ЛАТЕНТНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УВЕЛИЧЕНИЮ ОБЪЕМА НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Р.В. Спинка,
курсант 313 взвода ФЭБ Московского университета МВД России
Аннотация. Анализ денежного обращения в России, основных угроз в данной сфере, а также мер противодействия теневой экономике. Сделан вывод, что увеличение объема наличной денежной массы является действительной и реальной угрозой не просто экономической, а национальной безопасности страны. Предложено создать условия, при которых будет крайне сложно (или даже невозможно) легализовать теневой капитал, то тогда идея вывода денег в тень отпадет сама собой, предприятия будут стремиться уменьшать налоговые платежи с помощью налоговых вычетов и других законных методов, а без постоянной «подпитки» новых денег теневой сектор экономики просто не сможет существовать.
Ключевые слова: теневая экономика, угрозы экономической безопасности, национальная безопасность, легализация теневой экономики, денежное обращение, противодействие теневой экономике.
COUNTERACTION TO THE INCREASE OF VOLUME OF AVAILABLE MONEY CIRCULATION AS TO THE THREAT OF NATIONAL SAFETY
R.V. Spinka,
cadet 313 platoon Feb Moscow University of the MIA of Russia
Annotation. In the article the analysis of money circulation is conducted in Russia, basic threats in this sphere, and also measures of counteraction to the shadow economy . Drawn conclusion, that an increase of volume of available amount of money is an actual and real threat not simply economic, and to national safety of country. It offers to create terms at that will extremely difficult(or even it is impossible) legalize a shadow capital, then then the idea of conclusion of money in shade will fall off by a soba, enterprises will aim to diminish tax payments by means of tax take-outs and other legal methods, and without the permanent "signup" of new money the shadow sector of economy will not be simply able to exist.
Keywords: shadow economy, threats of economic security, national safety, legalization of shadow economy, money circulation, counteraction to the shadow economy.
Теневая экономика давно завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни страны. Трудно найти малое, среднее или крупное предприятие, которое бы в той или иной степени не осуществляло скрытые финансовые операции для частичного или полного ухода от уплаты налогов и легализации денежных средств, добытых преступным путем. В большинстве своем это предприятия, ведущие легальную финансово-хозяйственную деятельность, доходы от которой затем с помощью различного рода махинаций скрываются от налогообложения и уводятся в теневой сектор, тем самым нанося колоссальный урон экономической безопасности и, как следствие, национальной безопасности страны.
Теневая экономика, как и любая другая экономическая деятельность, не может существовать без уни-
версального платежно-расчетного инструмента, коим являются наличные денежные средства, т.к. именно наличное денежное обращение наиболее сложно регулируемо государственными уполномоченными органами и наличные денежные потоки практически невозможно отследить в масштабах экономики государства.
Так увеличение объема наличной денежной массы напрямую способствует развитию теневой экономики, т.к. упрощаются взаиморасчеты между участниками теневого сектора, упрощается процесс легализации денежных средств, затрудняется процесс контроля денежной массы в стране и, как следствие, происходит процветание теневого сектора, недополучение доходов бюджетами всех уровней в форме неуплаченных налогов предприятиями, укрывающими свои доходы от налогообложения.
56
Вестник Московского университета МВД России
№ 7 / 2014
Общественная опасность такой ситуации в экономике страны состоит в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, бюджет государства недополучает деньги, что, прежде всего, сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, сферы здравоохранения, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность. Таким образом, увеличение объема наличной денежной массы является действительной и реальной угрозой не просто экономической, а национальной безопасности страны.
Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересовано в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (безналичной системы расчетов), поскольку главный недостаток наличных расчетов заключается в том, что в этом случае крайне затруднен контроль над движением денежной массы. Если же основная часть расчетов осуществляется безналично — можно достаточно легко определить объем денежной массы, находящейся в обращении, что крайне важно, поскольку именно эта величина оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы, размер инфляции и т.д.
