Научная статья на тему 'Некоторые аспекты государственного противодействия теневой экономике'

Некоторые аспекты государственного противодействия теневой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4427
945
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ / SHADOW ECONOMY / STATE REGULATION / MECHANISM OF COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMY / ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE APPROACH TO SHADOW ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радюкова Яна Юрьевна, Федорова Марина Алексеевна

Проблема теневой экономики является актуальной на уровне национальной экономики. В последние годы и улучшение социально-экономического уровня жизни населения снизило внимание к данной проблеме, но при этом сохранилось негативное воздействие данного сегмента экономики на национальное хозяйство в достаточно крупных размерах. В настоящее время не разработано комплексного подхода для устранения всех имеющихся последствий функционирования теневого сектора, существуют эффективные способы борьбы лишь с отдельными проявлениями данного сегмента, но при этом они не учитывают ни региональных, ни национальных особенностей. Уменьшение объема теневого оборота является первостепенной задачей, стоящей перед государственной политикой любой страны, но при этом необходимо тщательным образом подбирать средства его снижения. Необходимо избирательно находить меры регулирования деятельности субъектов хозяйствования. Для решения проблемы теневизации необходимо проанализировать взаимное влияние теневой и официальной экономики, на все сферы общественной жизни, разработать методики оценки масштабности теневого сегмента по всем видам экономической деятельности, эффективные способы перенесения экономических и финансовых ресурсов в легальную экономику. Комплексный подход к разработке научно обоснованных мер экономического и административного характера в конечном итоге приведет к уменьшению доли теневого сектора в национальной экономике и будет способствовать стабильному развитию экономики страны. Существует три основных подхода к формированию механизма противодействия государства теневой экономики: организационный, управленческий и организационно-управленческий подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радюкова Яна Юрьевна, Федорова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE STATE COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMY

The problem of shadow economy is actual at the level of national economy. In recent years in Russia there is the economic growth and improvement of a social and economic standard of living of the population reduced attention to this problem, but thus negative impact of this segment of economy on national economy in rather large sizes remained. Now there is no integrated approach for elimination of all available consequences of functioning of shadow sector, there are effective ways of fight only against separate manifestations of this segment, but thus they consider neither regional, nor national features. Reduction of volume of a shadow turn is the paramount task facing a state policy of any country, but thus it is necessary to select means of its decrease carefully. It is necessary to approach selectively measures of regulation of activity of subjects of managing. For a solution of the problem of a tenevization it is necessary to analyse mutual influence of shadow and official economy, including on all spheres of public life from all aspects, to develop techniques of an assessment of scale shadow a segment by all types of economic activity, effective ways of transferring of economic and financial resources to legal economy. The integrated approach to development of evidence-based measures of economic and administrative character finally will lead to reduction of a share of shadow sector in national economy and promotes stable development of national economy. There are three main approaches to formation of the mechanism of counteraction of the state of shadow economy: organizational, administrative and organizational and administrative approach.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты государственного противодействия теневой экономике»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

РАДЮКОВА ЯНА ЮРЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ФЕДОРОВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Проблема теневой экономики является актуальной на уровне национальной экономики. В последние годы и улучшение социально-экономического уровня жизни населения снизило внимание к данной проблеме, но при этом сохранилось негативное воздействие данного сегмента экономики на национальное хозяйство в достаточно крупных размерах. В настоящее время не разработано комплексного подхода для устранения всех имеющихся последствий функционирования теневого сектора, существуют эффективные способы борьбы лишь с отдельными проявлениями данного сегмента, но при этом они не учитывают ни региональных, ни национальных особенностей. Уменьшение объема теневого оборота является первостепенной задачей, стоящей перед государственной политикой любой страны, но при этом необходимо тщательным образом подбирать средства его снижения. Необходимо избирательно находить меры регулирования деятельности субъектов хозяйствования. Для решения проблемы теневизации необходимо проанализировать взаимное влияние теневой и официальной экономики, на все сферы общественной жизни, разработать методики оценки масштабности теневого сегмента по всем видам экономической деятельности, эффективные способы перенесения экономических и финансовых ресурсов в легальную экономику. Комплексный подход к разработке научно обоснованных мер экономического и административного характера в конечном итоге приведет к уменьшению доли теневого сектора в национальной экономике и будет способствовать стабильному развитию экономики страны. Существует три основных подхода к формированию механизма противодействия государства теневой экономики: организационный, управленческий и организационно-управленческий подход.

Ключевые слова: теневая экономика, государственное регулирование, механизм противодействия теневой экономике, организационно-управленческий подход к теневой экономике.

