АПРАКСИМОВА O.A.
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НА СТРУКТУРУ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
ОТРАСЛИ
Традиционно считается, что среди факторов, определяющих возникновения естественной монополии (ЕМ) в отрасли, особенности технологии, обладающей свойством положительной отдачи от масштаба, имеют превалирующее значение. Естественную монополию, возникшую в силу предопределяющего влияния этих факторов часто называют "технологической" [2, с. 13]. В случае технологического происхождения естественной монополии кривая долгосрочных средних издержек имеет L-образную форму, т.е. долгосрочные средние издержки снижаются по мере роста объема выпуска и отрасль характеризуется устойчивой субаддитивностью функции издержек.
Традиционное принятие технологического происхождения естественной монополии в качестве определяющего фактора имеет сильную аргументацию. Главными причинами эффекта издержек в таких отраслях являются технология передачи и прямая связь с потребителем. Мощность инфраструктурных сетей возрастает значительно больше, чем затраты на их эксплуатацию. Следовательно, дешевле осуществлять передачу через длинные и мощные линии.
При необходимости можно проложить вторые пути, построить дополнительные линии электро-^ передачи, но действующая в отрасли фирма-монополист сделает это с гораздо более низкими издер-2? жками, чем ее возможные новые конкуренты. Все эти факторы обусловливают высокие первоначальные издержки в этих отраслях. И эти издержки могли бы дублироваться, если бы две или более ком-6пании старались охватить один и тот же рынок. Поэтому конкуренция в таких отраслях неэффектив-□ на и бесполезна [12, с. 102].
ГМ Б. Бехлинг также считает неэффективность конкурентного дублирования важным фактором
естественной монополии: "Конкурентное дублирование приводит к переизбытку общих инвестиций и более высоким издержкам на единицу продукции. Общие мощности оказываются большими, чем это ^ необходимо рынку, и никто из конкурентов не достигает максимальной эффективности по издерж-■Е кам и экономному использованию капитальных ресурсов. Общественная целесообразность также тре-а бует минимума труб, бассейнов и другого распределительного оборудования, необходимого для об-g служивания" [15, р. 36].
^ Идентификация естественных монополий в соответствии с Законом "О естественных монополи-
2 ях" в России также осуществляется на основе технологических признаков. "Естественная монополия о
- состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в от-
£ сутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным
££ понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а
^ товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении
о другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъек-о „
^ тами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос
£ на другие виды товаров" [13, ст. 3].
о Таким образом, структура естественной монополии в отрасли обусловлена технологией произ-
CQ
о водства, а изменение технологии должно влиять на изменение кривой долгосрочных издержек и са-
о мой рыночной структуры. Ликвидация необходимости передачи (распределения) продукции и услуг
^ через крупные и дорогие инфраструктурные сети должно вести к снижению технологических барь-
х еров в отрасль и реструктуризации естественной монополии.
ф Однако с периода появления теории естественной монополии, отразившей практику хозяйствования, в которой роль отраслей естественных монополий начала играть все большее значение и по-
5 требовала государственного регулирования, список естественно монопольных отраслей практически
® не изменился. Так, в 1938 г. к естественным монополиям относили службы по производству и пере-
| даче электроэнергии и газа, железнодорожный транспорт, телефонную связь, службы водоснабжения
§ городов [15, р. 18-19]. В 2000 г. к обычному перечню добавляют уличное освещение, а также порты,
2 аэропорты и терминалы [14]. Расширение списка естественных монополий может быть обусловлено
либо изменением или по меньшей мере уточнением самого понятия естественной монополии, которое теперь позволяет с большей точностью идентифицировать субъектов ЕМ в экономике, либо более пристальным вниманием экономистов, исследующих естественные монополии, к другим сферам проявления феномена, либо изменением самих отраслей, в которых вдруг начали появляться естественные монополии до того отсутствовавшие. Однако в любом случае традиционные отрасли по-прежнему возглавляют список, несмотря на радикальные или улучшающие технологические изменения за более чем вековую историю естественных монополий.
