УДК 796.01:612
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.С. Павленкович, кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания,
Т.А. Беспалова, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ физического воспитания,
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов,
Л.К. Токаева, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры нормальной физиологии имени И.А. Чуевского,
И.В. Смышляева, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры нормальной физиологии имени И.А. Чуевского,
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России, г. Саратов.
Контактная информация для переписки: 410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: [email protected].
Современная спортивная тренировка ставит перед спортсменами необходимость преодолевать крайне тяжелые, а в ряде случаев и запредельные психоэмоциональные и физические нагрузки, особенно в соревновательном периоде. В статье представлены результаты исследования проявления типологических особенностей темперамента и свойств нервной системы у студентов командных (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей) и индивидуальных (легкая атлетика, плавание) видов спорта в условиях соревновательной деятельности.
Показано, что для студентов командных игровых видов спорта в большей степени присущи черты холерического темперамента, а для лиц индивидуальных видов спорта - черты сангвинического темперамента, определяемые сильным типом высшей нервной деятельности. Для большинства спортсменов обеих групп характерен сильный тип нервной системы с одинаково хорошо развитыми процессами возбуждения и торможения. Установлено, что студенты-холерики обеих групп - типичные экстраверты, флегматикам свойственны черты
интровертированного типа личности, а сангвиники занимают промежуточное положение (ам-биверты).
Изучены особенности мышления, ощущения и восприятия у студентов командных и индивидуальных видов спорта, проявляемые в соревновательных условиях. Предметно-действенный тип мышления занимает ведущие позиции у представителей обеих групп. Визуальный и кинестетический типы ощущений, а также коллективистический тип восприятия характерен для спортсменов командных видов.
Аудиальные ощущения и индивидуалистический тип восприятия присущи субъектам индивидуальных видов спорта. Показатели компонентов психической надежности у студентов командных и индивидуальных видов спорта не имели принципиальных отличий.
Таким образом, для эффективного управления процессом спортивной тренировки педагогу и тренеру необходимо учитывать типологические особенности занимающихся, что позволит расширить составляющие индивидуального подхода к каждому спортсмену.
Ключевые слова: студенты-спортсмены, командные и индивидуальные виды спорта, темперамент, типологические особенности нервной системы.
Для цитирования: Павленкович С.С., Беспалова Т.А., Токаева Л.К., Смышляева И.В. Типологические особенности темперамента и свойства нервной системы студентов командных и индивидуальных видов спорта в условиях соревновательной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 2. - С.110-116.
For citation: Pavlenkovich S., Bespalova T., Tokaeva L., Smyshlyaeva I. Typological features of the temperament and the properties of the nervous system among students of team and individual sports in the conditions of a competitive activity. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 110-116 (in Russian).
Введение. Соревнования являются важнейшей составной частью спортивной подготовки, так как позволяют тренеру-преподавателю объективно оценивать ее эффективность. Роль психофизиологической адаптации в спортивной деятельности в значительной степени связана с обострением соревновательной конкуренции и усложнением требований к уровню выступлений спортсменов [4, с. 35]. Поэтому проблема совершенствования управления процессом адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной деятельности выступает на одно из первых по важности мест [7, с. 13]. При этом роль ведущего регулятора в адаптации к соревновательной деятельности играют личностные особенности спортсмена. Среди важнейших характеристик личности выделяют свойства нервной системы и темперамент [3, с. 107]. Известно, что темперамент личности - это сложная система закономерно связанных свойств с широкими возможностями взаимокомпенсаций одних свойств другими. При этом различные свойства темперамента выступают как специальные способности к определенным видам спорта, поскольку являются необходимым условием дости-
жения успеха. Кроме того, соотношение этих свойств определяет реакцию спортсмена на экстремальную ситуацию [1, с. 116].
