Научная статья на тему 'Перспективы развития телекоммуникационного сектора в России'

Перспективы развития телекоммуникационного сектора в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4587
1334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ДОСТУПНОСТЬ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ / ИНФОКОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проскура Наталья Викторовна, Ефременко Денис Викторович

В статье рассматриваются перспективы развития телекоммуникационного сектора в России. Его развитие сегодня ставится в ряд первоочередных задач, срочное решение которых позволит повысить экономическое благосостояние страны. Проведён анализ текущего состояния отрасли телекоммуникаций, роли государства и государственной политики в развитии отрасли связи и инфокоммуникаций. Рассмотрены основные проблемы данного сектора экономики и определены тенденции в его развитии. Определена экономическая роль сектора телекоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Проскура Наталья Викторовна, Ефременко Денис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития телекоммуникационного сектора в России»

Перспективы развития телекоммуникационного сектора в России Prospects of telecommunication sector in Russia development

Проскура Наталья Викторовна кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и маркетинга ГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

nvpro@mail.ru

Ефременко Денис Викторович Заместитель директора макрорегионального филиала «Волга» ОАО «Ростелеком»

d.efremenko@volga.rt.ru

Аннотация:

В статье рассматриваются перспективы развития телекоммуникационного сектора в России. Его развитие сегодня ставится в ряд первоочередных задач, срочное решение которых позволит повысить экономическое благосостояние страны. Проведён анализ текущего состояния отрасли телекоммуникаций, роли государства и государственной политики в развитии отрасли связи и инфокоммуникаций. Рассмотрены основные проблемы данного сектора экономики и определены тенденции в его развитии. Определена экономическая роль сектора телекоммуникаций.

The summary:

In article prospects of telecommunication sector in Russia development Its development is put today in a row the priorities which urgent decision will allow to raise economic well-being of nation. The analysis of current state of telecommunication branch, roles of the state and a state policy in development of communication branch and infocommunication is carried out. The main problems of this sector of economy are considered and tendencies in its development are defined. The economic role of telecommunication sector of is defined.

Ключевые слова:

сфера услуг, телекоммуникации, доступность телекоммуникационных услуг,

инфокоммуникации, информационное общество

Keywords:

services sector, telecommunications, availability of telecommunication services, infocommunication, information society

Введение

В настоящее время наиболее эффективная экономическая деятельность основывается на преобразовании информации, которое представляет собой целенаправленный обмен упорядоченными данными (получение и передача сведений) с другими структурами и людьми. Сегодня информация служит мерой упорядоченности и устойчивости экономической системы, которая является совокупностью воздействий человека на некоторые ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей, в процессе которого многократно происходит преобразование информации. Взаимодействие любых субъектов имеет исключительно информационную сущность.

Именно телекоммуникационные технологии определили переход экономики на информационный этап своего развития. На данном этапе телекоммуникационные технологии и информация выделяются в основную отрасль экономики, где вся экономическая деятельность направлена на производство и потребление информации. [1]

Анализ экономических условий для развития телекоммуникаций

Развитие инфокоммуникационных технологий является одним из стратегических направлений модернизации экономики, а инвестиции в инфраструктуру связи способствуют усилению стратегического положения любой страны в долгосрочной перспективе.

Сегодня в списке приоритетов государственного управления в России закреплена стратегическая задача - войти в число мировых лидеров по уровню

развития информационно-коммуникационных технологий. Правительство признает развитие отрасли телекоммуникаций и связи одним из приоритетных направлений и ставит стратегические задачи по обеспечению высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет, мобильной связи четвертого поколения (4G) и внедрению цифровых и электронных услуг на территории всей страны.

