УДК 330.131
ТЕНЕВОЙ СЕКТОР В АПК КАК УГРОЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Н. Н. Сологуб, канд. истор. наук, доцент; О. И. Уланова, канд. культурологии, доцент
ФГБОУ ВО Пензенский государственный аграрный университет, Россия, т. 8(8412)62-83-76, e-mail: olga.ulanova2010@ yandex.ru
Целью статьи является исследование состояния агропромышленного комплекса Российской Федерации с точки зрения продовольственной безопасности и наличия теневого сектора в сельском хозяйстве на современном этапе развития. В работе использовались общие и специальные методы познания, в том числе методы анализа, синтеза и сопоставления, которые позволяют оценить социально-экономическое состояние агропромышленного комплекса и угрозы продовольственной безопасности России на современном этапе.
Авторами обозначены факторы, которые влияют на продовольственную безопасность и наличие теневого сектора в отрасли. В статье на основе анализа российской и отечественной практики исследуются особенности неформальной экономики, которая присутствует в качестве неотъемлемой составляющей в экономике любого государства. Введение экономических санкций стимулировало рост теневого сектора экономики, который заключает в себе немалые риски для продовольственной безопасности страны.
Существование теневого сектора в АПК, создающего угрозу продовольственной и национальной безопасности в целом, необходимость принятия эффективных мер противодействия коррупции в данной отрасли обусловили актуальность, цель и задачи данного исследования.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, теневая экономика, теневой сектор, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, национальная безопасность, коррупция, антикоррупционная политика, конкурентоспособность экономики.
Введение
АПК России выступает одним из наиболее важных секторов национальной экономики, так как именно от состояния данной отрасли зависит продовольственная и национальная безопасность в целом. Современная экономика независимо от типов экономической и политической систем, характеризуется наличием достаточно развитых форм теневой экономической деятельности [4, 19].
В России в ходе рыночных преобразований стал быстро расти теневой сектор в самых различных формах, что создает угрозу экономической безопасности страны, ведет к неэффективному использованию национального богатства и ресурсов государства.
Теневые экономические отношения представляют собой специфическую форму проявления экономических отношений, возникающих между предпринимателями, потребителями, представителями различных государственных структур, гражданами по поводу складывающихся между ними неподконтрольных и не показываемых государству отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления, часто противоречащих общепризнанным морально-этическим нормам и действующему законодательству [3].
Теневая экономика как целостное социальное явление стала объектом научных
исследований лишь в 70-х годах XX века (рис. 1) [1].
Методы и материалы
В работе использовались общие и специальные методы познания, в том числе анализ и синтез, обобщение и интерпретация научной информации, логический метод, а также сравнение и систематизация.
Результаты
Теневая экономика - многогранное явление, имеющее множество проявлений. Она имеет конкретно исторический характер, сопровождает человечество на протяжении всего периода его существования. Теневая экономика, по мнению исследователей, это отношения между людьми, которые направлены на удовлетворение их потребностей способами и методами, не характерными и не типичными для данного уровня развития производства и общества [2]. Теневая экономика появляется тогда, когда обходные неформальные методы достижения экономических целей оказываются более эффективными, чем формальные.
В частности, как отмечает Р. Р. Вадю-хина, «основными факторами, обусловливающими развитие теневой экономики, являются общеэкономические, которые действуют в любой стране и в любой период времени, и факторы специфического характера, появляющиеся в зависимости от особенностей развития конкретной страны,
Нива Поволжья № 3 (52) август 2019 53
Рис. 1. Структура экономики
от ее социально-экономической и политической системы» (рис. 2) [2, 9].
К общеэкономическим факторам можно отнести состояние и степень устойчивости экономики, масштабы безработицы, размеры дифференциации получаемых доходов, продолжительность рабочего времени, условия, уровень и качество жизни населения, тяжесть налогообложения, роль государственного сектора. К факторам специфического характера - экономическое наследие СССР, характер и своеобразие (модель) проводимых рыночных преобразований в России, особенности экономической политики государства в условиях переходного периода.
На содержание теневых экономических отношений оказывают влияние такие факторы, как: несовершенство законодательства, личная заинтересованность субъектов предпринимательской деятельности, низкий уровень жизни населения, способствующий развитию скрытых видов экономической деятельности, высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом, глобализация экономических процессов, способствующая повышению мобильности капиталов, наиболее выгодному их размещению в других странах, позволяющих минимизировать издержки и максимизировать прибыль.
