Russian)

13 . Balashova V. P. Osobennosti razvitiya emotsional'noy sfery detey starshego doshkol'nogo vozrasta s narusheniyami rechi

[Characteristics of development of the emotional sphere of children of senior preschool age with speech disorders] . Molodoy uchenyy, 2016, no . 2, pp . 767-770 . URL https://moluch . ru/archive/106/25323/ (accessed 5 September 2018) (in Russian) .

14 . Shipitsina L . M . , Volkova L . S . Nekotorye osobennosti emotsional'no-lichnostnykh kachestv u mladshikh shkol'nikov s obshchim

nedorazvitiem rechi [Some features of emotional and personal qualities in younger schoolchildren with general underdevelopment of speech] . Defektologiya - Defectology, 1993, no . 4, pp . 8-13 . (in Russian) .

15 . Gribova O . E . K probleme analiza kommunikatsiy u detey s rechevoy patologiey [On the problem of the analysis of

communications in children with speech pathology] . Defektologiya - Defectology, 1995, no . 6, pp . 7-16 (in Russian) .

16 . Dubova N .V.Ob osobennostyakh navykov obshcheniya doshkol'nikov s ONR [On the peculiarities of the skills of communication

between preschool children and the OHR] . Logoped v detskom sadu, 2006, no . 3, pp . 36-38 (in Russian) .

17 . lyudina L . V. Osobennosti kommunikativnoy deyatel'nosti detey s obshchim nedorazvitiem rechi [The features of the

communicative activity of children with a general underdevelopment of speech] . Logoped, 2007, no . 3, pp . 44-50 (in Russian) .

18 . Lisina M . I . Formirovaniye lichnosti rebenka v obshchenii. 2-ye izd . , pererab . i dop . [Formation of the personality of the child in

communication . 2nd ed . , revised and enlarged] . Saint Petersburg, Piter Publ . , 2009 . 320 p . (in Russian) .

19 . Usanova O . N . , Slin'ko O . A. Opyt formirovaniya kollektiva uchashchikhsya mladshikh klassov shkol dlya detey s tyazhelymi

narusheniyami rechi: korrektsionno-razvivayushchaya napravlennost' obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami rechi [Experience of formation of the collective of pupils of elementary grades of schools for children with severe speech disorders: correctional and developing orientation of education and upbringing of children with speech disorders] . Moscow, MSPU Publ . , 1987 . 215 p . (in Russian) .

Grebennikova E. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

Shelekhov I. L., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

Shelkunova A. F., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.