Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ЖИЗНЬ / ЧЕЛОВЕК / ТЕХНОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РАЗУМ / ЗНАНИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / ПОИСК / СТРАХ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ДУША / ПРИРОДА / ИСПЫТАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умарова Зара Ясуевна

Актуальность тематики исследования продиктована недопустимостью разрушения естественно-природных основ бытия человека. В статье рассматривается воздействие техногенных процессов на существование цивилизации. В работе показано, что в технологическом мире человек как разумное существо ищет точку опоры и смысл своей жизни. Ему сложно определится с новым бытием и преодолеть огромные противоречия: духовного, экологического кризиса. Создав разного рода машины, он нарушил естественную среду своего обитания и оказался заложником собственных достижений. Трансформации повседневности, происходящие под воздействием техногенных процессов, требуют поиска новых подходов к взаимопониманию людей, реализации новейших мировоззренческих смыслов и установок. В противоречивом мире человек может выжить, только подчинив технику гуманной душе, способной сохранить целостные человеческие чувства и не допустить власть машины над человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TECHNOGENIC PROCESSES ON HUMAN EXISTENCE

The relevance of the topic of the study is dictated by the inadmissibility of the destruction of the natural bases of human existence. The article examines the impact of technogenic processes on the existence of civilization. The work shows that in the technological world, a person, as a rational being, is looking for a fulcrum and the meaning of his life. It is difficult for him to define a new existence and to overcome the huge contradictions: spiritual, ecological crisis. By creating bulky machines, he violated the natural habitat and became a hostage of his own achievements. Transformation of everyday life, taking place under the influence of technogenic processes, requires the search for new approaches to mutual understanding of people, the implementation of the latest worldview meanings and attitudes. In a contradictory world, a person can survive only by subjugating the technique to a humane soul capable of preserving holistic human feelings and preventing the power of the machine over a person.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Научная статья УДК 111

https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.11

Влияние техногенных процессов на бытие человека Зара Ясуевна Умарова

Грозненский государственный нефтяной университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, Zara200@mail.ru

Аннотация. Актуальность тематики исследования продиктована недопустимостью разрушения естественно-природных основ бытия человека. В статье рассматривается воздействие техногенных процессов на существование цивилизации. В работе показано, что в технологическом мире человек как разумное существо ищет точку опоры и смысл своей жизни. Ему сложно определится с новым бытием и преодолеть огромные противоречия: духовного, экологического кризиса. Создав разного рода машины, он нарушил естественную среду своего обитания и оказался заложником собственных достижений. Трансформации повседневности, происходящие под воздействием техногенных процессов, требуют поиска новых подходов к взаимопониманию людей, реализации новейших мировоззренческих смыслов и установок. В противоречивом мире человек может выжить, только подчинив технику гуманной душе, способной сохранить целостные человеческие чувства и не допустить власть машины над человеком.

Ключевые слова: бытие, жизнь, человек, техногенные процессы, разум, знания, изменения, поиск, страх, информация, противоречия, душа, природа, испытание, ответственность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Умарова З.Я. Влияние техногенных процессов на бытие человека // Общество: философия, история, культура. 2023. № 7. С. 83-87. https://doi.org/10.24158/fik. 2023.7.11.

Original article

The Influence of Technogenic Processes on Human Existence Zara Ya. Umarove

Grozny State Oil Technical University (GSOTU) named after academician M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia, Zara200@mail.ru

Abstract. The relevance of the topic of the study is dictated by the inadmissibility of the destruction of the natural bases of human existence. The article examines the impact of technogenic processes on the existence of civilization. The work shows that in the technological world, a person, as a rational being, is looking for a fulcrum and the meaning of his life. It is difficult for him to define a new existence and to overcome the huge contradictions: spiritual, ecological crisis. By creating bulky machines, he violated the natural habitat and became a hostage of his own achievements. Transformation of everyday life, taking place under the influence of technogenic processes, requires the search for new approaches to mutual understanding of people, the implementation of the latest worldview meanings and attitudes. In a contradictory world, a person can survive only by subjugating the technique to a humane soul capable of preserving holistic human feelings and preventing the power of the machine over a person.

