Научная статья на тему 'Риски использования углеродной единицы как инструмента финансового рынка'

Риски использования углеродной единицы как инструмента финансового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
899
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГЛЕРОДНАЯ ЕДИНИЦА / УСТОЙЧИВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБМЕН УГЛЕРОДНЫМИ ЕДИНИЦАМИ / УГЛЕРОДНЫЙ ФОНД / СИСТЕМА ТОРГОВЛИ ВЫБРОСАМИ / CARBON UNIT / SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT / EXCHANGE OF CARBON UNITS / CARBON FUND / EMISSIONS TRADING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукашенко Инна Владимировна

В статье рассматриваются причины появления финансового инструмента «углеродная единица», риски, уменьшаемые с его появлением, риски его использования, международный опыт торговли углеродными единицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF USING A CARBON UNITAS A FINANCIAL MARKET TOOL

The paper deals with the origin of the financial “carbon unit” tool, risks reduced with its emergence and the international experience in carbon units trading.

Текст научной работы на тему «Риски использования углеродной единицы как инструмента финансового рынка»

УДК 336.0

Риски использования углеродной единицы как инструмента финансового рынка

В статье рассматриваются причины появления финансового инструмента «углеродная единица», риски, уменьшаемые с его появлением, риски его использования, международный опыт торговли углеродными единицами.

Ключевые слова: углеродная единица; устойчивое экономическое развитие; обмен углеродными единицами; углеродный фонд; система торговли выбросами.

The paper deals with the origin of the financial "carbon unit" tool, risks reduced with its emergence and the international experience in carbon units trading.

Keywords: carbon unit; sustainable economic development; exchange of carbon units; Carbon Fund; emissions trading system.

Лукашенко Инна Владимировна

заведующая Международной финансовой лабораторией Международного финансового факультета Финансового университета E-mail: IVLukashenko@fa.ru

Определение понятия «углеродная единица»

Финансовые рынки многих стран с недавних пор1 осваивают финансовый инструмент, в основе которого лежит право на выброс промышленным предприятием определенного количества углекислого газа в результате его деятельности, измеряемого в углеродных единицах (далее — УЕ). Физически каждая УЕ представляет собой 1 тонну контролируемых выбросов СО2. В правовом же отношении углеродные единицы различают в зависимости от региона использования, надзорных органов, способов учета, обмена, аннулирования и т. д.

1 С 1 января 2005 г. заработала первая и пока единственная юридически обязывающая Европейская система торговли выбросами (углеродными единицами). Остальные рынки являются добровольными.

Каждый финансовый инструмент возникает не на пустом месте. Он жизнеспособен при выполнении определенных условий: удовлетворение потребности в чем-либо, будь-то новый источник прибыли, минимизация затрат или способ уменьшения рисков. Иначе он будет не востребован. Так, для страхования прибыли применяется форвардный контракт, а для уменьшения рисков, связанных с неблагоприятными погодными явлениями: засухой, температурными аномалиями, разработаны погодные производные.

В последнее время мировая общественность все больше внимания обращает на изменения климата, которые в том числе объясняются выбросами парниковых газов.

Вот почему возникла необходимость контроля и сокращения газообразных отходов, что потребовало введения углеродной единицы, с одной стороны, как показателя потребления энергии (экономический фактор), а с другой — как показателя загрязнения среды (экологический и социальный факторы). И были выработаны механизмы снижения выбросов углекислого газа и пяти его эквивалентов — метана, петрофлюорокарбонов, гидроф-люорокарбонов, гексафторида серы и оксида азота.

