Научная статья на тему 'Психологические особенности личности и перспективность юных футболистов'

Психологические особенности личности и перспективность юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3299
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУТБОЛ / ПЕРСПЕКТИВНіСТЬ / ОСОБИСТіСТЬ / іНТЕЛЕКТ / ДіЯЛЬНіСТЬ / SPORTS / PROMISE / PERSONALITY / INTELLIGENCE / ACTIVITY / FOOTBALL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Букова Людмила Михайловна, Кровяков Владимир Федорович

Цель исследования выявление психологических особенностей личности, определяющих перспективность юных футболистов. В исследовании принимали участие 56 футболистов в возрасте 13-17 лет, обучающихся в учебно-тренировочных группах на этапе специализированной базовой подготовки. Проведено тестирование индивидуально-психологических особенностей личности с использованием подросткового и юношеского варианта стандартизированного опросников Р. Кеттела. Подтверждена необходимость изучения структуры личности юных футболистов при прогнозировании их перспективности. Определена степень выраженности личностных качеств футболистов на этапе специализированной базовой подготовки. Проведен поиск различий показателей личностных качеств перспективных и неперспективных спортсменов. Выявлена взаимосвязь между интеллектуальной и спортивной деятельностью футболистов. Сведения о психологических особенностях могут способствовать прогнозированию развития специальных способностей футболистов в условиях спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Букова Людмила Михайловна, Кровяков Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of personality and perspective of young footballers

The purpose of research the identification of a person's psychological, define promising young players. The study involved 56 players aged 13-17 years, enrolled in training groups of at the stage of basic training specialist. The necessity of study of personality's structure in young footballers at prognostication of perspective of young footballers has confirmed. The degree of expression of personality qualities in footballers on the stage of the specialized base preparation was determined. The search of distinctions of indexes of personality qualities of sportsmen perspective and unpromising is conducted. Intercommunication between activity of footballers intellectual and sporting is exposed. Information about psychological features can be instrumental in prognostication of development of the special capabilities of footballers in the sporting activity.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личности и перспективность юных футболистов»

Психологические особенности личности и перспективность юных футболистов

Букова Л.М., Кровяков В.Ф.

Таврический национальный университет им. В.И Вернадского

Аннотации:

Цель исследования - выявление психологических особенностей личности, определяющих перспективность юных футболистов. В исследовании принимали участие 56 футболистов в возрасте 13-17 лет, обучающихся в учебно-тренировочных группах на этапе специализированной базовой подготовки. Проведено тестирование индивидуальнопсихологических особенностей личности с использованием подросткового и юношеского варианта стандартизированного опросников Р Кеттела. Подтверждена необходимость изучения структуры личности юных футболистов при прогнозировании их перспективности. Определена степень выраженности личностных качеств футболистов на этапе специализированной базовой подготовки. Проведен поиск различий показателей личностных качеств перспективных и неперспективных спортсменов. Выявлена взаимосвязь между интеллектуальной и спортивной деятельностью футболистов. Сведения о психологических особенностях могут способствовать прогнозированию развития специальных способностей футболистов в условиях спортивной деятельности.

Ключевые слова:

спорт, перспективность, личность, интеллект, деятельность, футбол.

Букова Л.М., Кровяков В.Ф. Психологічні особливості особи і перспективність юних футболістів.

Мета дослідження - виявлення психологічних особливостей особистості, що визначають перспективність юних футболістів. У дослідженні брали участь 56 футболістів у віці 13-17 років, які навчаються у навчально-тренувальних групах на етапі спеціалізованої базової підготовки. Підтверджена необхідність вивчення структури особи юних футболістів при прогнозуванні їх перспективності. Визначений ступінь прояву особових якостей футболістів на етапі спеціалізованої базової підготовки. Проведений пошук відмінностей показників особових якостей перспективних і неперспективних спортсменів. Виявлений взаємозв'язок між інтелектуальною і спортивною діяльністю футболістів. Відомості про психологічні особливості можуть сприяти прогнозуванню розвитку спеціальних здібностей футболістів в умовах спортивної діяльності.

спорт, перспективність, особистість, інтелект, діяльність, футбол.

