Б01 10.24411/2077-7639-2019-10083
Влияние теневой экономики на социально-демографическую безопасность России
Бистяйкина Д.А., Лизина О.М., Мотькин В.Н.
В статье представлена общая характеристика теневой экономики, проанализированы основные ее последствия. Отмечена роль социокультурного развития страны в возникновении и функционировании теневой экономической деятельности. Особый акцент делается на тех факторах теневой экономики, которые влияют на социально-демографическую безопасность страны: экономическое и социальное расслоение общества; увеличение удельной доли населения, живущего за чертой бедности, что является прямым следствием теневой экономической деятельности. Проанализированы различные научные подходы к термину «социально-демографическая безопасность». Представлена авторская трактовка понятия «социально-демографическая безопасность». В статье описывается двойственная природа теневой экономики: ее положительное и отрицательное влияние на социально-демографические процессы. В рамках положительного воздействия определено, что теневые экономические отношения помогают выживать в кризисных ситуациях, предоставляя населению возможность трудоустройства и получения дополнительного заработка; продукция, выпускаемая предприятиями, занятыми в теневом секторе, не облагается налогами и обходится дешевле для покупателей. Комплекс проведенных эмпирических исследований показал, что теневая экономика оказывает больше негативное влияние на социально-демографическую безопасность: остаточный принцип финансирования социальной сферы, образования и здравоохранения; высокий уровень коррупции в сфере образования и здравоохранения; постоянно повышающейся уровень безработицы; появление неблагополучных, малообеспеченных семей; трансформация и разрушение брачно-семейных отношений; социальное сиротство; миграционные процессы. Выявлены программно-целевые механизмы по нивелированию угрозы теневой экономической деятельности в целях обеспечения социально-демографической безопасности. Подчеркнута необходимость создания социально-ориентированной системы управления, что позволит переориентировать экономику на развитие человеческого капитала за счет реализации базовых и специфических направлений экономической политики.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Бистяйкина Д.А., Лизина О.М., Мотькин В.Н. Влияние теневой экономики на социально-демографическую безопасность России // Дискуссия. - 2020. - Вып. 103. - С. 59-65.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Теневая экономика, угроза, безопасность, социально-демографическая безопасность, депопуляция, качество жизни, уровень жизни, коррупция, человеческий капитал.
JEL: J11, О17
Введение. Рост теневой экономики в современной России достиг колоссальных масштабов. Так, за 2018 г. по оценкам Росфинмониторинга
объем теневой экономики составил порядка 20% ВВП, - примерно пятую часть всей экономики страны. Черты теневой экономики можно найти
DOI 10.24411/2077-7639-2019-10083
The impact of the shadow economy on Russia's socio-demographic security
Bistyaykina D.A., Lizina O.M., Mofkin V. N.
The article presents a general description of the shadow economy and analyzes its main consequences. The role of social and cultural development of the country in the emergence and functioning of the shadow economic activity is noted. A special emphasis is made on those factors of shadow economy that affect the socio-demographic security of the country: economic and social stratification of the society; increase of specific share of population living below the poverty line, which is a direct consequence of shadow economic activity. Various scientific approaches to the term "socio-demographic security" have been analyzed. The author's interpretation of the term "socio-demographic security" is presented. The article describes the dual nature of the shadow economy: its positive and negative impact on socio-demographic processes. In the framework of the positive impact it is determined that shadow economic relations help to survive in crisis situations by providing the population with the opportunity to find employment and earn extra income; products produced by enterprises engaged in the shadow sector are not subject to taxes and are cheaper for customers. A set of empirical studies has shown that the shadow economy has a greater negative impact on socio-demographic security: the residual principle of financing social, education and health care; high levels of corruption in education and health care; ever-increasing unemployment; the emergence of disadvantaged, low-income families; the transformation and destruction of marital and family relations; social orphanhood; and migration processes. Program-targeted mechanisms have been identified to level out the threat of shadow economic activity in order to ensure socio-demographic security. The necessity of creating a socially oriented system of management has been emphasized, which will make it possible to reorient the economy towards the development of human capital through the implementation of basic and specific directions of economic policy.
FOR CITATION APA KEYWORDS
Bistyaykina D.A., Lizina O.M., Mot'kin V. N. The impact of the shadow Shadow economy, threat, security, socio-demographic secur-
economy on Russia's socio-demographic security. Diskussiya ity, depopulation, quality of life, standard of living, corrup-
[Discussion], 103, 59-65. tion, human capital.
