Научная статья на тему 'Выявление и анализ факторов, влияющих на развитие телекоммуникационной отрасли'

Выявление и анализ факторов, влияющих на развитие телекоммуникационной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5747
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / ФАКТОР / РАЗВИТИЕ / ИНДЕКС ММВБ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / MARKET / MOBILE COMMUNICATION / FACTOR / DEVELOPMENT / MICEX TELECOM INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Е. В., Сафронова Е. В.

Предмет. В настоящее время телекоммуникационная отрасль, факторам развития которой уделяется большое внимание, имеет свои особенности функционирования и остается мало изученной. Объектом исследования является рынок телефонной связи России. В качестве предмета исследования выступают факторы, определяющие развитие операторов подвижной (мобильной) связи и телекоммуникационного рынка в целом. Цели. Выявление, анализ и оценка степени влияния совокупности факторов на индекс ММВБ Телекоммуникации и перспективу развития рынка в целом. Методология. Оценка и обоснование наиболее значимых фундаментальных факторов, способных оказывать влияние на развитие отрасли связи, проводились с помощью эконометрических методов. Также использовались общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция и моделирование. Результаты. Построенная модель свидетельствует, что фундаментальные свойства компании важны и значимы для разработки и принятия инвестиционных решений, в том числе в условиях кризиса и неопределенности. Прогностическая способность индекса ММВБ Телекоммуникации с помощью выбранных авторами критериев составляет около 70%. Доказана значимость и необходимость инновационной и инвестиционной деятельности компаний отрасли связи для их динамического развития. Определена значимость структуры и стоимости финансирования, сформулированы рекомендации для развития отрасли, как на уровне компании, так и на уровне государства. Область применения. Полученные результаты могут быть использованы для обоснования и принятия инвестиционных решений как внутри, так и вне компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification and analysis of factors influencing the development of the telecommunications sector

Importance Currently, the telecommunications sector has its specific operations, leaving a lot of room for further researches. The article focuses on the telephone communication market of Russia and factors driving the development of mobile service providers and the telecommunications market as a whole. Objectives The research identifies, analyzes and evaluates the extent to which the factors influence MICEX Telecom Index and the prospect of the market as a whole. Methods We evaluate and substantiate the most substantial and fundamental factors, which can influence the sector development, using econometric methods. The research also relies upon general scientific methods, i.e. analysis, synthesis, deduction and modeling. Results The model proves that fundamental corporate qualities are important and significant to take investment decisions, especially during the crisis and uncertainty. MICEX Telecom Index can provide 70% forecast. We also prove telecommunication companies should innovate and invest for their further dynamic growth. The research determines the significance of financing structure and value, and provides recommendations for the sectoral development at the corporate and national levels. Relevance The findings can be used to substantiate and make investment decisions within and beyond of the corporate environment.

Текст научной работы на тему «Выявление и анализ факторов, влияющих на развитие телекоммуникационной отрасли»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

Елена Вячеславовна РЯБОВА"'•, Елена Викторовна САФРОНОВАЬ

Экономическая политика

а кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде,

Нижний Новгород, Российская Федерация

[email protected]

ь студентка экономического факультета,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде,

Нижний Новгород, Российская Федерация safronova_dz @mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 08.12.2015 Принята в доработанном виде 01.03.2016 Одобрена 29.03.2016

УДК 338.001.36 JEL: L11, L96, 014

Ключевые слова: рынок, сотовая связь, фактор, развитие, индекс ММВБ -Телекоммуникации

Аннотация

Предмет. В настоящее время телекоммуникационная отрасль, факторам развития которой уделяется большое внимание, имеет свои особенности функционирования и остается мало изученной. Объектом исследования является рынок телефонной связи России. В качестве предмета исследования выступают факторы, определяющие развитие операторов подвижной (мобильной) связи и телекоммуникационного рынка в целом.

Цели. Выявление, анализ и оценка степени влияния совокупности факторов на индекс ММВБ - Телекоммуникации и перспективу развития рынка в целом.

Методология. Оценка и обоснование наиболее значимых фундаментальных факторов, способных оказывать влияние на развитие отрасли связи, проводились с помощью эконометрических методов. Также использовались общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция и моделирование.

Результаты. Построенная модель свидетельствует, что фундаментальные свойства компании важны и значимы для разработки и принятия инвестиционных решений, в том числе в условиях кризиса и неопределенности. Прогностическая способность индекса ММВБ -Телекоммуникации с помощью выбранных авторами критериев составляет около 70%. Доказана значимость и необходимость инновационной и инвестиционной деятельности компаний отрасли связи для их динамического развития. Определена значимость структуры и стоимости финансирования, сформулированы рекомендации для развития отрасли, как на уровне компании, так и на уровне государства.

Область применения. Полученные результаты могут быть использованы для обоснования и принятия инвестиционных решений как внутри, так и вне компаний.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Введение

Рынки с сетевыми эффектами исследовались многими экономистами. Это С. Либовиц и С. Марголис [1], М. Катц и С. Шапиро [2, 3], Л. Фриман [4] и др. Имеется довольно много работ, в том числе с эмпирическими исследованиями отдельных направлений деятельности телекоммуникационной отрасли (например работы Дж. Димика и С. Паттерсона [5], Н. Гендел [6].

Однако все эти работы в большей части посвящены анализу сетевых эффектов, изучению воздействия ценности сети на полезность индивидуального потребителя, ценовой политики компаний и конкурентным преимуществам в этой отрасли. В них не рассматривается

телекоммуникационный рынок России.

Эмпирический анализ телекоммуникационной отрасли России представлен в работе Н.М. Розановой и Д.А. Буличенко [7], которые на основе изучения разнообразия потенциальных направлений продуктовой дифференциации выявили, что отрасль демонстрирует в наиболее явном виде механизм становления и эволюции естественной олигополии. Исследование этих авторов направлено на анализ сетевых эффектов и определение формы рынка, а не факторам, которые оказывают влияние на формирование и функционирование этой отрасли. Совокупность факторов, способных оказать влияние на развитие отдельной компании телекоммуникационной отрасли и рынка в целом можно классифицировать на внешние и внутренние.