В телекоммуникационной отрасли, всегда являвшейся примером "классической" естественной монополии, в последние годы происходят глубокие технологические изменения, радикально меняющие образ отрасли. Что же происходит при этом с естественной монополией?
К числу основных технологических факторов, определяющих тенденции изменения форм и содержания телекоммуникаций, относятся следующие:
- широкое внедрение технологий беспроводной подвижной (мобильной) связи, в том числе сотовой;
- цифровизация передачи и коммутации данных в стационарных (фиксированных) сетях;
- развитие технологий пакетной коммутации, связанное с Интернет;
- конвергенция сетей, процессов и услуг.
Развитие мобильной связи сегодня является одной из наиболее значимых тенденций в индустрии телекоммуникаций. Идея подвижной связи появилась в 1971 г., в 1978 г. была создана первая опытная сеть. В середине 80-х г.г. прошлого века абонентами сотовой подвижной связи (СПС) во всех странах мира были около 200 тыс. пользователей. Однако уже в 1997 г. сотовая трубка становится самым популярным товаром. В 2005 г. сети подвижной связи существуют более чем в 170 странах всех континентов и представляет услуги 1 млрд абонентов.
Основным показателем развития СПС является уровень проникновения сотовой связи - число
П
01
г
со
абонентских терминалов на 100 человек населения. Сегодня в экономически развитых странах этот □ показатель составляет от 30% до 70% (для сравнения - уровень стационарной телефонии в среднем О в мире составляет 10-12%, в ведущих странах мира - 50-60% и более.) По прогнозам экспертов в ближайшие 10-15 лет обеспеченность населения средствами подвижной телефонной связи в промыш- ^ ленно развитых странах может достигнуть 60-80%, т.е. мобильный телефон станет более распростра- а ненным, чем стационарный [10, с. 51]. ®
В России число пользователей современными средствами связи растет быстрыми темпами. С о начала 90-х гг. XX в. сотовая связь сформировалась в самостоятельную динамично развивающеюся ®
СО
подотрасль связи, предоставляя передовую технологическую базу для информатизации общества. При | населении страны в 150 млн чел. уровень проникновения мобильной связи 1996 г. составляла 0,1%, в ^ феврале 1998 г. - 0,32%. В 2005 г. по данным МВФ количество сотовых телефонов на 100 жителей о страны составило 25, что определило Россию на 65 место в мире [16]. По результатам социологичес- ^ ких исследований число россиян, имеющих в своем распоряжении мобильные телефоны, выросло с ^ 40% в середине 2005 года до 52% в 2006 г. В крупных городах абонентов СПС значительно больше, ^ чем в небольших поселениях и сельской местности. При этом стационарной телефонной связью пользу- ^ ется немногим более половины россиян - 55% (за год таковых стало больше на один процент) [4]. о В некоторых регионах России уровень проникновения сотовой связи еще выше. Например, в 0 Московской области рынок практически перешел в стадию насыщения, доля проникновения мобиль- о ной связи здесь превышает 80%. В Башкирии общее количество абонентов сотовой связи превысило 3,1 млн человек, что соответствует уровню проникновения мобильной телефонии в 75,4%. При этом число абонентов фиксированной связи в республике насчитывается в 3 раза меньше. Доли входящих и исходящих вызовов на городские номера ГТС сопоставимы и составляют не более 4% от общего объема местного трафика по каждому направлению вызовов. В отдаленных сельских районах республики наметилась тенденция отказа от стационарных телефонов и полный переход на сотовую связь. Так, согласно данным ОАО "Вымпелком" в башкирском Зауралье, где плохо развита проводная телефонная сеть, в среднем абоненты сотовой компании разговаривают примерно на 20% больше, чем в городах (уровень проникновения сотовой связи в Башкирии составляет 75,4% [6]).
Таким образом, если в крупных городах увеличение числа абонентов СПС связано с повышением доходов и склонности к использованию технологических новинок, то рост количества пользователей в сельской местности обусловлен еще и затруднением доступа к сетям фиксированной телефонной о
о
связи.
