Научная статья на тему 'Стратегические направления развития правоохранительных органов российской Федерации как субъекта системы противодействия теневой экономике'

Стратегические направления развития правоохранительных органов российской Федерации как субъекта системы противодействия теневой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
909
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / SHADOW ECONOMY / SYSTEM FOR COUNTERACTING THE SHADOW ECONOMY / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / STRATEGIC LINES FOR DEVELOPING THE LAW ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фалинский Илья Юрьевич

В статье проанализированы текущие состояние и объем теневой экономики в Российской Федерации. Автором рассматриваются вопросы формирования системы противодействия теневой экономике, выделены ее основные элементы, определены субъектный состав системы, цели субъектов и формы воздействия. Проанализирована деятельность субъектов противодействия теневой экономике и разработаны основные стратегические направления развития правоохранительных органов при противодействии теневой экономике. Сделан вывод, что деятельность системы противодействия теневой экономике не может сводиться только к набору карательных мер по отношению к субъектам теневой экономики, так как в условиях развития рыночных отношений на первый план выходит организационно-правовое совершенствование экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фалинский Илья Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Lines for Further Developing the Law Enforcement Bodies of the Russian Federation with the Aim to Counteract the Shadow Economy

The article analyzes the status and size of the shadow economy in the Russian Federation. The author considers the issues of building the system for counteracting the shadow economy, highlights its main elements, defines system composition as well as objectives for its actors and forms of action. The author examines activities of law enforcement authorities involved in counteracting the shadow economy and suggests strategic lines for further developing the agencies responsible for counteracting the shadow economy. It is concluded that activities of the system for counteracting the shadow economy can not be limited to a set of punitive measures against the players of the shadow economy as in the context of emerging market relations, the issues of organizational and legal improvement of economic activities prevail.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития правоохранительных органов российской Федерации как субъекта системы противодействия теневой экономике»

УДК 338.14

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТА СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

ФАЛИНСКИЙ ИЛЬЯ ЮРЬЕВИЧ, канд. экон. наук, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России E-mail: ilfalinskiy@mail.ru

В статье проанализированы текущие состояние и объем теневой экономики в Российской Федерации. Автором рассматриваются вопросы формирования системы противодействия теневой экономике, выделены ее основные элементы, определены субъектный состав системы, цели субъектов и формы воздействия. Проанализирована деятельность субъектов противодействия теневой экономике и разработаны основные стратегические направления развития правоохранительных органов при противодействии теневой экономике.

Сделан вывод, что деятельность системы противодействия теневой экономике не может сводиться только к набору карательных мер по отношению к субъектам теневой экономики, так как в условиях развития рыночных отношений на первый план выходит организационно-правовое совершенствование экономической деятельности. Ключевые слова: теневая экономика; система противодействия теневой экономике; правоохранительные органы; стратегические направления развития правоохранительных органов.

Strategic Lines for Further Developing

the Law Enforcement Bodies of the Russian Federation

with the Aim to Counteract the Shadow Economy

ILYA YU. FALINSKY, PhD (Economics), doctoral student at the Department for Training Academic and Teaching staff the St. Petersburg University of Russian Interior Ministry E-mail: ilfalinskiy@mail.ru

The article analyzes the status and size of the shadow economy in the Russian Federation. The author considers the issues of building the system for counteracting the shadow economy, highlights its main elements, defines system composition as well as objectives for its actors and forms of action. The author examines activities of law enforcement authorities involved in counteracting the shadow economy and suggests strategic lines for further developing the agencies responsible for counteracting the shadow economy. It is concluded that activities of the system for counteracting the shadow economy can not be limited to a set of punitive measures against the players of the shadow economy as in the context of emerging market relations, the issues of organizational and legal improvement of economic activities prevail.

Keywords: shadow economy; system for counteracting the shadow economy; law enforcement agencies; strategic lines for developing the law enforcement bodies.

Объем теневой экономики в России

Проблемам противодействия теневым экономическим явлениям уделяется в настоящее время значительное внимание как со стороны

государства, в том числе правоохранительных органов, так и со стороны научного сообщества. Теневая экономика является угрозой экономической безопасности государства, серьезность

которой возрастает одновременно с ростом ее масштабов. Для эффективной борьбы с ней необходимы правильная оценка и постоянный мониторинг масштабов и структуры теневой экономики.