Bukova L.M., Krovyakov V.F. Psychological features of personality and perspective of young footballers. The purpose of research - the identification of a person's psychological, define promising young players. The study involved 56 players aged 13-17 years, enrolled in training groups of at the stage of basic training specialist. The necessity of study of personality's structure in young footballers at prognostication of perspective of young footballers has confirmed. The degree of expression of personality qualities in footballers on the stage of the specialized base preparation was determined. The search of distinctions of indexes of personality qualities of sportsmen perspective and unpromising is conducted. Intercommunication between activity of footballers intellectual and sporting is exposed. Information about psychological features can be instrumental in prognostication of development of the special capabilities of footballers in the sporting activity.

sports, promise, personality, intelligence, activity, football.

Введение.

Прогнозирование потенциальных возможностей спортсменов в детском возрасте приобретает в условиях современного спорта высокую актуальность, поскольку затрагивает не только педагогические проблемы, но и экономические, социальные, воспитательные [3]. Практика спортивной деятельности показывает, что даже при грамотном научно-обоснованном построении учебно-тренировочного процесса далеко не все молодые спортсмены могут достичь высокого уровня спортивного мастерства, происходит естественный отсев спортсменов. Одни прекращают заниматься спортом, другие останавливаются на уровне занятий физической культурой, массовым спортом, и лишь небольшая часть спортсменов добивается результатов высокого класса, в связи с тем, что уровень современного спорта требует от спортсменов специальных способностей для эффективного выполнения соревновательной деятельности. Мастерство футболиста определяется суммой многих качеств, обеспечивающих высокий уровень игровой выносливости, координации движений, точности, оперативного мышления. При одинаковой квалификации, уровне физических качеств, технической и тактической подготовленности преимущество имеет спортсмен с высоким уровнем психической готовности и соответствующими ей показателями личности [12]. Исследованиями Б.А.Вяткина, Г.В. Ложкина(2002), А.В.Родионова(2006), Е.П.Ильина(2001) и других ученых показано, что важное место в оптимизации

© Букова Л.М., Кровяков В.Ф., 2012

подготовки спортсменов занимает изучение его личности.

Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов [10,12] свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств, поэтому при определении перспективности юных футболистов следует уделять внимание особенностям структуры личности. Так, обследования спортсменов высокой квалификации [4] позволили выявить характерные особенности личности, такие как высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, сознательность, самостоятельность, склонность к риску, самоконтроль, общительность, поэтому эти личностные качества спортсменов могут служить критерием высоких спортивных достижений.

Исследование проводилось в соответствии с планом научно-исследовательской работы Таврического национального университета им. В.И.Вернадского.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования являлось выявление психологических особенностей личности, определяющих перспективность юных футболистов.

В исследованиях приняли участие 56 футболистов в возрасте 13-14, 14-15, 15-16 и 16-17 лет, обучающихся в учебно-тренировочных группах УОР на этапе специализированной базовой подготовки. Для решения задач исследования на первом этапе было проведено тестирование индивидуально-психологических особенностей личности с использованием подросткового и юношеского варианта стандартизированного опро-

І ПЕДАГОГІКА І та медико"біол°гічні

*---“----------* проблеми фізичного

виховання і спорту ___________________

сников Р. Кеттела [13]. Результаты обрабатывались статистически с использованием непараметрического критерия различий в средних тенденциях для независимых выборок и Вилкоксона-Манна-Уитни [8] и многофакторного корреляционного анализа. С целью выявления психологических особенностей личности, определяющих перспективность футболистов, по окончании училища олимпийского резерва был проведен поиск различий между перспективными футболистами, играющими в командах высокой квалификации, и спортсменами, практически закончившими тренировочный процесс.

Результаты исследований.

Как показали результаты исследования, средне групповые значения отдельных психических качеств футболистов на этапе специализированной базовой подготовки находились в зоне средней величины (5,2

- 5,7 стен), при этом у футболистов в возрасте 13-14, 14-15, 15-16 и 16-17 лет - соответственно 5,6; 5,2; 5,2; 5,3 стен, и таким образом были близки к величине 5,3 стен, что составляет условную границу между положительным и отрицательным значением качеств.