В составе внешних факторов, способных оказать влияние на финансово-хозяйственную

деятельность субъекта, выделяют:

— экономическую политику международных финансовых институтов;

— устойчивость национальной экономики;

— политическую, технологическую и законодательно-правовую устойчивости;

— другие макроэкономические факторы;

— национальную культуру, наличие спроса на продукцию компании;

— устойчивость конкурентной среды;

— эффективные межфирменные коммуникации и др.

В состав внутренних факторов включают:

— наличие цели и миссии;

— наличие конкурентных преимуществ;

— ресурсную и финансовую устойчивость, эффективную систему внутреннего учета;

— налоговую, инвестиционную и инновационную политики;

— качество продукции/услуг;

— эффективную ценовую политику;

— эффективную систему обучения и повышения квалификации персонала и многие др.1 [8, 9].

Многие авторы рассматривают в качестве основополагающего фактора, способного оказать влияние на деятельность компании, ее результаты и принимаемые управленческие решения, жизненный цикл компании. Самыми известными теоретическими моделями, которые были предложены в 1970-е гг. в этом направлении, были модели Л. Грейнера и И. Адизеса [10, 11]. Влияние жизненного цикла компании на результат ее финансово-хозяйственной деятельности рассматриваются также в работах2 [12-14]. Исходя

1 Хорин А.Н., КеримовВ.Э. Стратегический анализ. М.: Эксмо. 2006. 286 с.

2 Куранов М.В. Анализ факторов, характеризующих

функционирование организации на различных этапах жизненного цикла // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 4. С. 18- 24; Куранов М.В. Показатели и модели анализа финансового состояния на различных этапах жизненного цикла организации // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 5. С. 56-60; Широкова Г.В.

из жизненного цикла компании или продукта, рассматривается и анализируется совокупность факторов. Следовательно, выявлена специфика данной отрасли деятельности, но состав и значимость факторов, оказывающих влияние на телекоммуникационный рынок в целом, четко не представлены. На наш взгляд, телекоммуникационная отрасль России слабо изучена экономистами-теоретиками, несмотря на то, что она повсеместно приводится в качестве драйвера развития экономики государства. В связи с этим данное направление требует более тщательного изучения для создания эффективной бизнес-модели этой отрасли.

Характеристика отрасли и рынка связи

В настоящее время телекоммуникационная отрасль, несмотря на определенные проблемы и сложности в экономике, является развивающейся. Без мобильной связи и телекоммуникационного рынка в целом трудно уже представить формирование инфраструктуры бизнеса, внедрение современных информационных технологий.

Если вспомнить историю, то развитие телекоммуникаций состоит из множества этапов развития видов передачи данных, начиная от телеграфной связи, появившейся в 1753 г., до мобильной связи в 1946 г. С развитием новых технологий появляются новые виды телекоммуникационных услуг, которые

расширяют и дополняют это понятие. Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) отрасль связи (код 64) включает два крупных направления ее развития:

— почтовая и курьерская деятельность;

— деятельность в области электросвязи.

В составе электросвязи выделяется совокупность подотраслей:

— телефонная связь (код 64.20.11);

— документальная электросвязь (код 64.20.12);

— передача (трансляция) и распределение программ телевидения и радиовещания (код 64.20.2)3.

Управление изменениями в российских компаниях. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2009. 496 с .

3 Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (ред. от 31.03.2015) «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).

Состав и объем предоставленных услуг связи на территории РФ в стоимостном выражении в 2000-2013 гг. представлены в табл. 1.

Результаты анализа доходов от услуг связи свидетельствуют, что мобильная связь - самый быстрорастущий сегмент рынка

телекоммуникаций. В 2013 г. львиная доля от общего объема услуг связи принадлежала подвижной (мобильной) связи (44,67%), на втором месте - проводной Интернет (15,1%), третью позицию занимает документальная электросвязь (13,3%). Доля местной, международной и междугородной связи сокращается в связи с наличием лучшей альтернативы - сотовой связи. Что касается радиосвязи, телевидения и спутниковой связи, то эти услуги имеют положительный годовой прирост выручки, доля от общего объема в 2013 г. составила 4,6%. Для наглядности данные табл. 1 представлены на рис.1.

В 2014 г. доля телекоммуникационных услуг в ВВП сократилась на 0,77% и составила 2,33%, прирост по сравнению с предыдущим годом составил лишь 2,7%, тогда как в 2013 г. выручка по отношению к предыдущему году выросла на 5,1%. Согласно данным аналитической компании J'son & Partners Consulting, объем рынка

телекоммуникационных услуг в России в 2014 г. составил 1,28 трлн руб.4

Предметом дальнейшего изучения является деятельность в области телефонной связи (код 64.20.11), в составе которой выделяют:

— международную, междугородную внутризоновую, местную (городскую и сельскую) телефонную связь;

— подвижную радиосвязь, в том числе спутниковую, сотовую, транкинговую связи и т.п.;

— фиксированную спутниковую связь5.

Рост количества абонентов, желающих использовать современную телефонную связь в повседневной жизни и в бизнесе, наличие

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»).

4 Аналитическое агентство J'son&Partners Management Concultancy. URL: http://www.json.ru

5 Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (ред. от 31.03.2015) «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «ОК 029-2001 (КДЕС. Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»).

неудовлетворенного спроса сопровождались появлением все новых и новых игроков на рынке телефонной связи, которые не только формировали его, но и создавали его инфраструктуру на протяжении 10 лет (с 2000 по 2010 г.). Все это соответствовало стадии роста отрасли.