Keywords: existence, life, man, technogenic processes, mind, knowledge, change, search, fear, information, contradictions, soul, nature, trial, responsibility

Funding: Independent work.

For citation: итагсма, Z.Ya. (2023) The Influence of Technogenic Processes on Human Existence. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 83-87. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.7.11 (In Russian).

Нынешнее поколение людей приперто к стене.

Существуют такие проблемы, когда нереалистично пытаться не только решить, но и осмыслить их, не считаясь с интересами других.

Ч. Айтматов1

Актуальность поставленной проблемы обеспечивается необходимостью рассмотрения влияния техногенных процессов на бытие человека. В связи с радикальными преобразованиями в

1 Айтматов Ч. С моей точки зрения // Советские и зарубежные писатели: диалоги, интервью, размышления. М., 1986. С. 423.

© Умарова З.Я., 2023

мире каждый отдельно взятый индивид сегодня испытывает большие трудности и беспокойство за свое будущее. Стремительное развитие технологий, социальных сетей сильно влияет на сознание, на активность человеческой мысли и на познание индивидом тайны бытия. Большинство людей в последнее время огромные силы и энергию тратят не на поиск нравственных ориентиров человеческого существования, в основе которых могут лежать: истина, добро, свобода, справедливость, терпение, любовь, а на улучшение своего материального благосостояния. «Учитывая замечательные достижения человека в области искусства, литературы, науки и техники..., иногда высокомерно заявляют, что человек хорош, каков он есть. Однако если учесть, сколь тщетно человеческий мозг бьется над разрешением основных проблем нашего мира, то приходится вести себя скромнее. И когда наблюдаешь, сколь быстро могут деградировать отдельные люди и целые общества, нельзя не почувствовать, что человек мог бы еще долго идти по пути к совершенству» (Майр, 1974: 41). В этом противоречивом технологическом мире ему сложно найти точку опоры, осознать, для чего он живет, в чем смысл человеческого существования, к чему он должен стремиться, а с чем - бороться. Разумом, конечно, индивид пытается понять, что долг каждого состоит в том, чтобы сторониться пошлости, бороться со злом, стремиться к добру, любви, красоте, творчеству, к постижению истины. Но под сильным воздействием ежедневной информации он склоняется к подавленности, хронической усталости и ощущению невозможности изменить свою жизнь. «Люди все больше становятся автоматами и производят машины, действующие подобно людям, а также людей, действующих подобно машинам. Их разум оскудевает, в то время как интеллект растет. Так возникает опасная ситуация, когда человек, обладая огромной материальной силой, лишен необходимой для ее использования мудрости» (Фромм, 1993: 195).

Сегодня перед мировым сообществом встают множественные вопросы. Как преодолеть негатив, агрессию, озлобленность, черствость, зависть, нетерпимость, несправедливость, которые зарождаются в массовом сознании по отношению другой точке зрения, мнению, культуре, религии? Самостоятельный поиск путей решения поставленных задач ведет к новым идеям, непрерывному обновлению знаний и многочисленным заблуждениям. «Человек - существо с потребностями, - пишет Кант, - поскольку он принадлежит к чувственному воспринимаемому миру. Но человек не до такой степени животное, чтобы быть равнодушным к тому, что говорит разум сам по себе, и чтобы пользоваться им только как орудием удовлетворения своих потребностей как чувственного существа» (Кант, 1965: 384).

