Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА'

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF TRAINING OCCUPATIONALLY IMPORTANT PHYSIOLOGICAL FUNCTIONS ON THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS О FAN OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL

The author proved experimentally that as the result of training of the occupationally important physiological functions it was possible to raise the level of the working capacity of students mastering a definite occupation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА»

ганнзация обучения в вузе. Иваново, 1971, с. 128—129. — Гринене Э. Ю. Закономерности приспособления организма студентов на разных этапах обучения в педагогическом институте. — Автореф. дис. докт. Вильнюс, 1972. — Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — Он же. (ред.) Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 1. М., 1974. — Краснян-с к а я П. Л.—«Гиг. и сан.», 1970, № 7, с. 102—103. К а р ц е в И. Д., X а л д е е в а Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1968. — ЛастовченкоВ. Б. — «Гиг. и сан.», 1972, № 11, с. 54—56. — НебылицынВ. Д. — «Докл. акад. пед. наук РСФСР», М., 1960, № 5, с. 71—74. —Путнене Э. — В кн.: Материалы 21-й Научной конференции Каунасского мед. ин-та», Каунас, 1972, с. 42—43. — Стрельников Е. А. — «Новости мед. приборостроения», 1972, № 2, с. 90—93. —ШеваревП. А. (ред.) — В кн.: Зрительные восприятия. М., 1964.

Поступила 13/1 1975 г.

THE DEPENDENCE OF THE SUCCESS IN THE TRAINING OF STUDENTS ON CERTA1NPSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS

V. B. Lasiovchenko

A definite connection was found to exist between individual typological features of the higher nervous activity and the success of training.

УДК «13.6:658.386.1

Канд. мед. наук Л. А. Леонова

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА

Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР, Москва

Изучение работоспособности учащихся профтехучилищ очень актуально в связи с переходом этих учебных заведений на 3-летнее обучение, а также ввиду продолжающегося изыскания средств повышения эффективности их профессиональной подготовки.

Известно, что успешное освоение профессии в определенной мере зависит от уровня развития профессионально значимых функций (И. Д. Карцев и соавт.; С. А. Косилов и соавт., 1973). Последние могут развиваться в динамике обучения профессии. Однако этот процесс сложный, неоднозначный, характеризующийся разными темпами развития различных индивидуумов. Доказано также, что целенаправленное развитие профессионально значимых функций с помощью тренажеров не только повышает уровень его, но и способствует ускорению формирования профессиональных навыков (С. А. Косилов и соавт., 1974). Различия в показателях продуктивности работы у тренирующихся по сравнению с нетренирующимися наиболее выражены при исследовании в конце рабочего дня, т. е. в период снижения работоспособности. Это позволило предположить, что уровень развития профессионально значимых функций, способность к овладению профессиональными навыками и устойчивость работоспособности взаимосвязаны; активное, целенаправленное развитие этих функций во время профессионального обучения может оптимизировать процесс адаптации организма подростков к условиям труда и самому труду. Поэтому нашей задачей было изучить работоспособность учащихся профтехучилища, осваивающих массовую рабочую профессию — профессию токаря, в обычных условиях обучения ей и с введением специальных тренировок одной из профессионально значимых функций — функциональной подвижности.

Под наблюдением находились юноши 15—16 лет — воспитанники Московского профтехучилища № 6 на 1-м году обучения профессии токаря (при 3-летней программе). Опираясь на данные предварительного исследования уровня развития профессионально значимых функций по ранее разработанной методике (С. А. Косилов и соавт., 1973), а также учитывая пере-

несенные наблюдаемыми заболевания, состояние их здоровья, физического развития и отношение к профессии, мы сформировали относительно однородные экспериментальную и контрольную группы по 15 человек. Юноши обеих групп отличались относительной инертностью нервных процессов.