Необходимо проанализировать общую экономическую ситуацию в стране, для того чтобы понять, в каких условиях происходит развитие телекоммуникационного сектора. 9 (Таблица 1)

Таблица 1 - Динамика ключевых экономических индикаторов [2]

Показатель Ед.изм. 2007 2008 2009 2010 2011 2013 прогноз

ИПЦ в среднем за год % к пред. году 109,0 114,1 111,7 106,9 108,4 106,7

ВВП млрд. руб. 33 247,5 41 276,8 38 807,2 45 172,7 54 585,6 66 154,5

темп роста % к пред. году 108,5 105,2 92,2 104,3 104,3 104,3

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) млрд. руб. 20 612,4 24 708,3 22 473,1 28 764,0 35 052,6 40 477,0

индекс промышленного производства % к пред. году 106,8 100,6 90,7 108,2 104,7 103,6

Продукция с/х во всех категориях хозяйств (темп роста) % к пред. году 103,3 110,8 101,4 88,7 123,0 106,4

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования млрд. руб. 6 716,0 8 781,6 7 976,0 9 152,1 10 776,8 14 074,2

темп роста % к пред. году 122,7 109,9 84,3 106,0 108,3 106,5

Оборот розничной торговли млрд. руб. 10 869,0 13 944,0 14 599,2 16 499,0 19 082,6 23 971,6

темп роста % к пред. году 116,1 113,7 94,9 106,4 107,0 106,8

Сегодня становится очевидным, что прогнозируемые темпы роста российской экономики далеки от действительности. В третьем квартале 2013 года темпы роста российской экономики оказались практически нулевыми. По официальным данным, в первом квартале экономика России выросла на 1,6 процента, а во втором — на 1,2 процента. В годовом выражении, согласно

уточненному августовскому прогнозу Минэкономики, этот показатель должен составить 1,8 процента. Ранее ведомство ожидало, что ВВП увеличится на 3,7 процента, а позднее — на 2,4 процента.

В то же время Международный валютный фонд прогнозирует по итогам 2013-го рост российской экономики на уровне 1,5 процента. Более оптимистично выглядят опубликованные ранее оценки Европейского банка реконструкции и развития (1,8 процента), PricewaterhouseCoopers (4 процента), Всемирного Банка (3,8 процента) и Организации экономического сотрудничества и развития (3,8 процента).

В конце сентября, выступая на инвестиционном форуме в Сочи, министр экономики Алексей Улюкаев в очередной раз признал, что Россия скатывается в стагнацию. Причем, по его словам, сложившаяся ситуация — хуже кризиса, поскольку предсказать, чем она закончится, практически невозможно.

Однако, если анализировать ситуацию кризисных 2008-2009 г.г., где наблюдалось сильнейшее падение экономики, объём платных услуг, куда относятся и телекоммуникационные услуги, оказанных населению, показывал рост.

Рис. 1 - Объём платных услуг, оказанных населению [2]

Данный фактор свидетельствует о том, что сегодня услуги, в частности связи и телекоммуникационные, стали для населения неотъемлемой частью современной жизни, и зачастую, человек может отказаться от покупки чего-либо, но не может отказать себе в оплате за интернет. К тому же

телекоммуникационные услуги приобретают всё большую социальную направленность. [1]

Далее кратко проанализируем основные мировые тенденции рынка телекоммуникаций. В глобальном телекоммуникационном секторе устойчивый рост наблюдается более 10 лет. Доходы отрасли телекоммуникаций ежегодно увеличиваются на 6—7 % в основном благодаря развивающимся рынкам густонаселенных стран — Китая, Индии, России, Малайзии, Филиппин, Бразилии, Аргентины, Чили и других. Общие доходы крупнейших телеком-операторов мира в 2011 году возросли на 9,3 % по сравнению с предыдущим годом и достигли 1,76 трлн долларов. Число потребителей телекоммуникационных услуг в мире возросло на 12,7 % и составило почти 7 млрд пользователей (из них более 85 % — мобильные абоненты). [5]

Службой информационных проектов ТАСС-Телеком был составлен рейтинг 100 крупнейших телекоммуникационных компаний мира. В качестве основного критерия принимался объем выручки от реализации услуг и продуктов телекоммуникационной компании за 2011 год.

Драйвером роста глобального телекоммуникационного рынка является сектор мобильной связи и мобильных услуг передачи данных. Из компаний рейтинга крупнейшних мировых телеком-компаний почти 90 % предоставляют услуги мобильной связи, у 75 % телеком-операторов в структуре дохода доминирует мобильный сегмент.

Уверенный рост демонстрирует сегмент широкополосного доступа в Интернет. Количество пользователей пакетных предложений, в частности, абонентов услуг ШПД и платного ТВ продолжает расти у всех операторов, представленных в рейтинге.

