ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ю. В. Кузминых
ОЦЕНКА ВНЕШНЕТОРГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРОВОМ ЛЕСНОМ РЫНКЕ
В статье рассматриваются основные факторы, определяющие товарную структуру и емкость мирового лесного рынка. Анализируется место России в мировом производстве и внешней торговле основными видами лесопромышленной продукции. Оцениваются перспективы российского лесного сектора на мировых рынках.
Ключевые слова: мировой лесной рынок; мировое лесопромышленное производство; мировая торговля; таможенное регулирование экспорта; инновационный сценарий развития; международный углеродный рынок.
Функционирование российского лесопромышленного сектора в контексте мирового лесного рынка является предметом пристального внимания ученых-эконо-мистов[1; 2; 3 и др.], при этом актуальность подобных исследований увеличивается в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Мировой лесной рынок, будучи сложной, многогранной и динамичной структурой, подвергается влиянию различных экономических, экологических, политических и иных факторов. На товарную структуру и емкость мирового рынка лесопромышленной продукции со стороны предложения влияют размещение и собственность на лесосырьевые ресурсы, применяемые технологии, длительность использования продукта, наличие и степень влияния профсоюзов, затраты на единицу выпуска, деловые отношения, правовые системы; со стороны спроса - ценовая эластичность, доступность товаров-заменителей, методы приобретения товаров, рыночные характеристики продукта и др. [4].
Главным экономическим фактором, определяющим величину и динамику рыночного предложения, выступает производство продукции. В табл. 1 представлено мировое производство и определена доля России в выпуске основных видов продукции лесной промышленности. Перечень видов продукции приведен в соответствии с выделением в составе современного лесопромышленного сектора следующих отраслей: лесозаготовительное производство; деревообрабатывающая промышленность, важнейшими составляющими которой являются лесопиление и фанерное производство; целлюлозно-бумажная промышленность.
Из табл. 1 следует, что мировое производство лесопромышленной продукции постепенно восстанавливается после экономического кризиса. Объемы производства большинства видов продукции в 2012 г. превышают аналогичные показатели в 2008 г.: рост составляет от 2,3% по бумаге и картону до 44,8% по древесно-
волокнистым плитам. Исключение составляет производство древесно-стружеч-ных плит и целлюлозы, по которым наблюдается незначительное сокращение выпуска продукции - на 3,3 и 3,8% соответственно.
Таблица 1
Место России в мировом лесопромышленном производстве
№ п/п Виды лесопромышленной продукции Ед. изм. Мировое производство Доля России, %
2008 г. 2010 г. 2012 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г.
1 Круглый лес млн. м3 1 588 1 562 1 651 6,8 7,5 7,3
2 Пиломатериалы млн. м3 402,7 394,5 420,0 6,8 7,3 7,7
3 Фанера млн. м3 75,8 88,1 94,7 3,4 2,6 3,4
4 Древесно-стружечные плиты млн. м3 103,0 97,7 99,6 5,6 5,6 6,8
5 Древесно-волокнистые плиты млн. м3 72,4 87,1 104,8 2,8 2,0 2,2
6 Химическая целлюлоза млн. т 131,4 127,5 130,9 3,8 3,9 4,1
7 Бумага и картон млн. т 390,4 394,5 399,5 2,0 1,9 2,0
Составлено по материалам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). URL: http://www.fao.org.
Доля России в мировом производстве лесопромышленной продукции невелика, несмотря на то, что страна занимает лидирующее место по запасам лесных ресурсов (более 20% мировых запасов древесины). Наблюдается ярко выраженная тенденция сокращения вклада лесной промышленности России в мировое производство по мере увеличения добавленной стоимости продукции. Основными причинами этого являются исторически сложившийся разрыв между лесосырьевой базой и перерабатывающими предприятиями, истощение лесосырьевых баз вблизи лесозаготовительных предприятий, высокая изношенность основных средств, отсутствие высокотехнологического оборудования, невысокая инвестиционная привлекательность отрасли, низкая степень переработки древесного сырья, недостаточно развитая транспортная инфраструктура и др.
Основным фактором, влияющим на рыночный спрос, является потребление продукции. Тенденции мирового потребления лесопромышленной продукции соответствуют динамике ее производства (табл. 2).
Таблица 2
Мировое потребление лесопромышленной продукции
№ п/п Виды лесопромышленной продукции Ед. изм. Мировое потребление
2008 г. 2010 г. 2012 г.
