4. Вишняков И. В. Методы и модели оценки кредитоспособности заемщиков / И. В. Вишняков. СПб.: СПбГИЭА, 2009. 354 с.
5. Градов А. П., Соколова С. И. Управление процессом поддержки конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях экономического кризиса // Научно-технические ведомости СПБГПУ. Вып. 3 (79). СПб.: СПБГПУ, 2010. С. 17-24.
6. Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков» (ред. от 16.02.2015). [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70186876/. (дата обращения: 10.02.2016).
7. Куликов С. В. Оценка кредитоспособности организации-заемщика коммерческого банка // Проблемы экономической науки и практики: сб. научных трудов / под ред. С. А. Филатова; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. Вып. 1. Новосибирск: НГУЭУ, 2015. С. 104-109.
8. Междисциплинарное осмысление феномена экономической безопасности / под ред.
A. Н. Литвиненко СПБ.: СПБУ МВД, 2015. 240 с.
9. Положение Банка России от 20 марта 2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (ред. от 30.09.2014). [Электронный ресурс]: URL: http://base.garant.ru/586260/. (дата обращения: 8.02.2016).
10. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (ред. от 18.06.2015). [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru/today/ payment_system/P-sys/254-P.pdf. (дата обращения: 9.02.2016).
11. Смоляк В. А. Проблемы усовершенствования оценки кредитоспособности заемщика банка /
B. А. Смоляк [Электронный ресурс]. URL: http://www. rusnauka.com. (дата обращения: 8.02.2016).
12. Терехин В. И., Подгорнова Н. А. Моделирование и управление остатками денежных средств предприятия. М.: Креативная экономика, 2012. 164 с.
13. Указание Банка России от 25 ноября 2014 г. № 3453-У «Об особенностях использования рейтингов кредитоспособности в целях применения нормативных актов Банка России». [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant. ru/law/hotdocs/39556.html. (дата обращения: 10.02.2016).
Illegal labour migration and economic security of Russia Burankova M.
Нелегальная трудовая миграция и экономическая безопасность России
Буранкова М. А.
Буранкова Мария Александровна / Burankova Mariya - научный сотрудник, Центр финансов социальной сферы, Научно-исследовательский финансовый институт, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется влияние внешней трудовой миграции на экономическую безопасность России, с ее положительными и отрицательными чертами, а также, выделяется одна из наиболее острых проблем, стоящих перед страной, - нелегальная трудовая миграция. Эти аспекты являются важными для понимания перспектив развития России, а также устранения потенциальных угроз в геополитическом и социально-экономическом контексте безопасности Российской Федерации. Abstract: the article analyzes the influence of external labor migration on the economic security of Russia, with its positive and negative features, as well as stands one of the most pressing problems facing the country - illegal labor migration. These aspects are important for an understanding of the prospects of development of Russia, as well as the elimination of potential threats to the geopolitical and socio-economic context of the security of the Russian Federation.
Ключевые слова: иностранная рабочая сила, нелегальная миграция, миграционная политика, национальные интересы, экономическая безопасность.
Keywords: illegal migration, foreign labor, migration policy, national interests, economic security.
В настоящее время Россия переживает сложную демографическую и экономическую ситуацию. В стране происходит не только сокращение общей численности населения, но и активное сокращение населения в трудоспособном возрасте, т.е. трудового потенциала страны, с одновременным увеличением числа людей старше и младше трудоспособного возраста.
Современному развитию экономики России необходима временная трудовая миграция как в передовых отраслях, связанных с инновациями, так и в строительстве, сфере услуг, обрабатывающей
промышленности. Основным источником иностранной рабочей силы служат страны СНГ, с которыми введен безвизовый режим. Дальнейшее развитие евразийской интеграции и расширение Евразийского экономического союза, вероятно, существенно будет влиять на миграционную политику России.
По данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) за 2013 год Россия стоит на втором месте после США по количеству принятых мигрантов [1]. Страной массового притока мигрантов она стала в первой половине 1990-х гг. после распада СССР и обострения экономической и политической ситуации, обусловив тем самым вынужденный характер внешней миграции. С 2000-х годов миграция приобрела экономический характер. При этом оживление экономики с одновременной естественной убылью населения трудоспособного возраста создали спрос на иностранную рабочую силу на российском рынке труда [2].
В России, как и в странах ЕС, миграция существенно влияет на социально-экономическое и демографическое развитие. При условии низкого естественного прироста в России (в 2013 году данный показатель составил около 20 тыс. человек), внешняя миграция обеспечивает более 90 % от общего прироста численности населения страны [3].
Согласно прогнозу Росстата, численность трудоспособного населения России будет продолжать сокращаться максимум на 1,5 млн человек в год, и к 2031 году составит при пессимистичном сценарии 73,9 млн человек, по умеренному сценарию - 77,3 млн человек, по оптимистическому прогнозу - 80,5 млн человек [4]. Помимо этого, с каждым годом будет увеличиваться число людей старше и младше трудоспособного возраста. Все эти последствия, в свою очередь, могут значительно ограничить возможности роста производительности труда, которая является одним из ключевых факторов развития экономики [5, 6].
Для поддержания стабильной численности населения и производительности труда, по мнению ряда демографов, России необходимо ежегодно принимать не менее 500 тыс. иммигрантов [7].
Ряд экспертов, анализирующих проблемы безопасности России, сходят во мнении о том, что спектр большого числа угроз затрагивает национальные интересы Российской Федерации, стран СНГ и мирового сообщества в целом. Однако последствия влияния этих угроз могут проявиться не столько сегодня, сколько иметь серьезный глобальный характер завтра, а это может привести к непоправимым последствиям в центральных сферах жизни (социально-политической, духовной и экономической) нашей страны. На экономическую безопасность влияние миграции обуславливают три миграционных потока: -внутренняя миграция - включает миграцию внутри одного региона и миграцию между различными регионами;
-миграционный обмен со странами СНГ, в том числе и вынужденная миграция; -миграционный обмен со странами дальнего зарубежья, который включает эмиграцию из страны и иммиграцию (в том числе и незаконную).
Миграция влияет на безопасность экономики России весьма неоднозначно, может иметь как позитивные, так и негативные последствия.
Относительно нынешних российских реалий, миграция в сегодняшнем виде создает немало угроз экономической безопасности страны.
Если говорить об отрицательных последствиях, то среди них можно выделить несколько общих: во-первых, при использовании труда мигрантов это нерационально используемый образовательный и квалификационный потенциал; во-вторых, на перспективных территориях России, где существует проблема нехватки рабочих рук, медленно осваивается промышленное производство. При этом большое число трудящихся мигрантов, которые концентрируются в отдельных экономически более развитых регионах Российской Федерации, создает в свою очередь также немало проблем социального и экономического характера.
Что касается положительных моментов влияния миграции на экономическую безопасность, то они имеют долгосрочный характер. Ввиду того, что все потенциальные возможно, которыми обладают мигранты, государством практически не используются. Хотя изменяющаяся в положительную сторону ситуация в экономике России, и ее социально-экономические возможности развития дают возможность предположить, что потенциал нынешних и будущих мигрантов будет весьма востребован и полезен для нашей страны.
Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед нашей страной, является незаконная (нелегальная) миграция.