Распространенность теневой деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.
В АПК теневую экономику, как считает У. З. Сафин, можно определить как «неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг и как деструктивного, незаконного характера деятельность, приносящая при определенных условиях вред, ущерб государству, обществу и его членам» [15].
Для обеспечения продовольственной безопасности важно выяснение причин, основных черт и особенностей теневой экономики как угрозы национальным интересам в области продовольственного обеспечения.
Сегодня практически любая теневая деятельность хозяйствующих субъектов связана с уклонением от уплаты налогов и других платежей. Однако, с одной стороны, чем больше налогов собирает государство, тем лучше оно может решать социальные проблемы, активнее поддерживать обороноспособность страны. С другой стороны, мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый прессинг на экономику, тем быстрее экономика развивается. Смягчение этого противоречия зависит от эффективной правовой политики государства. Слабость государственной власти приводит к существенному росту трансакционных издержек, к снижению конкурентоспособности отечественного производства. Слабое государство особенно уязвимо перед коррупцией. Это, в совокупности с неразвитостью основных рыночных структур, отсутствием механизмов и правил игры на рынке, связанных с конкуренцией, рыночным
Рис. 2. Факторы теневой экономики
ценообразованием, фондовым рынком, биржевой деятельностью, способствует развитию теневых отношений в экономике [15].
Ситуация в аграрном секторе России свидетельствует о том, что, уровень производственно-хозяйственной деятельности большинства российских сельскохозяйственных предприятий не позволяет им быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным хозяйствующим субъектам в аграрной сфере зарубежных стран [21]. Это объясняется технологической отсталостью, финансовым неблагополучием, выведением из сельскохозяйственного оборота или переводом в категорию несельскохозяйственных земель значительных пахотных площадей во многих регионах страны, недостаточной государственной поддержкой сельского хозяйства.
К основным предпосылкам возникновения теневых экономических процессов в аграрном секторе, по мнению исследователей, можно отнести следующие явления:
- ограниченный приток свободных рыночных активов, отсутствие финансового рынка для аграрного сектора и ограниченность бюджетных средств для его поддержки;
- ожесточенная конкуренция теневых агентов рыночных отношений за право обладания земельными ресурсами существующих сельскохозяйственных организаций и предприятий, которые имеют слабый производственный потенциал;
- существование скрытого натурального оборота, с помощью которого путем нелегальных сделок осуществляется вторичное перераспределение материальных ресурсов;
- масштабы статистических искажений, одна часть из которых носит объективный характер и связана с принятой методикой учета затрат, а другая является сознательной дезинформацией с целью ухода от налогов или сокрытия хищений;
- отсутствие продуманной на длительную перспективу государственной политики в области налогообложения и кредитования сельского хозяйства [2, 7, 12, 21].
В современном российском законодательстве нет норм, разрешающих и регулирующих куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения, а потому в России нет и соответствующего легального рынка. Понятно, что в этих условиях нет и налоговых поступлений, которые были бы возможны, если бы рыночные операции с землей были разрешены. Большинство сельских жителей хотя и имеют в собственности различные по площади земельные участки, не покупали их, а получили в результате раздела бывших колхозов и совхозов или из районного фонда. Однако, отсутствие легального, гласного рынка вовсе не означает, что рыночные операции с земельными участками не производятся. Оказывается, что этот товар довольно активно продается и покупается на теневом рынке. Особо негативным моментом следует считать процесс активного проникновения частного капитала в село. В настоящее время идет агрессивный захват земли у крестьян. Так и не став юридически собственниками земельных долей, они где добровольно, а где под давлением расстаются с правом собственности на землю, закрепленным за ними ранее выданными свидетельствами. Земли сельскохозяйственного назначения активно переоформляются в земли общего пользования (селитебные территории), и на них производится строительство коттеджей вместе с другими объектами коммерческой недвижимости. Выкуп земель в сельской местности, безусловно, будет продолжаться и дальше. Землей стали интересоваться гипермоллы, девелоперские компании, предприятия торговли, которые могут располагаться вдоль автомобильных трасс.