1 Круглый лес млн. м3 1 623 1 585 1 661
2 Пиломатериалы млн. м3 390 379 409
3 Фанера млн. м3 77 83 84
4 Древесно-стружечные плиты млн. м3 101 94 98
5 Древесно-волокнистые плиты млн. м3 72 89 104
6 Древесная масса млн. т 176 169 173
7 Бумага и картон млн. т 390 393 399
Составлено по материалам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Ежегодник лесной продукции ФАО. URL: http://www.fao.org.
В России значительную часть лесопромышленной продукции потребляет внутренний рынок. По основным видам продукции доля внутреннего потребления (без учета импорта) в 2010 г. от годового производства составляла: круглый лес -85,2%; пиломатериалы - 28,7%; фанера - 45,3%; древесно-стружечные плиты -91,0%; древесно-волокнистые плиты - 83,4%; целлюлоза - 21,4%; бумага и картон - 66,5%4. Остальная часть продукции реализуется на внешнем рынке.
Выполненные нами исследования показывают, что российский экспорт на мировом лесном рынке представлен в основном круглым лесом и пиломатериалами. Их доля в мировом экспорте этих товаров равна 14,9 и 16,9% соответственно. Удельный вес российской экспортной лесопромышленной продукции глубокой
переработки на мировом рынке незначителен и составляет в мировом экспорте по
2
видам товаров :
- фанера - 5,9%;
- древесно-стружечные плиты - 3,3%;
- древесно-волокнистые плиты - 1,4%;
- целлюлоза - 4,2%;
- бумага и картон - 2,1%.
Анализ места России в мировой торговле лесопромышленными товарами показывает, что доля российского лесного экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (древесные плиты, целлюлоза и т. д.) традиционно невелика вследствие тех же причин, которые негативно влияют на их производство. При этом на объемы российского экспорта круглого леса и пиломатериалов помимо указанных причин существенное воздействие начиная с 2006 г. оказывала таможенная политика государства [5], направленная, прежде всего, на повышение ставок таможенных пошлин на вывоз необработанных лесоматериалов (круглого леса) с целью развития глубокой переработки внутри страны. Также были введены нулевые ставки на экспорт обработанных лесоматериалов (пиломатериалов) и отдельных видов целлюлозно-бумажной продукции.
Существенные изменения в сфере таможенного регулирования экспорта лесопромышленной продукции России, и в первую очередь экспорта круглого леса, произошли также в результате вступления страны в ВТО. Введены квотирование и лицензирование экспорта необработанной древесины ряда хвойных пород. В пределах установленных квот значительно снижены ставки на вывоз необработанных лесоматериалов из ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной - 13 и 15% от таможенной стоимости соответственно. Вне квоты установлена так называемая «заградительная» ставка, равная 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 м3. Для необработанных лесоматериалов лиственных пород квотирование не предусмотрено. Тарифная ставка на круглые лесоматериалы из березы составляет 7% от таможенной стоимости, а из осины -5% [6].
Анализ динамики российского экспорта круглого леса и пиломатериалов (рис.) показывает, что в период с 2006 г. (когда началось активное изменение ставок вывозных таможенных пошлин) по настоящее время:
1 Расчеты выполнены по материалам «Прогноза лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.fao.org
2 Составлено по материалам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) на 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fao.org.
- резко сократился экспорт круглого леса - с 51,1 до 19,0 млн. м3, т. е. более чем в 2,5 раза. По мнению ряда экспертов, снижение ставок таможенных пошлин в 2012 г. на необработанные лесоматериалы в пределах квот должно было привести к существенному росту объемов их экспорта. Однако объем российского экспорта по данной товарной позиции в 2013 г. даже не превысил значения показателя в 2011 г., который предшествовал вступлению страны в ВТО, и выделенной России квоты на вывоз ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной в размере 22,3 млн. м3. Основной причиной этого, по мнению автора, является сложный, недостаточно проработанный механизм получения экспортных квот и лицензий предприятиями - участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [7];
- произошел рост объемов экспорта пиломатериалов на 24,5% - с 9,7 до 12,1 млн. т. При этом наблюдается тенденция их увеличения в течение всего исследуемого периода, за исключением 2008-2010 гг. вследствие экономического кризиса.
Составлено по данным статистики внешней торговли Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru/.