С учащимися экспериментальной группы 2 раза в неделю проводили тренировки функциональной подвижности с помощью прибора «концентратора» (С. А. Косилов и К. М. Марков). Испытуемому подавали раздражители, адресованные к зрительному анализатору; на каждый из них надо было ответить нажатием ручки телеграфного ключа. Число подаваемых сигналов во время 1 тренировки увеличивалось от 66 до 180 в минуту. От испытуемого требовалось работать без ошибок в течение 1 мин, сеанс тренировки длился 10—15 мин, период ее был равен 8 нед. До и после периода нее у учащихся изучали состояние работоспособности. Для этого в дни производственного обучения (т. е. 2 раза в неделю) 3 раза в течение 6-ча-совой смены определяли латентный период зрительно-моторной реакции и число неправильных реакций на дифференцировочный раздражитель; продуктивность переработки 11-сигнальных раздражителей по цифровым таблицам Грюнбаум — Косилова (длительность работы и число ошибок), точность дифференцирования мышечных усилий (ошибка при воспроизведении усилия в процентах от заданного), кроме того, проводили сплошной хронометраж работы при выполнении учащимися стандартного задания по обработке металла (обточка цилиндрических поверхностей до размеров 1=85, 0=25 и 1=40, 0=20), при этом учитывали длительность выполнения отдельных операций, длительность обработки всей детали, вариабельность этих показателей в течение рабочего дня. Влияние тренировок на процесс формирования профессиональных навыков контролировали с помощью электромиограммы, механограммы и хронометража работы.

Приводимые ниже данные — результат обработки методами математической статистики материалов 60 человеко-дней хронометражных исследований, 3000 измерений зрительно-моторной реакции, 1800 проб по цифровым таблицам и 400 определений точности дифференцирования мышечных усилий.

Представленные в таблице сведения свидетельствуют о том, что у тренировавшихся подростков длительность течения торца и цилиндра укорачивалась от 1-го исследования (до тренировки) ко 2-му (после нее) соответственно на 42 и 25%, тогда как у нетренировавшихся — лишь на 7%

Динамика показателей хронометража работы учащихся в зависимости от тренировки

Показатели Группа

1-я (экспериментальная) 2-я (контрольная)

до после До после

тренировки тренировки

Длительность закрепления детали

(в %от результатов 1-го иссле-

дования) 100 58 100 90

Правильное закрепление детали

(процент случаев) 23 82 17 46

Длительность одного точения торца

(в %от результатов 1-го исследо- 100

вания) 75 100 102

Длительность одного прохода ци-

линдра (в % от результатов 1-го 100

исследования) 76 100 92

Длительность измерения цирку-

лем — средняя величина и ее

ошибка (в с) 18^0,76 19А0,49 17^=1,24 2&±0,9

Длительность измерения циркулем

(коэффициент вариации и его 79^5,2

ошибка в %) 7£t3 4&Ы.9 64^3,2

(минимальная достоверная разность по таблицам Боярского равна 18%). Число случаев правильного закрепления детали в патроне станка тоже изменялось от 1-го ко 2-му исследованию у всех учащихся. Но в 1-й группе изменения эти были выражены в большей степени, чем во 2-й группе: количество правильно выполненных операций во 2-м исследовании (после тренировки) равнялось 82% в 1-й группе и 46% во 2-й группе (минимальная достоверная разность по таблицам Боярского — 20%).

По абсолютным значениям длительности измерения детали циркулем существенных различий между экспериментальной и контрольной группами не выявлено. Однако по коэффициенту вариации можно и в этом случае судить о более благоприятной динамике формирования двигательного навыка у подростков 1-й группы по сравнению со 2-й группой.

Все это, а также данные исследования биоэлектрической активности мышц руки во время обработки детали на станке свидетельствуют о более эффективном формировании двигательного профессионального навыка у юношей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

В начале учебного года (до тренировки) все исследованные показатели работоспособности в обеих группах изменялись от начала к концу рабочего дня однонаправленно и примерно одинаково. Существенные различия в уровне работоспособности учащихся обеих групп отмечены лишь в конце учебного полугодия, т. е. при 2-м исследовании, проведенном после периода тренировки. По всем изученным показателям тренировавшиеся имели более благоприятные изменения функционального состояния организма на протяжении рабочего дня. Например, точность дифференцирования мышечных усилий у них несколько снижалась к середине дня и затем оставалась на этом уровне до конца его. В отличие от этого в группе подростков, где не проводились тренировки, наблюдались более неблагоприятное изменение показателей к середине дня и дальнейшее их ухудшение к концу его

Подобная закономерность изменения работоспособности учащихся в течение рабочего дня выявлялась и на примере динамики других изученных функций. Так, латентный период зрительно-моторной реакции у тренирующихся удлинялся от начала к концу дня в среднем на 9±0,15 мс, тогда как в контрольной группе — на 30±0,25 мс. Количество срывов дифференцировки увеличивалось от начала к концу дня в первом случае на 5%, во втором — на 23% (минимальная достоверная разность по таблицам Боярского равна 18%). Показатели продуктивности переработки информации 11-сигнальных раздражителей у тренирующихся несколько

(рис. 1).

