Б01 10.24411/2077-7639-2019-10082
Теневая экономика и нелегальная миграция: проблемы и перспективы регулирования
Акьюлов Р.И.
В статье исследуется феномен теневой экономики, имеющий системный характер, который проявляется во всех аспектах жизни государства и общества. От нелегальных социально-экономических отношений между криминальными структурами, занимающимися противозаконной деятельностью, представителями государственной власти, извлекающими доходы от использования должностных полномочий, до юридических лиц - субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц, формирующих теневую часть экономики и уклоняющихся тем самым от налогообложения. Проводится классификация видов теневой экономической деятельности, с определением отрицательных аспектов их влияния на социально-экономическое развитие и национальную безопасность страны. Рассматриваются предпосылки развития неформального сектора экономики и связанных с ним теневых доходов субъектов рынка, характерные черты и тенденции развития теневого рынка в российской экономике в настоящее время. Уточнены понятия «теневая экономика», «нелегальная трудовая миграция» и раскрыты причины данных явлений в российском государстве. В исследовании проведена оценка ситуации в социально-трудовой сфере, предложен комплекс мер по минимизации размеров теневой экономики, теневого рынка труда, нелегальной миграции и повышения уровня национальной безопасности страны, включая структурные реформы в системе государственного управления и в экономике в целом.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Акьюлов Р.И. Теневая экономика и нелегальная миграция: проблемы и перспективы регулирования // Дискуссия. -2020. - Вып. 102. - С. 50-58.
¡Е1_: Р22, ¡23
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Теневая экономика, нелегальная миграция, нелегальные социально-трудовые отношения, дезинтеграция рынка труда, экономическая безопасность страны, национальная безопасность.
Введение. В настоящее время глобализация мировой экономики сопровождается такими процессами, как крупномасштабная международная миграция, свободное перемещение капиталов, что отчасти способствует развитию теневой экономики, росту незаконных международных финансовых трансакций, участившимся случаям торговли людьми. Все это приводит к высокой степени капитализации криминальной сферы, что является одной из ключевых проблем и требует
серьезных мер по совершенствованию деятельности государств по обеспечению собственной национальной безопасности. Острейшим образом данные явления наблюдаются в странах с переходным типом экономики, к которым относится и Россия. Доля, приходящаяся на «теневую экономику» в Российской Федерации существенно превышает соответствующий показатель в большинстве развитых стран. В 2018 году в докладе Международного валютного фонда
DOI 10.24411/2077-7639-2019-10082
Shadow economy and illegal migration: problems and prospects of regulation
akyulov R.I.
The article examines the phenomenon of the shadow economy, which has a systemic nature, which is manifested in all aspects of the life of the state and society. From illegal socio-economic relations between criminal structures engaged in illegal activities, representatives of state authorities who derive income from the use of official powers, to legal entities - economic entities and individuals who form the shadow part of the economy and thereby evade taxation. The classification of types of shadow economic activity is carried out, with the definition of negative aspects of their impact on the socio-economic development and national security of the country. The article considers the prerequisites for the development of the informal sector of the economy and related shadow incomes of market participants, as well as the characteristics and trends of the shadow market development in the Russian economy at the present time. The concepts of "shadow economy" and "illegal labor migration" are clarified and the causes of these phenomena in the Russian state are revealed. The study assesses the situation in the social and labor sphere, suggests a set of measures to minimize the size of the shadow economy, the shadow labor market, illegal migration and increase the level of national security of the country, including structural reforms in the public administration system and the economy as a whole.
KEYWORDS
Shadow economy, illegal migration, illegal social and labor relations, labor market disintegration, economic security of the country, national security.
JEL: F22, J23
опубликованы результаты исследования теневого сектора экономической деятельности в более чем 150 странах. «При этом в общем рейтинге Россия занимает 49 место, с долей теневой экономики равной 38,4% ВВП» [1, c.163].
Материал и методы исследования. Для определения влияния теневой экономики на экономическую безопасность страны следует уточнить сущность и характер взаимосвязи данных категорий. В научной литературе существует немало определений понятия «теневая экономика». В частности, по мнению некоторых исследователей, теневая экономика предполагает хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике. Ряд
специалистов предлагают трактовать теневую экономику как феномен возникающих социально-экономических отношений по поводу производства, распределения и использования материальных благ независимо от государства.