Уверенное развитие сотовой связи связано также и с быстрой окупаемостью инвестиционных проектов. Практика развития радиотелефонных сетей в регионах показывает, что окупаемость затрат на их создание составляет не более года.
Широкое внедрение современных технологических решений, уже доказавших свою эффективность в других государствах, позволяет России, не повторяя всего эволюционного пути развития телекоммуникаций, быстрее выйти на уровень последних мировых достижений. Постоянно растущая мобильность пользователей, обеспечиваемая средствами СПС, будет поддержана мобильными системами третьего поколения (3G) и глобальными спутниковыми сетями подвижной связи, создаваемыми по решению Международного союза электросвязи в рамках реализации проекта IMT-2000. Число абонентов 3G-сетей в мире в 2006 г. составляло около 100 млн чел., 70 млн из них пользуются технологией WCDMA (Wideband CDMA), около 30 млн - CDMA2000 EV-DO [1]. В России первые лицензии на предоставление услуг сотовой связи третьего поколения должны быть выданы до конца 2006 г. [3].
Быстрое развитие технологий мобильной связи определяется не только новыми технологическими решениями на стороне предложения, но и изменениями на стороне спроса. Исследования экспертов аналитического бюро The Economist Intelligence Unit показывают, что персонализация товаров и услуг оказывается в числе пяти основных экономических тенденций, которые будут определять развитие мировой экономики до 2020 г. [11, с. 41]. В отрасли связи стремление к персонализации, т.е. прикрепление номера телефона не к месту, а к абоненту, меняет коммунальный характер потребления услуг. Поэтому снижение издержек на оплату персональной связи совпало с ее предпочтением потребителями.
П Кроме того, ценовая доступность услуг мобильной связи подрывает действие еще одного факто-
Z ра естественной монополии - отсутствие субститутов. Для пользователя уже неважно, как происходит телефонное соединение: посредством проводов или радиочастот. Потребителя волнует качество q соединения и цена. Следовательно, услуги связи фиксированных операторов могут быть заменены □ услугами операторов подвижной связи. Более того, услуги по предоставлению внутризоновой меж-^ дугородной связи у сотовых операторов оказываются даже дешевле, чем у операторов фиксирован--<> ной связи. Изменение цены на услуги связи влечет изменение спроса на них.
Таким образом, широкое внедрение технологий мобильной связи приводит к снижению не толь® ко технических барьеров входа в отрасль, но и барьеров на стороне спроса. В результате технологи-g ческих изменений в отрасли, связанных с мобильностью связи, исключаются одновременно три фак-ф тора естественной монополии - необходимость содержания материальных инфраструктурных сетей, | коммунальный характер потребления услуг и отсутствие субститутов.
Следующим важнейшим фактором технического прогресса в телекоммуникациях является циф-о ровой способ коммутации, обработки и передачи информации. Цифровые технологии в электросвязи Ее по всем основным параметрам превосходят аналоговые. Для цифровой станции на 10000 номеров ЕЕ требуется около 100 квадратных метров, а в то время как для такой же аналоговой необходимо пяти-о. этажное здание и на порядок больший расход электроэнергии. При этом стоимость цифровой теле-< фонной станции не больше, а в ряде случаев и меньше, чем аналоговой при более высокой надежно-^ сти и легкости в обслуживании. Таким образом, широкое внедрение цифровых технологий в сферу q электрической телефонной связи сокращает эффект экономии на масштабе.
