Научная статья на тему 'Развитие конкурентоспособности предприятий телекоммуникационного сектора в условиях государственной поддержки'

Развитие конкурентоспособности предприятий телекоммуникационного сектора в условиях государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / TELECOMMUNICATION SERVICES / ДОХОДЫ / REVENUE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES / ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT ISSUES / ТОВАРЫ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / АНАЛИЗ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / GOVERNMENT INTERVENTION / REGULATORY IMPACT / SERVICES / ASSAY / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Диана Валерьевна

В статье определяются основные отличия в формировании российского рынка телекоммуникационных услуг и европейских рынков. Проанализирована зависимость эффекта от числа участников рынка телекоммуникационного сектора, влияние уровня конкуренции на динамику доходов от рынка телекоммуникационных услуг, а также на долю телекоммуникационного сектора в ВВП. В статье рассмотрена роль телекоммуникационных услуг в государственном обеспечении экономического роста в современном постиндустриальном развитии. Проанализирован международный опыт формирования регулярной политики в сфере телекоммуникаций. Обоснованы предложения по оптимизации инструментов государственного влияния на российском рынке телекоммуникационных услуг. Оценено влияние систем государственного регулирования рынка телекоммуникационных услуг на уровень развития конкурентной среды. Как и в других высокотехнологичных отраслях, развитие конкуренции на рынке телекоммуникаций имеет технологический характер. В статье описываются основные понятия «конкуренции» и «конкурентоспособность». Проведен конкурентный анализ рынка мобильной связи в России и изучены его черты. Проанализирована система лицензирования телекоммуникационных услуг в России. Определены основные виды лицензирования в странах-членах Международного союза электросвязи. Изучены тенденции систем лицензирования и предложен переход к единому лицензированию телекоммуникационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES TELECOMMUNICATIONS SECTOR IN THE STATE SUPPORT

The main differences in the formation of the Russian market of telecommunication services and European markets are determined. Dependence of the effect of the telecommunications sector entities’ number upon the dynamics of revenues from telecommunications services markets, and upon the share of the telecommunications sector in the GDP, is studied. The telecommunications role in state economic growth provision in modern postindustrial development is examined. International experience of regulatory policy formation in telecommunication sphere is analyzed. The instruments optimization proposals of the state influence on Ukrainian telecommunication services market are substantiated. The influence of public telecommunications services market regulations on the level of development of the competitive environment. As with other high-tech industries, the development of competition in the telecommunications market has a technological nature. The article describes the basic concepts of «competition» and «competitiveness». The analysis of the mobile market in Russia and studied his features. Systems of licensing of telecommunications services in Russia are analyzed. The main types of licensing in member countries of the International Telecommunication Union defined. Trends of transformation of licensing systems studied and proposed transition to a unified licensing of telecommunications services.

Текст научной работы на тему «Развитие конкурентоспособности предприятий телекоммуникационного сектора в условиях государственной поддержки»

УДК 339.972

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

© 2016

Григорьева Диана Валерьевна, магистр кафедры «Международный бизнес и финансы»

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, E-mail: dianagrigoreva0912@gmail.com)

Аннотация. В статье определяются основные отличия в формировании российского рынка телекоммуникационных услуг и европейских рынков. Проанализирована зависимость эффекта от числа участников рынка телекоммуникационного сектора, влияние уровня конкуренции на динамику доходов от рынка телекоммуникационных услуг, а также на долю телекоммуникационного сектора в ВВП. В статье рассмотрена роль телекоммуникационных услуг в государственном обеспечении экономического роста в современном постиндустриальном развитии. Проанализирован международный опыт формирования регулярной политики в сфере телекоммуникаций. Обоснованы предложения по оптимизации инструментов государственного влияния на российском рынке телекоммуникационных услуг. Оценено влияние систем государственного регулирования рынка телекоммуникационных услуг на уровень развития конкурентной среды. Как и в других высокотехнологичных отраслях, развитие конкуренции на рынке телекоммуникаций имеет технологический характер. В статье описываются основные понятия «конкуренции» и «конкурентоспособность». Проведен конкурентный анализ рынка мобильной связи в России и изучены его черты. Проанализирована система лицензирования телекоммуникационных услуг в России. Определены основные виды лицензирования в странах-членах Международного союза электросвязи. Изучены тенденции систем лицензирования и предложен переход к единому лицензированию телекоммуникационных услуг.

Ключевые слова: регулярное воздействие, телекоммуникационные услуги, доходы, конкурентоспособность предприятия, проблемы управления, товары, лицензирование, анализ, деятельность, государственное вмешательство.

DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES TELECOMMUNICATIONS

SECTOR IN THE STATE SUPPORT

© 2016

Grigoreva Diana Valer'evna, master of "International Business and Finance" Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street. 41, E-mail: dianagrigoreva0912@gmail.com)

Abstract. The main differences in the formation of the Russian market of telecommunication services and European markets are determined. Dependence of the effect of the telecommunications sector entities' number upon the dynamics of revenues from telecommunications services markets, and upon the share of the telecommunications sector in the GDP, is studied. The telecommunications role in state economic growth provision in modern postindustrial development is examined. International experience of regulatory policy formation in telecommunication sphere is analyzed. The instruments optimization proposals of the state influence on Ukrainian telecommunication services market are substantiated. The influence of public telecommunications services market regulations on the level of development of the competitive environment. As with other high-tech industries, the development of competition in the telecommunications market has a technological nature. The article describes the basic concepts of «competition» and «competitiveness». The analysis of the mobile market in Russia and studied his features. Systems of licensing of telecommunications services in Russia are analyzed. The main types of licensing in member countries of the International Telecommunication Union defined. Trends of transformation of licensing systems studied and proposed transition to a unified licensing of telecommunications services.

Keywords: regulatory impact, telecommunication services, revenue, the competitiveness of enterprises, management issues, services, licensing, assay, performance, government intervention.

Постановка проблемы и анализ основных публикаций. Становление и развитие информатизации общества является характерной чертой XXI века. Именно в информационном обществе активно развиваются информационные и коммуникационные технологии. Важную роль в формировании информационного общества играют телекоммуникации. Данная отрасль является важным элементом сбалансированной развитой экономики любой страны. Наиболее динамичной отраслью телекоммуникаций есть мобильная связь, которая за последнее десятилетие стала одним из важных элементов национальной инфраструктуры [1-4].

Исследованием проблематики конкуренции, конкурентоспособности и проблемных вопросов, об особенностях рынка мобильной связи Российской Федерации посвящено исследование зарубежных и отечественных ученых и ученых: Аникин О.Б., Воробиенко П. П., Иванова Е. Г., Токмин К. И., Котельцев С. Ю., Пономарева А. Е., А. Степаненко, Танащук Е.А., Голубицкая Е. А., Булах И.В., Надтока Т.Д., М. Постолатый, К. Абаев, И. Балабанов [5-11], однако ввиду постоянных изменений как в мировой, так и в российской экономике; нестабильной экономической ситуации в стране, анализ конкурентоспособности мобильных операторов России и конкуренции на данном рынке является необходимым и требует дальнейшего исследования.

Цель исследования. Основной задачей статьи является анализ конкуренции на рынке мобильной связи

Российской Федерации.

В процессе исследования использованы диалектический подход к рассмотрению закономерностей конкуренции рынка телекоммуникаций и структурный анализ для выявления иерархической упорядоченности уровней конкурентной среды рынка телекоммуникационных услуг.

Изложение основного материала. Любая фирма, выступая на рынке, прежде всего, сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под требования рынка. Это препятствие - другие фирмы, которые осуществляют свою деятельность на этом же рынке, то есть конкуренты. Отношения между ними определяют понятием «конкуренция».

От понимания сущности понятия «конкуренция» в значительной степени зависят научно-методические подходы к решению большинства проблем конкурентоспособности - оценки ее уровня, выбор и обоснование мероприятий по установке, поддержание на необходимом уровне и повышение конкурентоспособности и тому подобное.

Сегодня в литературных источниках по этой проблеме существует несколько подходов к пониманию сущности и определению этого понятия [12].

Первый - определяет конкуренцию как соревнование на рынке. Он основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших

результатов.

Второй - рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, позволяющего уравновесить спрос и предложение. Здесь конкуренция выступает как сила, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения и обеспечивающая функционирование механизма ценообразования.

Третий - трактует конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Этот подход основывается на микроэкономической теории (теории морфологии рынка), по которой «конкуренция» понимается как свойство рынка, согласно которому конкуренция не является соперничеством, а скорее степенью зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов [13].

При оценке конкурентоспособности предприятия, кроме потенциальных возможностей фирмы в текущем времени, надо учитывать ее перспективные потенциальные возможности. Особенно это актуально для отечественных предприятий, поскольку некоторые и них сегодня неконкурентоспособны вследствие недостатка финансовых ресурсов, неэффективного менеджмента и других причин.

Конкурентоспособность предприятия характеризуется комплексом показателей, которые определяют место последнего на соответствующем рынке (национальном или мировом). Этот комплекс содержит как характеристики конкурентоспособности конкретных товаров, так и факторы, которые формируют условия производства и сбыта товаров предприятия в целом.