Сегодня бытие человека стоит в просвете обнаружения новых сил через восприятие виртуального мира, в котором он живет и уйти от которого он не может. Во всех сферах жизни общества идет пересмотр старых взглядов, формируется тип техногенного человека, который легко может идти на обман, ложь для достижения поставленной цели и собственной выгоды. «Техногенный человек» - другой, у него иные ценностные ориентиры. Он еще не до конца понимает, что происходящее сегодня имеет свои тяжелые последствия. У него свой путь измерения в созданной им самим системе - «Я» и «Мое». Интернет - это искусственная среда функционирования его сознания, которая помогает ему учиться, эффективно работать, а также медленно ведет к психическим расстройствам, многочисленным болезням, которые долгое время будут напоминать о себе. Следует отметить то, что ежедневно информация загружает мозг человека, сумма знаний все время растет, но еще быстрее увеличивается объем незнаний, так как человек не успевает превратить получаемую информацию в личностные знания и убеждения. «Возникают информационные перегрузки, сохраняется постоянная потребность в усовершенствовании поисковых систем, помогающих находить нужную информацию. Возрастает потребность в информационной компетентности и грамотности в связи с дефицитом достоверно-качественной информации1.

Современные тенденции развития знания вносят большие изменения в сложившиеся культурные менталитеты и требуют поиска новых подходов к взаимопониманию, новых мировоззренческих смыслов и установок. Эти идеологические предписания, предполагающие особые смыслы культуры, природы, человека, пространства и времени, деятельности, познания не были присущи традиционным культурам, они сложились под влиянием техногенных процессов. Бытие человека сегодня подпитывается иллюзией, как будто люди смогут переделать этот мир и сложившую ситуацию по образу их мыслей в том или ином направлении благодаря достижениям техники. Представитель русского экзистенциализма и персонализма Н.А. Бердяев считает, что «человека нельзя внешне принудительно оградить от "мира" и его соблазнов. Он погружен в "мир" и его соблазны и должен изнутри, в свободе их преодолеть. Каждый из нас разделяет судьбу мира и человечества. Никого нельзя поставить под стеклянный колпак. Все стеклянные колпаки уже разбиты, все перегородки сметены. Человек ввергнут в мир, в судьбу человечества, должен принять на себя ответственность за всех, должен работать в мире для преображения мира» (Бердяев, 1994: 206).

1 Гринева О.А. Трансформация человеческого бытия в условиях современного информационного общества: социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2017. С. 17.

Человек современности сталкивается с целым рядом проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой - политическими, экономическими, культурными коллизиями, требующими от него изменения отношения ко всему новому. Созидание -в любом случае критика старого. Человек развивается и открывается миру в социальных сетях, отрывающих его от живого общения, привычной среды и полноты осмысленной жизни. Знания, получаемые индивидом в процессе восприятия окружающей действительности в современных условиях, приводят его к мысли, что он есть единственное разумное существо, для которого его собственное бытие является самой большой проблемой. Тревожные сигналы интолерантности, агрессивности, недовольства идут от молодых субъектов, которые попадают под влияние недоброжелателей через виртуальное пространство. Разрушаются традиционные ценности, нарушается связь поколений, а молодые люди еще не окрепли, не состоялись для того, чтобы обратиться к внутренним источникам самоконтроля: моральному долгу, ответственности, чести, достоинству, совести, и это очень часто приводит к трагическим последствиям в семье, в обществе. Для молодежи характерно наличие множества фобий: страх перед собой, отсутствия мобильного телефона или нарушения его функционирования, а также опасение, что не успеют сделать карьеру, организовать бизнес, создать семью, завести детей. Это заставляет молодых людей постоянно находиться в состоянии стресса и искать пути преодоления сложных жизненных ситуаций. Страх может удержать от зла, но он не изменяет человека нравственно, так как высокие моральные качества не привязаны к преходящим задачам и интересам, а вырастают из жизненного опыта людей. Страх деформирует и подавляет чувство свободы и человеколюбие в личности, она становится частью бездушного технического мира. «Личность связана с болью и страданием. Реализация личности болезненна. И человек отказывается от личности, чтобы не испытывать боли» (Бердяев, 1994: 314).