Экологические риски

К концу XX в. окончательно сформировалось и получило широкое распространение понятие

Таблица 1

Существующие технологии снижения выбросов и типы УЕ

Название Механизм снижения Тип углеродной единицы

Установление верхней границы выбросов (Cap) Постепенное уменьшение бесплатно распределяемых государством квот на выбросы Единица установленного количества (assigned amount units -AAU)

Углеродное улавливание и хранение (carbon capture and storage - CCS) С02 улавливается, сжимается и закачивается в подземные естественные резервуары для хранения в переохлажденной жидкой форме Единица абсорбции (removal units - RMU)

Уменьшение выбросов от лесоистощения и лесоуничтожения (reducing emissions from deforestation and degradation - REDD+). Это единственный природный механизм снижения содержания СО2 в атмосфере, механизм его поглощения зеленой массой лесов. Единица абсорбции (removal units - RMU)

«экологический риск», под которым подразумевается угроза негативного влияния человеческой деятельности или иных факторов на окружающую среду. В это время в мировой экономике начали происходить кризисные явления, обусловленные рядом факторов, таких как:

• стремительный рост цен на источники энергии;

• усиление неравномерности экономического развития и, как следствие, увеличение социальной напряженности как между государствами, так и внутри отдельно взятой страны.

• загрязнение окружающей среды (выхлопными газами, сточными водами, свалками твердых отходов, техногенными катастрофами и т. д.).

Ввиду серьезности положения была разработана концепция устойчивого развития, определяемая как «... развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»2. Доклад, подготовленный «комиссией Брутланд» для Генеральной Ассамблеи ООН в 1987 г., можно назвать началом новой экономической политики, где были сформулированы меры по уменьшению экологического риска и была доказана необходимость хозяйствования с разумным использованием ресурсов при минимизации экологического вреда и сохранения источников энергии для будущих поколений.

2 Перевод фразы «Sustainable development is development that meets the needs of the present without compromising the ability of future generations to meet their own needs» из доклада, представленного «комиссией Брутланд». URL: http://www.un-documents. net/wced-ocf.htm

Данная концепция получила развитие в принятых в 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро документах: Рамочной конвенции по изменению климата и Программе экономического развития до 2050 г., более известной как «Повестка дня на XXI век» [1]. Ученые и политики согласились с изложенными доводами и необходимостью смены направления экономического развития. Документы были приняты, но как реализовать заложенные в них решения? Каковы механизмы и инструменты перехода? Как заставить собственников бизнеса тратить средства на технологическое обновление и поиск более экологически безопасных источников сырья и энергии, утилизацию отходов? Ответы на эти вопросы должны были содержаться в новых документах.

К концу XX в. окончательно сформировалось и получило широкое распространение понятие «экологический риск», под которым подразумевается угроза негативного влияния человеческой деятельности или иных факторов на окружающую среду

В 1997 г. был разработан Киотский протокол, по которому с 2005 г. подписавшие его страны, в том числе и Россия, взяли на себя обязательства сократить количество выбросов СО2 до уровня базового 1990 г., используя определенный механизм, получивший название потолок выбросов (в международной практике — Сар), под которым понимается установление верхнего предела выбросов для страны

Таблица 2

Механизмы торговли выбросами согласно Киотскому протоколу

Название Механизм торговли Углеродная единица торговли

Торговля выбросами (emissions trading) Страны, отдельные предприятия, имеющие излишек/недостаток углеродных квот могут продать/купить эти квоты. (Ст. 17 Киотского протокола) Квота Евросоюза (единица, принятая в наиболее развитой системе торговли (european union allowance - EUA).

Механизм чистого развития (clean development mechanism - CDM). Обмен углеродными единицами между развитыми и развивающимися странами через инвестирование в технологии, сокращающие выбросы. (Ст. 12 Киотского протокола) Сертифицированное сокращение выбросов (certified emission reduction - CER)

Механизм совместного осуществления (joint implementation - JI) Обмен углеродными единицами между развитыми странами через инвестирование в технологии, сокращающие выбросы. (Ст. 6 Киотского протокола) Единица сокращения выбросов (emission reduction unit - ERU).

* Directive 2003/87/ec of the European parliament and of the Council, 13.10.2003, art.3. URL: http://climatechange.ru/files/EU_ETS_ Directive_2003_87_EC.pdf.

Таблица 3

Добровольные системы торговли выбросами

Страна Система торговли выбросами

США WCI (МСЕ) Западная климатическая инициатива; RGGI (MCE) - региональная инициатива по парниковым газам

Австралия Схема уменьшения выбросов парниковых газов Нового Южного Уэльса (New South Wales greenhouse gas reduction scheme - NSW GGAS); Фермерская углеродная инициатива (carbon farming initiative - CFI) [2, p. 77-78].

