Научная статья на тему 'Влияние теневой составляющей на процесс разработки и функционирования системы экономической безопасности страны в современных условиях'

Влияние теневой составляющей на процесс разработки и функционирования системы экономической безопасности страны в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КРИМИНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / INFORMAL ECONOMY / CRIMINAL ECONOMY / THREATS OF NATIONAL ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / MECHANISM OF COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMY / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулик Юрий Павлович, Фёдорова Марина Алексеевна

Существует острая потребность во всестороннем изучении и анализе негативных процессов углубления уровня теневых отношений экономики. Целью статьи является исследование зависимости функционирования системы экономической безопасности страны от уровня теневой экономики. Теневая экономика в Российской Федерации это результат функционирования и наращивания признаков системного кризиса в экономике, который возникает за счет несоответствия и неадекватности используемых методов реализации рыночных преобразований. Распространение теневой экономики в России произошло на базе разрушения действующих распределительных отношений и построения новых, которые существенно нарушили устоявшийся баланс интересов субъектов экономики, паритетности развития отдельных ее сфер, мотивацию эффективного хозяйствования. Еще одним содержательным аспектом является то, что теневой сектор экономики в любой стране реально существует, он быстро реагирует на изменения в рамках осуществления экономического жизнь государства. Именно поэтому чрезвычайно важным при изучении проблемы наращивания масштабов теневой экономики является оперативное и быстрое накопление информации относительно изменений ее базовых показателей. Сокрытие доходов от налогообложения является преступлением, а минимизация налогов, то есть попытка уменьшить их сумму, по оценке западных специалистов, является вполне законным делом и обеспечивает работу большого количества специалистов в области налогового законодательства и бухгалтерского учета. Но с другой стороны, для хозяйственных субъектов, работающих в Российской Федерации, критичным является не столько фискальная нагрузка, сколько неопределенность в законодательстве и политической и экономической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулик Юрий Павлович, Фёдорова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE SHADOW COMPONENT ON PROCESS OF DEVELOPMENT AND FUNCTIONING OF SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY IN MODERN CONDITIONS

There is a sharp need for comprehensive study and the analysis of negative processes deepening of level of the shadow relations of economy. The purpose of article is research of dependence of functioning of system of economic security of the country on the level of shadow economy. The shadow economy in the Russian Federation is a result of functioning and building of signs of system crisis in economy which arises due to discrepancy and inadequacy of the used methods of realization of market transformations. Distribution of shadow economy in Russia happened on the basis of destruction of the operating distributive relations and construction new which significantly broke the settled balance of interests of subjects of economy, an equal share of development of its certain spheres, motivation of effective managing. One more substantial aspect is that the shadow sector of economy in any country really exists, it quickly reacts to changes within implementation of economic life of the state. For this reason when studying a problem of accumulation of scales of shadow economy expeditious and fast accumulation of information concerning changes of its basic indicators is extremely important. Concealment of the income from the taxation is a crime, and minimization of taxes, that is attempt to reduce their sum, according to the western experts, is quite lawful business and ensures functioning of a large number of experts in the field of the tax law and accounting. But on the other hand, for the economic subjects working in the Russian Federation fiscal loading, how many uncertainty in the legislation and political and economic life of the country isn't critical so much.

Текст научной работы на тему «Влияние теневой составляющей на процесс разработки и функционирования системы экономической безопасности страны в современных условиях»

ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

КУЛИК ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ФЁДОРОВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Существует острая потребность во всестороннем изучении и анализе негативных процессов углубления уровня теневых отношений экономики. Целью статьи является исследование зависимости функционирования системы экономической безопасности страны от уровня теневой экономики. Теневая экономика в Российской Федерации - это результат функционирования и наращивания признаков системного кризиса в экономике, который возникает за счет несоответствия и неадекватности используемых методов реализации рыночных преобразований. Распространение теневой экономики в России произошло на базе разрушения действующих распределительных отношений и построения новых, которые существенно нарушили устоявшийся баланс интересов субъектов экономики, паритетности развития отдельных ее сфер, мотивацию эффективного хозяйствования. Еще одним содержательным аспектом является то, что теневой сектор экономики в любой стране реально существует, он быстро реагирует на изменения в рамках осуществления экономического жизнь государства. Именно поэтому чрезвычайно важным при изучении проблемы наращивания масштабов теневой экономики является оперативное и быстрое накопление информации относительно изменений ее базовых показателей. Сокрытие доходов от налогообложения является преступлением, а минимизация налогов, то есть попытка уменьшить их сумму, по оценке западных специалистов, является вполне законным делом и обеспечивает работу большого количества специалистов в области налогового законодательства и бухгалтерского учета. Но с другой стороны, для хозяйственных субъектов, работающих в Российской Федерации, критичным является не столько фискальная нагрузка, сколько неопределенность в законодательстве и политической и экономической жизни страны.

