S «
S §
X
§
л 'S
о
X X
W
s
Сн
со О
и
W
ä
0
с
W
3
1
л
<
й н
УДК 336.67
влияние трансграничного углеродного налогообложения на финансовые результаты целлюлозно-бумажных предприятий россии
Кузминых Юлия Валерьевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры управления, д-р экон. наук, доцент, e-mail: [email protected]
В настоящее время становится реальностью введение со стороны Европейского союза налога на импортируемую углеродоемкую продукцию. В статье оценивается негативное влияние трансграничного углеродного налогообложения на финансовые результаты российских экспортеров на примере целлюлозно-бумажной промышленности. Для снижения риска финансовых потерь автором предложена активизация запуска внутренних схем торговли правами на выбросы парниковых газов и их последующей интеграции с европейской системой
Ключевые слова: трансграничный углеродный налог; парниковые газы; квоты на выброс; финансовые результаты; рентабельность; целлюлозно-бумажная промышленность
the impact of cross-border carbon taxation on the financial results of pulp and paper enterprises in russia
Kuzminykh Yuliya V.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of the Department of Management, Doctor of Economics, Docent, e-mail: [email protected]
The introduction of a tax on imported carbon-intensive products by the European Union is now becoming a reality. The article assesses the negative impact of cross-border carbon taxation on the financial results of Russian exporters using the example of the pulp and paper industry. In order to reduce the risk of financial losses, the author proposes to activate the launch of internal trading schemes via the rights for greenhouse gas emissions and their subsequent integration with the European systemKeywords: cross-border carbon tax; greenhouse gases; emission quotas; financial results; profitability; pulp and paper industry
Keywords: cross-border carbon tax; greenhouse gases; emission quotas; financial results; profitability; pulp and paper industry
Для цитирования: Кузминых Ю.В. Влияние трансграничного углеродного налогообложения на финансовые результаты целлюлозно-бумажных предприятий России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 1 (77). С. 42-45.
Пандемия СОУШ-19, охватившая все континенты мира, оказывает влияние в той или иной степени на все глобальные проблемы, включая изменение климата вследствие концентрации парниковых газов в атмосфере планеты. Введение режима самоизоляции, закрытие границ и другие карантинные меры снизили масштабы антропогенной деятельности, в результате чего по прогнозу Международного валютного фонда эмиссия углекислого и иных парниковых газов в 2020 г. снизилась на 4-7 %, по отношению к предыдущему году [1]. Однако данное экологическое улучшение носит краткосрочный характер. В длительной перспективе в результате снижения объемов производства и продаж продукции ухудшится инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов и будет ощущаться нехватка финансовых ресурсов для реализации проектов, связанных с переходом к низкоуглеродной экономике. В сложившихся условиях экологически чувствительные страны, в первую очередь государства Евросоюза (ЕС), предусматривают использование дополнительных источников финансирования природоохранной деятельности. Одной из таких мер является введение странами ЕС трансграничного углеродного налога.
В качестве объекта налогообложения предусматривается объем парниковой эмиссии, сопровождающий процесс производства ввозимых в Европу товаров. Введение трансграничного углеродного налога (ТУН) является одним из инструментов реализации «Европейского зеленого курса» (EU Green Deal), который направлен на достижение углеродной нейтральности европейской экономики к 2050 г. Методика расчета и механизм налогообложения в настоящее время находятся на этапе разработки и последующего утверждения. Следует отметить, в качестве основного варианта использования ТУН Комиссией ЕС рассматривается взимание налога, при пересечении границы ввозимыми на территорию ЕС товарами, в зависимости от величины углеродоемкости импортируемой продукции и ее отраслевой принадлежности [2].
Европейские товаропроизводители уже несут расходы, имеющие аналогичный характер с ТУН, с 2005 г., когда начала свое функционирование Европейская система торговли квотами на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). В результате можно видеть, что затраты европейских компаний, включенных в ETS, на выпуск продукции значительно выше, чем у иностранных товаропроизводителей,
Влияние трансграничного углеродного налогообложения ...