Проблема теневизации экономических отношений является одной из острейших для национального хозяйства. Последние десятилетия в Российской Федерации характеризуются экономическим ростом и улучшением социально-экономического состояния населения, поэтому внимание к теневой экономической деятельности несколько снизилось, но при этом сохранилось негативное воздействие данного сегмента экономики на национальное хозяйство в достаточно крупных размерах.

Рассмотрим взаимоотношения «государство -теневая экономика» (рис. 1).

Теневые отношения разрушающим образом отражаются на процессах производства и перераспределения экономико-финансовых ресурсов, уменьшают доходную часть бюджетов, являются угрозой национальной безопасности. Теневая экономика характеризуется не только выводом из

оборота большого количества ресурсов, но и преднамеренным изменением статистических, финансовых, налоговых данных отчетности, снижением уровня открытости экономики. Отвлеченные из официального оборота ресурсы, в случае их легализации, могут стать мощным резервом для экономического роста [5]. Признание важности борьбы с ростом теневизации экономики подтверждается и на государственном уровне - ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, постановления Правительства.

Российские и западные ученые-экономисты заостряют внимание на компенсационной функции теневой экономики. Данная функция смягчает последствия ошибочных действий государственной власти - снижает уровень незанятости рабочей силы страны, поставляет на рынок товаров и услуг дешевую продукцию для покупателей с низкими доходами. Однако, как показывает

Я. Ю. РАДЮКОВА, М. А. ФЕДОРОВА

155

практика во время экономического роста или в момент преодоления социальных кризисов повышается значение деструктивной функции теневого сектора, а компенсационное влияние становит-

ся незаметным. Таким образом, разработка комплекса мероприятий со стороны государства по борьбе с теневым сектором национальной экономики является актуальной проблемой.

о га н

о рц

£

О О и

Государственная стратегия социально-экономического развития

Социальная политика

Карательная функция

Сотрудничество с институтами гражданского общества

Хозяйственное законодательство

Отношение с бизнесом

Превентивная функция

Сотрудничество с международными организациями

<

О

к

о «

т

к

н

Рис. 1. Взаимоотношения государства и теневой экономики

В настоящее время не разработано комплексного подхода для устранения всех имеющихся последствий функционирования теневого сектора, существуют эффективные способы борьбы лишь с отдельными проявлениями данного сегмента, но при этом они не учитывают ни региональных, ни национальных особенностей. Уменьшение объема теневого оборота является первостепенной задачей, стоящей перед государственной политикой любой страны, но при этом необходимо тщательным образом подбирать средства его снижения. Повышение административной нагрузки на сферу предпринимательства, создание новых и расширение уже имеющихся контролирующих органов финансово-хозяйственной сферы на государственном уровне ведут к замедлению процесса экономического роста. Необходимо избирательно находить меры регулирования деятельности субъектов хозяйствования. Главенствующую роль при этом играет индикативная функция теневого сектора, основной целью которой является демонстрация недостатков уже существующих механизмов государственного регулирования экономической сферы.

Для решения указанных проблем необходимо со всех аспектов проанализировать взаимное влияние теневой и официальной экономики, в том числе на все сферы общественной жизни, разработать методики оценки масштабности теневого

сегмента по всем видам экономической деятельности, эффективные способы перенесения экономических и финансовых ресурсов в легальную экономику. Комплексный подход к разработке научно обоснованных мер экономического и административного характера в конечном итоге приведет к уменьшению доли теневого сектора в национальной экономике и способствует стабильному развитию экономики страны.

Основными предпосылками, обуславливающими развитие теневой деятельности на национальном уровне, по праву можно признать наличие пробелов и коллизий в хозяйственном законодательстве, вызванное несовершенством нормативно-правовой базы, слабое развитие финансовых институтов с контролирующими функциями, несовершенство правовой базы в области налогов, низкий уровень заработной платы у значительной части населения, что вынуждает их искать дополнительные источники дохода. Особое место среди вышеперечисленных явлений занимает результат слияния уголовной и экономической преступности - криминальная деятельность, отличающаяся на современном этапе развития экономических отношений организованностью и профессионализмом субъектов, совершающих правонарушения и преступления, высоким уровнем технического мошенничества с использованием компьютера и глобальной сети Интернет, а

УЛ. уи. ЯЛОУИКОУЛ, М. А. РЕБОЯОУА

также коррумпированной зависимостью организованной преступности с государственными служащими [3].

