Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВОЙ РЫНОК ТРУДА / СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЕСКОНТРАКТНЫЙ НАЙМ / ТЕНЕВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / SHADOW LABOR MARKET / STRUCTURAL UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT / LABOR RESOURCES / LABOR RELATIONS / NON-CONTRACTUAL EMPLOYMENT / SHADOW EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акьюлов Р. И.

В данной статье исследуется тенденции развития теневой экономики, влияние этих процессов на рынок труда, занятость населения, устойчивость государственного управления, рассматриваются такие понятия, как «теневая экономика», «теневая занятость». Констатируется, что негативные последствия теневой занятости для социально-экономического развития и национальной безопасности страны превосходят связанные с этим явлением частные позитивные моменты для наемных работников и предпринимателей. Рассматриваются причины возникновения и распространения неформальной занятости, признаки теневого рынка труда, анализируется тенденция роста теневой занятости в российской экономике в последние годы. В статье проведен анализ динамики развития теневого рынка труда и теневой занятости в Российской Федерации с разработкой комплекса мер по минимизации данных явлений и снижения их влияния на национальную безопасность страны на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики, сравнительной оценки, контент-анализа данных различных информационных источников. В работе исследована и дана авторская трактовка категории «теневой рынок труда», «теневая занятость», проанализирована социально-экономическая ситуация в сфере занятости, сделаны выводы о необходимости превентивных мер по минимизации негативных последствий распространения теневой занятости. В статье уточнены понятия «теневая занятость», «теневой рынок труда», разработаны и предложены основы стратегии, направленной на минимизацию негативного влияния теневого рынка труда и теневой занятости на национальную безопасность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SHADOW EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN ECONOMY

This article examines the trends in the development of the shadow economy, the impact of these processes on the labor market, employment, and the stability of public administration.the concepts of “shadow economy”, “shadow employment”, and “shadow labor market” are considered. It is stated that the negative consequences of shadow employment for socio-economic development and national security of the country exceed the private positive aspects associated with this phenomenon for employees and entrepreneurs. The article considers the causes of the emergence and spread of informal employment, signs of the shadow labor market, and analyzes the growth trend of shadow employment in the Russian economy in recent years. To analyze the dynamics of the development of the shadow labor market and shadow employment in the Russian Federation with the development of a set of measures to minimize these phenomena and reduce their impact on the national security of the country. Statistical analysis of data from the Federal state statistics service, comparative analysis, content analysis of data from various information sources. Results: the author's interpretation of the category “shadow labor market” and “shadow employment” is studied and given the socio-economic situation in the sphere of employment is analyzed, and conclusions are drawn about the need for preventive measures to minimize the negative consequences of the spread of shadow employment. The concepts of “shadow employment” and “shadow labor market” are clarified, and the basics of a strategy aimed at minimizing the negative impact of the shadow labor market and shadow employment on the national security of the country are developed and proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10059

Современные тенденции развития теневой занятости в российской экономике

Акьюлов Р.И.

В данной статье исследуется тенденции развития теневой экономики, влияние этих процессов на рынок труда, занятость населения, устойчивость государственного управления, рассматриваются такие понятия, как «теневая экономика», «теневая занятость». Констатируется, что негативные последствия теневой занятости для социально-экономического развития и национальной безопасности страны превосходят связанные с этим явлением частные позитивные моменты для наемных работников и предпринимателей. Рассматриваются причины возникновения и распространения неформальной занятости, признаки теневого рынка труда, анализируется тенденция роста теневой занятости в российской экономике в последние годы. В статье проведен анализ динамики развития теневого рынка труда и теневой занятости в Российской Федерации с разработкой комплекса мер по минимизации данных явлений и снижения их влияния на национальную безопасность страны на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики, сравнительной оценки, контент-анализа данных различных информационных источников. В работе исследована и дана авторская трактовка категории «теневой рынок труда», «теневая занятость», проанализирована социально-экономическая ситуация в сфере занятости, сделаны выводы о необходимости превентивных мер по минимизации негативных последствий распространения теневой занятости. В статье уточнены понятия «теневая занятость», «теневой рынок труда», разработаны и предложены основы стратегии, направленной на минимизацию негативного влияния теневого рынка труда и теневой занятости на национальную безопасность страны.