Доля российских телекоммуникационных операторов — МТС, «МегаФон», «ВымпелКом»и «Ростелеком» — составила 6,5 % в общей абонентской базе рейтинга (541,6 млн абонентов) и 2,9 % в суммарной выручке телеком-операторов (50,8 млрд долларов). С 2011 года все четыре оператора уверенно входят в группу 50 крупнейших телеком-компаний мира. После

реорганизации «Ростелеком» стал одним из крупных игроков на мировом телекоммуникационном рынке: 39-е место по объему доходов (10,072 млрд долларов). «ВымпелКом», лидер по приросту абонентской базы и выручки, занимает в рейтинге 20-е место, благодаря приобретению Wind Telecom оператор увеличил число абонентов на 125,6 % (до 217,5 млн человек), а выручку — на 92,6 % (до 20,262 млрд долларов). МТС занимает 37-ю строку (в

2010 году — 35-ю), «МегаФон» — 45-ю строку (в 2010-м — 49-ю). [5]

Таким образом, развитие российского рынка телекоммуникаций происходит в русле мировых тенденций: уровень проникновения сотовой связи давно сравнялся с другими странами, операторы предоставляют своим абонентам самые современные услуги. Количество абонентов различных видов связи, пользователей Интернета неуклонно увеличивается, финансовые показатели наиболее крупных предприятий этих отраслей растут год от года. (Таблица 2)

Таблица 2 - Доходы от услуг связи, предоставляемых населению [2]

годы 2003 2004 2005 2008 2009 2010 2010/2008, %

всего 190 237,4 282 450,0 351 134,5 655 219,3 690 862,9 750 523,6 114,5

почтовая 8 937,6 9 825,7 10 582,3 18 486,4 20 239,2 21 686,9 117,3

междугородняя и международная телефонная связь 29 965,0 35 455,7 33 867,2 41 582,8 39 008,4 35 938,0 86,4

городская телефонная связь 37 247,5 47 391,6 55 190,9 67 898,2 71 140,9 75 677,5 111,5

сельская телефонная связь 4 201,8 5 646,5 7 411,4 8 569,5 8 967,2 9 763,7 113,9

от соединений предоставленных с использованием всех типов таксофонов 2 549,0 2 034,5 1 400,6 140,3 107,5 98,0 69,9

документальная электросвязь 4 766,8 7 265,1 10 759,9 34 433,5 50 463,5 63 006,7 183,0

радиосвязь,радиове щание, телевидение и спутниковая связь 2 936,5 3 945,2 5 210,4 10 852,4 11 954,4 12 104,4 111,5

проводное вещание 2 110,6 2 494,6 2 705,4 3 088,7 3 405,5 3 447,0 111,6

подвижная электросвязь 97 353,6 168 097,0 223 982,0 470 145,5 485 554,2 528 784,3 112,5

Анализируя данные, предоставленные в таблице 2, можно сделать вывод, что доходы от услуг связи постоянно растут, за исключением услуг, которые уже морально устаревают или на замену которым пришли услуги более современные и доступные для населения.

В 2012 году объем услуг связи в РФ составил 1,53 триллиона рублей, что на 5,2% больше, чем в 2011 году, следует из отчета Росстата.

Наибольшая доля доходов была получена от услуг мобильной связи -679,2 миллиарда рублей (рост на 5,6%). В 2012 году было подключено 261,9 миллиона сотовых абонентов - на 2,2% больше, чем в 2011 году.

Присоединение и пропуск трафика Мобильная связь местная телефонная связь междугородняя и международная связь документальная электросвязь почтовая и спецсвязь

0 100 200 300 400 500 600 700 800

млрд руб

Рис.2 - Сравнение показателей доходов от основных видов телекоммуникационных услуг за 2010 и 2012 годы [2]

Второе место в структуре выручки от услуг связи занимают доходы от услуг по присоединению и пропуску трафика, которые в минувшем году составили 212,5 миллиарда рублей, увеличившись за год на 3,4%. Доходы от документальной электросвязи выросли на 29,3% - до 201,9 миллиарда рублей.

