DOI: 10.15293/1813-4718.1901.17 УДК 159.923.3
Исмайлова Хадиджа Юсиф кызы
Доктор биологических наук, главный научный сотрудник института физиологии им. А. И. Караева, Национальная академия наук Азербайджана (НАНА), [email protected], ОКСЮ 0000-0003-0926-0688, Баку, Азербайджан
Султанов Мурад Балабек оглы
Докторант института физиологии им. А. И. Караева, Национальная академия наук Азербайджана (НАНА), [email protected], ОКСЮ 0000-0003-3573-0495, Баку, Азербайджан
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И МАРКЕРОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ЮНОШЕЙ РАЗЛИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ
Аннотация. Работа посвящена изучению типов темперамента и параметров личностных черт у юношей-футболистов, а также их сравнению со студентами-любителями.
Цель статьи - выявить психоэмоциональные отличия между двумя группами испытуемых.
Методология. Методика заключается в сравнительном и точном методе исследования между различными типами темперамента и их личностными характеристиками, а также корреляционном исследовании между личностными характеристиками у футболистов и студентов. В исследовании приняли участие 65 человек. Возрастной диапазон исследуемых составил 17-20 лет.
По полученным результатам установлено доминирование холерического и сангвинического типов, соответствующих экстравертивному свойству нервной системы в обеих группах (р < 0,05). Экстраверсия как параметр личностных характеристик более присуща студентам (р < 0,01). Взаимосвязь параметров психотизма и нейротизма (р < 0,01), а также психотизма и социальной конформности присуща футболистам (р < 0,01). Взаимосвязь психотизма и экстраверсии оказалась свойственна студентам (р < 0,05).
В заключени отмечено, что особенность личностных черт у юношей-футболистов отражает специфику перестроек эмоциональной регуляции поведения и социального взаимодействия при профессиональной спортивной деятельности. У студентов же взаимосвязь личностных черт регулирует поддержание позитивного настроения, которое доминирует как поисковое у спортсменов-любителей.
Ключевые слова: темперамент, психотизм, экстраверсия, нейротизм, социальная конформность, футболисты, студенты.
Актуальность. Проблема исследования особенно стей индивидуально-типологиче -ских свойств личностных черт различных социальных групп остается одной из актуальных задач психолого-педагогических исследований. Одна из таких социальных групп - это спортсмены, в частности футболисты. Чемпионат Мира, проведенный в России, подтвердил, что изучение индивидуальности высококвалифицированных футболистов, этапов ее развития и динамики ее формирования считается одной из
актуальнейших проблем в спорте высших достижений. Особый интерес к ней стал проявляться в последние годы ввиду возросших психофизиологических нагрузок на организм спортсменов и их влияния на спортивные результаты. В условиях спортивной деятельности общие черты или качества человека оказываются не всегда информативными для прогноза выраженности и интенсивности его эмоциональных реакций в конкретных предсоревно-вательных и соревновательных ситуациях
[15]. Вместе с тем футбол относится именно к таким видам спорта, где гамма эмоций проявляется в различных сочетаниях [11]. При этом считается, что для изучения индивидуальности высококвалифицированных футболистов необходимо учитывать толерантность к стрессу и ее взаимосвязь с уровнем тревожности и темпераментными характеристиками спортсменов.
Общеизвестно, что в основе темперамента лежат те же показатели, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности, а именно свойства нервной системы. Сочетания трех основных свойств нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность), зафиксированные И. П. Павловым как типы нервной системы или типы высшей нервной деятельности (ВНД), широко описаны многими исследователями [19] и согласуются с традиционными теориями об особенностях темперамента и личностных характеристик.
Известно, что диагностика индивидуально-психологических свойств личности и интерпретация ее результатов традиционно рассматриваются как показатели врожденных особенностей поведения [12]. Тем не менее особенности и свойства того или иного темперамента могут претерпевать различные изменения и в ходе индивидуальной жизнедеятельности человека за счет влияния окружающей действительности [16], и в частности занятия спортом [13]. С другой стороны, лица с полярными свойствами нервной системы и темперамента, по мнению Б. А. Вяткина [2], могут достигнуть одинаковых успехов в спорте за счет преимуществ тех или других качественных особенностей спортивной деятельности и, более того, за счет влияния окружающей действительности.