К числу основных угроз и вызовов безопасности Российской Федерации, создаваемых незаконной миграцией, в современных условиях можно отнести следующие:
- увеличение потока незаконной миграции граждан иностранных государств и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, а также в государства - члены Европейского союза транзитом через территорию Российской Федерации. Основу этой категории лиц составили выходцы из стран Центрально-Азиатского региона (прежде всего, из Республики Узбекистан и Республики
Таджикистан), прибывающие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, и выходцы из стран Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, использующие территорию Российской Федерации в качестве «транзитного коридора» для миграции в европейские страны. Увеличение миграционных потоков способствует созданию новых каналов незаконной миграции, которые могут использоваться для осуществления террористической и иной экстремистской деятельности;
- обострение социально-политической обстановки в Российской Федерации в результате незаконной коммерческой деятельности, роста безработицы, усиления этнических, социальных и других противоречий. Использование незаконными мигрантами поддержки этнических диаспор, имеющих общинную или клановую структуру, с целью легализации своего статуса на территории Российской Федерации. Этнические организационные структуры незаконных мигрантов формируют неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную коммерческую деятельность, занимаются незаконной торговлей оружием, наркобизнесом, незаконным перемещением мигрантов, иными видами уголовно наказуемых деяний. Данные обстоятельства создают предпосылки к заинтересованности со стороны специальных служб, организаций иностранных государств к установлению контроля над подобными объединениями;
- усиление влияния этнических формирований (диаспор и землячеств) на органы власти Российской Федерации, расширение их контактов с государственными органами своих стран, иностранными некоммерческими неправительственными организациями и международными организациями;
- осложнение криминогенной ситуации в приграничных регионах и Российской Федерации в целом. Значительное число мигрантов, не обладая законным статусом и не имея средств, для существования, вовлекаются третьими лицами в криминальную деятельность или сами объединяются на основе этнической принадлежности в организованные преступные группы, которые при этом поддерживают связь с родиной;
- наличие негативных демографических сдвигов в ряде регионов Российской Федерации, в первую очередь приграничных, на фоне сокращающейся численности коренного населения [8, 9].
Послабления в миграционной политике, а также отсутствие визового режима, возможность беспрепятственного пересечения российских границ выходцами из стран СНГ, географически удобное положение для транзита из Азии в Европу - все это весьма благоприятствовало существенному наплыву нелегальных мигрантов в Россию из различных иностранных государств.
Согласно данным статистики, общая численность иностранных граждан, которые временно находились на территории Российской Федерации, в 2015 году составляла около 425,5 тыс. чел., из которых официальный статус «вынужденных переселенцев» имели примерно 238 тыс. человек. Необходимо отметить, что лишь 10 % мигрантов, прибывающих ежегодно в Россию, обладают легальным статусом, остальные пользуются этим статусом незаконно. Из 12 млн. 400 тыс. иммигрантов, которые в 2015 году находились в России, примерно 60 %, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляли нелегалы [10].
Отсутствие исследований миграционной сферы, затрудняющее количественное определение масштабов нелегальной занятости приводит к тому, что данные официальной статистики и экспертов значительно разнятся. Так, по оценкам экспертов, нелегальная занятость мигрантов может достигать 15-20 млн. человек [11].
Вхождение Российской Федерации в международный рынок труда подразумевает под собой и участие ее в процессах внешней трудовой миграции, высвобождения и привлечения рабочей силы. Привлечение иностранной рабочей силы необходимо для создания национального рынка труда. При этом степень и формы использования рабочей силы должны носить целесообразный, экономически обоснованный характер. Так, в условиях весьма значительного потока нелегальной трудовой миграции, рынки труда отдельных районов России деформируются, а препятствовать этому процессу ввиду безвизового режима въезда из стран СНГ весьма непросто.
Нестабильность в экономике, значительные масштабы «теневой экономики», пробелы в миграционном законодательстве способствуют нелегальной миграции, дают возможность нелегальным мигрантам проникнуть, осесть и трудоустроится в России. В развитых странах ниши, которые заполняют мигранты, либо включены в официальную экономику, либо находятся в тени частично, в России же деятельность мигрантов по большей части срослось с теневой экономикой. Дешевые рабочие руки мигрантов в больших масштабах используют недобросовестные предприниматели, получающие огромную прибыль, экономя на зарплате, страховых отчислениях и налогах, которые они обязаны платить в бюджет за каждого официально трудоустроенного работника. Нарушение связей между составляющими экономических отношений в рамках формирующегося международного рынка труда становится причиной усиления теневых миграционных процессов, которые практически не
поддаются учету. В связи с чем, степень их отрицательного воздействия на экономическую безопасность государства сегодня практически не поддается оценке.