0 Кроме того, цифровые сети являются сетями общего назначения и обеспечивают транспортировку ^ любого типа трафика - речи, данных, текста или видео. До последнего времени сетевые цифровые £ технологии развивались параллельно телекоммуникационными и компьютерными сетями. Техноло-£ гии телекоммуникационных сетей были направлены преимущественно на развитие цифровых способов передачи голоса, в то время как компьютерные сети были ориентированы преимущественно на
1 передачу данных, последовательно вовлекавших передачу текста, графики и, наконец, мультимедиа ® информации. Накопление соответствующей информации в компьютерных сетях заложило основу >| возникновения целого спектра услуг, основанных на этой информации (электронная почта, видео по 5 запросу) и потребности в создании телекоммуникационных сетей, способных опосредовать предос-® тавление этих услуг - обеспечить как передачу данных между локальными сетями, так и связать от-s дельных пользователей. Развитие цифровых технологий ведет к интеграции электросвязи и других g отраслей и видов деятельности, таких как информатизация, издательская деятельность, образование, О
развлечения и др. Если изначально развитие сетей электросвязи определялось потребностями человечества в телефонной связи как передаче голоса на расстояние, то сегодня стимулом дальнейшего прогресса в отрасли является потребность в обмене цифровой информацией при том, что голос также можно передавать в виде данных. Таким образом, сфера производства универсальных услуг в отрасли телекоммуникаций сужается до минимума, что также подрывает естественную обусловленность монополии.
Проведенный сравнительный анализ соотношения признаков естественной монополии и характеристик современного рынка телекоммуникационных услуг в России показывает, что по основным экономическим критериям телекоммуникационный рынок постепенно утратил признаки естественной монополии. В соответствии с этим изменяется и структура отрасли, появляются альтернативные операторы, конкурирующие с традиционными в предоставлении услуг как подвижной, так и общедоступной телефонной связи.
В октябре 1996 г., группа компаний "ААА" стала акционером регионального телекоммуникационного гиганта - ОАО "Цифровые телефонные сети". Сегодня ЦТС имеет около 150 тыс. абонентов фиксированной телефонной связи в Ростове и области, что составляет почти 16% от общего количества абонентов фиксированной связи Ростовской области. При этом уровень проникновения фиксированной связи в Ростовской области составляет до 20%. В результате острого конкурирования двух компаний нерегулируемая стоимость подключения к телефонной сети общего доступа в Ростове-на-Дону сегодня намного ниже, чем регулируемая в других регионах России.
Однако в целом по стране глубокого проникновение конкуренции в традиционной телефонии не происходит. Современный уровень технического прогресса в российских телекоммуникациях не позволяет утверждать, что естественной монополии нет места в отрасли. На ряде территорий страны телекоммуникационные услуги оказывает всего лишь один оператор фиксированной связи. Доля альтернативных операторов на рынке фиксированной связи составляет около 8%. По прогнозам "Связь-
инвеста" в 2005 г. она должна увеличиться всего до 10% [9]. Однако, так как многие альтернативные □
операторы создавались с участием традиционных, доля конкурентного сектора в отрасли оказывает- ^ ся еще ниже.
В соответствии с законодательством отрасль электрической связи входит в число естественных ^
монополий [7, ст. 4]. Тарифы на услуги общедоступной электрической связи подлежат государствен- а
ному регулированию [8, с. 3]. Реестр естественных монополий в области электросвязи по прежнему ®
включает предприятия практически во всех регионах России (реестр субъектов естественных моно- о
полий в области связи. - Федеральная служба по тарифам. Официальный сайт. www.fstr.ru. В Ростов- ®
СО
ской области к субъектам естественной монополии в области связи отнесено только ОАО «Ростовс- | кий-на-Дону телеграф»). ^
Однако происходящие технологические изменения приводят к пересмотру списка тех элемен- о тов инфраструктуры, которые выполняют роль ключевых или ограничивающих мощностей. Следова- ^ тельно, меняются границы естественно-монопольного компонента отрасли электросвязи. ^
Крупнейшие российские предприятия связи выступают с инициацией пересмотра законодатель- ^ ства о естественных монополиях. Необходима совместная работа специалистов Мининформсвязи, ^ Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам по о проблеме пересмотра законодательно установленного более десяти лет тому назад статуса естествен- 0 ной монополии и изменений в связи с этим государственного тарифного регулирования и регулиро- о вания рыночной конкуренции в сфере оказания общедоступных услуг электросвязи.
Разворачивается активная работа по проблеме законодательного регулирования перехода в сфере оказания общедоступных услуг электросвязи из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Ввиду особой значимости данной проблемы для развития отрасли связи непосредственно при Комитете Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи создана рабочая группа для изучения состояния рынка услуг связи и подготовки предложений по совершенствованию регулирования естественных монополий в сфере услуг связи [5].