Нива Поволжья № 3 (52) август 2019 55
Влияние неформальной экономики на сельское хозяйство трактуется неоднозначно. С одной стороны, очевидна ее положительная роль в решении проблем занятости и доходов населения, расширении рынка товаров и услуг, создании базы для развития предпринимательства. Так, теневой сектор в значительной степени сдерживает резкое падение уровня жизни населения и рост безработицы. Часто он поставляет дефицитные товары и услуги, а также позволяет многим выбрать удобный режим работы. Но, вместе с тем, теневой сектор порождает ряд острых социальных проблем [16, 18]. Прежде всего, он создает дополнительные условия для развития криминальной среды. Кроме того, для людей, работающих в теневом секторе, отсутствуют реальные социальные гарантии и контроль за условиями труда. Это относится не только к собственно нелегальному сектору, но и, в значительной степени, к зарегистрированным производственным единицам подобного рода.
Теневая занятость, вследствие отсутствия предусмотренного трудовым законодательством оформления, влекущего, как правило, хищническую эксплуатацию работников, является одним из факторов искажения трудовых отношений. Эта деформация выражается, с одной стороны, в применении недостаточно квалифицированной рабочей силы. Отсутствие необходимости соответствовать формальным нормам (разрядам рабочих специальностей, дипломам, сертификатам и тому подобным стандартам) ведет к снижению административно-бюрократических барьеров, но и одновременно означает, что зачастую лица, не имеющие соответствующих навыков, знаний и компетенций, допускаются к работе со сложными и потенциально опасными объектами, машинами, оборудованием. Это представляет угрозу как им самим, так и работодателям, может повлечь аварии и травматизм. С другой стороны, теневая занятость означает правовую незащищенность работников, непредоставление социальных гарантий, вероятность невыполнения договоренностей по уровню оплаты труда, сложности судебной защиты работающих без трудового договора. Неформальная занятость скрепляется межличностными и семейно-клановыми связями, другая часть теневого рынка труда обусловлена серьезными нарушениями законодательства и весьма криминализирована.
Можно отметить и ряд положительных эффектов теневой занятости. Они касаются возможностей заработка для лиц, не нашедших себя на легальном рынке труда, для одних это основной источник дохода, для многих других - дополнительный. Неформальная занятость также может предлагать более гибкий график работы, что привлекательно для социально незащищенных групп населения (женщин с мало-
летними детьми, пенсионеров, инвалидов). Доходы теневых работников, в свою очередь, ведут к увеличению спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым развитие производства в целом. Косвенно теневая занятость ведет к увеличению предложения относительно дешевых товаров и услуг, в особенности в сельском хозяйстве, обеспечивая тем самым потребление беднейших слоев, составляющих около трети населения страны, существенная доля которых проживает именно на селе. Однако, надо понимать, что положительные эффекты теневой занятости проявляются в конкретный исторический период, действуют непродолжительное время, немасштабны и имеют позитивное влияние, если не принимают институциализированную форму.
Широкое распространение теневой занятости является весьма негативным последствием переходного периода экономического развития России. Несмотря на возможные преимущества для ряда экономических агентов (например, сельхозпредприятия могут за счет теневых работников увеличивать прибыль, неформальные работники получают возможность трудиться и/или увеличивать заработок, потребители - приобретать продукты и услуги по более низким ценам), теневая занятость ведет к существенным деформациям на рынке труда, что выражается в деградации трудового потенциала страны, повышении технических и экономических рисков, криминализации рынка труда, недофинансированию доходной части бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, повышает налоговое бремя законопослушных налогоплательщиков. Развитие теневой занятости создает как на федеральном,так и на региональном уровне серьезные проблемы, игнорировать которые невозможно, следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование методологии измерения теневой экономики с целью более адекватной оценки этого показателя в сельском хозяйстве.
В связи с этим назрела необходимость разработки политической программы действий в отношении теневой составляющей аграрного сектора. Решение этого вопроса осложняется наличием двух диаметрально противоположных мнений по проблеме противодействия теневой экономике: от значительной либерализации законодательства до использования репрессивных мер воздействия на теневую экономику. Именно поэтому сначала необходима разработка единой концепции, отражающей баланс интересов государства как главного субъекта экономических отношений, максимально заинтересованного в решении проблемы, и производителей продовольствия, заинтересованных как в теневом бизнесе, так и в сокращении доли теневого сектора экономики.
