ТЕНЕВОЙ РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ВАК: 08.00.05 ГРНТИ: 06.77.61
Р.И. Акьюлов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Россия AuthorID: 256795
АННОТАЦИЯ:
В статье исследована структура национальной безопасности государства, включая социальную, экономическую, информационную, демографическую, внутриполитическую и военную. При изучении факторов, влияющих на национальную безопасность в экономической сфере, использован методологический подход, проведен комплексный анализ таких явлений, как теневая экономика, теневой рынок труда, и степень их влияния на экономическую безопасность страны. Теневая экономика рассматривалась в проведенном исследовании как система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Основу теневой экономики составляют предприниматели, наемные работники, намеренно скрывающие свои экономические отношения от государства, а также коррумпированные государственные служащие и представители преступного мира, занимающиеся противозаконной деятельностью. Изучены аспекты незаконной экономической деятельности экономических субъектов, предоставляющих недостоверную отчетность о доходах, теневой занятости экономически активного населения. Изучены незаконные финансовые операции, а также деятельность государственных служащих, неэффективно исполняющих свои должностные обязанности или умышленно способствующих развитию и увеличению масштабов теневых экономических процессов. Дана характеристика теневого рынка труда, включающая такие признаки, как отсутствие оформленных трудовых договоров данных работников в электронной базе работодателя, несоблюдение условий труда требуемым санитарным нормам и правилам, расчеты с работниками наличными деньгами, отсутствие гарантий государственной социальной защиты работников. Делается вывод о том, что функционирование теневой экономики существенно сдерживает экономический рост страны, способствуя нелегальному обороту капитала и рабочей силы и снижению поступлений в государственный бюджет из-за недоплаты налогов и сборов с сокрытых доходов. Это, в свою очередь, приводит к недофинансированию отраслей социальной сферы, что снижает уровень и качество жизни населения.
Цель: разработка мер по уменьшению теневого рынка труда, теневой занятости для о укрепления экономической безопасности страны на основе статистического анализа дина- сч
мики развития данных явлений и теневой экономики в целом. х
о:
Методы: сравнительный анализ статистических данных, контент-анализ, систематизация ^
исследовательских данных. 2
„ „ -0
Результаты: уточнена и представлена типология нелегальной экономической деятельности, ^ приносящей урон национальной безопасности в экономической сфере, а также уточняется ©
причинно-следственная связь между рядом основных социально-экономических и политических явлений, так или иначе отражающихся на экономической безопасности страны.
Научная новизна: в статье уточнено понятие «теневая экономика», раскрыта суть данного явления и его взаимосвязь с теневым рынком труда. Определены основные тенденции развития теневой экономики. Обоснована необходимость разработки и реализации государственной политики, направленной на укрепление национальной безопасности в экономической сфере, проводимой на основе глубоких структурных реформ в экономике и в системе государственной власти.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальная безопасность, экономическая безопасность, теневая занятость, теневой рынок труда, нелегальная рабочая сила.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:
Роберт Ишкалеевич Акьюлов — доктор экономических наук, профессор; Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (660020, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66); акуи^[email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Акьюлов Р.И. (2020). Теневой рынок труда и экономическая безопасность России: проблемы и перспективы // Муниципалитет: экономика и управление. № 3 (32). С. 97-106.
Во всех национальных экономиках нелегальная экономическая деятельность, а также поведение, имеющее противозаконный криминальный характер, начиная от экономических преступлений и вплоть до правонарушений в сфере прав и свободы личности, включая нелегальную миграцию, торговлю людьми и их убийство, требует системного противодействия со стороны государственных институтов для поддержания национальной безопасности страны. Наиболее распространена теневая экономика в странах бывшего социалистического лагеря и третьего мира.
Для характеристики национальной безопасности в экономической сфере общепринято применять понятие «экономическая безопасность», которую академик РАН Л. И. Абалкин предлагал рассматривать как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [1]. В научной литературе, понятие национальной безопасности и ее обеспечение рассматривается применительно к ключевым сферам жизни общества. В экономической сфере исследуется феномен экономической безопасности, которая является одним из базовых элементов национальной.