Стоит отметить, что конкурентоспособность предприятия не тождественна неуклонному подъему конкурентоспособности каждого товара, а состоит, наоборот, именно в способности предприятия к адекватной модернизации и переориентации производства в соответствии с жизненным циклом товара.

Некоторые специалисты при определении конкурентоспособности учитывают интересы только потребителей продукции. Ни в одном из определений не принимаются во внимание интересы владельцев производства. Учет интересов владельцев является непременной составляющей оценки конкурентоспособности способности предприятий.

Обеспечение конкурентоспособности является целевой функцией стратегии фирмы, опираясь на которую, на уровне предприятия принимаются решения и осуществляются мероприятия, существенные для характера производственной деятельности в рыночной экономике в целом (по структуре и объемов производства, нормирования потребления и накопления, реализации и развития технологического и инновационного потенциала и т.д.).

Предприятие принимает решение о строительстве конкурентной стратегии, учитывая влияние пяти основных факторов [14]:

• угрозы появления новых конкурентов;

• угрозы появления товаров или услуг - заменителей;

• способности поставщиков комплектующих товаров торговаться;

• способности покупателей торговаться;

• соперничества уже существующих конкурентов между собой.

Именно эти основные факторы оказывают определяющее влияние на цены, которые формируются предприятиями, допустимые расходы, которые они могут нести, и на размеры капиталовложений, необходимых для поддержания конкурентоспособности, а значит - на прибыльность отрасли.

Конкурентоспособность предприятия свидетельствует о надежности инвестиции в данное предприятие,

а, следовательно, при прочих равных условиях, снижает требования инвестора относительно нормы прибыли. Этот фактор влияет, таким образом, на выбор экономических субъектов между потреблением и сбережением (инвестированием) в пользу последнего.

Конкурентоспособность предприятий формируется в конкурентной борьбе в результате выбора ими адекватной стратегии деятельности. Отсутствие стратегии или ошибки в ее выборе приводят к неэффективному расходованию ограниченных производственных ресурсов, потери времени как наиболее ценного фактора рыночного успеха. К сожалению, стратегия экономической трансформации в России не способствовала выработке большинством предприятий собственных конкурентных стратегий, что часто вело к их проигрышу в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями, которые уже прошли этап собственного становления. Исходя из вышеизложенного, логичным представляется вывод о том, что продолжающийся трансформационный кризис в России связан, прежде всего, как с несформиро-ванностью в государстве конкурентной совокупности предприятий, так и с сужением и обеднением структуры внутреннего рынка. Это вызвало деформацию основных составляющих процесса конкуренции, что обусловило его неадекватную роль в регулировании рыночных отношений. Реакция отечественных предприятий на осложнения конкурентных условий состояло в основном не в разработке и реализации конкурентных стратегий, а в свертывании деятельности, повышении цен на основе монопольного положения, получении рентных преимуществ за счет налоговых и других льгот или близости к распределению бюджетных ресурсов. [4; 6; 7; 15]

Важным показателем конкурентоспособности экономического объекта любого уровня является наличие у него конкурентных преимуществ, то есть качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперника. Именно конкурентные (сравнительные) преимущества, которые являются ключевым понятием теории конкуренции, определяют рыночную позицию субъекта конкуренции.

В условиях глобализации и всеобщих процессов информатизации в мировой экономике все большее значение приобретает мировой рынок телекоммуникаций, демонстрирующий устойчивые и высокие темпы роста. Стремительные темпы роста телекоммуникационного рынка стали следствием бурного развития науки и техники, повышение уровня жизни людей и возникновения новых потребностей в телекоммуникационном оборудовании и услугах, в частности, в услугах мобильной связи, в услугах Интернет, спутникового ТВ.

Рынок телекоммуникаций России, по мнению многих экспертов, переживает сейчас период стагнации, вызванный кризисными явлениями 2014-2015 гг., введением санкций со стороны США и Евросоюза. Абонентов широкополосного доступа в Интернет в 2015 году стало больше — во всей стране — всего на 700 тыс., а в 2016 году рынок прирастет не более чем на 550 тыс. клиентов. По платному ТВ в 2015 году рост был 5,4%, а на 2016-й прогнозируется 4,5%. В 2015 году в России было продано 26 млн смартфонов, а в 2016-м ожидается 23-24 млн[16].

Существенным фактором, непосредственно влияющим на уровень развития конкурентной среды, является система государственного регулирования рынка телекоммуникационных услуг. Как и в других высокотехнологичных отраслях, развитие конкуренции на рынке телекоммуникаций имеет технологический характер.