Ключевые слова: теневая экономика, неформальная экономика, криминальная экономика, угрозы национального хозяйства, экономическая безопасность, механизм противодействия теневой экономике, рыночная экономика

В условиях обострения мирового финансового кризиса и продолжения экономического и социального кризисов Российской Федерации особое место занимает исследование такого явления экономики, которое является универсальным для любого экономического хозяйства - теневого сектора экономики. В контексте развития национальной системы экономической безопасности необходимо особое внимание уделить изучению феномена теневой экономики России и исследованию возможности минимизации негативного воздействия теневой экономики на состояние общего развития страны.

При этом существует насущная потребность в:

1) разработке методических рекомендаций относительно более глубокого и всестороннего исследования теневой экономики;

2) совершенствовании нормативно-правовой базы по реализации функций регулирования деятельности национального хозяйства;

3) определении способов расчета масштабов теневого сектора экономики.

Уровень теневого сектора экономики государства напрямую зависит и регулируется властными структурами через нормативно-правовые акты. Как следствие, государство в состоянии влиять на деятельность отдельных отраслей и хозяйственных единиц. Следовательно именно гос-

ударство задает «правила игры» на рынке и регулирует деятельность хозяйственных единиц с параллельным проведением мониторинга деятельности, ради равного доступа и равных условий функционирования, потому что именно государственные учреждения и должны обеспечивать защиту интересов своих граждан [1].

Ключевым моментом улучшения ситуации с состоянием теневой экономики в Российской Федерации является переход к определению размера теневой экономики через общемировые и признанные во всем мире показатели измерения. Объективным является признание того, что теневой сектор экономики в любой стране является чрезвычайно динамичным явлением, поскольку

Теневая экономика по своей сути не является исключительно «негативным процессом в экономике страны», поскольку является реакцией общества, отдельных слоев населения, собственно людей, на неадекватные действия современной системы государственного управления, власти (что касается экономической направленности) или на несовершенство существующей нормативной и законодательной базы (криминальные источники).

Теневая экономика была и скорее всего будет при любой экономико-политической системе, при условии, если у граждан есть минимальная экономическая свобода. Важным является только уровень неофициальной экономики. Например, по данным МВФ наименьший уровень неофициальной экономики в Европе имеет Швейцария - 8 %. Можно сделать вывод о силе «глобальной» теневой экономики [5]. Но самым важным моментом является не сам факт наличия теневой экономики, а ее структура. Так, в развитых странах большинство теневой экономики составляет так называемая

быстро реагирует на изменения экономической жизни. Именно поэтому важным аспектом является изучение проблемы теневой экономики, установление препятствий на пути элиминирования влияния и оперативное и быстрое накопление информационной базы данных (релевантной) по определенным ее параметрическим изменениям и траектории развития [2].

Теневая экономика подразделяется на четыре подтипа (сущность и содержание каждого подтипа определены в таблице 1), в отношении масштабов и субъектов осуществления, а именно: неформальная экономика, незаконная экономическая деятельность, «серая» теневая экономика, «черная» или криминальная теневая экономика.

незаконная экономическая деятельность - неуплата налогов малым бизнесом, минимизация его расходов. Она по своей природе не в состоянии составить конкуренцию экономике официальной. В России же значительная доля «серой» теневой экономики - уклонение от уплаты налогов «большим» бизнесом и «черная» или криминальная теневая экономика, которая даже не учитывается при подсчете общего уровня теневого сектора, - это криминальные деньги. Даже в структуре «черной» теневой экономики Российская Федерация существенно отличается от развитых стран, в которых на первом месте стоит обычно торговля наркотиками и оружием. В России почти все деньги «черной» экономики - это деньги, полученные благодаря контрабанде и коррупции, по показателям которой Россия занимает одно из первых мест среди стран Европы [6].