«Национальная безопасность включает экономическую, демографическую, военную, политическую, социальную, информационную безопасность. Структуру национальной безопасности схематично можно представить следующим образом, в виде многогранной фигуры, вся форма и внутреннее пространство которой составляют национальную безопасность, а стороны фигуры выступают ее компонентами, причем опорными гранями, по мнению автора, являются демографическая, военная и экономическая» [2] (рис. 1).
В России теневая экономика приобрела колоссальные масштабы, опередив все экономически развитые страны по данному показате-
Социальная
Рисунок 1 — Структура национальной безопасности государства
лю, что существенным образом снижает экономическую безопасность государства.
Доклад Международного валютного фонда в 2018 году содержал данные оценки величины теневой экономики в 150 странах мира. «При этом в общем рейтинге Россия занимает 49 место, с долей теневой экономики равной 38,4 % ВВП»[3, с. 163].
Изучение проблемы наличия теневой части экономики и ее влияния на национальную безопасность государства требует детального рассмотрения данных понятий и характера их взаимосвязи. В научных источниках представлены разнообразные определения термина «теневая экономика». Например, некоторые исследователи главным признаком теневой экономики считают отсутствие государственного учета и контроля за хозяйственной деятельностью экономических субъектов и невозможность охвата ее результатов официальной статистикой. Другие специалисты на основе муль-тидисциплинарного подхода к изучению явлений нелегальной экономической деятельности предлагают рассматривать теневую экономику как результат социальных и экономических отношений, возникающих между субъектами в процессе производства, распределения и использования благ, намеренно скрываемых от государственных институтов.
Теневая экономика состоит из множества элементов, которые и составляют ее суть. В первую очередь, она невозможна без теневой занятости участвующих в ней наемных работников, предпринимателей, коррумпированных государственных служащих, которые получают нелегальные доходы. А первые две группы формируют «теневой рынок труда».
Далее постараемся их рассмотреть более детально. Теневая экономика предполагает формирование теневого рынка труда, конъюнктура которого представляет собой соотношение спроса и предложения рабочей силы, не фиксируемая государством. В частности, специалисты предлагают трактовать теневой рынок труда как «неформальный вид занятости, демонстрирующий сокрытие реально существующих отношений найма в целях роста доходности трудовой сделки» [4]. Теневой рынок труда проявляется в различных формах, из которых наиболее известны такие, как бескон-
трактный найм, а также существенное отличие формальных условий найма от фактически существующих.
При подробном рассмотрении данных категорий и их взаимосвязей между собой, становится очевидным, что основой этих явлений является неэффективное государственное регулирование рыночной экономики. Государство должно выступать эффективным организатором и регулятором отношений и взаимодействия субъектов рынка, обеспечивая соблюдение всеми единых правил, равенство всех перед законом, равные условия доступа к ресурсам, гарантируя права владельцев средств производства, рабочей силы, капитала и иной собственности.
В последнее время в стране немногочисленная группа сверхбогатых предпринимателей и государственных чиновников, являющаяся элитой страны имеет преимущество в доступе к освоению природных ресурсов, масштабным крупным бюджетным проектам государства, реализация которых приносит баснословные доходы. Причем конкурсы, на основе победы в которых по закону и должен определяться подрядчик, носят формальный характер с заранее известными, аффилированными с государственными должностными лицами предпринимательскими структурами. В результате субъекты малого и среднего предпринимательства, не имеющие доступа к выгодным и высокоприбыльным государственным контрактам и заказам, для повышения рентабельности бизнеса стремятся минимизировать расходы, скрывая часть доходов от государственного контроля. Таким образом, одной из фундаментальных причин роста теневой экономики является недоверие предпринимателей, наемных работников, самостоятельно занятых людей государству, интересы которого тождественны частным интересам чиновников и олигархов, доходящее до высшей степени антагонизма.
Представители трудоспособного населения с низкими доходами, деклассированные социальные группы более предрасположены к сговору с работодателями по полному сокрытию трудовых отношений либо декларации малой части заработной платы для минимизации налогообложения доходов. В данном случае ин-
тересы предпринимателей и наемных работников частично совпадают в получении теневых доходов. Это формирует теневую занятость и подпитывает теневую экономику в целом.