В России действует система правового регулирования отношений в сфере телекоммуникаций, которая включает нормативные акты общего и специального характера. Эти нормативно-правовые акты регулируют деятельность государственных органов, организаций и граждан в сфере телекоммуникаций, процессы формирования и развития рынка телекоммуникационных ус-

луг, а также устанавливают полномочия государственных органов по регулированию рынка телекоммуникационных услуг.

Деятельность в сфере телекоммуникаций осуществляется при условии включения в реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций, а в определенных случаях с условием получения соответствующих лицензий и разрешений.

Лицензия - документ, удостоверяющий право субъекта хозяйствования на осуществление указанного в нем вида деятельности в сфере телекоммуникаций в течение определенного срока на конкретных территориях с выполнением лицензионных условий.

Лицензионные условия содержат перечень организационных, квалификационных, технологических и других специальных требований, обязательных для выполнения при осуществлении деятельности в сфере телекоммуникаций, подлежащей лицензированию [9].

В целом в системе лицензирования телекоммуникационных услуг России сохраняется достаточно сложная административная система получения разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций, основанная на лицензировании конкретных услуг телекоммуникаций с указанием технологий их предоставления [17]. Эксперты в области телекоммуникаций отмечают, что для достижения общих целей телекоммуникационной политики законодательные органы должны создать такую модель, которая может четко определить функции регулирования, процедуры и процесс принятия решений, определить полномочия регулирующего органа по четырем основным вопросам:

- регулирование условий вхождения операторов на рынок телекоммуникационных услуг;

- техническое регулирование выделения, распределения и мониторинга частот и номерного ресурса, сертификацию оборудования и политику стандартизации;

- регулирование деятельности операторов на рынке для обеспечения добросовестной конкуренции и соблюдения требований антимонопольного законодательства, защиты пользователей, контроля над ценами и качеством услуг;

- контроль за выполнением лицензионных условий и требований нормативно-правовых документов государственных органов, регулирующих сферу связи.

Перечисленные функции регулирования означают, что государственное вмешательство в сектор телекоммуникаций в новых условиях должно основываться, на наш взгляд, на прозрачной и последовательной телекоммуникационной политике, невозможности влияния интересов отдельного оператора на политику регулирования в отрасли, недопущения дискриминации отдельных операторов или пользователей, создание возможности применения адекватных санкций за совершенные нарушения действующего законодательства, учет экономических и социальных последствий подобных действий [18].

Использование индивидуальных лицензий во многих странах, в том числе и в нашей, затрудняет выход на рынок и препятствует развитию услуг. Поэтому, например, ЕС призывает регуляторные органы к применению общих разрешений для всех телекоммуникационных услуг к более широкому использованию специальных прав при предоставлении радиочастот и выделении номеров из национальных планов нумерации.

В процессе развития конкуренции, то есть при создании благоприятных условий для развития операторской деятельности значительное количество субъектов хозяйствования, были определены следующие тенденции:

- введение нейтральных в технологическом отношении лицензий, которые сочетают в себе конвергированные услуги или расширенные виды услуг, подпадающих под одну лицензию.

- введение единого режима лицензирования, при котором все лицензии превращаются в одну лицензию,

которая охватывает широкий спектр услуг. Этот режим лицензирования значительно отличается от предыдущего режима лицензирования, ориентированного на предоставление конкретных услуг и состоящего из большого количества типов лицензий, разделенных на несколько категорий.

- движение в некоторых странах в направлении упрощения режимов выдачи лицензий или отмены лицензий.

Отмена лицензий предполагает общее разрешение или систему лицензий класса, при которой операторы имеют право предоставлять услуги с учетом обязательств регуляторного характера. Обычно оператор должен предоставлять регуляторному органу уведомление, содержащее минимальную информацию, до или в течение короткого промежутка времени после начала обслуживания. Так происходит в странах-членах ЕС, перешедших на режим простого разрешения с использованием минимального вмешательства регуляторных органов, который требует выдачи индивидуальных лицензий, только в случае крайней необходимости (например, для использования ресурсов, таких как радиочастоты и нумерация).

Ликвидация требований регистрации, поскольку соответствующие услуги выходят за пределы полномочий регуляторного органа, или из-за того, что регуляторный орган решил воздерживаться от регулирования той или иной конкретной услуги. Такой подход используется в Соединенных Штатах Америки в отношении поставщиков услуг Интернета (ISP) и услуг, которые они предоставляют (например, электронная почта, доступ к Интернет и VoIP). На данный момент услуги, которые предоставляются ISP, рассматриваются как нелицензи-рованные "Информационные услуги" для того, чтобы способствовать непрерывному развитию Интернет [19].

