Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОФИЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОФИЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
подростки / самоопределение / выбор профессии / ценностные установки / ценностные ориентации / ориентиры / идеалы / психология / teenagers / self-determination / profession choice / value attitudes / value orientations / orientations / ideals / psychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огородникова Е.М.

В работе рассматриваются вопросы влияния ценностных ориентаций подростков на будущий выбор профессии и самоопределение. Рассмотрены сущность понятий «ценностная ориентация» и «фиксированные установки», проведен эмпирический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огородникова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF VALUE ORIENTATIONS ON PROFILE SELF-DETERMINATION IN ADOLESCENCE

Paper examines the influence of adolescents' value orientations on future career choice and self-determination. The essence of the concepts of "value orientation" and "fixed attitudes" is considered, an empirical analysis is carried out.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОФИЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159

Огородникова Е.М.

студент 1 курса группа МП-23 педагог-психолог Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

НА ПРОФИЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в работе рассматриваются вопросы влияния ценностных ориентации подростков на будущий выбор профессии и самоопределение. Рассмотрены сущность понятий «ценностная ориентация» и «фиксированные установки», проведен эмпирический анализ.

Ключевые слова: подростки, самоопределение, выбор профессии, ценностные установки, ценностные ориентации, ориентиры, идеалы, психология.

Ценностные ориентации являются сложным социально-психологическим феноменом, характеризующим направленность и содержание социальной активности личности. Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам, являясь нераздельной составной частью системы отношений личности.

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Для этого возраста, помимо традиционных ценностей социума, особую значимость имеет ориентация на профессиональное самоопределение.

Социальные нормы и личностные ценности находят своё отражение в профессиональном самоопределении личности. Вопросы профессионального самоопределения человека сложны и противоречивы. Молодой человек, впервые столкнувшись с необходимостью выбрать себе профессию, очень часто встает перед рядом трудностей субъективного и объективного характера.

Анализ значительного количества отечественных и зарубежных исследований свидетельствует, что достаточно часто в научных работах исследователи не различают понятия ценностей и ценностных ориентаций. Подобное смешение понятий является недостаточно корректным с методологической точки зрения. Поэтому уместно разграничивать понятия ценностей и ценностных ориентаций [2].

Ценностные ориентации, согласно В.А. Ядову, представляют собой интегративные, свободно и ответственно избранные личностью установки, которые являются более широкими и более включенными, чем любые фиксированные или же даже базовые социальные установки, ориентиры и идеалы [8, с. 92]. Исходя из этой логики, ценностные ориентации, в отличие от фиксированных установок, производятся не у каждого индивида, а лишь у такого, который дошел до необходимой степени развития.

В современной психологии существует четкая тенденция к разграничению понятий «ценностная ориентация» и «мотив поведения». А.В. Битуева, проанализировав работы, в рамках которых проводится различие между ценностными и мотивационными компонентами сознания, предложила условно разделить их на две группы. В рамках первого подхода мотивы и ценностные ориентации рассматриваются как низший и высший уровни в структуре сознания. Второй подход базируется на предположении о различной сущностной основе ценностных и мотивационных компонентов сознания [2].

Формирование личностных смыслов и смысловых установок подростков происходит в течение преодоления ими своеобразного кризиса. Его суть связана с основным новообразованием подросткового возраста -чувством взрослости, которое реализуется в стремлении молодого человека быть признанным

взрослым самостоятельным человеком представителями социального окружения

[5].

К особенностям психической жизни подростка можно также отнести зависимость самоотношения от внешней оценки и значительные изменения в структуре ценностей и отношения к жизни, ориентирования на получение нового социального опыта, что предопределяет существенные изменения в осмыслении жизни подростками [3, с. 128].

Погружаясь в социальную среду, подросток трансформирует свои высшие психические функции, формальное, дискурсивное и абстрактное мышление, учится формулировать гипотезы, оперировать символами, абстрагироваться от конкретного, развивает способность к интеллектуальной и личностной рефлексии [7, с. 51].

