ганнзация обучения в вузе. Иваново, 1971, с. 128—129. — Гринене Э. Ю. Закономерности приспособления организма студентов на разных этапах обучения в педагогическом институте. — Автореф. дис. докт. Вильнюс, 1972. — Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — Он же. (ред.) Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 1. М., 1974. — Краснян-с к а я П. Л.—«Гиг. и сан.», 1970, № 7, с. 102—103. К а р ц е в И. Д., X а л д е е в а Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1968. — ЛастовченкоВ. Б. — «Гиг. и сан.», 1972, № 11, с. 54—56. — НебылицынВ. Д. — «Докл. акад. пед. наук РСФСР», М., 1960, № 5, с. 71—74. —Путнене Э. — В кн.: Материалы 21-й Научной конференции Каунасского мед. ин-та», Каунас, 1972, с. 42—43. — Стрельников Е. А. — «Новости мед. приборостроения», 1972, № 2, с. 90—93. —ШеваревП. А. (ред.) — В кн.: Зрительные восприятия. М., 1964.
Поступила 13/1 1975 г.
THE DEPENDENCE OF THE SUCCESS IN THE TRAINING OF STUDENTS ON CERTA1NPSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS
V. B. Lasiovchenko
A definite connection was found to exist between individual typological features of the higher nervous activity and the success of training.
УДК «13.6:658.386.1
Канд. мед. наук Л. А. Леонова
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА
Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР, Москва
Изучение работоспособности учащихся профтехучилищ очень актуально в связи с переходом этих учебных заведений на 3-летнее обучение, а также ввиду продолжающегося изыскания средств повышения эффективности их профессиональной подготовки.
Известно, что успешное освоение профессии в определенной мере зависит от уровня развития профессионально значимых функций (И. Д. Карцев и соавт.; С. А. Косилов и соавт., 1973). Последние могут развиваться в динамике обучения профессии. Однако этот процесс сложный, неоднозначный, характеризующийся разными темпами развития различных индивидуумов. Доказано также, что целенаправленное развитие профессионально значимых функций с помощью тренажеров не только повышает уровень его, но и способствует ускорению формирования профессиональных навыков (С. А. Косилов и соавт., 1974). Различия в показателях продуктивности работы у тренирующихся по сравнению с нетренирующимися наиболее выражены при исследовании в конце рабочего дня, т. е. в период снижения работоспособности. Это позволило предположить, что уровень развития профессионально значимых функций, способность к овладению профессиональными навыками и устойчивость работоспособности взаимосвязаны; активное, целенаправленное развитие этих функций во время профессионального обучения может оптимизировать процесс адаптации организма подростков к условиям труда и самому труду. Поэтому нашей задачей было изучить работоспособность учащихся профтехучилища, осваивающих массовую рабочую профессию — профессию токаря, в обычных условиях обучения ей и с введением специальных тренировок одной из профессионально значимых функций — функциональной подвижности.
Под наблюдением находились юноши 15—16 лет — воспитанники Московского профтехучилища № 6 на 1-м году обучения профессии токаря (при 3-летней программе). Опираясь на данные предварительного исследования уровня развития профессионально значимых функций по ранее разработанной методике (С. А. Косилов и соавт., 1973), а также учитывая пере-
несенные наблюдаемыми заболевания, состояние их здоровья, физического развития и отношение к профессии, мы сформировали относительно однородные экспериментальную и контрольную группы по 15 человек. Юноши обеих групп отличались относительной инертностью нервных процессов.