В современных соревновательных условиях спортсмен должен обладать как умением быстро ориентироваться в окружающей среде, так и умением быстро к ней приспосабливаться. Спортивная деятельность в командных видах спорта, по сравнению с индивидуальными, весьма специфична. Для принятия верного решения о характере или направлении действия спортсмену необходимо проводить оценку соревновательной ситуации. Это во многом определяется особенностями протекания процессов мышления, ощущения и восприятия [8, с. 66]. Поэтому исследование наиболее значимых индивидуальных свойств личности спортсмена является актуальным для успешной соревновательной деятельности и дальнейшего прогрессивного развития спортивной практики.
Цель исследования - изучение особенностей проявления типологических особенностей нервной системы у студентов командных и индивидуальных видов спорта в условиях соревновательной деятельности.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 80 студентов Института физической культуры и спорта Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, занимающихся командными (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей) и индивидуальными (легкая атлетика, плавание) видами спорта. Для диагностики типологических особенностей темперамента применялись методики А. Белова, Н.Н. Обозова [2, с. 56] и Б.Н. Смирнова [9, с. 31]. Оценка свойств нервной системы осуществлялась с помощью теппинг-теста [6, с. 278]. Изучение особенностей мышления проводилось на основании методики Г.В. Резап-киной [5, с. 6], ощущений - по методике С. Ефремцева [9, с. 175], а восприятия - по методике оценки индивидуального восприятия реальных малых групп [9, с. 171]. Для исследования способности к высокоэффективной соревновательной деятельности в экстремальных условиях были определены показатели психической надежности спортсменов с помощью опросника В.Э.
Таблица 1
Преобладающий тип темперамента у студентов-спортсменов
Тип темперамента Группы обследования
командные виды спорта индивидуальные виды спорта
темперамент
по А. Белову, % по Н.Н. Обозову, баллы по А. Белову, % по Н.Н. Обозову, баллы
Холерик 36,5±1,1 16,4±0,4 30,2±1,3* 13,9±0,38*
Сангвиник 32,1±0,7 15,7±0,3 37,6±0,9* 16,7±0,38*
Флегматик 21,0±0,9 11,4±0,5 21,8±1,25 12,5±0,5
Меланхолик 10,4±0,25 1,5±0,1 10,6±0,26 1,9±0,15*
Примечание: * - достоверность различий между показателями студентов командных и индивидуальных видов спорта, р<0,05
Мильмана [2, с. 139]. Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ «Statistica - 6».
Результаты исследования. Согласно результатам диагностического исследования по методике А. Белова, темперамент у студентов командных видов спорта на 36,5% имел черты холерического типа, на 32,1%
- сангвинического, на 21,0% - флегматического и на 10,4% - меланхолического. У студентов индивидуальных видов спорта соотношение типов темперамента было следующим: 30,2% - холерический, 37,6% - сангвинический, 21,8% - флегматический и 10,6% - меланхолический темперамент (таблица 1).
Результаты тестовой методики Н.Н. Обозова свидетельствует о явном преобладании сильного типа высшей нервной деятельности у студентов-спортсменов в обеих группах. На основании суммарных показателей у 59% студентов командных видов спорта выявлен холерический тип темперамента (16,4±0,4 балла), у 21% лиц
- сангвинический тип (15,7±0,3 балла) и у 20% обследуемых - флегматический тип (11,4±0,5 балла). В группе индивидуальных видов спорта доминировали студенты (55%) сангвинического темперамента (16,7±0,38 балла), для 24% лиц характерен холерический темперамент (13,9±0,38 балла) и для 21% спортсменов -флегматический темперамент (12,5±0,5 балла).
В ходе теппинг-тестирования установлены высокие показатели силы нервных процессов у студентов-холериков обеих групп (3,36±0,15 и 3,33±0,3 балла) и сангвиников индивидуальных видов спорта (3,0±0,17 балла). Средняя выраженность по силе процессов возбуждения и торможения зафиксирована у сангвиников командных видов спорта (2,27±0,3 балла) и спортсменов-флегматиков обеих групп (2,37±0,1 и 2,4±0,12 балла). Средние показатели уровня подвижности нервных процессов у холериков и сангвиников как командных, так и индивидуальных видов указывают на легкую пе-реключаемость нервных процессов и быстрый переход от одних видов деятельности к другим, а у флегматиков обеих групп - на инертность нервных процессов (таблица 2).