В дальнейшем (до настоящего времени) прослеживается определенная стабильность с незначительным приростом, связанным как с инфляционными факторами, так и с ростом рынка телефонной связи. Следовательно, можно говорить об определенной стабильности и зрелости рынка, в котором будет наблюдаться жесткая конкуренция за абонентов, появление и/или развитие новых продуктов (услуг), которые обеспечивали бы компаниям конкурентные преимущества, слияния и поглощения для объединения ресурсов и возможностей. Кроме того, так как основные игроки рынка уже сформировались, то «барьеры на вход» для вновь создаваемого предприятия значительно выше, чем в 2000-х гг., в частности, ужесточились требования и государственного регулирования отрасли.

Ми нистерство связи РФ проводит реформирование регулятивной среды, тем самым оказывая существенное влияние на число участников через условия выдачи лицензий на предоставление услуг мобильной связи. Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» всем жителям страны гарантируется равный доступ к услугам связи, а именно, доступ к Интернету на скорости не менее 10 Мбит/с. При этом обеспечение мобильного широкополосного доступа к Интернету технологий UMTS (3G) и LTE (4G) в населенных пунктах от 10 тыс. чел. должно осуществляться за счет собственных средств операторов. На наш взгляд, государственное регулирование - это один из важных факторов развития

телекоммуникационной отрасли наряду с технологическими изменениями.

Не стоит забывать о том, что успешное развитие отрасли невозможно без технологических инноваций и инвестиций [15]. В 2014 г. инвестиции в основной капитал телекоммуникационной отрасли составили 284,6 млрд руб., а инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов - 2,91 млрд долл. США. Следует отметить, что на протяжении последних лет структура инвестиций в основной капитал связи стабильна - в среднем 2,5% от общих инвестиций. Однако темп роста инвестиций в телекоммуникации с 2012 г. стал замедляться и к

2014 г. составил 84,3% от предыдущего года6. В 2014 г. отрасль телекоммуникаций в России столкнулась с заметными изменениями не только технологического, но прежде всего политического и экономического характера.

Правительство РФ признает развитие отрасли одним из приоритетных направлений модернизации экономики, так как инвестиции в инфраструктуру связи способствуют усилению стратегического положения страны в долгосрочной перспективе. В связи с этим проводится реформа в области связи, предъявляются требования к участникам данного рынка по обеспечению высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет, мобильной связи четвертого поколения (4G) и внедрение цифровых и электронных услуг на территории всей страны7. При этом драйвером роста глобального телекоммуникационного рынка признается сектор мобильной связи и мобильных услуг передачи данных8.

Анализ подвижной (мобильной) связи

Стремительность развития подвижной

(мобильной) связи в России, начиная с 2000 г., представлена на рис. 2.

По данным IC Insights9, с 2006 г. число абонентов сотовой связи стало превышать население страны, а уровень проникновения сотовой связи в России к концу 2014 г. составил 185%. Для сравнения, в Италии соотношение общей численности населения к количеству пользователей мобильной связи составляет 151%, в Германии - 140%, в Великобритании - 128%. Причиной таких расхождений является приобретение населением сразу нескольких сим-карт, каждая из которых считается за отдельного абонента. Фактический показатель проникновения сотовой связи в РФ гораздо ниже и к концу 2014 г. составлял около 70%, или 102 млн чел., тем не менее значительного

6 Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь в России. URL: http://www.gks.ru

7 Методика оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи (утв. Минкомсвязи России 04.12.2014 № НН-П19-21799).

8 Кобылко А.А. Рынок телекоммуникационных услуг в России: проблемы и перспективы развития: конспект доклада на конференции «Отраслевые рынки, корпоративное управление и экономика фирмы»// Новая экономическая ассоциация. 2013. URL: http://www.econorus.org/c2013/fi les/kt8o.doc

9 Аналитический портал «DailyComm: коммуникации в

ИТ-бизнесе». URL: http://www.dailycomm.ru

прироста новых абонентов не стоит ожидать (см. рис. 2).

Более того, может произойти снижение этого показателя, так как приоритетным направлением регулятивной среды является работа по оптимизации процедуры переноса абонентских номеров (MNP - mobile number portability) с 2013 г. Таким образом, внедрение MNP оказывает существенное влияние на развитие рынка услуг подвижной связи, усиливая конкуренцию между поставщиками услуг и ускоряя техническую модернизацию сетей связи. Согласно статистическим данным, за 2014 г. было перенесено более 920 тыс. телефонных номеров10. Тем самым исключается двойной счет абонента.

Российский телекоммуникационный рынок подвижной связи можно структурировать на четыре типа предприятий:

1) общероссийские операторы;

2) межрегиональные операторы;

3) региональные операторы;

4) виртуальные операторы.

До недавнего времени общероссийскими операторами признавали три крупнейшие компании сотовой связи, так называемой «Большой тройки» - ОАО «МТС», ОАО «МегаФон», ОАО «Вымпелком» (бренд - Билайн), составляющих 86,3% доли рынка по выручке и 83% по числу абонентов за 2013 г. и имеющих собственные сети сотовой связи во всех регионах России. Важнейшим событием на рынке в 2014 г. стало появление четвертого общероссийского оператора OOO «Т2 Рус Холдинг» (бренд -Теле2) на основе активов «Ростелекома» и Tele2. Мобильные активы компаний дополняют друг друга в плане географического охвата, а также наличием базовых станций 3G и нового поколения 4G в регионах. Таким образом, согласно данным аналитической компании AC&M Consulting, рыночная доля сотовых компаний по количеству абонентов в совокупности составила 96%.

К межрегиональным операторам относятся компании, предоставляющие свои услуги в некоторых регионах России и имеющие абонентскую базу в несколько миллионов абонентов. Это ОАО «СМАРТС», предоставляющая услуги подвижной связи на территории 16 регионов, а также

10 Минкомсвязи России. URL: http://minsvyaz.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Телекоммуникационная группа «Мотив» в Уральском федеральном округе и Пермском крае. К межрегиональному оператору можно отнести ЗАО «Вайнах Телеком» на Северном Кавказе, ООО «К-Телеком», предоставляющий

телекоммуникационные услуги в Екатеринбурге и других городах УрФО, а также ОАО «Основа Телеком», хотя эта компания позиционирует себя как федеральный оператор связи. Кроме того, до 2015 г. свою деятельность вел оператор ЗАО «Скай Линк» ^куЬшк), располагавшийся в 73 регионах страны, однако он был присоединен к компании Теле2.