Традиционная телефония демонстрирует снижение доходов. Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация, результатом которой

21

76,7

2,5

2,8

3

201

4,7

,1

554,6

679,2

2012

2010

9

становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающим более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей УоГР-телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается высоко востребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством. Так, выручка операторов от услуг международной, междугородной и внутризоновой связи сократилась в 2012 году на 5,7% - до 87,6 миллиарда рублей. Доходы от местной телефонной связи по сравнению с

2011 годом сократились на 2,8% - до 158,5 миллиарда рублей. В 2012 году было установлено 42,7 миллиона телефонов (снижение на 2,8%), в том числе в личных домохозяйствах - 31,3 миллиона (снижение на 3,4%). Ввод таксофонов сократился на 4% - до 175,5 тысячи штук. Таким образом, на рынке фиксированной связи наблюдается стагнация, востребованность этих услуг снижается; в целом, за последний год объем потребления в этом сегменте снизился на 22%. [2]

Доходы от услуг почтовой и специальной связи в 2012 году уменьшились на 1,6% по сравнению с 2011 годом - до 126,1 миллиарда рублей. В минувшем году получателям было отправлено 1,7 миллиарда единиц письменной корреспонденции (рост на 1,7%).

Данная статистика показывает (рис. 2), что особое место среди всех услуг связи в России занимают телекоммуникационные, при этом на долю мобильной связи приходится около 40% услуг отрасли. Стремительность развития мобильной связи в России наглядно подтверждается Рисунке 3 - за 11 лет количество абонентов увеличилось в 80 раз.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Годы

Рис. 3 - Динамика количества абонентов мобильной связи с 2000 по 2011

г.г.

Исследовательская компания J’son & Partners провела исследование рынка телекоммуникаций России за 2011 год с точки зрения потребителей услуг. [3] Выделяется 3 типа по потребителей:

1) В2С (Business-to-Consumer) - конечные потребители;

2) В2В (Business to Business) - компании, бизнес;

3) B2G (Business-to-government) - государство.

Общий объем отечественного рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C достиг по итогам 2011 года 891 млрд рублей. В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше - 199,6 млрд рублей. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд рублей. (Рисунок 4)

4% 18%

ш B2B

1 78% J B2C

✓ B2G

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.4 - Структура доходов телекоммуникационных компаний в зависимости от типа потребителей

Перспективы развития сектора телекоммуникаций в России

Процессы слияний и поглощений, реорганизации и реформы формируют новый облик отрасли и определяют ее дальнейшие перспективы развития. В 2009 году стартовала крупнейшая по масштабу и срокам проведения структурная реформа компании «Ростелеком», национальной телекоммуникационной компании России. На первом этапе к «Ростелеком» были присоединены межрегиональные компании связи. Второй этап был ознаменован слиянием российской государственной телекоммуникационной компании «Связьинвест» с ОАО «Ростелеком». Сегодня ОАО «Ростелеком» ставит главной целью выведение компании в лидеры практически всех сегментов российского рынка услуг связи. Доход компании составляет 26% совокупного дохода от услуг связи в России среди операторов связи. В секторе фиксированной телефонной связи конкуренции ОАО «Ростелеком» не предвидится, компания сохранит за собой не менее 90% рынка.

В 2010 году было принято решение об объединении еще двух операторов

- «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и «Комстар-Объединенные ТелеСистемы» (Комстар-ОТС). Участники проекта отмечают, что в результате интеграции для компаний раскрываются большие перспективы развития бизнеса за счет объединения финансовых и маркетинговых возможностей. Основной задачей преобразований является, прежде всего, создание устойчивого и конкурентоспособного национального оператора, предоставляющего полный спектр услуг на рынке телекоммуникаций.

По мнению западных исследователей, в процессе развития российского рынка телекоммуникаций выделяются два основных направления: внутренняя структурная перестройка телекоммуникационных компаний и новые тенденции в телекоммуникационном бизнесе на международной арене. Джефф Крокер, ведущий консультант в области маркетинговых стратегий, утверждает, что изучение и принятие опыта международных телекоммуникационных компаний позволит российским операторам связи сделать большой скачок через

промежуточные технологии, продукты, услуги и бизнес-модели, работавшие в западных телекоммуникационных компаниях в 1970-1990 годах.