В группе командных видов спорта для большинства студентов характерна неуравновешенность нервных процессов, однако у 59% лиц выявлено преобладание
возбуждения (2,3±0,01 балла), а у 20% обследуемых
- торможение (1,46±0,04 балла). Лишь у 21% спортсменов командных видов зафиксирована уравновешенность нервных процессов (1,91 ±0,04 балла). У студентов индивидуальных видов спорта результаты оказались противоположными: большинству (55%) субъектов присущи уравновешенные нервные процессы (1,91±0,02 балла), остальным (45%) - неуравновешенные. Причем у 24% лиц доминировали процессы возбуждения (2,25±0,07 балла), а у 21% студентов - процессы торможения (1,45±0,04 балла).
Исследование свойств темперамента по Б.Н. Смирнову не выявило существенных отличий в показателях у студентов командных и индивидуальных видов спорта. Однако выраженные отличия (р<0,05) установлены между показателями лиц различных типов темперамента (таблица 3).
По показателю экстраверсии-интроверсии все спортсменов были распределены на 3 группы: экстраверты, интроверты и амбиверты. Причем среди холериков командных и индивидуальных видов спорта доминировали обследуемые экстравертированно-го типа личности (18,2±0,6 и 17,3±1,1 балла), в группе флегматиков обеих групп, напротив, - студенты-интроверты (10,4±0,9 и 9,5±0,6 балла), в группе сангвиников
- амбиверты (16,1±1,0 и 15,2±0,7 балла). У большинства спортсменов обеих групп (холериков и флегматиков) выявлен средний уровень ригидности, то есть неспособности корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации (таблица 3).
Однако у холериков обеих групп (7,7±0,8 и 8,4±1,0 балла) показатели ригидности имели более низкие значения по сравнению с флегматиками (10,1 ± 1,2 и 10,6±1,0 балла). Для сангвиников обеих групп характерна легкость и гибкость приспосабливания к изменяющимся условиям деятельности (6,8±1,7 и 5,7±0,7 балла). Высокие показатели эмоциональной возбудимости установлены у холериков командных и индивидуальных видов спорта (14,6±0,6 и 13,7±1,1 балла), тогда как сангвиникам (8,2±0,9 и 7,6±0,5 балла) и флегматикам (9,5±0,6 и 10,1±0,9 балла) свойственна эмоциональная уравновешенность. Для флегматиков обеих групп характерны низкие показатели темпа реакции (9,3±1,0
Таблица 2
Типологические особенности высшей нервной деятельности студентов-спортсменов по психомоторным
показателям в баллах
Тип темперамента
Свойства холерик сангвиник флегматик
нервных процессов 1 2 1 2 1 2
n=25 n=9 n=9 n=21 n=8 n=8
Сила 3,36±0,15 3,33±0,3 2,27±0,3 3,0±0,17 2,37±0,1 2,4±0,12
Подвижность 180,3±1,5 182,3±1,9 176,5±1,0 177,2±1,1 154,2±3,2 158,6±3,1
Уравновешенность 2,3±0,01 2,25±0,07 1,91±0,04 1,91±0,02 1,46±0,04 1,45±0,04
Примечание: 1 - командные виды спорта; 2 - индивидуальные виды спорта
Таблица 3
Средние показатели свойств темперамента у студентов-спортсменов в баллах
Показатели Тип темперамента по Б.Н. Смирнову
холерик сангвиник флегматик
1 2 1 2 1 2
п=25 п=9 п=9 п=21 п=8 п=8
Экстраверсия -интроверсия 18,2±0,6 17,3±1,1 16,1±1,0 15,2±0,7 10,4±0,9* 9,5±0,6*
Ригидность -пластичность 7,7±0,8 8,4±1,0 6,8±1,7 5,7±0,7* 10,1±1,2 10,6±1,0