Техногенные процессы навязывают человеку совсем иное представление о свободе, справедливости, добре, истине, отличающееся от того, которого он придерживался ранее, и ему постоянно приходится прислушиваться к внутреннему голосу разума. Технический мир, созданный человеком для обслуживания своих нужд, становится единством, подчиняющейся своим закономерностям. Это опасная ситуация, не оставляющая места для совести, сочувствия, жалости, терпения, взаимопонимания и т.п. «Есть основание предполагать, что стремление к справедливости и истине является неотъемлемой чертой человеческой природы, хотя оно может подавляться и искажаться, так же, как и стремление к свободе» (Фромм, 1988: 64).

Человек оказывается перед вопросом: за что и против чего он? Если исходить из гуманистической науки, то каждый из нас уникален по Вселенной, и человеческая жизнь есть ценность сама по себе, она имеет смысл до последнего дыхания. Следует отметить, что жизнь человека сегодня - это борьба разума, интеллекта, сознания, совести, противопоставленные всей действительности и тем трансформациям, которые происходят в результате технологических процессов в мире. «Философы и современная философия в подавляющей мере не учитывают эту функциональную зависимость человека как природного объекта и человечества как природного явления от среды жизни и мысли» (Вернадский, 2009: 243).

Сознание людей на современном этапе развития нацелено на приспособление к техническому миру и его жестким законам, что вызывает тревогу за трансформацию души человека, которая как высшее бытие, уязвима и сильно ранима под влиянием техногенных процессов. Страшные и разрушительные удары технического мира, наносимые по душе человека, стремительно ведут к тяжелым последствиям: мучительным страданиям, депрессии, одиночеству, цифровой болезни, отчуждению. «Глобальные социотехнологические трансформации в человеке связаны не только с зависимостью его образа жизни от новой среды жизнедеятельности - техносферы. Они идут вглубь, в самую суть человеческой природы - в его физические и умственные возможности, поскольку достижения новейших технологий используются для решения многочисленных проблем со здоровьем и даже искусственного усовершенствования вида Homo Sapiens»1.

В повседневной реальности и суровых испытаниях, выпавших на долю человека, нетрудно обнаружить духовный кризис, но очень сложно представить, к чему он может привести, так как сегодня человек хочет «иметь», и его подход к жизни носит чисто прагматичный характер. Что может произойти, если предоставить полную свободу технике? По всей вероятности, это приведет к «переоценке ценностей», а также может очень быстрыми темпами разрушить естественную среду человеческого обитания, природу. «Вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но в конечном счете ее может спасти только любовь. Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит ее просто потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты. Какова бы была та форма, к которой он по своей культуре и интеллектуальному складу наиболее восприимчив. Ибо это - неотъемлемая часть человеческой души» (Дорст, 1968).

1 Дергачёва Е.А. Феномен глобализации в контексте техногенного социоприродного развития : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2013. С. 37.

Негативное влияние на здоровье человека в техногенных процессах оказывают следующие факторы: канцерогенные, тератогенные, мутагенные ингибирующие, некротические, токсичные. Нынешний экологический кризис есть последствие технизации жизни: «создается новая разновидность разумного существа, которую можно назвать техногенным человеком... Торжество его означает дальнейшее укрепление на Земле господства техновещества и подавление области жизни техносферой» (Баландин, 2005). Пограничная ситуация, в которой оказался человек, приводит его к мысли, что, создав громоздкие машины, он нарушил естественную среду своего обитания и сам оказался заложником собственных достижений, ведущих к дегуманизии человеческой жизни. В современном противоречивом мире сложно выжить, не подчинив технику человеческой душе. С одной стороны, она облегчает нашу жизнь, но с другой - вызывает непредвиденные последствия, ведущие к катастрофам - экологическим, духовным. «Создавая новые и лучшие средства для овладения природой, человек оказался пойманным в сети этих средств и потерял из виду цель, которая одна и дает этим целям смысл - самого человека» (Фромм, 1992: 12).