Для осуществления эффективной борьбы с теневым сектором российской экономики одного признания наличия этой проблемы недостаточно. Необходимо на самом высоком государственном уровне осознание в качестве важнейшей политической задачи неизбежности устранения этого ключевого препятствия для обеспечения повышения эффективности экономических показателей национальной экономики. При этом необходимо учитывать те глубинные процессы, которые происходят под влиянием теневого бизнеса. К числу важнейших из них, например, относятся: увеличение объема нелегального (официально не учитываемого) денежного оборота, в том числе легализации незаконных и преступных доходов, оттока теневых финансовых ресурсов из российской экономики и, как следствие, их использования для развития и повышения конкурентоспособности иностранных экономик; рост преступности в сфере экономической деятельности, коррумпированности политической власти и недоверия к ней. Прочное присутствие в экономике этих элементов разрушающим образом способно воздействовать не только на финансовую и социально-экономическую систему страны, но и на общественно-политическую стабильность и мировой имидж российского государства. Учитывая всю сложность проблемы, вырабатываемые для ее эффективного разрешения меры должны носить комплексный характер и иметь надежный, неотвратимый механизм, обеспечивающий их эффективность.

В связи с этим в рамках Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации должна быть разработана и реализована в максимально сжатые сроки комплексная программа по предупреждению и предотвращению легализации в официальной экономике незаконных (теневых) доходов, включая меры по совершенствованию налоговой системы, предотвращению оттока капитала за рубеж и сокращению масштабов коррупции [1].

Основной задачей, стоящей перед государственным регулированием теневой экономики, является определение ее предельного значения в рамках национальной экономики, в частности, для экономики Российской Федерации, при этом необходимо учитывать обстоятельство, что полностью искоренить данное явление невозможно. Минимальный уровень теневизации экономики должен находится в пределах показателя доли те-

невой экономики в развитых странах - от 8 до 13 % от валового внутреннего продукта.

Существует ряд обстоятельств, не позволяющих государству предпринимать решительные действия для сокращения теневого сегмента. Первое заключается в том, что задача по уменьшению уровня теневизации возлагается на государственные органы и является для них очень сложной, так как они не мотивированы ее решать. Второе обусловлено тем, что решать проблему необходимо во всех субъектах одновременно: политика ужесточения в отдельных регионах, приводит к переходу теневой деятельности в другой субъект, где нет жестких ограничений [7].

Механизм регулирования теневого сегмента на государственном уровне должно носить, как уже отмечалось выше, комплексный характер государственной политики, рассчитанной на длительный период. Это особо актуально в настоящее время, так как сейчас в России происходит формирование новой политической обстановки и повышается роль и ответственность государства перед гражданами России в сфере экономики [8].

При разработке государственного механизма противодействия теневой деятельности необходимо учитывать, что на макроэкономическом уровне теневые отношения анализируются с позиций ее влияния на структуру экономики, производства, распределения, перераспределения и потребления валового внутреннего продукта (ВВП), на занятость, инфляцию, экономический рост и другие макроэкономические процессы. А на микроэкономическом уровне необходимо сконцентрироваться на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки товаров и услуг, ценных бумаг.

Существует три подхода к формированию механизма противодействия государства теневой экономики:

- организационный подход;

- управленческий подход:

- организационно-управленческий подход [2].

Организационный подход позволяет отслеживать действие объективных закономерностей организации, раскрывать критерии и принципы организованности, исследовать организационную основу процесса противодействия теневой экономики, организационную среду и условия активности субъектов предпринимательской деятельности, анализировать организационный механизм и прогнозировать пути его совершенствования [6].

Управленческий подход изучает управление как одну из функций организации, разрабатывает

Я. Ю. РАДЮКОВА, М. А. ФЕДОРОВА

157

цели, возможности и методы управляющего воздействия на организацию противодействия теневой экономике в соответствии с объективными закономерностями управления.

Организационно-управленческий подход в формировании механизма противодействию теневой экономике. Системный анализ поведения субъектов в теневом секторе экономики, его формализация, исследование функций и, соответственно, выявление закономерностей противодействия официальной экономике как системе логически требует построения государственной системы противодействия теневой экономике, од-

ним из элементов которой и является механизм противодействия теневой экономике, в частности, его организационно-управленческой составляющей.

В рамках изучения последнего подхода необходимо обратить внимание на исследование С. М. Проява в области борьбы с коррупцией, в котором разработана общая модель формирования и функционирования организационно-управленческой системы борьбы с коррупцией [4]. Данную модель можно преобразовать и использовать для создания государственного механизма противодействия теневой экономике (рис. 2).

УЛ. УИ. ЯАБУИКОУА, М. А. РЕБОЯОУА

Рис. 2. Общая модель формирования и функционирования системы управления организацией противодействия теневой экономике

К субъектам, осуществляющим государственное противодействие теневой экономики, относятся:

- носители хозяйственных интересов - социальные группы, к которым относятся малообеспеченные слои населения: пенсионеры, инвалиды, студенты и др.;

- выразители хозяйственных интересов - общественные организации, представляющие и защищающие интересы: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов и т. д.;

- исполнители хозяйственных интересов -иерархичная система государственных органов исполнительной власти.