Несмотря на то что в психологии спорта личностные характеристики во взаимосвязи со спортивной успешностью изучаются уже достаточно давно, теоритически обоснованные рекомендации для различных
видов спорта довольно малочисленны [18]. Тем не менее эта проблема продолжает оставаться одной из актуальнейших в спорте высоких достижений, поскольку подготовка будущих высококвалифицированных футболистов невозможна без всестороннего изучения особенностей их личностных черт.
На основании изложенного задачей нашего исследования явилось изучение перестройки различных личностных черт спортсменов под влиянием особенностей их профессиональной деятельности.
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что взаимосвязь различных параметров личностных характеристик юношей-футболистов формируется по причине их адаптации к совместной деятельности в коллективе командного вида спорта, что, вероятно, отражает специфику перестроек психоэмоциональной регуляции поведения и социального взаимодействия между членами команды. У студентов же взаимосвязь некоторых личностных черт, возможно, связана с социально-психологическими особенностями их индивидуальности при выполнении перцептивных действий.
Целью исследования состояла в выявлении типов темперамента по параметрам личностных характеристик, а также в изучении их взаимосвязи между собой как у юношей-футболистов, так и у студентов спортивного вуза с целью выявления психоэмоциональных отличий у обеих групп испытуемых.
Объект и методы исследования. Исследования проводились на юношах-футболистах 17-20 лет, составляющих экспериментальную группу. Контрольную же группу составили студенты спортивного вуза идентичного возраста, которые обучались по специальности «футбол» и были интерпретированы нами как «любители». Среди них не было тех, кто профессионально занимался избранным видом спорта и они, следовательно, имели низкую
спортивную квалификацию.
Организация исследования. Данные были собраны у футболистов (n = 33) на спортивных базах футбольных команд и у студентов-любителей (n = 32) в ходе проведения теоретических занятий по специализации. Общее количество испытуемых составило 65 человек. Для оценки типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) и личностных характеристик: психотизма (P), экстраверсии (E), нейротизма (N), социальной конформности (L) использовали методику EPQ по Г. Айзенку (Eysenck Personality Questionnaire) - «Личностный Опросник Айзенка» [17].
Статистический анализ индивидуально-психологических параметров личности проводили с помощью непараметрического метода U-критерий Манна-Уитни, используемого для оценки различий между двумя независимыми выборками (экспериментальной и контрольной группами). Кроме того, при сравнении типов темперамента между экспериментальной и контрольной группами был использован точ-
Значения критерия Манна-Уитни
ный критерий Фишера. Также применялся непараметрический тест - метод ранговой корреляции по Спирмену для выявления гипотетических связей между параметрами личностных характеристик. Использованный в данной работе объем выборки считается достаточным для подобного рода исследований [6]. Статистическая обработка данных проводилась с использованием веб-ресурса numberempire.com. Все испытуемые дали добровольное устное согласие на участие в данном эксперименте в соответствии с Хельсинкской декларацией 2008 года.
Результаты исследования. По результатам определения статистической значимости различий согласно и-критерию Манна-Уитни по параметру экстраверсии между исследуемыми группами (п = 65) было выявлено статистически достоверное (р < 0,01) преобладание данного параметра у студентов-любителей по сравнению с группой футболистов (табл. 1), что согласуется с данными, в которых приводятся расчетные значения корреляции Спирмена (табл. 2, 3).
Табяица 1
(Б) между исследуемыми группами
Параметр U-наблюдаемо е U-критическое Значения
1. Психотизм 473 402 P > 0,05
2. Экстраверсия 334 350 P < 0,01
3. Нейротизм 475 402 P > 0,05
4. Соц. конформность 472 402 P > 0,05
Примечание: уровень значимости различий: р < 0,01
Результаты исследований с применением двустороннего точного критерия Фишера показали, что некоторые типы темперамента, а именно сангвинический и холерический типы, у представителей каждой отдельно исследуемой группы соответствуют экстравертивному свойству нервной системы (р < 0,05) (рис. 1). Полученные результаты согласуются с данными
исследователей, выявивших преобладание экстравертивного свойства нервной системы, выражающееся в доминировании сангвинического и холерического типов над интроверсивным свойством (флегматический и меланхолический типы темперамента) как у спортсменов командных видов спорта [4], так и у студентов-любителей [3; 10; 14].