Анализ влияния технологических изменений на структуру телекоммуникационной отрасли позволяет дополнить теории естественных монополий в части уточнения основных условий ее существования. Если факторы технологического характера уже оказываются несущественными, то необходим анализ остальных детерминантов рыночной структуры. В их числе емкость рынка приобрета-
О
о
ют все большую значимость, являясь необходимым условием существования естественной монополии. Не случайно реструктуризация телекоммуникационной отрасли сопровождалась ростом емкости рынка, возникновением и увеличением новых потребностей в услугах связи. Таким образом, теоретическая модель естественной монополии в век революционных технологических преобразований также должна трансформироваться, отражая реальные экономические процессы.
Литература.
1. Абонентов BG-сетей уже 100 млн // Газетами. 2006. 9 июня. http://www. gazeta.ru/
2. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии/ Бюро эконом. анализа. М.: ТЕИС, 2000.
3. В России начнут выдавать BG-лицензии: сроки // Газетами. 2006. 6 июня. http://www.gazeta.ru.
4. Информационное Агентство "Интерфакс" // www.interfax.ru. 2006. 12 июня.
5. Нисневич Ю. Мониторинг нормативно-правового регулирования как фактор снижения рисков // Связьинвест. 2006. № 5.
6. Обзор рынка сотовой связи // ИА "ВолгаИнформ". 2006. 8 июня.
7. О естественных монополиях. Федеральный закон РФ от 19 июля 1995 г.
8. О связи. Федеральный закон РФ от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ // Парламентская газета. 2004. № 1.
9. Осадчая М. Место региональных операторов на рынке новых услуг. Что показывают маркетинговые исследования // Рынок ценных бумаг. 2000. №16.
10. Российские телекоммуникации: условия и перспективы развития конкуренции / Авт. коллек-
П тив: С.Б. Авдашева, Е.А. Голубицкая, Г.М. Жигульская, В.Л. Тамбовцев, В.Е. Цапелик, А.Е. Шаститко.
01
Z Бюро эконом. анализа. М.: ТЕИС, 2003.
11. Тенденции в экономике, индустрии и корпоративной жизни. Прогноз на 2020 год. Доклад The
g Economist Intelligence Unit // Стратегия и конкурентоспособность. 2006. № 4.
□ 12. Теория экономической трансформации. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2001.
^ 13. Федеральный закон "О естественных монополиях" от 19 июля 1995 г.
<î> 14. Янковский К.А. Естественные монополии в системе экономических отношений. М., 2000.;
Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения) / Авт. кол. под рук А.Е. Шаститко. Бюро эконом. анализа. М.: ТЕИС, 2001.
15. Behling B. Competition and Monopoly in Public Utility Industries. Urbuna: Univ. of Illinois Press,
1938.
16. World Economic Forum, Global Competitiveness Report, 2005 // www.weforum. org/gcr.
CD
О
О О CL
О МАЛАХОВ P.P.
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННО-
£ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
< _
> -
о о
о
° Нормативная и правовая система конкретных стран может оказывать глубокое воздействие на
т инвестиции в информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и их применение. Юридические нормы создают сложную сеть сдерживающих и стимулирующих факторов для деятельности частного сектора. Некоторые из них могут влиять на способность и желание общества развивать, приобретать ;= и использовать ИКТ. Там, где правовая база страны предлагает людям действенные стимулы для раз-^ работки и приобретения современных технологий, включая возможности получения необходимой £ квалификации для их эффективного использования, органы власти достигнут б?льших успехов в реализации возможностей ИКТ и роста ИКТ-индустрии для достижения целей социально-экономическо-о го развития.
^ В настоящее время в мире существует широкий ряд законов и правил, способных влиять на весь
^ спектр стимулов как для инвестирования в ИКТ, так и для их применения.
о Экономическое и социальное развитие, базирующееся на применении ИКТ, может быть устойчи-
О вым в долгосрочной перспективе только тогда, когда у людей имеются стимулы для приобретения и