для цитирования гост 7.1-2003

Акьюлов Р.И. Современные тенденции развития теневой занятости в российской экономике // Дискуссия. - 2020 -Вып. 99. - С. 50-57.

ключевые слова

Теневой рынок труда, структурная безработица, занятость, трудовые ресурсы, трудовые отношения, бесконтрактный найм, теневая занятость.

¡Е1_: ¡21

Введение. В современном мире все больше актуализируются проблемы, связанные с теневой экономикой, нелегальной трудовой миграцией, неформальной занятостью. Особенно остро эта проблема проявляется в российской экономике, что обусловлено переходным этапом ее развития от планового хозяйствования советского периода к рыночным принципам, затянувшимся на три

десятилетия демографическим кризисом, а также нарастающим антагонизмом между государством, бизнесом и занятым населением. Противоречия между этими основными участниками рынка усиливаются в результате неэффективного государственного управления, отсутствия гарантий прав на частную собственность, ослабления в последние годы государственных, социаль-

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10059

Current trends in the development of shadow employment in the russian economy

Akyulov R.I.

This article examines the trends in the development of the shadow economy, the impact of these processes on the labor market, employment, and the stability of public administra-tion.the concepts of "shadow economy", "shadow employment", and "shadow labor market" are considered. It is stated that the negative consequences of shadow employment for socio-economic development and national security of the country exceed the private positive aspects associated with this phenomenon for employees and entrepreneurs. The article considers the causes of the emergence and spread of informal employment, signs of the shadow labor market, and analyzes the growth trend of shadow employment in the Russian economy in recent years.

To analyze the dynamics of the development of the shadow labor market and shadow employment in the Russian Federation with the development of a set of measures to minimize these phenomena and reduce their impact on the national security of the country. Statistical analysis of data from the Federal state statistics service, comparative analysis, content analysis of data from various information sources.

Results: the author's interpretation of the category "shadow labor market" and "shadow employment" is studied and given the socio-economic situation in the sphere of employment is analyzed, and conclusions are drawn about the need for preventive measures to minimize the negative consequences of the spread of shadow employment.

The concepts of "shadow employment" and "shadow labor market" are clarified, and the basics of a strategy aimed at minimizing the negative impact of the shadow labor market and shadow employment on the national security of the country are developed and proposed.

Akyulov R.I. Current trends in the development of shadow employment in the russian economy. Diskussiya [Discussion], 99, 50-57.

keywords

Shadow labor market, structural unemployment, employment, labor resources, labor relations, non-contractual employment, shadow employment.

JEL: J21

ных, правовых, политических институтов незащищенностью малоимущих слоев населения, низкий уровень социальной ответственности бизнеса.

Материал и методы исследования.

Доля, приходящаяся на «теневую экономику» в Российской Федерации существенно превышает соответствующий показатель в большинстве развитых стран. Специалисты считают, что «большой теневой сектор в России - это следствие отсут-

ствия стабильного законодательства в сфере экономики, в частности налогов и обязательных платежей» [ 1 ].

При изучении причин сложившейся ситуации нельзя не учитывать особенности экономического поведения и характера воспроизводства населения страны, поскольку, люди стремятся на территории, где можно получить более высокие доходы, в том числе благодаря теневой занятости. Общеизвестно, что «экономические явления и про-

цессы оказывают огромное влияние на воспроизводство, структуру, расселение населения и его демографическое поведение» [2]. Наблюдается определенная взаимосвязь между проблемами воспроизводства, размещения населения, трудовых ресурсов и характером занятости, поскольку на территориях с высоким уровнем доходов, заработной платы, как работники, так и работодатели в меньшей степени склонны к неформальным экономическим отношениям, т.к. первые высоко ценят свои рабочие места, а вторые - имидж своей компании на рынке. Неравномерное территориальное размещение трудовых ресурсов, обеспечение эффективной занятости, а также - «теневая», неформальная занятость и «теневой» рынок труда являются основными проблемами в сфере занятости в настоящее время. В научной литературе существует ряд определений понятий, «теневая занятость», «теневой рынок труда», которые дают специалисты по данной проблеме. В частности, по мнению С.Ю. Барсукова, под теневым рынком труда следует понимать «неформальный вид занятости, демонстрирующий сокрытие реально существующих отношений найма в целях роста доходности трудовой сделки» [3]. Теневой рынок труда представляет собой большое разнообразие форм, но самыми распространенными в современной России являются бесконтрактный найм и несоответствие формальных условии найма фактическим.