При этом объектами регулирования со стороны государственных органов выступают сферы и отрасли социально-экономической жизни. Чаще всего на государственном уровне выступает сектор теневой экономики на национальном и региональном уровне.

Литература

1. Бобырев В. В. О воздействии государства на теневую экономику: принципы анализа, направления работы // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 3. С. 32-55.

2. Верещагин С. Г. Политика государства по борьбе с теневой экономикой, уклонением от уплаты налогов и противодействию легализации «грязных денег» // Бизнес в законе. 2006. № 3-4. С. 38-55.

3. Лунёв Д. С., Лунёв Р. С. Система мер по предотвращению и снижению уровня воздействия теневой экономики на деятельность и развитие организаций в регионе // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 2. С. 62-73.

4. Проява С. М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

5. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. Вып. 1-2. С. 194-198.

6. Самаруха В. И., Буров В. И. Теневая экономика в системе предпринимательской деятельности региона. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.

7. Федорова А. Ю., Самойлова С. С., Дорож-кина Н. И. Становление и развитие системы межбюджетных отношений в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5 (051). С. 210-215.

8. Шепелев О. М., Сутягин В. Ю. Государство и корпоративное управление в российской экономике // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2010. № 2. С. 23.

References

1. Bobyrev V. V. O vozdejstvii gosudarstva na tenevuyu ekonomiku: printsipy analiza, napravleniya raboty // Menedzhment i biznes-administrirovaniye. 2009. № 3. S. 32-55.

2. Vereshchagin S. G. Politika gosudarstva po bor'be s tenevoj ekonomikoj, ukloneniyem ot uplaty nalogov i protivodejstviyu legalizatsii «gryaznykh deneg» // Biznes v zakone. 2006. № 3-4. S. 38-55.

3. Lunyov D. S., Lunyov R. S. Sistema mer po pre-dotvrashcheniyu i snizheniyu urovnya vozdejstviya tenevoj ekonomiki na deyatel'nost' i razvitiye organizatsij v re-gione // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudar-stvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2013. № 2. S. 62-73.

4. Proyava S. M. Ekonomizatsiya korruptsii. Mek-hanizm protivodejstviya: monografiya. M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2008.

5. Radyukova Ya. Yu., Shamayev I. N. Ekonomich-eskaya bezopasnost' strany kak mnogourovne-vaya sistema elementov i otnoshenij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, Vyp. 1-2. 2011. S. 194198.

6. Samarukha V. I., Burov V. I. Tenevaya ekonomi-ka v sisteme predprinimatel'skoj deyatel'nosti regiona. Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2010.

7. Fedorova A. Yu., Samojlova S. S., Dorozhkina N. I. Stanovleniye i razvitiye sistemy mezhbyudzhetnykh otnoshenij v Rossijskoj Federatsii // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 5 (051). S. 210-215.

8. Shepelev O. M., Sutyagin V. Yu. Gosudarstvo i korporativnoye upravleniye v rossijskoj ekonomike // Aktual'nye innovatsionnye issledovaniya: nauka i praktika.

2010. № 2. S. 23.

fl. ro. PAflMKOBA, M. A. OE^OPOBA

159

* * *

SOME ASPECTS OF THE STATE COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMY

RADYUKOVA YANA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

FEDOROVA MARINA ALEKSEYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The problem of shadow economy is actual at the level of national economy. In recent years in Russia there is the economic growth and improvement of a social and economic standard of living of the population reduced attention to this problem, but thus negative impact of this segment of economy on national economy in rather large sizes remained. Now there is no integrated approach for elimination of all available consequences of functioning of shadow sector, there are effective ways of fight only against separate manifestations of this segment, but thus they consider neither regional, nor national features. Reduction of volume of a shadow turn is the paramount task facing a state policy of any country, but thus it is necessary to select means of its decrease carefully. It is necessary to approach selectively measures of regulation of activity of subjects of managing. For a solution of the problem of a tenevization it is necessary to analyse mutual influence of shadow and official economy, including on all spheres of public life from all aspects, to develop techniques of an assessment of scale shadow a segment by all types of economic activity, effective ways of transferring of economic and financial resources to legal economy. The integrated approach to development of evidence-based measures of economic and administrative character finally will lead to reduction of a share of shadow sector in national economy and promotes stable development of national economy. There are three main approaches to formation of the mechanism of counteraction of the state of shadow economy: organizational, administrative and organizational and administrative approach.

Key words: shadow economy, state regulation, mechanism of counteraction to shadow economy, organizational and administrative approach to shadow economy.

YA. YU. RADYUKOVA, M. A. FEDOROVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.