не осуществляющих меры по регулированию парниковой эмиссии. Трансграничное углеродное налогообложение, безусловно, обеспечит на внутреннем рынке ЕС равную конкурентоспособность углеродно-нейтральных европейских товаров и ввозимой продукции, имеющей значительный углеродный след.
Наибольшие негативные последствия в результате введения ТУН испытают предприятия-экспортеры добывающего сектора экономики, металлургической, целлюлозно-бумажной и химической промышленности, поставляющие углеродоем-кие товары на европейский рынок.
Основным видом продукции целлюлозно-бумажной промышленности России, экспортируемой на европейский рынок, является целлюлоза. В табл. 1 приведены страны ЕС (государства-члены и официальные кандидаты), импортирующие российскую древесную массу, в составе которой порядка 93-94 % приходится на целлюлозу*.
Таблица 1
Объемы поставок древесной массы из России
Страны-импортеры 2017 г. 2018 г.
Польша 141 116
Германия 69 68
Бельгия 25 16
Австрия 21 17
Турция 8 19
Нидерланды 7 11
Италия 7 7
Финляндия 4 6
Франция 1 2
Словения - 4
Итого 283 266
Ежегодное снижение финансового результата (прибыли от продаж) при экспорте целлюлозы российскими поставщиками на рынок ЕС при введении ТУН составит порядка 15,7-25,4 млн долларов США, или 8,8-18,3 %, в зависимости от углеродоем-кости производства. Расчет сделан при следующих допущениях:
- цена реализации - 522-704 доллара США за тонну целлюлозы [3];
- удельный объем выбросов парниковых газов на тонну целлюлозы порядка 2,1-3,2 тонны СО2-эк-вивалента [4, 5];
- потенциальная ставка ТУН - 30 долларов США за тонну СО2-эквивалента [6].
Крупнейшим экспортером целлюлозы, картона и ряда других видов лесопромышленной продукции на европейский рынок является АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» (Архангельский ЦБК). Доля экспортных поступлений в выручке предприятия составляет 20,9 % [7]. Если попытаться оценить, как изменятся финансовые результаты
Рассчитано автором на основе [3] Составлено автором на основе [3]
деятельности Архангельского ЦБК [8] в условиях трансграничного углеродного налогообложения, то следует отметить, что на предприятии реализуется внутренняя система управления выбросами парниковых газов и осуществляется их верификация [4], что обеспечивает достоверность и доступность данных об углеродной эмиссии.
Необходимо отметить, что имеется два варианта отражения ТУН в отчете о финансовых результатах (по аналогии с вывозными таможенными пошлинами [9]):
1 вариант - на величину ТУН уменьшается величина выручки;
2 вариант - сумма ТУН включатся в состав коммерческих расходов (расходов на продажу).
В табл. 2 приведены не только абсолютные значения финансового результата предприятия (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль), но и показатели рентабельности, показывающие отношение финансового результата к тем затратам или ресурсам, которые его обеспечили. Система показателей рентабельности демонстрирует эффективность деятельности организации.
Оценка представленной в табл. 2 информации позволяет сделать следующее заключение:
Трансграничное налогообложение экспорта углеродного следа целлюлозно-бумажной продукции отрицательно сказывается на всех видах финансовых результатов предприятия.
Независимо от варианта отражения ТУН в отчете о финансовых результатах происходит снижение суммы как прибыли от продаж, так и прибыли до налогообложения на величину данного налога. Сокращение данных видов финансовых результатов по вариантам составляет соответственно 10,3 % и 11,3 % от базовой величины.
Сокращение размера налогооблагаемой прибыли приводит к снижению налога на прибыль. Следует указать, что для предприятия это является положительным явлением, но приводит к уменьшению поступлений в бюджет государства.
Наблюдается ухудшение всех показателей рентабельности. Наиболее существенное снижение имеют показатели рентабельности продаж и рентабельности продукции по 2 варианту, согласно которому ТУН включается в состав коммерческих расходов и, соответственно, в полную себестоимость продукции. Рентабельность активов и рентабельность собственного капитала также сокращается по отношению к базовой величине, но значение показателей - равное для 1 и 2 варианта расчета.