Новая Зеландия Новозеландская схема торговли выбросами (New Zeland emission trading scheme -NZ ETS) [2, p. 79]

Китай Лесоохранный стандарт - panda standard; Китайский зеленый углеродный фонд - the China green carbon foundation - CGCF. Китай ввел систему ограничения выбросов в двух провинциях (Guangdong and Hubei) и пяти муниципалитетах (Beijing, Tianjin, Shanghai, Chongqing and Shenzhen) на тестовом этапе ограничения выбросов с 2009 на 12-й пятилетний план развития [2, p. 99]

Япония Японская добровольная схема торговли выбросами (Japan- voluntary emissions trading scheme, J-VETS)

в целом и каждого из предприятий стартового набора секторов экономики в отдельности (табл. 1).

Для определения потолка каждой стране, подписавшей протокол, необходимо было провести «инвентаризацию выбросов». Эта, на первый взгляд, неразрешимая задача легко решается заданием следующих граничных условий:

• подсчет на стартовом этапе ведется в заданных промышленных отраслях с максимальным количеством выбросов. Международным сообществом для этой цели были выбраны энергетика, топливодобывающая, металлургическая, цементная и целлюлозно-бумажная индустрии;

• поскольку инвентаризацию газов произвести трудно, осуществляется инвентаризация потребляемого сырья на предприятиях отрасли с учетом коэффициента его сгорания в процессе

производства и, следовательно, эмиссии СО2 и его эквивалентов.

Инвестиционные риски

Оставался нерешенным вопрос, как стимулировать реальный бизнес потратить деньги на технологическое перевооружение. Как быть с формулой оптимизации дохода: максимизация прибыли при минимизации издержек? Как снизить инвестиционный риск?

Описанные выше меры представляют собой директивы сверху: ограничения, уменьшения, т. е. принуждение. Без финансовой заинтересованности принятые решения были бы дополнительной нагрузкой на бизнес, который нашел бы способ ухода от нее. Самый распространенный — перевод производства в зону, не попадающую

под действие Киотского протокола, если, конечно, речь не идет о прокатном стане, чья перевозка — занятие достаточно проблематичное. Препятствием такому шагу послужило разрешение торговать достигнутыми сокращениями выбросов (табл. 2).

Несмотря на универсальность углеродной единицы, в мире нет единой системы торговли ее разновидностями. Существует только одна юридически значимая система — Европейская система торговли выбросами — European Union Emission Trading System (EUETS) на базе таких бирж, как ICE, EEX, и некоторых других. Помимо этого, развиваются несколько систем торговли выбросами (СТВ), не несущих международных юридических обязательств. Наиболее значимые из них приведены в табл. 3.

Япония3 вообще является крупным покупателем на международном рынке углеродных квот4.

Торговля ведется на углеродных (энергетических) биржах, которые часто представляют собой отдельные площадки существующих бирж.

Покупателями углеродных единиц выступают в основном институциональные инвесторы, правительственные агентства и частные фонды:

• Мировой банк с бюджетом около 600 млн долл. США, действующий через Датский (35 млн долл. США), Итальянский (80 млн долл. США), Испанский (70 млн долл. США) углеродные фонды;

• Европейский банк реконструкции и развития с двумя углеродными фондами (32 млн евро);

• NEFCO — Балтийский углеродный фонд, действующий в качестве агентства правительств прибалтийских государств.

Одним из наиболее активных агентств правительств можно назвать Японское углеродное финансовое агентство (Japan carbon finance) с бюджетом, оцениваемым в 148,5 млн долл. США [3].

Продавцы — страны, частные компании со значительным углеродным запасом невыбран-ных квот5.

3 По данным агентства Bloomberg, причем как на государственном уровне, так и на уровне крупных частных компаний, таких как Мицубиси, и т. д.

4 Углеродными квотами называют квоты на выброс углекислого газа (и 5 его эквивалентов, регулируемых Киотским протоколом), выделяемых каждой стране в рамках Европейской системы или добровольно возлагаемые на себя отдельными странами на производственный год.

5 Разница между разрешенными и фактически израсходованными компанией квотами.

