РЫНОК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
А. А. ЛОКОТКОВ
В статье исследуются вопросы трансформации рынка телекоммуникаций в России. Дано определение рынка телекоммуникаций и рассмотрена его структура. Рынок телекоммуникаций представлен как инфраструктурная отрасль, обеспечивающая функционирование национального хозяйства. Кроме того, в статье, на основе оценки современных тенденций, обоснована необходимость реформирования отраслей связи под воздействием фактора глобализации.
Ключевые слова: рынок телекоммуникаций, информация, информационные технологии, отрасли связи, сотовая связь.
На рубеже ХХ-ХХІ вв. человечество вплотную подошло к реализации так называемых предельных задач в области развития телекоммуникаций - глобальных персональных систем связи, что позволяет потребителям пользоваться различными их услугами в любой точке земного шара. Телекоммуникациям, благодаря которым возможна передача различного рода информации, по мнению экспертов, принадлежит немаловажная роль в подъеме экономики государства.
В условиях глобализации мировой экономики, ускорения научно-технического прогресса, повышения деловой активности общества, расширения связей в национальном и международном масштабе значительно возрастает роль информации. В последнее время ее стали рассматривать в качестве одного из национальных ресурсов, составляющих национальное богатство страны. Происходящая информатизация общества выдвигает новые высокие требования к качеству и эффективности функционирования телекоммуникаций.
Таким образом, в целях удовлетворения возникающих в обществе и бизнесе требований в сфере предоставления телекоммуникационных услуг должна быть создана полноценная конкурентная среда, в результате направлениям развития рынка телекоммуникационных услуг должно уделяться пристальное внимание, как со стороны правительства, так и различных экспертов.
В. И. Токмин дает следующее определение рынка телекоммуникаций: «Это экономическое взаимодействие производителя и клиента в целях минимизации затрат и получения оптимального уровня дохода от услуг» [4].
За годы реформ российский отраслевой рынок телекоммуникационных услуг претерпел значительные трансформации, изменившие его облик: появились новые рыночные сегменты, изменился состав участников. Начиная с 1999 г., российский рынок телекоммуникационных услуг находится в стадии активного роста, темпы его развития опережают рост экономики в целом. Быстро увеличиваются количество абонентов, доходы отрасли и инвестиции, особенно в сегменте сотовой связи.
В большинстве стран мира развитие рынка телекоммуникационных услуг начиналось на базе частных телефонных компаний, действовавших на малых территориях в городах и иных населённых пунктах. В результате бурного развития телекоммуникаций, возникновения, слияния и исчезновения компаний появилось три типа рынков:
- территориально-распределенные монопольные рынки;
- рынки с разделением сферы услуг между компаниями;
- государственная монополия.
Начиная с 1992 г. в телекоммуникационной отрасли России проходила реформа, в основу которой была положена приватизация государственных предприятий электросвязи путем их акционирования. Принципы реформирования были определены постановлением Правительства РФ от 25 июля 1992 г. № 526 «О Программе акционирования и приватизации в отрасли «Связь» на 1992 год» и Концепцией программы Российской Федерации в области связи, одобренной Советом Министров - Правительством РФ (протокол № 11
от 25 марта 1993 г.) В результате реформы Министерство Российской Федерации по связи и информатизации перестало быть собственником сетей и предприятий электросвязи и прекратило выполнять хозяйственные функции в области электросвязи. В настоящее время Министерство Российской Федерации по связи и информатизации выполняет функции государственного регулирования в отрасли.
В процессе развития телекоммуникационного рынка услуг сформировались следующие основные сегменты:
- мобильная связь. Данный сегмент рассматривает период динамичного роста, в этом сегменте рынка преобладает высокий уровень конкурентоспособности. В этом сегменте рынка развернулась наиболее острая конкурентная борьба, количество абонентов мобильной связи увеличивается в 1,5-1,8 раза ежегодно, наблюдается постоянное снижение тарифов на услуги мобильной связи;
- местная телефонная связь. Операторы связи концентрируют свои усилия на привлечении наиболее платежеспособных клиентов, предлагая им весь спектр самых современных и качественных услуг;
- междугородная и международная связь. Как правило, в данном случае доминирует в большей степени акционерное общество «Ростелеком». При этом операторы других сетей в той или иной степени используют инфраструктуру этого акционерного общества при оказании ими услуг связи. В условиях конкуренции доля акционерного общества в сегменте рынка услуг постоянно снижается;
- передача данных (включая Интернет). Один из наиболее быстро развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка, в том, что касается роста абонентской базы и развития инфраструктуры [3].
Анализ общих направлений отечественных экономических реформ показывает, что многие их проявления были связаны с попыткой максимально сократить государственное присутствие в народном хозяйстве, обеспечив его функционирование лишь на условиях рыночного саморегулирования [5]. Однако, несмотря на проведение реформ, до сих пор отрасли телекоммуникаций относятся к естественным монополиям, которые относятся к объектам инфраструктурного назначения.