Эмоциональная возбудимость -уравновешенность 14,6±0,6 13,7±1,1 8,2±0,9* 7,6±0,5* 9,5±0,6* 10,1±0,9*
Быстрота реакции -медлительность 15,3±0,7 17,3±0,9 13,7±1,3 14,0±0,8* 9,3±1,0* 8,8±1,0*
Активность -пассивность 18,6±0,6 17,7±1,3 16,7±1,0 15,8±0,6 17,9±1,1 16,4±0,7
Примечание: 1 - командные виды спорта; 2 - индивидуальные виды спорта; *- достоверность различий относительно показателей студентов холерического темперамента, р<0,05
Таблица 4
Преобладающий тип мышления, ощущения и восприятия у студентов-спортсменов в баллах
Показатели Группы обследования
индивидуальные виды спорта командные виды спорта
Тип мышления Предметно-действенное 5,6±0,18 5,6±0,23
Абстрактно-символическое 4,28±0,1 3,84±0,07*
Словесно-логическое 4,33±0,1 4,6±0,11
Наглядно-образное 4,83±0,18 4,5±0,18
Творческое 4,4±0,14 3,9±0,15*
Тип ощущения Визуальный 7,1±0,51 3,8±0,37*
Аудиальный 3,1±0,22 8,63±0,34*
Кинестетический 5,7±0,36 3,86±0,3*
Тип восприятия Индивидуалистический 4,97±0,36 8,65±0,34*
Прагматический 3,04±0,22 3,76±0,38
Коллективистический 6,9±0,51 3,84±0,3*
Примечание: * - достоверность различий между показателями студентов командных и индивидуальных видов спорта, р<0,05
и 8,8±1,0 балла), для холериков - высокие показатели (15,3±0,7 и 17,3±0,9 балла), а для сангвиников - средние показатели (13,7±1,3 и 14,0±0,8 балла). Показатель активности-пассивности у всех обследуемых спортсменов оказался средним (от 15,8±0,6 до 18,6±0,6 балла).
Сравнительный анализ балльных оценок различных типов мышления, ощущения и восприятия выявил существенную разницу между показателями студентов командных и индивидуальных видов спорта (таблица 4).
Для спортсменов обеих групп предметно-действенный тип мышления занимает ведущие позиции
(5,6±0,18 и 5,6±0,23 балла), что вполне закономерно, так как реализация спортивного потенциала осуществляется путем усвоения соответствующей информации через двигательные действия. Второе место в иерархии типов мышления у спортсменов командных видов занимает наглядно-образный тип (4,83±0,18 балла), третье место - творческое мышление (4,4±0,14 балла), четвертое место - словесно-логическое (4,33±0,1 балла) и абстрактно-символическое (4,28±0,1 балла). У студентов индивидуальных видов спорта второе место распределено между словесно-логическим (4,6±0,11
Таблица 5
Средние показатели компонентов психической надежности по В.Э. Мильману у студентов-спортсменов
в баллах
Показатели Тип темперамента
холерик сангвиник флегматик
1 2 1 2 1 2
п=25 п=9 п=9 п=21 п=8 п=8
Соревновательная эмоциональная устойчивость -1,12±0,3 -0,9±0,6 0,1±0,3* 0,7±0,5* -0,6±0,4 -0,8±0,3
Соревновательная мотивация 1,8±0,4 1,4±0,8 1,9±0,7 2,1±0,4 1,9±0,5 2,0±0,5
Стабильность-помехоустойчивость -1,04±0,3 -0,7±0,4 1,1±0,3* 1,38±0,2* 0,9±0,2* 1,1±0,2*
Саморегуляция 0,16±0,2 0,7±0,3 1,2±0,2* 1,4±0,2* 1,1±0,4* 1,3±0,4
Примечание: 1 - командные виды спорта; 2 - индивидуальные виды спорта; *- достоверность различий относительно показателей студентов холерического темперамента, р<0,05.
балла) и наглядно-образным (4,5±0,18 балла) типами мышления, а третье место - между творческим (3,9±0,15 балла) и абстрактно-символическим (3,84±0,07 балла) мышлением.