Рис. 1. Соотношение между общим количеством футболистов и студентов и типом их темперамента (%)
Примененный в нашем исследовании психотизма и нейротизма у юношей, про-метод ранговой корреляции по Спирмену фессионально занимающихся футболом выявил статистически значимую (0,48 при (табл. 2). Более того, в нашем исследова-р < 0,01) взаимосвязь между параметрами нии была
Таблица 2
Значение ранговой корреляции параметров личностных характеристик по Спирмену у футболистов
Параметр Среднее арифметич. (усл. ед.) Стандартное отклонение (усл. ед.) Параметр
1 2 3
1. Психотизм 5,51 3,35
2. Экстраверсия 15,33 3,16 -0,06
3. Нейротизм 12,48 5,09 0,48** -0,09
4. Соц. конформность 13,36 4,96 -0,45** 0,23 -0,19
Примечание: уровень значимости различий: **р < 0,01
выявлена отрицательная корреляционная зависимость между параметрами психотизма и экстраверсии в обеих группах. В частности, у футболистов показатель между данными параметрами (-0,06) (табл. 2) согласно шкале Чеддока [цит. по 7] указывает на практическое отсутствие связи, в то время как у студентов (-0,39) (табл. 3) данный показатель соответствовал уровню умеренной силы связи и имел статистически значимую за-
висимость (р < 0,05). Вместе с тем между параметрами психотизма и степени выраженности социальной конформности у испытуемых в экспериментальной группе была выявлена статистически значимая зависимость (-0,45 при р < 0,01) (табл. 2).
Таким образом, нами была выявлена различная природа взаимосвязи между параметрами личностных характеристик как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Таблица 3
Значение ранговой корреляции параметров личностных характеристик по Спирмену у студентов
Параметр Среднее арифметич. (усл. ед.) Стандартное отклонение (усл. ед.) Параметр
1 2 3
1. Психотизм 6,16 3,68
2. Экстраверсия 17,06 2,93 -0,39*
3. Нейротизм 13,12 4,46 0,18 0,04
4. Соц. конформность 12,53 4,61 -0,31 -0,11 -0,15
Примечание: уровень значимости различий: *р < 0,05
Обсуждение результатов. Результаты проведенных исследований показали, что у юношей-футболистов и студентов спортивного вуза выявлено преобладание экс-травертивного свойства нервной системы над интроверсивным свойством, что, возможно, по мнению многих исследователей [20], связано с генетической предрасположенностью к свойствам нервной системы у представителей исследуемых групп. Ими отмечено, что главной причиной различий между экстравертивным и интровер-сивным свойствами нервной системы по Г. Айзенку является степень возбужденности коры головного мозга - показатель, являющийся, как правило, наследственным, а не приобретенным. При этом экстраверсия как параметр личностных характеристик более присуща студентам, в то время как по параметрам психотизма, нейротизма и социальной конформности между двумя исследуемыми группами не было выявлено статистически достоверных различий. Что касается корреляционной связи между параметрами психотизма и нейротизма, то у футболистов, в отличие от студентов спортивного вуза, была отмечена статистически достоверная зависимость. По полученным результатам можно судить о том, что психотизм и ней-ротизм имеют обобщенный психофизиологический базис у юношей-футболистов изучаемой возрастной градации. Возмож-
но, такая взаимосвязь сформировалась под влиянием спортивной деятельности, в частности, футбола как выбранного вида спорта. Кроме того, выявленные особенности личностных характеристик (психо-тизм и нейротизм) у юношей-футболистов, по сравнению с контрольной группой (студенты-любители), по-видимому, отражают особенности перестроек эмоциональной регуляции поведения и указывают на возможную роль членов команды и смену в ролях/игровых амплуа в обеспечении более частых личных взаимодействий между членами команды при профессиональной спортивной деятельности. Сказанное подтверждается и другими исследователями [21], указавшими на важность высокой степени организованности команды в целом и личностных свойств каждого игрока в отдельности для достижения успешных результатов в спорте. Кроме того, наши данные согласуются и с мнением Б. Кретти [9], считавшим, что в таких видах спорта, как футбол, у большинства участников, выполняющих сходные функции, выявляется характерное сочетание черт личности. В других же командных видах спорта (например, американский футбол), в которых функции игроков различаются достаточно широко, оценка параметров личности не указывает на наличие определенного «типа», присущего участникам, или личностных изменений (перестройка), про-
исходящих в результате занятий данным видом спорта. Взаимосвязь же параметров психотизма и степени выраженности социальной конформности у юношей-футболистов выражала отрицательную зависимость, что, возможно, по нашему мнению, связано с тем, что у футболистов-профессионалов отмечаемое повышение уровня социальной конформности коррелирует с низкими уровнями психотизма, т. е. с более сильным «супер-Я» (показатель социальной приспособленности (адаптирован-ности) по Г. Айзенку). Предполагается, что социальная приспособленность к спортивной деятельности у футболистов проявляется как при взаимоотношениях между собой вне игры, так и при часто меняющемся характере игры в футболе как выбранном виде спорта. Эта взаимосвязь не наблюдалась в группе студентов, возможно, по той причине, что у них не выработался соответствующий стереотип, т. е. не имелось специфической психоэмоциональной перестройки ввиду отсутствия у них профессиональной спортивной деятельности.