Концепция должна содержать в себе краткое логическое обоснование основных целевых установок и этапов их реализации. Все это возможно лишь на основе проведения фундаментального анализа теневого сектора, как в правовом аспекте, так и экономическом. Например, Концепция по противодействию теневой экономике может отражать приоритетный способ воспрепятствования развитию теневых отношений в АПК, сформулированный с учетом таких обстоятельств, как интеграции «белой» (легальной) и «серой» (неформальной) экономики при ликвидации «черного» (криминального) сектора экономики и реформирование аграрной экономики в направлении обеспечения экономической безопасности и устойчивого экономического развития, прежде всего, отечественных производителей продовольствия. В частности, это возможно за счет локализации таких наиболее значимых патологических элементов в агросфере, как:
1) бесхозность, то есть отношений эпизодического присвоения различных видов ресурсов. Например, неустойчивое присвоение трудовых ресурсов проявляется в виде ущерба от расходов на содержание безработных (возможно, занятых при этом в неформальном секторе), сокращения поступлений в бюджет и др.;
2) экономический бюрократизм, то есть отчуждение собственника от собственности через аппарат управления, приводящий к снижению эффективности экономики, росту непроизводительных издержек, в том числе дополнительных издержек в работе правоохранительной системы;
3) недобросовестная (теневая, нелегальная) конкуренция как патология функционирования рыночного механизма в АПК, проявляющая себя через различного рода меры по блокированию развития соперников: демпинг, сговор или соглашение против третьих лиц, лишения рынков сбыта сырья и продовольствия, а также экономический шпионаж или силовое воздействие на конкурентов, что препятствует устойчивому развитию общественного воспроизводства. [6].
В любой стране мира теневой сектор и коррупция относится к фундаментальным рискам, снижающим текущий и перспективный индексы конкурентоспособности и безопасности страны. В настоящее время по уровню и масштабам развития коррупционных отношений Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире.
Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Па-
пуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.
Более двух третей всех стран получили рейтинг ниже 50, при этом средний балл составил лишь 43. С 2012 года значительно улучшили свой рейтинг только 20 стран, в том числе Аргентина и Кот-д'Ивуар, при этом значительно снизился рейтинг 1б стран, включая Австралию, Мальту и Чили.
Дания и Новая Зеландия возглавляют Индекс с 88 и 87 баллами соответственно. Южный Судан, Сирия (по 13 баллов) и Сомали (10 баллов) занимают последние позиции индекса. Регион с наивысшим рейтингом - Западная Европа и Европейский Союз со средним баллом 66, а регионами с самым низким рейтингом являются Африка (средний балл 32), Восточная Европа и Центральная Азия (средний балл 35).
Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий [5].
По данным исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), посвященном оценке и прогнозу развития глобальной теневой экономики, Россия в 2016 году вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв четвертое место в рейтинге, куда включены 28 стран. Ее объем составляет 33,6 трлн. руб., или 39 % от прошлогоднего ВВП страны, отмечается в поступившем в РБК. Показатель теневой экономики в России - один из самых высоких в мире, он почти на 84 % выше, чем в среднем по миру. Больший объем экономики в тени лишь у Украины (46 % от ВВП), Нигерии (48 % ВВП) и Азербайджана (67 % ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 38 %.
Эксперты АССА определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора. Наименьшие показатели объема теневого сектора по итогам 2016 года зафиксированы в США (7,8 % ВВП), Японии (10 %) и Китае (10,2 %). Доля теневой экономики в глобальном ВВП составила в 2016 году 22,66 %, как подсчитала АССА. В ближайшие годы она будет сокращаться: 22,1 % в 2020 и 21,4 % в 2025 году, прогнозируют эксперты. В России показатель практически не меняется год от года: в 2011 году он составлял 39,33 %, а к 2025 году останется на том же уровне -39,3 %, ожидает АССА [14].
Нива Поволжья № 3 (52) август 2019 57
Год Размер теневой экономики, трлн. рублей Доля от ВВП, % Размер ВВП, трлн. рублей
2018 20,7 20 103,6
2017 18,9 20,5 92
2016 24,3 28,3 86
2015 23,4 28,1 83,1
2014 12,35 (только Росстат) 17,3 71,4
2013 11,01 (только Росстат) 16,5 66,7
2012 9,36 (только Росстат) 15 62,4
2011 8,2 (только Росстат) 15,1 54,4
2010 7,12 (только Росстат) 16 44,5
2009 7,8 (только Росстат) 19,9 39,2
Исследование базируется на опросе ведущих предпринимателей, а также выводах двух групп экспертов. Оценка объема теневого сектора строится на двухсек-торной модели расчетного общего равновесия, в которую включаются такие переменные, как потребительские расходы, инвестиции к ВВП страны, реальный ВВП на душу населения, занятость, налоги к ВВП страны, государственные расходы к ВВП страны и темпы роста ВВП, число интернет-пользователей на тысячу человек [14].