Рис. Динамика экспорта лесоматериалов из Российской Федерации
Таким образом, несмотря на наличие высококачественных лесосырьевых ресурсов, в настоящее время Россия на мировом лесном рынке позиционируется в основном как поставщик сырья и продукции первичной механической обработки. В структуре российского импорта преобладает продукция с высокой добавленной стоимостью, представленная высококачественной бумагой, картоном и т. д. Российский импорт бумаги и картона составляет 3,4%; древесных плит -4,3% в стоимостной оценке мирового импорта этих товаров. По остальным видам лесопромышленной продукции место России в мировом импорте оценивается в доли процента.
На современном этапе перед российским лесопромышленным комплексом стоит задача выхода на мировой рынок в сегменте продукции глубокой степени
механической и химической переработки лесного сырья посредством перехода на инновационные технологии производства и реализации продукции.
Инновационные сценарии российской экономики и ее отдельных отраслей стали неотъемлемой частью разрабатываемых прогнозов их развития. Воспользуемся данными «Прогноза лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Прогноз), подготовленного российскими экспертами в рамках международного сотрудничества национального Федерального агентства лесного хозяйства и Департамента лесного хозяйства ФАО [8]. В табл. 3 приведены прогнозные и фактические показатели объемов экспорта основных видов лесопромышленной продукции; 2010 г. использован в Прогнозе как базовый. 2030 г. является конечной точкой прогнозного периода. Фактические данные 2013 г. приведены для оценки выполняемости Прогноза.
Таблица 3
Прогноз динамики экспорта продукции лесной промышленности России по инновационному сценарию [8]
№ п/п Виды лесопромышленной продукции Ед. изм. 2010 г. 2013 г. 2030 г. 2030 г. к 2010 г., % 2013 г. к 2010 г., %
1 Круглый лес млн. м3 21,2 19,0 22,8 107,5 89,6
2 Пиломатериалы млн. м3 17,7 19,8 26,3 148,6 111,9
3 Фанера клееная тыс. м3 1 512 1 776 2 140 141,5 117,5
4 Целлюлоза товарная* тыс. т 1 650 - 3 000 181,8 -
Целлюлоза древесная** тыс. т 1 705 1 844 - - 108,2
5 Бумага и картон* тыс. т 2 600 - 9 000 346,2 -
Бумага газетная** тыс. т 1 402 1 317 - - 93,9
* Данные «Прогноза лесного сектора Российской Федерации до 2030 года». ** По данным статистики внешней торговли Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru/.
Из табл. 3 видно, что прогнозные показатели инновационного сценария в части экспорта по позициям «Пиломатериалы», «Фанера клееная» и «Целлюлоза» могут быть реально достигнуты, что свидетельствует о наличии экспортного потенциала у российских лесопромышленных предприятий.
Вне всякого сомнения, что экспортеры круглого леса также смогут нарастить объемы поставок круглого леса на внешний рынок, несмотря на снижение экспорта в 2013 г. по сравнению с 2010 г. на 10,4%, после адаптации к правилам ВТО, связанным с введением процедуры квотирования и лицензирования вывоза необработанных лесоматериалов из ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной. Процедура распределения тарифных квот и получения экспортных лицензий на вывоз указанных лесоматериалов достаточно тяжелая и длительная, особенно в страны Европейского союза.
В целях обеспечения полного использования выделенной России квоты на экспорт необработанных лесоматериалов ряда хвойных пород можно предложить следующие меры по совершенствованию процедуры квотирования и лицензирования: - расширение числа участников ВЭД, имеющих право на получение экспортной лицензии, за счет организаций, осуществляющих лесозаготовки на условиях договора купли-продажи лесных насаждений;
- увеличение срока действия экспортной лицензии до трех лет для арендаторов лесных участков, обладающих правами на заготовку ели и сосны обыкновенной, но в переделах срока действия договора аренды и срока действия контракта, заключенного с импортером круглого леса.
Иная ситуация в сфере экспорта бумаги и картона. Значительное увеличение объемов как производства, так и экспорта продукции глубокой переработки (бумаги и картона) невозможно без ввода в эксплуатацию новых предприятий, для чего необходимы серьезные капиталовложения. Одной из предпосылок инновационного сценария является строительство новых целлюлозно-бумажных комбинатов в Северо-Западном, Сибирском и Уральском федеральных округах и их частичный ввод не позднее 2020 г.
Реализация стратегической задачи по увеличению экспорта лесопромышленной продукции с высокой добавленной стоимостью невозможна без действенной поддержки со стороны государства. Для привлечения инвестиций в лесную отрасль Правительством РФ был запущен механизм реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Предприятия-инвесторы имеют следующие льготы:
- заключение договора аренды лесного участка осуществляется без проведения аукциона;
- к ставкам арендной платы в течение срока окупаемости проекта применяется коэффициент 0,5.