Бесконтрактный найм достаточно широко распространен практически во всех секторах экономики, за исключением учреждений государственной службы, государственных предприятий. На нем основаны социально-трудовые отношения, возникающие на теневом рынке труда между продавцом и покупателем рабочей силы, в результате чего работник может получать дополнительный доход на официальном рабочем месте, а работодатель экономит на выплате социальных взносов и налогов. Специалисты считают, что «бесконтрактный найм» в основном охватывает слои населения, которые в меньшей мере обладают ресурсами для отстаивания своих интересов: женщины с маленькими детьми, религиозные и национальные меньшинства, низкоквалифицированные рабочие, долговременные безработные, а также переселенцы и беженцы. На формальном рынке труда очень трудно найти работу для этих слоев населения, в итоге теневой рынок труда становится их единственным выбором» [4].
В случае бесконтрактного найма наиболее характерным и часто встречающимся признаком выступает выраженная разница между уровнем официально начисленной и выплаченной в действительности заработной платы в пользу последней для уменьшения величины фонда оплаты труда, подлежащего налогообложению. Сумма налога на доходы физических лиц и социальных взносов, приходящаяся на величину разности между фактической и номинальной заработной платой работников, составляет нелегальные доходы работодателя, т. к. утаивается от государственного контроля. Поэтому предприниматели стремятся шире применять полностью бесконтрактный найм, а работники при этом становятся незащищенными в случае временной и, тем более, полной утраты трудоспособности из-за производственных травм или вредных условий труда.
Для теневого рынка труда характерны такие признаки, как отсутствие письменно оформленных трудовых договоров, данных работников в электронной базе бухгалтерской отчет-
ности работодателя, нечеткое соблюдение техники безопасности, условия труда, несоответствующие санитарным нормам и правилам, расчеты с работниками наличными деньгами, социальная незащищенность работников из-за неуплаты страховых и социальных взносов с их заработной платы.
Теневой рынок достаточно пластичен и способен трансформироваться в зависимости от меняющихся условий. В период экономического подъема часть нелегально устроенных специалистов могут быть оформлены работодателями официально по просьбе первых. В условиях экономического спада эти же специалисты могут формально высвобождаться, оставаясь занятыми нелегально. Также могут варьировать величины официально выплачиваемых заработных плат. Наемные специалисты, продавая свой труд нелегально, зачастую вынуждены так поступать, поскольку такие условия диктует им единственный на территории их проживания работодатель. Это часто встречается в небольших населенных пунктах, поселках, сельской местности и даже в малых и средних городах. Это, как правило, низкоквалифицированные работники, имеющие судимость, беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные мигранты. Ряд работников могут быть трудоустроены официально, при этом неформально заняты в деятельности других экономических субъектов для получения дополнительного заработка из-за низкого уровня заработной платы на основном месте работы. Сюда можно отнести высококвалифицированных рабочих государственных предприятий. Еще есть группа наемных работников, которые трудоустраиваются временно, и для них не имеет значения, оформлены они официально или нет. К ним можно отнести студентов вузов и ссузов очных отделений, трудовых мигрантов и работников государственных учреждений. Все перечисленные категории пополняют и тем самым развивают теневую экономику. Для вывода их из нелегального поля необходимы меры государства по устранению причин, способствующих их теневой занятости.
Между тем, в последние годы доля экономически активного населения, составляющего теневой рынок труда, постепенно увели-
чивается. «По данным исследования Института общественных наук РАНХиГС, она достигла 45 %. За последний год число работников, имеющих неофициальную дополнительную работу, возросло с 30,4 % до 35,5 %. Нежелание платить государству дополнительные взносы способствует росту теневой экономики», — высказывает свою точку зрения А. Покида [8].
Таким образом, теневая экономика функционирует благодаря наличию теневого рынка труда и теневой занятости на основе рыночных принципов там, где есть система «работодатели — работники». Спрос предпринимателей на теневую рабочую силу рождает и ее предложение со стороны тех работников, которые изъявляют готовность взаимодействовать по неформальным правилам. Отсюда следует, что противодействие теневому рынку труда будет эффективно тогда, когда будет создана ситуация, при которой предприниматели не будут заинтересованы в теневой рабочей силе и спрос на нее упадет.
