УДК 159.9:796.332
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ ФУТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И БАЗОВЫМИ
СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
Ирина Петровна Симоненкова, аспирант, Владимир Федорович Сопов, кандидат психологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, позволяющие установить взаимосвязь между личностными чертами высоко квалифицированных футболистов и их психологическими навыками. В исследовании приняли участие 90 футболистов возрасте 18-36 лет, выступающих в 6 командах высшей лиги Латвийского чемпионата. Исследование базовых свойств личности проводилось с использованием Пятифакторного опросника личности.
Ключевые слова: футболисты, базовые свойства личности, психологические навыки.
CORRELATION BETWEEN PERSONALITY TRAITS OF ELITE FOOTBALL PLAYERS AND THEIR BASIC PSYCHOLOGICAL SKILLS Irina Petrovna Simonenkova, the post-graduate student, Vladimir Fedorovich Sopov, the candidate of psychological sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The article presents the research findings covering the relationship between the personality traits and psychological skills of highly qualified football players. The research objects were football players from 6 Latvian Higher League teams -90 male football players aged 18-36 years old. To measure personality traits the five-factor model, i.e. BIG FIVE Inventory was applied to the same sample group.
Keywords: football player, personality trait, psychological skills.
ВВЕДЕНИЕ
Тема психологических навыков спортсменов различной квалификации является популярной темой исследований спортивных психологов во всем мире, как у психологов-практиков, так и исследователей в области спортивной психологии. Наряду со многими другими факторами психологические навыки и степень их развитости определяют эффективность спортивной деятельности спортсменов [8, 9, 10].
Понятие личности является одним из наиболее сложных в психологии. Наиболее интенсивно вопросом личности в психологии стали заниматься в ХХ веке. Трактовка понятия личности З. Фрейда, К. Юнга, материалистический подход С.Л. Рубинштейна, а также более позднее исследование личности, предпринятое ленинградским психологом Б.Г. Ананьевым, исследования структуры личности К.К. Платонова, современные исследователи (А.Г. Асмолов, В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Н.Л. Смирнова и др.) - все это является доказательством тому, что структура личности чрезвычайно разнообразна и нет такой, которая бы удовлетворила всех исследователей. До середины 80-х годов не только среди советских и российских исследователей, но и среди зарубежных исследований личности с помощью моделей Г. Айзенка и Р. Кеттелла было более популярно. В Российской спортивной психологии исследования личности спортсмена также осуществляется, в основном, с использованием 16-ти факторного опросника Р. Кэттелла, несмотря на растущую популярность 5-ти факторной модели личности (на основе данных Американской психологической ассоциации PsychlNFO частота цитирования Большой Пятёрки к 2009 году превзошла использование моделей Г. Айзенка и Р. Кэттелла вместе взятых более чем в 50 раз (Johnetal., 2008). Пятифакторная модель личности, в основу концепции которой
легли исследования личности Г. Олпорта, Г. Айзенка и Р. Кеттелла, предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт: экстраверсию, доброжелательность (уступчивость, дружелюбие, согласие), добросовестность (сознательность), нейротизм (противоположный полюс - эмоциональная стабильность), открытость опыту (интеллект).
В данном исследовании предпринята попытка расширить психодиагностический инструментарий по исследованию личности спортсменов, а также установить взаимосвязь между психологическими навыками футболистов высокой квалификации и базовыми свойствами личности.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ литературы по теме психологические навыки в спорте в целом и в футболе в частности [4, 5]. Выявление тех психологических навыков, которые являются наиболее важными и связаны с эффективностью игровой деятельности в футболе с привлечением экспертов Федерации Футбола Латвии. Авторская методика ТПН (Тест Психологических Навыков) для установления степени выраженности психологических навыков. Пятифак-торный опросник личности для выявления базовых свойств личности [7]. Статистическая обработка и интерпретации полученных результатов с использованием программы SPSS (версия 17). С целью получения достоверных результатов в исследование приняли участие профессиональные спортсмены: 90 футболистов в возрасте 18-36 лет, выступающих в шести командах высшей лиги Латвийского футбола
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для определения степени выраженности психологических навыков у футболистов высокой квалификации нами был разработана методика ТПН (Тест Психологических Навыков) в соответствии с правилами конструирования тестов. 11 психологических навыков (навыки самомотивации (С), быстрота принятия решений (БПР), целеполагания (Ц), коммуникативности (К), эмоционального контроля (ЭК), релаксации (Р), воображения (В), внутреннего диалога (ВД), концентрации внимания (КВ), активизации (АК) и автоматичности (А) представлены 91 утверждением. Каждое утверждение описывало ситуацию, с которой испытуемые могли сталкиваться во время тренировок или соревнований, и оценивалось по 5-ти бальной шкале Ликерта (никогда - редко - иногда - часто - всегда) в соответствии с их обычными ощущениями во время тренировочного или соревновательного процессов.