Для стимулирования притока инвестиций в целлюлозно-бумажную промышленность необходимо ввести налоговые и кредитные льготы для инвесторов на весь период строительства и окупаемости инвестиций, а также обеспечить государственные гарантии инвесторам.
В перспективе Российская Федерация может занять достойное место не только на мировом товарном рынке лесопромышленной продукции, но и на международном углеродном рынке, сформированном на основе рыночных механизмов гибкости Киотского протокола Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Рыночные механизмы Киотского протокола подразумевают выбор места и средств сокращения и поглощения углерода. Объектом рыночного оборота на международном углеродном рынке выступают экологические услуги по сокращению выбросов парниковых газов и поглощению углерода наземными экосистемами, в первую очередь лесными.
До недавнего времени Россия как принимающая сторона участвовала в реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола. Реализация проектов по сокращению выбросов парниковых газов привлекательна как для российских участников, которые смогут привлечь инвестиции для модернизации производственных мощностей, так и для иностранных партнеров. Последние смогут выполнить свои международные обязательства с минимальными затратами.
В 2011-2012 гг. Сбербанком России, на который были возложены полномочия оператора углеродных единиц, принято 117 заявок по проектам совместного осуществления с общим объемом сокращения выбросов 290 млн. т С02-эквивалента. Иностранным партнерам-инвесторам в этот период передано 208 млн. единиц сокращения выбросов1.
1 Составлено по отчетным материалам, опубликованным на официальном сайте Сбербанка России. URL: http://www.sberbank.ru.
34 -
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2014
Активными участниками международного углеродного рынка с российской стороны выступали такие крупнейшие лесопромышленные компании, как ОАО «Группа Илим», ОАО «Соломбальский ЦБК», ЗАО «Интернешнл Пейпер», ЗАО «Лесозавод 25», ОАО «Архангельский ЦБК» и др. Общий объем сокращений выбросов для реализации на углеродном рынке по проектам, которые были заявлены представителями лесного сектора России, составил более 41 млн. т С02-эквивалента. При минимальной цене на углеродном рынке, равной 0,6 евро за тонну С02-эквивалента, совокупный объем потенциальных инвестиций в отрасль превышает 24,6 млн. евро.
Международным экологическим сообществом признается положительное влияние лесов на формирование углеродного баланса планеты, поэтому была предусмотрена возможность выполнения обязательств не только путем реализации технологических мероприятий по снижению выбросов в атмосферу, но и за счет увеличения поглощения углерода лесными экосистемами. Хозяйствующие субъекты лесного сектора России также смогут привлечь инвестиции в отрасль посредством продажи экологических услуг по обеспечению дополнительного поглощения лесами углерода.
В настоящее время Российская Федерация приостановила свое участие в рамках Киотского протокола, не взяв на себя количественных обязательств на второй период его действия с 2013 г. по 2020 г., в декабре 2011 г. на 7-м Совещании сторон Киотского протокола (ЮАР, г. Дурбан). Данное решение имеет крайне негативные последствия для российских участников проектов совместного осуществления. На текущем этапе Россия не сможет быть участницей данного сектора международного углеродного рынка и лишится экологических инвестиций со стороны иностранных партнеров. Это не означает, что у российских хозяйствующих субъектов, представителей лесного и других секторов экономики нет дальнейших перспектив по реализации экологических услуг по сокращению выбросов парниковых газов и поглощению углерода на международном рынке. На климатическом саммите ООН (Нью-Йорк, сентябрь 2014 г.) Россия впервые официально обнародовала свои новые международные обязательства на «посткиотский» период. Советник Президента РФ по климату А. Бедрицкий сообщил, что долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в России к 2030 г. может стать 70-75% от уровня 1990 г. В случае если эти обязательства будут официально закреплены в новом климатическом соглашении, которое придет на смену Киотского протокола, лесной сектор России сможет возобновить свою деятельность на международном углеродном рынке.
Главным фактором, благоприятствующим продвижению лесного сектора России на мировые рынки как лесопромышленной продукции, так и экологических услуг, является наличие богатых лесных ресурсов, представленных в основном ценными хвойными породами. Кроме того, Россия обладает такими конкурентными преимуществами, как относительно дешевые топливно-энергетические ресурсы и рабочая сила, близость к постоянно расширяющемуся Азиатско-Тихоокеанскому рынку, увеличивающиеся технологические возможности комплексного использования древесного сырья и т. д.