Специалисты, занимающиеся исследованиями феномена теневой экономики, рассматривают ряд признаков, характерных для занятости в неофициальном секторе, которая «не регистрируется и не учитывается официальной статистикой в полном объеме; неформально занятые не пользуются признанием или поддержкой со стороны органов государственного управления и их деятельность ими не регулируется; производители неформального сектора экономики лишены выхода на организованные рынки, доступа к услугам кредитных учреждений, современным технологиям, образованию и профессионально-техническому обучению» [8, с. 45].
При определении такой категории, как «теневая занятость», по мнению автора статьи, следует выделить базовый критерий, которым является сложность ее фиксации, регистрации и мониторинга государственными институтами. Следствием этого является невозможность получения банковских кредитов, социальных льгот, пособий, сложности с пенсионным обеспечением. Теневая занятость и спрос на бесконтрактный найм рабочей силы подпитывают теневой рынок труда, являющийся социально-экономическим инсти-
тутом, действующим по неформальным правилам, понятиям и регулируемым неформальными нормами. Следует отличать особенности занятости и рынка труда в криминальной части теневой экономики, которая не является предметом данного исследования, но серьезно влияет на закономерности развития теневой экономики в целом.
Занятость в криминальной деятельности, к которой относятся продажа наркотических средств и оружия, проституция, контрабанда, хищение государственного и личного имущества, браконьерство, торговля людьми, коррупция, легализация криминальных доходов, налоговые преступления, является неотъемлемой частью теневой экономики и требует противодействия со стороны правоохранительной и судебной системы государства. Теневую занятость целесообразно рассматривать в широком и узком смысле слова. В первом случае она представляет собой целенаправленную деятельность, предполагающую получение материальной выгоды, противоречащую действующему законодательству и наносящую как экономический, так и общегуманитарный ущерб государству и обществу. В узком смысле, исключая криминальный состав, теневая занятость может рассматриваться как трудовая деятельность, осуществляемая в рамках закона, но предполагающая получение доходов, сведения о которых не представлены государству, с целью уклонения от их налогообложения. В таком случае ущерб общегуманитарного характера для государства и общества отсутствует, но при этом государство несет существенные экономические потери.
В последние годы статистические данные показывают, что в России сложилась следующая ситуация. Доля занятых в неформальном секторе в России выросла в 2018 году и составила 20,1 % от общей численности занятых в возрасте 15 лет и старше (14,6 млн. человек), свидетельствуют данные Росстата. В 2017 году доля неформальной занятости была меньше и составляла 19,8 % (или 14,3 млн. человек) [9]. Федеральная служба государственной статистики в 2019 году представила официальные данные, что «так называемый скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах в официальном секторе и зарплаты в неофициаль-
ном секторе) составил в 2018 году 12,6 % ВВП (свыше 13 трлн.руб.) [10].
Причины развития занятости в теневой экономике:
— хозяйственная деятельность субъектов без уведомления налоговой службы и сдачи налоговых деклараций о получении доходов в соответствующий период;
— низкие показатели средней заработной платы работающих по найму;
— стремление большего количества трудоспособного населения к получению более высокого уровня доходов, чем предлагают государственные организации, и невозможность трудоустроиться на высокооплачиваемые рабочие места;
— интерес представителей бизнеса в снижении издержек в части налогообложения;
— распространение коррупции в государственном аппарате и отсутствие заинтересованности соответствующих служб в выявлении проявлений теневой экономики и теневой занятости;
— низкий уровень эффективной занятости с ростом численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;
— отсутствие доверия экономически активного населения к государству в вопросах использования налогов по их прямому целевому назначению, включая социальные программы помощи неимущим слоям населения и сокрытие части доходов от налогообложения.
По статистическим данным в 2019 году «в среднем по стране работающих налогоплательщиков в подсчетах ФНС на 22 % меньше, чем занятых согласно данным Росстата. По оценке ФНС, тех, кто так или иначе платит НДФЛ, насчитывается 58,9 млн. человек. В то же время Росстат оценивает количество занятых в экономике (то есть работающих) россиян в 72,3 млн. человек» [11].