В работах иностранных специалистов «теневая или неформальная экономика определяется как вся экономическая деятельность, которая скрыта от официальных властей по денежно-кредитным, регулятивным и институциональным причинам. Денежные причины, в том числе уклонение от уплаты налогов и всех взносов на социальное обеспечение, регулятивные причины включают в себя избегание правительственной бюрократии или бремени нормативной базы, в то время как институциональные причины включают
антикоррупционное законодательство, качество политических институтов и слабое верховенство закона» [2].
В научной литературе существует ряд понятий, связанных с понятием «теневая экономика». К ним относятся такие понятия, как «теневой рынок труда», «нелегальные доходы», «нелегальная миграция». Рассмотрим некоторые из них. В частности, под теневым рынком труда, по мнению некоторых специалистов, следует понимать «неформальный вид занятости, демонстрирующий сокрытие реально существующих отношений найма в целях роста доходности трудовой сделки» [ з ]. Неформальный рынок труда достаточно разнообразен по используемым формам взаимодействия работодателей и работников, одной из которых является отличие между реальными и прописанными в договоре условиями найма, а также - наем без оформления контракта. Эти формы и формируют теневой рынок труда, а также - существенную часть теневой экономики в целом.
Если рассматривать данные категории более детально, и во взаимосвязи между собой, то основой этих явлений является неэффективный государственный механизм регулирования рыночной экономики в целом и отдельных ее составляющих частей. Государство должно брать на себя роль арбитра, регулирующего отношения субъектов рынка и обеспечивающего равные условия доступа к ресурсам и равенство всех перед законом, а также важна роль гаранта прав собственников, как капитала, средств производства, так и рабочей силы. В России в настоящее время сложилась такая ситуация, при которой относительно узкая группа собственников тем или иным образом связанная с группой высших государственных чиновников на федеральном и региональном уровне получило де-факто преимущественное право доступа к ресурсам, государственным проектам, предполагающим огромные бюджетные расходы, которые преобразуются в доходы данных бизнесменов. Отсюда желание большинства малых и средних предпринимательских структур, не имеющих возможности эффективно конкурировать с аффилированными с властью бизнес-структурами, повышать рентабельность своего бизнеса, хотя бы за счет минимизации издержек, связанных с выплатой налогов и социальных взносов в государственную казну [4]. Не доверяя государству, интересы которого, по сути, превратились в частные интересы государственных чиновников и связанных с ними корпорациями малый и средний
бизнес заинтересован в использовании рабочей силы, имеющей нелегальный статус. Ее могут составлять как наемные работники, проживающие на данной территории, так и нелегальные внутренние трудовые мигранты из других регионов и иностранные мигранты. При этом трудовая миграция все больше оказывает «влияние на воспроизводство, структуру, расселение населения и его демографическое поведение» [5, с.81].
Обсуждение. Для рассмотрения нелегальной миграции, которая наряду с теневым рынком труда является важнейшей составляющей теневой экономики, следует изучить подробнее данную категорию. Международная организация по миграции (МОМ) определяет нелегальную миграцию как «перемещение, которое происходит с нарушением законодательства стран отправления, транзита и приема мигрантов. Мигранты с неурегулированным статусом может подпадать под одно или несколько из следующих обстоятельств: они могут въезжать в страну нерегулярно, например, с поддельными документами или без пересечения границы на официальном пункте пересечения границы; могут проживать в стране нерегулярно, например, в нарушение условий въездной визы/вида на жительство; или работать в стране нерегулярно, например, могут иметь право проживать, но не иметь оплачиваемую работу в стране» [6].
Ключевыми факторами, влияющими на развитие нелегального рынка труда и нелегальной миграции в российской экономике, являются:
— низкая эффективность системы государственного управления, бюрократия, коррупция;
— структурная безработица, предполагающая добровольный отказ российского населения от работы из-за низкой оплаты труда;
— предпочтение работодателей при наборе рабочей силы в пользу иностранных трудовых мигрантов и их неофициального трудоустройства;
— растущий дефицит рабочей силы из-за многолетней низкой рождаемости, высокого уровня смертности среди мужчин трудоспособного возраста.