Практической реализации перечисленных конкурентных преимуществ на мировом лесном рынке препятствуют нерешенные проблемы отрасли, которых существенно больше. Ограничениями внешнеторгового потенциала лесной
промышленности страны являются техническая и технологическая отсталость производств, недостаточное развитие высокотехнологических производств по глубокой механической и химической переработке древесного сырья, недостаточные объемы инвестиций для модернизации производства и строительства новых предприятий, неразвитая транспортная инфраструктура, распространение нелегальных рубок и др.
Решению указанных проблем будут способствовать внедрение системы лесной сертификации, стабильность нормативно-правовой базы России, гармонизация лесного законодательства в сфере внешней торговли лесными товарами с законодательством других стран - членов ВТО. Существенное значение для привлечения притока инвестиций и повышения внешнеэкономического потенциала лесопромышленного комплекса России имеют такие меры по совершенствованию таможенного регулирования, как:
- полное или частичное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин на экспорт необработанных лесоматериалов за пределами установленных тарифных квот на период создания или модернизации производственных мощностей при условии целевого использования экспортной выручки на финансирование инвестиционного проекта в сфере глубокой механической и химической переработки древесины;
- отмена ввозных таможенных пошлин на импортное лесозаготовительное и лесоперерабатывающее оборудование, причем не только не имеющее аналогов отечественного производства, но и на оборудование, российские аналоги которого морально устарели;
- упрощение процедуры получения таможенных льгот при ввозе товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал;
- определение четкого порядка обращения и критериев отнесения инвестиционных проектов к приоритетным видам деятельности (секторам экономики) с целью обращения в Евразийскую экономическую комиссию для получения таможенных льгот;
- расширение перечня ввозимого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, освобождаемого от НДС, и др.
Перечисленные выше меры позволят нивелировать ограничения в реализации имеющегося внешнеэкономического потенциала лесной отрасли России и решить стратегическую задачу по наращиванию объемов экспорта лесопромышленной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Использованные источники
1. Аким Э. Л. Состояние и тенденции развития российских и мировых рынков лесной и целлюлозно-бумажной промышленности // Целлюлоза. Бумага. Картон. 2007. № 7. С. 3-12.
2. Андреева Л. П., Цыбинова Е. М. Характеристика мирового рынка лесных товаров // Экономика и эффективность организации производства. 2014. № 20. С. 3-7.
3. Кожухов Н. И. Лесной сектор России на этапе адаптации к правилам ВТО // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2012. № 5 (88). С. 12-14.
4. Территориальная организация мирового рынка продукции лесопромышленного комплекса [Электронный ресурс] // Сайт консалтинговой компании «Влант». URL: http://www. vlant-consult.ru/files/world-lpk-2004.pdf.
5. Кузминых Ю. В., Богачев Ю. К. Государственное регулирование лесного экспорта в Российской Федерации // Лесной журнал. 2011. № 3. С. 127-133.
6. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (в ред. от 27.08.2014) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Кузминых Ю. В. Таможенное регулирование экспорта необработанных лесоматериалов в условиях членства России во Всемирной торговой организации // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. С. 22-18.
8. Прогноз лесного сектора Российской Федерации до 2030 года / Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Рим, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www. fao.org.
И. А. Болдырева
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В статье рассмотрена проблема влияния внешнеторговой политики России на состояние экономической безопасности отечественного агропромышленного комплекса. Проанализированы последствия мер тарифного и нетарифного регулирования импорта продовольственных товаров в условиях членства России во Всемирной торговой организации и сложившейся геополитической ситуации.
Ключевые слова: экономическая безопасность; продовольственная безопасность; агропромышленный комплекс; импорт; конкурентоспособность; внешнеторговая политика России.
Усиление процессов экономического вхождения России в мировое хозяйство и одновременно происходящие геополитические кризисы обусловливают возрастающую значимость проблем обеспечения экономической безопасности страны, в том числе на территориальном и отраслевом уровнях.
В системе народного хозяйства агропромышленный комплекс (АПК) является отраслью, состояние и динамика воспроизводственных процессов в которой обусловливают обеспечение продовольственной безопасности государства. Продовольственная безопасность - это такое состояние экономики, при котором независимо от конъюнктуры мировых рынков гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос), с другой стороны [1, с. 54].
Стратегия обеспечения продовольственной безопасности должна выстраиваться исходя из системного единства интересов субъектов АПК и продовольственного