Результаты тестирования по методике С. Ефремце-ва свидетельствуют о наличии у спортсменов в обеих группах трех типов ощущений: визуального, аудиаль-ного и кинестетического. Однако у спортсменов командных видов доминируют визуальный (7,1±0,51 балла) и кинестетический (5,7±0,36 балла) типы ощущений, а у лиц индивидуальных видов спорта - аудиальные ощущения (8,63±0,34 балла).
Среди студентов командных и индивидуальных видов спорта выявлены спортсмены трех типов восприятия: индивидуалистического, коллективистического и прагматического. Тем не менее для спортсменов командных видов спорта преобладающим оказался коллективистический тип восприятия (6,9±0,51 балла), а для лиц индивидуальных видов спорта - индивидуалистический тип восприятия (8,65±0,34 балла). Результаты спортсменов с прагматическим типом восприятия в группах принципиальных отличий не имели.
Наиболее высокие показатели соревновательной эмоциональной устойчивости по В.Э. Мильману зафиксированы у сангвиников обеих групп по сравнению с холериками и флегматиками (таблица 5).
Показатели стабильности-помехоустойчивости и саморегуляции оказались выше у лиц сангвинического и флегматического темперамента в обеих группах, по сравнению с аналогичными параметрами студентов-холериков. Показатели соревновательной мотивации у представителей разных типов темперамента, а также показатели компонентов психической надежности у студентов командных и индивидуальных видов спорта не имели принципиальных отличий.
Заключение. Личностно-типологические особенности нервной системы спортсменов командных и
индивидуальных видов спорта определяют характер их поведения в соревновательной деятельности. Спортсмены командных и индивидуальных видов спорта существенно отличаются по преобладающим типам темперамента, мышления, ощущения и восприятия, что отражается на особенностях оценки ими соревновательной ситуации и характере принятия решения. Учет личностно-типологических особенностей нервной системы спортсменов, а также особенностей протекания познавательных психических процессов позволит тренеру осуществлять индивидуальный подход к каждому спортсмену и своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс для достижения спортсменами высоких результатов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вяткин Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб: Питер, 2002. - С. 116-117.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
3. Кузьмин М.А. Влияние личностных свойств на адаптацию спортсменов к соревновательной деятельности в циклических и игровых видах спорта / М.А. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -СПб.: Изд-во СПГГУ. - 2012. - № 3 С.107-111.
4. Павленкович С.С. Роль индивидуально-психологических особенностей студентов-спортсменов в адаптации к соревновательной деятельности / С.С. Павленкович // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб. ст. по матер. IV Междунар., межвуз., учеб.-метод. и науч.-практ. конф. - Саратов: Центр социальных агроинно-ваций СГАУ. - 2016. - С. 35-39.
5. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Ре-запкина. - М.: Генезис, 2006. - 124 с.
6. Руководство к практическим занятиям по нормаль-
ной физиологии / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия, 2005. - 336 с.
7. Соколовский В.С. Современные аспекты адаптации организма человека к напряженной мышечной деятельности / В.С. Соколовский // Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. -№ 2 (17). - С. 13-19.
8. Ткачева М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных
видах спорта / М.С. Ткачева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - Саратов. - Изд-во: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. - 2012. - № 4. - С. 65-69.
9. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
TYPOLOGICAL FEATURES OF THE TEMPERAMENT AND THE PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM AMONG STUDENTS OF TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS IN THE CONDITIONS OF A COMPETITIVE ACTIVITY
S. Pavlenkovich, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Theoretical Foundations of Physical Education Department,
T. Bespalova, Oandidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of Theoretical Foundations of Physical Education Department, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky, Saratov, L. Tokaeva, Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Normal Physiology named after I. A. Chuevsky Department,
I. Smyshlyaeva, Oandidate of Medical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Normal Physiology named after I. A. Chuevsky Department,
Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky of the Ministry of Health of Russia, Saratov.
Contact information for correspondence: 410012, Saratov, Astrakhan str., 83, e-mail: [email protected].