По оценкам экспертов, доля теневых процессов в российской экономике составляет от 20 до 50 % ВВП. Например, аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) в 2012 г., подсчитав объемы подпольных денежных потоков, идущих в Россию и из нее, оценивали размер теневой экономики России в 46% ВВП в год. По оценкам Всемирного банка, общая доля теневого сектора в России составляет 43% ВВП, тогда как в Европе в 2015 г. — 6,5-22,4% ВВП, в Китае — 13%, в Израиле — 6,6%, в США — 5,9%, а в странах Латинской Америки — 40 %, в Украине — 47%.

При этом доля неформальной экономики не уменьшается, а в 2014 г. даже выросла. По оценке специалистов РАНХиГС, в «серой» экономике задействовано 40% экономически активного населения, т.е. около 30 млн граждан Российской Федерации, а согласно последним данным Росстата — 15 млн человек, или 21,2% от числа занятого населения. По мнению специалистов НИУ-ВШЭ, в 2015 г. объем теневой экономики России в условиях развития кризиса составляет 20-22% от ВВП, количество занятых в теневой экономике на февраль 2015 г. составляло 17-18 млн человек.

Значительные масштабы теневой экономики и отсутствие тенденции по снижению соответствующих показателей свидетельствуют о неэффективности мер противодействия теневой экономике, применяемых ответственными субъектами.

Развитие системы противодействия теневой экономике

Несмотря на наличие существенных различий в методах оценки и полученных результатах, очевидно, что масштабы теневых экономических явлений в России по-прежнему значительны и требуется развитие системы противодействия теневой экономике (далее — СПТЭ).

СПТЭ (рисунок) лежит в основе механизма противодействия теневой экономике как угрозе экономической безопасности. Формирование

данной системы обусловлено необходимостью противодействия теневым экономическим явлениям, которые активно развиваются в результате воздействия факторов, определяющих размер и динамику теневой экономики и выражающихся в следующем:

1) тяжесть налогового бремени (налоговая нагрузка);

2) уровень получаемых доходов (уровень благосостояния);

3) занятость населения;

4) масштабы и роль государственного сектора в экономике;

5) состояние законности в государстве.

Рассматривая основные элементы СПТЭ, заметим, что изучению структуры теневой экономики в отечественной практике уделено значительное внимание. Соглашаясь с мнением Н.П. Купрещенко о сложности и многосостав-ности теневой экономики [1], отметим отсутствие на сегодняшний день единой точки зрения в научном сообществе, касающейся ее структуры. На основе анализа структуры теневой экономики (далее — ТЭ) нами определен ее субъектный состав и цели, которые выражаются в намерении получить определенный теневой доход (табл. 1).

Принципиальная схема системы противодействия теневой экономике

Достижение поставленных целей субъектами теневой экономики наносит ущерб субъектам противодействия теневой экономике, которые приведены в табл. 2.

Субъекты противодействия теневой экономике изначально заинтересованы в соблюдении законности, росте благосостояния населения, повышении занятости населения, поддержании собираемости налогов государством и снижении налогового бремени бизнеса и населения, снижении уровня коррупции и масштабов государственного регулирования экономики.

Наличие только общих интересов у субъектов противодействия теневой экономике не позволяет говорить о существовании полноценной системы противодействия теневой экономике. Формирование такой системы начинается с объединения интересов и взаимодействия субъектов, направленных на достижение общей цели. Целевая функция СПТЭ проявляется

Система противодействия теневой экономике

Объекты воздействия СПТЭ

Субъекты СПТЭ

Государство Легальный бизнес Население

Конфликт интересов

Меры противодействия Виды теневой

теневой экономике экономической

деятельности

Домашние хозяйства

Физические лица

Юридические лица

Субъекты криминальной экономики

Направления развития СПТЭ

О ^

а\

о $

Е

н о В о И О

Кс

щ

Я о в о £ в я в

ген

Неформальная Н о И

экономика о и Р

« о и о 2

Скрытая

экономика К « р

Криминальная

экономика

Меры противодействия теневой экономике

Принципиальная схема системы противодействия теневой экономике

Таблица 1

Структура теневой экономики

№ п/п Составляющая ТЭ Субъект ТЭ Теневые доходы

1 Неформальная экономика Домашние хозяйства От неформальной занятости

2 Скрытая экономика Физические и юридические лица От неофициальной деятельности доход в форме неоплаченных налогов и сборов

3 Нелегальная экономика Субъекты нелегальной экономики От нелегальных видов деятельности

Источник: составлено автором.

