АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT
УДК 330.101.542 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-2-5-8
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
БУРМИСТРОВА АЛЕВТИНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: alev.bu@yandex.ru
КОНДРАШОВА ИННА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: is_kondrashova@mail.ru
РОДИОНОВА НАТАЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: nk_rodionova@mail.ru
Теневая экономика объединяет в себе понятие любых нелегальных экономических отношений в сфере производства, потребления, услуг, а также сокрытие доходов этой деятельности от налогообложения и операции с «черными» наличными деньгами. Под ней подразумевают сокрытие экономической деятельности субъекта хозяйствования. Подобное сокрытие может быть выражено в различных формах - от сокрытия некоторых договоров до сокрытия самого существования предприятия. Теневая экономика выступает как реальная угроза экономической безопасности и возникает из-за пренебрежения со стороны государственной экономики реальными экономическими интересами населения. Полезные виды деятельности в свое время были загнаны в подполье политикой командно-административной системы - политикой принудительного огосударствления. Если государство не в силах обеспечить насыщение соответствующими благами сферы потребления, а общество не может без них обойтись, неизбежно возникает подпольная экономическая деятельность, и борьба с ней не может увенчаться успехом. Структура и масштабы теневой экономики во многом находятся в прямой зависимости от экономической политики страны, а увеличение данного сектора, несмотря на временные выгоды, наносит значительный ущерб экономической безопасности государства, органам власти необходимо стремиться его свести до безопасных размеров. При исследовании теневой экономики как угрозы экономической безопасности государства необходимо обратить внимание на следующие вопросы: выявить причины теневой экономики; проанализировать масштабы теневой экономической деятельности; рассмотреть меры борьбы с теневой экономикой как угрозой экономической безопасности государства. В данной статье рассматриваются основные причины возникновения теневой экономики. Представлены основные подходы к решению данной проблемы.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, государственные структуры, экономика
В современном мире проблема теневой экономики является довольно распространенной. Она возникла отнюдь не в последнее время. Исторические факты свидетельствуют о том, что корни теневой экономики уходят глубоко в прошлое. Поэтому данная проблема, безусловно, была актуальна в те времена. Актуальна она и в наши дни, так как очень часто встречается в жизни современных стран, которые уделяют довольно значительное внимание для борьбы с ней. А по мере развития экономической безопасности государств эта проблема приобретала еще большее значение.
Теневая экономика характеризуется любой хозяйственной деятельностью, которая официально не зарегистрирована специальными уполномоченными органами. К ее признакам можно отнести следующие аспекты:
- совершение действий, направленных на то, чтобы не регистрировать сделки, совершаемые в предпринимательской сфере;
- сознательное искажение условий реализации этих сделок.
Теневая экономика выражена следующими сегментами:
A. A. BURMISTROVA, I. S. KONDRASHOVA, N. K. RODIONOVA
- неформальная экономика («серый рынок») -совершение вполне законных экономических операций, но с сокрытием или занижением их реальных масштабов. Примером данной деятельности может служить занятие репетиторством. В большинстве случаев, репетиторскую деятельность не подвергают учету ввиду относительно небольших сумм.
криминальная экономика («черный рынок») - экономическая деятельность, запрещенная законодательными актами большинством стран мира. Примерами являются:
1) наркобизнес;
2) рэкет;
3) контрабанда;
4) проституция и т. д.
- фиктивная экономика - предоставление различного рода взяток, привилегий незаконным путем. К ним относятся субсидии, льготы, которые связаны с коррупционной деятельностью.
Например, в начале XXI в. экономически развитые страны имели долю теневой экономики от всего внутреннего валового продукта в размере 12 %. Страны с переходной экономикой имели данный показатель на уровне 23 %. Развивающиеся страны боролись с 39 % теневой экономики.
Если рассматривать данный показатель того же периода по отдельным странам, то получим следующие данные:
- Италия - 27,4 %;
- Испания-23,4%;
- Германия - 15 %;
- Япония - 9 %;
- США-9%.
Стоит отметить, что еще во времена СССР (именно 1970-е гг.) по статистическим данным уровень теневой экономики был всего 3-4 %. Это неудивительно, так как страна с тоталитарной системой уделяло пристальное внимание данной проблеме. Но несмотря на это, уже ближе к распаду Советского Союза показатель теневой экономики поднялся до 12 %. Это объяснялось, прежде всего, кризисом в системе, а также постепенным проникновением в нашу страну западной культуры, в том числе и принципов рыночной системы [1].