Ряд авторов детализируют понятие «нелегальной миграции», делая акцент на трехкомпо-нентности данного явления, выделяя незаконный характер въезда, пребывания и занятости иностранцев. «В структуре нелегальной миграции выделяют следующие компоненты: 1. Нелегальный въезд - это незаконное проникновение иностранных граждан или лиц без гражданства на территорию принимающей страны, осуществленное
с нарушением порядка пересечения границы либо с поддельными или недействительными документами... 2. Нелегальное пребывание - это отсутствие у иностранных граждан или лиц без гражданства необходимых регистрационных документов. Зачастую такие мигранты приезжают в принимающую страну на законных основаниях, но просрочивают визу, не получают необходимых документов и не проходят установленных законом процедур регистрации. 3. Нелегальная занятость - это трудовая деятельность иностранных граждан или лиц без гражданства, юридически не оформленная в соответствии с действующим законодательством.» [3].
Нелегальная миграция является сопутствующим элементом развития массовых миграционных процессов, возрастающих в результате глобализации мировой экономики, сопровождающейся увеличением международных потоков капитала, товаров и рабочей силы, влияющей на экономику различных регионов. «Миграционные процессы -это миграционный драйвер экономического роста принимающей территории, предполагающий мультипликативный эффект стимулирования множества сфер экономики, за счет приумножения производства товаров и услуг мигрантами и благодаря росту потребительского спроса, а также - рынка территории-экспортера рабочей силы за счет снижения безработицы, импорта передовых технологий и потока инвестиций для создания сборочных производств транснациональных корпораций» [ 7 ].
Не смотря на важнейшее позитивное значение миграции для экономического развития, нелегальная ее часть существенно нивелирует это, ухудшая экономическую безопасность региона, усиливая нелегальный оборот капитала и увеличивая тем самым обеспеченность ресурсами нелегальных экономических субъектов и обедняя бюджет региона или страны в целом.
Социально незащищенные, малоимущие слои населения, не знающие законов страны пребывания иностранные мигранты более сговорчивы с работодателями, предлагающими декларировать государству только часть заработной платы, либо вообще осуществлять работу нелегально, поскольку это может быть единственным доступным рабочим местом при высоком уровне безработицы в данное время на данной территории. Так интересы предпринимателей и наемных работников совпадают в получении теневых доходов, что создает теневой рынок труда и подпитывает теневую экономику.
Основные причины нелегальной миграции -коррупция в органах государственного управления, относительная дороговизна оформления документов для осуществления иностранцами законной трудовой деятельности на территории России. Усугубляет ситуацию наличие многочисленных недобросовестных посредников и просто мошенников, предлагающих свои услуги по оформлению вида на жительство, патент или право на работу, делающих фальшивые документы, незнание русского языка, российских законов, отсутствие межгосударственных программ в области трудовой миграции. Разрабатываемые квоты региональных правительств на привлечение иностранной рабочей силы не удовлетворяет полностью растущий на нее спрос предпринимателей. Сказывается также менталитет мигрантов из стран Средней Азии, когда один паспорт с оформленным видом на жительство и разрешением на работу может использоваться сразу на несколько человек. Проживание мигрантов в малоприспособленных для этого помещениях, заинтересованность международных криминальных структур в использовании мигрантов в качестве контейнеров для перевозки наркотических средств и последующего сбыта в принимающей стране. Весь этот комплекс факторов достаточно сложно устраним особенно в условиях пораженных коррупцией государственных структур. По мнению ряда исследователей «незаконная миграция является понятием условным, так как на сегодняшний день закон, который определяет уголовную ответственность за миграцию и за ее организацию, отсутствует» [8, с.628].
Таким образом, автор предлагает трактовать нелегальную трудовую миграцию, как процесс перемещения людей с одной территории на другую с пересечением государственных границ с предумышленным нарушением законодательства принимающей страны.
Очевидна прямая взаимосвязь нелегальной миграции, теневого рынка труда и в целом теневой экономики. Налицо действие рыночных принципов экономики - спрос собственников, владельцев бизнеса на рабочую силу, действующую в «тени» сталкивается с готовностью потенциальных работников предложить ее по предлагаемым правилам неформальных социально-трудовых отношений. Поэтому для сокращения объема теневого рынка труда необходимо, прежде всего, создать условия, при которых у представителей бизнеса существенно упадет спрос на рабочую силу по бесконтрактному найму.
Такая форма теневого рынка труда, как бесконтрактный найм, очень широко представлен в большинстве секторов экономики, формируя ее теневую часть, и проявляется в получении дополнительного дохода на легальном рабочем месте, не зафиксированного в бухгалтерской отчетности, а также - в теневой занятости.