В соответствии с принципами психометрии был рассчитан Z критерий Колмогорова-Смирнова для определения соответствия данных экспериментального распределения, полученных с помощью методики ТПН, нормальному распределению. Величина двустороннего уровня значимости Z критерия Колмогорова-Смирнова (р) выше 0,05 по результатам всех шкал, кроме шкалы Целеполагание (Ц). Полученные данные свидетельствуют о соответствие эмпирического распределения нормальному распределению и репрезентативности данных по этим шкалам. Исследование психологических навыков футболистов высокого уровня Латвийского Чемпионата началось во второй половине сезона 2014 года и закончилось за месяц до окончания Чемпионата Латвии. Можно предположить, что при оценке утверждений по данной шкале именно этот факт, когда личные и командные цели утратили свою актуальность, мог быть причиной несоответствия эмпирического распределения нормальному распределению.
В соответствии с принципами психометрии был произведен анализ для установления соответствие данных эмпирических распределений нормальному распределению и репрезентативности полученных результатов по всем пяти факторам личностного опросника (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристика нормальности распределения по Ъ критерию Колмогорова-
Смирнова
№ Шкалы Ъ критерий Колмогорова-Смирнова Р
1 Фактор 1 0,512 0,956
2 Фактор 2 0,826 0,502
3 Фактор 3 0,964 0,311
4 Фактор 4 0,935 0,347
5 Фактор 5 0,626 0,828
Обобщенный сравнительный анализ выраженности личностных факторов представлен на рисунке 1.
100 80 60 40 20 0
58 51 65 16 52
39
28 31 8 35 30 8
20
Факт. 1 Факт. 2 Факт.3 Факт.4 Факт.5
□ Слабая выраженность □ Средняя выраженность □ Высокая выраженность
Рисунок 1- Обобщенный сравнительный анализ выраженности личностных факторов.
Анализируя выраженность личностных факторов можно сделать следующие выводы: по первому фактору (экстраверсия-интроверсия) можно констатировать, что у 64% респондентов (футболистов высокой квалификации) направленность психики на экстраверсию, т. е. им присущи активность, доминирование, общительность, поиск впечатлений, часто рискуют, действуют импульсивно. У 31% участников выборки (28 человек) этот фактор средне выражен и лишь 5% (4 человека) имеют низкую выраженность фактора, что характерно интровертам, т.е. пассивны, замкнуты, с тенденцией к подчиненности и избеганию впечатлений.
Второй фактор (привязанность-обособленность) проявляется в позитивном отношении к людям, в добросовестном выполнении работы и поручений, в хорошем взаимодействии с другими, 57% респондентов обладают этими качествами с высокой степенью выраженности, у 9% наблюдается тенденция к независимости, самостоятельности, готовы отстаивать собственные интересы в конкурентной борьбе.
Третий фактор пятифакторного личностного опросника самоконтроль-импульсивность, главным содержанием которого является волевая регуляция поведения, указывает на высокий уровень самоконтроля (ответственности, настойчивости, аккуратности, контроля поведения) у 72% футболистов, средний у 22% и импульсивности (отсутствии самоконтроля) у 6% респондентов.
Эмоциональная устойчивость выражается четвертым фактором. 39% футболистов ощущают себя уверенными в своих силах, способными контролировать свои эмоции и импульсивные влечения, 43% имеют среднюю выраженность по этому фактору и 18% присуще тревожность, напряженность и эмоциональная лабильность.
58% футболистов высокой квалификации имеют сильную выраженность по пятому фактору (экспрессивность-практичность), 33% - среднюю и 9% низкую. Таким образом, большая часть спортсменов обладают любопытством, любознательностью, пластичностью, артистичностью, в то время как лишь 9% свойственен консерватизм, реалистичность, ригидность.