Таблица 2

Субъекты противодействия теневой экономике

Субъект противодействия Представители

Государство Органы государственной власти

Правоохранительные органы

Контролирующие органы

Легальный бизнес Юридические и физические лица

Население Общественные институты

Граждане

Источник: составлено автором.

в структурном решении задач противодействия теневой экономике, объектами воздействия которых будут выступать как сферы теневой экономики, так и непосредственно ее субъекты.

Следует отметить, что интересы субъектов противодействия теневой экономике лежат в одной плоскости с интересами субъектов теневой экономики, что и порождает соответствующий конфликт интересов. Реальное проявление данного конфликта и, как следствие, необходимость противодействия теневой экономике обуславливаются последствиями, приведенными в табл. 3.

Анализ группировки факторов роста теневой экономики, предложенной А.П. Терещенко [3], и сопоставление интересов противодействующих субъектов позволяют определить некоторые последствия теневой экономики и взаимосвязи между последствиями и факторами теневой экономики. Данный вывод показывает важность не только карательных мер по отношению к

субъектам теневой экономики, но и необходимость в организационно-правовом совершенствовании экономической деятельности.

Деятельность субъектов противодействия теневой экономике

Деятельность субъектов противодействия теневой экономике строится по следующему алгоритму: применение существующих мер противодействия теневой экономике — мониторинг теневой экономики — применение существующих и новых мер противодействия теневой экономике.

При этом меры противодействия должны формироваться исходя из возможностей комплексного взаимодействия всех субъектов СПТЭ. Приоритетные формы воздействия субъектов СПТЭ выделены в табл. 4. Очевидно, что ведущие роли в данной системе ввиду целевой функции данных субъектов отведены органам

Таблица 3

Соотношение законных интересов государства, легального бизнеса и населения и интересов субъектов теневой экономики

Фактор теневой экономики Интересы Последствия теневой экономики

Субъекты ТЭ Субъекты СПТЭ

Налоговая нагрузка Снижение и неуплата налогов Собираемость налогов Снижение доходов государства, уменьшение расходов по выполнению своих обязательств

Занятость населения Неформальная занятость Официальный учет всех сфер деятельности Ухудшение воспроизводства рабочей силы в легальной экономике, нарушение конкуренции

Доходы населения Получение доходов от нелегальных видов деятельности Удовлетворение социальных потребностей общества Деформация развития отдельных секторов экономики, негативные социальные последствия

Государственное регулирование Сохранение коррупции Борьба с коррупцией Рост коррупции и криминализация экономики

Законность Несоблюдение законности Соблюдение законности

Источник: составлено автором.

Таблица 4

Формы воздействия субъектов СПТЭ

Составляющая теневой экономики Неформальная экономика Скрытая экономика Криминальная экономика

Субъект теневой экономики Домашние хозяйства Физические и юридические лица Субъект криминальной экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъект противодействия теневой экономике Органы государственной власти Нормативное регулирование экономической деятельности

Контролирующие органы Информационное взаимодействие с субъектами СПТЭ Информационно-методическое обеспечение субъектов СПТЭ Информационное взаимодействие с субъектами СПТЭ

Легальный бизнес Информационное взаимодействие с субъектами СПТЭ Информационное взаимодействие с субъектами СПТЭ; участие в разработке и совершенствовании правового поля экономической деятельности -

Общественные институты Информационное взаимодействие с субъектами СПТЭ Информационное взаимодействие; участие в разработке и совершенствовании правового поля экономической деятельности

Граждане Информационное взаимодействие с субъектами СПТЭ

Правоохранительные органы Практическое применение мер противодействия ТЭ

Источник: составлено автором.

государственной власти, в частности правоохранительным органам.