Таким образом, следует отметить, что сегодня человек определяется со своим новым бытием в техническом мире и ищет возможности своего «Я». Важно, чтобы он не стал элементом технических процессов, не допустил видоизменение души, которая гарантирует его безопасность, открытость миру, а также способствует развитию нравственного самосознания, экологической и духовной культуры. Мир человеческой культуры детерминирован наличным существованием бытия и не существует без мира природы, сохраняющей самое ценное на Земля - человеческую жизнь. «Имеется много способов бытия-в-мире, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки, и все они нужны для того, чтобы сделать нас людьми в полном смысле слова и решать проблемы нашего совместного существования в этом мире» (Фейерабенд, 1986: 140).

Стремительно прогрессирующее интернет-общение как искусственная среда функционирования сознания не сближает людей, а приводит к иллюзиям, полному одиночеству, кибербо-лезни. Силой разума выстроив материальный мир своей мечты, большинство людей ищут пользу, удачу, материальную выгоду, то есть они постоянно хотят «иметь», но не «быть». Однако «наша ответственность гораздо больше, чем мы могли предполагать, ибо она охватывает все человечество. Я отвечаю за себя самого и за всех» (Sartre, 1964: 25). Знания в отрыве от духовно-нравственных ценностей не расширяют внутренний мир человека и не дают ему возможность объективно оценить собственное бытие в мире. Рационально подходя к себе и своей жизни, каждый из нас может устранить угрозы, стоящие перед цивилизацией. Независимо от цвета кожи, вероисповедания, культуры, языка, традиций мы прежде всего люди, и наше сознание должно быть направлено на достижение высшего состояния гуманности.

Таким образом, технический процесс является важнейшим фактором развития общества, однако влияние технологий на индивидуальное бытие человека слишком высоко и доходит до замещения человеческих взаимоотношений моделью контактов «техника - человек». В сложившихся условиях социальных трансформаций следует адекватно оценивать проявления не только позитивных, но и негативных последствий воздействия высоких технологий на жизнедеятельность социума, с тем чтобы не допустить вырождения Человека.

Список источников:

Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. 2005. № 6. С. 107-116.

Бердяев Н.Р. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2009. 576 с.

Дорст Ж. До того, как умрет природа. М., 1968. 415 с.

Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 1. 544 с.

Майр Э. Человек как биологический вид // Природа. 1974. № 2. С. 36-44.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 542 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1988. 288 с.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. 415 с.

Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. 256 с.

Sartre J-P. Lexistetialisme est un Hunanisme. Paris, 1964. 320 p. (на фр. яз.)

References:

Balandin, R. K. (2005) Noosphere or Technospere. Voprosy Filosofii. (6), 107-116. (In Russian).

Berdyaev, N. R. (1994) Filosofiya svobodnogo dukha [Philosophy of the Free Spirit]. Moscow. 480 р. (In Russian).

Dorst, Zh. (1968) Do togo, kak umret priroda [Before Nature Dies]. Moscow. 415 р. (In Russian).

Feierabend, P. (1986) Izbrannye trudy po metodologii nauki [Selected Works on the Methodology of Science]. Moscow. 542 р. (In Russian).

Fromm, E. (1988) Begstvo ot svobody [Flight from Freedom]. Moscow. 288 р. (In Russian).

Fromm, E. (1992) Chelovek dlya sebya [A Man for Himself], Minsk. 256 р. (In Russian).

Fromm, E. (1993) Psikhoanaliz i etika [Psychoanalysis and Ethics]. Moscow. 415 р. (In Russian).

Kant, I. (1965) Sochineniya [Essays]. Vol. 4-1. Moscow. 544 р. (In Russian).

Mair, E. (1974) Chelovek kak biologicheskii vid [Man as a Biological Species]. Priroda. (2), 36-44. (In Russian).

Sartre, J.-P. (1964) Lexistetialisme est un Hunanisme. Paris. 320 p. (In French)

Vernadskii, V. I. (2009) Biosfera i noosfera [Biosphere and Noosphere]. Moscow. 576 р. (In Russian).

Информация об авторе З.Я. Умарова - кандидат философских наук, доцент Грозненского государственного нефтяного университета имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=763162

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Z.Ya. Umarova - PhD in Philosophy, Associate Professor, Grozny State Oil Technical University (GSOTU) named after academician M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=763162

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.