Modern sports training puts before athletes the need to overcome the extremely difficult and in a number of cases over-extreme limit psychoemotional and physical loads, especially in the competitive period. The article presents the results of the study: the manifestations of typological features of the temperament and the properties of the nervous system among students of team (football, volleyball, basketball, hockey) and individual (athletics, swimming) sports in the conditions of a competitive activity.
It is shown that students of team game sports have more characteristic features of choleric temperament, and students of individual sports have features of sanguine temperament determined by a strong type of a higher nervous activity.
Most athletes of both groups have a strong type of nervous system with equally well developed processes of excitation and inhibition. It has been established that
choleric students of both groups are typical extroverts, phlegmatic persons are characterized by the features of the introverted type of personality, and sanguine persons occupy an intermediate position (ambivers). The features of thinking, sensation and perception among students of team and individual sports manifested in competitive conditions have been studied. The subject-effective type of thinking occupies the leading positions among the representatives of both groups.
The visual and kinesthetic types of sensations, as well as the collectivist type of perception are typical for the athletes of team sports. Audial sensations and individualistic type of perception dominate among the representatives of individual sports. The indicators of components of mental reliability among the students of both team and individual sports had no essential differences.
In this way, for the effective management of sports training process teachers and coaches should take into ac-
count the typological characteristics of the involved students, what will expand the components of the individual approach to each athlete.
Keywords: students-athletes, team and individual sports, temperament, typological features of the nervous system.
References:
1. Vyatkin B.A. Temperament and ability to to sports activities Sportivnaia psikhologiia v trudakh otechestvennykh spetsialistov [Sports psychology in writings domestic specialists], St. Petersburg, Peter, 2002, pp. 116-117. (in Russian).
2. Ilyin E.P. Differentsial'naia psikhofiziologiia [Differential psychophysiology], Peter, 2001, 464 p. (in Russian).
3. Kuzmin M.A. influence of personal properties on the adaptation of athletes to competitive activity in cyclic and game sports. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft], SPb., Publishing house of SPGG, 2012, no. 3, pp. 107-111. (in Russian).
4. Pavlenkovich S.S. the Role of individual psychological characteristics of student athletes in adjusting to competitive activity. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiia fizicheskoi kul'tury i sporta v vysshikh ucheb-nykh zavedeniiakh Minsel'khoza Rossii: sb. st. po mater. IV Mezhdunar., mezhvuz., ucheb.-metod. i nauch.-prakt. konf. [Actual problems and prospects of development of physical culture and sport in higher educational institutions of the Ministry of agriculture of Russia: collection of articles in mater. IV international., Intercollegiate.,
studies'.-method. and scientific.- prakt. Conf.], Saratov, center of social agroinnovations of SSAU, 2016, pp. 3539. (in Russian).
5. Rezepkin G.V. Otbor vprofil'nye klassy [Selection in specialized classes], Moscow, Genesis, 2006, 124 p. (in Russian).
6. Rukovodstvo k prakticheskim zaniatiiam po normal'noi fiziologii [Guide to practical classes in normal physiology], ed. S.M. Budylina, V.M. Smirnova, Moscow, Publishing center Academy, 2005, 336 p. (in Russian).
7. Sokolovsky V.S. Modern aspects of adaptation of the human body to intense muscle activity. Fizicheskaia kul'tura vprofilaktike, lechenii i reabilitatsii [Physical culture in prevention, treatment and rehabilitation], 2006, no 2 (17), pp. 13-19. (in Russian).
8. Tkacheva M.S. Features of functioning of cognitive mental processes in various sports. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Akmeologiia obrazovaniia. Psikhologiia razvitiia [News of Saratov University. New series. Acmeology of education. Developmental psychology], Saratov, Publishing house, Saratov national research state University N.G. Chernyshevskogo, 2012, no 4, pp. 65-69. (in Russian).
9. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Osobennos-ti funktsionirovaniia poznavatel'nykh psikhicheskikh protsessov v razlichnykh vidakh sporta [Socio-psycho-logical diagnosis of personality development and small groups], Moscow, Publishing house of the Institute of psychotherapy, 2002, 490 p. (in Russian).
Поступила / Received 12.01.2018 Принята в печать / Accepted 18.05.2018