Определяя категории «теневая экономика», «нелегальная миграция», «теневой рынок труда» можно выделить такую общую для данных понятий характеристику, как отсутствие возможности или что еще точнее - явной потребности со стороны представителей государственных институтов их четкого выявления, устранения и искоренения порождающих их факторов. Нелегальная миграция, потребность в теневых доходах способствуют развитию не только криминальной сферы, но и теневого рынка труда, функционирующего по неформальным нормам. При этом занятость в криминальной деятельности, также как получение нелегальных доходов, нелегальная трудовая миграция формируют и развивают теневой сектор экономики, снижая тем самым уровень экономической безопасности страны и ее регионов.
Существенной составной частью теневой экономики выступает криминальная деятельность, включающая незаконный оборот наркотических средств, оружия, контрабанду, кор-
рупцию, присвоение бюджетных финансовых средств с использованием служебного положения, торговлю людьми, «отмывание» доходов, полученных незаконным путем. Вместе с тем обратим внимание в большей мере на теневой рынок труда, нелегальную миграцию и теневую занятость. Эти явления тесно взаимосвязаны между собой и являются базовыми условиями получения нелегальных доходов, что недопустимо в рамках действующего законодательства, поскольку приводит к экономическим потерям для государства и снижает его социальную и правовую устойчивость. Теневая занятость, нелегальная миграция, теневой рынок труда формируют устойчивые неформальные институты, которые функционируют в существенной независимости от государства, тем самым создавая оборот капитала, товаров, рабочей силы параллельно официальной экономике. Это наносит вред не только государственной казне, но и формирует навыки и потребность у части трудоспособного населения обеспечивать себя доходами без помощи и участия государства, что способствует развитию антагонистических отношений, что очень опасно для социальной стабильности в среднесрочной перспективе.
Результаты исследования Результаты статистических исследований показали, что доля
занятых в теневой экономике в России «выросла в 2018 году и составила 20,1% от общей численности занятых в возрасте 15 лет и старше (14,6 млн. человек), свидетельствуют данные Росстата, опубликованные на этой неделе. В 2017 году доля неформальной занятости была меньше и составляла 19,8% (или 14,3 млн. человек) [9]. Федеральная служба государственной статистики в 2019 году представила официальные данные, что «так называемый скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах в официальном секторе и зарплаты в неофициальном секторе) составил в 2018 году 12,6% ВВП (свыше 13 трлн. руб.) [10].
Растущая занятость в теневой экономике обусловлена рядом причин, способствующих в том числе и формированию теневой экономики в целом:
— существенное социально-экономическое неравенство в обществе;
— низкий уровень средней заработной платы в официальной экономике;
— потребность экономически активного населения в более высоких доходах;
— высокий уровень налоговой нагрузки и постоянные зачастую необоснованные изменения в системе налогообложения;
— высокий уровень коррупции в государственной службе, курирующей социально-трудовую сферу, в министерстве внутренних дел;
— неэффективная занятость среди социально незащищенных слоев населения;
— недоверие населения к государственному перераспределению собираемых налогов в социальные трансферты.
Теневая экономика, теневой рынок труда и нелегальная миграция снижают уровень национальной безопасности и препятствуют эффективному экономическому развитию страны. Но в условиях сложившейся в России квазирыночной экономики теневая ее часть придает некую устойчивость в периоды спада, обеспечивая нелегальными рабочими местами часть населения, что дает им определенный доход для существования и минимизирует вероятность массовых банкротств компаний. Вместе с тем исследования показывают, что «во время экономического подъема или в периоды преодоления кризисных явлений существенно увеличивается роль деструктивной функции теневого сектора, а компенсационное влияние становится незаметным» [11, с. 254].
В Указе Президента РФ «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации
на период до 2030 года» к основным вызовам и угрозам отнесены такие явления, как недостаточно эффективное государственное управление, высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, значительная доля теневой экономики, усиление дифференциации населения по уровню доходов, недостаточность трудовых ресурсов [12]. При этом, среди сорока показателей экономической безопасности, кроме показателя уровня преступности в экономической сфере, нет ни уровня теневой экономики, ни индекса трудоспособности населения, ни доли нелегальной миграции. А для представленных показателей не указаны пороговые значения и шкала измерения, по которой можно было отслеживать показатели с наиболее критическими значениями.