Что касается региональных операторов, имеющих незначительную базу до нескольких сотен тысяч абонентов, то они в основном уже поглощены крупными игроками.

Небольшую популярность имеют виртуальные операторы ^¥N0), использующие

инфраструктуру другого оператора, но предоставляющие услуги под собственной торговой маркой. Преимущество данного типа предприятий состоит в отсутствии капитальных вложений, необходимых для построения и поддержания базовых станций. На конец 2014 г. существовали 26 виртуальных операторов в России, широко известным из которых стал новый бренд Yota (ООО «Скартел»), использующий ресурсы сети «МегаФон» с 2014 г. и претендующий на почетное звание четвертого федерального оператора. Преимущество дочерней компании МегаФона состоит в развитии нового стандарта связи WiMAX, предоставляющего универсальную беспроводную связь на больших расстояниях до 1 Гбит/с. По данным источника одной из компаний - партнеров МегаФона, Yota насчитывает около 1,5 млн абонентов, которые включаются в отчетность материнской компании.

Также к популярным виртуальным операторам относятся компании на базе МегаФона - «Алло Инкогнито», Гарс Телеком; на базе МТС -А-Мобайл, Алле, Связной Мобайл, МГТС; на базе Билайн - SunSim, WhyFly; на базе «СМАРТС» -Евросеть, Ё, НМТ, Летай.

Несмотря на большое количество хозяйствующих субъектов, зарегистрированных с кодом экономической деятельности в области связи, темп ее развития определяют ведущие игроки сотовой связи. В России наибольшую долю рынка занимает торговая марка МТС (табл. 2), доля которой на российском рынке составляет почти треть всего рынка (32%). На втором месте по

количеству абонентов стоит оператор связи МегаФон, доля рынка - 28%. Третье место занял оператор Билайн с долей 23%. Остальные мобильные операторы России имеют около 17% рынка.

Многочисленные работы посвящены анализу структуры рынка связи. Во многих из них доказано, что телекоммуникационная отрасль является монополией или олигополией [7]. В теоретическом плане телекоммуникационная отрасль лучше всего описывается базовой моделью рынка с сетевыми эффектами, дифференцированным продуктом и небольшим числом участников (сетевая олигополия).

С помощью индекса Херфиндаля - Хиршмана 1нн

определена степень концентрации рынка сотовой связи. При наличии полной монополии одной компании показатель концентрации принимает значение 10 000. Индекса Херфиндаля -Хиршмана рассчитывается по формуле

п

1НН = ^ ,

г = 1

где <$- доля 7-го оператора в общем объеме услуг рынка сотовой связи,

п - число операторов.

В нашем случае расчет выглядит следующим образом:

1нн = 322 + 282 +232 + 132 + 42 = 2 522.

Согласно классификации рынков Херфиндаля -Хиршмана и полученному результату, рынок мобильной связи в России относится к высоко концентрированному рынку (1нн > 2 000). Таким образом, можно сделать вывод, что рынок подвижной (мобильной) связи России имеет олигополистический характер, определяемый небольшим составом крупных игроков. Остальные компании этой отрасли - это в основном инфраструктура бизнеса для ведущих крупных игроков.

Количество потребителей и доля рынка во многом зависят от наличия конкурентных преимуществ оператора связи. Безусловно, на выбор потребителей влияет не только удовлетворенность линейкой тарифных планов и качеством связи, но и уровень обслуживания как в офисах, так и в центрах поддержки клиентов, имидж бренда и его предпочтение через выделение из конкурентных аналогов. Для учета всех этих и некоторых других

факторов в 2007 г. была разработана структурная модель индекса удовлетворенности потребителей - European Performance Satisfaction Index (EPSI) сотовой связи. Динамика EPSI за 2008-2014 гг. представлена на рис. 3.

В послекризисный период 2009 г. средневзвешенный индекс телекоммуникационной отрасли снизился в среднем на 6,5%, а наиболее удовлетворенные клиенты были в Теле2. Это можно объяснить тем, что компания Теле2 концентрирует внимание на соотношении цены и качества. Поэтому, учитывая низкую ценовую политику, фактор качества связи и обслуживания для клиентов компании имеет второстепенное значение. С 2011 г. до настоящего времени МегаФон является единоличным лидером рейтинга удовлетворенности пользователей и за 2014 г. максимально предвосхитил ожидания клиентов на 87,36%. Что касается компании Билайн, то удовлетворенность клиентов стала снижаться с 2012 г., уступив Теле2. Основной причиной является снижение качества связи, обслуживания и несоответствующая этому качеству цена. Если посмотреть на индекс удовлетворенности МТС, то увидим, что компания лишь в 2011 г. опередила Теле2 на 2% и составила 80%. Несмотря на лидерство доли рынка по числу абонентов, потребители МТС дают самую низкую оценку качеству работы своего оператора по сравнению с другими участниками рейтинга.

Проанализировав текущее состояние рынка связи с разных сторон, можно перейти к оценке его прогнозного состояния. Для этого, по мнению авторов, можно воспользоваться регрессионным анализом, для чего требуется определить зависимую переменную и состав факторов, оказывающих на нее влияние. Как мы выявили, перспективы развития отрасли и его отдельных участников зависят не только от финансовых показателей деятельности компаний-операторов и макроэкономических факторов, но и от поведенческих факторов потребителей услуг.

Выявление и оценка влияния факторов на перспективу развития телекоммуникационного рынка

Обоснование и выбор зависимой переменной.