Бесконтрактный найм достаточно широко встречается в различных сферах российской экономики - от получения дополнительных доходов работников на официальном месте работы, не оформленных должным образом, до полностью неофициального трудоустройства. Он представляет собой основу теневого рынка труда. Общеизвестно, что «бесконтрактный найм» в основном охватывает слои населения, которые в меньшей мере обладают ресурсами для отстаивания своих интересов: женщины с маленькими детьми, религиозные и национальные меньшинства, низкоквалифицированные рабочие, долговременные безработные, а также переселенцы и беженцы. На формальном рынке труда очень трудно найти работу для этих слоев населения, в итоге теневой рынок труда становится их единственным выбором» [3].

Постараемся рассмотреть данные категории более детально, для того, чтобы можно было четко определить, какие виды занятости в какой степени отрицательно влияют на социально-экономическое развитие и национальную безопасность

страны. Теневая занятость в энциклопедической литературе трактуется как «деятельность населения, противоречащая действующему законодательству. Среди основных видов деятельности, считающихся теневой занятостью, такие как 1) самогоноварение и спекуляция алкоголем, 2) перепродажа стройматериалов и автомобилей; 3) взяточничество и коррупция; 4) скрытие доходов от налогообложения; 5) браконьерство; 6) проституция, контрабанда; 7) наркобизнес; 8) незаконные премии; 9) хищение государственного и общественного имущества» [4].

Некоторые специалисты, занимающиеся изучением проблем теневой занятости, считают, что «занятость в неформальном секторе характеризуется типичными для всех стран с рыночной экономикой признаками: она не регистрируется и не учитывается официальной статистикой в полном объеме; неформально занятые не пользуются признанием или поддержкой со стороны органов государственного управления и их деятельность ими не регулируется; производители неформального сектора экономики лишены выхода на организованные рынки, доступа к услугам кредитных учреждений, современным технологиям, образованию и профессионально-техническому обучению» [5].

Таким образом, при изучении занятости, при которой трудовые отношения не оформлены официально, законным образом, используются понятия «неформальная», «теневая», скрытая занятость и т.д. При трактовке понятия «теневая занятость», по мнению автора данной статьи, ключевым критерием является ее «невидимость» для государства, не регистрируется органами государственного управления. Отсюда следуют все остальные ее признаки - отсутствие доступа работников к образовательным, кредитным ресурсам, предлагаемым на рынке, недоступность социальных гарантий, льгот, пособий, пенсионного обеспечения. Теневая занятость, по сути, формирует теневой рынок труда, который можно трактовать как социальный институт, функционирующий на основе неформальных норм, договоренностей, правил и понятий.

Налицо целый ряд существенных недостатков для занятых на теневом рынке труда, но даже это не побуждает работников выходить из «тени», поскольку они либо размер вознаграждения за труд снизится на величину налогов и сборов с их заработной платы, либо совсем теряют свою работу из-за нежелания работодателя платить налоги и сборы.

Если брать занятость в криминальных сферах (продажа наркотических средств, оружия, проституция, контрабанда, браконьерство), то это, скорее всего, нелегальная или незаконная занятость, являющаяся противоправной деятельностью, влекущей за собой уголовное наказание со стороны государства. Автор же рассматривает в данной статье теневую, неформальную занятость, которая сама по себе не является преступной деятельностью, а лишь не позволяет государству контролировать данные процессы и собирать с полученных доходов соответствующие налоги и сборы. Таким образом, по мнению автора, теневая занятость - это экономическая деятельность населения, экономических субъектов, выходящая за рамки закона, предполагающая сокрытие части их доходов от государства для уклонения от уплаты налогов, и, как следствие, приводящая к финансовым потерям государственного бюджета.