JEL: J11, О17
практически в любой деятельности, она оказывает влияние на все сферы современного российского общества, в том числе на качество и уровень жизни населения. Многочисленные исследования о факторах и последствиях теневой экономики свидетельствуют об угрозах экономической или национальной безопасности страны [1, 2, 3]. Вместе с тем можно говорить о теневой экономике как угрозе социальной и семейно-демографической безопасности [4, 5, 6].
Современные научные исследования рассматривают социально-демографическую безопасность с разных позиций: как часть национальной безопасности государства [7]; возрастно-половое и этническое развитие человеческого сообщества в соответствии с национальными интересами государства [8]; возможность социальной системы эффективно функционировать за счет непрерывного воспроизводства населения [9]; защищенность социокультурного развития обще-
ства от внутренних и внешних демографических угроз [10].
Мы понимаем под социально-демографической безопасностью создание таких условий, обеспечивающих населению достойный уровень и качество жизни, сохранение и поддержание его здоровья, функционирование социальной системы и социокультурного развития в целом, в совокупности необходимых для стабильности и устойчивости воспроизводства населения.
Одной из угроз экономической безопасности современного государства является теневая экономическая деятельность, которая представляет собой систему особых экономических отношений по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ и услуг, функционирование которой определяется общим развитием экономической системы страны, уровнем жизни населения, государственными ограничениями [11].
Цель исследования - определить влияние теневой экономики на социально-демографической безопасность страны.
Материалы и методы исследования. В рамках научного проекта РФФИ №19-010-00869_А «Теневая экономическая деятельность современной России:концептуализация, измерение, моделирование» проведен цикл эмпирических исследований:
1) Исследование «Социальные последствия теневой экономической деятельности» (январь-февраль 2019 год). Были опрошены эксперты - специалисты экономической, юридической, психологической и социальной отраслей, имеющие высшее образование, работающие в указанных сферах не менее 5 лет (п = 120 человек). Тип выборки - целевой.
2) Исследование «Коррупция как социальная проблема общества» (январь-март 2020 год). Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были проинтервьюированы эксперты и специалисты, занимающиеся изучением вопросов коррупции, а также непосредственно работающих в этой сфере (представители экономики, правоохранительных органов, социологии) (п = 30 человек). Тип выборки - целевой. На втором этапе было проведено анкетирование среди граждан города Саранска старше 18 лет с помощью случайной выборки (п = 200 человек). Тип выборки - случайный.
3) Исследование «Теневая экономическая деятельность как угроза социальной безопасности» (август-сентябрь 2020 год). Были опрошены эксперты, работающие в экономической, соци-
альной, юридической отраслях не менее 5 лет (п = 120 человек). Тип выборки - целевой.
Результаты и их обсуждение. Теневая экономика - сложное и противоречивое явление. Некоторые ученые утверждают, что теневая экономика в краткосрочном периоде положительно влияет на экономику страны: помогает выживать в кризисных ситуациях, предоставляя населению возможность трудоустройства и получения дополнительного заработка; продукция, выпускаемая предприятиями, занятыми в теневом секторе, не облагается налогами и обходится дешевле для покупателей. Неформальная занятость выступает как социальный стабилизатор, компенсируя недостаток рабочих мест в корпоративном секторе и сдерживая реальную безработицу, что часто необходимо государству для сглаживания отрицательных последствий экономического развития.
Распространение неформальной занятости связано как с объективным процессом цифровиза-ции социально-экономических отношений и развитием информационных технологий, так и со стремлением работодателей сокращать издержки на содержание персонала. «Неформальная компонента» выступает плацдармом для апробации новых форм занятости, которые с каждым годом все больше используются и развиваются за пределами нормативного регулирования Трудового кодекса РФ. Цифровая трансформация меняет стиль, образ жизни и систему ценностей как отдельных людей, так и коллективов, что приводит к росту числа свободных работников - фрилансеров. В условиях российской действительности фриланс удовлетворяет институциональные и экономические потребности малого и даже среднего. Наиболее часто он встречается в сфере журналистики, компьютерного программирования, копирайтинга, дизайна (вебдизайн, реклама, дизайн интерьера и т.д.), переводов, консалтинга (менеджмент, маркетинг, логистика и т.д.), частной фото- и видеосъемки.
Повышенный спрос со стороны бизнеса на дешевую рабочую силу, с одной стороны, и желание обычных пользователей заработать в интернете -с другой, привели к появлению интернет-платформ, которые служат посредниками между заказчиками и исполнителями, а сами существуют за счет комиссии со сделки.