При этом особая роль в практическом обеспечении экономической безопасности, защиты экономических отношений принадлежит правоохранительным органам, которые являются неотъемлемой частью государственного механизма, составным звеном системы исполнительных органов государственной власти.

Результативность деятельности правоохранительных органов при противодействии теневым явлениям и экономическим правонарушениям и преступлениям в значительной мере определяет эффективность всей СПТЭ, поскольку практические мероприятия по выявлению, пресечению и раскрытию данных правонарушений и преступлений находятся непосредственно в компетенции правоохранительных органов. Низкая эффективность противодействия теневой экономике свидетельствует о низкой результативности правоохранительных органов при противодействии теневым явлениям в экономике.

Следует понимать, что ущерб экономический, социальный, политический от различных теневых экономических явлений и процессов различен, соответственно и комплекс мер противодействия должен быть соразмерным. Для выявления и определения ущерба в результате теневой экономики необходимо рассмотреть проявление соответствующих факторов и

раскрыть возможность со стороны правоохранительных органов (табл. 5).

Основные стратегические направления развития правоохранительных органов при противодействии теневой экономике

С учетом отечественной практики обеспечения экономической безопасности приведем в табл. 6 основные стратегические направления развития правоохранительных органов при противодействии теневой экономике.

Реализация предложенных направлений позволит заложить основы формирования долгосрочной государственной политики противодействия теневой экономике с учетом современных реалий и вызовов, а также возможностей субъектов системы противодействия теневой экономике.

Выводы

На сегодняшний день масштабы теневых экономических явлений в России представляют угрозу ее экономической безопасности, что обуславливает необходимость развития системы противодействия теневой экономике.

При этом следует понимать, что деятельность системы противодействия теневой экономике не может сводиться к набору карательных мер по отношению к субъектам теневой экономики, так как в условиях развития рыночных отношений на первый план выходит

Таблица 5

Реакция правоохранительных органов на проявление факторов теневой экономики

№ п/п Фактор ТЭ Проявление Реакция правоохранительных органов

1 Факторы занятости Преступления против личности и в сфере экономики Гл. 16-20, 21-23 УК РФ

2 Доходы населения Преступления против личности и в сфере экономики Гл. 16-20, 21-23 УК РФ

3 Налоговая нагрузка Налоговые преступления Ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ

4 Государственное регулирование Преступления против государственной власти Гл. 30 УК РФ

5 Законность Доверие к власти, уважение к закону Отношение граждан к деятельности правоохранительных органов, социальная статистика

Источник: составлено автором.

Стратегические направления развития правоохранительных органов при противодействии теневой экономике

Таблица 6

10 О

№ п/п Проблемы в деятельности правоохранительных органов Стратегическое направление развития Текущие мероприятия Стратегическая цель

1 Несовершенство законодательства Совершенствование нормативно-правовой базы противодействия теневой экономике Урегулирование направлений деятельности правоохранительных органов по противодействию теневой экономике Снятие «административных барьеров», приводящих к возможностям злоупотребления со стороны правоохранительных органов Отслеживание, выявление и оперативное устранение пробелов в нормативно-правовых актах Обеспечение правовых условий для максимально эффективной работы правоохранительных органов при противодействии теневой экономике

2 Недостаточная подготовка сотрудников Повышение профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов Практические мероприятия по обмену опытом в сфере противодействия теневой экономике Разработка методик по выявлению и предупреждению новых видов экономических преступлений Повышение профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов Обеспечение правоохранительных органов квалифицированными сотрудниками для борьбы с теневой экономикой

3 Слабое взаимодействие между контролирующими и правоохранительными органами Усиление взаимодействия между правоохранительными органами по противодействию теневой экономике Формирование и совершенствование межведомственного взаимодействия при противодействии теневой экономике Формирование методического, правового, информационного, организационного и финансового обеспечения межведомственного взаимодействия при противодействии теневой экономике

4 Коррупция Борьба с коррупцией в правоохранительных органах Обеспечение социальной и правовой защищенности сотрудников правоохранительных органов Повышение качества отбора сотрудников в правоохранительные органы Минимизация коррупции в правоохранительных органах

5

аз О

Окончание табл. 6

№ п/п Проблемы в деятельности правоохранительных органов Стратегическое направление развития Текущие мероприятия Стратегическая цель