Опасения вызывает не столько наличие теневого рынка труда, сколько его стабильное функционирование с тенденцией постепенного роста. В целом, по данным исследования Института общественных наук РАНХиГС, доля работников, вовлеченных в некриминальный (не связанный с незаконной деятельностью) теневой рынок труда России, в 2017 году составила 44,8%, или порядка 33 млн человек. В 2016 году вовлеченность россиян в теневую занятость составляла 40,3%, в 2013-м -44,5%, в 2006 году - 45,1% [6]. Таким образом, после некоторого спада теневая занятость в российских регионах в последние годы она вновь начала расти.

Специалисты отмечают, что «отраслями, где преимущественно распространена неформальная занятость, являются: операции с недвижимым имуществом - порядка 50% (сдача квартир в аренду без уплаты налогов), сфера образования - за счет репетиторства доля самозанятых достигает 5-6%, строительство (без официальной государственной регистрации и без постановки на учет в налоговых органах трудятся около 1618% работающих) и сфера торговли составляет примерно 10-11%» [7].

Используя методы статистического анализа данных Федеральной службы государственной статистики, сравнительной оценки, контент-анализа данных различных информационных источников можно представить следующую картину. Доля занятых в неформальном секторе в России выросла в 2018 году и составила 20,1% от общей численности занятых в возрасте 15 лет и старше (14,6 млн. человек), свидетельствуют данные Росстата, опубликованные на этой неделе. В 2017

году доля неформальной занятости была меньше и составляла 19,8% (или 14,3 млн. человек) [8]. Федеральная служба государственной статистики в 2019 году представила официальные данные, что «так называемый скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах в официальном секторе и зарплаты в неофициальном секторе) составил в 2018 году 12,6% ВВП (свыше 13 трлн.руб.) [1].

Причинами возникновения и распространения неформальной занятости выступают:

— нелицензированная соответствующими государственными ведомствами экономическая деятельность хозяйствующих субъектов без регистрации в налоговой службе в качестве налогоплательщика;

— низкий уровень официальной средней заработной платы наемных работников в экономике;

— потребность наиболее активных граждан в более высоком уровне доходов, чем в бюджетной сфере;

— заинтересованность работодателей в минимизации уровня налогообложения;

— высокий уровень коррупции в органах государственного управления и связанная с этим низкая эффективность их деятельность по выявлению теневой занятости;

— неэффективная занятость с повышением доли населения с низкими доходами, рост бедности;

— недоверие занятых граждан государственным структурам в вопросах эффективного использования налоговых поступлений от их деятельности на реализацию социальных программ и, как следствие, сокрытие от налогообложения своих доходов.

В основном занятые граждане не оформляют трудовые отношения чаще всего в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, строительство, деятельность по предоставлению бытовых, образовательных, косметических, транспортных услуг.

По последним экспертным данным по итогам 2019 года «в среднем по стране работающих налогоплательщиков в подсчетах ФНС на 22% меньше, чем занятых согласно данным Росстата. По оценке ФНС, тех, кто так или иначе платит НДФЛ, насчитывается 58,9 млн. человек. В то же время Росстат оценивает количество занятых в экономике (то есть работающих) россиян в 72,3 млн. человек» [9].

Теневой рынок предполагает расхождение фактических и формальных условий найма. Самым распространенным явлением в данном виде найма является несоответствие между ве-

личиной начисляемой и реально выплачиваемой заработной платы, приводя к занижению уровня налогооблагаемой базы. Поскольку все отчисления в бюджет производятся с официально начисленной величины заработной платы, то разность между фактической и формальной величиной заработка является долей участия работника в нелегальных доходах работодателя. Работодатель зачастую заинтересован вообще в бесконтрактном найме, так как работник в таком случае не вправе рассчитывать на социальные гарантии в результате получения производственной травмы или ухудшения здоровья в результате вредных условий на работе. Работодателю также выгодно иметь прямую экономию в связи с отсутствием налоговых сборов и отчислений в государственный бюджет.

Теневой рынок труда имеет следующие характерные признаки:

— отсутствие трудовых контрактов, оформленных документально;

— социальная незащищенность работников;

— ненадлежащие условия труда, несоблюдение техники безопасности и необеспечение охраны труда;

— выдача заработной платы зачастую наличными деньгами, что соответствующим образом не отражено в документации;

— неуплата страховых взносов в фонды медицинского, социального, пенсионного страхования работодателем.