Следует также отметить, что выявленная нами отрицательная корреляционная зависимость между параметрами экстраверсии и нейротизма у футболистов согласуется с результатами исследования на американских футболистах, проведенного на 619,397 тыс. респондентах из 50 штатов Америки посредством теста Big Five personality traits [22]. В упомянутом тесте, как и в тесте Г. Айзенка, также была выявлена отрицательная корреляционная зависимость между указанными параметрами (-0,12), что, по-видимому, указывает на репрезентативность выявленных нами данных.
Таким образом, особенности взаимосвязи личностных характеристик у футболистов-профессионалов, возможно, отражают специфику перестроек эмоциональной регуляции поведения и социального взаимодействия между членами команды при спортивной деятельности по сравнению
с контрольной группой. На наш взгляд, такие различия имеют как биологически, так и социально обусловленные предпосылки и отражают личностные особенности футболистов, сформировавшиеся под воздействием профессиональной спортивной деятельности. На основании полученных данных можно предположить, что футбол как командный игровой вид спорта требователен к таким свойствам, как личностные характеристики, типы темперамента и их взаимосвязь, что согласуется с мнением Е. П. Ильина [8].
Вместе с тем в группе студентов по сравнению с футболистами выявлено соответствие повышенного уровня экстраверсии с низким значением психотизма. Полученный нами результат согласуется с данными исследования И. Н. Дорофеевой [6], в котором сообщается о связи экстраверсии с социальной адаптированностью. Более того показано, что преобладание экстраверсии способствует поддержанию позитивного настроения и положительных эмоций [1], что, по-видимому, доминирует и в любительском спорте в отличие от профессионального, где присутствует психоэмоциональный стресс, связанный как с необходимостью добиваться требуемого результата, так и с фактором конкурентности в спортивном коллективе.
Заключение. 1. Показано существенное преобладание сангвинического и холерического типов темперамента (экстравер-тивное свойство нервной системы) как у юношей-футболистов, так и у студентов-любителей спортивного вуза.
2. У студентов-любителей по сравнению с футболистами экстраверсия как параметр личностных характеристик в отличие от других оказалась более выраженной.
3. Корреляционная зависимость между параметрами психотизма и нейротизма, отмечаемая у футболистов-профессионалов, выявляет особенность положительной взаимосвязи между данными параметрами, что выражается в характерном сочетании
черт личности, способствующих успешным достижениям в спорте.
4. Отрицательная корреляционная зависимость между параметрами психотиз-ма и степени выраженности социальной конформности у юношей-футболистов отражает особенность их профессиональной деятельности, что проявляется в тенденции к повышению общекомандной приспособленности и адаптации к спортивной деятельности.
5. У студентов сочетание низких значений психотизма и повышенного уровня экстра-
версии способствует поддержанию позитивного настроения и положительных эмоций, что характерно для любительского спорта.
6. У студентов экстраверсия как одна из преобладающих личностных черт обусловлена генетическими или врожденными свойствами нервной системы, тогда как взаимосвязь личностных характеристик у футболистов позиционируется приобретенной особенностью перестройки эмоциональной регуляции поведения между членами команды для лучшей организации их профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Ахметова О. А., СлободскаяЕ. Р. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 36-44.
2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. - 134 с.
3. Гладышев Ю. В. Взаимосвязь между шкалами темперамента и механизмами психологической защиты у студенток НГУЭУ // Сибирский педагогический журнал. - 2016. -№ 2. - С. 100-105.
4. Григорян А. В. Мотивация в футболе: взгляд изнутри // Футбол: трибуна тренера. -2014. - № 1 (20). - С. 10-13.
5. Гржибовский А. М. Корреляционный анализ // Экология человека. - 2008. - № 9. -С. 50-60.
