УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Павел Сергеевич Вадюхин, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Светлана Леонидовна Вадюхина, преподаватель, Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования "Северный колледж физической культуры и спорта", г. Мончегорск
Аннотация
Работа посвящена экспериментальной проверке дифференцированного подхода и его влиянии на уровень восприятия формы, восприятия величины, слухового восприятия, зрительной памяти, слуховой памяти, наглядно-действенного мышления, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, вербального воображения, объема внимания, концентрации внимания, скорости внимания у детей 6-7 лет с различными типами нервной системы.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, тип нервной системы, психические процессы, дифференцированный подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p229-232
INFLUENCE OF THE DIFFERENTIATED APPROACH ON DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE WITH VARIOUS TYPES OF NERVOUS SYSTEM
Pavel Sergeevich Vadyukhin, the teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg,
Svetlana Leonidovna Vadyukhina, the teacher, Public autonomous educational institution of Murmansk region of secondary professional education "Northern College of Physical Culture and Sport", Monchegorsk
Annotation
The article is devoted to the experimental verification of the differentiated approach and its impact on the level of form perception, perception of the value of auditory perception, visual memory, auditory memory, visual-motor thinking, visual thinking, verbally logical thinking, verbal imagination, attention span, concentration, speed of attention at children aged 6-7 years with various types of the nervous system.
Keywords: elder preschool age, higher nervous activity, mental qualities, differentiated approach.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных условий, способствующих эффективному физическому воспитанию детей 6-7 лет является учет их индивидуальных особенностей [4]. В настоящее время выполнен целый ряд исследований, посвященных применению дифференцированного подхода при организации и проведении физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста [1, 2, 3, 5, 6]. Однако, остается не изученным вопрос о том, каким образом будет влиять дифференцированный подход на развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с различными типологическими группами в процессе физического воспитания. Цель исследования - изучить влияние дифференцированного подхода на развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста c различными типами нервной системы.
МЕТОДИКА
Эксперимент проводился с сентября 2012 по май 2013 года. В нем приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Были сформированы две группы - контроль-
ная и экспериментальная. Количество детей в контрольной группе составило 33. Количество детей в экспериментальной группе составило 31.
В экспериментальной группе занятия физическим воспитанием проводились с использованием дифференцированного подхода для детей старшего дошкольного возраста с различными типами нервной системы, а в контрольной группе по типовой программе физического воспитания и обучения в детском саду В.В. Васильевой, Т.С. Гербовой, М. Комаровой.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дифференцированный подход к физическому воспитанию строился нами, на основе выявления различий в проявлении физических качеств и психических процессов у детей 6-7 лет с различными типами нервной системы
На основе выявленных показателей нами был разработан дифференцированный подход для детей старшего дошкольного возраста в который вошли следующие группы: сильный уравновешенный подвижный тип, сильный уравновешенный инертный тип, сильный не уравновешенный тип, слабый тип. Для каждой типологической группы были выявлены приоритетные задачи развития физических качеств и психических процессов, а также подобраны средства и методические приемы обучения. На схеме 1 представлено содержание дифференцированного подхода физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с различными типами нервной системы.
Схема 1. Структура дифференцированного подхода в физическом воспитании для детей старшего дошкольного возраста с различиями типами нервной системы
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 представлены результаты оценок психических качеств, испытуемых контрольной (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ) до и после проведения эксперимента.