Обсуждение. Теневой рынок может существовать в различных формах. Работники, продавая свою рабочую силу, предпочитают нелегально трудиться, так как данное место работы является единственным источником получения дохода и в интересах работодателя не оформлять их официальное трудоустройство. Есть работники, для которых данное место работы является временной подработкой, т.е. источником дополнительного дохода помимо основного.

Первую группу составляют высококвалифицированные работники, не имеющих возможности найти высокий уровень оплаты труда при официальном трудоустройстве, а также - работники, имеющие судимость, кроме того - нелегальные трудовые мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы, оказавшиеся без документов в трудной жизненной ситуации.

Вторая группа состоит из студентов очной формы обучения, государственных госслужащих, совмещающих с основным местом работы другую деятельность, кроме преподавательской, работников малого бизнеса.

Доля российских граждан, вовлеченных в теневой рынок труда, растет. «По данным исследо-

вания Института общественных наук РАНХиГС, она достигла 45%. За последний год число работников, имеющих неофициальную дополнительную работу, возросло с 30,4% до 35,5%. Нежелание платить государству дополнительные взносы способствует росту теневой экономики высказывает свою точку зрения А. Покида» [6].

Теневая занятость отрицательно влияет на национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Вместе с тем, есть ряд эффектов функционирования теневого рынка труда, которые можно расценивать как положительные - от средства получения дополнительного дохода наемными работниками, предотвращения банкротства частных лиц и предприятий, а также - повышение уровня жизни населения. Тем не менее, общеизвестно, что «во время экономического подъема или в периоды преодоления кризисных явлений существенно увеличивается роль деструктивной функции теневого сектора, а компенсационное влияние становится незаметным» [7].

Негативные последствия функционирования теневого рынка занятости, по мнению автора, значительно влияют на социально-экономическое развитие страны, регионов, затрудняя возможности реализации социальных программ, и способствуют росту нелегального оборота капитала и рабочей силы, снижению доходной части бюджетов всех уровней в результате невозможности налогообложения и сбора страховых взносов с теневых доходов. Снижение налоговых сборов в бюджет не позволяет в достаточной мере финансировать социальную сферу, включая медицину, образование, науку, спорт. Перспективы индексации уровня заработной платы работников бюджетной сферы, выплат социальных льгот, пенсий и пособий определяются величиной доходной части государственного бюджета, формируемой во многом налоговыми поступлениями, что отражается на уровне жизни социально незащищенных слоев и на экономическом развитии. Очевидно, что снизить теневую занятость невозможно без снижения масштабов теневой экономики в целом, достигающей по оценкам некоторых экспертов до половины ВВП российской экономики.

Результаты исследования. Проблему снижения уровня теневой занятости в России возможно решить только с использованием комплексного подхода, включающего:

— мероприятия, направленные на борьбу с коррупцией, повышение доверия населения к государству, прозрачность проводимой социальной политики государства;

— пропагандистско-воспитательные меры, направленные на повышение уровня ответственности бизнеса и занятого населения;

— повышение эффективности деятельности соответствующих государственных структур по выявлению и профилактике нарушений трудового и налогового законодательства работодателями в связи с предоставлением нелегальных рабочих мест;

— организация современных высокопроизводительных и высокодоходных рабочих мест и снижение уровня безработицы;

— совершенствование системы налогообложения в части создания благоприятных условий для малого бизнеса и самозанятых, стимулируя их выходить из теневой экономики;

— реализация государственных инвестиционных проектов, позволяющих развивать социально-трудовую сферу, включая создание новых рабочих мест для социально незащищенных слоев населения.