6. Дорофеева И. Н. Связь признаков латеральной организации мозга и темперамента с особенностями саморегуляции // Экспериментальная психология. - 2012. - Т. 5, № 3. - С. 71-85.
7. Елисеева И. И. Эконометрика: учебник. -М.: Финансы и статистика, 2007. - 576 с.
8. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
9. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978. - 224 с.
10. Лаврова Н. А. Психологические особенности принятия решений: влияние контекста // Педагогика и психология образования. -2011. - С. 99-104.
11. МарущакН. В., Ениколопов С. Н. Агрес-
сия и мотивация футбольных болельщиков // Материалы международной научно-практической конференции: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». - М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2010. - C. 27-28.
12. Разумникова О. М. Особенности влияния основных личностных черт на показатели интеллекта у мужчин и женщин // Экспериментальная психология. -2013. - Т. 6, № 4. -С. 31-39.
13. ФедороваО.В., ФоминоваЕ.Н.,КозакА.А. Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. -С. 116-118.
14. Чурина Е. С. Исследование агрессивных реакций и стратегий поведения в педагогическом конфликте у студентов в вузе // Magister Dixit. - 2011. - № 3. - С. 226-231.
15. Ханин Ю. Л. Стресс и тревога в спорте: международный сборник научных статей. - М.: ФиС, 1983. - С. 113-121.
16. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. - М.: Логос, 1996. - 319 с.
17. Barrett P. T., Petrides K. V., Eysenck S. B, Eysenck H. J. The Eysenck Personality Questionnaire: An examination of the factorial similarity of P, E, N, and L across 34 countries // Personality and Individual Differences. - 1998. -№ 25 (5). - Р. 805-819.
18. Habibi H., Moghaddam A., Soltani H.
Confidence, cognitive and somatic anxiety among elite and non-elite futsal players and its relationship with situational factors // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2017. - № 21 (2). - P. 60-64.
19. Haslam N., Smillie L., Song J. An Introduction to Personality, Individual Differences and Intelligence. - London: SAGE, 2017. - 384 p.
20. Hagemann D., Hewig J., Walter C., Schankin A., Danner D., Naumann E. Positive evidence for Eysenck's arousal hypothesis: A combined EEG and MRI study with multiple
measurement occasions // Personality and Individual Differences. - 2009. - № 47 (7). -Р. 717-721.
21.Liashenko V. N., Tumanova V. N., HatskoE. V., Korzh Y. N. Specific features of team kinds of sports sportsmen's individual characteristics // Physical Education of Students. - 2016. - № 5. -Р. 24-31.
22. Tran X. Football Scores on the Big Five Personality Factors across 50 States in the U.S. // Journal of Sports Medicine & Doping Studies. -2012. - Vol. 2, № 6. - Р. 1-5.
Поступила в редакцию 05.12.2018
Ismailova Khadidja Yusif
Dr. Sci. (Biol.), Head Researcher in the A. I. Qaraev Institute of Physiology, Azerbaijan National Academy of Sciences, [email protected], ORCID 0000-0003-0926-0688, Baku, Azerbaijan
Sultanov Murad Balabek
PhD Cand. in the A.I.Qaraev Institute of Physiology, Azerbaijan National Academy of Sciences, [email protected], ORCID 0000-0003-3573-0495, Baku, Azerbaijan
STUDYING OF PECULIARITIES OF PERSONAL TRAITS AND MARKERS OF TEMPERAMENT OF YOUTH POPULATION WITH DIFFERENT PSYCHOLOGICAL TYPE
Abstract. The aim of research is to study of the types of temperament, their interaction with the parameters of personality characteristics of youth footballers, and compare them with amateur students of a sports university.
The purpose of the article is to reveal the psychoemotional differences between two groups of interest.
Methodology. The technique used involved comparative and exact methods of research between different types of temperament and their personal characteristics, as well as correlation studies between personal characteristics of footballers and students. Participants in the research included 65 man. The age range of the participants was 17-20 years.
The research revealed dominance of the choleric and sanguine types of temperament is established, corresponding to the extraverted property of the nervous system in the representatives of the both groups (p < 0,05). In addition, extraversion among the parameters of personal characteristics is more inherent to students (p < 0,01). Parameters psychoticism and neuroticism are inherent to footballers (p < 0,01), both psychoticism and social desirability (p < 0,01). At the students dominated interrelationship between psychoticism and extraversion (p < 0,05).