В целом специалисты утверждают, что, несмотря на отставание российского телекоммуникационного рынка от мирового Телекома, отрасль связи в России не только продолжит свое восстановление, но и выйдет на новый уровень технологий, менеджмента, финансов и маркетинга в области телекоммуникаций.

Как указывалось ранее, на втором месте по величине доходов и темпам роста находятся услуги предоставления доступа к сети Интернет. Глава Минкомсвязи России Николай Никифоров считает, что обеспечение всего населения страны доступом в интернет — комплексная задача, решение которой повлияет на состояние экономики России в целом. [4]

В целом по стране по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 млн), из которых примерно 38% (8,3 млн домохозяйств) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек.

Примерно 70-80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. В ближайшие два-три года выручка провайдеров в сегменте В2В будет увеличиваться в среднем на 4% в год. Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6-9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов.

Вообще, рынок услуг широкополосного доступа в интернет является движущим фактором развития телекоммуникаций в России. За последние два года количество пользователей услуг ШПД выросло на 20%, а объем трафика

— на 80%. Однако при столь высокой динамике роста этого рынка, уровень проникновения услуг ШПД в России пока далёк от насыщения.

Одним из новейших направлений в развитии телекоммуникаций является развитие мобильного интернета. За последние годы мобильный Интернет являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. По результатам исследования J’son & Partners Consulting, мобильным интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2011 года составил 76 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%.

В основе подобного роста сегмента мобильного Интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в Интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов).[3]

На текущий момент, услуга мобольного доступа в интернет является самой популярной среди всех VAS услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2013 году рынок увеличится до 111 млрд руб., при этом рост в 2012 году составит 24%, а в 2013 году 18%. [3]

Существенный рост популярности услуг данного вида вызван следующими факторами:

1) Увеличение продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК;

2) Рост продаж 3G-USB модемов;

3) Улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного интернет;

4) Конвергенция мобильного и интернет-пространств

Роль государства в развитии отрасли телекоммуникаций

На сегодняшний день развитие сектора телекоммуникаций является основной «платформой» для построения информационного общества в стране,

и государство оказывает всестороннюю поддержку этому процессу, принимая и реализовывая различные специализированные программы и концепции развития.

Как заложено в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ в сеть Интернет, должно значительно вырасти. Рост будет обеспечен, в частности, за счет активного развития высокоскоростных мобильных сетей третьего и четвертого поколений. За счет роста числа широкополосных подключений и улучшения других комплексных показателей, стирания проблемы «цифрового неравенства». Россия к 2015 году должна войти в число 20 стран - лидеров по индексу готовности к информационному обществу и закрепиться на этих позициях как минимум до 2020 года.

Для активизации и систематизации деятельности по усовершенствованию телерадиовещания государством разработана федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" от 3 декабря 2009 г. N 985р. Программа содержит комплекс мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.

В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации к 2015 году должен быть достигнут показатель уровня доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%.

Согласно Плану деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013-2018 годов, к 2018-му году интернет должен стать таким же доступным, как электричество, и 80 процентов жителей будут иметь возможность подключиться к кабельному интернету на скорости 100 Мбит/сек.

В ноябре 2013 года на встрече с главами крупнейших предприятий отрасли ИКТ глава Минкомсвязи России Николай Никифоров подчеркнул, что развитие ТТТПД оказывает положительное воздействие на рост экономики:

«Согласно принятому всемирно коэффициенту, увеличение проникновения услуг ШПД на 10% обеспечивает потенциал роста ВВП страны на 1,5%. А мы до конца 2018 года планируем повысить уровень проникновения более чем на 30%, то есть, поддержим рост ВВП России на уровне 5%».

Ежегодно более 20 млн человек получают возможность доступа к интернету 4G. Строительство мобильных сетей 4-ого поколения позволит быстрее преодолеть «цифровое неравенство» между регионами России. С появлением передовых стандартов мобильной связи доступ в интернет может осуществляться на скорости до 100 Мбит/сек. Сети 4G уже запущены в России и по количеству пользователей 4G Россия уже на 4-м месте в мире. Они использовались на Универсиаде в Казани и будут использованы на Зимней Олимпиаде в Сочи.