Теневая экономика препятствует развитию страны, общества, создает благоприятные условия для увеличения объема нелегальной сферы и не способствует увеличению доходов сборов в государственный бюджет, что ведет к финансированию социальной сферы по остаточному принципу. В результате уровень и качество жизни населения существенно снижается из-за невозможности повышения качества услуг здравоохранения, образования. Важную роль нелегальной миграции в развитии теневого сектора экономики подтверждают результаты исследований специалистов. В частности, на это косвенно указывает то, что «среди причин, нелегальной миграции стоит отметить: въезд на территорию иностранного государства, на незаконных условиях; нарушение сроков пребывания в стране (просроченная виза рабочая или туристическая); «транзитные мигранты», целью которых является пересечение границ одного иностранного государства с целью попадания в другое и др.» [13].Таким образом, нарушения регистрационных правил выводит мигрантов в теневой сектор по определению, подпитывая ресурсы теневой экономики. Также нельзя не согласиться с мнением специалистов относительно того, что «незаконная миграция как явление затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному имиджу; в экономической -способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства» [14, с.93]. Следовательно, нелегальная миграция негативно влияет на национальную безопасность страны,
воздействуя на политические аспекты ее международного положения.
Объективный подход к рассмотрению данного явления предполагает определение как негативных, так и позитивных его аспектов. Так, среди зарубежных исследователей есть устоявшееся мнение относительно важной роли теневого сектора в развитии экономики, считающих, что «с одной стороны, такая нерегулируемая экономическая деятельность может привести к сокращению налоговых поступлений и общественных благ и услуг, снижению налогового духа и меньшему соблюдению налоговых требований, более высоким издержкам контроля и снижению темпов экономического роста. Но с другой стороны, теневая экономика может быть мощной силой для продвижения институциональных изменений и может стимулировать общее производство товаров и услуг в экономике» [15].
Национальная безопасность страны в настоящее время испытывает ряд масштабных угроз в связи с наличием существенного размера теневой экономики, постоянным пополнением теневого рынка труда, в том числе за счет нелегальной миграции, оттока капиталов из страны, приводящих к аномии, представляющей дезорганизацию социальных норм и институтов. Это, с одной стороны, обусловлено усугублением кризисных явлений в системе государственного управления, низкой эффективностью государственного аппарата, коррупцией, охватившей многие государственные ведомства. С другой стороны - контрпродуктивная деятельность государства ведет к обострению противоречий между ним и экономическими субъектами, предпринимателями, занятым населением, и - к усилению антагонистических отношений, подталкивающих вторых к участию в теневой экономике.
Выводы. Отсутствие действенной стратегии по структурной перестройке системы государственного управления, экономики, включая сокращение ее теневой части, не позволит при существующем положении дел создать предпосылки для необходимого стране экономического роста. Недостаточно просто провозгласить борьбу с теневой экономикой, нелегальной миграцией, нелегальным оборотом капитала, прописать программу действий, представлять на высоком государственном уровне периодические отчеты о достигнутых результатах, что показал опыт последних лет, когда осуществлялась борьба с коррупцией, теневой экономикой, легализа-
цией криминальных доходов, нелегальной миграцией, но значительных успехов при этом так и не достигнуто.
Требуется структурная реформа всех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной и связанной с ней правоохранительной системы, без которой никакие усилия не приведут к искоренению теневой экономики. Только при условии, что население, предприниматели поверят в преобразование государства, увидев на деле приобретение им характера социальной ориентированности, участники рынка и экономически активное население, занятые в теневой экономике перестанут пополнять собой теневой сектор, и сами будут помогать его выявлять и устранять.
Таким образом, на основе реформирования системы государственного управления, при успешном осуществлении которого, даже не дожидаясь его завершения, возможно разработать стратегию преобразования экономики с минимизацией ее теневой части. При этом в рамках данной стратегии целесообразно определить ряд основных направлений.
Первое направление должно предполагать собственно структурную реформу, прежде всего, самой системы государственного управления, с внедрением принципов эффективности деятельности, общественного контроля и персональной ответственности государственных служащих на руководящих должностях всех уровней при выполнении заданий и поручений вверенными им подразделениями.