Теневая экономика и теневая занятость снижают уровень национальной безопасности и препятствует эффективному экономическому развитию государства. Специалисты полагают, что для обеспечения экономической безопасности страны, необходимо «выявить и нейтрализовать внутренние и внешние угрозы в сфере экономики; обеспечить социальную и политическую стабильность, устойчи-
вое и динамичное развитие экономики; сформировать эффективную и конкурентоспособную конструкцию экономической системы государства, которая позволила бы безболезненно войти в мировую экономику и обеспечить сотрудничество с международными экономическими организациями» [6, с. 56].
Очевидно, что теневой рынок труда является серьезной внутренней угрозой в сфере экономики, который препятствует устойчивому экономическому росту и снижает эффективность национальной экономики.
Вместе с тем, в условиях квазирыночных условий, сложившихся в России в последние десятилетия, теневая экономика посредством теневого рынка труда играет отчасти стабилизирующую роль, позволяя достаточно большой части населения получать дополнительный доход, предотвращать банкротство частных лиц и предприятий. В то же время очевидно, что «во время экономического подъема или в периоды преодоления кризисных явлений существенно увеличивается роль деструктивной функции теневого сектора, а компенсационное влияние становится незаметным» [7, с. 254].
Функционирование теневой экономики существенно сдерживает экономический рост страны, способствуя нелегальному обороту капитала и рабочей силы и снижению поступлений в государственный бюджет из-за недоплаты налогов и сборов с сокрытых доходов. Это, в свою очередь, приводит к недофинансированию отраслей социальной сферы, что снижает уровень и качество жизни населения, не позволяя повышать уровень заработной платы работникам и повышать качество и доступность услуг системы образования,здравоохранения, культуры, спорта. Очевидно, что снижение уровня теневой занятости требует системной борьбы с теневой экономикой в целом, обороты которой приобретают в России гигантские размеры, доходядо половины валового внутреннего продукта страны.
Таким образом, теневая экономика, усугубленная демографическим кризисом, неэффективной системой государственного управления, серьезным образом сказывается на уровне национальной безопасности страны.
Национальная и экономическая безопасность страны подвергаются серьезному раз-
рушительному воздействию таких факторов, как снижение устойчивости института рынка труда, распространение традиции несоблюдения норм поведения законопослушного налогоплательщика, и, как следствие, происходит постепенно отказ населения и экономических субъектов от соблюдения норм общественного договора между государством и населением. Влияние данных негативных факторов усугубляется нарастающим в последние годы кризисом системы государственного управления, широким распространением коррупции, разрушительно действующей на органы судебной, правоохранительной системы и деятельность других ведомств. Экономически активное население, особенно группы, имеющие официальную занятость, рассматривают возможность получения теневых доходов дополнительно к имеющимся, а уже занятые в теневой экономике не стремятся переходить в официальный сектор из-за роста недоверия к государственным институтам. В результате возрастает вероятность роста объемов теневой экономики и нанесения, тем самым, еще большего ущерба экономике страны и ее национальной безопасности.
Для сокращения объема теневой экономики, теневого рынка государству следует разработать комплексную долгосрочную стратегию, предполагающую достижение ряда связанных между собой целей путем решения соответствующих задач, начиная от реформы судебной и правоохранительной систем и вплоть до создания условий труда и предпринимательства в официальном секторе более привлекательных, чем в теневом секторе. Данная стратегия должна также предполагать взаимосвязанные между собой основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
Во-первых, необходима структурная реформа системы государственного управления, включая совершенствование борьбы с корруп-
цией, повышение эффективности деятельности и сокращение численности государственного аппарата, совершенствование механизма общественного контроля деятельности государственных ведомств. При этом необходима реформа всей системы государственного управления, поскольку теневая экономика возможна только при наличии ее бенефициаров, получающих большую долю выгоды от ее функционирования, которыми выступают должностные лица высшего эшелона государственной власти, а также взаимодействующие с ними крупные предпринимательские структуры.
Во-вторых, необходимо развивать государственные инвестиционные проекты в регионах со строгим финансовым контролем и организацией высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивая занятостью в том числе социально-незащищенные слои населения.