Таблица 1
Результаты оценок психических качеств, испытуемых контрольной
Психические качества Группа n
Сентябрь Май
Восприятие формы, баллы КГ 33 3,42±0,08 3,48±0,09
ЭГ 31 3,19±0,13 3,6±0,1
Восприятие величины, баллы КГ 33 2,84±0,11 3,06±0,08
ЭГ 31 2,77±0,18 3,38±0,13
Слуховое восприятие, баллы КГ 33 2,78±0,12 2,72±0,11
ЭГ 31 2,77±0,13 3,45±0,12
Зрительная память, баллы КГ 33 2,45±0,12 2,69±0,11
ЭГ 31 2,64±0,13 3,19±0,13
Слуховая память, баллы КГ 33 2,63±0,12 2,81±0,11
ЭГ 31 2,64±0,13 3,48±0,12
Наглядно-действенное мышление, баллы КГ 33 2,90±0,11 3,21±0,11
ЭГ 31 2,90±0,12 3,54±0,12
Наглядно-образное мышление, баллы КГ 33 2,78±0,12 2,87±0,11
ЭГ 31 2,87±0,14 3,58±0,12
Словесно-логическое мышление, баллы КГ 33 3,06±0,10 3,24±0,09
ЭГ 31 2,7±0,1 3,22±0,12
Вербальное воображение, баллы КГ 33 2,81±0,16 3,09±0,10
ЭГ 31 2,32±0,17 3,77±0,08
Достоверность
Полученные данные о психических процессах у детей старшего дошкольного возраста после эксперимента свидетельствуют о том, что экспериментальная группа имеет достоверно выше результат относительно испытуемой группы (P<0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогический эксперимент показал, что использование дифференцированного подхода положительно влияет на восприятие формы, восприятие величины, слуховое восприятие, зрительную память, слуховую память, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, вербальное воображение, объем внимания, концентрацию внимания, скорость внимания у детей 6-7 лет с различными типами нервной системы. Прирост показателей был выше в экспериментальной группе, чем в контрольной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.М. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.
2. Зайцева, Н.В. Взаимосвязь умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях : дис. ... д-ра пед. наук / Зайцева Н.В. - М., 2003. - 415 с.
3. Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксои, Л.Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. -№ 1. - С. 5-10.
4. Маркова, Н.Г. Дифференцированный подход к дошкольникам на основе учета их типологических особенностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Маркова Н.Г. - Л., 1976. - 23 с.
5. Панасюк, Т.В. Сочетание различных критериев биологического возраста на рубеже первого и второго детства / Т.В. Панасюк // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни. - М., 1999. - С. 152-157.
6. Сологуб, С.А. Личностно-ориентированное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами комплексной диагностики : дис. ... канд. пед. наук / Сологуб С.А. - Смоленск, 2003. - 133 с.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.M. (2003), "Sports-oriented physical education: educational and social aspects", Theory and practice ofphysical culture, No. 5. pp. 19-22.
2. Zaitseva, N.V. (2003), Relationship between mental and physical education in preschool, dissertation, Moscow.
3. Lyakh, V.I., Meyksoi, G.B. and Kofman, L.B. (1996), "The concept of physical education of children and adolescents", Physical education: education, education, training, No. 1, pp. 5-10.
4. Markovа, N.G. (1976), Differentiated approach to preschool stone based on the account of their typological features, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
5. Panasiuc, T.V. (1999), "The combination of different criteria of biological age at the turn of the first and second childhood", Sports biology and medicine to improve the quality of life, Moscow, Russian Federation, pp. 152-157.
6. Sologub, S.A. (2003), Personality-oriented physical education preschool children by means of complex diagnostics, dissertation, Smolensk, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2015.
УДК 796.01:159.9
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ТРЕНЕРОВ
Елизавета Викторовна Власова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования коммуникативных характеристик личности тренеров по настольному теннису и типов направленности их педагогического общения тренеров по настольному теннису. Однако главным здесь является отражение полученных взаимосвязей между психологическими свойствами личности тренеров (коммуникативными) и типами направленности их педагогического общения (гуманистическим, функциональным, демонстративным и манипулятивным). Полученные взаимосвязи позволили выявить факторы типов направленности общения, что позволит учитывать и использовать эти свойства в процессе разработки и реализации технологии коррекции этих типов.
Ключевые слова: гуманистический и функциональный типы направленности общения, профессиональная направленность личности тренеров, социально-коммуникативная компетентность, коммуникативные умения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p232-236
INTERNAL FACTORS IN THE FORMATION OF THE ORIENTATION OF COACHES PEDAGOGICAL COMMUNICATION
Elizabeth Viktorovna Vlasova, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of investigation of the communicative characteristics of the personality of table tennis trainers and types of the directivity of their pedagogical contact as table tennis coaches. However, the reflection of the obtained interrelations between the psychological properties of the personality of trainers (communicative) and the types of the directivity of their pedagogical contact is the main thing here (humanistic, functional, demonstrative and manipulation). The obtained interrelations made it possible to reveal the factors of the types of the directivity of contact, which will make it possible to consider and to use these properties in the process of development and realization of the technology of the correction of these types.
Keywords: humanistic and functional types of the directivity of contact, professional directivity of the personality of trainers, social- communicative competence, communicative skills.