Операционные риски

Все процессы, происходящие на площадках EU ETS, подпадают под контроль Еврокомиссии, Института финансового регулирования Евросоюза и Международной организации комиссий по ценным бумагам. Результатом нормативной деятельности перечисленных организаций являются MiFID, MAD и другие европейские директивы, регулирующие работу финансового рынка.

Под технологическим риском понимаются просчеты в использовании существующих мощностей производства, устаревшее оборудование, качество применяемого сырья

Проблемы, с которыми столкнулась EU ETS:

• мошенничество с реестром (фишинг, хакер-ские атаки, торговля утилизированными углеродными единицами);

• жульничество с Сар (выделяемыми квотами/ кредитами УЕ);

• налоговое жульничество, возможное из-за разницы в сроках уплаты налогов по сделкам между странами Евросоюза [4].

Для снижения операционных рисков Европейская комиссия внесла поправки в соответствующие документы, самые существенные из которых:

• новая структура реестра — помимо учета в национальных реестрах, учет ведется в союзном реестре;

• разделение журнала транзакций на два: внутрисоюзный и международный;

• определение 3 видов торгуемых углеродных единиц (EUA, CER, ERU) в разряд финансовых инструментов. В таком случае углеродная единица рассматривается не только как базовый актив для финансового инструмента, каковым в нашем понимании является углеродный фьючерс. Сами торгуемые в ЕТС три вида углеродных единиц становятся финансовыми инструментами [2, p. 31].

Складывается мнение, что углеродная единица имеет все шансы перейти в разряд валют (может быть и резервной валюты) [5, p. 578-579] в силу своей универсальности.

Таблица 4

Сравнительный анализ экономических процессов, происходящих в России и в мире

В России В мире

Зависимость экономики от продажи ископаемых видов топлива Стимулирование развития возобновляемых источников энергии Ввод в действие налога на ископаемое топливо (повышая его себестоимость и делая менее рентабельным)

Бесконтрольное уничтожение природных ресурсов (в том числе лесного фонда)

Преобладание производств первого уровня переработки сырья

Устаревшие технологии во многих отраслях Переоценка активов по показателю технологического риска с помощью нового индикатора риска - объем выбросов СО2 / суммарные энергетические поставки (TPES), который может быть учтен как в портфельных, так и в прямых инвестициях

Плачевное состояние дел в ЖКХ и т. д.

В 2007 г. Еврокомиссия постановила, что польский и эстонский Планы распределения выбросов завысили необходимые этим странам на 2008-2012 гг. квоты. В результате расследования Польша отказалась от претензий на дополнительные квоты.

Для исправления ситуации с НДС страны, наиболее активно участвующие в операциях с EUA, такие как Великобритания, Франция, либо отменили его, либо ввели ответственность не продавца, а покупателя за его уплату. Помимо этого, в добавление к уже упомянутым странам Испания и не входящая в ЕС Норвегия добавили к административным мерам ответственности меры уголовного характера.

На данном этапе развития торговли УЕ существует еще одна проблема — преобладание предложения над спросом. Но это трудности роста, которые решатся в среднесрочном периоде.

Надо ли развивать торговлю УЕ в России?

Для ответа на этот вопрос обратимся к табл. 4.

Под технологическим риском понимаются просчеты в использовании существующих мощностей производства, устаревшее оборудование, качество используемого сырья.

На основании вышеуказанных таблиц можно сделать вывод, что посредством использования УЕ как финансового актива увеличится финансовая глубина российской экономики, расширятся формы и источники для средств модернизации экономики.

Для решения проблемы энергоэффективности Россия получит новый индикатор технологического риска — 1 углеродную единицу на единицу первичного энергоресурса [1tCO/TPES (total primary energy source)] — как полезный инструмент финансового анализа для портфельных и прямых инвестиций с целью стимулирования развития передовых производств.

Прослеживая связь цены на энергоносители с ценой на углеродный актив можно разработать новые инструменты хеджирования рисков в энергетической сфере.