Второе - повышение эффективности социально-экономической политики по воспроизводству населения, трудовых ресурсов и обеспечению эффективной занятости, которая должна давать «социальный эффект, измеряемый не столько в стоимостном выражении, сколько в показателях качества жизни, социальной стабильности»
[16, С.102 ].
Третье направление - создание принципиально новой не существовавшей ранее системы стимулирования экономической и предпринимательской активности населения, включая совершенствование системы налогообложения, внедрение в практику современных гибких форм с дифференцированным подходом к формированию фискальной нагрузки для экономических субъектов в зависимости от социальной значимости, уникальности и ценности их деятельности для экономики, общества и цивилизационного развития в целом.
Список литературы
1. Левшукова О.А., Петров Н.Р., Копнина А.И. Анализ масштабов развития теневой экономики в России // Вестник Академии знаний. 2019. № 32 (3). С. 162-167.
2. Medina, Leandro and Schneider, Friedrich G., Shedding Light on the Shadow Economy: A Global Database and the Interaction with the Official One. CESifo Working Paper No. 7981. 2019. Available at SSRN [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ssrn. com/abstract=3502028 (дата обращения: 21.10.2020).
3. Широкова О.В., Королькова А.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности России [Электронный ресурс] // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. № 12-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ nelegalnaya-migratsiya-kak-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 22.10.2020).
4. Сухова О.В. Симулякры в экономике России // Дискуссия. 2018. № 5 (90). С. 6-14.
5. Козаков Е.М., Акьюлов Р.И, Бердникова А.Ю. Применение эко-нометрических методов при исследовании экономико-демографического развития территории // Известия УрГЭУ. 2009. № 1 (23). С. 81-85.
6. Michele Vespe, Fabrizio Natale and Luca Pappalardol. Data sets on irregular migration and irregular migrants in the European Union [Электронный ресурс] // Migration policy practice. 2017. Vol. VII. No. 2. Pp. 26-33. Режим доступа: http://www. eurasylum.org/wp-content/uploads/2017/08/MPP-30.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
7. Акьюлов Р.И. Миграционный драйвер экономического роста в управлении развитием региона// Вопросы управления. 2020. № 4 (59). С. 89-97.
8. Дубонос С.М., Ковалёв А.А. Сороколет Д.А., Алпатиков В.В. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ и странам СНГ // Молодой ученый. 2016. № 13 (117). С. 628-630.
9. Фейнберг А.В. России выросла неформальная занятость [Электронный ресурс] // Росбизнесконсалтинг. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/ 27/03/2019/5c9a3ea19a7947d947c377c5 (дата обращения: 08.10.2020).
10. Старостина Ю. Росстат измерил невидимую экономику России [Электронный ресурс] // РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/29/08/2019/5d651ed89a794 74a0d725030 (дата обращения: 03.10.2020).
11. Перевезенцева Е.В. Теневой рынок труда России: оценка масштаба и сфера распространения // Вестник московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 253-256.
12. Показатели для оценки состояния экономической безопасности России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// rosstat.gov.ru/econSafety (дата обращения: 22.10.2020).
13. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Миграция как угроза национальной безопасности страны: международные и национальные аспекты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8. № 6. С. 1-8. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/82EVN616.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
14. Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 4. С. 92-98.
15. Enste D. The shadow economy in industrial countries. IZA World of Labor 2018: 127 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wol.iza.org/articles/shadow-economy-in-industrial-countries/long (дата обращения: 20.10.2020).
16. Акьюлов Р.И. Социально-экономические критерии и показатели воспроизводства человеческих ресурсов региона // Вопросы управления. 2012. № 4 (21). С. 102-105.).
References
1. Levshukova O.A., Petrov N.R., Kopnina A.I. Analiz masshtabov razvitiya tenevoj ekonomiki v Rossii [Analysis of the scale of development of the shadow economy in Russia]. Bulletin of The Academy of knowledge. 2019. No. 32 (3). Pp. 162-167.
2. Medina, Leandro and Schneider, Friedrich G., Shedding Light on the Shadow Economy: A Global Database and the Interaction with the Official One. CESifo Working Paper No. 7981. 2019. Available at SSRN [Electronic resource]. Access mode: https:// ssrn.com/abstract=3502028 (accessed date: 21.10.2020).