Выводы и перспективы дальнейших исследований. На сегодняшний день рынок мобильного связи является одним из самых перспективных сегментов индустрии телекоммуникаций. Проведенное исследование показало, что за последние годы структура рынка и позиции мобильных операторов остаются неизменными - лидерами остаются компании МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «Ростелеком». Стимулирование технологического и технического развития, информатизации субъектов экономики существенно помогают достигнуть главных социально-экономических результатов. Составной частью стратегии информатизации должна быть разработка стратегии развития телекоммуникации на всех уровнях мировой экономики, в которой уже должны учитываться требования управления, предпринимательской деятельности и совокупность процессов в обществе.

Исследование вопросов государственного регулирования показало существенные затруднения по входу на рынок телекоммуникационных услуг, а также существенные ограничения, которые система лицензирования накладывает на процесс совершенствования технических аспектов телекоммуникаций. Дальнейшие исследования будут направлены на поиск возможных путей и определения соответствующих мер по повышению конкурентоспобности компаний на данном рынке и его перехода от рынка монополистической конкуренции к рынку свободной конкуренции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Радюкова Я. Ю. Реструктуризация естественных монополий как инструмент оптимизации их деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2010. Вып. 6.

2. IKS-consuting [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iksconsulting.ru/

3. Barros and Hoernig (2004), Sectoral regulators and the competition authority: Which relationship is best?, CEPR Discussion paper series, no. 4541.

4. Кузубов А.А., Шашло Н.В. Глобализация мировой экономики в развитии международных корпоративных структур // Азимут научных исследований: эконо-

мика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 143-146.

5. Танащук Е.А. Основные направления развития регулирования рынка услуг электронных коммуникаций / Е.А. Танащук // Информ. коммуникац. сети. Респ. Казахстан. — 2012. — № 5.. .6 (75.. .76). — С. 49 — 54.

6. Воробиенко С. П. Оценка конкурентоспособности телекоммуникционных услуг / Воробиенко С. П. // Сб. наук. пр. ОНАС им. А. С. Попова. - Одесса, 2008.- С. 119-122.

7. Гранатуров В. М. «Методы оценки, поддержки и повышения конкурентоспособности услуг связи»: Методические указания по выполнению лабораторно-практической работы по курсу «Управление услугами связи» / В. Гранатуров, С. П. Воробиенко, Л. В. Галан.

- Одесса: ОНАС 2016.

8. Булах И. В. Оценка конкурентоспособности предприятия сферы телекоммуникаций [Текст]: монография / И. В. Булах, Т. Д. Надтока; ДВНЗ «Донец. нац. техн. ун-т ».- Донецк: ДВНЗ «ДонНТУ», 2010.- 583 с.

9. Мировой рынок телекоммуникаций: современные тенденции, стратегии и перспективы развития [Текст]: монография / О.Б. Аникин. - М.: ГУУ, 2009. - 170 с.

10. Токмин К. И. Проблемы управления и планирования деятельности телекоммуникационных компаний в период финансового кризиса // Вестн. ун-та ГУУ. 2010. № 9.

11. Голубицкая Е. А. Основы маркетинга в телекоммуникациях: учеб. пособ. / Е. А. Голубицкая, Е. Г. Кухаренко.- М.: Радио и связь, 2005.- 320 с.

12. Смирнов Е. М. Определение и классификация основных видов конкурентоспособности предприятия // Европейский вектор экономического развития. - 2015. -№ 2 (9) . - С. 190-198.

13. Беляева С. В. Методика определения конкурентоспособности предприятия (теоретический аспект) [Текст] / С. В. Беляева, Т. Л. Зубко // Инновационная экономика, 2013. - Т. 6. - С. 77-81.

14. Стройко И. Новое означает лучшее? / И. Стройко // Юридическая практика. - 2006. - № 17. - С. 16-17. Економiчнi науки Вюник Хмельницького нацюнального ушверситету 2012, № 1 217

15. Добрин С. Обзор отдельных аспектов российского законодательства в области телекоммуникаций / С. Добрин // Мобильные телекоммуникации. - 2006. - № 9. - С. 29-34.

16. Телеком: прогноз 2016 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.dp.rU/a/2016/01/26/Vse_ hotjat_povtorenija.

17. Кузубов А.А. Конкурентоспособность машиностроительных предприятий как объекта стратегического управления // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2016. № 1 (77). С. 71-86.

18. OECD Communications Outlook 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi. org/10.1787/comms_outlook-2011-en

19. Голубенков Т. А. Конкурентоспособность операторов рынка услуг мобильной связи России // Вестник социально-экономических исследований, 2011 год, выпуск 2 (42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.