Объем наличной денежной массы в России в 2010г. составил 25,72% (4 038,10 млрд. руб.) от всего объема денежной массы страны (15 697,7 млрд. руб.), при том, что за последние 10 лет он снизился на 11,52% по отношению к общему объему денежного обращения (в 2000г. доля наличных денег составляла 37,24%). Для сравнения в США этот показатель в 2010г. составил 3,4%, а в среднем по Европе 5,9%.
В развитых странах наличные деньги считаются «грязными», т.к. невозможно определить каким путем они получены, на наличные деньги нельзя сделать никакие крупные покупки, они выполняют лишь функцию мелкорозничных расчетов за товары и услуги.
В России же ситуация кардинально противоположная — за наличные деньги можно купить не только машину или квартиру, но и даже производственную линию для предприятия стоимостью в десятки миллионов рублей.
Поэтому государство стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых операций с использованием наличных денег. Так, например, в соответствии с законодательством РФ наличные расчеты между юридическими лицами не могут превышать 100 тыс. руб., но, к сожалению, благодаря тесной взаимосвязи легальной и теневой экономики, для предприятий не составляет большого труда «обходить» этот закон и проводить взаиморасчеты за наличные деньги и, как следствие, полностью или частично не уплачивать налоги. А за движением теневых наличных денег контролирующим государственным органам проследить практически невозможно.
Наличные деньги в России обеспечивают функционирование всей теневой экономики, а это по различ-
ным оценкам экспертов 40-60% от ВВП страны. Сначала наличные выводятся из легального оборота, затем они легализуются и снова функционируют как вполне законный капитал и этот процесс постоянно повторяется. И, естественно, в процессе этого капиталооборо-та из-за недополучения денег бюджетом в виде налогов и сборов страдает все государство в целом. Убытки колоссальные. И бороться с этим явлением эффективно пока не получается. Причин множество — начиная от коррупции и заинтересованности в теневых процессах высших чинов власти, заканчивая банковской системой, которая за помощь в легализации теневых денег имеет постоянных доход. В выигрыше все, кроме государства в лице простого населения. А при таком размахе теневых процессов не может быть и речи об эффективном развитии экономики страны.
Борьба с теневой экономикой — это глобальная проблема государственного масштаба, для решения которой необходим целый комплекс мер. Для эффективного функционирования экономики достаточно не более 8% объема наличной денежной массы, остальной объем обращения должны занимать безналичные расчеты. Для того чтобы предприятия не уводили свои денежные ресурсы в теневой сектор необходимо со стороны государства создать оптимальную налоговую среду, при которой предприятиям будет выгодно платить налоги и вести легальную деятельность, не платя «откаты» за неприкосновенность правоохранительным органам и не опасаясь уголовной ответственности в случае отказа от «взаимодействия» с этими проверяющими органами. В данный момент, если предприятие работает честно и уплачивает налоги в полной мере, то оно «отдает» государству 40-60% от всей прибыли, естественно, такая налоговая нагрузка не дает нормально расширять бизнес и для большинства предприятий в условиях нестабильной экономики просто непосильна.
Такое положение дел в экономике, когда выгодно вести именно законный бизнес, является идеальным и недостижимым в краткосрочном периоде и должно служить средне- и долгосрочным ориентиром для политики развития государства. Краткосрочной целью должна стать жесткая борьба именно с выводом наличных денег в теневой сектор и с последующей их легализацией, т.е. борьба с так называемой рыночной капитализацией денег в теневом секторе экономики. Для этого необходимо не просто ввести запрет на любые наличные расчеты свыше законодательно установленной суммы для юридических и физических лиц, будь то покупка дорогой шубы физическим лицом или приобретение производственного помещения предприятием, но и обеспечить его выполнение.
Ведь если создать условия, при которых будет крайне сложно (или даже невозможно) легализовать теневой капитал, то тогда идея вывода денег в тень отпадет сама собой, предприятия будут стремиться уменьшать налоговые платежи с помощью налоговых вычетов и других законных методов, а без постоянной «подпитки» новых денег теневой сектор экономики просто не сможет существовать.
№ 7 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
57