Россия должна развивать углеродную торговлю, причем начиная с внутреннего рынка:

• перенять европейский опыт, изучив и избежав его ошибок;

• ввести в обиход большинство существующих углеродных инструментов торговли, в особенности такой финансовый инструмент, как единица абсорбции и, развив его у себя, впоследствии лоббировать его включение в торговлю на зарубежных площадках. Россия с ее огромной массой лесов — природных поглотителей СО2 — должна суметь воспользоваться этим своим преимуществом.

Но на данный момент из четырех возможных углеродных финансовых инструментов в России получает развитие только один — единица сокращения выбросов ECB (emission reduction unit — ERU).

Характер углеродных сделок — двухсторонний договор купли-продажи и привлечение иностранных сертифицированных аудиторов — свидетельствует о больших транзакционных издержках по сравнению с развитием институтов отечественных посредников. При стандартизованной биржевой торговле можно получить более выгодные условия для финансирования модернизации производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом организация внутренней торговли углеродными единицами, создание спот-рынка, возможности хеджирования на фьючерсном рынке, развитие углеродной инфраструктуры российского финансового рынка, создание собственных углеродных агентств могут помочь России догнать наиболее технологически развитые стран.

Другой вопрос, который заслуживает обсуждения: почему стоит тратить деньги на создание всей этой новой инфраструктуры учета, верификации и торговли новыми активами? Не выгоднее ли воспользоваться существующими иностранными биржами, иностранными посредниками и оставаться только в роли продавца углеродных единиц?

Дело в том, что использование механизма торговли УЕ позволяет повышать потенциал развития стороны (страны) их покупателя и сдерживать потенциал развития стороны продавца при фиксированном уровне развития технологии. В силу многих причин, выходящих за рамки данного исследования, технологический уровень России достаточно низок. Поэтому она должна соблюдать определенный баланс между краткосрочными выгодами от двухсторонней международной торговли и долгосрочными перспективами возможного сдерживания производственного развития в результате продажи углеродных излишков. Отрицательное сальдо ведет к экономической зависимости страны. Поэтому следует развивать механизмы внутренней торговли, а уже потом выходить на международный рынок. Первыми шагами в этом направлении в современных российских условиях могут быть создание фонда углеродных единиц и покупка излишков у предприятий федеральным углеродным агентством.

Нам могут возразить, что Россия, выйдя из второй фазы Киотского протокола, потеряла свой углеродный потенциал в 600 млн УЕ, оцениваемый до 2020 г.6 Но, во-первых, Россия не

6 Данные из доклада России Секретариату Рамочной конвенции по изменению климата ООН URL: http://unfccc.int/ghg_ data/ghg_data_unfccc/ghg_profiles/items/4625.php.

вышла из Киотского протокола, а только приостановила свое участие, так же как Австралия, Япония, Канада и некоторые другие страны. Все будет зависеть от подписания международных договоренностей в 2015 г. Во-вторых, почему Россия должна брать на себя юридические обязательства, в то время как страны с основными источниками выбросов: Китай, США, Индия — брать их на себя не хотят, пока не добьются эффективности работы домашних рынков? В-третьих, возможность двухсторонних сделок сохранилась, хотя приоритетное значение в настоящее время имеет организация обмена углеродными активами внутри страны.

Литература

1. Повестка дня на XXI век, Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 23.04.1993, 300 стр. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/agenda21.shtml.

2. World Bank Report «State&Trends of the carbon market 2012». 138 p. URL: www. carbonfinance.org.

3. Латыпов М. Ф. Механизмы Киотского Протокола, Кузбасский Центр Энергосбережения. URL: www.cesaco.ru

4. World Bank Report «State&Trends of the carbon market 2010», 89 p., p. 10. URL: www. carbonfinance.org.

5. Jullian Button. «Carbon: commodity or Currency?», 26 p., Harvard Environmental Law Review, Vol 32, 2008.

6. Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 17.12.2009 № 861-рп (Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 51. Ст. 6305)

Из выступления В. В. Путина на Инвестиционном форуме «Россия зовет» 2 октября 2012 г.

Важнейший приоритет для нас - развитие инфраструктуры национального финансового рынка. Речь идет о повышении его устойчивости, о создании в Москве международного финансового центра, формировании современных инструментов инвестирования. Всё это позволит нашим компаниям быстрее и проще привлекать капитал как из внутренних, так и из внешних источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.