Развитие инфраструктурных отраслей опережающими темпами является конъюктурообра-зующим фактором в международной торговле и мировом движении капитала, а также обеспечива-
ет конкурентоспособность страны в мировом пространстве, устойчивость и динамизм экономического роста. В свою очередь, рост инфраструктурных отраслей по сравнению с материальным производством и расширением ее хозяйственных функций - одна из закономерностей общественного развития.
Таким образом, с одной стороны, отрасли инфраструктуры - сфера экономики, располагающая широкими возможностями генерирования издержек. Но с другой - субъектам современной экономики, включая естественные монополии, присущ высокий уровень концентрации капитала, который позволяет осуществлять крупномасштабную вертикальную интеграцию процесса производства и реализации товаров и услуг, что обусловливает существенное снижение трансакционных издержек [2].
При этом, сегодня активно идут процессы реформирования и реструктуризации данных отраслей. Кроме того, со стороны правительства сделано много в вопросах тарифной политики.
При этом, несмотря на высокий темп развития телекоммуникационных отраслей, Россия все равно отстает от ведущих государств (табл. 1).
Таблица 1
Доля телекоммуникационных отраслей в ВВП ведущих стран мира
Страна 2003 г. 2006 г. 2007 г.
Дания 3,05 2,82 2,89
Финляндия 3,06 2,83 2,9
Франция 2,46 2,34 2,36
Германия 2,89 2,85 2,9
Италия 3,06 3,06 3,1
Швеция 3,68 3,51 3,64
Великобритания 3,26 3,04 3,12
ЕС 3,1 3,03 3,15
США 2,93 3,1 3,14
Япония 3,4 3,7 3,68
Россия 3,33 3,14 3,16
Источник: Мининформсвязи, 2007 г. Е1ТО, 2007 г., ГОЛТЕ, 2007.
К настоящему времени в России:
- действует более 18 тыс. лицензий на оказание различных телекоммуникационных услуг (из них около 15 тыс. - в области электросвязи);
- доля доходов отрасли электросвязи в ВВП -2,7 %.
- свыше 80 % услуг связи оказывается традиционными операторами;
- традиционные операторы владеют около 85 % всех российских телекоммуникационных сетей.
Однако на телекоммуникационном рынке России наблюдаются серьезные диспропорции:
- предприятия, владеющие 87 % традиционной инфраструктуры, дают только 54 % доходов отрасли, а предприятия, владеющие 13 % новой инфраструктуры, - 46 % доходов;
- капитализация системообразующих предприятий отрасли (2 млрд долл. США) ниже, чем капитализация трех крупных новых операторов -акционерных обществ «Мобильные Телесистемы», «Вымпелком» и корпорации «Голден Телеком» (2,9 млрд долл. США);
- 54 тыс. населенных пунктов в России не телефонизированы, при этом в развитии связи на всей территории страны участвуют только традиционные операторы; тарифы на услуги местной телефонной связи для населения покрывают только 77 % затрат.
Однако, несмотря на наметившуюся тенденцию развития, российские предприятия, действующие на телекоммуникационном рынке, пока заметно уступают зарубежным по уровню капитализации, доходам и эффективности деятельности.
Так, согласно данным, приведенным в Концепции развития телекоммуникационных услуг, в Российской Федерации в середине 2000-х гг. на телекоммуникационном рынке России наблюдаются серьезные диспропорции: предприятия, владеющие 87 % традиционной инфраструктуры, дают только 49 % доходов отрасли, а предприятия, владеющие 13 % новой инфраструктуры, -51 % доходов; капитализация системообразующих предприятий отрасли (2 млрд долл. США) ниже, чем капитализация трех крупных новых операторов - акционерных обществ «Мобильные Телесистемы», «Вымпелком» и корпорации «Голден Телеком» (2,9 млрд долл. США); 54 тыс. населенных пунктов в России не телефонизированы, при этом в развитии связи на всей территории страны участвуют только традиционные операторы; тарифы на услуги местной телефонной связи для населения покрывают только 77 % затрат [1].
До середины 2000-х гг. рынок телекоммуникаций развивался быстрыми темпами, однако в 2005 г. сотовым компаниям в последний раз удалось удвоить совокупную абонентскую базу. За пять лет операторы подключили практически всех, кого могли и к концу 2006 г. рост активных-числа пользователей фактически закончился. После того как проникновение сотовой связи в России превысило 100 %, продажи 8т-карт существенно упали.
Российский рынок телекоммуникационных услуг замедляется в своем росте, однако в 2007 г.
темпы были все еще довольно высоки - около 20 %. Одной из основных тенденций 2007 г. - быстрый рост рынка широкополосного доступа в интернет (broadband). В 2008 г. у провайдеров этой услуги появятся мобильные конкуренты - сети третьего поколения (3G) [6].