В-третьих, требуется совершенствование системы налогообложения, используя механизм прогрессивной налоговой шкалы, адресных налоговых льгот малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям в производственной и информационно-телекоммуникационной сфере. Это будет способствовать тому, что занятые в теневой экономике работники, малые предприниматели не будут стремиться в теневой сектор, если будут уверены, что их налоги будут направлены на финансирование отраслей социальной сферы, то есть собственно на их же обслуживание.
В-четвертых, следует экономические меры дополнять пропагандистско-воспитательной политикой государства, обеспечивая условия для повышения уровня социальной ответственности бизнеса, трудоспособных граждан и осознания, что неуплата налогов будет ограничивать возможности получения для населения доступных и качественных услуг отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, социальной защиты).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абалкин Л.И. (1994). Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики. № 12. С. 4.
2. Акьюлов Р.И. (2013). Экономическая и
демографическая безопасность государства: современные вызовы и угрозы // Вопросы управления. № 3 (24).
3. Левшукова О.А., Петров Н.Р., Копни-
на А.И. (2019). Анализ масштабов развития теневой экономики в России // Вестник Академии знаний. № 32 (3).
4. Барсуков С.Ю. (2000). Теневой и фиктивный рынки труда в современной России // Pro et Contra. Т. 5. № 1.
5. Алонкина Л.И. (2008). Неформальная занятость и теневая экономика // Вестник академии экономической безопасности МВД России. № 3. С. 44-45.
6. Климонова А.Н. (2014). Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Социально-экономические явления и процессы. Т. 9. № 8. С. 54-60.
7. Перевезенцева Е.В. (2019). Теневой рынок труда России: оценка масштаба и сфера распространения // Вестник московского университета МВД России. № 4. С. 253-256.
8. Петрова Е. Россияне выстроились за конвертами// Газета.ги. URL: https://www.gazeta.r u/business/2017/08/23/10854458.shtml (дата обращения: 04.08.2020).
9. Фейнберг А. В России выросла неформальная занятость // Росбизнесконсалтинг. URL: ht tps://www. rbc.ru/econo mi cs/27/03/2019/
5c9a3ea19a7947d947c377c5 (дата обращения: 10.08.2020).
10. Старостина Ю. Росстат измерил невидимую экономику России. URL: https://www.rbc. ru/economics/29/08/2019/5d651 ed89a79474a 0d725030 (дата обращения: 03.03.2020).
11. Что происходит на российском рынке теневой занятости // РБК pro. 27.12.2019. URL: https://pro.rbc.ru/news/5def71c69a79472ece d03634 (дата обращения: 11.08.2020).
12. Губин Б.В., Павлов В.И., Сенчагов В.К., Сорокин Д.Е. Стратегические угрозы и риски в экономической сфере. URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/strategicheskie- ugrozy- i - riski-v-ekonomicheskoy- sfere.
13. Enste D. (2018). The shadow economy in industrial countries, IZA World of Labor 2018: 127. URL: https://wol.iza.org/articles/shadow-economy- in-industrial-countries/long. DOI: 10.15185/izawol.127.v2
14. Stanislaw Cichocki, Joanna Tyrowicz. Shadow employment in post-transition — Is informal employment a matter of choice or no choice in Poland?, The Journal of Socio-Economics, vol. 39, Iss. 4, pp. 527—535. August 2010.
SHADOW LABOR MARKET AND ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
R.I. Akyulov
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Ekaterinburg, Russia
ABSTRACT:
The article examines the structure of the national security of the state, including social, economic, informational, demographic, internal political and military. To study factors affecting national security in economic field, a methodological approach is used and such phenomena as shadow economy, shadow labor market and the degree of their impact on the national economic security is comprehensively analyzed. I the framework of the research shadow economy was considered as a system of interconnected elements. Entrepreneurs and employees deliberately covering up their economic relations from the state, as well as corrupt government officials and criminal figures engaged in illegal activities form the basis of shadow economy. The research covers aspects of illegal economic activity of economic entities providing false reports on income, shadow employment of the economically active population, illegal financial transactions, public servants inefficiently performing their duties or intentionally contributing to the development and increase of the scale of
shadow economic processes. The characteristics of the shadow labor market are given, including such signs as non-availability of official labor contracts with these employees in the employer's electronic database, non-compliance with the required sanitary standards and rules, cash settlements and lack of national social protection guarantees for employees. The conclusion is made that shadow economy significantly holds back economic growth, contributing to the illegal turnover of capital and labor and to reducing revenues to the state budget because of underpaid taxes and levies on the hidden income. In its turn this leads to underfunding of social sectors, which reduces the level and quality of life of the population.