АССА определяет теневую экономику как деятельность, которая «намеренно скрывается от государственных органов». Росстат данные о теневой экономике в открытом доступе не публикует. По мнению главы ведомства А. Суринова ее доля колеблется в районе 10-14 % ВВП: «Есть секторы, где почти 50 % ненаблюдаемой экономики, например сельское хозяйство, потому что там личные подсобные хозяйства. Операции с недвижимым имуществом - почти 50 %: это люди сдают свои квартиры (рассчитать кредит). Торговля примерно 10-11 %, строительство - порядка 16-18 %, серьезная доля; в образовании порядка 5-6 % - это репетиторство» [14].
По оценкам Росстата скрытый фонд оплаты труда в стране (это доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) постоянно растет: с 2011 года он увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6 % ВВП) до 10,9 трлн руб. (13,4 % ВВП) в 2015 году.
В то же время Росстат отдельно раскрывает показатель неформальной, но не криминальной занятости. В 2016 году ведомство оценило долю занятых в неформальном секторе в 15,4 млн. человек, или 21,2 % от общего количества занятых, -это рекорд минимум за 11 лет. Теневой сектор охватывает приблизительно 40 % занятого населения, отмечает директор Центра социально-политического мониторинга РАНХ и ГС Андрей Покида, «именно такая доля сотрудников работают или подрабатывают и при этом не платят налоги. С 2001 года размер теневого сектора менялся несильно, людям продолжают платить зарплату в конвертах, а вторичная занятость не регистрируется» [14].
По сообщению Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2018 году
теневая доля в общем объеме ВВП РФ составила более 20 триллионов рублей, что в процентном отношении к общему внутреннему валовому продукту составляет примерно 20 %. Сумма была рассчитана с учётом нелегальных или неправильно задекларированных импортных товаров, криминальной составляющей, скрытого дохода юридических лиц и неофициальной зарплаты рабочих, которая выплачивается в обход налогового законодательства. Четвёртую часть от общей суммы составляют «чёрные» зарплаты и прибыль от криминального бизнеса. Возникает вопрос: «Как можно посчитать долю теневого дохода в экономике, если данные о неформальном доходе нигде не учитываются?» Это сделать можно только на основе единственного показателя - информации о расходах граждан нашей страны.
Из таблицы видно, что в 2017 году произошло значительное уменьшение доли неучтенного дохода в общей экономике страны. Эксперты считают, что это может быть связано не только с действительным сокращением теневого бизнеса (на показатель могли повлиять изменения в законодательстве, поэтому часть теневого сектора перестала быть таковой, что и отразилось на мониторинге), но изменение методики оценки самого Росфинмониторинга. Помимо этого, по словам экспертов этой службы, в России снизился объём нелегально поступающих в страну денежных средств из-за рубежа, а также сократилась доля «теневых» финансовых потоков из России в банки других стран.
При проведении мониторинга в оценку были включены следующие данные:
- объём нелегального импорта (товаров, у которых занижена таможенная госпошлина из-за недостоверных налоговых деклараций);
- скрытая прибыль от налогообложения;
- криминальные деньги
- «чёрные» зарплаты [17].
Наличие неформальной занятости и теневого сектора в АПК выступает угрозой продовольственной безопасности, которая может привести к несоблюдению пороговых значений. Для того, чтобы обеспечить устойчивое экономическое развитие страны, государству необходимо принять меры, направленные на повышение платежеспо-
собного спроса населения на пищевые продукты, сокращение ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с одной стороны, и материально-технических ресурсов - с другой, создать благоприятный инвестиционный климат в сфере производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сократить различия в уровне жизни городского и сельского населения, продолжить политику импортозамещения и др. [7].
Таким образом, в существующих экономических реалиях возрастает необходимость взвешенного подхода к управлению финансово-экономическими, организационно-техническими и информационными аспектами деятельности предприятия, с помощью которого руководство организации сможет производить вытеснение теневой экономики, разрабатывать и реализо-вывать мероприятия по предотвращению возможного появления нежелательных результатов в своей деятельности.
Заключение
Наличие теневого сектора в АПК представляет угрозу продовольственной безопасности государства.