В настоящее время рассматриваются три возможных сценария начала действия трансграничного углеродного налогообложения со стороны ЕС [11]. В оптимистическом сценарии налог будет введен в 2028 г., в базовом варианте - в 2025 г., согласно негативному сценарию ТУН вводится уже в 2022 г. В случае реализации оптимистического и базового варианта российские предприятия,
экспортирующие продукцию на европейский рынок, имеют определенный временной лаг для минимизации негативных последствий введения ТУН.
В первую очередь, речь идет о внедрении собственных систем торговли квотами на выбросы парниковых газов или введении внутреннего углеродного налога на региональном или федеральном уровне. Согласно климатической политике ЕС в этом случае возможен зачет дополнительных мер по регулированию парниковой эмиссии (приобретение квот, уплата национального углеродного налога) и освобождение от ТУН при ввозе продукции на территорию ЕС. Примером проактивных действий по снижению рисков трансграничного налогообложения являются действия Китая - одного из основных экономических партнеров стран ЕС. Начиная с 2014 г. в Китае идет процесс формирования внутренней системы торговли правами на выбросы парниковых газов при консультационной и технической поддержке со стороны экспертов ЕС. С 2018 г. между Китаем и ЕС осуществляется политический диалог о взаимной торговле квотами на выбросы [12].
Российской Федерацией в рамках Парижского климатического соглашения [13] продекларированы обязательства по сокращению 30 % выбросов парниковых газов к 2030 г., по отношению к уровню 1990 г. при максимальном учете поглощения эмиссии российскими лесами. Национальный вклад России в регулирование глобальной парниковой эмиссии не носит амбициозного характера и не требует активных мер по ограничению выбросов парниковых газов [14]. В настоящее время в стране не применяется углеродное налогообложение,
квотирование эмиссии и отсутствует национальная схема торговли правами на парниковые выбросы, что не стимулирует отечественных производителей к проведению прямых технологических мероприятий по снижению углеродоемкости продукции.
На сегодняшний день единственным проявлением применения экономических мер регулирования парниковой эмиссии является стартующий в 2021 г. эксперимент по торговле углеродными единицами на территории Сахалинской области. Механизм торговли правами на выбросы парниковых газов намечен к запуску в 2022 г. Предварительно будет осуществлена инвентаризация выбросов и поглощения эмиссии, а также формирование кадастра парниковых газов. В рамках этого эксперимента планируется достижение углеродной нейтральности региона к 2025 г. [15]. Представляется целесообразным расширение границ эксперимента и включение в него регионов Северо-Западного федерального округа, которые осуществляют активную торговую деятельность со странами ЕС. В этом случае российские предприятия могут быть включены в действующую в ЕС систему торговли квотами на выбросы парниковых газов и освобождены от уплаты ТУН.
БТБ включает в себя более 11 тыс. предприятий различных отраслей, в том числе и целлюлозно-бумажной промышленности. Часть квот распределяется между участниками системы в пределах общего лимита выбросов парниковых газов. Если выбросы превышают выделенную квоту, то недостающий объем квоты должен быть сокращен посредством прямых технологических мероприятий или приобретен на углеродной бирже [16].
Таблица 2
Анализ влияния ТУН на финансовые результаты Архангельского ЦБК*
№ Показатели Ед. изм. Базовый 1 вариант 2 вариант
п/п вариант1 Значение Отклонение Значение Отклонение
1 Выручка млн руб. 31 761 30 799 -9622 31 761 -
Полная себестоимость
2 (включая управленческие и коммерческие расходы) млн руб. 22 422 22 422 - 23 384 962
3 Прибыль от продаж млн руб. 9 339 8 377 -962 8 377 -962
4 Прибыль до налогообложения млн руб. 8 510 7 548 -962 7 548 -962
5 Налог на прибыль3 млн руб. 1 702 1 510 - 192 1 510 - 192
6 Чистая прибыль4 млн руб. 6 808 6 038 -770 6 038 -770
7 Рентабельность продаж по прибыли от продаж % 29,4 27,2 - 2,2 26,2 -3,2
8 Рентабельность продукции (затрат) по прибыли от продаж % 41,7 37,4 -4,3 35,8 -5,9
9 Рентабельность активов по чистой прибыли % 15,3 13,5 - 1,8 13,5 - 1,8
Рентабельность соб-
10 ственного капитала по чистой прибыли % 26,0 23,1 -2,9 23,1 - 2,9
Рассчитано автором на основе [4, 7, 8, 10].