Таким образом, теневая занятость, являясь серьезным препятствием для социально-экономического развития, наряду с демографическим кризисом, коррупцией и неэффективным государственным управлением, отрицательно влияет на национальную безопасность страны. Нарушение устойчивости социальных институтов, несоблюдение общественных норм, отказ экономических субъектов от уплаты налогов в полной мере государства означают де-факто расторжение общественного договора между государством и населением. Это является, в свою очередь, следствием серьезного кризиса системы государственного управления, обусловленного полной неэффективностью перманентного ее реформирования в течение последних двух десятилетий, всепроникающей коррупцией, разложившей судебную, правоохранительную систему. С этим связано нарастающее недоверие общества, населения к государству, как механизму регулирования развития общественного организма. В связи с таким системным кризисом сложно говорить о существенном снижении теневой занятости и теневой экономики в целом в ближайшей перспективе. Неспособность государства воспрепятствовать развитию теневого рынка труда и увеличение отчуждения между обществом и государством, особенно в условиях современных геополитических вызовов, способно привести к утрате регулирующего воздействия государства на социально-экономическое развитие и социальную устойчивость страны. Для минимизации негативного влияния теневого

рынка труда на национальную безопасность страны органам государственного управления необходимо разработать стратегию, направленную на борьбу с теневой занятостью, нелегальной трудовой миграцией, теневой экономикой в целом и последовательно претворять ее в жизнь.

Выводы. Развитие теневой занятости и теневого трынка труда не способствуют укреплению государства, уменьшая величину доходной части бюджета страны приводит к уменьшению возможностей по выполнению его социальных функций. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что сам по себе теневой рынок вообще и теневая занятость, в частности, существовать не может без существенной заинтересованности государственных служащих, занимающих высокие должности в различных ведомствах (МВД, ФНС, профильные министерства) и извлекающих материальную выгоду от сложившейся ситуации. Отсюда - невозможность эффективной борьбы с этими негативными явлениями без стратегического подхода, учитывающего необходимость, серьезного преобразования системы государственной власти во всех сферах и на всех уровнях. Впрочем, необходима и борьба с нелегальной занятостью населения с учетом того, что теневая деятельность является своего рода ответом на конфискационную пенсионную реформу, низкое качество и недоступность социальных услуг, обусловленными расхищением бюджетных средств, направленных на развитие отраслей социальной сферы. Данная стратегия, по мнению автора, должна осуществляться государством и включать комплекс ключевых направлений реализуемой политики.

Первое - борьба с коррупцией в органах государственной власти на всех уровнях, следствием и результатом которой должно стать неукоснительное выполнение функций всех представителей государственных служб, деятельность которых в той или иной мере призвана регулировать социально-экономические и социально-трудовые отношения, возникающие при взаимодействии экономических субъектов, действующих в ре-

альной экономике. Сюда относится деятельность министерства внутренних дел по регулированию трудовой миграции, особенно международной, поскольку любые искусственные изменения предложения рабочей силы на рынке труда приводят к нарушению равновесия и падению ее стоимости, а также -формированию структурной безработицы, что, в свою очередь, выталкивает часть работников в «теневую экономику».

Необходима также борьба с правонарушениями в федеральной налоговой службе, злоупотреблениями госслужащими служебным положением, способствующими своими действиями переводу части работников предпринимателями на неофициальные трудовые отношения, оформлению величины заработной платы работников на уровне минимального размера оплаты труда и выплате остальной части вознаграждения за труд наличными деньгами. Необходимо пресечение преступного сговора руководителей налоговой службы с предпринимателями крупного бизнеса, используя их интерес к уходу от налогообложения, способствуя этому за материальное вознаграждение разработкой различных схем (возврат НДС, финансовые трансакции между фиктивными компаниями, безосновательное оформление налоговых льгот).

Второе - совершенствование правоприменительной практики путем всеобъемлющего контроля за реализацией судебных решений, защиты прав наемных работников в решении трудовых споров с работодателями, а также привлечение к ответственности работодателей за неофициальную выплату вознаграждения работникам за труд.

Третье - создание благоприятных условий для развития официальной самозанятости и увеличения предпринимательской активности населения путем создания налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, льгот для инновационных видов деятельности, снижения ставок для коммерческих кредитов для представителей малого и среднего бизнеса.

литературы

1. Старостина Ю. Росстат измерил невидимую экономику России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www. rbc.ru/economics/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030 (дата обращения: 03.03.2020).

2. Козаков Е.М., Акьюлов Р.И., Бердникова А.Ю. Применение эконометрических методов при исследовании экономико-демографического развития территории // Известия

УрГЭУ. 2009. № 1 (23). С. 81-85.

3. Барсуков С.Ю. Теневой и фиктивный рынки труда в современной России // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 1. С. 174-194.