Теневая занятость имеет важное значение для буферизации проблем на рынке труда. Статистика безработицы не дает полной картины российского рынка труда, поскольку не учитывает скрытую безработицу. Пандемия коронавируса вынудила весь мир уйти на карантин. Бизнес терпит ко-
лоссальные убытки, которые закономерно ведут к увольнениям. В таких условиях резко возросла официально не фиксируемая занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Работник, официально не трудоустроенный, в условиях самоизоляции оказался полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем.
Безработица, особенно длительная, влечет за собой такие тяжелые социальные последствия, как:
— снижение социального статуса индивида вследствие потери работы, отказа от посещения культурных мероприятий, туристических поездок, полноценного отдыха;
— обеднение социальных связей детей вследствие отказа от посещения платных кружков, секций, культурных мероприятий и т.п.;
— нарушение правил поведения в быту;
— гипертрофированность материальных потребностей и т.п.
Отсутствие экономических и социальных гарантий - это не единственный минус существования и развития теневой экономики. Среди негативных социальных последствий теневой экономики можно выделить: рост коррумпированности и преступности, кризис в сфере социально - экономического управления; взращивает
и поощряет нравственные человеческие пороки, что приводит к духовно-нравственной деградации общества; систематическое нарушение законодательных норм, за которым не следует наказание, усиливает правовой нигилизм и формирует психологию вседозволенности.
Обобщая ответы экспертов о влиянии теневой экономической деятельности на социально-демографическую сферу, выделим следующие: 1) падение уровня доходов населения (85,4%); 2) высокий уровень безработицы (88,2%); 3) финансирование социальной сферы по остаточному принципу (42,8%); 4) кризис сфер образования и здравоохранения (24,7%); 5) падение показателей рождаемости (24,4%); 6) увеличение количества разводов (23,1%). Важно отметить, что все отмеченные угрозы находятся в тесной взаимозависимости и взаимосвязи. При этом, как отмечают сами эксперты, в прямой зависимости находятся первые два и последние два блока.
Проследим взаимосвязь теневой экономики, выявленных нами в предыдущих исследованиях [11], с социально-демографической сферой. Так, неуплата налогов или их частичная выплата (с меньшей части доходов или с половины доходов) является одной из причин остаточного принципа финансирования социальной сферы, образования и здравоохранения. В результате даже
обязательные выплаты социальной сфере (детские пособия, пособия на оплату жилищно-коммунальных услуг и пр.) происходят с большим опозданием.
Социальная нестабильность российского населения, как детерминанта теневой экономики, сопровождается резкой социальной дифференциацией и ростом уровня бедности. Социальные и психологические настроения в обществе оказывают сильное воздействие на хозяйствующие субъекты, которые все больше вовлекаются в теневую деятельность и стремятся ее легализировать. Уровень налогообложения уже не является определяющим для субъекта при выборе легальной или нелегальной формы деятельности.
Исследователи отмечают формирование специфических психологических качеств представителей теневого сектора:
— невысокий уровень социальной смелости;
— уступчивость;
— пессимизм;
— недоверчивость и скептицизм.
Образ жизни родителей, вовлеченных в теневую экономику, негативно сказывается на социализации детей (деформации черт характера ребенка, формирование неадекватной самооценки, низкая культура общения, нарушения здоровья, освоение негативной ценностной ориентации, неадекватность восприятия окружающей социальной среды и др.) [12].
Кризисные явления, характерные для сфер образования и здравоохранения, также имеют дуальные истоки. С одной стороны - это недостаточность финансирования, модернизация. С другой - наличие в самих этих системах признаков теневой экономики. Так, по оценке 86% экспертов, система здравоохранения является наиболее коррумпированной сферой жизнедеятельности современного российского общества. В своих предыдущих исследованиях мы, ссылаясь на работы И. Клямкина и Л. Тимофеева, подчеркивали, что более 8% опрошенных каждый раз, посещая медицинское учреждение, оставляют благодарность в качестве подарка или денежного поощрения медперсоналу и врачам [11]. Сфера образования также является максимально коррумпированными. Оценивая уровень коррупции, мнения россиян и экспертов практически идентично. 49,5% из числа опрошенных граждан и 47,5% экспертов считают уровень коррупции в современном российском обществе высоким; 44,8% и 44,5%, соответственно оценивают уровень коррупции как средний; 5,7% и 8% - низким.
Еще одним фактором теневой экономики, напрямую влияющим на социально-демографическую безопасность, являются миграционные процессы. Отметим, что между теневой экономикой и миграционными процессами существует двустороннее противоречие. С одной стороны, теневая экономика стимулирует рынок нелегальной миграции из-за дешевизны труда мигрантов; с другой - именно наличие нелегальных мигрантов способствует развитию теневой экономики. Кроме того, миграционные процессы оказывают влияние не только на территории, куда прибывают мигранты, но и на территории-доноры, существенным образом меняя облик половозрастной структуры населения.