'<?!- I

/ 234 5678 9

1 2 3

' г з

Рис. 1. Точность дифференцирования мышечных усилий у подростков в течение рабочего дня в зависимости от тренировки (средняя ошибка от

Рис. 2. Длительность обработки детали Сергеем Т. на протяжении рабочего дня (эксперимен-

тальная группа).

заданной величины — в %).

По оси абсцисс — время (о мин), по оси ординат — номер детали; 1 — до тренировки: 2 — после тре-

/ — в начале рабочего дня; 2 — в середине рабочего дня; 3 — п конце рабочего

дня.

ннровкн.

ухудшались к середине дня (длительность выполнения задания увеличивалась в среднем на 2±0,06 с, а число допускаемых ошибок — на 1) и затем держались на этом уровне до конца рабочего дня. В отличие от этого у нетренирующихся длительность выполнения задания увеличивалась к середине дня на 2,4±0,09 с и продолжала нарастать к концу рабочего дня на 3,2±0,1 с. Одновременно с этим увеличивалось и число ошибок (соответственно на 1,6 и 2,8).

Об изменении функционального состояния организма и повышении работоспособности подростков под влиянием тренировки говорят и результаты изучения продуктивности производственной деятельности в динамике дня. Об этом, в частности, свидетельствуют такие показатели, как сокращение длительности выполнения отдельных операций, увеличение числа обработанных деталей у учащихся после тренировки, а также уменьшение колеблемости длительности изготовления контрольного задания в течение дня, особенно отчетливо выраженное у ряда лиц в период враба-тывания или в конце дня (рис. 2). В контрольной группе этого не наблюдалось.

Таким образом, тренировка функциональной подвижности «инертных» подростков положительно влияла на эффективность освоения ими профессиональных навыков и способствовала сохранению ими работоспособности на более высоком уровне до конца рабочего дня.

Физиологической основой сдвигов изученных физиологических функций под влиянием специальной тренировки является повышение функциональной подвижности в результате активной, организованной в процессе тренировки суммации следов возбуждения от подаваемых раздражителей. Полученные данные свидетельствуют о том, что, повышая уровень развития профессионально значимых функций, можно активно вмешиваться в процесс развития пригодности подростков к массовым профессиям и содействовать оптимизации условий формирования профессиональных навыков в наиболее трудные периоды обучения.

ЛИТЕР АТ.У Р;А. К а р ц е в;И. Д., ХалдееваЛ. Ф., Павлович К. Э Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным про фессиям. М., 1968. — К о с и л о в С. А., Марков К. М.—»Изв. Акад. пед. наук РСФСР» 1967, т. 142, с. 289. — К о с и л о в С. А., Леонова Л. А., Филина Н. С. — «Гиг. и сан.», 1973, № 4, с. 27—29. — Они же. Новые исследования по возрастной физиологи и, 1974, № 2, с. 40.

Поступила 13/11 1975 г.

THE EFFECT OF TRAINING OCCUPATIONALLY IMPORTANT PHYSIOLOGICAL FUNCTIONS ON THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS О F AN OCCUPATIONAL

TECHNICAL SCHOOL

L. A. Leonova

The author proved experimentally that as the result of training of the occupational^ important physiological functions it was possible to raise the level of the working capacity of students mastering a definite occupation.

УДК 614.89:613.646

Кандидаты мед. наук С. П. Райхман и В. В. Бубнсв (Москва)

ТЕПЛОВЫЕ НАГРУЗКИ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Современное производство во многих случаях связано с необходимостью пользования средствами индивидуальной защиты. Однако их применение нередко служит причиной дополнительной нагрузки на организм человека. В частности, затруднена отдача метаболического тепла в окру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.