4. Энциклопедия по экономике [Электронный ресурс] Режим доступа: https: economy-ru.info/page/0621372061330240 57086059074023112230218000240155 (дата обращения 03.03.2020).

5. Алонкина Л.И. Неформальная занятость и теневая эконо- 8. мика // Вестник академии экономической безопасности МВД России. 2008. № 3. С. 44-45.

6. Петрова Е. Россияне выстроились за конвертами // Газета.ги [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ Ьш1|^/2017/08/2з/10854458^Мт1 (дата обращения 03.03.2020). 9.

7. Перевезенцева Е.В. Теневой рынок труда России: оценка масштаба и сфера распространения // Вестник московского университета МВД России.2019. № 4. С. 253-256.

Фейнберг А.В. России выросла неформальная занятость / Росбизнесконсалтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/27/03 /2019/5c9a3ea19a7947d947c377c5 (дата обращения: 09.03.2020).

Что происходит на российском рынке теневой занятости / РБК pro 27.12.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/5def71c69a79472eced03634 (дата обращения: 12.03.2020).

References

1. Starostina YU. Rosstat izmeril nevidimuyu ekonomiku Rossii [Rosstat has measured the invisible economy of Russia]. Access mode: https://www.rbc.ru/economics/29/08/2019/5d651ed89 a79474a0d725030 (accessed date: 03.03.2020).

2. Kozakov E.M., Ak'yulov R.I., Berdnikova A.YU. Primenenie ekonometricheskih metodov pri issledovanii ekonomiko-demo-graficheskogo razvitiya territorii [Application of econometric methods in the study of economic and demographic development of the territory]. Izvestiya UrGEU. 2009. № 1 (23). pp. 81-85.

3. Barsukov S.YU. Tenevoj i fiktivnyj rynki truda v sovremennoj Rossii [Shadow and fictitious labour markets in contemporary Russia]. Pro et Contra. 2000. T. 5. № 1. pp. 174-194.

4. Enciklopediya po ekonomike [Encyclopedia of Economics] Access mode: https: economy-ru.info/page/0621372061330 24057086059074023112230218000240155 (accessed date: 03.03.2020).

5. Alonkina L.I. Neformal'naya zanyatost' i tenevaya ekonomika [Informal employment and the shadow economy]. Vestnik aka-

demii ekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii. 2008. № 3. pp. 44-45.

6. Petrova E. Rossiyane vystroilis' za konvertami [The Russians lined up behind the envelopes]. Gazeta.ru. Access mode: https:// www.gazeta.ru/business/2017/08/23/10854458.shtml (accessed date: 03.03.2020).

7. Perevezenceva E.V. Tenevoj rynok truda Rossii: ocenka masshtaba i sfera rasprostraneniya [The shadow labor market in Russia: estimation of scale and scope]. Vestnik moskovskogo universiteta MVD Rossii.2019. № 4. pp. 253-256.

8. Fejnberg A.V. Rossii vyrosla neformal'naya zanyatost [Informal employment has increased in Russia]. Rosbizneskon-salting. Access mode: https://www.rbc.ru/economics/ 27/03/2019/5c9a3ea19a7947d947c377c5 (accessed date: 09.03.2020).

9. CHto proiskhodit na rossijskom rynke tenevoj zanyatosti [What is happening in the Russian shadow employment market]. RBK pro 27.12.2019. Access mode: https://pro.rbc.ru/news/5de-f71c69a79472eced03634 (accessed date: 12.03.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Акьюлов Р.И., доктор эконом. наук, профессор, Уральский институт управления - филиал РАНХ иГС при Президенте РФ (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]

Author Info

AkyuLov R.I., Doctor of Ekon. science, Professor, Ural Institute of management-branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]

Информация о статье

Дата получения статьи: 10.03.2020

Дата принятия к публикации: 17.04.2020

© Акьюлов Р.И., 2020.

Article Info

Received for publication: 10.03.2020

Accepted for publication: 17.04.2020

© Akyulov R.I., 2020.

ДИСКУССИЯ №1 (98) фЕШУ 2020

ECONOMICS, SOCIOLOGY OF LABOR AND DEMOGRAPHY

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.