3. Shirokova O. V., Korolkova A. A. Nelegal'naya migraciya kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii [Illegal migration as a threat to the national security of Russia] [Electronic resource]. Russia: trends and prospects of development. 2017. № 12-2. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/nAieleg-alnaya-migratsiya-kak-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii (accessed date: 22.10.2020).
4. Suhova O.V. Simulyakry v ekonomike Rossii [Simulacra in the Russian economy]. Diskussiya. 2018. No. 5 (90). Pp. 6-14.
5. Kozakov E.M., Akyulov R.I., Berdnikova A.Yu. Primenenie ekono-metricheskih metodov pri issledovanii ekonomiko-demo-graficheskogo razvitiya territorii [Application of econometric methods in the study of economic and demographic development of the territory]. Izvestiya USUE. 2009. No. 1 (23). Pp. 81-85.
6. Michele Vespe, Fabrizio Natale and Luca Pappalardo1. Data sets on irregular migration and irregular migrants in the European Union [Electronic resource]. Migration policy practice. 2017. Vol. VII. No. 2. Pp. 26-33. Access mode: http://www.euras-ylum.org/wp-content/uploads/2017/08/MPP-30.pdf (accessed date: 20.10.2020).
7. Akyulov R.I. Migracionnyj drajver ekonomicheskogo rosta v upravlenii razvitiem regiona [Migration a driver of economic growth in the management of the development of the region]. Management issue. 2020. No. 4 (59). Pp. 89-97.
8. Dubonos S.M., Kovalev A.A. Sorokolet D.A., Alpatikov V.V. Nezakonnaya migraciya kak ugroza nacional'noj bezopasnosti RF i stranam SNG [Illegal migration as a threat to the national security of the Russian Federation and the CIS countries]. Young scientist. 2016. No. 13 (117). Pp. 628-630.
9. Feinberg A.V. Rossii vyrosla neformal'naya zanyatost' [Russia's informal employment has grown] [Electronic resource]. RosBusinessConsulting. Access mode: https://www.rbc.ru/ economics/27/03/2019/5c9a3ea19a7947d947c377c5 (accessed date: 08.10.2020).
10. Starostin Yu. Rosstat izmeril nevidimuyu ekonomiku Rossii [Rosstat measured the invisible economy of Russia] [Electronic resource]. RBC. Access mode: https://www.rbc.ru/economic-s/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030 (accessed date: 03.10.2020).
11. Perevezenceva E.V. Tenevoj rynok truda Rossii: ocenka masshtaba i sfera rasprostraneniya [The shadow labor market in Russia: estimation of scale and scope]. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019. No. 4. Pp. 253-256.
12. Pokazateli dlya ocenki sostoyaniya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii [Indicators for assessing the state of economic security in Russia] [Electronic resource]. Access mode: https:// rosstat.gov.ru/econSafety (accessed date: 22.10.2020).
13. Reznik G. A., Amirova D. R. Migraciya kak ugroza nacional'noj bezopasnosti strany: mezhdunarodnye i nacional'nye aspekty [Migration
as a threat to national security of the country: international and national aspects] [Electronic resource]. Internet-journal "science of Science". 2016. Vol. 8. No. 6. Pp. 1-8. Access mode: http:// naukovedenie.ru/PDF/82EVN616.pdf (accessed date: 20.10.2020).
14. Smirnova V.A. Nelegal'naya migraciya kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Illegal migration as a threat to the national security of the Russian Federation]. Bulletin of the Academy of economic security of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2009. No. 4. P. 92-98.
15. Enste D. The shadow economy in industrial countries. IZA World of Labor 2018: 127 [Electronic resource]. Access mode: https:// wol.iza.org/articles/shadow-economy-in-industrial-countries/ long (accessed date: 20.10.2020).
16. Akyulov R.I. Social'no-ekonomicheskie kriterii i pokazateli vosproizvodstva chelovecheskih resursov regiona [Socioeconomic criteria and indicators of reproduction of human resources area]. Management Issues. 2012. No. 4 (21). Pp. 102105.
Информация об авторе
Акьюлов Р.И., доктор эконом. наук, профессор, Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ (Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Информация о статье
Дата получения статьи: 30.10.2020
Дата принятия к публикации: 01.12.2020
© Акьюлов Р.И., 2020.
Author Info
Akyulov R.I., doctor of Economics, Professor, Ural Institute of management-branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Article Info
Received for publication: 30.10.2020 Accepted for publication: 01.12.2020
© Akyulov R.I., 2020.