При средних значениях основных качеств футболистов исключение составили факторы, имеющие значения выше среднего: С(эмоциональная устойчивость - неустойчивость), фактор F( беспечность -озабоченность), фактор Н (смелость - робость), Q4( напряженность - расслабленность), для которых в качестве оптимальных возрастных величин, очевидно, следует признать величины с оценкой выше среднего и фактор I (зависимость-независимость) с оптимальным значением ниже среднего. Вместе с тем недостаточное значение одних факторов частично, а иногда в достаточно большей степени может компенсироваться другими факторами, поэтому вывод о структуре личности в каждом конкретном случае может опираться на комплекс психических свойств личности.

С целью выявления психологических особенностей личности, определяющих перспективность футболистов, был проведен поиск различий между перспективными футболистами, играющими в командах высокой квалификации и спортсменами, практически закончившими тренировочный процесс после окончания училища олимпийского резерва. Анализ материалов исследования (Рис.1) выявил, что степень выраженности личностных качеств перспективных и неперспективных футболистов может быть весьма разнообразной. В обеих группах большинство средних факторов личности укладывались в границы средней зоны либо не намного выходили за ее пределы. Однако перспективные спортсмены сдержаннее, спокойнее, имели более высокий контроль над эмоциями и моторными реакциями и более высокие интеллектуальные способности. Для них характерна настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, аккуратность, деловая направленность, смелость, общительность, склонность к совместным действиям.

При сравнении средних показателей психологических факторов группы перспективных и неперспективных спортсменов установлено достоверное различие

только по фактору В (интеллект), Р < 0,01 с большей выраженностью у квалифицированных спортсменов данного фактора, что может обеспечивать более высокие общие мыслительные способности, решение абстрактных задач, быстрое обучение[9].

По мнению А.В.Родионова (1984), структура мыслительной деятельности футболиста может выглядеть так: в процессе спортивной игры футболист имеет дело с определенным числом игровых ситуаций. В простых игровых ситуациях основную роль играет восприятие информации и своевременное реагирование.

Решение сложных игровых задач основывается на оценке спортсменом большого числа возможных вариантов, что приводит к нахождению оригинального решения. Здесь уже быстрота восприятия и реагирования играет подсобную роль, и эффективность оперативной деятельности в основном определяется сложными интеллектуальными операциями [6,14]. Исследования показали [15, 16], что специальные способности, как реализованные в процессе развития задатки представителей спортивных игр, проявляются в высоком уровне развитии психических качеств в сфере так называемого «оперативного интеллекта». Решение задач в этих видах спорта основывается на восприятии и переработке информации, сенсомотор-ном реагировании и интеллектуальных операциях, характеризующих в основном оперативное мышление. Известно, что совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. Интеллект

- это глобальная способность разумно действовать, разумно мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. интеллект определяется как способность человека адаптироваться к окружающей среде [19]. Как интеллект (умственная способность), так и мышление (умственная активность) не являются изолированными формами. В качестве свойств мышления, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов и обеспечивающих продуктивность умственной деятельности выделяют: гибкость мышления, темп, быстрота, экономичность, последовательность, критичность [11]. По мнению Г.Айзенка (1972), интеллектуальные способности - врожденные (за критерий ума он принимает быстроту умственных процессов, быстроту решения интеллектуальных проблем), но при этом в определенной степени и развиваемые, кроме того, автор приводит ряд примеров, показывающих ограниченность влияния среды на проявление интеллектуальных способностей[1]. В спортивных играх борьба протекает в условиях активного сопротивления противников и характеризуется быстротечностью изменяющихся ситуаций, подчиняющих выбор тактических решений жесткому лимиту времени. Современный интенсифицированный футбол требует увеличения не только количества движений за единицу времени, но и количества ситуаций, сменяющихся за единицу времени вследствие резкого возрастания числа соприкосновений противоборствующих сторон и соответственно различных игровых действий, что вызывает напряженность внутренних, психических процессов, ответственных за регуляцию

ПСИХОЛОГІЯ

баллы

А В С D Е F G Н I L О Q2 Q3 Q4

показатели личности

__4__ Перспективные

Неперспек-

тивные

Рис.1. Профили личности перспективных (п =28) и неперспективных (п = 28) футболистов

по показателям методики Кэттела.