Телекоммуникационная отрасль находится на стадии зрелости жизненного цикла, то в качестве показателя, отражающего текущее состояние и развитие отрасли, можно использовать индекс ММВБ - Телекоммуникации. Динамика данного

показателя за 2004-2014 гг. представлена на рис. 4.

К концу 2008 г. легко заметить резкое падение рыночной капитализации телекоммуникационных компаний почти в 2 раза отоносительно 2004 г. и в 4 раза - 2007 г., на что в значительной мере повлиял мировой финансовый кризис. В течение последующих двух лет индекс рос и к середине 2011 г. достиг максимального значения -2 657,98 п. Далее показатель на протяжении трех лет в условиях экономической и политической стабильности колебался в пределах 2 000 п., однако к концу 2014 г. сократился до 1 481,39 п. В ноябре 2015 г. этот показатель колеблется около отметки 1 700 п. Очевидно, что индекс ММВБ -Телекоммуникации зависит от факторов, определяющих систематический и специфический риски. Систематические риски связаны с развитием фондового рынка в целом, политической и экономической обстановкой как в стране, так и на международной арене. В настоящее время данные риски сложно оценивать и прогнозировать, так как они в большей степени имеют политическую «окраску». В этой связи в работе больше уделено внимания оценке влияния на индекс фундаментальных характеристик деятельности компаний отрасли.

Выбор независимых переменных, порядок их расчета и формирование гипотез. Тестируемая в исследовании гипотеза предполагает выявление зависимости индекса ММВБ - Телекоммуникации от фундаментальных характеристик деятельности компаний данной отрасли. Для оценки значимости влияния факторов была построена множественная линейная регрессионная модель вида

+

Index = aQ + a^x Stability + a2 x Liquidity + a3 x Profitability + a4 x EPSI + a5 x Investment + + a6 x Inflation + e, (2)

где aQ - константа;

e - шум (случайная ошибка).

В качестве независимых переменных были выбраны:

— интегральный коэффициент финансовой устойчивости Stability;

— интегральный коэффициент ликвидности

Liquidity;

— интегральный показатель эффективности

Profitability;

— индекс удовлетворенности потребителей EPSI;

— инвестиционные вложения Investment;

— инфляция Inflation.

На основе данных факторов были сформулированы гипотезы.

1. Финансовая устойчивость компании Stability характеризуется двумя группами показателей -степенью независимости предприятия от заемных средств финансирования и отношением свободных денежных потоков к затратам на обслуживание долга. Более того, эти критерии, на наш взгляд, имеют разное направление влияния на перспективу развития бизнеса. Например, наращение заемного финансирования будет приводить при прочих равных условиях к росту финансового левериджа, одновременно с этим при эффективной инвестиционной стратегии, способствующей росту продаж, может привести к увеличению коэффициента покрытия процентов. В долгосрочной перспективе рост этого показателя повышает устойчивость компании к внешним шокам, таким как изменение ключевой процентной ставки или рост страновых рисков, а также повышает рентабельность активов и капитала. При этом коэффициент автономии будет снижаться.

Для того, чтобы учесть эти особенности при формировании регрессионной модели, нами был применен балльный метод (от 1 до 6) для расчета интегрального показатели финансовой

устойчивости. При этом максимальный балл (6) ставился при положительной динамике показателей и значении выше рекомендуемого, минимальный балл (1) ставился за противоположный результат. Стоит отметить, что показатели, характеризующие обратную зависимость, например, коэффициент финансового левериджа, оценивались наоборот. В дальнейшем с помощью куммулятивного метода определялось интегральное значение. Направление влияния на стратегию развития отрасли будет определено с помощью регрессионной модели.

2. Интегральный коэффициент ликвидности Liquidity должен оказывать положительное влияние на развитие компании и отрасли, так как отражает способность погашать фирмой текущие обязательства за счет своих текущих активов (денежных средств и их эквивалентов, дебиторской задолженности и запасов) при превращении их в абсолютно ликвидные активы.

3. Интегральный показатель эффективности деятельности хозяйствующего субъекта Profitability должен быть выше единицы. Для его расчета применен матричный метод экономического анализа. Этот критерий учитывает совокупность показателей (в нашем случае - 10), характеризующих эффективность использования имеющихся ресурсов, как материальных, так и трудовых. Исходя из сделанных допущений, он должен оказывать положительное влияние на индекс ММВБ - Телекоммуникации, выбранного в качестве зависимой переменной.

4. Удовлетворенность потребителей услуг связи EPSI, на наш взгляд, должна положительно влиять на перспективы развития как отдельной компании, так и отрасли в целом.

5. Инвестиционные вложения компаний Investment. Как было отмечено, в телекоммуникационной отрасли приоритетным направлением развития считается внедрение инновационных технологий, что отражено и в проводимой Правительством РФ реформе отрасли связи. В связи с этим, несмотря на реальный отток денежных средств, связанных с реализацией инвестиций и инноваций в компании, считаем, что данный критерий будет иметь положительное влияние на зависимую переменную.

6. Инфляция Inflation отображает экономическую ситуацию в стране, кроме этого она тесно коррелирует с изменением процентной ставки по кредитам, выдаваемых компаниям. На наш взгляд, существует сильная обратная связь между развитием телекоммуникационной отрасли и уровнем инфляции.

Методика расчета и направление влияния каждого рассматриваемого фактора представлены в табл. 3. Для проведения эмпирического тестирования гипотез, были собраны необходимые статистические данные по четырем перечисленным операторам сотовой связи за 2008-2014 гг. (всего 96 наблюдений «фирма -квартал»). В качестве источников данных использовались база данных «ФИРА ПРО»11, официальный сайт инвестиционной компании «Финам», официальный сайт Росстата, а также официальные сайты компаний, присутствующих в выборке. Размеры данной выборки были ограничены списком фирм, которые удовлетворяли требованиям по доступности информации и их долей на рынке услуг сотовой связи.