Основной тенденцией перехода к рыночной системе хозяйствования стало резкое увеличение теневого сектора в экономике. К 1997 г. показатель теневой экономики подскочил до 25 % от внутреннего валового продукта. Но затем эта доля начала постепенно уменьшаться.
Важной стороной при рассмотрении сущности проблемы являются причины теневой экономики.
Причин, которые способствуют развитию теневой экономической деятельности, достаточно много. К таковым можно отнести и высокие ставки налогов, и разнообразные недоработки в законодательстве страны, и коррупцию в государственном аппарате, и высокий уровень конкуренции [2].
При систематизации довольно обширной информации по данной проблеме ученые установили, что теневая экономика характеризуется двумя основными причинами:
1. Государственным вмешательством в экономику;
2. Кризисным или депрессивным состоянием национальной экономики.
Первая причина заключается в том, что государственное регулирование и развитие теневой экономики находятся в прямой зависимости. Например, если в стране неэффективное налоговое администрирование, высокие налоги, огромные масштабы коррупционной деятельности, то вполне логично будет предположить, что предпринимателю будет намного выгодней перейти в теневой сектор, нежели отдавать большие финансовые средства, которые можно было бы вместо этого пустить в производство. Риск банкротства будет намного выше, если предприниматель не уйдет «в тень». Для примера, в 1990-е гг. для легального занятия бизнесом в России необходимо было, чтобы эту деятельность официально заверили 54 инстанции, а в Финляндии для этого нужно было согласие всего лишь пяти.
Вторая причина характеризуется тем, что неблагополучный экономический климат в стране также влияет на повышение теневой экономики. Например, если в данном государстве снизился жизненный уровень у большинства групп населения, или повысилась доля безработицы, то многие слои населения пытаются заняться предпринимательской деятельностью. Из-за наличия довольно жестких административных барьеров многие предприниматели прекращают свою деятельность в течение 1 года после регистрации. Зная это, бизнесмены решают обходить эти барьеры и уходят в теневой сектор.
Кроме причин существуют функции теневой экономики. На сегодняшний день теневая экономика характеризуется двумя основными функциями:
1) стабилизирующей;
2) дестабилизирующей.
Первая функция заключается в том, что теневой сектор является катализатором для повышения конкурентоспособности различных товаров и услуг, так как при таком роде деятельности не выплачиваются обязательные платежи в казну государства, и в связи с этим уменьшаются издержки при производстве этих товаров и услуг.
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
А. А. БУРМИСТРОВА, И. С. КОНДРАШОВА, Н. К. РОДИОНОВА
7
Для примера, в те же 1990-е гг. в России доходы от занятия теневой деятельностью были равными, если не большими, чем доходы от занятия легальной деятельностью. Поэтому многие стремились «уйти в тень». Данный факт уменьшал социальное напряжение в обществе.
Вторая функция характеризуется тем, что занятие нелегальной деятельностью влечет за собой опасность дестабилизации в стране. В результате неуплаты налоговых отчислений не пополняется в должной мере государственный бюджет, что, в свою очередь, может стать причиной экономического кризиса в стране. Примером является кризис в России 1998 г., когда широко была развернута деятельность фиктивных организаций.
Несмотря на то, что теневая экономика имеет не только отрицательные признаки, но и положительные, большинство признаков - негативные. Она представляет собой мощный фактор дестабилизации общества.
К инициаторам в борьбе с нелегальным бизнесом относятся в первую очередь:
государственные структуры, заинтересованные в пополнении бюджета;
- легальные организации, которым не выгодна конкуренция со стороны теневого сектора;
- общественные организации.
Государство может осуществлять следующие
меры по борьбе с теневым бизнесом:
создание негативного образа теневой экономики через средства массовой информации, рекламу, где говорится о вредном воздействии на страну и население; об огромном ущербе, наносимому обществу этим явлением;
- ведение активной профилактической работы правоохранительными органами для предотвращения незаконной деятельности;
- пресечение нелегальной предпринимательской деятельности на той стадии, где она формируется, а организаторов данной деятельности берут на учет и подвергают административному и уголовному наказанию;
- осуществление правоохранительными органами мероприятий по сокращению числа нелегальных предприятий;
- осуществление деятельности по созданию более выгодных условий развития легального бизнеса (выработка законодательных актов для облегчения осуществления деятельности легальных предприятий). В этой связи государство:
1) улучшает налоговый климат;
2) снижает административное давление на легальные организации;
3) защищает собственность и личность предпринимателей и организаций от негативного воздействия криминального мира и чиновников, недобросовестно выполняющих свои непосредственные обязательства;
4) помогает кредитовать легальный бизнес;
5) устраняет систему поборов и вымогательств любого проявления;
6) создает систему бизнес-инкубатора, обучений и переобучений бизнесменов при участии государства и его средств [3].