Старшие подростки начинают смотреть на учёбу уже не просто, как на нечто обременяющее, а как на необходимую им в жизни базу, являющую собой важную предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их начинают очень интересовать те предметы, которые будут нужны им в будущем, успеваемость вновь приобретает существенное значение, исчезает то подчёркнуто пренебрежительное отношение к оценкам, которое часто свойственно подросткам. Именно в старшем школьном возрасте и появляется, согласно мнению профессора А.В. Петровского, такое отношение к учёбе и прочей, связанной с ней деятельности, которое уже можно назвать сознательным

[6].

С целью выявления взаимосвязи ценностных ориентаций и профильных интересов учащихся старших классов было проведено исследование на базе МБДОУ «СОШ № 25» г. Абакана.

Общее количество испытуемых 51 человек, средний возраст составляет 16-17 лет. Из них 18 девушек, 33 юноши.

Результаты исследования подвергались статистической обработке с помощью программного пакета SPSS. Для каждой из шкал были получены показатели среднего арифметического значения и стандартного отклонения. Для

выявления наличия взаимосвязей между полученными результатами был использован метод линейной корреляции Пирсона, показывающий, каким образом полученные показатели связаны друг с другом.

Таблица 1. Взаимосвязь профильных ценностей и профессиональных интересов подростков

по активизирующему опроснику Пряжникова Н.С. «За и против - 3».

Професс

иональн

ые Значимый Значимый

ценност Положительная коэффициент Отрицательная коэффициен

и взаимосвязь корреляции взаимосвязь т корреляции

1 2 3 4 5

Деньги, Бизнес, финансы +0,307* Биология Лёгкая -0,292*

богатств Профессии +0,432** и пищевая пром- -0,342*

о, преступного мира ть Иностранные

комфорт языки Человек - -0,354*

Худож. образ

Журналистика -0,393**

-0,331*

Изобразительное

искусство -0,424**

Профессии

религиозной -0,295*

направленности

Юристы -0,404**

Домашнее -0,279*

хозяйство -0,343*

Педагогика

Здоровье Строительство -0,337* -

Городской 0,291*

транспорт

Домашнее -0,477**

хозяйство

Азарт Строительство +0,317*

жизни,

интересн

ые

события

Духовны Человек - Человек +0,295* Профессии -0,364**

й поиск Педагогика +0,381** преступного мира

Торговля,сервис +0,380**

Юристы +0,398**

Управление, +0,328*

менеджмент

Человек - +0,319*

Художествен. обра

з +0,303*

Литература +0,370**

Журналистика

Общени География -0,314* -

е Строительство 0,294* -

Человек - Худож. 0,337*

образ Домашнее

хозяйство

-0,348*

1 2 3 4 5

Престиж Техника +0,285* История -0,330* -

, Транспорт +0,367** Журналистика 0,341* -

известно Человек - Техника +0,304* Юристы 0,350* -

сть; Бизнес, финансы +0,389** Педагоги, 0,320*

Профессии +0,355* психологи

преступного мира

Бродяги- +0,348*

попрошайки

1 2 3 4 5

Чувство Человек-Природа +0,450** Бизнес, финансы -0,347*

полезнос Биология Геология +0,320* Профессии -0,370**

ти Человек-Человек +0,277* преступного мира

людям Педагогика (Карта +0,589**

интересов) +0,567**

Педагоги,

психологи +0,336*

Общественная

деятельность +0,416**

Юристы +0,397**

Управление, +0,476**

менеджмент

Сфера +0,332*

обслуживания,тор

говля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Торговля,сервис,к +0,405**

оммуннал.-

бытов. обслуж. (За и против1) Человек-Художеств. образ Журналистика Литература Изобразительное искусство Сценическое искусство Музыка Лёгкая и пищевая промыш-ть Человек-Знаковая система Иностранные языки

Примечание: ** - корреляционный уровень значимости 0,01 *- корреляционный уровень значимости 0,05

Из данных, представленных в таблице положительная взаимосвязь ценности «Деньги, богатство, комфорт» выявлена с профессиями преступного мира, бизнесом и финансами. Т.е. при возрастании ценности денег будет возрастать интерес к профессиям связанным с преступлениями и бизнесом. Причём, профессии преступного мира имеют высоко значимый коэффициент корреляции.