В условиях негативного отношения к России со стороны стран западного сооб-
щества и наличия ряда экономических санкций, основой государственной стратегии продовольственной безопасности должна быть политика, учитывающая национальные интересы и стратегические приоритеты. Одной из главных задач государства на современном этапе является принятие системы мер, направленных на сокращение доли теневого сектора в структуре экономики, и создание условий для стабильного и устойчивого развития народнохозяйственного комплекса.
Для борьбы с криминальной составляя-ющей экономики отрасли требуется комплексный подход, который включает экономические, политические, правовые, силовые, социально-психологические методы [20].
В современных условиях одной из важнейших задач государства является легализация теневой экономики, вовлечение ее в нормальную систему рыночной экономики. Это предполагает: развитие и совершенствование самих рыночных отношений, быстрейшее внедрение в хозяйственную практику подлинно рыночных правил игры, обеспечение мер государственной поддержки и правовой гарантии осуществления этих сложных трансформационных процессов [2].
Литература
1. Буров, В. Ю. Существующие проблемы изучения теневой экономики / В. Ю. Буров // Известия Иркутской государственной экономической академии: электронный научный журнал. - 2011. - № 3.
2. Вадюхина, Р. Р. Теневая экономика в России и ее криминальный характер: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.01: Уфа, 2001. - 162 с. РГБ ОД, 61:02-8/1349-5 URL: http://www. dslib. net/econom-teona/tenevaja-jekonomika-v-rossii-i-ee-kriiTiinalnyj-harakter html // http://economy-lib. com/tenevaya-ekonomika-v-rossii-i-ee-kriminalnyy-harakter. - Текст электронный.
3. Дадалко, В. А. Проблемы противодействия теневой экономике в сфере продовольственной безопасности современной России / В. А. Дадалко, Е. Р. Михалко URL: http://cyberleninka. ru/article/n/14-1-problemy-protivodeystviya-tenevoy-ekonomike-v-sfere-prodovolstvennoy-bezopasnosti-sovremennoy-rossii. - Текст электронный.
4. Иевлева, Н. В. Проблемы и задачи повышения инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса / Н. В. Иевлева. URL: http://www. publishing-vak. ru/file/archive-economy-2016-11 b/4-ievleva. pdf. - Текст электронный.
5. Индекс восприятия коррупции: исследование. URL: https://transparency. org. ru/research/v-rossii/ rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto. html. - Текст электронный
6. Козлобаева, Е. А. Теневая экономика в системе экономической безопасности: отношения нормы и патологии / Е. А. Козлобаева, С. И. Яблоновская // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2018. - № 1 (56). - С. 247-257.
7. Нехода, Е. В. Актуальные вопросы экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения / Е. В. Нехода. URL: https://rour. neicon. ru/xmlui/bitstream/handle/rour/313719/SOURCE1. pdf? se-quence=1& isAllowed=y. - Текст электронный.
8. О текущей ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации в декабре 2018 года. URL: http://mcx. ru/analytics/apk-review. - Текст электронный.
9. Овсянникова, И. П. Теневая экономика: учебное пособие / И. П. Овсянникова. - Ростов на Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2015. - 160 с.
10. Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения / Е. Н. Никифорова, Ю. Ю. Рассыпнова, Н. Н. Бекренева, Н. М. Гурьянова // Нива Поволжья. - 2018. -№ 4. - С. 83-91.
11. Позубенкова, Э. И. Конкурентный анализ производителей семян подсолнечника / Э. И. Позу-бенкова // Нива Поволжья. - 2018. - № 2. - С. 23-29.
12. Проблемы и основные направления повышения эффективности функционирования АПК региона в условиях глобализации и импортозамещения: монография / под общей редакцией О. А. Столяровой, Р. Р. Юняевой. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - 180 с.
13. Россия в цифрах. - Москва: Росстат, 2016. URL: http://www. gks. ru/free_doc/doc_2016/rusfig/ rus16. pdf. - Текст электронный.
Нива Поволжья № 3 (52) август 2019 59
14. Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой. URL: https://www. rbc. ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff. - Текст электронный.
15. Сафин, У. З. Теневая экономика как угроза продовольственной безопасности страны / У. З. Сафин // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2010. - № 9. - С. 57-62.
16. Сологуб, Н. Н. Сельскохозяйственное предпринимательство: история и современность /
H. Н. Сологуб, О. И. Уланова // Нива Поволжья. - 2018. - № 4. - С. 95-103.
17. Теневая экономика в России. URL: http://fincan. ru/articles/94_tenevaja-ekonomika-v-rossii. -Текст электронный.