Выводы. Одним из ключевых факторов, влияющих на масштабное развитие теневой экономики, является социально-экономический, включающий ухудшение материального положения, условий жизнедеятельности и качества жизни большинства населения, что в конечном итоге создает угрозу социально-демографической безопасности страны, выражающейся в ухудшении репродуктивного здоровья мужчин и женщин, снижении доли трудоспособного населения, ухудшении качества человеческих ресурсов за счет роста заболеваемости, алкоголизма, наркомании, трансформации брачно-семейных отношений, что в конечном итоге приводит к депопуляции населения.
Проведенный комплекс эмпирических исследований показал существенное влияние теневой экономики на социально-демографическую безопасность. Причем процессы, происходящие в социально-демографической сфере, являются не только следствием теневой экономической деятельности, но иногда и ее причиной (например, миграционные процессы). Для нивелирования угрозы социально-демографической безопасности важным является разработка программно-целевых механизмов и плана их реализации. Помимо общеизвестных механизмов государственного контроля, совершенствование законодательства в сфере регулирования теневой экономической деятельности [13], актуальными являются создание социально-ориентированной системы управления, что позволит переориентировать экономику на развитие человеческого капитала за счет реализации базовых и специфических направлений экономической политики [14]. Кроме того, важен постоянный региональный мониторинг показателей экономического и социального блока: прожиточный минимум; средний уровень
заработной платы; отношение среднего уровня заработной платы с включением социальных выплат к прожиточному минимуму трудоспособного населения; численность зарегистрированной и незарегистрированной безработицы; кредиторская и дебиторская задолженность предприятий и организаций; уровень легальной и нелегаль-
Список литературы
1. Латов Ю.В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 1. С. 16-27.
2. ТадтаевД.М. Теневая экономика как системная угроза экономической безопасности региона // Российское предпринимательство. 2013. № 37. С. 138-142.
3. Ишко Ю.В, Ильясова Р.З., Тулеченова А.Р. Теневая экономика и ее негативное влияние на экономическую безопасность Российской Федерации // Вестник АГТУ. 2018. № 1. С. 121-129.
4. Becker G.S. An Economic Analysis of Fertility // Demographic and Economic Change in Developed Countries.1960. No. 3. Pp. 209-240.
5. Bongaarts J. Slow down population growth // Nature. 2016. No. 530. Pp. 409-412.
6. Easterlin R.A. On the Relation of Economic Factors to Recent and Projected Fertility Changes // Demography. 1966. Vol. 3. No. 1. Pp. 131-151.
7. Завьялова О.Г. Демографическая безопасность региона: оценка и типология // Вестник МАНЭБ. 2009. № 2. С. 169-171.
8. Иванюк И. Управление международной трудовой миграцией: мировой опыт и российские практики // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 10. С. 36-44.
References
1. Latov YU.V. Rossijskaya tenevaya ekonomika v kontekste nacion-al'noj ekonomicheskoj bezopasnosti [Russian shadow economy in the context of national economic security]. Economic Bulletin of the Rostov state University. 2007. Vol. 5. No. 1. Pp. 16-27.
2. Tadtaev D.M. Tenevaya ekonomika kak sistemnaya ugroza ekonomicheskoj bezopasnosti regiona [The shadow economy as a system threat to the economic security of the region]. Journal of Russian entrepreneurship. 2013. No. 37. Pp. 138-142.
3. Ishkov Yu.V., Ilyasova R.Z., Tulegenova A.R. Tenevaya ekonomika
i ee negativnoe vliyanie na ekonomicheskuyu bezopasnost' Rossijskoj Federacii [The Shadow economy and its negative impact on the economic security of the Russian Federation]. Vestnik AGTU. 2018. No. 1. Pp. 121-129.
4. Becker G.S. An Economic Analysis of Fertility. Demographic and Economic Change in Developed Countries.1960. No. 3. Pp. 209-240.
5. Bongaarts J. Slow down population growth. Nature. 2016. No. 530. Pp. 409-412.
6. Easterlin R.A. On the Relation of Economic Factors to Recent and Projected Fertility Changes. Demography. 1966. Vol. 3. No. 1. Pp. 131-151.
7. Zavyalova O.G. Demograficheskaya bezopasnost' regiona: ocenka i tipologiya [Demographic security of the region: assessment and typology]. Bulletin of MANEB. 2009. No. 2. Pp. 169-171.