Для определения корреляционной зависимости между пятью личностными факторами и десятью психологическими навыками в соответствии с принципами психометрии
был применен метод параметрической статистики (коэффициент корреляции Пирсона), а для шкалы целеполагание метод непараметрической статистики (коэффициент корреляции Спирмена). Данные таблицы 2 и 3 показывают, что статистически значимая корреляция по величине двустороннего уровня значимости (р <0,05) имеет по место 2, 3 , 4 и 5 личностным факторам. В схематическом виде результаты корреляционного анализа представлены на рисунке 2.
Таблица 2 - Корреляционная зависимость между 5 личностными факторами и психологическим навыком целеполагание (Ц)_
Факт. 1 Факт. 2 Факт.3 Факт.4 Факт.5
Ц Коэффициент ранговой корреляции Спирмена ,190 -,045 ,303 ,056 ,008
Двусторонний уровень значимости ,072 ,672 ,004 ,601 ,944
N 90 90 90 90 90
Таблица 3 - Корреляционная зависимость между 5 личностными факторами и 10 психологическими навыками
С БПР К ЭК Р В ВД КВ АК А
Фактор1 КП ,206 ,123 ,115 -,109 ,008 ,090 ,146 ,057 -,109 ,077
ДУ ,051 ,249 ,282 ,306 ,941 ,399 ,171 ,592 ,308 ,473
N 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90
Фактор 2 КП ,220* ,154 ,192 ,225* ,024 ,021 ,191 ,142 ,151 ,149
ДУ ,037 ,148 ,070 ,033 ,821 ,842 ,072 ,183 ,155 ,160
N 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90
Фактор 3 КП ,455 ,236 ,347 ,133 ,028 ,049 ,279 ,453 ,239 -,010
ДУ ,000 ,025 ,001 ,212 ,795 ,647 ,008 ,000 ,024 ,924
N 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90
Фактор 4 КП -274 -,271 -,012 -,431 -,388 ,042 -,185 -,047 -,444 -,240
ДУ ,009 ,010 ,909 ,000 ,000 ,693 ,081 ,661 ,000 ,023
N 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90
Фактор 5 КП ,097 ,072 -,046 -,078 ,106 ,095 ,211 -,055 -,005 ,020
ДУ ,362 ,503 ,666 ,466 ,321 ,374 ,046 ,604 ,961 ,852
N 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90
Обозначения: КП - коэффициент корреляции Пирсона; ДУ - двусторонний уровень значимости
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЛИЧНОСТНЫХ
ФАКТОРОВ
По результатам расчета коэффициента корреляции Пирсона статистически значимая корреляция по величине двустороннего уровня значимости (р <0,05) имеет место по 2, 3, 4 и 5 личностным факторам. Фактор 1 экстраверсия-интроверсия не показал статистически значимой корреляции. Можно предположить, что данный фактор не оказывает значительного влияния на психологические навыки футболистов высокой квалификации. Фактор 2 привязанность-обособленность, основным содержанием которого является отношение к людям (уступчивость, дружелюбие) статистически значимо соотносится с такими психологическими навыками как эмоциональный контроль (ЭК) и самомотивация (С). Позитивный коэффициент корреляции подтверждает, что эмоциональный контроль для футболистов высокой квалификации важен как компонент социальной направленности личности, а добросовестное выполнение взятых на себя обязательств и ответственность за общее дело являются важными мотивами и определяют высокий уровень самомотивации (С) как психологического навыка. Психологические навыки: быстрота принятия решений (БПР), коммуникативность (К) и концентрация внимания (КВ), самомотивация (С), внутренний диалог (ВД) и активация (АК) показали статистически значимую позитивную корреляцию с фактором 3 самоконтроль-импульсивность. Главным содержанием этого фактора является волевая регуляция поведения. Соответственно, чем более выражен у индивида самоконтроль, тем выше быстрота принятия решений (БПР), коммуникативность (К), самомотивация (С), внутренний диалог (ВД), активация (АК) и концентрация
внимания (КВ). Можно предположить, что высокий самоконтроль поведения является значимым фактором в личности футболиста. Личностный фактор 4 (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) показали негативную статистически значимую корреляцию со шкалами психологических навыков быстрота принятия решений (БПР), эмоциональный контроль (ЭК), самомотивация (С), релаксация (Р), активация (АК) и автоматичность (А). Это показывает, что чем выше эмоциональная устойчивость футболиста высокой квалификации, тем быстрее можно принимать решения, легче управлять эмоциями, активизировать энергию либо достигать состояния релаксации, выше автоматичность действий и успешнее самомотивация. Фактор 5 (экспрессивность-практичность, открытость к опыту) позитивно коррелирует с психологическим навыком внутреннего диалога (ВД). Легкость в обучении, гибкость, любопытство, доверие своей интуиции, чувствам, ощущениям сопровождаются внутренним диалогом.