18. Уланова, О. И. Политика импортозамещения как фактор обеспечения продовольственной безопасности / О. И. Уланова, Н. Н. Сологуб // Нива Поволжья. - 2016. - № 3. - С. 121-129.
19. Ускова, Т. В. Агропромышленный комплекс региона: состояние, тенденции, перспективы / Т. В. Ускова. URL: https://knigogid. ru/books/858429-agropromyshlennyy-kompleks-regiona-sostoyanie-tendencii-perspektivy/toread. - Текст электронный.
20. Хуров, З. М. Управление вытеснением теневой экономики в региональном АПК / З. М. Хуров. URL: http://economy-lib. com/upravlenie-vytesneniem-tenevoy-ekonomiki-v-regionalnom-apk#ixzz5ocytZwj2. - Текст электронный.
21. Якубович, Е. Н. Теневая экономика в аграрном секторе страны / Е. Н. Якубович. URL: https:// cyberleninka. ru/article/n/tenevaya-ekonomika-v-agrarnom-sektore-strany). - Текст электронный.
22. Strategic models of optimization of support of farmers / D. Samygin, N. Baryshnikov, L. Vinnichek,
I. Glasunov // Ponte. - 2017. - V. 73. - № 4. - P. 146-157.
23. Samygin, D. Models of investment appeal of agribusiness in Russian regions / D. Samygin, N. Baryshnikov, N. Shlapakova // Ponte. - 2017. - V. 73. - № 2. - P. 344-351.
24. Gushchina, V. A. The substantiation of the seeding rate of spring rape in the conditions of unstable moistening of forest-steppe of the middle volga region / V. A. Gushchina, A. S. Lykova // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2018. - V. 9. - № 1. - P. 149-154.
UDK 330.131
THE SHADOW SECTOR IN AGRICULTURE AS A THREAT TO RUSSIA'S FOOD SECURITY
N. N. Sologub, candidate of historical sciences, assistant professor;
O. I. Ulanova, candidate of cultural sciences, assistant professor
FSBEE HE Penza state agrarian university, Russia, t. 8(841)62-83-76, e-mail: [email protected]
The article is aimed at studying the state of the agro-industrial complex of the Russian Federation from the point of view of food security and the presence of the shadow sector in agriculture at the present stage of the development. The authors used general and special methods of cognition, including methods of analysis, synthesis and comparison, which allow assessing the socio-economic state of the agro-industrial complex and threats to food security in Russia at the present stage. The authors identify the factors that affect food security and the presence of the shadow food sector in the industry. Based on the analysis of Russian and domestic practice, the article examines the features of the informal economy, which is present as an integral component in the economy of any state. The introduction of economic sanctions stimulated the growth of the shadow sector of the economy, which involves considerable risks to the country's food security. The existence of the shadow sector in agriculture, which poses a threat to food and national security in general, the need to take effective measures to combat corruption in this industry have determined the relevance, purpose and objectives of this study.
Key words: agro-industrial complex, shadow economy, shadow sector, food security, national security, corruption, anti-corruption policy, competitiveness of the economy.
References:
1. Burov, V. Yu. Present problems of studying the shadow economy / V.Yu. Burov // Izvestiya Irkutsk state economic academy: electronic scientific journal. - 2011. - No. 3.
2. Vadukhina, R. R. Shadow economy in Russia and its criminal nature Diss.... cand. econ. sciences: 08.00.01: Ufa, 2001. - 162 c. The RSL OD, 61:02-8/1349-5 URL: http://www. dslib. net/econom-teoria/tenevaja-jekonomika-v-rossii-i-ee-kriminalnyj-harakter. html // http://economy-lib. com/tenevaya-ekonomika-v-rossii-i-ee-kriminalnyy-harakter. - Electronic text.
3. Dadalko, V. A. Problems of counteraction to a shadow economy in the sphere of food security in present Russia / V. A. Dadalko, E. R. Mikhalko URL: http://cyberleninka. ru/article/n/14-1-problemy-protivodeystviya-tenevoy-ekonomike-v-sfere-prodovolstvennoy-bezopasnosti-sovremennoy-rossii. - Electronic text.
