Научная статья на тему 'Влияние типов нервной системы на уровень развития физических качеств и познавательных процессов детей 6-7 лет'

Влияние типов нервной системы на уровень развития физических качеств и познавательных процессов детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
36
Поделиться
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вадюхин Павел Сергеевич

Статья посвящена проблеме влияния типов нервной системы на проявление физических качеств и познавательных процессов у детей 6-7 лет. Приводятся данные характеризующие различие в уровне развития скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости, восприятии, памяти, внимании, мышлении у детей с различными типами нервной системы.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вадюхин Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Influence of the nervous system types on the level of development of physical fitness and cognitive processes of the children aged 6-7 years

The article deals with the influence of the types of nervous system on manifestation of the physical characteristics and cognitive processes among the children aged 6-7 years old with various properties of the nervous system. The data characterizing the difference in the level of speed and power, coordination abilities, flexibility, perception, memory, attention, thinking among the children with different types of the nervous system have been presented.

Текст научной работы на тему «Влияние типов нервной системы на уровень развития физических качеств и познавательных процессов детей 6-7 лет»

ical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2014.

УДК 373.1;37.026

ВЛИЯНИЕ ТИПОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Павел Сергеевич Вадюхин, аспирант,

Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния типов нервной системы на проявление физических качеств и познавательных процессов у детей 6-7 лет. Приводятся данные характеризующие различие в уровне развития скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости, восприятии, памяти, внимании, мышлении у детей с различными типами нервной системы.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, тип нервной системы, физические и психические качества.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p28-30 INFLUENCE OF THE NERVOUS SYSTEM TYPES ON THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL FITNESS AND COGNITIVE PROCESSES OF THE CHILDREN AGED 6-7 YEARS

Pavel VSergeevich Vadiukhin, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the influence of the types of nervous system on manifestation of the physical characteristics and cognitive processes among the children aged 6-7 years old with various properties of the nervous system. The data characterizing the difference in the level of speed and power, coordination abilities, flexibility, perception, memory, attention, thinking among the children with different types of the nervous system have been presented.

Keywords: senior preschool age, nervous system type, physical and mental qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема влияния типов нервной системы на уровень развития и проявления физических качеств и познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста изучена пока не достаточно. В связи с этим ее разработка представляет научный и практический интерес. Цель данного исследования - выявить различия в уровне развития физических качеств и познавательных процессов у детей 6-7 лет с различными типами нервной системы. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждения № 1 г. Мончегорске в нем приняло участие 74 испытуемых из них 46 мальчиков и 28 девочек. Для оценки развития физических качеств детей 6-7 лет применялись следующие тесты: Скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места (см). Координационные способности - подбрасывание и ловля мяча (кол-во). Гибкость - наклон вперед из положения, сидя на полу (см).

Изучение показателей, характеризующих психоэмоциональное состояние детей 67 лет до и после занятий физическими упражнениями, осуществлялось с помощью проективного теста тревожности Басса-Дарки, а также рисуночного теста Бака «Дом. Дерево.

Человек». Изучение уровня развития познавательных процессов у детей 6-7 лет осуществлялось с помощью следующих проективных методик: Восприятие цвета, восприятие формы, восприятие величины, слуховое восприятие - методики В.Л. Шарохиной [1]. Зрительная память, опосредованная память, слуховая память - методики В.Л. Шарохиной [2]. Объем внимания, концентрация внимания, скорость внимания - методики Л.Г. Парамоновой [3]. Наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словестно-логическое мышление, обобщение - методики Л.Г. Парамоновой [3]. Уровень волевых проявлений у старших дошкольников определялся с помощью методик А. Л. Венгера [4]. Градация результатов в каждом тесте (высокий, средний, низкий) осуществлялась по методике О.А. Сафоновой [6]. Типы нервной системы детей 6-7 лет определялись с помощью методики Н.Н. Обозова [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены результаты комплексного тестирования дошкольников с различными типами нервной системы.

Таблица 1

Различия в уровне развития основных способностей у детей 6-7 лет с различными

типами нервной системы (п=74)

Тесты Сильный уравновешенный подвижный Сильный неуравнове- шенный Сильный уравновешенный инертный Слабый

п=7 п=21 п=28 п=18

X ±ах

Двигательная сфера

1. Прыжки в длину с места, см. 118,0±3,9 124,2±2,8 109,8±2,1 101,6±2,7

2. Подбрасывание и ловля мяча, кол-во. 15,5±0,9 14,5±0,6 13,0±0,8 12,2±1,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Наклон вперед из положения, сидя на полу, см. +4,5±0,8 +2,0±0,4 +2,1±0,1 +2,3±0,4