Потери России от нелегальной миграции влекут за собой вывоз огромных финансовых потоков, до 10 млрд. долл. США в год, а не поступление налогов в российский бюджет от нелегальной занятости трудовых мигрантов в 6,1 раза превышает его доходы от их легального использования (до 40 млрд. рублей ежегодно теряет российский бюджет от неуплаты налогов нелегальными мигрантами) [12]. Для полноценного функционирования государства и обеспечения его экономической безопасности необходима эффективная система контроля за налоговыми поступлениями, так как ежегодно от неуплаты налогов нелегальными мигрантами российский бюджет теряет до 40 млрд. рублей [13].
Экономике России с учетом ряда факторов, в особенности уменьшения с каждым годом числа лиц трудоспособного возраста, необходимы дополнительные трудовые ресурсы. В каких масштабах они требуются зависит от интенсивности экономического развития, обновления основных фондов и увеличения производительности труда, при этом нужно учесть еще процесс высвобождения работников в различных отраслях экономики [14].
Нахождение на рынке труда России нелегальных мигрантов, которые составляют больше половины всех мигрантов, находящихся на территории России, является чрезмерным и наносит серьезный экономический и социальный ущерб. Иностранная рабочая сила должна отбираться с учетом потребностей экономики России в кадрах определенных профессий и квалификаций. Набирать ее нужно по результатам предварительного тестирования потенциальных сотрудников, на основе информации, предоставляемой службой занятости о потребности в трудовых ресурсах определенных профессий в рамках квот, утверждаемых Правительством Российской Федерации, на каждый год.
Явление, как легальная и нелегальная трудовая миграция, стало неотъемлемой частью переходных экономик стран СНГ. В масштабах СНГ оно сдерживает инфляцию, компенсирует сокращение доходов, не давая возможности обнищать значительной части населения. Миграция трудовых ресурсов способствует расширению занятости населения, рынок труда становится более гибким благодаря развитию альтернативных сфер занятости, а также иностранные работники осуществляют постоянные коммуникации среди стран СНГ [15].
С учетом имеющихся положительных моментов, которые обусловлены миграцией в целом, нелегальная миграция весьма негативно влияет на экономическую безопасность России. Она может наносить существенный ущерб как национальному рынку труда, так потенциалу регионов страны, в его экономической и трудовой составляющей, их трудовому и экономическому, усилить снижение уровня производства отдельных секторов экономики. Довольно часто большое количество мигрантов, которые не могут найти работу или работают не по специальности, утрачивая и неэффективно используя свой квалификационный потенциал, в конечном итоге теряют всякую мотивацию к труду. Помимо этого, нелегальная миграция сопровождается выводом большого объема капитала, полученного на территории Российской Федерации, за рубеж, что в свою очередь угрожает позициям во внешней экономике и финансовой составляющей благополучия страны.
На основе всего изложенного можно сделать вывод, что сегодня, с учетом проблем демографического и социально-экономического характера, вопросы урегулирования нелегальных миграционных потоков так и остаются не решенными. Предусмотренные Концепцией государственной миграционной политики до 2025 года меры по нивелированию угроз национальной безопасности страны, связанных с привлечением и использованием труда иностранной рабочей силы, а также максимальной защищенности, комфортности и благополучию населения Российской Федерации, не реализуются, в результате чего отмечается лишь ухудшение ситуации [16]. Все это требует роста эффективности по всем направлениям деятельности и должно сводиться к сохранению и укреплению суверенитета и обороноспособности, продовольственной независимости, поддержке населения, а также обеспечению эффективной системы контроля за налоговыми поступлениями [17]. Для реализации поставленных целей анализ влияния внешней миграции на экономику Российской Федерации и определение приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов на оптимизацию миграционных процессов являются определяющими [18].
Все попытки Федеральной миграционной службы сократить увеличение количества нелегальных мигрантов на территории Российской Федерации пока не так и остаются нереализованными и ситуация остается напряженной даже не смотря на введение обязательного лицензирования для иностранных работников.