Следует отметить, что мировой финансовый кризис внес свои коррективы в развитие рынка телекоммуникаций. Телекоммуникационный рынок, по сравнению со многими другими, характеризуется существенно большей инерцией и реагирует на кризисные явления с задержкой. Это объясняется тем, что большинство услуг связи жизненно необходимы как для бизнеса, так и в повседневной жизни. Потребители прибегают к реальному сокращению информационного обмена лишь в крайних случаях, при этом, как правило, происходит отказ от новейших предложений рынка, а привычные традиционные услуги связи остаются востребованными максимально долго. В складывающейся ситуации преимущество получают компании, имеющие наибольшее число пользователей ориентированных на традиционные услуги. Таким образом, кризис стал своего рода катализатором реорганизации отрасли связи.
Характерной тенденцией для многих участников рынка телекоммуникаций в период кризиса стало объединение предприятий в мощные структуры, которые могут в дальнейшем создать олигополию. Наиболее ярким примером такого объединения является присоединение сотовых операторов «Большой Тройки» к государственным структурам, осуществляемое с середины 2008 г.
В 2009 г. операторы «большой тройки» были вынуждены сократить свои инвестпрограммы. В виду финансового кризиса и сложившегося положения на финансовых рынках вложения на развитие проектов сократилось на 15-20 %. При этом, основные операторы столкнулись со снижением прибыли, а также необходимостью погашения долгов в течение года в размере 3 млрд долл. Так по данным отраслевого информационноаналитического online журнала, в 2009 г. МТС сократило капзатраты на 20-25 %. Кроме того, объем финансовых программ в 2008 г. также уменьшился на 2 млрд долл. В компании такое положение вещей объясняют изменением курса валют, трудностями разворачивания 3G-сетей и изменением оплаты на поставку оборудования. Подобная ситуация была характерна и для других участников рынка телекоммуникаций, исключением является пожалуй только компания «Мегафон».
Его положительная динамика развития, обусловлена тем, что программа оператора была рассчитана ранее на масштабное покрытие.
Таким образом, в условиях финансового кризиса сокращение затрат явилось вынужденной мерой большинства компаний рынка телекоммуникаций. Основными причинами данного сокращения стало повышение цен на внедрение новых проектов, их слабая окупаемость и низкая рентабельность вновь введенных. В результате усилий участников рынка телекоммуникаций были направлены на сохранение имеющихся позиций на рынке, а не развитие новых проектов.
В свою очередь, объем доходов в России от услуг сотовой связи в 2008 г. составил 27370 млн долл. При этом, согласно данным Минэкономсвязи, лишь за первые 9 месяцев 2008 г. российские компании связи заработали 897 000 млн руб., а рост рынка телекоммуникаций составил 12 %. В 2009 г. данный показатель равнялся 2 %, а объем услуг связи - 1,358 трлн руб.
Согласно предварительным прогнозам Минэкономразвития в 2011-2012 гг. ожидается сохранение роста с темпом более 10 %. При этом, наибольший процент от рынка в целом составит мобильная связь, по прогнозам ведомства - 44,3 %.
Рост объема услуг связи эксперты МЭРа связывают с развитием инфраструктуры и новыми видами услуг, не забывая и о негативном влиянии кризиса.
Однако не все аналитики сходятся во мнении с МЭРом. Многие утверждают, что прогнозируемые показатели занижены. В частности, заявляется о более высоких нынешних темпах развития сотовой связи - до 48 %. При этом долгосрочная перспектива в расчетах ведомства ряду специалистов кажется слишком оптимистичной, прежде всего, по части распространения мобильных устройств связи. Снизятся и темпы роста в сетях фиксированной связи. Кроме того, эксперты сомневаются в успешности общефедеральных проектов по развитию телекоммуникационной отрасли. Больше внимания следует уделять созданию условий для развития рынка в целом, в том числе на законодательном уровне. В частности, это касается сферы частотного регулирования.
Таким образом, проводимая сегодня структурная реформа на рынке телекоммуникаций должна быть направлена на повышение эффективности деятельности предприятий - участников рынка, а также наилучшего использования их потенциала, что приведет к повышению их конкурентоспособности, как на отечественных, так и на международных рынках.
Литература
1. Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации. иКЬ: www. inforeg.ru/analitic/Koncepc-TKUsl.html
2. Радюкова Я. Ю. Реструктуризация естественных монополий как инструмент оптимизации их деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2010. Вып. 6.
3. Токмин К. И. Проблемы управления и планирования деятельности телекоммуникационных компаний в период финансового кризиса // Вестн. ун-та ГУУ. 2010. № 9.
4. Токмин К. И. Управление и планирование деятельности телекоммуникационных компаний в период финансового кризиса // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 2.
5. Яковлев И. А. Конкурентоспособность на рынке телекоммуникаций // Российское предпринимательство. 2010. № 2. С. 128.
6. иКЬ: http://www.rb.ru/biz/markets/show/74/
* * *
MARKET OF TELECOMMUNICATIONS: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
A. A. Lokotkov
This paper studies issues of the transformation of the Russian telecommunication market. The author gives a definition of the telecommunication market and examines its structure. The telecommunication market is represented as an infrastructural economic sector ensuring operation of the national economy. In addition, on the basis of assessment of the modern tendencies the author proves the necessity of reformation of the communication sectors under the influence of the globalization factor.
Key words: telecommunication market, information, information technologies, communication sectors, cellular communications.