Примечание: А - сердечность - обособленность; В - интеллект; С - эмоциональная устойчивость -неустойчивость; Д - беспокойство-уравновешенность; Е - настойчивость - покорность;

F- беспечность - озабоченность; G - высокая совестливость - недобросовестность;

Н -смелость - робость; I - мягкосердечность - суровость; L - подозрительность - доверчивость; О - склонность к чувству вины - самоуверенность; Q2 - самостоятельность - зависимость от группы; Q3 - самоконтроль; Q4 - напряженность - расслабленность.

игровых действий, и в частности интеллектуальных процессов. Решение рассматриваемой проблемы состоит в формировании у футболистов необходимых качеств игрового интеллекта, например, быстроты мышления игроков. Таким образом, решение задач по оперативному регулированию связано с особой формой интеллектуальной деятельности, т.е. оперативным мышлением. Быстрота мышления в свою очередь предъявляет встречные требования к улучшению качества технического выполнения действий в сложных игровых условиях. Сложность игровых условий, их быстрое изменение требуют, чтобы футболист обладал большой гибкостью и подвижностью мыслительных процессов, творческой активностью. В связи с этим в футболе на передний план выступают требования к оперативному мышлению спортсмена, причем в первую очередь к сокращению времени принятия решений. Скоростная деятельность требует от спортсмена не только хорошо тренированного локомоторного аппарата и способности к быстрым и безошибочным чувственно наглядным восприятиям объектов, но и способности к столь же быстрой мыслительной деятельности в форме оценки создавшейся ситуации, принятии решения, изменения принятой стратегии и тактики своего поведения[17]. Тренерам и преподавателям хорошо известно, что далеко не каждое качество можно развить в ученике. Если свой-

ства, относящиеся к социальной сфере (трудолюбие, сознательность) не только поддаются воспитанию, но являются важным объектом педагогического воздействия, то психофизиологическая сфера человека весьма консервативна. Поэтому достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограничено генотипом, а с другой стимулируется условиями воспитания и подготовки. В результате наблюдения за представителями различных видов спорта (футбол, плавание) с помощью методики Кэттела установлено, что спортсменов высокого класса отличает более высокая способность к абстрактному мышлению. Выраженную способность к абстрактному мышлению чаще можно найти в профилях личности хороших игроков. Показано, что уровень «интеллектуальных притязаний» у хороших спортсменов выше [2]. Более высокий уровень интеллекта обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности футболистов, т.е. деятельности, связанной с использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в игровой ситуации, открытостью любым инновациям. Дальнейшие исследования, возможно, помогут определить, какие именно компоненты интеллектуального труда обладают наибольшей ценностью для футбола с учетом уровня мастерства спортсменов. В настоящее время

І ПЕДАГОГІКА І та медико"біол°гічні

*---“-----------* проблеми фізичного

виховання і спорту _____________________

существует мало объективных данных по этой интересной проблеме, при этом не выявлены компоненты к пониманию взаимосвязи между интеллектуальной и спортивной деятельностью.

Найдена корреляция между интеллектуальными способностями и фактором Q4 ( напряженность - расслабленность), г = 0,39. Спортсмены с высоким фактором В, определяющим уровень интеллекта, оперативность мышления, имеют более низкий показатель тревожности и фрустрированности. В соответствии с положением С.Л.Рубинштейна (1958) о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, высокий уровень напряжения может нарушить эффективность обучения, снизить уровень качественного мышления[18]. Две особенности - оперативный характер принимаемых решений и экстремальность условий присущи современному футболу. Рассмотрение игровых задач в аспекте оперативного мышления требует решения задач о взаимоотношении интеллектуальной и двигательной сторон деятельности футболиста. Лежащие в основе решения игровых задач психологические механизмы представляют собой многоуровневую соподчиненную структуру, в которой двигательные акты выступают лишь как конечное, эф-фекторное звено действия, а интеллектуальные процессы выполняют роль высшего регулирования. Это означает, что рассмотрение структуры двигательных навыков изолированно от содержания игровых задач, на решение которых они направлены, является недостаточным для обеспечения их эффективного использования в игре.