Влияние трансграничного углеродного налогообложения
Следовательно, российские экспортеры целлюлозно-бумажной продукции, при условии их участия в эксперименте по торговле углеродными единицами и включения в ETS, смогут получать квоты на лимитированный объем выбросов бесплатно и сократить свои затраты на углеродное налогообложение. Учитывая это, экспортеры обязаны обеспечить прозрачность и достоверность учета выбросов парниковых газов.
Обобщая вышесказанное, можно прийти к следующим выводам:
- трансграничное углеродное налогообложение, планируемое в рамках климатической политики ЕС, негативно отразится на финансовых результатах деятельности экспортеров России, в том числе поставщиков целлюлозно-бумажной продукции на европейский рынок;
- последствиями введения ТУН станет частичная потеря выручки от продаж или рост коммерческих расходов, что приведет к сокращению рентабельности;
- для минимизации финансовых потерь российских экспортеров необходима активизация мер по регулированию парниковой эмиссии путем запуска внутренних схем торговли правами на выбросы парниковых газов и их интеграции с ETS.
Библиографический список:
1. Global Financial Stability Report: Bridge to Recovery. URL: https://www.imf.org/en/Publications/GFSR/ Issues/2020/10/13/global-financial-stability-report-october-2020
2. Как новый углеродный налог Евросоюза ударит по российскому экспорту. URL: https://thebell.io/ kak-novyj-uglerodnyj-nalog-evrosoyuza-udarit-po-rossijskomu-eksportu
3. Статистика по лесной продукции ФАО. URL: http:// www.fao/forestry/statistics/ru/
4. АО «Архангельский ЦБК». Отчет о выбросах парниковых газов за 2018 г.. URL: https://www.appm.
ru/upload/iblock/fff/fff8f600b053075eb1dd346786 bd5400.pdf
5. Архангельский ЦБК сокращает выбросы парниковых газов. URL: wood.ru/ru/lonewsid-4531.html
6. Ершова А. Новое углеродное регулирование в России и за рубежом. Журнал «Международная жизнь». URL: interaffairs.ru/news/show/28269
7. АЦБК вошел в топ-200 крупнейших российских экспортеров. URL: https://finance.rambler. ru/economics/41367351-atsbk-voshel-v-top-200-krupneyshih-rossiyskih-eksporterov/
8. АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат»: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ. URL: https://www.audit-it.ru/ buh_otchet/2903000446_ao-arkhangelskiy-tsbk
9. Выручка. Строка 2110. URL: cash-trading/ vyruchka-stroka-2110/
10. По итогам 2019 г. совокупное сокращение выбросов ПГ от реализации углеродных проектов АЦБК составило 328 тыс. т СО2-экв. URL: company.unipack. ru/2116/pressreleases/82439
11. KPMG Оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС. URL: rbc.ru/business/07/07/2020/ 5f0339a79470b2fdb51be
12. Углеродный вызов российским экспортерам. URL: bcg.com/ru-ru/press/29july2020
13. Парижское соглашение об изменении климата. Принято 22 апреля 2016 года. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://unfccc. int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/ paris_agreement_russian_.pdf
14. Владимир Путин утвердил новую цель по снижению выбросов парниковых газов. URL:m.eprussia.ru/news/ base/2020/4557599.htm
15. Новости Правительства России. URL: government.ru/ news/41350/
16. Кавешников Н. Создание системы торговли выбросами парниковых газов ЕС: кто определил дизайн. Современная Европа. 2017. № 6. С. 58-69.