11 Первое независимое рейтинговое агентство. URL: http://www.fira.ru

В дальнейшем был проведен анализ функциональных зависимостей параметров и целевых переменных, а также корреляционный анализ в целях выявления взаимосвязанных факторов. В целом было замечено, что в моделях преобладает линейный тип функциональных связей без явно выраженных выбросов.

В программе EViews 7 была построена модель зависимости индекса ММВБ - Телекоммуникации от перечисленных факторов с использованием метода наименьших квадратов. Стандартная форма результатов проведенного регрессионного анализа (рис. 5), содержащая в себе информацию о значимости каждого исследуемого фактора и степени его влияния на результирующий показатель (строки 1-7), надежности всей модели в целом (строки 8-11).

Каждая независимая переменная при этом рассматривается с позиции полученного коэффициента и знака перед ней (графа 2), статистических показателей, отражающих стандартную ошибку в вычислениях, критерий Стьюдента (Г-статистику) и значимость каждого фактора с определенным уровнем вероятности (графы 3-5). Надежность модели в целом описывается с помощью:

— коэффициентов детерминации R2 и нормированного R2 (R-squared и Adjusted R-squared) - степени «предсказуемости» модели, то есть насколько точно мы можем спрогнозировать значение Index, зная значения независимых переменных (факторов);

— статистической значимости (вероятности ^-статистики, Prob (^-statistic), которая должна стремиться к нулю. Чем меньше данный показатель, тем надежнее модель и полученные в ней результаты;

— среднего значения и стандартного отклонения зависимой переменной (Mean dependent var и S.D. dependent var);

— статистики Durbin-Watson, отражающей автокорреляцию. При ее отсутствии данный критерий должен быть близок к двум.

С учетом данных (см. рис. 5) и предложенной регрессионной модели в выражении (2), уравнение зависимости индекса ММВБ - Телекоммуникации (Index) от совокупности представленных факторов (см. табл. 3) можно записать в следующем виде:

Index = 1,829 + 0,613 х Stability + 0,351 х х Liquidity + 0,244 х Profitability + 0,32 х EPSI + + 2,214 х Investment - 5,483 х Inflation.

Выводы

Модель в целом оказалась значимой на 1%-ном уровне значимости (Prob (^-statistic) - 0,000009). Прогностическая способность модели составляет около 70% (^-squared = 0,698498, или 69,85%). Это свидетельствует о том, что несмотря на то, что любой индекс зависит от внешней и внутренней обстановки в стране и мире, от настроений и ожиданий инвесторов, тем не менее, показатели эффективности деятельности компании (фундаментальные ее свойства) также важны и значимы для разработки и принятия инвестиционных решений, в том числе в условиях кризиса и неопределенности.

На однопроцентном уровне значимости оказались: интегральный показатель ликвидности, индекс удовлетворенности покупателей EPSI; темп роста внеоборотных активов Investment. Остальные факторы значимы на 10%-ном уровне значимости.

Наибольшее влияние на индекс ММВБ -Телекоммуникации оказывают:

— темп роста внеоборотных активов, отражающих наличие инвестиционной деятельности компаний отрасли, то есть при росте внеоборотных активов на 1%, телекоммуникационный индекс может увеличиться на 2,214%. Это подтверждает то, что телекоммуникационная отрасль относится к числу капиталоемких, поэтому для продолжения своего развития компании должны постоянно осуществлять вложения в развитие сети, беспроводного Интернета, новых продуктов и услуг, а также осуществлять сделки по слиянию/поглощению;

— финансовая стабильность, которая способна повысить индекс на 0,613%, в то время как интегральный показатель ликвидности - на 0,351%, а интегральный показатель эффективности - на 0,244% при однопроцентном их росте;

— инфляция, оказывающая негативное влияние на зависимую переменную. При изменении инфляции на 1%, индекс может снизиться/увеличиться на 5,483%.

Направленность знаков у всех переменных подтвердилась. Кроме того, интегральный

коэффициент финансовой устойчивости имеет положительное влияние, то есть рост собственного капитала и снижение процентов за используемый заемный капитал окажут положительное влияние на индекс и настроение инвесторов.

Однако несмотря на положительные знаки перед переменными, в данном сегменте экономики можно ожидать стагнацию и возможное снижение объемов продаж и интегральных показателей, учитываемых в модели. Это может происходить за счет сокращения корпоративных клиентов, снижения покупательной способности населения и платежеспособности компаний. Все эти и другие макроэкономические факторы в совокупности способны оказать негативное влияние на развитие отрасли телефонной связи в ближайшие годы.

Для снижения вероятности возникновения отрицательных тенденций в среднесрочной и долгосрочной перспективе операторам подвижной (мобильной) связи требуется осуществлять не только лояльную политику к своим клиентам, но и постоянно заниматься инновациями и инвестициями в долгосрочные капитальные вложения.

Одним из самых сложных в данном направлении аспектов в настоящее время является стоимость привлекаемого для этих целей капитала. На наш взгляд, здесь целесообразно рассматривать два направления решений.

Во-первых, со стороны государства. В целях реализации реформы в области связи,

направленной на устранение проблемы неравномерности развития телекоммуникаций в сельской и малонаселенной местности в связи с нерентабельностью оказания услуг из-за низкой плотности населения и решения совокупности задач, поставленных государством перед операторами сотовой связи до 2018 г., целесообразно рассмотреть возможность соответствующей государственной поддержки компаний, занимающихся инвестициями в основной капитал. Во-вторых, со стороны самих компаний. Для минимизации риска изменения процентных ставок по привлеченным кредитам (займам) и прочим рискам активно использовать операции по их хеджированию.

В 2015 г. для решения проблемы финансирования и реализации реформы Правительства РФ в области связи операторы стали использовать схему RAN Sharing, предполагающую совместную эксплуатацию базовых станций на протяжении семи лет. Благодаря этому операторы могут увеличить LTE-покрытие, а также экономить более 30% средств на строительство и более 40% - на эксплуатацию. Таким образом, в рамках программы уже построено около трех тысяч станций LTE двумя компаниями: МТС обеспечивает строительство совместно эксплуатируемых сетей 4G в 19 регионах, а Вымпелком строит базовые станции в 17 регионах России. Что касается компании МегаФон, то она готова совместно использовать элементы сети лишь в удаленных малонаселенных регионах, где строительство своей сети сложно окупить.