Профессиональная ценность «Деньги, богатство, комфорт» значимо взаимосвязана с такими профессиональными интересами как биология, лёгкая и пищевая промышленность, журналистика, а также профессии религиозной направленности, домашнего хозяйства и педагогики.

+0,529**

+0,398** +0,458** +0,456**

+0,460**

+0,514** +0,351*

+0,448**

+0,396**

Так же ценность денег, богатства и комфорта высоко значимо взаимосвязана с профессиями мира искусства и профессией юриста. Коэффициент корреляции и в этом случае носит отрицательный характер, что говорит об обратной зависимости.

Наиболее значимыми для подростков являются такие профессиональные ценности как духовный поиск, чувство полезности людям, престиж, известность, где мы можем наблюдать высоко значимый уровень взаимосвязи с профессиональными видами деятельности, связанными с искусством, людьми и природой. Коэффициент корреляции и в этом случае носит отрицательный характер. У ценности «Престиж, известность» выявлен отрицательный коэффициент корреляции с профессиями юриста, педагога, психолога, историка и журналиста. Т.е. для людей, выбирающих указанные профессии не значима ценность престижа и известности.

Для ценности общения незначимым является коэффициент корреляции с профессиями географа, строителя, а также профессиями, связанными с искусством и домашним хозяйством. В данном случае взаимосвязь отрицательная, т.е. для людей, выбирающих данные профессии ценность общения уменьшается. И если респондентом будет менее цениться общение, то увеличится интерес к географии, строительству, искусству и домашнему хозяйству.

Терминальная ценность «Развитие себя» высоко значимо коррелирует с профессиональной деятельностью, связанной с взаимодействием с людьми (педагогика, юриспруденция, общественная деятельность, а также профессии религиозной направленности, медицина и героические профессии) и творчеством (журналистика, литература, сценическое и изобразительное искусство, музыка).

Коэффициент корреляции в данном случае носит положительный характер, т.е. для подростков, выбирающих данные профессии появляется возможность для развития себя, стремления к самосовершенствованию, развитию своего внутреннего потенциала. Также значимые положительные

взаимосвязи с ценностью «Развитие себя» наблюдаются с профессиональной деятельностью биологов, работников сферы обслуживания и тяжёлого производства.

Таким образом, существует взаимосвязь между профессиональными интересами и ценностными ориентациями подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности [Электронный ресурс] // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. трудов. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2629.htm (дата обращения 15.05.2024);

2. Битуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций [Электронный ресурс] // Credo New. - 2000. - № 3. - Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/184/25/ (дата обращения 15.05.2024);

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с;

4. Иващенко А.В., Фролова Н.В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. - М.: Институт молодежи, 1996. - 158 с;

5. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с;

6. Костюнина Е.А., Агеева Л.Г. Трудности профессионального самоопределения подростков. // Молодой учёный. 2015. № 20 (100). — С. 530533. URL: https://moluch.ru/archive/100/22646/ (дата обращения: 25.05.2024);

7. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. - М.: Институт молодежи, 1996. - 132 с;

8. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологи: Сборник статей. - М.: Наука, 1975. - С. 89 - 105.

Ogorodnikova E.M.

Khakass State University (Abakan, Russia)

INFLUENCE OF VALUE ORIENTATIONS ON PROFILE SELF-DETERMINATION IN ADOLESCENCE

Abstract: paper examines the influence of adolescents' value orientations on future career choice and self-determination. The essence of the concepts of "value orientation " and "fixed attitudes " is considered, an empirical analysis is carried out.

Keywords: teenagers, self-determination, profession choice, value attitudes, value orientations, orientations, ideals, psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.