Включение предприятиями в специальные этические корпоративные кодексы пунктов, которые утверждают, что выплата налоговых платежей, коррупционные сделки с должностными лицами, средствами массовой информации, судебными органами недопустимы.
- Самостоятельное регулирование предпринимательскими объединениями, ассоциациями и союзами, действующими легитимно, деятельности членов своей организации, применение к нарушителям штрафных санкций и дисциплинарных мер.
- Отказ легального бизнеса от ведения совместной деятельности с предприятиями теневого сектора.
- Осуществление под контролем легального бизнеса научных исследований в разных сферах, связанных с теневым бизнесом, дача юридических консультаций лицам по противодействию незаконному бизнесу.
- Выступление общественных организаций против нелегального бизнеса во всех сферах своей деятельности.
В итоге, для того, чтобы противодействовать теневому бизнесу, специалистам по экономической безопасности необходимо выстроить целый план по борьбе с этой проблемой. Причем, если специалисты по экономической безопасности работают в государственном секторе, то меры и способы борьбы будут одни. Ясли же специалисты работают на предприятии, эти меры и способы будут другими. Это объясняется тем, что компетенция специалиста, работающего на государство, является более обширной, нежели у тех, кто работает на предприятии.
Проблема теневой экономики является актуальной в современном мире. Данная проблема составляет одну из угроз экономической безопасности любого государства.
Выработка мер по противодействию этой угрозе - довольно сложный процесс. Он требует взаимодействия всех структур на всех уровнях ведения хозяйственной деятельности. Правильная
A. A. BURMISTROVA, I. S. KONDRASHOVA, N. Ж. RODЮNOVA
разработка мер позволит эффективнее бороться с нелегальным бизнесом.
Литература
1. Кийко М. Оценка теневой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 2.
2. Вакуленко К. Э. Теневая экономика: причины и формы. Влияние на экономическую систему // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4.
3. Балынин И. В. Комплексная модель оценки рисков несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в контексте социально-экономического развития регионов // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 3.
References
1. Kijko M. Otsenka tenevoj ekonomiki [Assessment of shadow economy] // Problemy teorii i praktiki upravle-niya. 2014. № 2.
2. Vakulenko K. E. Tenevaya ekonomika: prichiny i formy. Vliyanie na ekonomicheskuyu sistemu [Shadow economy: reasons and forms. Influence on economic system] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2013. № 4.
3. Balynin I. V. Kompleksnaya model' otsenki riskov nesbalansirovannosti byudzhetov sub"yektov Ros-sijskoj Federatsii v kontekste sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Complex model of the assessment of risks of imbalance of budgets of subjects of the Russian Federation in the context of social and economic development of regions] // Audit i finansovyj analiz. 2014. № 3.
* * *
SHADOW ECONOMY AS THREAT OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
BURMISTROVA ALEVTINA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: alev.bu@yandex.ru
KONDRASHOVA INNA SERGEEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: is_kondrashova@mail.ru
RODIONOVA NATALIYA KONSTANTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: nk_rodionova@mail.ru
The shadow economy unites in itself concept of any illegal economic relations of the sphere of production, consumption, services, and also concealment of the income from this activity from the taxation and operation with «black» cash. This is a concealment of economic activity of the subject of managing. Similar concealment can be in various forms - from concealment of some contracts before concealment of the existence of the enterprise. The shadow economy acts as real threat of economic security and arises because of neglect from the state economy real economic interests of the population. The policy of a command management system in due time - policy of compulsory nationalization put useful kinds of activity into the underground. If the state can't provide saturation with the corresponding benefits of the sphere of consumption, and society can't do without them, inevitably there is an underground economic activity, and fight against it can't be successful. The structure and scales of shadow economy in many respects are in direct dependence on economic policy of the country, and increase in this sector, despite temporary benefits, causes a significant damage to economic security of the state, authorities need to seek to reduce him to the safe sizes. During the research of shadow economy as threat of economic security of the state, it is necessary to pay attention to the following questions: to establish the reasons of shadow economy; to analyze scales of shadow economic activity; to consider measures of fight against shadow economy as threat of economic security of the state. In this article authors considered the main reasons for emergence of shadow economy and presented the main approaches to the solution of this problem.
Key words: shadow economy, economic security, government institutions, economy
T .. ,, „ „Л1, SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Т. 11, № 2, 2016