Необходимо отметить, что теневая экономика перешла в российскую экономику после распада СССР, проявлялась в основном как «спекуляция», «вечерняя подработка». Но именно рыночная

Таблица 1

Характеристика основных подтипов теневой экономики [3; 4]

Категория и уровни ее применения Сущность и логика определения категориального понятия

Неформальная экономика хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике. «Теневые» предприятия не перераспределяют собственных доходов в бюджеты и государственные целевые фонды, они не платят налоги, максимизируя собственные прибыли

Незаконная экономическая деятельность запрещенная законом экономическая деятельность работников «белой» (официальной) экономики, которая приводит к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. С точки зрения общества в целом, «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: выгодами, получаемые от «второй» экономики, пользуются одни люди за счет потерь, которые несут другие люди

«Серая» теневая экономика экономическая деятельность, связанная с изготовлением и реализацией обычных товаров и услуг, разрешенная законом, но не регистрируемая (преимущественно мелкий бизнес)

«Черная» или криминальная теневая экономика запрещенная законом экономическая деятельность, которая связана с производством и реализацией запрещенных и дефицитных товаров и услуг

уи. Р. КИЫК М. А. РУОЭОШУА

экономика с недоразвитостью экономической базы и нежеланием исправлять ситуацию дает возможность бурному развитию теневой экономики. Одним из постулатов рыночной экономики является понятие равенства, равенство физических лиц - граждан страны, равенство всех юридических лиц, независимо от форм собственности и владельцев. Конечно, с точки зрения предприятий, важным является равенство условий для ведения хозяйственной деятельности. Как следствие, обязанностью государства является обеспечение экономической безопасности отраслей национального хозяйства через равенство условий ведения экономической деятельности.

Предприятие целью своей деятельности ставит получение прибыли. А в случае теневой деятельности предприятие может получать прибыль, которая не является задекларированной, что, в свою очередь, приводит к «отмыванию» и вывозу средств за границу. Следовательно, предприятия, которые работают в «тени», имеют лучшие конкурентные преимущества, что создает дисбаланс на рынке [7]. Поэтому одной из главных задач для российской власти является максимальное регулирование теневого сектора национальной экономики с дальнейшим реформированием налоговой системы.

В целом можно выделить две причины ухода предприятий в «тень». Во-первых, это несовершенная законодательная база, которая дает достаточно значительные просторы для юридических маневров и довольно мягкие наказания за несоблюдение ее. Во-вторых, очень жесткие фискальные условия ведения бизнеса, когда решается вопрос о существовании предприятия. К сожалению, в России имеют место быть обе причины.

Состояние теневой экономики неразрывно связано с фискальной политикой государства. Изучение опыта борьбы с преступлениями в сфере налогообложения развитых стран показало, что система налогообложения является основным инструментом регулирования экономики. Налогообложение - это не только источник большой части доходов государства, но и один из важнейших рычагов государственного влияния на сферу бизнеса. С повышением нагрузки налогового бремени во многих странах мира потенциальные выгоды от уклонения от налогов становятся все более привлекательными для плательщиков налогов. Чтобы противостоять действиям недобросовестных налогоплательщиков, нарушения при налогообложении законодательством многих стран отнесены к налоговым преступлениям и проступкам [8].

Общим в этой проблеме является то, что и в России, и за рубежом не все желают платить налоги должным образом, но за рубежом проводят четкую разницу между минимизацией налогов и уклонением от их уплаты путем сокрытия доходов. Сокрытие доходов от налогообложения является преступлением, а минимизация налогов, то есть попытки уменьшить их сумму, по оценкам западных специалистов, является вполне законным делом и обеспечивает работу большого количества специалистов в области налогового законодательства и бухгалтерского учета. Но, с другой стороны, для хозяйственных субъектов, работающих в России, является критичным не столько фискальная нагрузка, сколько неопределенность в законодательстве и политической и экономической жизни страны. Особенно опасным является также непрозрачная методика определения льготных для налогообложения предприятий. Для обеспечения информационной и экономической безопасности деятельности предприятий, которые желают и работают официально, необходимо приложить усилие для регулирования теневого сегмента экономики и обеспечить равные условия для деятельности всех предприятий Российской Федерации [9].