В футболе в связи с постоянным усложнением характера игровой деятельности (универсализация, дефицит времени, интенсификация и сложность игры) возрастает значение вариативности двигательных действий (технических приемов). Затруднения в осуществлении двигательной деятельности могут обусловливаться нарушением устойчивости двигательного навыка в результате перегрузки информацией в ходе решения игровых задач, а также возникновения утомления, при этом степень субъективной сложности, разумеется, определяется уровнем игрового мышления футболиста. Именно в таких ситуациях рождаются отрицательные эмоции, возникает психическая напряженность, которая, как известно, приводит к нарушению структуры двигательного навыка, т.е. к потере его устойчивого выполнения. Известно, что повышенная возбудимость центральной нервной системы, слабость тормозного контроля и низкая степень произвольного расслабления мышц - главные факторы, лимитирующие рост спортивных результатов и квалификации на этапах высшего спортивного мастерства[5].

Овладение приемами и их применение - это преимущественно область интеллектуальных процессов.

ПСИХОЛОГІЯ

Психическая напряженность более глобального характера может возникать по причинам другого рода: боязни, страха, неспособности сосредоточиться, наблюдающаяся у спортсменов в условиях ответственных соревнований, что обусловлено затруднениями интеллектуального порядка, связанных с процессом усвоения приемов регуляции[7]. Поэтому требования, предъявляемые в настоящее время спортом международного класса к образованию и воспитанию резерва, состоят не только в том, чтобы вооружить молодых футболистов необходимой суммой знаний, умений и навыков, но и в том, чтобы обеспечить достижение определенного уровня интеллектуальных способностей. Нужны одаренные футболисты с высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития, со способностями к быстрому прогрессу на основе самостоятельного и творческого усвоения игрового опыта.

Таким образом, сведения о психологических особенностях юных спортсменов позволяют тренеру не только прогнозировать развитие его специфических способностей в условиях спортивной деятельности, но и планировать и своевременно корректировать многолетний процесс тренировки, проводить воспитательную работу, развивать спортивно-волевые качества личности.

Выводы

1. Проведенное обследование психологических особенностей личности позволило выявить различие перспективных и неперспективных футболистов, что подтверждает необходимость использования в комплексе с другими методами диагностики оценку психологических особенностей как критериев оценки перспективности юных футболистов для эффективного ведения соревновательной деятельности.

2. Степень выраженности личностных качеств, как среди перспективных, так и неперспективных футболистов весьма разнообразна. У перспективных спортсменов более выражены настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, аккуратность, деловая направленность, смелость, общительность, склонность к совместным действиям.

3. Наиболее значимым фактором личности, определяющим перспективность спортсменов, является фактор интеллекта.

4. В тренировочном процессе нужно учитывать известные в психологии принципы формирования, закрепления и совершенствования моторных и интеллектуальных умений и навыков, их обусловленность личностными типологическими, возрастными особенностями.

Дальнейшее исследование предполагается провести в направлении выявления компонентов взаимосвязи интеллектуальной и спортивной деятельности.

Литература:

1. Айзенк Г Проверьте свои способности. М.: Мир, 1972, 195 с.

2. Брайнет Дж.Кретти. Психология в современном спорте. М.:ФиС, 1978, 222 с.

3. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. К:»Вежа», 1997, 128 с.

4. Воронова В., Шутова С. Личностные качества футболистов высокой квалификации как вид модельных психологических характеристик. Наука в олимпийском спорте. 2005. №5. С. 34-40.

5. Высочин Ю.В., Денисенко Ю.П. Факторы, лимитирующие прогресс спортивных результатов и квалификации футболистов. Теория и практика физической культуры. 2001. №2. С.17-21.

6. Вяткин Б.А., Ложкин ГВ. Интегральная индивидуальность человека в спортивной деятельности. Наука в олимпийском спорте. 2002. № 1. С.88-89.

7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Симпозиум 24. Международный психологический конгресс. М., 1966, 194 с.

8. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. М.: Медицина, 1978, 291 с.

9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск.: Питер, 2001. 453 с.

10. Клесов И.А., Дашкевич О.В. Личностные факторы эффективности и надежности соревновательной деятельности юных футболистов. Теория и практика физической культуры. 1993. № 2. С.19-20.

11. Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. Воронеж: Воронежский университет, 1990, 182 с.