The conclusion of the article it should be noted that specifics of personality traits among youth footballers reflect the specifics of the reorganization of emotional regulation of behavior and social interaction in professional sports activities. At the students, specifics of personality traits helps to preserve positive mood, which is searches in amateurs.
Keywords: temperament, psychoticism, extraversion, neuroticism, social desirability, footballers, students.
References
1. Ahmetova, O. A., Slobotskaya, E. R., 2013. view. Cultural-historical psychology, 4, pp. 36-44. Age changes of personal traits in adolescent: re- (In Russ., abstract in Eng.)
2. Vyatkin, B. A., 1978. The role of temperament in sports activity. Moscow: FiS Publ., 134 p. (In Russ.)
3. Gladyshev, Yu. V., 2016. The relationship between the scales of temperament and mechanisms of psychological protection students of NSUEM. Siberian Pedagogical Journal, 2, pp. 100-105. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Grigoryan, A. V., 2014. Motivation in football: an outward glance. Football: rostrum of coach, 1 (20), pp. 10-13. (In Russ.)
5. Grjibovski, A. M., 2008. Correlation analysis. Human ecology, 9, pp. 50-60. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Dorofeeva, I. N., 2012. The relationship of the brain lateral organization indications and temperament properties with the peculiarities of self-regulation. Experimental psychology, Vol. 5, No 3, pp. 71-85. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Eliseeva, I. I., 2007. Econometrics: textbook. Moscow: Finances and statistics Publ., 576 p. (In Russ.)
8. Ilyin, E. P., 2008. Sports psychology. Saint Petersburg: Piter Publ., 352 p. (In Russ.)
9. Cratty, B. J., 1978. Psychology in Contemporary Sport. Moscow: FiS Publ., 224 p. (In Russ.)
10. Lavrova, N. A., 2011. Psychology peculiarities at decisions: role of context. Pedagogy and psychology of learning, pp. 99-104. (In Russ.)
11. Marushak, N. V., Enikolopov, S. N., 2010. Aggression and motivation of soccer fans. Koche-nov reading: Psychology and justice in contemporary Russia. Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ., pp. 27-28. (In Russ.)
12. Razumnikova, O. M., 2013. Influence of the basic personality traits on indicators of intelligence in men and women. Experimental psychology, Vol. 6, No 4, pp. 31-39. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Fedorova, O. V., Fominova, E. N., Ko-zak, A. A., 2010. Studying typological features of sportsmen of different specializations. Physical
education of students, 2, pp. 116-118. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Churina, E. S., 2011. The research of the aggressive reactions and strategies of behaviour in conflict situations of students. Magister Dixit, 3, pp. 226-231. (In Russ., abstract in Eng.)
15. Hanin, Yu. L., 1983. Stress and Anxiety in Sport. International repertory of Scientific papers. Moscow: FiS Publ., pp. 113-121. (In Russ.)
16. Shadrikov, V. D., 1996. Psychology of human activities. Moscow: Logos Publ., 319 p. (In Russ.)
17. Barrett, P. T., Petrides, K. V., Eysenck, S. B., Eysenck, H. J., 1998. The Eysenck Personality Questionnaire: An examination of the factorial similarity of P, E, N, and L across 34 countries. Personality and Individual Differences, 25 (5), pp. 805-819. (In Eng.)
18. Habibi, H., Moghaddam, A., Soltani, H., 2017. Confidence, cognitive and somatic anxiety among elite and non-elite futsal players and its relationship with situational factors. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 21 (2), pp. 60-64. (In Eng.)
19. Haslam, N., Smillie, L., Song, J., 2017. An Introduction to Personality, Individual Differences and Intelligence. London: SAGE Publ., 384 p. (In Eng.)
20. Hagemann, D., Hewig, J., Walter, C., Schankin, A., Danner, D., Naumann, E., 2009. Positive evidence for Eysenck's arousal hypothesis: A combined EEG and MRI study with multiple measurement occasions. Personality and Individual Differences, 47 (7), pp. 717-721. (In Eng.)
21. Liashenko, V. N., Tumanova, V. N., Hat-sko, E. V., Korzh, Y. N., 2016. Specific features of team kinds of sports sportsmen's individual characteristics. Physical Education of Students, 5, pp. 24-31. (In Eng.)
22. Tran, X., 2012. Football Scores on the Big Five Personality Factors across 50 States in the U.S. Journal of Sports Medicine & Doping Studies, Vol. 2, No 6, pp. 1-5. (In Eng.)
Submitted 05.12.2018