В современных условиях хозяйствования одним из важнейших аспектов обеспечения эффективной деятельности каждого предприятия является информационная безопасность. Информационная безопасность в аспекте борьбы с теневой экономикой может рассматриваться как равенство в экономических условиях хозяйствования. Целью системы обеспечения информационной безопасности должна стать защита жизненно важных интересов предприятия. Основой «жизни» и целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. А нарушая условия конкурентной борьбы, отдельные предприятия получают лучшие условия для ведения бизнеса.

В России признана необходимость осуществления действенной политики обеспечения достаточного уровня информационной безопасности, принят ряд постановлений, разработаны концепции, стратегии и программы, но ощутимых результатов не достигнуто [10]. Для обеспечения информационной безопасности достаточно важным аспектом является внедрение действенного механизма защиты банковской и коммерческой тайны.

В ходе выполнения налоговыми органами своих полномочий им неотвратимо становится известна информация о налогоплательщике, распространение которой может нанести ущерб де-

ловым или личным интересам такого плательщика. Несмотря на то, что соблюдение государственной тайны отдельно признается обязательным (в соответствии с действующим законодательством), не указано, каким образом обеспечивается также нераспространение коммерческой и личной информации налогоплательщика, не детализированы положения об ответственности должностных лиц налоговых органов за неправомерное распространение такой информации.

Но наряду с негативными последствиями тотального регулирования теневых отношений стоит отметить и положительные моменты, которые особенно ощутимы в свете современных событий финансового кризиса. Вследствие кризисных явлений в экономике, доходы населения должны были резко сократиться, однако значительная часть физических и юридических лиц нашла дополнительный заработок в теневом секторе и за счет этого смогла пережить кризис, поскольку теневой бизнес не обременен лишней долговой нагрузкой, не склонен к налоговому давлению и не подвластен бюрократическим препятствиям. Благодаря этому он оказался гораздо кризисоустойчивее. Пока подотчетная государству экономическая деятельность стремительно сокращается, теневой сектор почти не изменяется в абсолютных показателях, а относительно официального ВВП даже заметно увеличивается. Теневой заработок дает возможность получить дополнительный доход для бедных слоев населения, которые все равно расходуют свои скрытые средства, тем самым оживляя национальную экономику.

Литература

1. Бобырев В. В. О воздействии государства на теневую экономику: принципы анализа, направления работы // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 3. С. 32-55.

2. Радюкова Я. Ю., Федорова М. А. Некоторые аспекты государственного противодействия теневой экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 11. С. 154-159.

3. Варналий С. С. Теневая экономика: сущность, особенности и пути легализации: монография. К., 2006.

4. Сытник Г. П. Принципиальные основы методологии разработки оптимальной стратегии национальной безопасности // Управление современным городом. 2004. № 2. С. 34-48.

5. Верещагин С. Г. Политика государства по борьбе с теневой экономикой, уклонением от уплаты налогов и противодействию легализации «грязных денег» // Бизнес в законе. 2006. № 3-4. С. 38-55.

6. Гуров М. П. Институциональные аспекты противодействия теневой экономике по обеспечению экономической безопасности современной России // Эко-

номическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: мат.-лы Все-рос. науч.-практ. конф. 20 февраля 2013 г. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013.

7. Самаруха В. И., Буров В. И. Теневая экономика в системе предпринимательской деятельности региона. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.

8. Степичева О. А. Механизмы государственного регулирования теневых экономических отношений в России / О. А. Степичева, Р. М. Енгалычев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.

9. Литвиненко А. Н. Экономическая и национальная безопасность: проблема соотнесения понятий // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Вып. 3 (173). 2013.

10. Авдийский В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства / В. И. Авдийский, В. А. Дадалко. М.: Альфа-М, 2010.

References

1. Bobyrev V. V. O vozdejstvii gosudarstva na tenevuyu ekonomiku: printsipy analiza, napravleniya raboty [About impact of the state on shadow economy: principles of the analysis, area of work] // Menedzhment i biznes-administrirovaniye. 2009. № 3. S. 32-55.