ной миграции; число выявленных преступлений в экономической сфере; уровень социального обслуживания. Значение указанных показателей к предельно допустимой величине позволяет спрогнозировать наличие угрозы социально-демографической безопасности и предпринять ряд необходимых действий для ее нивелирования.
9. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2.С. 39.
10. Карманов М.В., Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Демографическая безопасность: теория, методология, оценка // Экономика, статистика и информатика. 2015. № 4. С. 123-128.
11. Бистяйкина Д. А, Лизина О. М. Появление социально-уязвимых семей как следствие теневой экономики // Дискуссия. 2019. № 2. С. 64-72.
12. Соловьева Т.В. Основные приоритеты государственной социальной политики в отношении семей и детей в Российской Федерации и Республике Мордовия по профилактике социального сиротства // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 184-198.
13. Татаркин А.И., Куклин А.А., Черепанова А.В. Социально-демографическая безопасность регионов России: текущее состояние и проблемы диагностики // Экономика региона. 2008. № 3 (15). С. 154-162.
14. Петрыкина И.Н, Рисин И.Е. Стратегическое управление развитием человеческого капитала субъектов РФ. М: Русайнс, 2016. 122 с.
8. Ivanyuk I. Upravlenie mezhdunarodnoj trudovoj migraciej: mirovoj opyt i rossijskie praktiki [Management of international labor migration: world experience and Russian practices]. Problems of theory and practice of management. 2015. No. 10. Pp. 36-44.
9. Vereshchagina A.V., Samygin S.I. Demograficheskaya bezopasnost' rossijskogo obshchestva: kriterii i ocenka [Demographic security of the Russian society: criteria and evaluation]. Humanities, socio-economic and social Sciences. 2013. No. 2. P. 39.
10. Karmanov M.V., Kuchmaeva O.V., Petryakova O.L. Demograficheskaya bezopasnost': teoriya, metodologiya, ocenka [Demographic security: theory, methodology, assessment]. Economics, statistics, and computer science. 2015. No. 4. Pp. 123-128.
11. Bistyaykina D.A., Lizina O.M. Poyavlenie social'no-uyazvimyh semej kak sledstvie tenevoj ekonomiki [The Emergence of socially vulnerable families as a consequence of the shadow economy]. Discussion. 2019. No. 2. Pp. 64-72.
12. Solovyova T.V. Osnovnye prioritety gosudarstvennoj social'noj politiki v otnoshenii semej i detej v Rossijskoj Federacii i Respublike Mordoviya po profilaktike social'nogo sirotstva [Main priorities of the state social policy in relation to families and children in the Russian Federation and the Republic of Mordovia on prevention of social orphanhood]. Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogy. Ufa: Aeterna, 2017. Pp. 184-198.
13. Tatarkin A.I., Kuklin A.A., Cherepanova A.V. Social'no-demograficheskaya bezopasnost' regionov Rossii: tekushchee sostoyanie i problemy diagnostiki [Socio-demographic security of Russian regions: current status and diagnostic issues]. Regional economy. 2008. No. 3 (15). Pp. 154-162.
14. Petrykina I.N., Risin I.E. Strategicheskoe upravlenie razvitiem chelovecheskogo kapitala sub"ektov RF [Strategic management of human capital development in the Russian Federation]. M: Rosains. 2016. 122 p.
Информация об авторе
Бистяйкина Д.А., кандидат социол. наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Саранск, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Лизина О.М., кандидат эконом. наук, доцент, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Саранск, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Мотькин В.Н., кандидат социол. наук, ведущий научный сотрудник отдела социопарк регионология ГКУ РМ «НЦСЭМ», доцент, доцент кафедры социологии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Саранск, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Author Info
Bistyaykina D.A., PhD of Sociological Sciences, Associated Professor, Associated Professor of the Department of social work, National research Ogarev Mordovia state University (Saransk, Russia). Corresponding author: [email protected]
Lizina O.M., PhD in economics, Associated Professor, Associated Professor of the Department of Economics and Economic Security, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Mot'kin V. N., PhD of Sociological Sciences, leading researcher of the sociopark regionalology Department, State institution of the Republic of Mordovia «Scientific center for socio-economic monitoring», associate Professor, Department of sociology, national research Mordovian state University. N. P. Ogaryov (Saransk, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Информация о статье
Дата получения статьи: 03.11.2020
Дата принятия к публикации: 04.12.2020
© Бистяйкина Д.А., Лизина О.М., Мотькин В.Н., 2020.
Article Info
Received for publication: 03.11.2020 Accepted for publication: 04.12.2020
© Bistyaykina D.A., Lizina O.M., Mot'kin V. N., 2020.