12. Лисенчук Г. Технология оценки потенциальных возможностей футболистов детского возраста. Наука в олимпийском спорте. 2002. № 3-4. С. 45-48.

13. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985, 319 с.

14. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.:ФиС, 1983, 110 с.

15. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте. Теория и практика физической культуры. 1993. № 2. С. 7-9.

16. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта. Теория и практика физической культуры. 2006. №6. С.2-4.

17. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М.:ФИС, 1973, 214 с.

18. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Академия наук СССР, 1958, 147 с.

19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997, 735 с.

Информация об авторах: Букова Людмила Михайловна

bukovya@rambler.ru

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского ул. Студенческая 13/29, г. Симферополь, 95001, Украина Кровяков Владимир Федорович tnu-fr@rambler.ru

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского ул. Студенческая 13, г.Симферополь, 95001, Украина

Поступила в редакцию 21.06.2012г.

32012

H

References:

1. Ajzenk G. Proverte svoi sposobnosti [Check up the capabilities], Moscow, World, 1972, 195 p.

2. Brajnet Dzh.Kretti. Psikhologiia v sovremennom sporte [Psychology is in modern sport], Moscow, Physical Culture and Sport, 1978, 222 p.

3. Volkov L.V. Teoriia sportivnogo otbora: sposobnosti, odarennost’, talant [Theory of sporting selection: capabilities, gift, talent], Kiev, Tower, 1997, 128 p.

4. Voronova V, Shutova S. Nauka v olimpijskom sporte [Science in Olympic Sport], 2005, vol.5, pp. 34-40.

5. Vysochin Iu.V., Denisenko Iu.P. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 2001, vol.2, pp. 17-21.

6. Viatkin B.A., Lozhkin G.V. Nauka v olimpijskom sporte [Science in Olympic Sport], 2002, vol.1, pp. 88-89.

7. Gal’perin Pla. Psikhologiia myshleniia i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh dejstvij [Psychology of thought and studies about the stage-by-stage forming of mental actions], Moscow, 1966, 194 p.

8. Gubler E.V. Vychislitel’nye metody analiza i raspoznavaniia patologicheskikh processov [Calculable methods of analysis and recognition of pathological processes], Moscow, Medicine, 1978, 291 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Il’in E.P Differencial’naia psikhofiziologiia [Differential psychophysiology], Saint Petersburg, Peter, 2001, 453 p.

10. Klesov I.A., Dashkevich O.V. Teoriia i praktika fizicheskoj kul ’tury [Theory and practice of physical culture], 1993, vol.2, pp. 19-20.

11. Kramarenko V.Iu., Nikitin V.E., Andreev G.G. Intellekt cheloveka [Intellect of man], Voronezh, Voronezh university, 1990, 182 p.

12. Lisenchuk G. Nauka v olimpijskom sporte [Science in Olympic Sport], 2002, vol.3-4, pp. 45-48.

13. Mel’nikov V.M., Iampol’skij L.T. Vvedenie v eksperimental’nuiu psikhologiiu lichnosti [Introduction to experimental psychology of personality], Moscow, Education, 1985, 319 p.

14. Rodionov A.V. Vliianie psikhologicheskikh faktorov na sportivnyj rezul’tat [Influence of psychological factors on a sporting result], Moscow, Physical Culture and Sport, 1983, 110 p.

15. Rodionov A.V. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 1993, vol.2, pp. 7-9.

16. Rodionov A.V. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 2006, vol.6, pp. 2-4.

17. Rodionov A.V. Psikhodiagnostika sportivnykh sposobnostej [Psychodiagnosis of sporting capabilities], Moscow, Physical Culture and Sport, 1973, 214 p.

18. Rubinshtejn S.L. O myshlenii i putiakh ego issledovaniia [About thought and ways of his research], Moscow, Academy of Sciences USSR, 1958, 147 p.

19. Stoliarenko L.D. Osnovy psikhologii [Bases of psychology], Rostov on Don, Phoenix, 1997, 735 p.

Information about the authors: Bukova L.M.

bukovya@rambler.ru Taurida National University Student str. 13, Simferopol, 95001, Ukraine Krovyakov V.F. tnu-fr@rambler.ru Tavricheskiy National University Student str. 13, Simferopol, 95001, Ukraine Came to edition 21.06.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.