Показатели восприятия

1.Восприятие цвета, баллы 3,00±0,21 2,80±0,13 2,85±0,14 2,16±0,09

2.Восприятие формы, баллы 3,28±0,18 3,09±0,13 3,82±0,07 2,77±0,15

3.Восприятие величины, баллы 2,57±0,20 2,61±0,14 3,42±0,09 2,16±0,09

4.Слуховое восприятие, баллы 3,14±0,34 2,76±0,13 3,28±0,11 2,27±0,10

Показатели зрительной, опосредованной, слуховой памяти

1.Зрительная память, баллы 3,28±0,18 2,57±0,17 2,92±0,11 2,44±0,21

2. Опосредованная память, баллы 2,71±0,18 2,8±0,13 3,32±0,13 2,94±0,15

3. Слуховая память, баллы 3,42±0,20 2,71±0,20 2,82±0,08 2,44±0,21

Показатели объема и концентрации внимания

1. Объем внимания, баллы 3,00±0,21 2,66±0,15 3,28±0,10 2,50±0,12

2. Концентрация внимания, баллы 3,14±0,14 3,04±0,16 3,71±0,08 2,83±0,14

Показатели мышления

1. Наглядно-действенное мышление, баллы 3,71±0,18 2,71±0,14 3,25±0,12 2,72±0,15

2. Наглядно-образное мышление, баллы 3,0±0,21 2,90±0,21 3,00±0,10 2,50±0,21

3. Словестно-логическое мышление, баллы 2,85±0,14 3,14±0,10 3,60±0,12 3,38±0,16

На основании анализа таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

1. Сравнение показателей, характеризующих двигательную сферу детей 6-7 лет с различными типами нервной системы показало, что высокий уровень скоростно-силовых способностей наблюдаются у детей с сильным уравновешенным подвижным типом. Дети со слабым типом нервной системы имеют ниже результат в тесте для оценки координационных способностей в отличие от детей других типов. Дети с сильным уравновешенным подвижным типом имеют высокий результат в гибкости в отличие от детей других типов нервной системы.

2. Установлены различия в уровне познавательных процессов у детей 6-7 лет с различными типами нервной системы. Сильный уравновешенный подвижный тип показал средний уровень в восприятия цвета, слухового восприятия, зрительной и слуховой

памяти, объеме внимания, концентрации и скорости внимания, средний показатель в мышлении. Сильный неуравновешенный тип продемонстрировал средний уровень восприятия формы, концентрации внимания и словестно-логическом мышлении. Сильный уравновешенный инертный тип показал высокий результат в восприятии формы, средние результаты в опосредованной памяти, объеме внимания, концентрация и скорости внимания, мышлении. Слабый тип показал результаты ниже среднего во всех видах восприятия, памяти, внимания, однако имеет средний показатель в словестно-логическом мышлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панасюк, Т.В. Сочетание различных критериев биологического возраста на рубеже первого и второго детства / Т.В. Панасюк // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни. - М., 1999. - С. 152-157.

2. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал / В.Л. Шарохина. - М : Прометей, 2003. - 64 с.

3. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность : учеб. пособие / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. - М. : Академия, 2001. - 240 с.

4. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб. : Питер, 2004. - 480 с.

5. Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности / А. Д. Ишков. - М. : АСВ, 2004. -224 с.

6. Сафонова, О.А Экспресс-анализ и оценка детской деятельности / О.А. Сафонова. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 70 с.

REFERENCES

1. Panasiuc, T.V. (1999), “The combination of different criteria of biological age at the turn of the first and second childhood”, Sports biology and medicine to improve the quality of life, Moscow, Russian Federation. pp. 152-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sharokhin, V.L. (2002), Correctional and developmental activities in the older group, Prome-tey, Moscow, Russian Federation.

3. Paramonov, L.A. (2001), “Pre-primary and primary education abroad: history and modernity: studies”, Academia, Moscow, Russian Federation.

4. Kolominsky, Y.L., Panko, E.A., Igumnov, S.A. (2004), Mental development of children in health and disease, Piter, St. Petersburg, Russian Federation.

5. Ishkov, A.D. (2004), Educational activity of students: psychological factors of success, AVB, Moscow.

6. Safonov, O.A. (1995), Express analysis and assessment of children's activities, Nizhny Novgorod Humanities Center, Nizhny Novgorod, Russian Federation.

Контактная информация: vadyuhinps@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2014.

УДК 37.014(410)(045)

РОЛЬ МЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ РАСШИРЕННЫМИ ШКОЛАМИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Виктория Викторовна Вознюк, аспирант,

Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко (СумГПУ имени А. С. Макаренко), г. Сумы, Украина

Аннотация

В статье проанализированы функции местной образовательной администрации в процессе предоставления дополнительных социальных услуг расширенными школами Великобритании.