С учащимися экспериментальной группы 2 раза в неделю проводили тренировки функциональной подвижности с помощью прибора «концентратора» (С. А. Косилов и К. М. Марков). Испытуемому подавали раздражители, адресованные к зрительному анализатору; на каждый из них надо было ответить нажатием ручки телеграфного ключа. Число подаваемых сигналов во время 1 тренировки увеличивалось от 66 до 180 в минуту. От испытуемого требовалось работать без ошибок в течение 1 мин, сеанс тренировки длился 10—15 мин, период ее был равен 8 нед. До и после периода нее у учащихся изучали состояние работоспособности. Для этого в дни производственного обучения (т. е. 2 раза в неделю) 3 раза в течение 6-ча-совой смены определяли латентный период зрительно-моторной реакции и число неправильных реакций на дифференцировочный раздражитель; продуктивность переработки 11-сигнальных раздражителей по цифровым таблицам Грюнбаум — Косилова (длительность работы и число ошибок), точность дифференцирования мышечных усилий (ошибка при воспроизведении усилия в процентах от заданного), кроме того, проводили сплошной хронометраж работы при выполнении учащимися стандартного задания по обработке металла (обточка цилиндрических поверхностей до размеров 1=85, 0=25 и 1=40, 0=20), при этом учитывали длительность выполнения отдельных операций, длительность обработки всей детали, вариабельность этих показателей в течение рабочего дня. Влияние тренировок на процесс формирования профессиональных навыков контролировали с помощью электромиограммы, механограммы и хронометража работы.
Приводимые ниже данные — результат обработки методами математической статистики материалов 60 человеко-дней хронометражных исследований, 3000 измерений зрительно-моторной реакции, 1800 проб по цифровым таблицам и 400 определений точности дифференцирования мышечных усилий.
Представленные в таблице сведения свидетельствуют о том, что у тренировавшихся подростков длительность течения торца и цилиндра укорачивалась от 1-го исследования (до тренировки) ко 2-му (после нее) соответственно на 42 и 25%, тогда как у нетренировавшихся — лишь на 7%
Динамика показателей хронометража работы учащихся в зависимости от тренировки
Показатели Группа
1-я (экспериментальная) 2-я (контрольная)
до после До после
тренировки тренировки
Длительность закрепления детали
(в %от результатов 1-го иссле-
дования) 100 58 100 90
Правильное закрепление детали
(процент случаев) 23 82 17 46
Длительность одного точения торца
(в %от результатов 1-го исследо- 100
вания) 75 100 102
Длительность одного прохода ци-
линдра (в % от результатов 1-го 100
исследования) 76 100 92
Длительность измерения цирку-
лем — средняя величина и ее
ошибка (в с) 18^0,76 19А0,49 17^=1,24 2&±0,9
Длительность измерения циркулем
(коэффициент вариации и его 79^5,2
ошибка в %) 7£t3 4&Ы.9 64^3,2
(минимальная достоверная разность по таблицам Боярского равна 18%). Число случаев правильного закрепления детали в патроне станка тоже изменялось от 1-го ко 2-му исследованию у всех учащихся. Но в 1-й группе изменения эти были выражены в большей степени, чем во 2-й группе: количество правильно выполненных операций во 2-м исследовании (после тренировки) равнялось 82% в 1-й группе и 46% во 2-й группе (минимальная достоверная разность по таблицам Боярского — 20%).
По абсолютным значениям длительности измерения детали циркулем существенных различий между экспериментальной и контрольной группами не выявлено. Однако по коэффициенту вариации можно и в этом случае судить о более благоприятной динамике формирования двигательного навыка у подростков 1-й группы по сравнению со 2-й группой.
Все это, а также данные исследования биоэлектрической активности мышц руки во время обработки детали на станке свидетельствуют о более эффективном формировании двигательного профессионального навыка у юношей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
В начале учебного года (до тренировки) все исследованные показатели работоспособности в обеих группах изменялись от начала к концу рабочего дня однонаправленно и примерно одинаково. Существенные различия в уровне работоспособности учащихся обеих групп отмечены лишь в конце учебного полугодия, т. е. при 2-м исследовании, проведенном после периода тренировки. По всем изученным показателям тренировавшиеся имели более благоприятные изменения функционального состояния организма на протяжении рабочего дня. Например, точность дифференцирования мышечных усилий у них несколько снижалась к середине дня и затем оставалась на этом уровне до конца его. В отличие от этого в группе подростков, где не проводились тренировки, наблюдались более неблагоприятное изменение показателей к середине дня и дальнейшее их ухудшение к концу его
Подобная закономерность изменения работоспособности учащихся в течение рабочего дня выявлялась и на примере динамики других изученных функций. Так, латентный период зрительно-моторной реакции у тренирующихся удлинялся от начала к концу дня в среднем на 9±0,15 мс, тогда как в контрольной группе — на 30±0,25 мс. Количество срывов дифференцировки увеличивалось от начала к концу дня в первом случае на 5%, во втором — на 23% (минимальная достоверная разность по таблицам Боярского равна 18%). Показатели продуктивности переработки информации 11-сигнальных раздражителей у тренирующихся несколько
(рис. 1).