2. Radyukova Ya. Yu., Fedorova M. А. Nekotorye aspekty gosudarstvennogo protivodejstviya tenevoj ekonomike [Some aspects of the state counteraction to shadow economy] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 11. S. 154-159.

3. Varnalij S. S. Tenevaya ekonomika: sushchnost', osobennosti i puti legalizatsii: monografiya [Shadow economy: essence, features and ways of legalization: monograph]. K., 2006.

4. Sytnik G. P. Printsipial'nye osnovy metodologii razrabotki optimal'noj strategii natsional'noj bezopasnosti [Basic fundamentals of methodology of development of optimum strategy of national security] // Upravleniye sov-remennym gorodom. 2004. №2. S. 34-48.

5. Vereshchagin S. G. Politika gosudarstva po bor'be s tenevoj ekonomikoj, ukloneniyem ot uplaty nalogov i protivodejstviyu legalizatsii «gryaznykh deneg» [Policy of the state on fight against shadow economy, evasion of taxes and legalization counteraction of «dirty money»] // Biznes v zakone. 2006. № 3-4. S. 38-55.

6. Gurov M. P. Institutsional'nye aspekty protivodejstviya tenevoj ekonomike po obespecheniyu ekonomicheskoj bezopasnosti sovremennoj Rossii [Institutional aspects of counteraction to shadow economy on providing economic security of modern Russia] // Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti, obshchestva, gosudarstva: problemy i puti obespecheniya: mat.-ly Vse-ros. nauch.-prakt. konf. 20 fevralya 2013 g. SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2013.

7. Samarukha V. I., Burov V. I. Tenevaya ekonomika v sisteme predprinimatel'skoj deyatel'nosti regiona [Shadow economy in system of business activity of the region]. Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2010.

8. Stepicheva O. А. Mekhanizmy gosudarstvennogo regulirovaniya tenevykh ekonomicheskikh otnoshenij v

YU. P. KULIK, M. A. FYODOROVA

Rossii [Mechanisms of state regulation of the shadow economic relations in Russia] / O. А. Stepicheva, R. M. Engalychev. Tambov: Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 2007.

9. Litvinenko А. N. Ekonomicheskaya i natsion-al'naya bezopasnost': problema sootneseniya ponyatij [Economic and national security: problem of correlation of

concepts] // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU. Vyp. 3 (173). 2013.

10. Аvdijskij V. I. Tenevaya ekonomika i ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva [Shadow economy and economic security of the state] / V. I. Аvdijskij, V. А. Dadalko. M.: M'fa-M, 2010.

* * *

INFLUENCE OF THE SHADOW COMPONENT ON PROCESS OF DEVELOPMENT AND FUNCTIONING OF SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY IN MODERN CONDITIONS

KULIK YURY PAVLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

FYODOROVA MARINA ALEKSEEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

There is a sharp need for comprehensive study and the analysis of negative processes deepening of level of the shadow relations of economy. The purpose of article is research of dependence of functioning of system of economic security of the country on the level of shadow economy. The shadow economy in the Russian Federation is a result of functioning and building of signs of system crisis in economy which arises due to discrepancy and inadequacy of the used methods of realization of market transformations. Distribution of shadow economy in Russia happened on the basis of destruction of the operating distributive relations and construction new which significantly broke the settled balance of interests of subjects of economy, an equal share of development of its certain spheres, motivation of effective managing. One more substantial aspect is that the shadow sector of economy in any country really exists, it quickly reacts to changes within implementation of economic life of the state. For this reason when studying a problem of accumulation of scales of shadow economy expeditious and fast accumulation of information concerning changes of its basic indicators is extremely important. Concealment of the income from the taxation is a crime, and minimization of taxes, that is attempt to reduce their sum, according to the western experts, is quite lawful business and ensures functioning of a large number of experts in the field of the tax law and accounting. But on the other hand, for the economic subjects working in the Russian Federation fiscal loading, how many uncertainty in the legislation and political and economic life of the country isn't critical so much.

Key words: shadow economy, informal economy, criminal economy, threats of national economy, economic security, mechanism of counteraction to shadow economy, market economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.