Принятые нормативно-правовые акты, реализуемые по корректировке миграционных процессов организационные, финансовые и другие меры не отвечают масштабам и сложностям задач, а также не достаточно учитывают современные вызовы и угрозы геополитического и социально-экономического характера. Кроме этого, официальные данные о количестве иммигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и данные экспертов значительно
рознятся между собой. То есть налицо рассогласованность действий и дублирование функций этих органов в сфере регулирования миграции, а также отсутствие четко налаженной системы учета и мониторинга численности иммигрантов, особенно незаконно находящихся на территории России.
Если в дальнейшем не предпринимать соответствующих угрозам незаконной миграции мер, то ущерб от нее, наносимый экономической безопасности Российской Федерации, с каждым годом будет не только не сокращаться, но и возможно значительно увеличиваться.
Литература
1. World Migration in Figues // OECD-UNDESA. Октябрь 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/els/mig/World-Migration-in-Figures.pdf.
2. Зайончковская Ж. Миграция в современной России // Российский совет по международным делам (РСМД). 16 апреля 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncü.ru/inner/?id_4=1714#top-content.
3. Щербакова Е. М. Россия: демографические итоги 2013 года (часть 3). [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/demo/rossija_demograficheskije_itogi_2013_goda_chast_iii_2014-06-10.htm.
4. Демографический прогноз до 2030 года // Росстат 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/.
5. Кардашевский В. В.. Важнейшая задача модернизации экономики России — повышение производительности труда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vcugjournal.ru/iss/iss191-06.PDF.
6. Журавлева Л. В., Кораблева О. В., Буранкова М. А. Повышение доступности и качества услуг здравоохранения в зарубежных странах. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2015. № 5 (290).
7. Довгополов Е. Ю. Об экономической безопасности России в сфере международной миграции населения. Журнал «Право и политика». М.: Издательство «NOTA BENE». № 8, 2008.
8. Поскребетьев С. В. Современные проблемы незаконной миграции. Аналитический вестник № 39 (592). С. 9-11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.council.gov.ru/media/files/41d59a121da25cf62a52.pdf.
9. Рыкова И. Н., Кораблев Д. В. Приоритизация государственной политики развития Дальнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2014/3/08_3_2014.pdf.
10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.05.2016).
11. Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь. Москва, март 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: http://migrant.ru/wp-content/uploads/2015/06/Концепция миграционной политики до 2025.pdf. (дата обращения: 23.05.2016).
12. Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь. Москва, март 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: http://migrant.ru/wp-content/uploads/2015/06/ Концепция миграционной политики до 2025.pdf (дата обращения: 23.05.2016).
13. В РФ ежегодно задерживают около 200 тыс. нелегальных мигрантов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.baltinfo.ru/2011/11/23/V-RF-ezhegodno-zaderzhivayut-okolo-200-tys-nelegalnykh-migrantov-242928 (дата обращения: 26.05.2016).
14. Гришанова А. Г. Миграционный потенциал населения России. Аналитический вестник № 39 (592), Москва, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.council.gov.ru/media/files/41d59a121da25cf62 a52.pdf. (дата обращения: 21.05.2016).
15. Коровкин А., Королев И. Привлечение иностранной рабочей силы как фактор эффективного развития национального рынка труда. «Российская миграция». Информационно-аналитический журнал. № 10 (56), октябрь 2012. С. 39.
16. Еремин С. В. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации как фактор стабилизации миграционной ситуации. Аналитический вестник № 39 (592). Москва, 2015. С. 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.council.gov.ru/media/files/41d59a121da25cf62a52.pdf (дата обращения: 21.05.2016).
17. Малис Н. И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов // Финансовый журнал. Январь-март 2014. № 1 (19). [Электронный ресурс]. URL: http://nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2014/1/09_1_2014.pdf.
18. Сухарев О. С. Бюджетные расходы, эффективность и приоритеты развития экономики // Финансовый журнал, 2015. № 1.