Таблица 1

Объем услуг связи (в фактически действовавших ценах) в Российской Федерации в 2000-2013 гг., млрд руб.

Показатель 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Почтовая и спецсвязь 12,5 42,7 100,3 116 126,2 132,3

Документальная электросвязь 8,2 48,6 147,3 164,9 202,1 214,2

Телефонная связь (местная, 78,8 184 267,4 249,7 246,1 222,8

междугородная, международная и внутризоновая)

Радиосвязь, радиовещание, телевидение, 6,8 25,4 51,3 58,7 61,3 74,2

спутниковая связь и проводное вещание

Подвижная связь 37,4 282,9 593,7 629,3 679,2 718,6

Присоединение и пропуск трафика 71,3 186,7 196,4 212,5 243

Другие услуги связи 2,7 4,7 8,8 9,8 3,7 3,7

Всего 146,4 659,9 1 355,5 1 424,9 1 531 1 608,8

Источник: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_5563/Main.htm

Таблица 2

Количество абонентов мобильной связи и доли рынка операторов мобильной связи России (по состоянию на декабрь 2014 г.)

Торговая марка Абоненты, тыс. чел. Доля рынка, %

МТС 77 793 32

МегаФон 68 069 28

Билайн 55 914 23

Теле2 31 604 13

Другие 9 724 4

Всего 243 104 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Переменные эмпирической модели, характеризующие факторы развития телекоммуникационной отрасли

Наименование переменной Обозначение в модели Методика расчета Предполагаемая зависимость Index от переменной

Интегральный показатель финансовой устойчивости Stability Этот показатель был рассчитан кумулятивным методом с применением балльной оценки от 1 до 6, исходя из анализа динамики показателей финансовой устойчивости: коэффициенты автономии, финансового левериджа, инвестирования, покрытия инвестиций и процентов

Интегральный коэффициент ликвидности Liquidity +

Интегральный показатель эффективности Profitability Для анализа эффективности деятельности компаний применен матричный метод, используя показатели: - рентабельность продукции; - рентабельность производственных затрат; - выручка от реализации на рубль затрат; - общая экономическая рентабельность; - фондоотдача; - затраты на рубль активов; - прибыль на одного работающего; - выручка от продажи на одного работающего; - производственные затраты на одного работающего; - активы на одного работающего +

Индекс удовлетворенности пользователей EPSI Рейтинги исследовательской компании EPSI. URL: http://www.epsi-rating.ru +

Инвестиционные вложения компании Investment Темп роста внеоборотных активов +

Инфляция Inflation Официальная информация -

Рисунок 1

Объем услуг связи в России в 2000-2013 гг., млрд руб.

2000 2005 2010 2011 2012 2013

1- подвижная связь; 2 - телефонная связь {местная, междугородная, международная и внутризоновая); 3 - присоединение и пропуск трафика; 4 - документальная электросвязь; 5 - почтовая и спецсвязь; 6 — радиосвязь, радиовещание, телевидение, спутниковая связь и проводное вещание

Источник: Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь в России. иг1: http://www.gks.ru

Рисунок 2

Абонентская база подвижной связи России в 2000-2014 гг., млн абонентов

Источник: информационное агентство «РБК». URL: http://rbc.ru/ Рисунок 3

Индекс удовлетворенности потребителей сотовой связи в 2008-2014 гг., %

Источник: Независимая рейтинговая компания по измерению общеевропейского индекса удовлетворенности потребителей. URL: http://www.epsi-rating.ru

Рисунок 4

Динамика индекса ММВБ - Телекоммуникации за 2004-2014 гг.

Источник: Межбанковская Московская валютная биржа. URL: http://moex.com/ru/index/MICEXTLC/info

Рисунок 5

Результаты регрессионного анализа, отражающие зависимость индекса ММВБ - Телекоммуникации (Index) от исследуемых факторов

Переменная Коэффициент Стандартная ошибка Критерий Стьюдента, ¿-статистика Вероятность

1 2 3 4 5

1. Stability 0,613121 0,054497 11,250546 0,0964

2. Liquidity 0,351103 0,123197 2,849935 0,0096

3. Profitability 0,244153 0,002787 87,604233 0,052

4. EPSI 0,320166 0,085357 3,75092 0,0012

5. Investment 2,214487 0,771102 2,871847 0,0091

6. Inflation -5,482678 0,311412 -17,605866 0,0273

7. Const (константа) 1,829049 0,639764 2,858943 0,0003

8. Уровень значимости 0,698498 Среднее значение зависимой переменной 1,011562

.R-квадрат

9. Нормированный 0,612355 Стандартное отклонение зависимой переменной 0,195886

.R-квадрат

10. F-статистика 8,108549

11. Вероятность 0,000009 Статистика Durbin-Watson 2,064879

F-статистики

Список литературы

1. Liebowitz S.J., Margolis S.E. Network Externality: An Uncommon Tragedy // Journal of Economic Perspectives. 1994. № 8. P. 133-150.

2. Katz M., Shapiro C. Product Introduction with Network Externalities // The Journal of Industrial Economics. 1992. № 40. P. 55-83.

3. KatzM., Shapiro C. System Competition and Network Effects // Journal of Economic Perspectives. 1994. Vol. 8. № 2. Р. 93-115.

4. Freeman L.C. The Impact of Computer Based Communication on the Social Structure of an Emerging Scientific Specialty // Social Networks. 1986. № 6. P. 201-221.

5. Dimmick J.W., Patterson S., Sikand J. Personal Telephone Networks: A Typology and Two Empirical Studies // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 1996. № 40. P. 45-59.