личностными факторами
ВЫВОДЫ
Психологические навыки вариативно связаны с базовыми свойствами личности. Фактор 2 привязанность-обособленность, фактором 3 самоконтроль-импульсивность, фактор 4 (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) и фактор 5 показали устойчивую взаимосвязь с важными для футболистов высокой квалификации психологическими навыками. Таким образом, доброжелательность, самоконтроль,
эмоциональная стабильность и любознательность являются важными свойствами личности футболистов высокой квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб. : Питер, 2007. - 688 с.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, А.В. Столин. - СПб. : Речь, 2000.
- 440 с.
3. Воронова, В.И. Психологическое сопровождение спортивной деятельности в футболе / В.И. Воронова ; Федерация Футбола Украины. Научно-методический (технический) комитет. - Киев : [б.и.], 2001. - 136 с.
4. Симоненкова, И. П. Проблема диагностики психологических навыков спортсменов (по материалам зарубежных исследований) / И.П. Симоненкова // Спортивный психолог. - 2015. - № 3 (38). - С. 63-66.
5. Симоненкова, И.П. Исследование особенностей психологических навыков футболистов высокой квалификации с целью разработки методики их диагностики / И.П. Симоненкова, В.Ф. Сопов // Спортивный психолог. - 2016. - № 2(41). - С. 10-13.
6. Хованская, Т.В. Метод экспертных оценок в спортивных исследованиях : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Хованская Т.В. - Волгоград, 2013. - 25 с.
7. Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности : учебно-методическое пособие / А.Б. Хромов. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. - 23 с.
8. Beswick, B. Focused for soccer / B. Beswick. - Champaign: Human Kinetics, 2001. - 200 p.
9. Nesti, M. Psychology in football / M. Nesti. - Oxon : Routledge, 2010. - 204 p.
10. Tenenbaum, G. Measurement in sport and exercise psychology / G. Tenenbaum, R.C. Eklund, A. Kamata. - Champaign : Human Kinetics, 2012. - 550 p
11. Weinberg, R. Foundations of Sport and Exercise Psychology / R. Weinberg, D. Gould. - IL : Human Kinetics, 2003. - 664 p.
REFERENCES
1. Anastazi, A. and Urbina, S. (2007), Psychological testing, Peter, St Petersburg.
2. Bodalev, A.A. and Stolin, A.V. (2000), TotalPsychodiagnosis, Rech St. Petersburg.
3. Voronova, V.I. (2001), Psychological maintenance of sports activity in soccer, Football federation of Ukraine. Scientific and technical committee, Kiev
4. Simonenkova, I.P. (2015), "Problem diagnosis of psychological skills of athletes (on materials of foreign studies)", Sport psychologist, Vol. 38, No. 3, pp. 63-66
5. Simonenkova, I.P. and Sopov, V.F. (2016), "Study of psychological skills highly qualified footballers with a view to developing methods of diagnosis", Sport psychologist, Vol. 41, No. 2, pp. 10-13.
6. Khovanskaya, T.V. (2013), The method of expert estimations in sports studies, dissertation, Volgograd.
7. Khromov, A.B. (2000), Five-factor personality questionnaire: training manual, Kurgan.
8. Beswick, B. (2001), Focused for soccer, IL, Human Kinetics.
9. Nesti, M. (2010), Psychology in football: Working with elite and professional players, Oxon, Routledge.
10. Tenenbaum, G., Eklund Robert, C. and Kamata, A. (2012), Measurement in Sport and Exercise Psychology, IL, Human Kinetics.
11. Weinberg, R. and Gould, D. (2003), Foundations of Sport and Exercise Psychology, IL, Human Kinetics.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2017