К 2018-му году интернет и мобильная связь окончательно проникнут в поезда, самолеты и другие виды транспорта, будет обеспечено покрытие сотовой связью основных федеральных трасс. Сеть будет стабильно работать в тоннелях, станциях, в переходах метро и на наземном транспорте. [4]

Развитие интернета неразрывно связано с защитой конфиденциальной информации и легальными методами распространения контента. Важными становятся вопросы, связанные с сетевой безопасностью, так в 2012 году вступил в силу закон, обязывающий сервис-провайдеров и операторов связи обеспечить защиту детей от некоторых видов контента в сети.

Важным направлением развития телекоммуникаций является Проект «Электронное правительство», который является частью Федеральной целевой программы «Информационное общество» и призван обеспечить права граждан и организаций на доступ к государственным услугам, к информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Кроме того, целью проекта является реализация возможностей влияния граждан на деятельность государственных структур и общественного контроля над работой органов власти.

7 ноября 2013 года Николай Никифоров представил «Концепцию развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде» на Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Данная концепция была разработана Минкомсвязи и Минэкономразвития и предоставлена на рассмотрение в Правительство РФ.

Цели концепции - упрощение процедуры регистрации для облегчения доступа к электронным услугам, создание более удобных интерфейсов, новых возможностей оплаты пошлин и начислений в режиме он-лайн, поскольку сегодня, из 100 тысяч услуг на портале, полностью получить результат оказания услуги без необходимости посещения ведомства возможно только для очень ограниченного числа услуг. Совместно с Минэкономразвития были выбраны наиболее востребованные услуги: 14 федеральных и 20 региональных и муниципальных. По данные услугам будут прорабатываться единые решения для всех этапов оказания услуги: регистрации, подачи заявления, записи в очередь на посещение, оплаты, информирования, обжалования. [4]

Однако, несмотря на существенную поддержку государства, в отрасли связи и телекоммуникаций имеются существенные проблемы, сдерживающие полноценное развитие отрасли. Основная проблема - снижение конкуренции, к примеру, среди мобильных операторов давно сложился олигополистический рынок. Также проблемами являются существенные различия в уровнях развития регионов страны, удалённость и малонаселённость отдельных территорий, низкий уровень жизни части населения.

Сегодня отрасль телекоммуникаций претерпевает ряд изменений, которые должны ускорить переход к информационному обществу и усилить конкуренцию. В рамках реформы отрасли Министерство предлагает пять ключевых мер:

1. Переносимость мобильного номера.

2. Внедрение принципа технологической нейтральности.

3. Распределение частот на основе аукционов.

4. Перераспределение затрат фонда универсальной услуги для развития услуг ШПД.

5. Либерализация правил пропуска трафика и новое регулирование межоператорских тарифов.

Таким образом, можно сделать вывод, что и бизнес и государство ставят перед собой общие задачи, направленные на развитие телекоммуникационных услуг. Меры государственной меры поддержки, инвестиции и инновационные проекты телекоммуникационных компаний, позволят приблизить важнейшие показатели отрасли к мировым.

Заключение

В статье был проведён анализ тенденций развития сферы связи и телекоммуникаций и определены основные перспективы её дальнейшего развития. Кроме этого, выявлены проблемы, возникающие в отрасли, и проанализированы меры государственной поддержки, реформы, которые позволят повысить доступность телекоммуникационных услуг для населения, увеличить вклад отрасли в ВВП страны, модернизировать её экономику.

Итак, развитие телекоммуникационных технологий сегодня - это стратегическое направление развития экономики страны в целом. Высокоскоростной широкополосный доступ в Интернет, мобильная связь 4G, цифровые и электронные услуги - необходимые составляющие конкурентного преимущества страны и построения на её территории информационного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проскура Д. В., Проскура, Н.В., Мурашова Н. А, Зайцев А. Н. Становление информационного общества в условиях инновационного развития телекоммуникационных услуг / Д.В. Проскура, Н.В. Проскура, Н.А. Мурашова, А. Н. Зайцев; НГТУ. - Н. Новгород, 2013 - 145 с.

2. http://www.gks.ru/

3. http://www.ison.ru/

4. http ://minsvyaz.ru/

5. http://www.tasstelecom.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.