6. Gandal N. Hedonic Price Indexes for Spreadsheets and Empirical Test for Network Externalities, RAND // Journal of Economics. 1994. № 25. P. 160-170.

7. Розанова Н.М., Буличенко Д.А. Конкуренция в телекоммуникационной отрасли: сетевой рынок в условиях продуктовой дифференциации // TERRA ECONOMICUS. 2011. Т. 9. № 1. С. 17-32.

8. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 320 c.

9. Лищук А.А. Алгоритм формирования стратегических факторов устойчивого развития предпринимательских структур с использованием сценарного подхода // Проблемы современной экономики. 2007. № 4. С. 117-121.

10. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / пер. с англ. под науч. ред. А.Г. Сеферяна. СПб.: Питер, 2013. 384 c.

11. Грейнер Л.Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2002. № 4. C. 76-94.

12. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций // Менеджмент: век ХХ - век XXI. М.: Экономисту 2009. 304 с.

13. Широкова Г.В. Основные направления исследований в теории жизненного цикла организации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2006. № 2. С. 25-42.

14. Ивашковская И.В., Янгель Д.О. Жизненный цикл организации и агрегированный показатель роста // Корпоративные финансы. 2007. № 4. С. 97-110.

15. Суханов П.С. Инновации и технологии как ключевые факторы развития информационно-коммуникационных технологий и рынка мобильных услуг // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 86. С. 621-633. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/39.pdf.

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 16 (2016) 53-66 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Economic Policy

ISSN 2073-4484 (Print)

IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF THE TELECOMMUNICATIONS SECTOR

Elena V. RYABOVAa\ Elena V. SAFRONOVAb

a National Research University Higher School of Economics, Nizhny Novgorod Branch, Nizhny Novgorod, Russian Federation [email protected]

b National Research University Higher School of Economics, Nizhny Novgorod Branch, Nizhny Novgorod, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 8 December 2015 Received in revised form 1 March 2016 Accepted 29 March 2016

JEL classification: L11, L96, O14

Keywords: market, mobile communication, factor, development, MICEX Telecom Index

Abstract

Importance Currently, the telecommunications sector has its specific operations, leaving a lot of room for further researches. The article focuses on the telephone communication market of Russia and factors driving the development of mobile service providers and the telecommunications market as a whole.

Objectives The research identifies, analyzes and evaluates the extent to which the factors influence MICEX Telecom Index and the prospect of the market as a whole.

Methods We evaluate and substantiate the most substantial and fundamental factors, which can influence the sector development, using econometric methods. The research also relies upon general scientific methods, i.e. analysis, synthesis, deduction and modeling.

Results The model proves that fundamental corporate qualities are important and significant to take investment decisions, especially during the crisis and uncertainty. MICEX Telecom Index can provide 70% forecast. We also prove telecommunication companies should innovate and invest for their further dynamic growth. The research determines the significance of financing structure and value, and provides recommendations for the sectoral development at the corporate and national levels.

Relevance The findings can be used to substantiate and make investment decisions within and beyond of the corporate environment.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Liebowitz S.J., Margolis S.E. Network Externality: An Uncommon Tragedy. Journal of Economic Perspectives, 1994, vol. 8, no. 2, pp. 133-150.

2. Katz M., Shapiro C. Product Introduction with Network Externalities. Journal of Industrial Economics, 1992, vol. 40, iss. 1, pp. 55-83.

3. Katz M., Shapiro C. System Competition and Network Effects. Journal of Economic Perspectives, 1994, vol. 8, no. 2, pp. 93-115.

4. Freeman L.C. The Impact of Computer Based Communication on the Social Structure of an Emerging Scientific Specialty. Social Networks, 1984, no. 6, pp. 201-221.

5. Dimmick J.W., Patterson S., Sikand J. Personal Telephone Networks: A Typology and Two Empirical Studies. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 1996, vol. 40, iss. 1, pp. 45-59.

6. Gandal N. Hedonic Price Indexes for Spreadsheets and Empirical Test for Network Externalities. The RAND Journal of Economics, 1994, vol. 25, iss. 1, pp. 160-70.

7. Rozanova N.M., Bulichenko D.A. [Competition in the telecommunications industry: the network market and product differentiation]. TERRA ECONOMICUS, 2011, vol. 9, no. 1, pp. 17-32. (In Russ.)

8. Kaplan R.S., Norton D.P. Sbalansirovannaya sistema pokazatelei. Ot strategii k deistviyu [The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2004, 320 p.

9. Lishchuk A.A. [An algorithm for generating strategic drivers of sustainable development of business structures through a scenario-based approach]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2007, no. 4, pp. 117-121. (In Russ.)

10. Adizes I. Upravlenie zhiznennym tsiklom korporatsii [Managing Corporate Lifecycles]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013, 384 p.

11. Greiner L.E. [Evolution and revolution in the process of corporate growth]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. Menedzhment = Vestnik Saint-Petersburg University. Series Management, 2002, no. 4, pp. 76-94. (In Russ.)

12. Kushelevich E.I., Filonovich S.R. Modeli zhiznennykh tsiklov organizatsii. V kn: Menedzhment: vek XX -vek XXI [Models of corporate lifecycles. In: Management in the 20th - 21st centuries]. Moscow, Ekonomist" Publ., 2009, 304 p.

13. Shirokova G.V. [Principal directions of research into the theory of corporate lifecycle]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. Menedzhment = Vestnik Saint-Petersburg University. Series Management, 2006, no. 2, pp. 25-42. (In Russ.)

14. Ivashkovskaya I.V., Yangel' D.O. [Corporate lifecycle and the aggregate growth indicator]. Korporativnye finansy = Journal of Corporate Finance Research, 2007, no. 4, pp. 97-110. (In Russ.)

15. Sukhanov P.S. [Innovation and technologies as key factors of the development of information and communication technologies and the market of mobile services]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2013, no. 86(02), pp. 621-633. (In Russ.) Available at: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/39.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.