'<?!- I
/ 234 5678 9
1 2 3
' г з
Рис. 1. Точность дифференцирования мышечных усилий у подростков в течение рабочего дня в зависимости от тренировки (средняя ошибка от
Рис. 2. Длительность обработки детали Сергеем Т. на протяжении рабочего дня (эксперимен-
тальная группа).
заданной величины — в %).
По оси абсцисс — время (о мин), по оси ординат — номер детали; 1 — до тренировки: 2 — после тре-
/ — в начале рабочего дня; 2 — в середине рабочего дня; 3 — п конце рабочего
дня.
ннровкн.
ухудшались к середине дня (длительность выполнения задания увеличивалась в среднем на 2±0,06 с, а число допускаемых ошибок — на 1) и затем держались на этом уровне до конца рабочего дня. В отличие от этого у нетренирующихся длительность выполнения задания увеличивалась к середине дня на 2,4±0,09 с и продолжала нарастать к концу рабочего дня на 3,2±0,1 с. Одновременно с этим увеличивалось и число ошибок (соответственно на 1,6 и 2,8).
Об изменении функционального состояния организма и повышении работоспособности подростков под влиянием тренировки говорят и результаты изучения продуктивности производственной деятельности в динамике дня. Об этом, в частности, свидетельствуют такие показатели, как сокращение длительности выполнения отдельных операций, увеличение числа обработанных деталей у учащихся после тренировки, а также уменьшение колеблемости длительности изготовления контрольного задания в течение дня, особенно отчетливо выраженное у ряда лиц в период враба-тывания или в конце дня (рис. 2). В контрольной группе этого не наблюдалось.
Таким образом, тренировка функциональной подвижности «инертных» подростков положительно влияла на эффективность освоения ими профессиональных навыков и способствовала сохранению ими работоспособности на более высоком уровне до конца рабочего дня.
Физиологической основой сдвигов изученных физиологических функций под влиянием специальной тренировки является повышение функциональной подвижности в результате активной, организованной в процессе тренировки суммации следов возбуждения от подаваемых раздражителей. Полученные данные свидетельствуют о том, что, повышая уровень развития профессионально значимых функций, можно активно вмешиваться в процесс развития пригодности подростков к массовым профессиям и содействовать оптимизации условий формирования профессиональных навыков в наиболее трудные периоды обучения.
ЛИТЕР АТ.У Р;А. К а р ц е в;И. Д., ХалдееваЛ. Ф., Павлович К. Э Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным про фессиям. М., 1968. — К о с и л о в С. А., Марков К. М.—»Изв. Акад. пед. наук РСФСР» 1967, т. 142, с. 289. — К о с и л о в С. А., Леонова Л. А., Филина Н. С. — «Гиг. и сан.», 1973, № 4, с. 27—29. — Они же. Новые исследования по возрастной физиологи и, 1974, № 2, с. 40.
Поступила 13/11 1975 г.
THE EFFECT OF TRAINING OCCUPATIONALLY IMPORTANT PHYSIOLOGICAL FUNCTIONS ON THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS О F AN OCCUPATIONAL
TECHNICAL SCHOOL
L. A. Leonova
The author proved experimentally that as the result of training of the occupational^ important physiological functions it was possible to raise the level of the working capacity of students mastering a definite occupation.
УДК 614.89:613.646
Кандидаты мед. наук С. П. Райхман и В. В. Бубнсв (Москва)
ТЕПЛОВЫЕ НАГРУЗКИ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Современное производство во многих случаях связано с необходимостью пользования средствами индивидуальной защиты. Однако их применение нередко служит причиной дополнительной нагрузки на организм человека. В частности, затруднена отдача метаболического тепла в окру-