4. levleva, N. V. Problems and tasks of increasing the investment attractiveness of the agro-industrial complex / N. V. levleva. URL: http://www. publishing-vak. EN/file/archive-economy-2016-11b/4-ievleva. pdf. -Electronic text.
5. Corruption perception index: a study. URL: https://transparency. org. EN/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto. html. - Electronic text
6. Kozlobayeva, Ye. A. Shadow economy in the system of economic security: relations, norms and pathology / Ye. A. Kozlobayeva, S. I. Yablonovskaya // Vestnik of the Voronezh state agrarian university. - 2018. -No. 1 (56). - P. 247-257.
7. Nekhoda, Ye.V. Current issues of economics and management: a fresh look and new solutions / Ye. V. Nekhoda. URL: https://rour. neicon. EN/xmlui/bitstream/handle/rour/313719/SOURCE1. pdf? se-quence=1& allowed=y. - The body of the email.
8. On the current situation in the agro-industrial complex of the Russian Federation in December 2018. URL: http://mcx. ru/analytics/apk-review. - Electronic text.
9. Ovsyannikova, I. P. Shadow economy: textbook / I. P. Ovsyannikova. - Rostov-on-Don: FSBEE HE RSUPS, 2015. - 160 p.
10. Improving the efficiency of using agricultural land / Ye. N. Nikiforova, Yu. Yu. Rassypnova, N. N. Bek-reneva, N. M. Guryanova // Niva Povolzhya. - 2018. - No. 4. - P. 83-91.
11. Pozubenkova, E. I. Competitive analysis of manufacturers of seeds of sunflower / E. I. Pozubenkova // Niva Povolzhya. - 2018. - No. 2. - P. 23-29.
12. Problems and main directions of increasing the efficiency of functioning of agro-industrial complex of the region in the conditions of globalization and import substitution: monograph / edited by O. A. Stolyarova, R. R. Yunyaeva. - Penza: EPD PSAU, 2017. - 180 p.
13. Russia in figures. - Moscow: Rosstat, 2016. URL: http://www. gks. ru/free_doc/doc_2016/ rusfig/rus16. pdf. - Electronic text.
14. Russia is among the five countries with the largest shadow economy. URL: https://www. rbc. EN/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff. - Electronic text.
15. Safin, U. Z. Shadow economy as a threat to food security of the country / U. Z. Safin / / Vestnik of the academy of economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2010. No. 9. - P. 57-62.
16. Sologub, N. N. Agricultural entrepreneurship: history and present state / N. N. Sologub, O. I. Ulanova // Niva Povolzhya. - 2018. - No. 4. - P. 95-103.
17. Shadow economy in Russia. URL: http://fincan. EN/articles/94_tenevaja-ekonomika-v-rossii. - Electronic text.
18. Ulanova, O. I. policy of import substitution as a factor of ensuring food security / O. I. Ulanova, N. N. Sologub / / Niva Povolzhya. - 2016. - No. 3. - P. 121-129.
19. Uskova, T. V. Agro-industrial complex of the region: state, trends, prospects / T. V. Uskova. URL: https://knigogid. ru/books/858429-agropromyshlennyy-kompleks-regiona-sostoyanie-tendencii-perspektivy/toread. - Electronic text.
20. Khurov, Z. M. Control of the displacement of the shadow economy in regional agro-industrial complex / Z. M. Khurov. URL: http://economy-lib. com/control-vytesneniem-tenevoy-ekonomiki-v-regionalnom-apk#ixzz5ocytZwj2. - Electronic text.
21. Yakubovich, Ye. N. Shadow economy in the agricultural sector of the country / Ye. N. Yakubovich. URL: https://cyberleninka. EN/article/n/tenevaya-ekonomika-v agrarnom-sektore-strany). - Electronic text.
22. Strategic models of optimization of support of farmers / D. Samygin, N. Baryshnikov, L. Vinnichek, I. Glasunov // Ponte. - 2017. - V. 73. - № 4. - P. 146-157.
23. Samygin, D. Models of investment appeal of agribusiness in Russian regions / D. Samygin, N. Baryshnikov, N. Shlapakova // Ponte. - 2017. - V. 73. - № 2. - P. 344-351.
24. Gushchina, V. A. The substantiation of the seeding rate of spring rape in the conditions of unstable moistening of forest-steppe of the middle volga region / V. A. Gushchina, A. S. Lykova // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2018. - V. 9. - № 1. - P. 149-154.
Нива Поволжья № 3 (52) август 2019 61