5 Отсутствие единой государственной политики по противодействию теневой экономике Разработка единой государственной политики по противодействию теневой экономике Исключение дублирующих функций в правоохранительных органах Обеспечение системности мер борьбы с теневой экономикой Четкое разграничение полномочий среди правоохранительных органов Создание условий для межведомственного информационного обмена Оптимизация деятельности правоохранительных органов по противодействию теневой экономике

6 Неэффективность правоохранительных органов при противодействии теневой экономике Разработка системы мер противодействия теневой экономике Подготовка сотрудников к решению задач, связанных с противодействием теневой экономике Внедрение в практическую деятельность результатов научных исследований в сфере экономической безопасности,теневой экономики и борьбы с экономической преступностью Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию теневой экономике

7 Легализация доходов, полученных преступным путем Разработка системы мер по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем Формирование государственной системы мер по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем Минимизация возможностей по легализации доходов, полученных преступным путем

Источник: составлено автором.

организационно-правовое совершенствование экономической деятельности. Для успешного противодействия субъектам теневой экономики необходимо совершенствование деятельности

всех субъектов системы противодействия теневой экономике, и в первую очередь правоохранительных органов.

Литература

1. Купрещенко Н.П. Противодействие теневой экономике в системе экономической безопасности России (Теоретико-методологический подход): автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05. М., 2008. - 47 с.

2. Терещенко А.П. Противодействие органов внутренних дел теневой экономике как фактор экономической безопасности региона: автореферат дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2015. 27 с.

3. Авдийский В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012. 496 с.

4. Кириченко А.П. Противодействие органами внутренних дел легализации доходов, полученных преступным путем // Актуальные проблемы развития инфраструктуры органов внутренних дел и обеспечения экономической безопасности: сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции (Москва, 19 декабря 2013 г.). М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 37-40.

5. Литвиненко А.Н. Экономическое образование в системе МВД России // Актуальные проблемы развития инфраструктуры органов внутренних дел и обеспечения экономической безопасности: сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции (Москва, 19 декабря 2013 г.). М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 40-43.

References

1. Kupreshhenko N. P. Combating the shadow economy in the system of economic security of Russia (Theoretical and methodological approach) [Protivodejstvie tenevoj jekonomike v sisteme jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii (Teoretiko-metodologicheskij podhod)]: author. dis. ... doctor еш^ sciences: 08.00.05. Moscow, 2008, 47 p.

2. Tereshchenko A.P. The opposition of the internal affairs bodies of the shadow economy as a factor of economic security of a region [Protivodejstvie organov vnutrennih del tenevoj jekonomike kak faktor jekonomicheskoj bezopasnosti regiona]: avtoref. diss. ... cand. еш^ sciences: 08.00.05. St. Petersburg, 2015, 27 p.

3. Avdiysky V.I. The shadow economy and economic security of the State: Textbook [Tenevaja jekonomika i jekonomicheskaja bezopasnost' gosudarstva: uchebnoe posobie]. Moscow, Alpha-M, INFRA-M, 2012, 496 p.

4. Kirichenko A.P. Opposition to the bodies of internal Affairs of legalization of proceeds of crime / Actual problems of development of infrastructure of the internal Affairs bodies and ensure economic security: collection of scientific articles on materials of the interuniversity scientific-practical conference [Protivodejstvie organami vnutrennih del legalizacii dohodov, poluchennyh prestupnym putem / Aktual'nye problemy razvitija infrastruktury organov vnutrennih del i obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti: sbornik nauchnyh statej po materialam mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii] (Moscow, December 19, 2013). Moscow, Academy of management of MIA of Russia, 2013, pp. 37-40.

5. Litvinenko A. N. Economic education in the system of the MIA of Russia / Actual problems of development of infrastructure of the internal Affairs bodies and ensure economic security: collection of scientific articles on materials of the interuniversity scientific-practical conference [Jekonomicheskoe obrazovanie v sisteme MVD Rossii // Aktual'nye problemy razvitija infrastruktury organov vnutrennih del i obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti: sbornik nauchnyh statej po materialam mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii] (Moscow, December 19, 2013). Moscow, Academy of management of MIA of Russia, 2013, pp. 40—43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.