Purpose: to develop measures for reducing shadow labor market and shadow employment to strengthen the national economic security based on statistical analysis of the dynamics of these phenomena and the entire shadow economy.
Methods: comparative analysis of statistical data, content analysis, research data systemati-zation.
Results: the typology of illegal economic activity hurting national security in the economic field is given and specified and the causal connection between certain major socio-economic and political phenomena is identified which affects the country's economic security this way or another.
Scientific novelty: the article specifies the concept of the "shadow economy", reveals the essence of the phenomenon and its relationship with the shadow labor market. Main trends of the shadow economy development are identified. The author justifies the need to develop and implement the public policy aimed at strengthening national security in the economic field, on the basis of major structural reforms both in economy and in the system of public authorities.
KEYWORDS: national security, economic security, shadow employment, shadow labor market, illegal labour force.
AUTHORS' INFORMATION:
Robert I. Akyulov — Advanced Doctor in Economic Sciences, Full Professor; Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66, 8 Marta St., Ekaterinburg, 660020, Russia); [email protected].
FOR CITATION: Akyulov R.I. (2020). Shadow labor market and economic security of Russia: problems and prospects, Municipality: Economics and Management, no. 3 (32), pp. 97—106.
REFERENCES
1. Abalkin L.I. (1994). Economic security of Russia: threats and their reflection, Problems of Economics, no. 12, p. 4.
2. Akyulov R.I. (2013). Economic and demographic security of the state: modern challenges and threats, Management issues, no. 3 (24).
3. Levshukova O.A., Petrov N.R., Kopnina A.I. (2019). Analysis of the scale of development of the shadow economy in Russia, Bulletin of the Academy of Knowledge, no. 32 (3).
4. BarsukovS.Yu. (2000). Shadow and fictitious labor markets in modern Russia, Pro et Contra, vol. 5, no. 1.
5. Alonkina L.I. (2008). Informal employment and the shadow economy, Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 3, pp. 44—45.
6. Klimonova A.N. (2014). Basic approaches to the study of the concepts of "economic security" and "economic security of the state", Socioeconomic phenomena and processes, vol. 9, no. 8, pp. 54-60.
7. Perevezentseva E.V. (2019). The shadow labor market in Russia: assessment of the scale and scope of distribution, Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 4, pp. 253-256.
8. Petrova E. Russians lined up behind envelopes// Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta .ru/business/2017/08/23/l0854458.shtml (accessed 04.08.2020).
9. Feinberg A. Informal employment has grown in Russia // Rosbusinessconsulting. URL: https:
//www. rbc.ru/ economics/27/03/2019/5c9a3ea 1 9a7947d947c377c5 (accessed 10.08.2020).
10. Starostina Y. Rosstat has measured the invisible economy of Russia. URL: https://www.rbc. ru/economics/29/08/2019/5d651 ed89a79474a 0d725030 (accessed 03.03.2020).
11. What is happening in the Russian shadow employment market // RBC pro. 12/27/2019. URL: https://pro.rbc.ru/news/5def71c69a79 472eced03634 (accessed 11.08.2020).
12. Gubin B.V, Pavlov VI., Senchagov VK., Sorokin D.E. Strategic threats and risks in the economic sphere. URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/strategicheskie- ugrozy - i-riski-v-ekonomicheskoy- sfere.
13. Enste D. (2018). The shadow economy in industrial countries, IZA World of Labor 2018: 127. URL: https://wol.iza.org/articles/shadow-economy- in-industrial-countries/long. DOI: 10.15185/izawol.127.v2
14. Stanislaw Cichocki, JoannaTyrowicz. Shadow employment in post-transition — Is informal employment a matter of choice or no choice in Poland?, The Journal of Socio-Economics, vol. 39, Iss. 4, pp. 527-535. August 2010.